КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.3. Захват пленных как основная задача воина, окончание
Представление о системе подготовки и воспитания воинов с детского возраста, об организации армии и ее вооружении дает краткое, но емкое эссе известного профессора Д.Н. Егорова, научная деятельность которого началась в императорской России. Оно входит в число комментариев Д.Н. Егорова к его переводу «Правдивой истории завоевания Новой Испании» Берналя Диаса де Кастильо, конкистадора, участника походов завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Тексты комментариев основаны на большом количестве первоисточников, среди которых сообщения конкистадоров, хроники мешиков, «Всеобщая истории вещей Новой Испании» Бернардино де Саагуна, «История Индий Новой Испании» Диего Дюрана и др. Д.Н. Егоров пишет:
«Мальчиков с самого детства учили сражаться; между 6 и 9 годами (по другим данным – в 15 лет) они поступали в государственную школу: либо в общую – тельпочкалли (науа telpochcalli – дом юношей), готовившую воинов, либо в кальмекак (науа calmecac – ряд домов; школу более высокого типа для более способных и для знатных), готовившую жрецов, высших государственных чиновников. Поступление в эти школы обставлялось весьма торжественно. Эти школы осуществляли целую систему обязательного и массового воспитания и обучения мальчиков – тлакауапауалицли (науа tlacahuapahualitzli), через пипильтиниме (науа, мн.ч. pipiltinime – учителя, ед.ч. пипильтини (pipiltini)) в тельпочкалли и тламатиниме (науа мн.ч. tlamatinime – знающие, мудрецы, ед.ч. тламатини (tlamatini)) в кальмекаке. В результате спартанского воспитания получались преданные своим богам, сильные, жестокие, дисциплинированные и выносливые воины. Простолюдина могла привести к богатству, почестям и знатности только военная служба.
Фото 11[1]. Сцена слева: «Отец отдает своего сына храбрецу, чтобы он упражнял его в воинском искусстве и вел его на войну». Сцена справа: «Юноша, подопечный храбреца, который идет с ним на войну, неся на своей спине его поклажу и его оружие, и юноши». Текиуа [tequigua], храбрец, который идет на войну со своим оружием»[2]. Лист 62r, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Расстановочный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Объем: 85 листов. Языки: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания
В престижности военной службы большую роль играла религия – воины добывали пищу и питье богам, поэты, весь народ мешиков выражал любовь к воинам: «Наши воины, цвет нашей молодежи, особенно любимы. Наши благородные храбрецы на поле боя превращаются в ягуаров. Наши воины-орлы налетают и крушат, захватывая пленников, чтобы затем накормить ими богов». Также поэты воспевали смерть на поле боя: «Ничто не сравнится со смертью в бою, никакая другая не является столь ценной для Подателя Жизни (Уицилопочтли)».
Фото 12. Воин в шлеме ягуара. Материал: полихромная керамика. Культура: миштекская. Центральное мексиканское нагорье. Период: 1200 – 1500 гг. Коллекция Джея И. Кислака (Jay I. Kislak). Библиотека Конгресса США[3]
Воин – тлакочкалькатль (науа tlacochcalcatl – человек из дома дротиков, воин), им был готов стать каждый мешик в случае войны (общее число их определяется источниками 150 000 – 300 000 воинов), тогда их мобилизовали в нужном для каждого случая числе. Численность постоянных отрядов воинов-профессионалов определяется источниками в несколько десятков тысяч, они стояли гарнизонами в некоторых подвластных мешикам городах и крепостях.
Числу воинов, идущих в поход, было примерно равно и число носильщиков с провиантом, водой и др. Каждое крупное воинское соединение мешиков – шикипиль (8 000 воинов) состояло из 20 подразделений (по 400 воинов), а каждое из них также состояло из 20 более мелких (по 20 воинов) – пан (науа pan – знамя, флаг). В каждом квартале (кальпулли) был свой арсенал тлакочкалли (науа tlacochcalli – дом дротиков), находившийся на храмовой площади, на которой собирались воины перед походом.
Фото 13[3]. Воин-ягуар. Лист 20r, фрагмент. Всеобщая история вещей Новой Испании, или Флорентийский кодекс. Книга II: Ритуалы. Тип объекта: манускрипт. Автор: францисканский монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1547 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия. Фото 14[5]. Воин-орел со штандартом кецальпацактли (quetzalpatzactli – гребень из перьев кецаля). Лист 34r, фрагмент. Флорентийский кодекс. Книга VIII
Были у мешиков объединения – «ордена» отличившихся в бою профессиональных воинов: воинов-орлов (связанное с Уицилопочтли) и воинов-ягуаров (связанное с Тескатлипокой); члены их различались по степени заслуг и назывались: старший воин-ягуар (орел), младший воин-ягуар (орел); у них были специальные доспехи и шлемы в виде голов орлов и ягуаров. И было еще одно объединение – «Орден Стрелы», редко упоминавшееся в источниках, его основателем считается Мотекусома II.
Фото 15[6]. Фрагмент реконструкционного макета церемониального комплекса Теночтитлана, выставленного в Национальном музее антропологии: 1 – Великий храм, 1а – святилище Тлалока, 1b – святилище Уицилопочтли; 2 – Дом орлов; 3 – предположительно Храм орлов; 4 – Дом ягуаров; 5 – предположительно Храм ягуаров; 6 – Великое цомпантли; 7 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 8 – стадион для игры в мяч
Помимо этих объединений – «орденов» воинов профессионалов следует назвать еще две группы, которые составляли отборные отряды, члены которых тоже различались по степени заслуг, то были отоми (otomi или отонтины), названные так по свирепому воинственному народу – отоми; у них были короткие челки, бритые виски, а волосы сзади подвязывались в виде косы. Вторые – куачики (куачик (науа cuachic – бритая голова)); волосы на их бритых головах были в виде гребня ото лба к затылку, и оставлялась одна прядь волос над ухом; эта прядь была повязана красной лентой. Бритую поверхность головы куачики раскрашивали в синий и красный цвет. И те и другие давали клятву никогда не отступать и сражались парами, и если один из двух погибал, то второй должен был сражаться один до победы или своей гибели.
Фото 16. Интерьер комнаты с каменной скамьей, украшенной расписанными рельефами с изображением шествия воинов. Дом орлов, храмовый комплекс Теночтитлана[7].
Фото 17[8]. Одна из двух керамических статуй воина-орла (символ Восходящего Солнца) в натуральную величину. Найдена внутри комнаты Дома орлов, показанной на фото 17. Располагалась на каменной скамье с рельефами. Музей Великого храма, Мехико, Мексика
Воины-мешики носили различного вида стеганые хлопчатобумажные доспехи ичкауипилли (ichcahuipilli), толщина их была 2 – 3 пальца (по некоторым источникам, их вымачивали в соляном растворе, такая технология изготовления, но только льняных панцирей, была известна в Старом Свете в период Древнего мира, их не разрубал даже топор), некоторые – различные шлемы и каски, а также дополнительное защитное вооружение: поножи, латы на руках, нагрудные пластины; некоторые знатные носили кольчуги из серебра, золота; знатные и отличившиеся воины носили за спиной воинские знаки – причудливые сооружения, украшенные перьями.
Фото 18. «Реконструкция стеганого жилета из хлопка, называемого ичкауипилли (ichcahuipilli), самой основной одежды воина. Носимый под плотно облегающим костюмом тлауицтли (tlahuiztli) или эуатль (ehuatl), жилет придавал ацтекскому воину чрезвычайно крепкий вид. Шлемы были вырезаны из лиственных пород в различных геральдических формах, включая ягуаров, орлов и демона воздуха, известного как цицимитль»[9]
У воинов-мешиков были на вооружении: луки тлауитолли (tlauitolli), копьеметалки атль атль (atl atl), стрелы митль (mitl), дротики тлакочтли (tlacochtli), пращи из скрученных хлопчатобумажных нитей, которыми метали округлые обточенные камни-пули (размером с куриное яйцо), деревянные копья тепоцтопилли (tepoztopilli) с обсидиановыми лезвиями-вкладышами, деревянные «мечи» макуауитль (maquahuitl) с лезвиями-вкладышами из обсидиана, деревянные палицы маканы (macana), щиты чималли (chimalli), медные топоры и др.
Фото 19[10]. Ацтекские вооружение и экипировка: 1 – 1b – атлатли (atl atl), копьеметалки; 2 – медный топор; 3а – лук; 3b – митль (mitl), стрелы; 4 – макуауитль (macuahuitl), плоская деревянная дубинка с обсидиановыми лезвиями («меч»); 4а – 4с – варианты резных орнаментов на деревянной части макуауитля; 5 – тепоцтопилли (tepoztopilli), копье с деревянным наконечником, на котором укреплены обсидиановые лезвия («алебарда»); 6 – 6с – чималли (chimalli), щиты: 6 и 6с – куэшьо, 6а – шикальколиукви, 6 – щит императора Ауицотля; 7 – уэуэтль (huehuetl), вертикальный барабан. Лист Е из книги «Ацтекский воин 1325 – 1521 гг.» (Aztec Warrior AD 1325–1521. Osprey Publishing, 2001). Автор: Джон Пол (John Pohl). Иллюстратор: Адам Хук (Adam Hook)[11]
Мешикская копьеметалка атль атль (atl atl) имела короткое деревянное древко (примерно 45 см) с глубоким желобом вдоль середины, в который помещали метательный снаряд; желоб был не сплошной, сзади он был закрыт, чтобы из него не выпал снаряд, когда отводилась рука для метания; ее метательным снарядом могли быть как стрела митль (mitl), оперенная, с обсидиановым наконечником или обожженным на огне, так и дротик тлакочтли (tlacochtli).
У мешиков на озере Тескоко были флотилии из тысяч боевых лодок. В войнах мешиков на их стороне принимали участие отряды из Тескоко, Тлакопана и других подвластных им городов-государств. В войсках мешиков всегда были жрецы с изображениями богов (чаще всего Уицилопочтли)»[12].
Оружия ацтеков сохранилось крайне мало. А одежда правителей и военачальников до нас и вовсе не дошла. Ее можно видеть только на рисунках кодексов.
Фото 20. Несауальпилли (Nezahualpilli – «Постящийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тлатоани Тескоко в 1472 – 1515 гг. Сын тлатоани Несауалькойотля. Лист 108r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объекта: манускрипт. Идентификационный № Mexicain 65–71. Размеры листа: 21×31 см. Материал: европейская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испанский. Дата создания: 1550 г. Национальная библиотека Франции, Париж[13]
На фото 20 показана миниатюра из Кодекса Иштлильшочитля, на которой изображен Несауальпилли – тлатоани Тескоко в 1472 – 1515 гг. Как и «портрет» Несауалькойотля, его отца и предшественника на посту тлатоани Тескоко (фото 21), «портрет» Несауальпилли относится к тем редким картинным изображениям, которые выполнены в реалистической манере европейской художественной школы и при этом сделаны с большим мастерством и знанием придворного костюма ацтеков и инсигний правителя, а также правил их ношения. Соответственно, глядя на эти произведения искусства, нам гораздо легче понять, как в действительности выглядели ацтеки в тех костюмах с соответствующими им аксессуарами и оружием, которые представлены на весьма условных рисунках кодексов, и, в частности, Кодекса Мендосы.
На Несауальпилли мы видим узорный ансамбль из плаща и набедренной повязки, который предположительно был изготовлен на ткацком станке из оперенных нитей (подробнее см.: «Воин в доспехе куэштекатля»). Его шею украшает пектораль из нефрита, а руки – браслеты с этим же камнем. Из нефрита сделано и лабре персонажа. В уши вставлены золотые орехеры. На плечевую часть его рук и икры ног надеты браслеты из бронзы. В руках он держит цветы – принадлежность костюма знати. К пряди волос, растущих на родничковой зоне головы тлатоани и хранящих тоналли, привязано украшение из перьев – кецальлальпилон.
Фото 21. Несауалькойотль (Nezahualcoyotl – «Постящийся койот», 1402 – 1472 гг.) – правитель Тескоко. Лист 106r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля[14]
Несауалькойотль (фото 21) нарисован в образе военачальника. Ему соответствует поза идущего человека, характерная для ацтекской изобразительной традиции, и роскошный костюм из драгоценных перьев. На спине тлатоани несет сигнальный барабан. В руках он держит декорированный перьями щит – чималли (chimalli) и макуауитль (macuahuitl) – плоскую деревянную дубинку с острыми, как бритва, обсидиановыми лезвиями, которую европейцы называли мечом. Облачение Несауалькойотля составляют короткая рубашка из перьев – эуатль (ehuatl), которую на войне знатные воины надевали поверх рубашки–доспеха из стеганого хлопка – ичкауипилли (ichcahuipilli), а также юбка из перьев. Его руки и ноги украшены бронзовыми браслетами, которые, скорее, следует считать наручами и поножами. В нижнюю губу вставлено золотое лабре в виде головы птицы, а в уши – золотые орехеры.
Фото 22. Лабре в виде головы орла с зубами змеи. Инвентарный № PC.B.091. Размеры: 1,9×2,5×4,1 см. Материал: золото. Культура: Миштека–Пуэбла. Поздний постклассический период. Дата: 1500 г. Думбартон-Оакс. Исследовательская лаборатория и коллекция, Вашингтон, США[15]
[2] Кодекс Мендоса / Под редакцией и в переводе В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).
[3] http://www.loc.gov/exhibits/exploring-the-early-americas/cortes-and-the-aztecs.html#obj0
[7] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).
[8] https://www.arquired.com.mx/agenda/la-zona-arqueologica-museo-del-templo-mayor-encuentro-los-origenes-mexico/
[9] Pohl J. Mesoamerica. The Aztecs: Aztec Society. Warfare (http://www.famsi.org/research/pohl/pohl_aztec5.html).
[12] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[13] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84701752/f33.item