2.3.3. Тайна одежды из человеческой кожи

1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле, при­ло­же­ние

Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле
2.3. Образ божества-корабля в скульп­туре, окон­ча­ние

image0012.3.3. Тайна одежды из чело­ве­че­ской кожи

При изу­че­нии изоб­ра­же­ний «фото­гра­фи­че­ского» стиля нельзя вос­при­ни­мать их как насто­я­щие фото­снимки. Ведь индейцы не обла­дали тех­ни­че­скими зна­ни­ями и не могли пра­вильно пере­дать то, что они видели в тече­ние, воз­можно, дол­гого вре­мени, но каж­дый раз в корот­кий его про­ме­жу­ток. Поэтому опре­де­лить, кого именно пока­зы­вает пер­со­наж скульп­туры, рез­ного или живо­пис­ного фриза – водо­лаза, кос­мо­навта или полет­чика, как пра­вило, нельзя, поскольку он вопло­щает все про­яв­ле­ния воз­мож­но­стей (сил) боже­ства, т.е. пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых цивилизаций.

image047image041Фото 1 и 2. Фигура Шипе-Тотека, сидя­щего на ска­мейке. Инвен­тар­ный № 10–333885. Раз­меры: 6,5×14,9×9,8 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Время и место созда­ния: 1337/1521 гг., Тла­те­лолько. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[i]

Так, на пер­вый взгляд кажется, что гли­ня­ный идол Шипе-Тотека из Тла­те­лолько (фото 1 и 2) был создан на основе пере­осмыс­ле­ния обра­зов богов во плоти в пол­ном ска­фандре кос­мо­навта или водо­лаза. Об этом гово­рят тяже­лые сапоги и боль­шие пер­чатки, а глав­ное – шлем. Его про­то­тип, навер­ное, был осна­щен про­зрач­ным забра­лом, поскольку на лице пер­со­нажа нет очков, при­зван­ных защи­тить глаза лет­чика или дай­вера, и есть лишь неболь­шой намек на загуб­ник, наруж­ные края кото­рого обрам­ляют ова­лом рот пер­со­нажа. Трубка или шланг дыха­тель­ной системы отсут­ствуют. А объ­ем­ные ленты, спус­ка­ю­щи­еся по спине пер­со­нажа (фото 2), видимо, обо­зна­чают шланги, кото­рые шли к системе жиз­не­обес­пе­че­ния водо­лаза. Вме­сте с тем пер­со­наж пока­зан сидя­щим в позе чело­века, управ­ля­ю­щего воз­душ­ным или вод­ным аппа­ра­том. Его ком­би­не­зон хорошо обле­гает тело. Это не харак­терно для ска­фандра кос­мо­навта или водо­лаза, пред­на­зна­чен­ного для выхода в откры­тый кос­мос, на незна­ко­мую пла­нету или для погру­же­ния на боль­шую глубину.

image057Фото 3. Шипе-Тотек. Скульп­тура. Инвен­тар­ный № 10–76647 0/3. Раз­меры: 130×40×40 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Про­ис­хож­де­ние неиз­вестно. Клас­си­че­ский период (100 – 850 гг.) Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[ii]

Что именно было надето на звезд­ных гостях, когда мест­ный худож­ник наблю­дал за ними, неиз­вестно. Воз­можно, это было белье, кото­рое носят под защит­ным ком­би­не­зо­ном или ска­фанд­ром для регу­ля­ции тем­пе­ра­туры и влаж­но­сти внутри него. Сле­дует отме­тить, что одежда у мно­гих гли­ня­ных идо­лов Шипе-Тотека, отно­ся­щихся к Клас­си­че­скому (300 – 900 гг. н.э.) и Ран­нему пост­клас­си­че­скому (900 – 1150 гг. н.э.) пери­о­дам, выгля­дит не как сня­тая с чело­века кожа, а как брюч­ный костюм, свя­зан­ный рельеф­ным узо­ром (фото 3), сви­тер (фото 4) или ком­би­не­зон (фото 5 и 6).

image039image061image068Фото 4. Шипе-Тотек. Скульп­тура. Инвен­тар­ный № 10–79158. Раз­меры: 110×47×37 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Место и время созда­ния: Тео­ти­уа­кан, Ран­ний пост­клас­си­че­ский период (900 – 1150 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[iii]. Фото 5 и 6. Шипе-Тотек. Скульп­тура, вид спе­реди и сзади. Инвен­тар­ный № 10–653944. Раз­меры: 87,5×46×15 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Место и время созда­ния: Тула-де-Альенде, штат Идальго, Мек­сика; Ран­ний пост­клас­си­че­ский период (900 – 1150 гг. н.э.). Архео­ло­ги­че­ский музей Тулы «Хорхе Р. Ако­ста», Мек­сика[iv]

У этой одежды нет про­рехи сзади, скреп­лен­ной верев­ками, как у испещ­рен­ной мел­кими мор­щи­нами кожи камен­ной скульп­туры из Вилья­эр­мосы (фото 7 и 8), кото­рая была создана намного позд­нее – в Пост­клас­си­че­ский период (900 – 1521 гг. н.э.). У гли­ня­ных фигур из Тео­ти­уа­кана и Тулы «кожа» будто бы жатая или рых­лая (фото 4), как у идола Шипе-Тотека из Тла­те­лолько (см. фото 1 и 2), или покрыта катыш­ками (фото 5 и 6).

image043 image045Фото 7 и 8. Шипе-Тотек. Скульп­тура из камня. Инвен­тар­ный № 1650 PJ-115. Раз­меры: 36×25×28 см. Про­ис­хож­де­ние неиз­вестно. Время созда­ния: Пост­клас­си­че­ский период (900 – 1521 гг. н.э.). Реги­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Вилья­эр­моса, штат Табаско, Мек­сика[v]

Пред­по­ло­жим, что про­то­тип такого ком­би­не­зона был изго­тов­лен из три­ко­тажа с длин­ным вор­сом и имел жел­то­ва­тый цвет, при­бли­жа­ю­щийся к оттенку кожи индей­цев. Поскольку в те вре­мена мек­си­канцы в боль­шин­стве своем ходили полу­го­лыми и не носили еще обле­га­ю­щих ком­би­не­зо­нов, они вос­при­няли их как вто­рую кожу богов. Они видели, что боги сни­мают кожу и наде­вают ее вновь без ущерба для жизни и здо­ро­вья, и вос­при­няли это как про­яв­ле­ние их боже­ствен­но­сти. Так вто­рая кожа богов жел­то­ва­того цвета сде­ла­лась атри­бу­том Шипе-Тотека.

image037Фото 9[vi]. Шипе-Тотек – гос­по­дин 14-й тресены свя­щен­ного кален­даря в образе Крас­ного Тес­кат­ли­поки. Лист 14, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Ману­скрипт на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба, 1899 г. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

На рисо­ван­ных изоб­ра­же­ниях Шипе-Тотека и его пер­со­ни­фи­ка­ций вто­рая кожа может быть склад­ча­той, как в Бур­бон­ском кодексе (фото 9), или глад­кой, как в Кодексе Тудела (см. фото 12). В Кодексе Бор­джиа она усы­пана пупы­рями (фото 10).

image065Фото 10[vii]. Шипе-Тотек в ипо­стаси Ицта­пальто­тека – Бога камен­ного ножа. Стра­ница 61, фраг­мент. Кодекс Бор­джиа (Códice Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­риал: оле­нья кожа. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Время созда­ния: неиз­вестно, веро­ятно, до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

В Кодексе Малья­бекки голова, руки и ноги гла­ди­а­тора – пер­со­ни­фи­ка­ции Шипе-Тотека – покрыты белыми завит­ками, в резуль­тате чего воз­ни­кает иллю­зия ком­би­не­зона, изго­тов­лен­ного из бара­ньей шкуры (фото 11).

image043Фото 11[viii]. Гла­ди­а­тор­ский бой между при­вя­зан­ным к тема­ла­катлю плен­ни­ком в образе Шипе-Тотека и воином-ягуаром. Лист 30r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип объ­екта: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба, 1904 г., Париж. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

Из сооб­ще­ний исто­ри­ков коло­ни­аль­ного пери­ода известно, что кожу плен­ни­ков, выбран­ных для гла­ди­а­тор­ских боев, мазали мелом и покры­вали пти­чьими перьями и пухом. Перья также при­кле­и­вали рас­плав­лен­ным кау­чу­ком к воло­сам. Можно пред­по­ло­жить, что таким спо­со­бом ацтеки ими­ти­ро­вали ворс тек­стиля, из кото­рого изго­тав­ли­ва­лись ком­би­не­зоны богов во плоти.

image068Фото 12. Празд­ник Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Согласно тек­сту ком­мен­та­рия, внизу: гла­ди­а­тор­ский бой прин­ци­пала меши­ков в образе ягу­ара с взя­тым им в плен вра­же­ским капи­та­ном в образе Шипе-Тотека. Вверху: прин­ци­пал меши­ков в образе крас­ного Шипе-Тотека, оде­тый в кожу при­не­сен­ного в жертву капи­тана, с оже­ре­льем из сер­дец этого и дру­гих гла­ди­а­то­ров. Лист 12r. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объ­екта: ману­скрипт. Инвен­тар­ный № 70400. Раз­меры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и про­из­вод­ства: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[ix]

В Кодексе Тудела образ гла­ди­а­тора (фото 12) более соот­вет­ствует тра­ди­циям пик­то­гра­фи­че­ского письма, нежели в Кодексе Малья­бекки. Здесь на его руки и ноги, окра­шен­ные в белый цвет, нане­сена штри­ховка в виде гори­зон­таль­ных полос, кото­рая, веро­ятно, изоб­ра­жает пти­чий пух. При этом перья, кото­рые более похожи на глифы белой ракушки, не покры­вают конеч­но­сти гла­ди­а­тора сплош­ным ков­ром, а нари­со­ваны на неко­то­ром рас­сто­я­нии друг от друга. Они изоб­ра­жены не только на дубинке гла­ди­а­тора, но и на обси­ди­а­но­вых лез­виях дубинки воина-ягуара. Это поз­во­ляет гово­рить о том, что перья высту­пают в роли сим­вола жертвоприношения.

image079Фото 13. Еже­год­ная дань из про­вин­ции Кау­на­нуак (Quauhnahuac – «Рядом с дере­вьями») воин­скими «доспе­хами» из дра­го­цен­ных перьев: 1 крас­ный костюм со штан­дар­том шопилли (xopilli – кри­сталл гор­ного хру­сталя) и щитом куэшьо (cuexyo – уастек); 1 зеле­ный с крас­ным костюм со штан­дар­том папа­лотль (papalotl – бабочка) и щитом куа­у­те­те­пойо (quauhtetepoyo – орли­ная нога); 1 крас­ный костюм со штан­дар­том момой­актли (momoyactli – рас­кры­тые перья) и щитом куэшьо; 1 корич­не­вый костюм ягу­ара (оце­лота) и щит куэшьо. Лист 23, фраг­мент. Кодекс Мен­досы (Códice Mendocino). Рас­ста­но­воч­ный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 85 листов. Языки: нау­атль, испан­ский. Время созда­ния: 1547 г. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Вели­ко­бри­та­ния[x]

Между тем, по сви­де­тель­ствам Кодекса Мен­досы (1547), обле­га­ю­щие ком­би­не­зоны, кото­рые носила военно-жреческая знать ацте­ков, изго­тав­ли­ва­лись из ткани, покры­той дра­го­цен­ными перьями. Эти ком­би­не­зоны в ком­плекте с пла­щом, шле­мом, щитом и штан­дар­том вру­ча­лись как награда за подвиги на войне и знак повы­ше­ния в зва­нии. Такие ком­плекты (фото 13), имев­шие раз­ный дизайн, опре­де­ляли ранг воина и созда­вали образ боже­ства, кото­рого тот дол­жен был пред­став­лять как жрец. (Подроб­нее см.: «1.2.3. Захват плен­ных как основ­ная задача воина».)

В ацтек­скую эпоху «доспехи» вои­нов – ком­би­не­зоны и соот­вет­ство­вав­шие им шлемы-головы – сим­во­ли­зи­ро­вали также внеш­нюю обо­лочку обо­жеств­лен­ных живот­ных и птиц – науа­лей богов. Они также изго­тав­ли­ва­лись из ткани, пол­но­стью покры­той перьями.

Элит­ные ордена (брат­ства) воинов-орлов и воинов-ягуаров были посвя­щены двум самым силь­ным живот­ным. Орлы пред­став­ляли Небо, теп­лое, свет­лое и муж­ское про­стран­ство, а ягу­ары – Под­зем­ный мир, холод­ное, тем­ное и жен­ское про­стран­ство. Орлы и ягу­ары явля­лись выра­же­нием вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих про­ти­во­по­лож­но­стей – фун­да­мен­таль­ного прин­ципа месо­аме­ри­кан­ского миро­воз­зре­ния[xi]. Ягуар был гос­по­ди­ном ночи и науа­лем (двой­ни­ком) Тес­кат­ли­поки, ассо­ци­и­ро­вав­ше­гося с Захо­дя­щим (Ноч­ным) Солнце. Орел был науа­лем Уици­ло­по­чтли, оли­це­тво­ряв­шего Вос­хо­дя­щее Солнце.

Исходя из того, что «доспехи» всех типов, даже те, кото­рые копи­ро­вали шкуру ягу­ара, изго­тав­ли­ва­лись из ткани, покры­той перьями, можно пред­по­ло­жить, что перья на них не явля­лись сим­во­лом полета, а ими­ти­ро­вали ворс на ком­би­не­зо­нах богов во плоти. Однако импе­ра­торы ацте­ков для того, чтобы пред­став­лять Шипе-Тотека, наде­вали «доспехи» из чело­ве­че­ской кожи.

image070Фото 14[xii]. Мон­те­сума II в образе Шипе-Тотека. «В год 9-Дом (1501) на войне умер пра­ви­тель Толо­кана. Моте­ку­сома в каче­стве тла­коч­каль­катля при­вел из Шаль­те­пека плен­ни­ков»[xiii]. Лист 83v, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Vat.lat.3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Несколько доку­мен­тов в пись­мен­ной и гра­фи­че­ской форме сви­де­тель­ствуют о том, что импе­ра­торы руко­во­дили сво­ими вой­сками на поле боя, при­няв образ Шипе-Тотека. Мон­те­сума II отправ­лялся на войну в его оде­я­нии, а в бою наде­вал кожу, сня­тую с пер­вого взя­того в плен и при­не­сен­ного в жертву вра­же­ского капи­тана[xiv]. В этом образе Мон­те­сума II изоб­ра­жен на листе 83v Кодекса Риоса (фото 14). Здесь гово­рится о войне 1501 г. в реги­оне мат­ла­цин­ков, в кото­рой буду­щий импе­ра­тор при­ни­мал уча­стие в ранге глав­но­ко­ман­ду­ю­щего – тла­коч­каль­катля. В Кодексе Коц­кат­цина на листе 26r, где рас­ска­зы­ва­ется о войне между Тено­чтит­ла­ном и Тла­те­лолько (1473), в образе Шипе-Тотека пока­зан импе­ра­тор Ашай­я­катль (фото 15).

image072Фото 15. Ашай­я­катль в войне про­тив Тла­те­лолько. Лист 26r, фраг­мент. Кодекс Коц­кат­цина (Códice Cozcatzin). Инвен­тар­ный №: Mexicain 41–45. Тип объ­екта: ману­скрипт. Объем: 18 листов. Раз­меры листа: 22×29 см. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Языки: испан­ский, нау­атль. Время созда­ния: 1572 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж[xv]

Воз­вра­ща­ясь к гли­ня­ному идолу Шипе-Тотека из Тла­те­лолько, необ­хо­димо отме­тить, что он и его почти пол­ная копия были частью погре­баль­ного при­но­ше­ния. Оно было най­дено в 1966 г. в верх­ней части Храма Эекатля цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса города Тла­те­лолько, став­шего частью Тено­чтит­лана в прав­ле­ние импе­ра­тора Ашай­я­катля (1469 – 1481). При­но­ше­ние нахо­ди­лось в оран­же­вом кера­ми­че­ском сосуде, в кото­ром помимо двух идо­лов Шипе-Тотека были три мини­а­тюр­ные кера­ми­че­ские чаши, костя­ные останки мла­денца и сона­хера из тыквы[xvi].

При­ме­ча­тельно, что эти идолы Шипе-Тотека были изго­тов­лены не в глу­бо­кой древ­но­сти, а в эпоху ацте­ков. Они дати­ру­ются пери­о­дом между 1337 и 1521 гг. Судя по сте­пени реа­ли­стич­но­сти, с какой было пере­дано защит­ное сна­ря­же­ние богов во плоти, скуль­птор отра­зил в ста­ту­эт­ках образы пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций послед­них экс­пе­ди­ций. Их при­сут­ствие на зем­лях Про­ме­жу­точ­ного мира и отча­сти на при­ле­га­ю­щих к нему зем­лях Месо­аме­рики отно­сится к срав­ни­тельно недав­нему пери­оду вре­мени, кото­рый можно поме­стить между 800 и 1500 гг. н.э. О кон­так­тах с богами во плоти крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют, в част­но­сти, арте­факты доис­пан­ских куль­тур Колум­бии и Панамы и, прежде всего, изде­лия из золота – фигурки каси­ков, дра­ко­нов и так назы­ва­е­мые золо­тые само­ле­тики. (Подроб­нее см.: «Золото Колум­бии и Панамы».) Поскольку эти арте­факты были най­дены не архео­ло­гами, а рас­хи­ти­те­лями гроб­ниц, время их созда­ния не может быть опре­де­лено с точ­но­стью до года, деся­ти­ле­тия или даже века. Они дати­ру­ются боль­шим вре­мен­ным пери­о­дом между 900 и 1600 гг. Вме­сте с тем идолы Шипе-Тотека из Тла­те­лолько были отне­сены архео­ло­гами к пери­оду между 1337 и 1521 гг. Это поз­во­ляет сузить вре­мен­ные рамки изго­тов­ле­ния золо­тых арте­фак­тов Колум­бии и Панамы и дати­ро­вать их при­мерно тем же периодом.

image013image015



[i] https://artsandculture.google.com/asset/figurilla-xipe-t%C3%B3tec/SAF4EfFro2_apA;González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[ii] Gamboa Cabezas L.M.García Sánchez M. Xipe Tótec “Nuestro Señor el Desollado” de Tollan Xicocotitlan // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[iii] González González C.J. Opus cit.

[iv] Gamboa Cabezas L.M.García Sánchez M. Opus cit.

[v] González González C.J. Opus cit.

[ix] http://ceres.mcu.es/; El Libro Escrito Europeo del Códice Tudela o Códice del Museo de América, Madrid / Juan José Batalla Rosado. 2014 (http://itinerarios.uw.edu.pl/wp-content/uploads/2014/11/06_Batalla.pdf).

[xiii] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В. Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[xiv] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-57.php).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>