4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.3. Грибы на камнерезных изображениях ацтеков: Статуя Шочипилли,
продолжение
Идентификация священных растений
Фото 1[i]. Синикуичи, или Heimia salicifolia. Табл. 60. Ботанический регистр Эдвардса, том 27, 1841 г.
Цветы, которые вырезаны на пьедестале и на самой статуе Шочипилли, ученые идентифицируют как священные растения. Среди них: табак; синикуичи (sinicuichi) – хеймия (Heimia salicifolia); возможно, какауашочитль (cacahuaxochitl), или Поминальное дерево – Quararibea funebris, а также одно из самых употребительных растений в ритуальных практиках – ололиуки (ololiúqui), или коашиуитль (coaxihuitl – растения-змея) – ипомея (Ipomoea sidaefolia, или Turbina corymbosa, или Rivea corymbosa). Один цветок остался неопознанным. Грибы были определены как Psilocybe aztecorum[ii]. На других изображениях Шочипилли грибы отсутствуют, поэтому его статую из Тлальманалько следует признать уникальной.
Фото 2. Ipomoea cymosa. Табл. 24. Ботанический регистр Эдвардса, том 29, 1843 г.[iii]
Статуя Шочипилли считается наиболее убедительным свидетельством важной роли священных растений и грибов в ритуальных практиках народов доконкистской Мексики. Кроме того, она является одним из немногих изобразительных свидетельств, которые раскрывают тайну «цветов» Шочипилли, при этом «называя» их имена.
Фото 3. Статуя Шочипилли, заснятая спереди
Сайт Музея Пола Гетти (Лос-Анджелес, США) к открытию выставки «Ацтекский пантеон и искусство империи» (2010) из собрания Национального музея антропологии Мексики предоставил нам возможность рассмотреть с помощью flash player статую Шочипилли со всех сторон[iv]. В результате мы можем видеть, что грибы в форме венков располагаются не только на постаменте, но и на предплечье правой руки, на обоих коленях и на затылке статуи. Особый интерес представляет изображение статуи со спины, которое не встречается на фотографиях.
Фото 4. Статуя Шочипилли, вид сзади
Кроме того, музей предложил свою идентификацию некоторых растений скульптуры, визуализировав ее и снабдив комментариями. В них, в частности, говорится: «Цветы на теле Шочипилли обладают психотропными свойствами, или свойствами, изменяющими сознание. Ацтекские нобли, жрецы и воины использовали их для достижения провидческих переживаний в ритуалах духовной трансформации, в дополнение к таким практикам, как пост или кровопускание».
Фото 5. Табак, Argyreia nervosa и грибные цветы
По мнению специалистов Музея Гетти, пятилепестковый цветок в форме звезды на бедре Шочипилли (фото 5) представляет «ранний индейский табак, который был гораздо более мощным, чем коммерческие гибриды, культивируемые сегодня». «Его стимулирующее действие, – отмечают они, – использовалось ацтеками для усиления действий других галлюциногенов».
Фото 6. Argyreia nervosa. Источник: Familiar Indian flowers: with coloured plates (1878) by Lena Lowis[v]
Цветок, располагающийся ближе к спине Шочипилли (фото 5), остался неопознанным. Возможно, это – Argyreia nervosa (фото 6), которая так же, как ололиуки, относится к вьюнкам и обладает теми же свойствами, что и ололиуки.
Фото 7. Синикуичи (хеймия), ололиуки (ипомея) и грибные цветы
Цветок, вырезанный на голени правой ноги, специалисты Музея Гетти определяют как синикуичи, т.е. хеймию (фото 7). А цветок на голени левой ноги они именуют Утренней славой (Morning Glory), используя общее название для нескольких цветущих вьюнковых растений и, очевидно, имея в виду ипомею – ололиуки (коашиуитль). Другие цветы специалисты музея не стали идентифицировать.
Фото 8. Коашиуитль (ипомея) на бедре и два неопознанных специалистами Музея Гетти цветка (на боку и на ягодице)
В принципе все цветы Шочипилли, показанные сбоку, очень похожи, поскольку для их основы использовано шаблонное изображение «колокольчика», который, скорее всего, представляет собой чашечку из чашелистиков. Она лопнула, раскрылась, и из нее показались пока еще сложенные лепестки, которые и отличают один цветок от другого. Иными словами, эти резные фигуры являются стилизованными бутонами разных вьюнков. Бутон, размещенный на левом боку статуи (фото 8), кажется особенно сильно стилизованным из-за того, что один из его лепестков имеет не характерную для цветков форму. Он напоминает изображенные на статуе грибы. Но у этого гриба-лепестка шляпка не скругленная, а остроконечная. То есть «лепесток» бутона представляет другой вид грибов.
Стоит обратить внимание также на бутон, который вырезан на голени статуи Шочипилли (на фото слева). Он был идентифицирован в комментариях Музея Гетти как хеймия. Это – единственный бутон вьюнка, у которого вместо лепестков вырезаны длинные тычинки с очень большими пыльниками, показанные как шесть кружков. Такие кружки использовались для изображения цифры 1. Следовательно, в данном случае их можно трактовать как число 6, указывающее на количество этих цветов или их семян в рецепте. Не исключено, что расположение цветов на теле Шочипилли соответствует воздействию каждого из них на определенный орган или функцию организма.
Поскольку ололиуки занимало одно из самых важных мест в церемониальных практиках ацтеков, остановимся на нем подробнее.
Фото 1[vi]. Ололиуки(?). Лист 281v, фрагмент. Всеобщая история вещей Новой Испании. Книга XI. Глава VII. Раздел первый: о некоторых одурманивающих травах. Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Флорентийский кодекс. Тип объекта: манускрипт. Автор: францисканский монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1575 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия
Обратимся прежде всего к свидетельству Бернардино де Саагуна. В своей «Всеобщей истории вещей Новой Испании» он характеризует ололиуки следующим образом:
«Есть трава, которая называется коатль шошоуки, и она дает семя, которое называется ололиуки. Это семя одурманивает и сводит с ума. Его дают выпить, чтобы нанести вред тем, кому желают зла, а те, кто съедает его, им кажется, что они видят образы и страшные вещи. Его дают съесть или выпить колдуны или те, кто ненавидит кого-нибудь, чтобы нанести тому вред. Эта трава целебна и ее семя используется от подагры, оно перемалывается и прикладывается к больному месту»[vii].
Подробные сведения об ололиуки содержит статья «Теонанакатль и ололиуки – два древних волшебных снадобья Мексики»[viii]. Ее написал в 1971 г. швейцарский ученый, доктор философии и фармакологии Альберт Хофман, на тот момент заместитель директора компании «Sandoz A. G., Basle» (Швейцария). Благодаря Р.-Г. Вассону и Р. Хейму он увлекся изучением священных грибов Мексики и успешно провел их химические исследования в конце 1950-х гг. вместе с сотрудниками Лабораторий фармацевтических химических исследований «Sandoz Ltd.» в Базеле. После того как химические исследования священных мексиканских грибов достигли успеха, Альберт Хофман решил также заняться проблемой третьего, по его мнению, «наиболее важного мексиканского волшебного снадобья после пейотля и теонанакатля, а именно ололиуки».
«Ололиуки – это ацтекское название семян некоторых вьюнковых растений, которые так же, как священные грибы и кактус–пейотль, использовались с доиспанских времен ацтеками и связанными с ними племенами в их религиозных церемониях для колдовских и религиозных целей», – указывает Альберт Хофман. Из его работы следует заключить, что ололиуки назывались не только само растение и его семена, но и напиток (спиртовая настойка) из них.
Фото 2. Ололиуки. Страница 144, фрагмент. Энциклопедия медицинских вещей Новой Испании, или История мексиканских растений, животных, полезных ископаемых (Rerum medicarum Novae Hispaniae thesaurus, seu, Plantarum animalium mineralium Mexicanorum historia). Автор: Франсиско Эрнандес (Francisco Hernández, 1517 – 1587). Язык: латинский. Отпечатано в Риме в 1651 г. Коллекция Музея Пола Гетти, Лос-Анджелес, США[ix]
Одно из первых описаний и первое изображение ололиуки (фото 2) были даны испанским врачом и ботаником Франсиско Эрнандесом в его труде «Энциклопедия медицинских вещей Новой Испании, или История мексиканских растений, животных, полезных ископаемых». Он был создан на основе обширных исследований флоры и фауны Мексики, которые Ф. Эрнандес провел для короля Испании Филиппа II в период с 1570 по 1577 г. Несмотря на то, что ученый дал хорошее описание ололиуки и сопроводил его изображением, отражающим характерные черты этого растения, его ботаническая идентификация вызвала большое количество обсуждений в профессиональных кругах. Только в 1897 г. ололиуки было идентифицировано М. Урбиной как Rivea corymbosa Hall. f. (syn. Ipomoea sidaefolia (HBK)).
В латинской версии 1651 г. знаменитой книги Ф. Эрнандеса говорится:
«Ололиуки, которое некоторые называют коашиуитль, или растением-змеей, является вьющимся растением с тонкими зелеными сердцевидными листьями, тонкими зелеными цилиндрическими стеблями и длинными белыми цветами. Семя круглое и очень похоже на кориандр».
«В этой работе Эрнандес утверждает, что жрецы ели ололиуки, которые вызывали бредовое состояние, в течение которого они могли получать послания от сверхъестественного и общаться со своими богами, – отмечает А. Хофман. – Он сообщает, что жрецы видели видения и входили в состояние ужасающих галлюцинаций под воздействием снадобья».
А. Хофман считает, что, если судить по сообщениям постконкистских кодексов, ололиуки, должно быть, очень широко использовалось в долинах Мексики в доиспанские времена. «Оно, по-видимому, было более важным в религии, чем пейотль или теонанакатль, – предполагает он. – Однако как бы там ни было, его лекарственное применение также было очень широким. Ололиуки служило для лечения метеоризма, для лечения венерических болезней, для ослабления боли и для лечения опухолей. Считалось, что ололиуки имело свое собственное божество, которое совершало чудеса, если его надлежащим образом умилостивить». Согласно А. Хофману, «ололиуки применялось древними ацтеками не только как зелье, но и как ингредиент магических мазей».
По словам ученого, «ололиуки по-прежнему используются в наши дни некоторыми племенами, такими, как сапотеки, чинантеки, масатеки, миштеки, которые живут в отдаленных горах южной Мексики в сравнительной изоляции и мало или совсем не были подвержены влиянию христианства».
Измельченные семена берутся в воде или в алкогольных напитках, таких, как пульке, мескаль (водка из сока алоэ) или агуардиенте (aguardiente, спирт из сахарного тростника, похожий на коньяк). «Обычно профессиональные предсказатели пиулеро (piuleros), – пишет А. Хофман, – дают своим клиентам советы под влиянием напитка пиуле (piule), другое имя для ололиуки. Иногда они также дают ололиуки пить своему клиенту или пациенту, который затем отвечает на наводящие вопросы пиулеро в наркотико-гипнотическом состоянии, продуцируемом препаратом, и таким образом раскрывает факты или выявляет свою болезнь, для которой пиулеро находит лекарства».
С помощью Р.-Г. Вассона А. Хофман смог получить аутентичные ололиуки. В его распоряжении оказались два разных образца его семян, собранных сапотеками около Оахаки на юге Мексики. Один образец состоял из коричневых семян, которые по ботанической классификации соответствовали Rivea corymbosa и назывались сапотеками «Badoh». Второй образец, черные семена, был идентичен Ipomoea violacea L. (syn. Ipomoea tricolor CAV.). Эти черные семена, именуемые «Badoh negro», использовались преимущественно в регионе сапотеков, в сочетании с коричневыми семенами Rivea corymbosa («Badoh») или вместо них. «Badoh» и «Badoh negro» содержат смесь алкалоидов почти одного и того же состава.
[iii] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Turbina_corymbosa_(Ipomoea_cymosa)_Bot._Reg._29._24._1843.jpg
[vii] Бернардино де Саагун. Общая история о делах Новой Испании. Книги X–XI: Познания астеков в медицине и ботанике / Под редакцией и в переводе и С.А. Куприенко. Київ: Видавець Купрієнко С. А., 2013 (http://kuprienko.info/bernardino-de-saagun-s-a-kuprienko-obshhaya-istoriya-o-delah-novoj-ispanii-knigi-x-xi-poznaniya-astekov-v-meditsine-i-botanike/).
[viii] Hofmann A. Teonanácatl and Ololiuqui, two ancient magic drugs of Mexico. 1971 / United Nations Office On Drugs and Crime (http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/bulletin/bulletin_1971-01-01_1_page003.html).