Цомпантли

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001ЦОМПАНТЛИ

image029Фото 1[1]. При­мер­ный рису­нок цом­пантли, объ­яс­ня­ю­щий его кон­струк­цию. Лист 57r, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­мер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Под цом­пантли обычно пони­мают стойку с гори­зон­таль­ными парал­лель­ными рей­ками, на кото­рые наса­жены головы или черепа плен­ных офи­це­ров, при­не­сен­ных в жертву в ходе рели­ги­оз­ной цере­мо­нии в храме, рядом с кото­рым она и поме­ща­лась. Наи­бо­лее реа­ли­стич­ный рису­нок цом­пантли, объ­яс­ня­ю­щий его кон­струк­цию, содер­жится в Кодексе Риоса (фото 1). При этом он сопро­вож­да­ется крат­ким опре­де­ле­нием цом­пантли, кото­рое вме­сте с тем явля­ется одним из самых емких: «Это было место, где скла­ды­вали все головы и черепа вла­дык, пав­ших на войне. Было два бруса, как здесь нари­со­вано; и эта |вещь| была столь почи­та­ема, что они назы­вали ее на своем языке тлат­цолли тцон пантле, что озна­чает «смерть дра­го­цен­ная и желан­ная»[2].

image019Фото 2. Фраг­менты стоек цом­пантли, най­ден­ные в ходе рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли на тер­ри­то­рии цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мек­сика[3]

Диего Дюран в «Исто­рии Индий Новой Испа­нии» (1579) назы­вает цом­пантли «местом чере­пов», «пали­са­дом из чере­пов» и «рядом из голов», а Фер­нандо де Аль­ва­радо Тесо­со­мок в «Хро­нике меши­ков» (1598) – «дере­вян­ной стой­кой, на кото­рую поме­ща­лись головы мерт­вых в хра­мах». Суще­ствуют и дру­гие опре­де­ле­ния цом­пантли: под­ставка для чере­пов, стена из чере­пов[4]. Однако в целом все пере­чис­лен­ные дефи­ни­ции цом­пантли харак­те­ри­зуют только его основ­ной эле­мент – дере­вян­ную стойку с чере­пами (голо­вами). Воз­можно, в бед­ных дерев­нях Ацтек­ской импе­рии были в ходу именно такие при­ми­тив­ные цом­пантли. Тем не менее, они были неотъ­ем­ле­мой частью свя­щен­ного про­стран­ства, окру­жав­шего храм, в кото­ром осу­ществ­ля­лись чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. При город­ских хра­мах подоб­ная стойка, при­чем не одна, обычно поме­ща­лась на камен­ный пье­де­стал – плат­форму с лест­ни­цей. Все это соору­же­ние и назы­ва­лось цом­пантли. В круп­ных хра­мо­вых ком­плек­сах цом­пантли могло быть несколько. Напри­мер, на тер­ри­то­рии цере­мо­ни­аль­ного цен­тра сто­лицы импе­рии – Мешико-Теночтитлана, по неко­то­рым оцен­кам, их было не менее шести[5]. Правда, не все цом­пантли были боль­шие. Одно из глав­ных цом­пантли опи­сы­вает испан­ский свя­щен­но­слу­жи­тель, исто­рик, писа­тель и дра­ма­тург Анто­нио де Солис-и-Рибаденейра (Antonio de Solís y Rivadeneyra, 1610 – 1686) в «Исто­рии заво­е­ва­ния Мешико» (1684):

«Неда­леко от входа в глав­ней­шие ворота было не менее страш­ное место, кото­рое пред­на­зна­чено было для моле­ния и бла­го­го­ве­ния. Оно было постро­ено из кам­ней и имело камен­ную лест­ницу из 30 сту­пе­ней, по кото­рой под­ни­ма­лись на пло­щадку, устав­лен­ную мно­же­ством высо­ких и пря­мых стол­бов. Эти столбы сто­яли рядами и были про­свер­лены так, что в их отвер­стия от одного столба до дру­гого про­пу­щены были тон­кие шесты или цепи. А на все эти шесты или цепи нани­заны были мерт­вые головы так, что между двумя стол­бами все­гда нахо­ди­лись мерт­вые головы. Число этих мерт­вых голов все­гда должно было оста­ваться оди­на­ко­вым…»[6].

Таким обра­зом, цом­пантли, кото­рое демон­стри­ро­вало головы и черепа плен­ных вои­нов, несо­мненно, было при­звано вну­шать ужас вра­гам, сме­шен­ный с вос­тор­гом и ува­же­нием к пра­ви­те­лям ацте­ков, а также вызы­вать свя­щен­ный тре­пет у при­хо­жан. Однако, в первую оче­редь, оно «пред­на­зна­чено было для моле­ния и бла­го­го­ве­ния». Дру­гими сло­вами, цом­пантли явля­лось куль­то­вым соору­же­нием, и свя­зан­ные с ним дей­ствия жре­цов были обра­щены к богам.

О назна­че­нии цом­пантли гово­рит раз­бор этого тер­мина на нау­атле. «Tzompantli» про­ис­хо­дит от двух слов: «tzontli» – «волосы, шеве­люра (волосы на голове)» и «pantli» – «флаг, ряды»[7]. То есть дословно «цом­пантли» пере­во­дится как «ряды/флаги из шеве­люр», что сви­де­тель­ствует о пер­во­сте­пен­ной важ­но­сти в рели­ги­оз­ной идео­ло­гии и прак­тике ацте­ков головы и рас­ту­щих на ней волос как сосуда для тоналли – боже­ствен­ной жиз­нен­ной энер­гии, света днев­ного солнца. (Подроб­нее см.: «Три «души» ацтека».) А зна­чит, чем больше голов (фла­гов, зна­ков жерт­во­при­но­ше­ний) было накоп­лено на цом­пантли, тем мно­го­чис­лен­ней, весо­мей были жерт­во­при­но­ше­ния богам в дан­ном храме, с одной сто­роны, и тем больше в этом храме было сосре­до­то­чено боже­ствен­ной энер­гии – с другой.

image005Фото 3. Круп­ный план участка башни из чере­пов Вели­кого цом­пантли хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 30 июня 2017 г.[8]

Кон­ки­ста­дор Андрес де Тапиа, слу­жив­ший под нача­лом заво­е­ва­теля Мек­сики Эрнана Кор­теса, и его това­рищ – некий Гон­сало де Умбриа опре­де­лили, сколько чере­пов было на дере­вян­ных стой­ках цом­пантли, рас­по­ло­жен­ного рядом с Вели­ким хра­мом Тено­чтит­лана. Они «под­счи­тали коли­че­ство чере­пов в ряду и, про­из­ведя неслож­ные под­счеты, обна­ру­жили, что всего там было 136 тысяч голов, не счи­тая тех, что были сло­жены в башни»[9].

image037Фото 4[10]. Свя­ти­лища Тла­лока (слева) и Уици­ло­по­чтли (справа) на вер­шине глав­ной пира­миды цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана и цом­пантли (справа), под­пи­сан­ное Д. Дюра­ном «пали­сад из чере­пов». Лист 232v, фраг­мент. Исто­рия Индий Новой Испа­нии (Кодекс Дюрана). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: монах-доминиканец Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587 гг.). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

Дума­ется, что Андрес де Тапиа пишет о Вели­ком цом­пантли, кото­рое изоб­ра­жено в Кодексе Дюрана (фото 4). Оно было посвя­щено Уици­ло­по­чтли и нахо­ди­лось рядом с его частью пира­миды Вели­кого храма, как это и пока­зано на миниатюре.

image009Фото 5[11]. Руины малого цом­пантли. Сни­мок 2017 г.

На тер­ри­то­рии хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана в исто­ри­че­ском цен­тре Мехико частично сохра­нился поста­мент одного из малых цом­пантли (фото 5). Оно пред­став­ляло собой неболь­шое соору­же­ние с одной лест­ни­цей, обра­щен­ной на запад, и было укра­шено более чем 240 камен­ными черепами.

image011Фото 6[12]. Новей­ший макет хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана (фраг­мент): 1 – Вели­кий храм, 2 – Дом орлов; 3 – малое цом­пантли. Сни­мок 2017 г.

Малое цом­пантли (3) рас­по­ло­жено между север­ным фаса­дом пира­миды Вели­кого храма (1) и Домом орлов (2) – фото 6.

В 2015 г. были начаты рас­копки еще одного цом­пантли[13]. Как можно видеть на макете (фото 7), тер­ри­то­рия цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана была застро­ена после кон­ки­сты зда­ни­ями, кото­рые сей­час пред­став­ляют исто­ри­че­скую цен­ность. Это в зна­чи­тель­ной сте­пени затруд­няет работу археологов.

image003Фото 7[14]. Макет исто­ри­че­ского цен­тра Мехико в Музее Вели­кого храма. Сни­мок 2015 г. 1 – сто­лич­ный кафед­раль­ный собор и его атриум (зона № 2 рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли) на пло­щади Ману­эля Гамио – 1а; 2 – улица Рес­пуб­лики Гва­те­малы; 3 – дом № 24 по улице Рес­пуб­лики Гва­те­малы (зона № 1 рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли); 4 – Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (место находки моно­лита Тлаль­те­кутли); 5 – руины Вели­кого храма; 6 – место находки моно­лита Кой­оль­ша­уки; 7 – запад­ный (глав­ный) фасад Вели­кого храма; 8 – Дом орлов; 9 – малое цом­пантли

Рас­копки про­во­дятся под зда­нием коло­ни­аль­ной постройки на улице Рес­пуб­лики Гва­те­малы (2), дом 24 (3), и под атри­умом кафед­раль­ного собора (1). В 2017 г. работы в зда­нии про­дол­жа­лись (фото 8 и 9), и осно­ва­ние цом­пантли еще не было обна­ру­жено. Чтобы пол­но­стью рас­крыть цом­пантли, потре­бу­ется рас­ко­пать боль­шую часть улицы Рес­пуб­лики Гва­те­мала и часть атри­ума собора.

image015Фото 8[15]. Зда­ние на улице Рес­пуб­лики Гва­те­мала, под кото­рым ведутся рас­копки Вели­кого цом­пантли

Архео­логи рас­ко­пали уча­сток пря­мо­уголь­ной формы 13 м в длину, 6 м в ширину и 2 м в глу­бину. Они пред­по­ла­гают, что длина цом­пантли состав­ляет не менее 34 м. На 17 июля 2017 г., по сооб­ще­нию агент­ства «Рей­тер», ими было обна­ру­жено уже более 650 чере­пов. Уче­ные счи­тают, что они открыли часть Вели­кого цом­пантлиУэй цом­пантли (Huey Tzompantli), кото­рое было посвя­щено Богу войны и Солнца Уици­ло­по­чтли, покро­ви­телю ацтеков-мешиков.

image017Фото 9[16]. Лорена Вас­кес (Lorena Vazquez), архео­лог из Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии, рабо­тает на рас­коп­ках цом­пантли под зда­нием на улице Рес­пуб­лики Гва­те­малы. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 3 июля 2017 г.

Цом­пантли отно­сится к фазе VI стро­и­тель­ства Вели­кого храма (1486 – 1502). Сле­до­ва­тельно, оно было соору­жено при импе­ра­торе Ауиц­отле, на период прав­ле­ния кото­рого при­хо­дится пик ацтек­ских заво­е­ва­ний и мас­со­вых жерт­во­при­но­ше­ний военнопленных.

image019Фото 10. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок части Вели­кого цом­пантли, обна­ру­жен­ной архео­ло­гами. Инфо­гра­фика Хайро Рами­реса (Jairo Ramírez). 2017 г.[17]

Цом­пантли пред­став­ляет собой пря­мо­уголь­ную плат­форму, в цен­тре кото­рой нахо­дится соору­же­ние в форме полого цилин­дра 4,70 м в диа­метре (фото 10). Его стены сло­жены из чере­пов, соеди­нен­ных между собой рас­тво­ром из песка, изве­сти и гра­вия. Отвер­стия на гори­зон­таль­ной поверх­но­сти пря­мо­уголь­ной плат­формы сви­де­тель­ствуют о том, что на ней были уста­нов­лены дере­вян­ные стойки с чере­пами плен­ных вои­нов, кото­рых при­но­сили в жертву в честь Уици­ло­по­чтли. Через неко­то­рое время их сни­мали с реек, чтобы осво­бо­дить место для новых голов, и исполь­зо­вали для стро­и­тель­ства цилин­дри­че­ской струк­туры. Через неко­то­рое время их сни­мали с реек, чтобы осво­бо­дить место для новых чере­пов, и исполь­зо­вали для стро­и­тель­ства цилин­дри­че­ской струк­туры. (Подроб­нее см.: «Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния с пози­ции физи­че­ской антро­по­ло­гии».)

image021 image023Фото 11[18]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок цилин­дри­че­ского соору­же­ния (башни из чере­пов). 2017 г. Фото 12. Уча­сток башни, рас­ко­пан­ный в 2015 г.[19]

Архео­лог Рауль Бар­рера Род­ри­гес (Raul Barrera Rodríguez), руко­во­ди­тель Про­граммы город­ской архео­ло­гии Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии и исто­рии, уве­рен в том, что башня была одним из соору­же­ний с чере­пами, упо­мя­ну­тых кон­ки­ста­до­ром Андре­сом де Тапиа. По сло­вам Р. Бар­реры, уже най­дено 676 чере­пов, и их число будет расти по мере про­дол­же­ния рас­ко­пок[20].

image025Фото 13. Вид на башню изнутри. Сни­мок 2015 г. [21]

Физи­че­ские антро­по­логи Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии и исто­рии Мек­сики про­вели иссле­до­ва­ния чере­пов и выяс­нили, что они при­над­ле­жали людям из раз­ных частей Месо­аме­рики. Кроме того, уче­ные сде­лали неожи­дан­ное откры­тие, кото­рое идет враз­рез с обще­при­ня­тым пред­став­ле­нием о том, что на цом­пантли отправ­ляли только черепа плен­ных воинов-мужчин, при­не­сен­ных в жертву. В сте­нах башни были най­дены также черепа жен­щин и детей.

image027Фото 14. Физи­че­ские антро­по­логи Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии и исто­рии изу­чают черепа, состав­ляв­шие башню цом­пантли. На них хорошо видна пара боль­ших отвер­стий, в кото­рые встав­ля­лись рейки. Сни­мок 2015 г.[22]

По дан­ным архео­ло­гов, Вели­кое цом­пантли рас­по­ло­жено не по цен­тру Вели­кого храма, как было при­нято счи­тать, а ори­ен­ти­ро­вано на свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли и соот­вет­ственно нахо­дится напро­тив пра­вой части пирамиды.

image029Фото 15[23] и 16[24]. Ста­рый и новый вари­анты рекон­струк­ци­он­ного макета хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана: 1 – Вели­кий храм, 1a – свя­ти­лище Тла­лока, 1b – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 2 – Дом орлов; 3 – пред­по­ло­жи­тельно Храм орлов; 4 – малое цом­пантли; 5 – Дом ягу­а­ров; 6 – пред­по­ло­жи­тельно Храм ягу­а­ров; 7 –  Коатео­калли (Coateocalli – «Храм всех богов»); 8 – Храм Сиуа­ко­атль, Богини земли, дето­рож­де­ния и войны; 9 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 10 – Храм Шико­ме­ко­атль (Chicomecóatl), Богини куку­рузы; 11 – Храм Шоцик­е­цаль (Xochiquétzal), Богини цве­тов, юно­сти и любви; 12 – Вели­кое цом­пантли; 13 – Храм Тона­тиу, Бога Солнца; 14 – Каль­ме­как (Calmécac) – школа для моло­дых ноблей с хра­мом бога-покровителя Кецаль­ко­атля; 15 – ста­дион для игры в мяч; 16 – Тоц­па­латль (Tozpálatl – «Глаз воды или весны»), бас­сейн, где жрецы совер­шали омо­ве­ние до и после важ­ных цере­мо­ний[25]

На ста­ром вари­анте макета цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана, кото­рый выстав­лен в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии (фото 15), Вели­кое цом­пантли (12) нахо­ди­лось между хра­мами Кецаль­ко­атля (9) и Тона­тиу (13) и ста­ди­о­ном для игры в мяч (15), неда­леко от глав­ных ворот. По резуль­та­там рас­ко­пок недав­него вре­мени макет ком­плекса был изме­нен (фото 16). Теперь ста­дион для игры в мяч (15) стоит справа от Храма Кецаль­ко­атля (9) на неко­то­ром рас­сто­я­нии от него. (На самом деле ста­дион рас­по­ла­га­ется почти вплот­ную к храму.) Вытя­ну­тый пря­мо­уголь­ник Вели­кого цом­пантли (12) повер­нут на 90о, пере­ме­щен к Вели­кому храму (1) и постав­лен парал­лельно его запад­ному (глав­ному) фасаду на цен­траль­ной оси пира­миды. Однако в соот­вет­ствии с новыми дан­ными, цом­пантли на макете при­дется сдви­нуть вправо, поме­стив его перед свя­ти­ли­щем Уици­ло­по­чтли (1b).

image031Фото 17[26]. Новей­ший макет хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана на фоне его архео­ло­ги­че­ской зоны. Сни­мок 2017 г. 1 – Вели­кий храм; 2 – Дом орлов; 3 – Храм орлов; 4 – малое цом­пантли; 5 – Храм Кецаль­ко­атля; 6 – ста­дион для игры в мяч; 7 – Вели­кое цом­пантли; 8 – Храм Тона­тиу, Бога Солнца; 9 – глав­ный (запад­ный) вход в ком­плекс (глав­ные ворота)

Пра­виль­ное поло­же­ние Вели­кого цом­пантли (7), а также Храма Кецаль­ко­атля (5) и ста­ди­она для игры в мяч (6) пока­зано на новей­шем макете цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана (фото 17), недавно постро­ен­ном рядом с архео­ло­ги­че­ской зоной ком­плекса, откры­той для туристов.

image033Фото 18. Рекон­струк­ция Вели­кого цом­пантли[27]

В конце фев­раля 2018 г. Наци­о­наль­ный инсти­тут антро­по­ло­гии и исто­рии пред­ста­вил трех­мер­ную рекон­струк­цию откры­той архео­ло­гами части Вели­кого цом­пантли (фото 18). Она выпол­нена архео­ло­гом Рау­лем Бар­ре­рой и архи­тек­то­ром Луи­сом Роси (Luis Rosey).

 image015image017

 



[2] Одежда, обряды и оде­я­ния индей­цев Мек­сики (согласно «Кодекса Риос») // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[4] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx).

[6] Цит. по: Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).

[7] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx).

[8] Graham D. Tower of human skulls in Mexico casts new light on Aztecs // Reuters. 1.07.2017 (https://www.reuters.com/article/us-mexico-archaeology-skulls/tower-of-human-skulls-in-mexico-casts-new-light-on-aztecs-idUSKBN19M3Q6).

[9] Цит. по: Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[13] Источ­ники: Descubren el gran tzompantli de Tenochtitlán // National Geographic: España. 25 de agosto de 2015 (http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/descubren-el-gran-tzompantli-de-tenochtitlan_9609/5); Hallan cráneos de niños y mujeres en el Gran Tzompantli // Heraldo de México. Julio 27, 2017 (https://heraldodemexico.com.mx/artes/hallan-craneos-de-ninos-y-mujeres-en-el-gran-tzompantli/); Forssmann A. Graham D. Tower of human skulls in Mexico casts new light on Aztecs // Reuters. 1.07.2017 (https://www.reuters.com/article/us-mexico-archaeology-skulls/tower-of-human-skulls-in-mexico-casts-new-light-on-aztecs-idUSKBN19M3Q6).

[14] https://plus.google.com/photos/photo/101271451530067823435/6304981190650747858

[15] Galería: Un vistazo al interior de Tzompantli, el muro de los cráneos // Heraldo de México. Julio 27, 2017 (https://heraldodemexico.com.mx/artes/galeria-un-vistazo-al-interior-de-tzompantli-el-muro-de-los-craneos/).

[17] Hallan cráneos de niños y mujeres en el Gran Tzompantli // Heraldo de México. Julio 27, 2017 (https://heraldodemexico.com.mx/artes/hallan-craneos-de-ninos-y-mujeres-en-el-gran-tzompantli/).

[18] Hallan cráneos de niños y mujeres en el Gran Tzompantli // Heraldo de México. Julio 27, 2017.

[19] Forssmann A. Opus cit.

[20] Graham D. Opus cit.

[21] Forssmann A. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>