Храм священной войны

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001ХРАМ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ

Содер­жа­ние
Исто­ри­че­ские обсто­я­тель­ства, сопут­ство­вав­шие созда­нию мону­мента
Сим­во­лика мону­мента
Празд­ник Нового Огня

 

image001Фото 1[i]. Храм свя­щен­ной войны, вид слева в три чет­верти. Раз­меры: высота 123 см, ширина 92 см, глу­бина 100 см. Мате­риал и тех­ника: извест­няк, резьба. Дата созда­ния: 1507 г. Место находки: исто­ри­че­ский центр Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[ii]

В 1831 г. на тер­ри­то­рии дворца Мон­те­сумы II в Тено­чтит­лане, там, где теперь в Мехико нахо­дится Наци­о­наль­ный дво­рец, был обна­ру­жен моно­лит, кото­рый на неко­то­рых цере­мо­ниях, воз­можно, слу­жил сим­во­ли­че­ским или насто­я­щим тро­ном – икпалли (цар­ским сту­лом) послед­него доис­пан­ского импе­ра­тора ацте­ков[iii]. Мону­мент счи­та­ется базаль­то­вой моде­лью храма (тео­калли). В 1926 г. он был выко­пан архео­ло­гами, и теперь нахо­дится в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии. Выда­ю­щийся мек­си­кан­ский архео­лог Аль­фонсо Касо Андраде (Alfonso Caso Andrade, 1896 – 1970) писал, что сим­во­лизм этого памят­ника явля­ется выс­шим уров­нем выра­же­ния идео­ло­гии мек­си­кан­ской вла­сти и рели­ги­оз­ного прин­ципа свя­щен­ной войны[iv]. Поэтому он так и назвал мону­мент – Тео­калли свя­щен­ной войны.

 image057Исто­ри­че­ские обсто­я­тель­ства,
сопут­ство­вав­шие созда­нию монумента

image003Фото 2. Лест­ница пира­миды с датами 1 Кро­лик и 2 Тростник

На отко­сах лест­ницы пира­миды (фото 2) выре­заны две даты: 1 Кро­лик (слева) и 2 Трост­ник (справа). Они поз­во­ляют опре­де­лить время изго­тов­ле­ния мону­мента и уста­но­вить, что он имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к важ­ному собы­тию в жизни ацте­ков – концу ста­рого века (52-летнего цикла) и началу нового. 1 Кро­лик (1506) являлся годом, в кото­ром должна была про­во­диться цере­мо­ния свя­зы­ва­ния годов, зна­ме­но­вав­шая начало нового века. Изоб­ра­же­ние года 2 Трост­ник (1507) окру­жено верев­кой, кото­рая озна­чает, что свя­зы­ва­ние годов, сопро­вож­дав­ше­еся празд­ни­ком Нового огня, про­изо­шло именно в этом году[v]. Обе даты сви­де­тель­ствуют о кален­дар­ной реформе 1506 – 1507 гг., кото­рую про­вел Мон­те­сума II (пра­вил с 1502 по 1520 г.), дабы пре­рвать роко­вую связь годов 1 Кро­лик с голо­дом. Ибо на про­тя­же­нии двух­сот лет все годы 1 Кро­лик были голод­ными годами[vi].

image005Фото 3[vii]. 1504 г.: Смена пра­ви­теля в Коль­у­а­кане. 1505 г.: «В год 13 Дом (1505 1522) уми­рали дети, стра­дали дети. Купцы доста­вили из Пануко (?) запасы маиса»[viii]. 1506 г.: «Рас­пя­тый чело­век, в кото­рого вози­лись три стрелы. Чело­век с факе­лом, напро­тив кото­рого чер­ный гры­зун на поле». Лист 41v, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Объем: 50 листов. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 21×30 см. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж

О кален­дар­ной реформе Мон­те­сумы II сооб­ща­ется в анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис на листах 41v и 42. Лист 41v рас­ска­зы­вает также о страш­ном голоде, начав­шемся в 1505 г. и послу­жив­шем пово­дом для ново­вве­де­ния. Пояс­няя сцену в цен­тре листа, ком­мен­та­тор сооб­щает: «Год Три­на­дцать Домов и 1505; был боль­шой голод в обла­сти Мешико; ходили за хле­бом в область Пан(у)ко [Pango]». Каса­тельно сцены справа он пишет:

«Год Один Кро­лик и 1506; было столько гры­зу­нов [rraton] в обла­сти Мешико, что они сожрали все посевы, и потому выхо­дили по ночам с факе­лами охра­нять посевы.

В этом году рас­стре­лял из лука Мон­те­сома одного чело­века таким обра­зом. (Речь идет о жерт­во­при­но­ше­нии на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­листли, «Сди­ра­нии кожи с чело­века», в кото­ром при­нял уча­стие импе­ра­тор. – Ф.Ó.) Гово­рят ста­рики, что это было, чтобы смяг­чить богов, так как видели, что в тече­ние двух­сот лет вся­кий раз у них был голод в год Один Кролик.

И в этом году они имели обы­чай свя­зы­вать годы согласно сво­ему счету, и так как он все­гда был для них тяже­лым годом, Мон­те­сума заме­нил его на Два Тростника».

image007Фото 4[ix]. 1507 г.: «…В Уиша­чте­пеке в храме празд­ник Нового огня. Затме­ние Солнца. В Теку­те­пеке зем­ле­тря­се­ние. Затме­ние Солнца. В реке Тосак пото­нули воины, 2000». 1508 г.: «…В под­чи­нен­ном селе­нии умер пра­ви­тель Тесо­со­мок». 1509 г.: «…Война в Соль­те­пеке. Сия­ние в ноч­ном небе, назы­ва­е­мое мешпа­нистли». «В этом году вос­стало селе­ние Сосола [Çoçola], кото­рое нахо­дится в шести лигах от Оашаки, про­тив меши­ков, кото­рые опра­ви­лись про­тив него и не оста­вили живой души, как гово­рят ста­рики, кото­рые там нахо­ди­лись». Лист 42, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис

О про­ве­де­нии празд­ника Нового огня сооб­ща­ется на листе 42 (фото 4):

«Год Два Трост­ника и 1507, было затме­ние Солнца, и затряс­лась земля, и пото­нули 1800 вои­нов в реке Тосак [Тucас], кото­рая перед Ицо­кой [Ytzuca], по пути из Миш­теки, когда шли после того, как ходили под­чи­нять области.

В этом году закон­чили храм Нового огня, так как все­гда каж­дые пять­де­сят или пять­де­сят два года зажи­гали новый огонь. Этот храм нахо­дился на холме Висачль [Visachl], в четы­рех лигах от Мешико, возле Коль(уакана) [cul], откуда при­но­сили новый огонь для всей страны, так как гово­рили, что тому, кто полу­чил бы в этот день огонь в свой дом, должна была бы удасться тысяча дел».

«Пере­ход от одного века к дру­гому отме­чался очень важ­ными риту­а­лами, утвер­ждав­шими воз­рож­де­ние мира, – пишет бель­гий­ский историк-месоамериканист Мишель Гро­лиш (Michel Graulich, 1944 – 2015). – Сим­во­ли­че­ски вос­со­зда­ва­лась утрен­няя звезда, нарож­дав­ша­яся в 1-м году Кро­лика. Венера была пер­вым лучом света и зало­гом сол­неч­ного вос­хода; ее появ­ле­ние заста­вило когда-то Землю выйти из пер­во­на­чаль­ных вод. Ровно в пол­ночь, после того как гаси­лись все огни и кру­гом воца­рялся мрак, тор­же­ственно зажи­гался новый свет, для чего при­ме­ня­лась осо­бая про­це­дура: гори­зон­тально укла­ды­вав­ша­яся дере­вян­ная палка, на кото­рой уже имелся ряд выдолб­лен­ных углуб­ле­ний, про­свер­ли­ва­лась с помо­щью дере­вян­ного же «сверла», вра­ще­ние кото­рого обес­пе­чи­ва­лось быст­рым возвратно-поступательным дви­же­нием ладо­ней. Если опе­ра­ция уда­ва­лась, то вос­ход утрен­ней звезды был гаран­ти­ро­ван, и мир мог жить без осо­бых непри­ят­но­стей в тече­ние бли­жай­ших пяти­де­сяти двух лет. «Связь годов» была осу­ществ­лена. В связи с необ­хо­ди­мо­стью закли­на­ния бед, выпа­дав­ших на годы Кро­лика, и их воз­мож­ных послед­ствий для всего «века», Мон­те­сума решил впредь отме­чать празд­ник Нового Огня и воз­рож­дать мир не в 1-м году Кро­лика, как раньше, а в сле­ду­ю­щем году, во 2-м году Трост­ника»[x].

Однако Мон­те­сума был оза­бо­чен не только тем, чтобы новый век полу­чил, нако­нец, бла­го­при­ят­ное начало. Одной из целей его реформы явля­лось даль­ней­шее уси­ле­ние в ацтек­ском пан­теоне роли Уицилопочтли-Тескатлипоки и Солнца. Свя­зы­ва­ние годов было пере­не­сено не только с года 1 Кро­лик на год 2 Трост­ник, но также с месяца, име­но­вав­ше­гося Очпа­нистли («Под­ме­та­ние»), на месяц Пан­ке­ца­листли («Под­ня­тие фла­гов»). Празд­ник Пан­ке­ца­листли, по сло­вам Мишеля Гро­лиша, «был соот­не­сен также с одним точ­ным аст­ро­но­ми­че­ским собы­тием – куль­ми­на­цией Плеяд в пол­ночь». «Именно в этот момент, – пишет он, – дол­жен был зажечься теперь огонь в раз­вер­стой груди при­но­си­мого в жертву воина».

«В месяце Очпа­нистли, – отме­чает М. Гро­лиш, – про­ис­хо­дило риту­аль­ное празд­не­ство в честь созда­ния земли и рож­де­ния Син­те­отля – Утрен­ней Звезды, упо­доб­ля­е­мой также Кецаль­ко­атлю, тогда как в Пан­ке­ца­листли тор­же­ственно отме­ча­лось рож­де­ние Уицилопочтли-Солнца… Отныне при зажже­нии нового огня будет вос­со­зда­ваться не утрен­няя пла­нета Венера, а днев­ное све­тило. Выбор именно 2-го года Трост­ника имеет осо­бый смысл. Речь идет, как и в слу­чае 1-го года Смерти, об одном из имен кален­даря Тес­кат­ли­поки, пове­ли­теля ацтек­ского солнца, одним из пере­во­пло­ще­ний кото­рого был Уици­ло­по­чтли. В исчис­ле­нии дней 2-й год Трост­ника поме­щался почти посре­дине между 1-м годом Смерти и 2-м годом Кремня, точно раз­де­ляв­ши­мися пери­о­дом в пять­де­сят два дня. Итак, 1-й год Смерти ока­зы­вался также годом смерти Колибри-Левши, а 1-й год Кремня – годом его рож­де­ния. И, нако­нец, что осо­бенно важно, в один из двух годов Трост­ника, при­хо­дя­щихся на стран­ствия меши­ков, в Коате­пеке родился Уици­ло­по­чтли, побе­див­ший тьму, вопло­щен­ную в его сестре Кой­оль­ша­уки и в его бра­тьях, четы­рех­стах уиц­науа»[xi].

image009Фото 5[xii]. Храм свя­щен­ной войны, вид справа в три четверти

«Закли­ная голод­ные годы», Мон­те­сума II пытался уми­ло­сти­вить богов воз­об­нов­ле­нием цве­точ­ных войн. «Голод годов 13-го Кро­лика и 1-го Кро­лика в начале прав­ле­ния Мон­те­сумы II, – ука­зы­вает М. Гро­лиш, – в точ­но­сти повто­ряет бед­ствие, имев­шее место при Мон­те­суме I, одним пяти­де­ся­ти­двух­лет­ним «веком» раньше. Этот пер­вый голод нахо­дился у исто­ков «цве­точ­ной» войны. Вто­рой – повод для воз­об­нов­ле­ния этой войны, что под­чер­ки­ва­ется стро­и­тель­ством этого мону­мента»[xiii]. М. Гро­лиш назы­вает Тео­калли свя­щен­ной войны «выда­ю­щимся мону­мен­том», кото­рый «выра­жает в некоем гени­аль­ном соче­та­нии идею реформы празд­ника смены века и док­трину свя­щен­ной войны»[xiv].

image013image015image017



[v] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).

[viii] Кодекс Теллериано-Ременсис цити­ру­ется по кн.: Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>