Грибные цветы

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.3. Грибы на кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ниях ацте­ков: Ста­туя Шочи­пилли,
окон­ча­ние

image001

image057Гриб­ные цветы

image045Фото 1. Гриб­ные цветы на пред­пле­чье и колене статуи

Все гриб­ные орна­менты, рас­по­ло­жен­ные как на теле ста­туи, так и на ее поста­менте, в тек­сте ком­мен­та­рия Музея Гетти названы гриб­ными цве­тами (Mushroom Flowers). Как можно видеть на фото 1, где пока­заны гриб­ные цветы на колене и пред­пле­чье Шочи­пилли, они дей­стви­тельно ском­по­но­ваны как цве­ток, верх­ние лепестки кото­рого лежат поверх ниж­них. В ком­мен­та­рии гово­рится сле­ду­ю­щее: «Эти мотивы, похо­жие на цветы, могут пред­став­лять группу гал­лю­ци­но­ген­ных гри­бов, или «плоть богов» (teonanacatl). Они исполь­зо­ва­лись элит­ными чле­нами обще­ства в риту­а­лах гада­ния и рели­ги­оз­ного общения».

image047Между тем суще­ствует мини­а­тюра, кото­рая застав­ляет сомне­ваться в том, что ком­по­зи­ции на ста­туе Шочи­пилли пока­зы­вают именно грибы. Она раз­ме­щена в ниж­ней части иллю­стра­ции к тек­сту на листе 250r (на фото слева[1]) из книги Бер­нар­дино де Саа­гуна «Пер­вые записки» (Primeros memoriales), создан­ной им в 1558 – 1561 гг.

Иллю­стра­ция состоит из трех частей и посвя­щена трем сле­ду­ю­щим друг за дру­гом кален­дар­ным празд­ни­кам ацте­ков[2]. Рас­сказы о них запи­саны согласно ацтек­скому прин­ципу чте­ния и письма. Поэтом их нужно читать снизу вверх и справа налево. В верх­ней части нари­со­ван празд­ник Атль­ка­у­ало («Пре­кра­ще­ние вод») в честь богов дождя (тла­ло­ков). Здесь мы видим шествие, воз­глав­ля­е­мое тремя жре­цами в голу­бых пла­щах. За ними идут пред­ста­ви­тели знати в белых пла­щах с бумаж­ными фла­гами и сона­хами в руках. Про­цес­сия сле­дует к храму на вер­шине горы. Там ребе­нок, кото­рого несет на спине один из жре­цов, будет при­не­сен в жертву.

В сред­ней части изоб­ра­жен празд­ник Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли («Све­же­ва­ние людей»). Он преду­смат­ри­вал жерт­во­при­но­ше­ние плен­ных вои­нов, кото­рые вна­чале должны были участ­во­вать в так назы­ва­е­мых гла­ди­а­тор­ских боях, будучи при­вя­зан­ными к тема­ла­катлю (сцена в пра­вом верх­нем углу). После жерт­во­при­но­ше­ния с плен­ника сни­мали кожу (сцена в левом верх­нем углу). Все эти риту­аль­ные дей­ствия пред­по­ло­жи­тельно сопро­вож­да­лись при­е­мом спе­ци­аль­ных пре­па­ра­тов. Они должны были вооду­шев­лять вои­нов в бою и делать их смерть на жерт­вен­ном камне цве­точ­ной, т.е. бла­жен­ной, уси­ли­вая чув­ство того, что они жерт­вуют жизнь богам и сами ста­нут богами в момент смерти. Это пред­по­ло­же­ние, каза­лось, под­твер­жда­ется рисун­ком рас­те­ний в ниж­ней части иллю­стра­ции, где, на мой взгляд, запи­сан состав такого снадобья.

image049Слева от рас­те­ний в пере­черк­ну­том пря­мо­уголь­нике худож­ник изоб­ра­зил четыре свер­нув­ши­еся клуб­ком змеи, а рядом с ними – одну пол­зу­щую гре­му­чую змею. Так он, видимо, дает нам понять, что все они ядо­ви­тые. Этот рису­нок со зме­ями, дума­ется, слу­жит пре­ду­пре­жде­нием о том, что сна­до­бье, состав кото­рого запи­сан рядом, при несо­блю­де­нии про­пор­ций и непра­виль­ном упо­треб­ле­нии так же ядо­вито, как яд четы­рех гре­му­чих змей. Можно сде­лать и дру­гой вывод: дан­ное сна­до­бье пред­на­зна­ча­лось только для жертв. Среди рас­те­ний, пред­став­лен­ных на рисунке, мне зна­ком лишь цве­ток Инки (пер­вый справа в ниж­нем ряду). Гри­бов между них нет. Сле­до­ва­тельно, можно было бы заклю­чить, что они не упо­треб­ля­лись в цен­тре импе­рии в ходе риту­а­лов, свя­зан­ных с чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями. Однако, как ока­за­лось, рас­смат­ри­ва­е­мая тре­тья часть мини­а­тюры из «Пер­вых запи­сок» отно­сится к празд­нику Тоцоцонтли («Малое бде­ние»), и на ней изоб­ра­жено при­но­ше­ние цве­тов и жаре­ных змей[2a].

image051Рису­нок, кото­рый застав­ляет сомне­ваться в том, что ком­по­зи­ции на ста­туе Шочи­пилли пока­зы­вают именно грибы, поме­щен справа в верх­нем ряду. Это – изоб­ра­же­ние цветка или напо­ми­на­ю­щей цве­ток семен­ной коро­бочки вьюнка с лепест­ками своей рас­крыв­шейся обо­лочки. Цве­ток (коро­бочка) явля­ется копией гриб­ного цветка ста­туи Шочи­пилли (на фото справа). То, как рису­нок цветка рас­кра­шен на мини­а­тюре, никак не поз­во­ляет назвать его ком­по­зи­цией из грибов.

Однако сле­дует при­знать, что рез­чик на ста­туе Шочи­пилли при­дал лепест­кам форму именно гриба, очер­тив ножку и ниж­нюю часть шляпки. То есть и в дан­ном слу­чае, веро­ятно, нужно гово­рить о двой­ной сим­во­лике фигур, кото­рая свой­ственна ком­по­зи­ции камен­ной головы Май­яу­эль. Только там гриб скры­ва­ется под видом листа, а здесь – лепестка. Воз­можно, рез­чик желал в тайне отдать долж­ное свя­щен­ному грибу, кото­рому он покло­нялся, изоб­ра­зив его на скульп­туре Бога цве­тов. Дру­гими сло­вами, он хотел при­рав­нять культ гри­бов к культу цве­тов и сде­лать Шочи­пилли не только прин­цем цве­тов, но и прин­цем грибов.

image053 image055Фото 2[3]. Архи­тек­тур­ный эле­мент. Ката­лож­ный № 11.0−08923. Высота: 38,90 см. Вес: 19,00 г. Куль­тура: Чалько. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика. Фото 3[4]. Архи­тек­тур­ный эле­мент. Ката­лож­ный № 11.0−04713. Высота: 29,60 см. Тол­щина: 5,20 см. Вес: 7,00 г. Куль­тура: Чалько. Наци­о­наль­ный музей антропологии

Более открыто изоб­ра­зить грибы на ста­туе Шочи­пилли, ско­рее всего, было невоз­можно, поскольку ста­туя должна была стать идо­лом этого бога в одном из хра­мов про­вин­ции Чалько, кото­рая была заво­е­вана ацте­ками еще в прав­ле­ние Ицко­атля (1427 – 1440). А в сто­лице Ацтек­ской импе­рии, рас­по­ло­жен­ной в Мек­си­кан­ской долине, было при­нято покло­няться не гри­бам, а свя­щен­ным цве­там. Прием скры­того изоб­ра­же­ния гриба, видимо, был при­ме­нен скуль­пто­рами, рабо­тав­шими в про­вин­ции Чалько, только на цве­тах ста­туи Шочи­пилли. На двух дру­гих дошед­ших до нас камен­ных цве­тах из Чалько (фото 2 и 3) изоб­ра­жены почти такие же фигуры с двумя зер­кально отра­жен­ными завит­ками. Но оче­вид­ного сход­ства с гри­бами у них нет.

image015Фото 4. Ста­туя Шочи­пилли, засня­тая в профиль

image058На поста­менте ста­туи (фото 4) выре­заны самые круп­ные гриб­ные ком­по­зи­ции, кото­рые, несо­мненно, имеют сход­ство с гриб­ными цве­тами на теле Шочи­пилли. Однако их грибы раз­ли­ча­ются по форме шля­пок. В «цве­тах» на поста­менте шляпка коло­ко­ло­об­раз­ная, а в «цве­тах» на теле – более плос­кая. image030Таким обра­зом, если счи­тать лепе­сток вьюнка на левом боку Шочи­пилли гри­бом с ост­ро­ко­неч­ной шляп­кой (на фото слева), всего на ста­туе пред­став­лены сти­ли­зо­ван­ные изоб­ра­же­ния трех видов гри­бов. Оче­видно, что худож­ник на них пока­зал про­доль­ный срез пло­до­вого тела гриба (как в Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе  – на фото справа). Иначе завитки шля­пок были бы не видны. Поэтому можно пред­по­ло­жить, что в рецепте речь идет о суше­ных грибах.

Какие именно грибы пока­заны на ста­туе Шочи­пилли, оста­ется только гадать, поскольку на изоб­ра­же­ниях они сильно сти­ли­зо­ваны. Поэтому при­вя­зать их к какому-либо виду извест­ных на сего­дняш­ний день опья­ня­ю­щих гри­бов, напри­мер Psilocybe Aztecorum Heim, с уве­рен­но­стью нельзя. Так, даже «дети вод», кото­рых Р. Хейм зари­со­вал рас­ту­щими в траве на вул­кане Попо­ка­те­петле (фото 5), мало похожи на грибы ста­туи Шочи­пилли. Исклю­че­ние состав­ляет моло­день­кий гриб, нари­со­ван­ный вто­рым слева. К тому же, на ста­туе выре­зано три вида гри­бов. Пра­виль­нее всего было бы име­но­вать их про­сто свя­щен­ными гри­бами – тео­на­на­кат­лями.

image014Фото 5. Грибы, назван­ные ацте­ками «детьми вод», Psilocybe Aztecorum Heim. Рас­тут в траве на вул­кане Попо­ка­те­петле. Аква­рель мико­лога Р. Хейма с ком­мен­та­ри­ями Р.-Г. Вас­сона из его ста­тьи «В поис­ках свя­щен­ного гриба»[5]

image057Сим­во­лика постамента

В ниж­ней части гриб­ной цве­ток поста­мента содер­жит изоб­ра­же­ние суще­ства, кото­рое, судя по кры­льям и харак­тер­ному тельцу, явля­ется бабоч­кой. Напомню, что, по мне­нию бри­тан­ских уче­ных, в каче­стве ком­па­ньо­нов Шочи­ке­цаль (богини кра­соты, цве­тов, любви, искусств, сестры Шочи­пилли, одной из жен Тла­лока) и самого Шочи­пилли бабочки пред­став­ляют темы удо­воль­ствия и изоби­лия на пред­ме­тах искус­ства ацте­ков. И дей­стви­тельно ком­по­зи­ция с бабоч­кой, несу­щей на своих кры­льях «гриб­ной цве­ток», весьма напо­ми­нает рог изоби­лия. Кроме того, она явля­ется сим­во­лом смерти и возрождения.

image060Фото 6. Зад­няя сто­рона постамента

При­ме­ча­тельно, что бабочки на поста­менте снаб­жены атри­бу­тами Тла­лока. Это – нечто вроде закру­чен­ных вниз усов и длин­ные зме­и­ные зубы. «Усы» Тла­лока на мини­а­тю­рах кодек­сов часто напо­ми­нают хобот (фото 7). На неко­то­рых скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях они пред­став­лены как нари­гера. Суще­ствует мне­ние, что «усы» Тла­лока явля­ются его верх­ней губой – сим­во­лом входа в пещеру, кото­рая сооб­ща­ется с Под­зем­ным миром[6].

image001Фото 7[7]. Лист 44r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип доку­мента: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба, 1904 г., Париж. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

На зад­ней грани поста­мента (со сто­роны спины Шочи­пилли) бабочки выре­заны слева и справа от гриб­ного венка (фото 6). На трех дру­гих гра­нях поста­мента бабочки заме­нены двумя груп­пами из четы­рех круж­ков (см. фото 4), кото­рые в сумме состав­ляют число 8. Умно­жаем его на 3 – число поверх­но­стей и полу­чаем то же число 24, кото­рое запи­сано не менее трех раз на голов­ной накидке Шочи­пилли (см. далее).

Из круж­ков также состав­лен бор­дюр, кото­рый пущен по верх­нему краю поста­мента. При этом на раз­ных гра­нях коли­че­ство круж­ков раз­ное. При­ме­ча­тельно, что кру­жок с точ­кой посе­ре­дине явля­ется также зна­ком дра­го­цен­но­сти. Под бор­дю­ром из круж­ков выре­зана вол­но­об­раз­ная линия, кото­рая в древ­них куль­ту­рах обычно обо­зна­чает теку­щую воду (реку, ручей), а также волны моря. Таким обра­зом, ком­по­зи­цию верх­ней части пье­де­стала можно трак­то­вать как текст, гово­ря­щий о дра­го­цен­ном напитке бла­жен­ства. На фото 6 хорошо видно, что в верх­ней части пье­де­стала сде­лано пря­мо­уголь­ное углуб­ле­ние, в кото­ром сидит Шочи­пилли. Воз­можно, оно было запол­нено жид­ко­стью, ска­жем водой, или дра­го­цен­ными кам­нями цвета воды, напри­мер неф­ри­том. Это пре­да­вало пье­де­сталу вид сосуда, напол­нен­ного свя­щен­ным напит­ком, а также сим­во­ли­зи­ро­вало воды, в кото­рые погру­жа­ется закат­ное солнце (Шочипилли).

Что обо­зна­чает меанд­ро­вый узор, выре­зан­ный на ниж­ней части пье­де­стала, мне неиз­вестно. Однако его чет­кие пря­мые лини и углы гово­рят о том, что с его помо­щью изоб­ра­жено не созда­ние при­роды, а нечто руко­твор­ное, напри­мер, архи­тек­тур­ное соору­же­ние, ско­рее всего храм. Если осмыс­ли­вать ком­по­зи­цию гра­ней пье­де­стала в целом, то можно пред­по­ло­жить еще одну ее трак­товку. Ком­по­зи­ция сим­во­ли­зи­рует солнце на закате (гриб­ной венок), ухо­дя­щее под воду, в Под­зем­ный мир, и снова воз­вра­ща­ю­ще­еся на небо на кры­льях бабочки.

image057Пик­то­гра­фи­че­ский текст голов­ной накидки

Что каса­ется рецепта, то основ­ной его текст, как мне пред­став­ля­ется, запи­сан на голов­ной накидке Шочи­пилли (фото 8). Тек­сту рецепта соот­вет­ствует грань поста­мента, где пока­зана ком­по­зи­ция, вклю­ча­ю­щая в себя двух бабо­чек. Оче­видно, что их сле­дует читать как части одного тек­ста, одной стра­ницы, кото­рая вме­сте с дру­гими состав­ляет посла­ние скульп­туры Шочи­пилли. То, что стра­ница с рецеп­том поме­щена на зад­ней сто­роне ста­туи, видимо, нельзя назвать слу­чай­но­стью. В свя­ти­лище ее могли видеть только жрецы храма. Сле­до­ва­тельно, текст этой стра­ницы дер­жался в тайне.

image062Фото 8. Голов­ная накидка Шочи­пилли с рецеп­тами снадобий

Рецепт запи­сан с помо­щью системы счис­ле­ния, кото­рая про­изо­шла от той, что при­ме­няли майя и уна­сле­до­вали миш­теки. Они исполь­зо­вали всего лишь три сим­вола: точку (кру­жок), обо­зна­ча­ю­щую еди­ницу, гори­зон­таль­ную черту, обо­зна­ча­ю­щую цифру 5, и сти­ли­зо­ван­ное изоб­ра­же­ние рако­вины, обо­зна­ча­ю­щее ноль[8]. Однако на ста­туе Шочи­пилли вме­сто гори­зон­таль­ных выре­заны вер­ти­каль­ные линии. Такие же вер­ти­каль­ные линии наряду с гори­зон­таль­ными можно видеть на стра­ни­цах Кодекса Фейервари-Майера, кото­рый отно­сится к кни­гам, создан­ным в стиле Миштека-Пуэбла, и вхо­дит в Группу Бор­джиа. Выда­ю­щийся немец­кий этно­и­сто­рик и антро­по­лог Эдуард-Георг Зей­лер (Eduard Georg Seler, 1849 – 1922) в постра­нич­ных ком­мен­та­риях к Кодексу Фейервари-Майера[9] опре­де­лил вер­ти­каль­ную черту как сим­вол числа 5. Ацтеки в своей системе счис­ле­ния черту не использовали.

Судя по тому, что сово­куп­ность гли­фов чисел, выре­зан­ных в верх­ней части голов­ной накидки, отде­лена пустым про­стран­ством от той, что выре­зана на ее ниж­ней части, на накидке запи­саны, по край­ней мере, два рецепта. В верх­ней части изоб­ра­жено голов­ное укра­ше­ние Шочи­пилли, через кото­рое про­пу­щены три ленты (пряди волос?), закан­чи­ва­ю­щи­еся сти­ли­зо­ван­ными перьями. Насколько можно понять по фото­гра­фии, на укра­ше­нии пока­зан один гриб, а справа от него выре­зан один кру­жок – число 1. Ниже три раза (в трех рядах) повто­рено число 24 – четыре кружка и четыре палочки (1×4)+(5×4) = 24. Воз­можно, эти числа отно­сятся к коли­че­ству гри­бов. Поскольку худож­ник пока­зал про­доль­ный срез пло­до­вого тела гриба, можно пред­по­ло­жить, что в рецепте име­ются в виду суше­ные грибы. На ниж­ней части накидки, кото­рая закры­вает спину, запи­сано число 28 (или 24 и 4).

Грибы на ста­туе выпол­нены с исполь­зо­ва­нием стиля завит­ков. Соот­вет­ственно в изоб­ра­зи­тель­ном плане они более всего похожи на те, кото­рые покры­вают склоны миш­тек­ских гор на мини­а­тю­рах стра­ниц Кодекса Зуш-Наттолл и Вен­ского мек­си­кан­ского кодекса. И, кстати, гриб­ные цветы на ста­туе рас­по­ло­жены прак­ти­че­ски на тех же местах, что и двой­ной зави­ток (пред­по­ла­га­е­мый гриб) на фигу­рах Людей Камня (голова, колени, руки) в Кодексе Зуш-Наттолл.

Таким обра­зом, двой­ной зави­ток в изоб­ра­же­нии гриба свя­зы­вает резьбу ста­туи Шочи­пилли с миш­те­ками, в кодек­сах кото­рых обна­ру­жи­ва­ются наи­бо­лее четко выра­жен­ные сви­де­тель­ства раз­ви­того культа гри­бов. А тот факт, что глифы чисел, поме­щен­ные на накидке Шочи­пилли, соот­вет­ствуют системе счис­ле­ния, схо­жей с той, что исполь­зо­вали майя и миш­теки, поз­во­ляет с неко­то­рой долей веро­ят­но­сти отне­сти ста­тую к стилю Миштека-Пуэбла.

На пик­то­грам­мах кодек­сов этого стиля при­сут­ствие гри­бов также заву­а­ли­ро­вано. Они пока­заны как листья свя­щен­ного древа Тамо­ан­чана. Между тем пик­то­граммы ста­туи Шочи­пилли выяв­ляют еще бόль­шие уступки рели­ги­оз­ной идео­ло­гии цен­тра Ацтек­ской импе­рии – Мешико-Теночтитлана. Согласно пред­став­ле­ниям ацтеков-мешиков, на древе Тамо­ан­чана росли не листья, а цветы. С ними мастер, рабо­тав­ший в Тлаль­ма­налько, и свя­зал грибы, изоб­ра­зив их в каче­стве лепестков.

С уче­том вели­ко­леп­ной тех­ники скуль­птора ста­туи Шочи­пилли и высо­кого худо­же­ствен­ного уровня его про­из­ве­де­ния можно пред­по­ло­жить, что он, ско­рее всего, про­ис­хо­дил из Миш­теки, кото­рая сла­ви­лась своей рос­кош­ной кера­ми­кой, скульп­ту­рой, моза­ич­ными изде­ли­ями и др. Оттуда он и был достав­лен в центр импе­рии в счет уплаты дани с заво­е­ван­ных тер­ри­то­рий этого цар­ства. Своих масте­ров такого класса у Тено­чтит­лана и его союз­ни­ков не было. Всю мощь создан­ной ими циви­ли­за­ции мешики напра­вили на веде­ние свя­щен­ной войны. Поэтому они не имели ни воз­мож­но­сти, ни жела­ния раз­ви­вать оте­че­ствен­ные худо­же­ствен­ные ремесла. Тем более что пред­меты искус­ства или масте­ров, кото­рые эти пред­меты изго­тав­ли­вали, все­гда можно было взять у поко­рен­ных наро­дов в каче­стве воен­ных тро­феев или дани.

image013image015image017



[2] Primeros Memoriales by Bernardino de Sahagún. Paleography of Nahuatl text and English transcription by Thelma D. Sullivan. University of Oklahoma Press, 1997 (https://books.google.ru/books?id=nH_P1Gn1twwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false).

[2a] Primeros Memoriales by Bernardino de Sahagún.

[8] Ко М. Майя. Исчез­нув­шая циви­ли­за­ция: легенды и факты. М.: Центр­по­ли­граф, 2007 (http://historylib.org/historybooks/Maykl-Ko_Mayya–Ischeznuvshaya-tsivilizatsiya-legendy-i-fakty-/13).

[9] Codex Fejérváry-Mayer. Page by Page Commentary by Dr. Eduard Seler in German  (PDF) (http://www.famsi.org/spanish/research/loubat/Booklets/Seler_Fejervary_Plates.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>