1.2.5.2. Жертвоприношения на темалакатле, приложение
Символика темалакатля и жертвоприношений на темалакатле
2.3. Образ божества-корабля в скульптуре, окончание
2.3.3. Тайна одежды из человеческой кожи
При изучении изображений «фотографического» стиля нельзя воспринимать их как настоящие фотоснимки. Ведь индейцы не обладали техническими знаниями и не могли правильно передать то, что они видели в течение, возможно, долгого времени, но каждый раз в короткий его промежуток. Поэтому определить, кого именно показывает персонаж скульптуры, резного или живописного фриза – водолаза, космонавта или полетчика, как правило, нельзя, поскольку он воплощает все проявления возможностей (сил) божества, т.е. представителей высокоразвитых цивилизаций.
Фото 1 и 2. Фигура Шипе-Тотека, сидящего на скамейке. Инвентарный № 10–333885. Размеры: 6,5×14,9×9,8 см. Материал и техника: формованная глина. Время и место создания: 1337/1521 гг., Тлателолько. Национальный музей антропологии, Мехико[i]
Так, на первый взгляд кажется, что глиняный идол Шипе-Тотека из Тлателолько (фото 1 и 2) был создан на основе переосмысления образов богов во плоти в полном скафандре космонавта или водолаза. Об этом говорят тяжелые сапоги и большие перчатки, а главное – шлем. Его прототип, наверное, был оснащен прозрачным забралом, поскольку на лице персонажа нет очков, призванных защитить глаза летчика или дайвера, и есть лишь небольшой намек на загубник, наружные края которого обрамляют овалом рот персонажа. Трубка или шланг дыхательной системы отсутствуют. А объемные ленты, спускающиеся по спине персонажа (фото 2), видимо, обозначают шланги, которые шли к системе жизнеобеспечения водолаза. Вместе с тем персонаж показан сидящим в позе человека, управляющего воздушным или водным аппаратом. Его комбинезон хорошо облегает тело. Это не характерно для скафандра космонавта или водолаза, предназначенного для выхода в открытый космос, на незнакомую планету или для погружения на большую глубину.
Фото 3. Шипе-Тотек. Скульптура. Инвентарный № 10–76647 0/3. Размеры: 130×40×40 см. Материал и техника: формованная глина. Происхождение неизвестно. Классический период (100 – 850 гг.) Национальный музей антропологии, Мехико[ii]
Что именно было надето на звездных гостях, когда местный художник наблюдал за ними, неизвестно. Возможно, это было белье, которое носят под защитным комбинезоном или скафандром для регуляции температуры и влажности внутри него. Следует отметить, что одежда у многих глиняных идолов Шипе-Тотека, относящихся к Классическому (300 – 900 гг. н.э.) и Раннему постклассическому (900 – 1150 гг. н.э.) периодам, выглядит не как снятая с человека кожа, а как брючный костюм, связанный рельефным узором (фото 3), свитер (фото 4) или комбинезон (фото 5 и 6).
Фото 4. Шипе-Тотек. Скульптура. Инвентарный № 10–79158. Размеры: 110×47×37 см. Материал и техника: формованная глина. Место и время создания: Теотиуакан, Ранний постклассический период (900 – 1150 гг. н.э.). Национальный музей антропологии, Мехико[iii]. Фото 5 и 6. Шипе-Тотек. Скульптура, вид спереди и сзади. Инвентарный № 10–653944. Размеры: 87,5×46×15 см. Материал и техника: формованная глина. Место и время создания: Тула-де-Альенде, штат Идальго, Мексика; Ранний постклассический период (900 – 1150 гг. н.э.). Археологический музей Тулы «Хорхе Р. Акоста», Мексика[iv]
У этой одежды нет прорехи сзади, скрепленной веревками, как у испещренной мелкими морщинами кожи каменной скульптуры из Вильяэрмосы (фото 7 и 8), которая была создана намного позднее – в Постклассический период (900 – 1521 гг. н.э.). У глиняных фигур из Теотиуакана и Тулы «кожа» будто бы жатая или рыхлая (фото 4), как у идола Шипе-Тотека из Тлателолько (см. фото 1 и 2), или покрыта катышками (фото 5 и 6).
Фото 7 и 8. Шипе-Тотек. Скульптура из камня. Инвентарный № 1650 PJ-115. Размеры: 36×25×28 см. Происхождение неизвестно. Время создания: Постклассический период (900 – 1521 гг. н.э.). Региональный музей антропологии, Вильяэрмоса, штат Табаско, Мексика[v]
Предположим, что прототип такого комбинезона был изготовлен из трикотажа с длинным ворсом и имел желтоватый цвет, приближающийся к оттенку кожи индейцев. Поскольку в те времена мексиканцы в большинстве своем ходили полуголыми и не носили еще облегающих комбинезонов, они восприняли их как вторую кожу богов. Они видели, что боги снимают кожу и надевают ее вновь без ущерба для жизни и здоровья, и восприняли это как проявление их божественности. Так вторая кожа богов желтоватого цвета сделалась атрибутом Шипе-Тотека.
Фото 9[vi]. Шипе-Тотек – господин 14-й тресены священного календаря в образе Красного Тескатлипоки. Лист 14, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Манускрипт на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Культура ацтеков. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1899 г. Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
На рисованных изображениях Шипе-Тотека и его персонификаций вторая кожа может быть складчатой, как в Бурбонском кодексе (фото 9), или гладкой, как в Кодексе Тудела (см. фото 12). В Кодексе Борджиа она усыпана пупырями (фото 10).
Фото 10[vii]. Шипе-Тотек в ипостаси Ицтапальтотека – Бога каменного ножа. Страница 61, фрагмент. Кодекс Борджиа (Códice Borgia). Тип объекта: пиктографический документ. Материал: оленья кожа. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Время создания: неизвестно, вероятно, до конкисты. Место создания: предположительно штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
В Кодексе Мальябекки голова, руки и ноги гладиатора – персонификации Шипе-Тотека – покрыты белыми завитками, в результате чего возникает иллюзия комбинезона, изготовленного из бараньей шкуры (фото 11).
Фото 11[viii]. Гладиаторский бой между привязанным к темалакатлю пленником в образе Шипе-Тотека и воином-ягуаром. Лист 30r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип объекта: манускрипт. Время создания: XVI в. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1904 г., Париж. Место хранения оригинала: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия
Из сообщений историков колониального периода известно, что кожу пленников, выбранных для гладиаторских боев, мазали мелом и покрывали птичьими перьями и пухом. Перья также приклеивали расплавленным каучуком к волосам. Можно предположить, что таким способом ацтеки имитировали ворс текстиля, из которого изготавливались комбинезоны богов во плоти.
Фото 12. Праздник Тлакашипеуалицтли. Согласно тексту комментария, внизу: гладиаторский бой принципала мешиков в образе ягуара с взятым им в плен вражеским капитаном в образе Шипе-Тотека. Вверху: принципал мешиков в образе красного Шипе-Тотека, одетый в кожу принесенного в жертву капитана, с ожерельем из сердец этого и других гладиаторов. Лист 12r. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объекта: манускрипт. Инвентарный № 70400. Размеры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Материалы: бумага, натуральные пигменты. Датировка: 1530 – 1554 гг. Место происхождения и производства: Мексика. Музей Америки, Мадрид, Испания[ix]
В Кодексе Тудела образ гладиатора (фото 12) более соответствует традициям пиктографического письма, нежели в Кодексе Мальябекки. Здесь на его руки и ноги, окрашенные в белый цвет, нанесена штриховка в виде горизонтальных полос, которая, вероятно, изображает птичий пух. При этом перья, которые более похожи на глифы белой ракушки, не покрывают конечности гладиатора сплошным ковром, а нарисованы на некотором расстоянии друг от друга. Они изображены не только на дубинке гладиатора, но и на обсидиановых лезвиях дубинки воина-ягуара. Это позволяет говорить о том, что перья выступают в роли символа жертвоприношения.
Фото 13. Ежегодная дань из провинции Каунануак (Quauhnahuac – «Рядом с деревьями») воинскими «доспехами» из драгоценных перьев: 1 красный костюм со штандартом шопилли (xopilli – кристалл горного хрусталя) и щитом куэшьо (cuexyo – уастек); 1 зеленый с красным костюм со штандартом папалотль (papalotl – бабочка) и щитом куаутетепойо (quauhtetepoyo – орлиная нога); 1 красный костюм со штандартом момойактли (momoyactli – раскрытые перья) и щитом куэшьо; 1 коричневый костюм ягуара (оцелота) и щит куэшьо. Лист 23, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Расстановочный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Объем: 85 листов. Языки: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания[x]
Между тем, по свидетельствам Кодекса Мендосы (1547), облегающие комбинезоны, которые носила военно-жреческая знать ацтеков, изготавливались из ткани, покрытой драгоценными перьями. Эти комбинезоны в комплекте с плащом, шлемом, щитом и штандартом вручались как награда за подвиги на войне и знак повышения в звании. Такие комплекты (фото 13), имевшие разный дизайн, определяли ранг воина и создавали образ божества, которого тот должен был представлять как жрец. (Подробнее см.: «1.2.3. Захват пленных как основная задача воина».)
В ацтекскую эпоху «доспехи» воинов – комбинезоны и соответствовавшие им шлемы-головы – символизировали также внешнюю оболочку обожествленных животных и птиц – науалей богов. Они также изготавливались из ткани, полностью покрытой перьями.
Элитные ордена (братства) воинов-орлов и воинов-ягуаров были посвящены двум самым сильным животным. Орлы представляли Небо, теплое, светлое и мужское пространство, а ягуары – Подземный мир, холодное, темное и женское пространство. Орлы и ягуары являлись выражением взаимодополняющих противоположностей – фундаментального принципа месоамериканского мировоззрения[xi]. Ягуар был господином ночи и науалем (двойником) Тескатлипоки, ассоциировавшегося с Заходящим (Ночным) Солнце. Орел был науалем Уицилопочтли, олицетворявшего Восходящее Солнце.
Исходя из того, что «доспехи» всех типов, даже те, которые копировали шкуру ягуара, изготавливались из ткани, покрытой перьями, можно предположить, что перья на них не являлись символом полета, а имитировали ворс на комбинезонах богов во плоти. Однако императоры ацтеков для того, чтобы представлять Шипе-Тотека, надевали «доспехи» из человеческой кожи.
Фото 14[xii]. Монтесума II в образе Шипе-Тотека. «В год 9-Дом (1501) на войне умер правитель Толокана. Мотекусома в качестве тлакочкалькатля привел из Шальтепека пленников»[xiii]. Лист 83v, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Vat.lat.3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Несколько документов в письменной и графической форме свидетельствуют о том, что императоры руководили своими войсками на поле боя, приняв образ Шипе-Тотека. Монтесума II отправлялся на войну в его одеянии, а в бою надевал кожу, снятую с первого взятого в плен и принесенного в жертву вражеского капитана[xiv]. В этом образе Монтесума II изображен на листе 83v Кодекса Риоса (фото 14). Здесь говорится о войне 1501 г. в регионе матлацинков, в которой будущий император принимал участие в ранге главнокомандующего – тлакочкалькатля. В Кодексе Коцкатцина на листе 26r, где рассказывается о войне между Теночтитланом и Тлателолько (1473), в образе Шипе-Тотека показан император Ашайякатль (фото 15).
Фото 15. Ашайякатль в войне против Тлателолько. Лист 26r, фрагмент. Кодекс Коцкатцина (Códice Cozcatzin). Инвентарный №: Mexicain 41–45. Тип объекта: манускрипт. Объем: 18 листов. Размеры листа: 22×29 см. Материал: европейская бумага. Языки: испанский, науатль. Время создания: 1572 г. Национальная библиотека Франции, Париж[xv]
Возвращаясь к глиняному идолу Шипе-Тотека из Тлателолько, необходимо отметить, что он и его почти полная копия были частью погребального приношения. Оно было найдено в 1966 г. в верхней части Храма Эекатля церемониального комплекса города Тлателолько, ставшего частью Теночтитлана в правление императора Ашайякатля (1469 – 1481). Приношение находилось в оранжевом керамическом сосуде, в котором помимо двух идолов Шипе-Тотека были три миниатюрные керамические чаши, костяные останки младенца и сонахера из тыквы[xvi].
Примечательно, что эти идолы Шипе-Тотека были изготовлены не в глубокой древности, а в эпоху ацтеков. Они датируются периодом между 1337 и 1521 гг. Судя по степени реалистичности, с какой было передано защитное снаряжение богов во плоти, скульптор отразил в статуэтках образы представителей высокоразвитых цивилизаций последних экспедиций. Их присутствие на землях Промежуточного мира и отчасти на прилегающих к нему землях Месоамерики относится к сравнительно недавнему периоду времени, который можно поместить между 800 и 1500 гг. н.э. О контактах с богами во плоти красноречиво свидетельствуют, в частности, артефакты доиспанских культур Колумбии и Панамы и, прежде всего, изделия из золота – фигурки касиков, драконов и так называемые золотые самолетики. (Подробнее см.: «Золото Колумбии и Панамы».) Поскольку эти артефакты были найдены не археологами, а расхитителями гробниц, время их создания не может быть определено с точностью до года, десятилетия или даже века. Они датируются большим временным периодом между 900 и 1600 гг. Вместе с тем идолы Шипе-Тотека из Тлателолько были отнесены археологами к периоду между 1337 и 1521 гг. Это позволяет сузить временные рамки изготовления золотых артефактов Колумбии и Панамы и датировать их примерно тем же периодом.
[i] https://artsandculture.google.com/asset/figurilla-xipe-t%C3%B3tec/SAF4EfFro2_apA;González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[ii] Gamboa Cabezas L.M. y García Sánchez M. Xipe Tótec “Nuestro Señor el Desollado” de Tollan Xicocotitlan // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[iii] González González C.J. Opus cit.
[iv] Gamboa Cabezas L.M. y García Sánchez M. Opus cit.
[v] González González C.J. Opus cit.
[ix] http://ceres.mcu.es/; El Libro Escrito Europeo del Códice Tudela o Códice del Museo de América, Madrid / Juan José Batalla Rosado. 2014 (http://itinerarios.uw.edu.pl/wp-content/uploads/2014/11/06_Batalla.pdf).
[xi] http://www.lugares.inah.gob.mx/museos-inah/exposiciones/sala-piezas/7543–7543-guerrero-%C3%A1guila.html?lugar_id=471&expo_id=6016
[xiii] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В. Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[xiv] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-57.php).