Идентификация священных растений

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.3. Грибы на кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ниях ацте­ков: Ста­туя Шочи­пилли,
про­дол­же­ние

image001image057Иден­ти­фи­ка­ция свя­щен­ных растений

image023Фото 1[i]. Сини­ку­ичи, или Heimia salicifolia. Табл. 60. Бота­ни­че­ский регистр Эдвардса, том 27, 1841 г.

Цветы, кото­рые выре­заны на пье­де­стале и на самой ста­туе Шочи­пилли, уче­ные иден­ти­фи­ци­руют как свя­щен­ные рас­те­ния. Среди них: табак; сини­ку­ичи (sinicuichi) – хей­мия (Heimia salicifolia); воз­можно, кака­у­а­шо­читль (cacahuaxochitl), или Поми­наль­ное дерево – Quararibea funebris, а также одно из самых упо­тре­би­тель­ных рас­те­ний в риту­аль­ных прак­ти­ках – оло­ли­уки (ololiúqui), или коаши­уитль (coaxihuitl – растения-змея) – ипо­мея (Ipomoea sidaefolia, или Turbina corymbosa, или Rivea corymbosa). Один цве­ток остался неопо­знан­ным. Грибы были опре­де­лены как Psilocybe aztecorum[ii]. На дру­гих изоб­ра­же­ниях Шочи­пилли грибы отсут­ствуют, поэтому его ста­тую из Тлаль­ма­налько сле­дует при­знать уникальной.

image025Фото 2. Ipomoea cymosa. Табл. 24. Бота­ни­че­ский регистр Эдвардса, том 29, 1843 г.[iii]

Ста­туя Шочи­пилли счи­та­ется наи­бо­лее убе­ди­тель­ным сви­де­тель­ством важ­ной роли свя­щен­ных рас­те­ний и гри­бов в риту­аль­ных прак­ти­ках наро­дов докон­кист­ской Мек­сики. Кроме того, она явля­ется одним из немно­гих изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тельств, кото­рые рас­кры­вают тайну «цве­тов» Шочи­пилли, при этом «назы­вая» их имена.

image027Фото 3. Ста­туя Шочи­пилли, засня­тая спереди

Сайт Музея Пола Гетти (Лос-Анджелес, США) к откры­тию выставки «Ацтек­ский пан­теон и искус­ство импе­рии» (2010) из собра­ния Наци­о­наль­ного музея антро­по­ло­гии Мек­сики предо­ста­вил нам воз­мож­ность рас­смот­реть с помо­щью flash player ста­тую Шочи­пилли со всех сто­рон[iv]. В резуль­тате мы можем видеть, что грибы в форме вен­ков рас­по­ла­га­ются не только на поста­менте, но и на пред­пле­чье пра­вой руки, на обоих коле­нях и на затылке ста­туи. Осо­бый инте­рес пред­став­ляет изоб­ра­же­ние ста­туи со спины, кото­рое не встре­ча­ется на фотографиях.

image029Фото 4. Ста­туя Шочи­пилли, вид сзади

Кроме того, музей пред­ло­жил свою иден­ти­фи­ка­цию неко­то­рых рас­те­ний скульп­туры, визу­а­ли­зи­ро­вав ее и снаб­див ком­мен­та­ри­ями. В них, в част­но­сти, гово­рится: «Цветы на теле Шочи­пилли обла­дают пси­хо­троп­ными свой­ствами, или свой­ствами, изме­ня­ю­щими созна­ние. Ацтек­ские нобли, жрецы и воины исполь­зо­вали их для дости­же­ния про­вид­че­ских пере­жи­ва­ний в риту­а­лах духов­ной транс­фор­ма­ции, в допол­не­ние к таким прак­ти­кам, как пост или кровопускание».

image031Фото 5. Табак, Argyreia nervosa и гриб­ные цветы

По мне­нию спе­ци­а­ли­стов Музея Гетти, пяти­ле­пест­ко­вый цве­ток в форме звезды на бедре Шочи­пилли (фото 5) пред­став­ляет «ран­ний индей­ский табак, кото­рый был гораздо более мощ­ным, чем ком­мер­че­ские гибриды, куль­ти­ви­ру­е­мые сего­дня». «Его сти­му­ли­ру­ю­щее дей­ствие, – отме­чают они, – исполь­зо­ва­лось ацте­ками для уси­ле­ния дей­ствий дру­гих галлюциногенов».

image033Фото 6. Argyreia nervosa. Источ­ник: Familiar Indian flowers: with coloured plates (1878) by Lena Lowis[v]

Цве­ток, рас­по­ла­га­ю­щийся ближе к спине Шочи­пилли (фото 5), остался неопо­знан­ным. Воз­можно, это – Argyreia nervosa (фото 6), кото­рая так же, как оло­ли­уки, отно­сится к вьюн­кам и обла­дает теми же свой­ствами, что и оло­ли­уки.

image035Фото 7. Сини­ку­ичи (хей­мия), оло­ли­уки (ипо­мея) и гриб­ные цветы

Цве­ток, выре­зан­ный на голени пра­вой ноги, спе­ци­а­ли­сты Музея Гетти опре­де­ляют как сини­ку­ичи, т.е. хей­мию (фото 7). А цве­ток на голени левой ноги они име­нуют Утрен­ней сла­вой (Morning Glory), исполь­зуя общее назва­ние для несколь­ких цве­ту­щих вьюн­ко­вых рас­те­ний и, оче­видно, имея в виду ипо­мею – оло­ли­уки (коаши­уитль). Дру­гие цветы спе­ци­а­ли­сты музея не стали идентифицировать.

image037Фото 8. Коаши­уитль (ипо­мея) на бедре и два неопо­знан­ных спе­ци­а­ли­стами Музея Гетти цветка (на боку и на ягодице)

В прин­ципе все цветы Шочи­пилли, пока­зан­ные сбоку, очень похожи, поскольку для их основы исполь­зо­вано шаб­лон­ное изоб­ра­же­ние «коло­коль­чика», кото­рый, ско­рее всего, пред­став­ляет собой чашечку из чаше­ли­сти­ков. Она лоп­нула, рас­кры­лась, и из нее пока­за­лись пока еще сло­жен­ные лепестки, кото­рые и отли­чают один цве­ток от дру­гого. Иными сло­вами, эти рез­ные фигуры явля­ются сти­ли­зо­ван­ными буто­нами раз­ных вьюн­ков. Бутон, раз­ме­щен­ный на левом боку ста­туи (фото 8), кажется осо­бенно сильно сти­ли­зо­ван­ным из-за того, что один из его лепест­ков имеет не харак­тер­ную для цвет­ков форму. Он напо­ми­нает изоб­ра­жен­ные на ста­туе грибы. Но у этого гриба-лепестка шляпка не скруг­лен­ная, а ост­ро­ко­неч­ная. То есть «лепе­сток» бутона пред­став­ляет дру­гой вид грибов.

image039Стоит обра­тить вни­ма­ние также на бутон, кото­рый выре­зан на голени ста­туи Шочи­пилли (на фото слева). Он был иден­ти­фи­ци­ро­ван в ком­мен­та­риях Музея Гетти как хей­мия. Это – един­ствен­ный бутон вьюнка, у кото­рого вме­сто лепест­ков выре­заны длин­ные тычинки с очень боль­шими пыль­ни­ками, пока­зан­ные как шесть круж­ков. Такие кружки исполь­зо­ва­лись для изоб­ра­же­ния цифры 1. Сле­до­ва­тельно, в дан­ном слу­чае их можно трак­то­вать как число 6, ука­зы­ва­ю­щее на коли­че­ство этих цве­тов или их семян в рецепте. Не исклю­чено, что рас­по­ло­же­ние цве­тов на теле Шочи­пилли соот­вет­ствует воз­дей­ствию каж­дого из них на опре­де­лен­ный орган или функ­цию организма.

image057Оло­ли­уки

Поскольку оло­ли­уки зани­мало одно из самых важ­ных мест в цере­мо­ни­аль­ных прак­ти­ках ацте­ков, оста­но­вимся на нем подробнее.

image026Фото 1[vi]. Оло­ли­уки(?). Лист 281v, фраг­мент. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии. Книга XI. Глава VII. Раз­дел пер­вый: о неко­то­рых одур­ма­ни­ва­ю­щих тра­вах. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: фран­цис­кан­ский монах Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Италия

Обра­тимся прежде всего к сви­де­тель­ству Бер­нар­дино де Саа­гуна. В своей «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» он харак­те­ри­зует оло­ли­уки сле­ду­ю­щим образом:

«Есть трава, кото­рая назы­ва­ется коатль шошо­уки, и она дает семя, кото­рое назы­ва­ется оло­ли­уки. Это семя одур­ма­ни­вает и сво­дит с ума. Его дают выпить, чтобы нане­сти вред тем, кому желают зла, а те, кто съе­дает его, им кажется, что они видят образы и страш­ные вещи. Его дают съесть или выпить кол­дуны или те, кто нена­ви­дит кого-нибудь, чтобы нане­сти тому вред. Эта трава целебна и ее семя исполь­зу­ется от подагры, оно пере­ма­лы­ва­ется и при­кла­ды­ва­ется к боль­ному месту»[vii].

Подроб­ные све­де­ния об оло­ли­уки содер­жит ста­тья «Тео­на­на­катль и оло­ли­уки – два древ­них вол­шеб­ных сна­до­бья Мек­сики»[viii]. Ее напи­сал в 1971 г. швей­цар­ский уче­ный, док­тор фило­со­фии и фар­ма­ко­ло­гии Аль­берт Хофман, на тот момент заме­сти­тель дирек­тора ком­па­нии «Sandoz A. G., Basle» (Швей­ца­рия). Бла­го­даря Р.-Г. Вас­сону и Р. Хейму он увлекся изу­че­нием свя­щен­ных гри­бов Мек­сики и успешно про­вел их хими­че­ские иссле­до­ва­ния в конце 1950-х гг. вме­сте с сотруд­ни­ками Лабо­ра­то­рий фар­ма­цев­ти­че­ских хими­че­ских иссле­до­ва­ний «Sandoz Ltd.» в Базеле. После того как хими­че­ские иссле­до­ва­ния свя­щен­ных мек­си­кан­ских гри­бов достигли успеха, Аль­берт Хофман решил также заняться про­бле­мой тре­тьего, по его мне­нию, «наи­бо­лее важ­ного мек­си­кан­ского вол­шеб­ного сна­до­бья после пей­отля и тео­на­на­катля, а именно оло­ли­уки».

«Оло­ли­уки – это ацтек­ское назва­ние семян неко­то­рых вьюн­ко­вых рас­те­ний, кото­рые так же, как свя­щен­ные грибы и как­тус–пей­отль, исполь­зо­ва­лись с доис­пан­ских вре­мен ацте­ками и свя­зан­ными с ними пле­ме­нами в их рели­ги­оз­ных цере­мо­ниях для кол­дов­ских и рели­ги­оз­ных целей», – ука­зы­вает Аль­берт Хофман. Из его работы сле­дует заклю­чить, что оло­ли­уки назы­ва­лись не только само рас­те­ние и его семена, но и напи­ток (спир­то­вая настойка) из них.

image043Фото 2. Оло­ли­уки. Стра­ница 144, фраг­мент. Энцик­ло­пе­дия меди­цин­ских вещей Новой Испа­нии, или Исто­рия мек­си­кан­ских рас­те­ний, живот­ных, полез­ных иско­па­е­мых (Rerum medicarum Novae Hispaniae thesaurus, seu, Plantarum animalium mineralium Mexicanorum historia). Автор: Фран­сиско Эрнан­дес (Francisco Hernández, 1517 – 1587). Язык: латин­ский. Отпе­ча­тано в Риме в 1651 г. Кол­лек­ция Музея Пола Гетти, Лос-Анджелес, США[ix]

Одно из пер­вых опи­са­ний и пер­вое изоб­ра­же­ние оло­ли­уки (фото 2) были даны испан­ским вра­чом и бота­ни­ком Фран­сиско Эрнан­де­сом в его труде «Энцик­ло­пе­дия меди­цин­ских вещей Новой Испа­нии, или Исто­рия мек­си­кан­ских рас­те­ний, живот­ных, полез­ных иско­па­е­мых». Он был создан на основе обшир­ных иссле­до­ва­ний флоры и фауны Мек­сики, кото­рые Ф. Эрнан­дес про­вел для короля Испа­нии Филиппа II в период с 1570 по 1577 г. Несмотря на то, что уче­ный дал хоро­шее опи­са­ние оло­ли­уки и сопро­во­дил его изоб­ра­же­нием, отра­жа­ю­щим харак­тер­ные черты этого рас­те­ния, его бота­ни­че­ская иден­ти­фи­ка­ция вызвала боль­шое коли­че­ство обсуж­де­ний в про­фес­си­о­наль­ных кру­гах. Только в 1897 г. оло­ли­уки было иден­ти­фи­ци­ро­вано М. Урби­ной как Rivea corymbosa Hall. f. (syn. Ipomoea sidaefolia (HBK)).

В латин­ской вер­сии 1651 г. зна­ме­ни­той книги Ф. Эрнан­деса говорится:

«Оло­ли­уки, кото­рое неко­то­рые назы­вают коаши­уитль, или растением-змеей, явля­ется вью­щимся рас­те­нием с тон­кими зеле­ными серд­це­вид­ными листьями, тон­кими зеле­ными цилин­дри­че­скими стеб­лями и длин­ными белыми цве­тами. Семя круг­лое и очень похоже на кориандр».

«В этой работе Эрнан­дес утвер­ждает, что жрецы ели оло­ли­уки, кото­рые вызы­вали бре­до­вое состо­я­ние, в тече­ние кото­рого они могли полу­чать посла­ния от сверхъ­есте­ствен­ного и общаться со сво­ими богами, – отме­чает А. Хофман. – Он сооб­щает, что жрецы видели виде­ния и вхо­дили в состо­я­ние ужа­са­ю­щих гал­лю­ци­на­ций под воз­дей­ствием снадобья».

А. Хофман счи­тает, что, если судить по сооб­ще­ниям пост­кон­кист­ских кодек­сов, оло­ли­уки, должно быть, очень широко исполь­зо­ва­лось в доли­нах Мек­сики в доис­пан­ские вре­мена. «Оно, по-видимому, было более важ­ным в рели­гии, чем пей­отль или тео­на­на­катль, – пред­по­ла­гает он. – Однако как бы там ни было, его лекар­ствен­ное при­ме­не­ние также было очень широ­ким. Оло­ли­уки слу­жило для лече­ния метео­ризма, для лече­ния вене­ри­че­ских болез­ней, для ослаб­ле­ния боли и для лече­ния опу­хо­лей. Счи­та­лось, что оло­ли­уки имело свое соб­ствен­ное боже­ство, кото­рое совер­шало чудеса, если его над­ле­жа­щим обра­зом уми­ло­сти­вить». Согласно А. Хофману, «оло­ли­уки при­ме­ня­лось древними ацте­ками не только как зелье, но и как ингре­ди­ент маги­че­ских мазей».

По сло­вам уче­ного, «оло­ли­уки по-прежнему исполь­зу­ются в наши дни неко­то­рыми пле­ме­нами, такими, как сапо­теки, чинан­теки, маса­теки, миш­теки, кото­рые живут в отда­лен­ных горах южной Мек­сики в срав­ни­тель­ной изо­ля­ции и мало или совсем не были под­вер­жены вли­я­нию христианства».

Измель­чен­ные семена берутся в воде или в алко­голь­ных напит­ках, таких, как пульке, мес­каль (водка из сока алоэ) или агу­ар­ди­енте (aguardiente, спирт из сахар­ного трост­ника, похо­жий на коньяк). «Обычно про­фес­си­о­наль­ные пред­ска­за­тели пиулеро (piuleros), – пишет А. Хофман, – дают своим кли­ен­там советы под вли­я­нием напитка пиуле (piule), дру­гое имя для оло­ли­уки. Ино­гда они также дают оло­ли­уки пить сво­ему кли­енту или паци­енту, кото­рый затем отве­чает на наво­дя­щие вопросы пиулеро в наркотико-гипнотическом состо­я­нии, про­ду­ци­ру­е­мом пре­па­ра­том, и таким обра­зом рас­кры­вает факты или выяв­ляет свою болезнь, для кото­рой пиулеро нахо­дит лекарства».

С помо­щью Р.-Г. Вас­сона А. Хофман смог полу­чить аутен­тич­ные оло­ли­уки. В его рас­по­ря­же­нии ока­за­лись два раз­ных образца его семян, собран­ных сапо­те­ками около Оахаки на юге Мек­сики. Один обра­зец состоял из корич­не­вых семян, кото­рые по бота­ни­че­ской клас­си­фи­ка­ции соот­вет­ство­вали Rivea corymbosa и назы­ва­лись сапо­те­ками «Badoh». Вто­рой обра­зец, чер­ные семена, был иден­ти­чен Ipomoea violacea L. (syn. Ipomoea tricolor CAV.). Эти чер­ные семена, име­ну­е­мые «Badoh negro», исполь­зо­ва­лись пре­иму­ще­ственно в реги­оне сапо­те­ков, в соче­та­нии с корич­не­выми семе­нами Rivea corymbosa («Badoh») или вме­сто них. «Badoh» и «Badoh negro» содер­жат смесь алка­ло­и­дов почти одного и того же состава.

image013image015image017



[vii] Бер­нар­дино де Саа­гун. Общая исто­рия о делах Новой Испа­нии. Книги X–XI: Позна­ния асте­ков в меди­цине и бота­нике / Под редак­цией и в пере­воде и С.А. Куп­ри­енко. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С. А., 2013 (http://kuprienko.info/bernardino-de-saagun-s-a-kuprienko-obshhaya-istoriya-o-delah-novoj-ispanii-knigi-x-xi-poznaniya-astekov-v-meditsine-i-botanike/).

[viii] Hofmann A. Teonanácatl and Ololiuqui, two ancient magic drugs of Mexico. 1971 / United Nations Office On Drugs and Crime (http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/bulletin/bulletin_1971-01-01_1_page003.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>