1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Содержание
Исторические обстоятельства, сопутствовавшие созданию монумента
Символика монумента
Праздник Нового Огня
Фото 1[i]. Храм священной войны, вид слева в три четверти. Размеры: высота 123 см, ширина 92 см, глубина 100 см. Материал и техника: известняк, резьба. Дата создания: 1507 г. Место находки: исторический центр Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[ii]
В 1831 г. на территории дворца Монтесумы II в Теночтитлане, там, где теперь в Мехико находится Национальный дворец, был обнаружен монолит, который на некоторых церемониях, возможно, служил символическим или настоящим троном – икпалли (царским стулом) последнего доиспанского императора ацтеков[iii]. Монумент считается базальтовой моделью храма (теокалли). В 1926 г. он был выкопан археологами, и теперь находится в Национальном музее антропологии. Выдающийся мексиканский археолог Альфонсо Касо Андраде (Alfonso Caso Andrade, 1896 – 1970) писал, что символизм этого памятника является высшим уровнем выражения идеологии мексиканской власти и религиозного принципа священной войны[iv]. Поэтому он так и назвал монумент – Теокалли священной войны.
Исторические обстоятельства,
сопутствовавшие созданию монумента
Фото 2. Лестница пирамиды с датами 1 Кролик и 2 Тростник
На откосах лестницы пирамиды (фото 2) вырезаны две даты: 1 Кролик (слева) и 2 Тростник (справа). Они позволяют определить время изготовления монумента и установить, что он имеет непосредственное отношение к важному событию в жизни ацтеков – концу старого века (52-летнего цикла) и началу нового. 1 Кролик (1506) являлся годом, в котором должна была проводиться церемония связывания годов, знаменовавшая начало нового века. Изображение года 2 Тростник (1507) окружено веревкой, которая означает, что связывание годов, сопровождавшееся праздником Нового огня, произошло именно в этом году[v]. Обе даты свидетельствуют о календарной реформе 1506 – 1507 гг., которую провел Монтесума II (правил с 1502 по 1520 г.), дабы прервать роковую связь годов 1 Кролик с голодом. Ибо на протяжении двухсот лет все годы 1 Кролик были голодными годами[vi].
Фото 3[vii]. 1504 г.: Смена правителя в Кольуакане. 1505 г.: «В год 13 Дом (1505 1522) умирали дети, страдали дети. Купцы доставили из Пануко (?) запасы маиса»[viii]. 1506 г.: «Распятый человек, в которого возились три стрелы. Человек с факелом, напротив которого черный грызун на поле». Лист 41v, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: пиктографический документ. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
О календарной реформе Монтесумы II сообщается в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис на листах 41v и 42. Лист 41v рассказывает также о страшном голоде, начавшемся в 1505 г. и послужившем поводом для нововведения. Поясняя сцену в центре листа, комментатор сообщает: «Год Тринадцать Домов и 1505; был большой голод в области Мешико; ходили за хлебом в область Пан(у)ко [Pango]». Касательно сцены справа он пишет:
«Год Один Кролик и 1506; было столько грызунов [rraton] в области Мешико, что они сожрали все посевы, и потому выходили по ночам с факелами охранять посевы.
В этом году расстрелял из лука Монтесома одного человека таким образом. (Речь идет о жертвоприношении на празднике Тлакашипеуалистли, «Сдирании кожи с человека», в котором принял участие император. – Ф.Ó.) Говорят старики, что это было, чтобы смягчить богов, так как видели, что в течение двухсот лет всякий раз у них был голод в год Один Кролик.
И в этом году они имели обычай связывать годы согласно своему счету, и так как он всегда был для них тяжелым годом, Монтесума заменил его на Два Тростника».
Фото 4[ix]. 1507 г.: «…В Уишачтепеке в храме праздник Нового огня. Затмение Солнца. В Текутепеке землетрясение. Затмение Солнца. В реке Тосак потонули воины, 2000». 1508 г.: «…В подчиненном селении умер правитель Тесосомок». 1509 г.: «…Война в Сольтепеке. Сияние в ночном небе, называемое мешпанистли». «В этом году восстало селение Сосола [Çoçola], которое находится в шести лигах от Оашаки, против мешиков, которые оправились против него и не оставили живой души, как говорят старики, которые там находились». Лист 42, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис
О проведении праздника Нового огня сообщается на листе 42 (фото 4):
«Год Два Тростника и 1507, было затмение Солнца, и затряслась земля, и потонули 1800 воинов в реке Тосак [Тucас], которая перед Ицокой [Ytzuca], по пути из Миштеки, когда шли после того, как ходили подчинять области.
В этом году закончили храм Нового огня, так как всегда каждые пятьдесят или пятьдесят два года зажигали новый огонь. Этот храм находился на холме Висачль [Visachl], в четырех лигах от Мешико, возле Коль(уакана) [cul], откуда приносили новый огонь для всей страны, так как говорили, что тому, кто получил бы в этот день огонь в свой дом, должна была бы удасться тысяча дел».
«Переход от одного века к другому отмечался очень важными ритуалами, утверждавшими возрождение мира, – пишет бельгийский историк-месоамериканист Мишель Гролиш (Michel Graulich, 1944 – 2015). – Символически воссоздавалась утренняя звезда, нарождавшаяся в 1-м году Кролика. Венера была первым лучом света и залогом солнечного восхода; ее появление заставило когда-то Землю выйти из первоначальных вод. Ровно в полночь, после того как гасились все огни и кругом воцарялся мрак, торжественно зажигался новый свет, для чего применялась особая процедура: горизонтально укладывавшаяся деревянная палка, на которой уже имелся ряд выдолбленных углублений, просверливалась с помощью деревянного же «сверла», вращение которого обеспечивалось быстрым возвратно-поступательным движением ладоней. Если операция удавалась, то восход утренней звезды был гарантирован, и мир мог жить без особых неприятностей в течение ближайших пятидесяти двух лет. «Связь годов» была осуществлена. В связи с необходимостью заклинания бед, выпадавших на годы Кролика, и их возможных последствий для всего «века», Монтесума решил впредь отмечать праздник Нового Огня и возрождать мир не в 1-м году Кролика, как раньше, а в следующем году, во 2-м году Тростника»[x].
Однако Монтесума был озабочен не только тем, чтобы новый век получил, наконец, благоприятное начало. Одной из целей его реформы являлось дальнейшее усиление в ацтекском пантеоне роли Уицилопочтли-Тескатлипоки и Солнца. Связывание годов было перенесено не только с года 1 Кролик на год 2 Тростник, но также с месяца, именовавшегося Очпанистли («Подметание»), на месяц Панкецалистли («Поднятие флагов»). Праздник Панкецалистли, по словам Мишеля Гролиша, «был соотнесен также с одним точным астрономическим событием – кульминацией Плеяд в полночь». «Именно в этот момент, – пишет он, – должен был зажечься теперь огонь в разверстой груди приносимого в жертву воина».
«В месяце Очпанистли, – отмечает М. Гролиш, – происходило ритуальное празднество в честь создания земли и рождения Синтеотля – Утренней Звезды, уподобляемой также Кецалькоатлю, тогда как в Панкецалистли торжественно отмечалось рождение Уицилопочтли-Солнца… Отныне при зажжении нового огня будет воссоздаваться не утренняя планета Венера, а дневное светило. Выбор именно 2-го года Тростника имеет особый смысл. Речь идет, как и в случае 1-го года Смерти, об одном из имен календаря Тескатлипоки, повелителя ацтекского солнца, одним из перевоплощений которого был Уицилопочтли. В исчислении дней 2-й год Тростника помещался почти посредине между 1-м годом Смерти и 2-м годом Кремня, точно разделявшимися периодом в пятьдесят два дня. Итак, 1-й год Смерти оказывался также годом смерти Колибри-Левши, а 1-й год Кремня – годом его рождения. И, наконец, что особенно важно, в один из двух годов Тростника, приходящихся на странствия мешиков, в Коатепеке родился Уицилопочтли, победивший тьму, воплощенную в его сестре Койольшауки и в его братьях, четырехстах уицнауа»[xi].
Фото 5[xii]. Храм священной войны, вид справа в три четверти
«Заклиная голодные годы», Монтесума II пытался умилостивить богов возобновлением цветочных войн. «Голод годов 13-го Кролика и 1-го Кролика в начале правления Монтесумы II, – указывает М. Гролиш, – в точности повторяет бедствие, имевшее место при Монтесуме I, одним пятидесятидвухлетним «веком» раньше. Этот первый голод находился у истоков «цветочной» войны. Второй – повод для возобновления этой войны, что подчеркивается строительством этого монумента»[xiii]. М. Гролиш называет Теокалли священной войны «выдающимся монументом», который «выражает в некоем гениальном сочетании идею реформы праздника смены века и доктрину священной войны»[xiv].
[i] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/teocalli-de-la-guerra-sagrada/wQEibbbI4U34AQ
[iii] Aguilar-Morenо M. Arte azteca (http://www.famsi.org/spanish/research/aguilar/Aguilar_Art_y_Arch_text_es.pdf).
[v] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[vi] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-28.php).
[viii] Кодекс Теллериано-Ременсис цитируется по кн.: Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[x] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-28.php).
[xi] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-28.php).
[xiii] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-45.php).
[xiv] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).