ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
приложение
Образ Йампайека в иконографии Моче
2.2. Декапитадор культуры миштеков
Фото 1. Сосуд с изображением воина. Вид слева. Инвентарный № 1979.6. Размеры: 26,67×16,51×20,96 см. Материал: глина. Страна: Мексика. Континент: Месоамерика. Культура миштеков. Дата: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей де Янга, Сан-Франциско, Калифорния, США[i]
Образ, схожий с Декапитадором Сипана, мы находим среди керамических сосудов культуры миштеков (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.), которая развивалась на территории Мексики и относится к миру Месоамерики. Этот артефакт (фото 1 и 2) является своего рода ключом к образу Декапитадора, Найлампа, касиков и других воплощений одного и того же божества Андского мира и, как оказалось, Месоамерики, а также Промежуточного мира. Он помогает понять, что именно изображают атрибуты божества по отдельности и чем оно является в целом.
По мнению специалистов Музея де Янга, которому принадлежит данный сосуд, он представляет воина. Такое заключение было сделано, видимо, на основании того, что в правой руке персонаж держит нечто, схожее с бронзовым топором. Его рисунок[ii] из Кодекса Лода (XVI в.) показан слева. Однако этот предмет, даже если он действительно представляет собой топор, имеет снизу продолжение в форме лопасти, которая, судя по рисунку, была не свойственна рукояти топора. Можно допустить, что персонаж схватил за хвост летающий топор, который здесь очень напоминает самолет. Два предмета в форме чальчальчи висят у персонажа на шее. Поэтому их нельзя отнести к оружию. Следовательно, они, как и чальчальчи, висящие на шее божеств Моче, изображают лопасти винта. (Подробнее см.: «Символика и происхождение чальчальчи» и, в частности, фото 15 и 16.) Вторая рука персонажа, к сожалению, не сохранилась. Вполне возможно, что в ней он держал отрубленную голову.
Фото 2[iii]. Сосуд с изображением воина. Вид справа
Косой крест (винт) у персонажа прикреплен где-то в области шеи. Четко изображены только две его нижние лопасти. Из верхних лопастей правая немного искажена, а левая отсутствует, но ее визуально заменяет вытянутая рука персонажа с летающим топором. В результате абрис винта (креста) получается обозначенным достаточно ясно.
К голове персонажа сзади прикреплена пластина в форме круга. В данном контексте становится очевидно, что она передает визуальное впечатление от небольшого вращающегося пропеллера. Это подтверждает предположение об именно такой природе полулунной формы головного убора Йампайека и других его воплощений, а также касиков.
Нет сомнений в том, что скульптор изобразил не просто воина, а божество-корабль, в котором слились воедино боги во плоти и их аппараты. Воин составляет одно целое с большим широкогорлым сосудом на ножках, который воплощает, видимо, корпус корабля и его сопла, а скорее – столбы газа, вырывающегося из них.
Фото 3. Нагрудное украшение. Иллюстрация из кн.: Луис Дуке Гомес. Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев[iv]
Ноги воина, как и у отдельно стоящих золотых касиков-подвесок Тайроны (фото 3), полусогнуты. И здесь мы находим ответ на вопрос, почему касики изображены в такой позе. Миштекский воин сидит на чем-то вроде узкой доски, а ноги его не касаются земли. Этим скульптор дает понять, что божество летит. А значит, у касиков корабль и сидение пилота просто подразумеваются. Они были изъяты из композиции, наверное, из-за небольшой величины касиков, которая была обусловлена их предназначением. Фигурки служили подвесками, которые крепилась к шнурку на шее. Есть основания полагать, что тайронские жрецы-правители носили их при жизни. Следовательно, объем и вес таких украшений могли быть ограничены.
Фото 4. Сановник (dignitary) на троне с двуглавой змеей. Скульптура. Инвентарный № M.2007.146.11. Размеры: 11,75×11,27×8,89 см. Материал: керамика. Культура: Тайрона, 800 – 1500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[v]
Между тем, у касиков, представленных на глиняных окаринах, сидение сохранилось и приобрело вид кресла (трона) с изображением амару. А керамический касик из Музея искусств округа Лос-Анджелес сопряжен с большой емкостью на ножках, которая одновременно выполняет функцию трона (фото 4). Он представлен в образе грозного дракона, раскрывшего страшную клыкастую пасть. Атрибутами касика являются четыре двуглавых амару, в одну из которых превратились его руки, а во вторую – ноги. На пятой, самой большой амару касик сидит.
Голову персонажа украшает полулунная пластина, ограниченная снизу головами амару. Она расчерчена группами тонких линий, которые расположены под углом друг к другу и очень похоже передают зрительные впечатления от эффекта вращающихся лопастей. Еще один, маленький винт представлен как тонкие уши некоего существа, вписанного во второй полукруг надо лбом персонажа.
Фото 5. Скульптура. Каталожный № 30.3/ 2340. Размеры: 18,5×17,0×13,0 см. Материал: терракота. Страна: Мексика. Период: Поздний классический, около 600 – 900 гг. н.э. Кейс № 27: Веракрусская керамика и скульптура. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[vi]
Говоря об образе Декапитадора, нельзя не упомянуть терракотовую скульптуру из Американского музея естественной истории (фото 5 и 6). Она относится к исторической области Веракрус (Veracruz) в Мексике и датируется 600 – 900 гг. н.э. Уже при первом взгляде на фигуру персонажа, которую я увидела еще в 2011 г., мне стало ясно, что это – образ древнего полетчика в защитном снаряжении, а на его поясе висит шлем, изображенный как голова чудовища. Теперь же в контексте темы Декапитадора я, наконец, поняла, что странный «бант» на спине персонажа является ничем иным, как изображением лопастей винта. Жаль, что у персонажа не сохранились руки и мы никогда не узнаем, держал ли он в них нож и отсеченную голову, т.е. был ли он подан как Декапитадор.
Фото 6[vii]. «Улыбающаяся фигура из Центрального Веракруса» (подпись автора снимка)
Рядом со скульптурой полетчика в Американском музее естественной истории размещена еще одна не менее удивительная фигура из Веракруса (фото 7). Она представляет «портрет» бога во плоти, который управляет своим аппаратом с помощью устройств, напоминающих два рычага.
Фото 7. Скульптура. Каталожный № 30.2/ 9962. Размеры: 8,38×15,24 см. Материал: керамика. Место: Веракрус. Страна: Мексика. Период: Классический, около 1 – 900 гг. н.э. Кейс № 27: Веракрусская керамика и скульптура. Американский музей естественной истории[viii]
Несомненно, образ Декапитадора на орехерах из гробниц Уаки Рахады, создан в стилистике, существенно отличающейся от тех, в которых представлены миштекский воин, веракрусский полетчик и тайронские касики. Ее особенности говорят о том, что образ Декапитадора сформировался еще в эпоху Чавина, среди изображений которого также можно найти персонажей с косым крестом, прикрепленным к спине.
[iii] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Warrior_vessel,_West_Mexico,_Oaxaca,_Mixtec_culture,_300_BC_to_300_AD,_clay_-_De_Young_Museum_-_DSC00564.JPG