2. Гипотезы, основанные на изобразительных свидетельствах

1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле, при­ло­же­ние

Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле, про­дол­же­ние

image0012. Гипо­тезы, осно­ван­ные на изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тель­ствах
image0572.1. Ана­у­атль и йопи­цонтли

image001Фото 1. Тема­ла­катль. Инвен­тар­ный № 10–46485. Раз­меры: высота 25 см, диа­метр 92 см. Мате­риал и тех­ника: камень, высо­кий рельеф. Место и время созда­ния: Мехико, Период позд­ний пост­клас­си­че­ский (1250 – 1521 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мексика

На верх­ней грани тема­ла­кат­лей Мон­те­сумы и Тисока, а также тема­ла­катля мень­шего раз­мера, тоже обна­ру­жен­ного на тер­ри­то­рии Мешико-Теночтитлана (фото 1), выре­зано тра­ди­ци­он­ное изоб­ра­же­ние Солнца. Исходя из этого, можно было бы пред­по­ло­жить, что тема­ла­катль сим­во­ли­зи­рует Солнце.

image043Фото 2[i]. Гла­ди­а­тор­ский бой между при­вя­зан­ным к тема­ла­катлю плен­ни­ком в образе Шипе-Тотека и воином-ягуаром. Лист 30r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип объ­екта: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба, 1904 г., Париж. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

Однако на рисун­ках кодек­сов изоб­ра­же­ние све­тила на тема­ла­катле отсут­ствует. При этом по форме и узор­ной ком­по­зи­ции тема­ла­катль имеет несо­мнен­ное сход­ство с камен­ными коль­цами ста­ди­она для игры в мяч. Их сим­во­лика также оста­ется загад­кой. Оче­видно только, что она свя­зана с чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями, кото­рые вхо­дили в сце­на­рий этой цере­мо­ни­аль­ной игры.

image005Фото 3[ii]. Игра в мяч. Лист 80r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

В Кодексе Малья­бекки изоб­ра­же­ние тема­ла­катля (фото 2) почти пол­но­стью сов­па­дает с изоб­ра­же­нием колец ста­ди­она для игры в мяч (фото 3) и отли­ча­ется лишь по цвету, а также по коли­че­ству круж­ков на верх­ней грани.

image007Фото 4[iii]. Гла­ди­а­тор­ский бой в при­сут­ствии импе­ра­тора Ашай­я­катля. Лист 103v, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

В то же время верх­няя грань тема­ла­катля в Кодексе Дюрана на листе 103v (фото 4) и листе 266v (см. фото 3 в конце мате­ри­ала «1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле») имеет дру­гой орна­мент, кото­рый сов­па­дает с тем, что изоб­ра­жен на коль­цах ста­ди­она в Кодексе Бор­джиа на стра­нице 21 (фото 5). На этом ста­ди­оне играют в мяч Крас­ный и Чер­ный Тес­кат­ли­поки. Их под­вески (пек­то­рали) в форме диска с отвер­стием в цен­тре (или в форме плос­кого кольца) имеют такой же дизайн. Белый цвет диска поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что он изго­тов­лен из рако­вины – сим­вола Под­зем­ного мира. Диск под­ве­шен на крас­ной ленте, кото­рая обма­ты­вает его сверху.

image003Фото 5[iv]. Крас­ный и Чер­ный Тес­кат­ли­поки играют в мяч. Чер­ный Тес­кат­ли­пока, посы­лая мяч, совер­шает чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние. Стра­ница 21 «Шесть обла­стей мира», фраг­мент «4. Тео­т­лачко – Север­ное небо» (по Э.-Г. Зей­леру). Кодекс Бор­джиа (Códice Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­риал: оле­нья кожа. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Время созда­ния: неиз­вестно, веро­ятно, до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Такую под­веску при­нято назы­вать ана­у­ат­лем, поскольку она сим­во­ли­зи­рует соб­ственно Ана­у­атль (ānāhuatl – «то, что окру­жено водой») – окру­жен­ную водой Землю, кото­рая рас­по­ло­жена в цен­тре Все­лен­ной, про­сти­ра­ю­щейся в вер­ти­каль­ном и гори­зон­таль­ном направ­ле­ниях. Слово «Ана­у­атль» сино­ни­мично слову «Ана­уак» (ānāhuac), кото­рое может пони­маться как «родина»[v].

«Как и дру­гие народы, – пишет немец­кий этно­и­сто­рик и антро­по­лог Эдуард-Георг Зей­лер, – мек­си­канцы пред­став­ляли землю боль­шим коле­сом, пол­но­стью окру­жен­ным водами. Они назвали эту плат­форму или, более точно, кольцо, окру­жен­ное водой, Ана­у­ат­лем (Anáhuatl) – «коль­цом» или Сем-ана­у­ат­лем (Cem-anáhuatl) – пол­ным коль­цом. Согласно оши­боч­ной интер­пре­та­ции, неко­то­рые после­ду­ю­щие исто­рики ввели обы­чай назы­вать цен­траль­ную часть нынеш­ней Мек­си­кан­ской Рес­пуб­лики плос­ко­го­рьем Ана­у­ака (Anáhuac), в то время как древ­ние мек­си­канцы неиз­менно пони­мали под этим землю, рас­по­ло­жен­ную «у края воды», или все, что про­сти­ра­лось между двумя морями, и назы­вали эту воду, кото­рая окру­жала землю, океан, teoatl – боже­ствен­ной водой или ilhuica–atl – небес­ной водой, потому что она встре­ча­лась на гори­зонте с небом»[vi].

Все­лен­ная, согласно кос­мо­ло­гии мек­си­кан­цев, пред­став­ляла собой вер­ти­каль­ный мир с 13 небе­сами и 9 «адами», рас­по­ло­жен­ными в верх­нем и ниж­нем направ­ле­ниях от гори­зон­таль­ной плос­ко­сти Земли соот­вет­ственно[vii].

image011Фото 6. Тепей­ол­лотль, гос­по­дин тре­тьей тресены свя­щен­ного кален­даря. Лист 3, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Ману­скрипт на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миле кодекса. Изда­тель­ство «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt» (Грас, Австрия), 1974 г. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

Под­веска ана­у­таль была в основ­ном атри­бу­том Тес­кат­ли­поки и Шипе-Тотека как вопло­ще­ния Крас­ного Тес­кат­ли­поки. На мини­а­тю­рах кодек­сов узел ее крас­ной ленты часто нари­со­ван в виде банта, концы кото­рого выре­заны в форме ласточ­ки­ного хво­ста. При­ме­ром может слу­жить ана­у­таль на изоб­ра­же­нии Тес­кат­ли­поки в ипо­стаси Тла­ка­осе­лотля (Tlacaocelotl – «Человек-ягуар»)[viii] в Бур­бон­ском кодексе (фото 6). Здесь он пред­став­лен как Тепей­ол­лотль[ix] (Tepeyollotl – «Сердце гор») – гос­по­дин тре­тьей тресены свя­щен­ного кален­даря, бог пещер, гор, зем­ле­тря­се­ний, покро­ви­тель ягу­а­ров. Майя свя­зы­вали ягу­ара с Тес­кат­ли­по­кой и Ноч­ным Солн­цем, кото­рое погру­жа­лось в воды Под­зем­ного мира. В мифе о Пер­вом Солнце, кото­рым управ­лял Чер­ный Тес­кат­ли­пока и кото­рый был раз­ру­шен Кецаль­ко­ат­лем, рас­ска­зы­ва­ется о сра­же­нии между этими богами. В конце сра­же­ния Кецаль­ко­атль бро­сает Тес­кат­ли­поку в глу­бины оке­ана. Под­ни­ма­ясь с его дна, Тес­кат­ли­пока ста­но­вится огром­ным ягу­а­ром. В пред­став­ле­ниях наро­дов науа, согласно сви­де­тель­ствам неко­то­рых источ­ни­ков, Тес­кат­ли­пока оли­це­тво­рял Захо­дя­щее Солнце, поскольку они счи­тали, что Солнце не погру­жа­ется в воды Под­зем­ного мира, а, доходя до гори­зонта на западе, ста­но­вится невидимым.

image020 image022Фото 7. Цере­мо­ни­аль­ный пер­фо­ра­тор для кро­во­пус­ка­ния. Музей­ный № Am1907,0608.3. Раз­меры: высота 38 см, ширина 3 см. Мате­риал:  жадеит. Куль­тура оль­ме­ков. Дата: 1200 г. до н.э. Най­ден в Мек­сике. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия[x]. Фото 8. Круп­ный план верх­ней части пер­фо­ра­тора с гли­фом расщелины

Важ­ной харак­те­ри­сти­кой Тепей­ол­лотля явля­ется то, что, в отли­чие от дру­гих богов, у него не было опре­де­лен­ного места пре­бы­ва­ния. Он мог пере­ме­щаться через уровни Все­лен­ной от ноч­ного (закат­ного) неба до глу­бин «ада». По всей веро­ят­но­сти, эту спо­соб­ность пер­со­нажа про­хо­дить через миры и оли­це­тво­ряет ана­у­таль с лен­тами, кото­рые выпол­нены в виде ласточ­ки­ного хво­ста. Ведь фигуру, напо­ми­на­ю­щую ласточ­кин хвост, можно трак­то­вать как глиф рас­ще­лины (фото 8), кото­рый у оль­ме­ков озна­чал вход в поту­сто­рон­ний мир. Сле­до­ва­тельно, спо­соб­но­стью пере­ме­щаться через миры обла­дал и Шипе-Тотек, поскольку как вопло­ще­ние Крас­ного Тес­кат­ли­поки он носил ана­у­атль.

image017Фото 9. Камен­ный рельеф с йопи­цонтли. Инвен­тар­ный № 10–266025. Раз­меры: 37×52×0,5 см. Период позд­ний пост­клас­си­че­ский (1200 – 1521 гг. н.э.). Место обна­ру­же­ния: тер­ри­то­рия цере­мо­ни­аль­ного цен­тра Тено­чтит­лана, Дом мар­киза дель Апар­тадо, исто­ри­че­ский центр Мехико. Музей Вели­кого храма, Мехико

image019Однако основ­ным атри­бу­том Шипе-Тотека на мини­а­тю­рах кодек­сов явля­ется его голов­ной убор, назы­ва­ю­щийся йопи­цонтли (yopitzontli – шеве­люра, или хохо­лок Йопи). Он состоит из кони­че­ского эле­мента с бумаж­ными лен­тами, кото­рые также выпол­нены в виде ласточ­ки­ного хво­ста[xi] (фото слева и фото 9). Кони­че­ский эле­мент окру­жает белая жерт­вен­ная веревка. На стра­ни­цах несколь­ких кодек­сов йопи­цонтли надет на голову плен­ника, кото­рый участ­вует в гла­ди­а­тор­ском бое и явля­ется пер­со­ни­фи­ка­цией Шипе-Тотека (см., напри­мер, фото 2).

Таким обра­зом, можно пред­ло­жить сле­ду­ю­щую трак­товку сим­во­ли­че­ского зна­че­ния жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле. Сам тема­ла­катль пред­став­лял собой модель Земли, окру­жен­ной боже­ствен­ными водами и нахо­дя­щейся в цен­тре Все­лен­ной. В момент жерт­вен­ной смерти на тема­ла­катле плен­ники, оли­це­тво­ря­ю­щие Шипе-Тотека, пре­вра­ща­лись в этого бога и обре­тали его спо­соб­ность пере­ме­щаться по вер­ти­каль­ным мирам Закат­ного неба и Под­зем­ного мира, а также свя­зы­ваться через боже­ствен­ные воды, окру­жа­ю­щие Землю, с дру­гими мирами и их богами. Кормя богов жиз­нями, серд­цами и кро­вью жертв, люди могли рас­счи­ты­вать на то, что пере­дан­ные через них мольбы будут услышаны.

image0572.2. Образ божества-корабля в миш­тек­ских кодексах

О сим­во­лике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли можно было бы также судить по пик­то­грам­мам докон­кист­ских кодек­сов. Но, к сожа­ле­нию, в дошед­ших до нас свя­щен­ных кни­гах о Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли не упо­ми­на­ется. Только в двух кодек­сах, на стра­ни­цах кото­рых запи­саны исто­рии миш­тек­ских дина­стий, содер­жатся сооб­ще­ния о схо­жих риту­а­лах. Однако ни гла­ди­а­тор­ский бой, ни жерт­во­при­но­ше­ние плен­ного и его све­же­ва­ние на них не пока­заны. Речь идет о сле­ду­ю­щих кни­гах: 1) Кодексе Бек­кера I – самой древ­ней из сохра­нив­шихся миш­тек­ских пик­то­гра­фи­че­ских книг, кото­рая дати­ру­ется XII в. и про­ис­хо­дит из Оахаки, и 2) Кодексе Зуш-Наттолл, а именно, его реверсе, кото­рый был создан пред­по­ло­жи­тельно в XIV в. в городе Тилантонго (Tilantongo).

image021Фото 1[xii]. Празд­ник в честь Шипе-Тотека. Стра­ница 10. Кодекс Бек­кера I (Códice Becker I). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Куль­тура миш­те­ков. Время и место созда­ния: XII в., Оахака. Этно­ло­ги­че­ский музей Вены, Австрия

В Кодексе Бек­кера I празд­нику Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли посвя­щена стра­ница 10 (фото 1). В ее ниж­ней части изоб­ра­жено шествие пер­со­ни­фи­ка­ций богов, кото­рые будут при­не­сены в жертву. В верх­ней части пока­заны жерт­во­при­но­ше­ния пер­со­ни­фи­ка­ций Шипе-Тотека.

Слева вверху нари­со­вана узор­ная плат­форма с лест­ни­цей. Не каса­ясь плат­формы ногами, над ней стоит или тан­цует пер­со­наж в образе крас­ного Шипе-Тотека, при­вя­зан­ный за талию к тема­ла­катлю. Он одет в крас­ную без­ру­кав­ную рубашку, а кожа его рук до кистей и ног до стоп покрыта крас­ной крас­кой. Поэтому созда­ется впе­чат­ле­ние, что он одет в ком­би­не­зон. (Замечу, что такие рубашки мек­си­канцы не носили.) Довер­шает образ голов­ной убор Шипе-Тотека – йопи­цонтли. В руках пер­со­наж дер­жит малень­кие дере­вян­ные палочки.

Справа вверху нари­со­ван дру­гой пер­со­наж в образе крас­ного Шипе-Тотека, при­вя­зан­ный к подо­бию лест­ницы. Сто­я­щий рядом чер­ный жрец рас­стре­ли­вает его дро­ти­ками. Эта сцена изоб­ра­жает вто­рой ритуал, харак­тер­ный для неко­то­рых ран­них вари­ан­тов празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, а также для празд­ника Очпа­ництли. Он назы­ва­ется тла­ка­ка­ли­лицтли (tlacacaliliztli), или рас­стре­ли­ва­ние (flechamiento). В ходе тла­ка­ка­ли­лицтли плен­ника уби­вали с помо­щью стрел или дротиков.

image023Фото 2[xiii]. Раз­во­рот стра­ниц 83 и 84, фраг­мент. Кодекс Зуш–Наттолл (Codex Zouche–Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­ри­алы: кожа оленя, краски. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 м. Куль­тура: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миле кодекса, выпу­щен­ное изда­тель­ским домом «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Мате­риал: бумага. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей, Лон­дон Англия

Еще одним сви­де­тель­ством подоб­ных риту­а­лов у миш­те­ков явля­ется раз­во­рот стра­ниц 83 и 84 (фото 2) реверса Кодекса Зуш-Наттолл, на кото­ром запи­сана жизнь царя по имени 8 Олень, Коготь Ягу­ара, пра­вив­шего Тилантонго и боль­шой частью Миштеки.

Согласно постра­нич­ным ком­мен­та­риям к кодексу австрий­ского исто­рика Фер­ди­нанда Андерса, на стра­нице 83 гово­рится о войне гос­по­дина 8 Олень с гос­по­ди­ном 11 Ветер, кото­рая про­изо­шла в год 11 Дом, день 12 Обе­зьяна (в 1101 г. н.э.). В ней гос­по­дин 8 Олень побе­дил и взял в плен трех вои­нов. По сло­вам Ф. Андерса, один из плен­ни­ков – «гос­по­дин 10 Собака, Орел Горя­щего Табака, был одет в цвета Шипе, Осве­же­ван­ного, и при­вя­зан к круг­лому камню». «С помо­щью про­стых пало­чек ему при­шлось защи­щаться от двух воинов-ягуаров, – среди кото­рых был тот самый гос­по­дин 8 Олень, – кото­рые напали на него и поца­ра­пали его сво­ими ког­ти­стыми лапами»[xiv].

image025Фото 3. Стра­ница 83, фраг­мент. Кодекс Зуш–Наттолл

При­ме­ча­тельно, что все три пер­со­нажа сцены изоб­ра­жены в образе Шипе-Тотека (фото 3). Плен­ник носит красно-белый костюм. В него вхо­дят йопи­цонтли и нечто, напо­ми­на­ю­щее жилет, кото­рый снаб­жен нис­па­да­ю­щими с плеч пер­со­нажа полос­ками бумаги в форме ласточ­ки­ного хво­ста, такими же, как на йопи­цонтли. Кожа плен­ника имеет крас­ный цвет, кото­рым окра­шены также палочки в его руках. В ушах и на запя­стьях он носит укра­ше­ния из неф­рита. А из его глаз текут неф­ри­то­вые слезы.

Гос­по­дин 8 Олень, нари­со­ван­ный справа, носит шлем ягу­ара и много укра­ше­ний из золота и неф­рита, кото­рые сви­де­тель­ствуют о его ста­тусе царя. В его костюм вхо­дят эле­менты оде­я­ния крас­ного Шипе-Тотека, вклю­чая шапку йопи­цонтли, и кожа у него тоже крас­ного цвета. Вто­рой воин-ягуар носит похо­жий костюм в желто-белом цве­то­вом вари­анте, а его кожа окра­шена в жел­тый цвет. Верх­няя грань тема­ла­катля изоб­ра­жена крас­ной с жел­той кай­мой по внеш­нему и внут­рен­нему краям. Отвер­стие тема­ла­катля, из кото­рого исхо­дит белая веревка, свя­зы­ва­ю­щая его с плен­ни­ком, закрыто неф­ри­то­вой пла­сти­ной, кото­рая выгля­дит как поверх­ность воды. Между тем в Кодексе Бек­кера I тема­ла­катль окра­шен голу­бым цве­том, а его отвер­стие поде­лено на три части верев­кой. Кроме того, ни на одном из тема­ла­кат­лей нет изоб­ра­же­ния Солнца, харак­тер­ного для кам­ней Мон­те­сумы I и Тисока.

image027Фото 4. Фигурка воина-правителя, под­веска. Музей­ный № Am,+.7834. Раз­меры: высота 9 см, ширина 4,6 см, тол­щина 3,3 см. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Время созда­ния: XIIXIV вв. Куль­тура миш­те­ков, 900 – 1521 гг. Най­дена вме­сте с двумя ске­ле­тами во время ремонта дома сеньоры Гре­гори Толедо, Сан-Себастьян, Теуан­те­пек, штат Оахака, Мек­сика. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия[xv]

Ниже опи­сан­ной сцены на раз­во­роте стра­ниц 83 и 84 Кодекса Зуш-Наттолл пока­зан ритуал рас­стре­ли­ва­ния, кото­рый, по сло­вам Фер­ди­нанда Андерса, был про­ве­ден через восемь дней после пер­вой казни. Здесь мы видим тре­тьего плен­ника – гос­по­дина 6 Дом, оде­того в цвета Шипе и при­вя­зан­ного к кольям с двумя пере­кла­ди­нами. Он был убит дро­ти­ками «воина, посвя­щен­ного Смерти», кото­рый стоит справа от него. Под соору­же­нием из кольев изоб­ра­жен круг, напо­ми­на­ю­щий тема­ла­катль. Он рас­кра­шен в голу­бой цвет и имеет вол­ни­стые края. В его цен­тре с помо­щью жел­тых линий нари­со­ван еще один круг, в сере­дине кото­рого нахо­дятся две малень­кие кон­цен­три­че­ские окруж­но­сти, запол­нен­ные жел­той крас­кой. От них рас­хо­дятся жел­тые лучи, кото­рые делят боль­шой круг на четыре сег­мента. В Кодексе Бек­кера I похо­жий голу­бой круг рас­по­ло­жен на ниж­ней сту­пени дере­вян­ной лест­ницы, к кото­рой при­вя­зан чело­век – пер­со­ни­фи­ка­ция Шипе-Тотека. Обе эти кон­струк­ции весьма напо­ми­нают управ­ля­е­мый одним чело­ве­ком рам­ный лета­тель­ный или пла­ва­тель­ный аппа­рат. Его образ при­сут­ствует на изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тель­ства прак­ти­че­ски всех куль­тур, суще­ство­вав­ших на тер­ри­то­рии испа­но­языч­ной ныне Аме­рики. Есть он и среди миш­тек­ских золо­тых арте­фак­тов (фото 4). Поэтому вполне резонно было бы пред­по­ло­жить сле­ду­ю­щее. Ритуал рас­стре­ли­ва­ния моде­ли­ро­вал отправку зем­ной ипо­стаси Шипе-Тотека на ана­логе его корабля в мир богов. Чело­век, вопло­щав­ший Шипе-Тотека, мог попасть в мир богов только, когда он про­хо­дил через жерт­во­при­но­ше­ние жизни. Его мис­сия заклю­ча­лась в посред­ни­че­стве между людьми и богами.

Жерт­во­при­но­ше­ние на тема­ла­катле, видимо, имело такую же цель. Однако корабль, смо­де­ли­ро­ван­ный для этого риту­ала, вклю­чал в себя не только тема­ла­катль и поста­мент с лест­ни­цей, но и чело­века. Так, в Кодексе Бек­кера I чело­век, вопло­ща­ю­щий Шипе-Тотека, стоит или тан­цует не на тема­ла­катле, а рядом с ним над плат­фор­мой. В своих руках он дер­жит малень­кие палочки, кото­рые совер­шенно не годятся для боя. В той руке, кото­рая вытя­нута впе­ред, нахо­дятся две палочки, сло­жен­ные косым кре­стом, что делает их весьма похо­жими на носо­вой про­пел­лер. В руке, кото­рая вытя­нута назад, нахо­дится только одна палочка, кото­рая, видимо, обо­зна­чает про­пел­лер мень­шего раз­мера, рас­по­ла­га­ю­щийся на хво­сте аппа­рата. Сле­до­ва­тельно, дан­ную ком­по­зи­цию жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле можно оха­рак­те­ри­зо­вать как идео­грамму божества-корабля. На изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тель­ствах Анд­ского мира в образе божества-корабля пред­став­лены боги и их зем­ные вопло­ще­ния – жрецы-правители. Изу­че­ние этих сви­де­тельств пока­зало, что изоб­ра­же­ние божества-корабля объ­еди­няет в себе черты живых людей – пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций (богов во плоти) – и их машин.

Члены ино­пла­нет­ных мис­сий стали для корен­ных жите­лей богами по оче­вид­ным при­чи­нам. Они могли летать без кры­льев, исче­зая в небе­сах и воз­вра­ща­ясь назад. Они могли пла­вать без мышеч­ных уси­лий по воде и пре­бы­вать под водой дол­гое время, а зна­чит, уми­рать в глу­би­нах вод. Затем они воз­рож­да­лись, снова появ­ля­ясь на поверх­но­сти оке­ана. В резуль­тате у наро­дов Месо­аме­рики и Анд­ского мира сло­жи­лось пред­став­ле­ние о том, что богам выс­шего порядка дано сво­бодно пере­ме­щаться по мирам Вселенной.

image013image015image017



[vi] Цит. по: León-Portilla M. La filosofía náhuatl estudiada en sus fuentes / Instituto Nacional Autónomo de México. México, 1997 (https://books.google.ru/).

[vii] León-Portilla M. Opus cit.

[viii] Codex Bourbonicus. Manuscrit mexicain. Commentary by M.E.-T. Hamy in French. 1899 (http://www.famsi.org/spanish/research/loubat/Booklets/Booklet_Borbonicus.pdf).

[xi] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[xiv] Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Crónica Mixteca: El rey 8 Venado, Garra de Jaguar, y la dinastía de Teozacualco-Zaachila. Libro explicativo del llamado Códice Zouche-Nuttall. Fondo de Cultura Económica, 1992 (https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/17936).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>