1.3. Темалакатль и веревка как атрибуты образа Шипе-Тотека

1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле, при­ло­же­ние

Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле, про­дол­же­ние

image0011.3. Тема­ла­катль и веревка как атри­буты образа Шипе-Тотека

В итоге пере­вод слова «тема­ла­катль» – «камен­ное пряс­лице» – при­вел нас к выяв­ле­нию тес­ной связи между Шипе-Тотеком и боги­ней Мате­рью в ипо­стаси Боже­ствен­ной пряхи – Тла­соль­те­отль, Тоси, – а также между их празд­ни­ками – Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли и Очпа­ництли. При­ме­ча­тельно, что линг­вист Пилар Май­нес (Pilar Máynez) в своем сло­варе лек­сики Бер­нар­дино де Саа­гуна пере­во­дит слово «теч­катль» (techcatl) как «algodón pétreo» – «камен­ный хло­пок»[i], но, к сожа­ле­нию, не дает ника­ких пояс­не­ний. Этот пере­вод, как и пона­чалу пере­вод слова «тема­ла­катль», кажется абсурд­ным. Тем не менее, на его основе мы можем сде­лать вывод о том, что оба жерт­вен­ных камня были свя­заны с пря­де­нием, кото­рое было одной из основ­ных харак­те­ри­стик богини Матери и ее вопло­ще­ний. Однако необ­хо­димо при­знать тот факт, что, хотя на нау­атле тема­ла­катль озна­чает «камен­ное пряс­лице» и свя­зан с Боже­ствен­ной пря­хой, он не исполь­зо­вался на ее празд­нике как жерт­вен­ник и вообще там не фигу­ри­ро­вал. Ибо гла­ди­а­тор­ский ритуал на празд­нике Очпа­ництли не совер­шался. Из этого сле­дует, что тема­ла­катль являлся атри­бу­том только Шипе-Тотека и его праздника.

image029Фото 1. Шипе-Тотек. Лист 16. Книга I. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Ита­лия[ii]

В этой связи нельзя не учесть инфор­ма­цию, кото­рую дают нам три рисунка, пред­став­лен­ные в тру­дах Бер­нар­дино де Саа­гуна – «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» (фото 1) и «Пер­вых Запис­ках» (фото 2 и 3). На них тема­ла­катль и веревка явля­ются атри­бу­тами образа самого Шипе-Тотека.

Все три рисунка выпол­нены на основе одного изоб­ра­зи­тель­ного канона, кото­рый в дру­гих кодек­сах не встре­ча­ется. По всей веро­ят­но­сти, такое пони­ма­ние образа Шипе-Тотека и его вопло­ще­ние были харак­терны для реги­она, где Саа­гун соби­рал инфор­ма­цию для «Пер­вых запи­сок», кото­рые легли в основу «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии». В этом реги­оне, назы­ва­ю­щемся теперь шта­том Идальго, жили уастеки, отоми, чичи­меки. Толь­теки осно­вали здесь сто­лицу сво­его госу­дар­ства – город Тулу (Тол­лан). Со вре­ме­нем регион стал частью Ацтек­ской импе­рии. По дан­ным спе­ци­а­ли­стов Коро­лев­ской биб­лио­теки Мад­рида[iii], полу­чив зада­ние от фран­цис­кан­ского ордена изу­чить куль­туру науа, Саа­гун посе­лился в мона­стыре города Тепе­пулько, или Тепе­а­пулько, создан­ном в 1530 г. Здесь между 1558 и 1561 гг. он про­вел свое пер­вое иссле­до­ва­ние с инфор­ман­тами из мест­ной знати. Резуль­та­том его работы и стала руко­пись, полу­чив­шая назва­ние «Пер­вые записки» («Primeros memoriales»).

На всех трех рисун­ках из тру­дов Бер­нар­дино де Саа­гуна тема­ла­катль легко при­нять за воин­ский щит. Это может быть при­зна­ком того, что его изоб­ра­же­ние имеет двой­ной смысл и сим­во­ли­зи­рует оба пред­мета. Тема­ла­катль нахо­дится не в руке боже­ства, а как бы висит в воз­духе рядом с его телом. На двух из трех рисун­ков (фото 1 и 2) он соеди­нен с кистью руки воина, чью кожу носит Шипе-Тотек. Поэтому тема­ла­катль может вос­при­ни­маться также как щит этого воина.

Между тем веревка, кото­рая изоб­ра­жена на голове и теле Шипе-Тотека, никак не соеди­нена с тема­ла­кат­лем. На рисунке из «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» (фото 1), выпол­нен­ном в евро­пей­ском стиле хоро­шим худож­ни­ком, верев­кой обвита его голова, часть груди и пра­вая рука, на кото­рой веревка завя­зана узлом.

image031Фото 2. Шипе-Тотек. Лист 263r, фраг­мент. Пер­вые записки (Primeros memoriales). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун. Время созда­ния: 1558 – 1561 гг. Коро­лев­ская биб­лио­тека Мад­рида, Испа­ния[iv]

На рисунке из «Пер­вых запи­сок» (фото 2), кото­рый также сде­лан в евро­пей­ской манере, но худож­ни­ком неуме­лым и к тому же не раз­би­рав­шимся в ацтек­ской сим­во­лике, веревка раз­ме­щена в обла­сти живота пер­со­нажа. Здесь она обра­зует фигуру, смысл кото­рой, оче­видно, не был поня­тен худож­нику. Поэтому она оста­лась неза­кон­чен­ной и плохо чита­ется. Веревка обра­зует неров­ный круг с двумя узлами. Тре­тий узел отстоит от круга на неко­то­ром рас­сто­я­нии. Поэтому можно пред­по­ло­жить, что часть веревки, на кото­рой он завя­зан, про­хо­дит через тело Шипе-Тотека и сво­бодно падает вниз. Однако конец веревки не пока­зан. Его закры­вает не рас­кра­шен­ная фигура, напо­ми­на­ю­щая змею. Дру­гой конец веревки на рисунке также отсут­ствует. На мини­а­тюре из «Все­об­щей исто­рии» (фото 1) изоб­ра­жен только один конец веревки. Это отча­сти под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что веревка выхо­дит из самого Шипе-Тотека.

image033Фото 3. Шипе-Тотек. Лист 269r, фраг­мент. Пер­вые записки[v]

Еще более инте­рес­ную фигуру обра­зует веревка, кото­рая не имеет ни одного конца (бес­ко­неч­ная веревка!) на вто­ром рисунке из «Пер­вых запи­сок» (фото 3). Он сде­лан индей­ским масте­ром, кото­рый был хорошо зна­ком с пик­то­гра­фи­че­ским пись­мом и его сим­во­ли­кой. Фигура изоб­ра­жена очень четко. При этом хорошо видно, что она несет на себе двой­ную смыс­ло­вую нагрузку. Во-первых, фигуру можно тол­ко­вать как вися­щую на шее пер­со­нажа пек­то­раль в форме туми (или чаль­чальчи) с «гла­зом» из двух кон­цен­три­че­ских круж­ков, немного сме­щен­ным от его цен­тра. Во-вторых, ее можно про­честь как веревку, оба конца кото­рой выхо­дят из шеи пер­со­нажа и обра­зуют вокруг его пупка слож­ную петлю, про­ши­вая тело.

image035Фото 4. Листья сапоте[vi]

Веревка также обви­вает бедра Шипе-Тотека. К ней при­креп­лены листья свя­щен­ного дерева сапоте (фото 4). Вме­сте они обра­зуют юбку. Фал­де­льин из листьев сапоте счи­та­ется экс­клю­зив­ным атри­бу­том Шипе-Тотека. Бер­нар­дино де Саа­гун сооб­щает, что «этому богу покло­ня­лись те, кто жил на берегу моря, и его роди­ной был Сапот­лан, город Халиско»[vii] (ныне штат Халиско). Сапот­лан с нау­атля пере­во­дится как «место рядом с дере­вьями сапоте»[viii]. Сапоте на нау­атле име­ну­ется также «cochiztzápotl», что по-испански озна­чает «zapote del sueño». На рус­ский это можно пере­ве­сти как «сапоте сна», или «сон­ный сапоте». К.-Х. Гон­са­лес пред­по­ла­гает, что листья этого дерева были атри­бу­том Шипе-Тотека бла­го­даря их свой­ствам «индук­тора сна». То есть они слу­жили сред­ством обще­ния с миром богов[ix].

Веревка, как можно видеть на двух дру­гих рисун­ках, окру­жает также голову Шипе-Тотека и явля­ется частью его шапки йопи­цонтли. А она, как будет пока­зано далее, поз­во­ляла ему путе­ше­ство­вать между мирами мек­си­кан­ского космоса.

image003Фото 5[x]. Пер­вые записки. Лист 269r. План цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана: 1 – Вели­кий храм со свя­ти­ли­щами Тла­лока (1а) и Уици­ло­по­чтли (1b); 2 – цом­пантли; 3 – ста­дион для игры в мяч; 4 – пира­мида с тема­ла­кат­лем, рядом – фигура Шипе-Тотека (Йопи); 5 – Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико); 6 – зме­и­ная стена; 7 – жилища жрецов

При чте­нии сим­во­лики образа Шипе-Тотека нужно учи­ты­вать, что на листе 269r «Пер­вых запи­сок» (фото 5) его пер­со­наж, в отли­чие от дру­гих, нари­со­ван вверх ногами. Оче­видно, что это не может быть слу­чай­но­стью. Воз­можно, что тем самым автор ком­по­зи­ции хотел ска­зать, что Шипе-Тотек ныряет голо­вой вниз в центр тема­ла­катля, кото­рый уста­нов­лен на вер­шине пира­миды, изоб­ра­жен­ной рядом (№ 4 на фото 5). Зна­чит ли это, что он соби­ра­ется пред­при­нять путе­ше­ствие в Под­зем­ный мир? Если это так, то отпра­виться туда и вер­нуться назад Шипе-Тотеку, веро­ятно, помо­гут те боже­ствен­ные пред­меты, кото­рые свя­заны одной бес­ко­неч­ной верев­кой, про­хо­дя­щей через его тело.

image039Фото 6. Шипе-Тотек. Скульп­тура. Инвен­тар­ный № 10–79158. Раз­меры: 110×47×37 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Место и время созда­ния: Тео­ти­уа­кан, Ран­ний пост­клас­си­че­ский период (950 – 1150 гг.). Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[xi]

Кстати, на гли­ня­ных скульп­ту­рах, най­ден­ных в Цен­траль­ном Вера­крусе, а также в Идальго – Тео­ти­уа­кане и Туле-де-Альенде – и отно­ся­щихся к Клас­си­че­скому (300 – 900 гг. н.э.) и Ран­нему пост­клас­си­че­скому (900 – 1150 гг. н.э.) пери­о­дам, Шипе-Тотек все­гда изоб­ра­жен с закры­тыми гла­зами. А закры­тые глаза у пер­со­нажа озна­чают, что он умер. Однако веки у глаз Шипе-Тотека сомкнуты не до конца (фото 6). Согласно системе сим­во­лов Анд­ского мира, полу­за­кры­тые глаза умер­шего пер­со­нажа гово­рят о том, что он в опре­де­лен­ной мере оста­ется живым. Нахо­дясь на земле пред­ков, он про­дол­жает при­сут­ство­вать в мире сей­час. В слу­чае Шипе-Тотека можно пред­по­ло­жить, что полу­за­кры­тые глаза озна­чают, что он «спит» под воз­дей­ствием сапоте, т.е. нахо­дится в поту­сто­рон­них мирах.

image057И это пока все, что уда­лось узнать о сим­во­лике тема­ла­катля бла­го­даря лек­си­ко­гра­фи­че­скому ана­лизу. Иссле­до­ва­ние озна­чен­ной темы по рисун­кам кодек­сов дало неожи­дан­ные резуль­таты и поз­во­лило свя­зать тема­ла­катль с кос­мо­ло­гией наро­дов науа, с богами во плоти и божеством-кораблем. А изу­че­ние образа Шипе-Тотека на скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях пока­зало, что его одежда из чело­ве­че­ской кожи, есть не что иное, как обле­га­ю­щий ком­би­не­зон пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций (богов во плоти), каким он стал в пони­ма­нии видев­ших их мексиканцев.

image013image015image017



[i] Máynez P. El calepino de Sahagún: un acercamiento. México: Universidad Nacional Autónoma de México – Fondo de Cultura Económica, 2002 (https://ru.scribd.com/document/363658310/Pilar-Maynez-El-calepino-de-Sahagun-Un-acercamiento-pdf).

[iii] Bernardino de Sahagún, Códices matritenses de la Real Biblioteca (Madrid) (http://bdmx.mx/documento/bernardino-sahagun-codices-matritenses).

[vi] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[vii] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro I, capitulo XVIII // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/40/mode/2up).

[ix] González González C.J. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>