ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
приложение
Образ Йампайека в иконографии Моче
2.4. Декапитадор в иконографии Моче
Металлические украшения Лома-Негры
Образ Декапитадора с косым крестом на спине, появившийся впервые в иконографии Моче на сонахерах старого правителя Сипана, в дальнейшей истории искусства Моче встречается не часто. Исключение составляет иконография культурной зоны Лома-Негры (Loma Negra), регион Серро-Викус (Cerro Vicus), Долина Пиуры. Исторически Лома-Негра находилась на севере цивилизации Моче – близко к территории современного Эквадора, земли которого входили в Промежуточный мир. Поэтому на артефактах из Лома-Негры заметно влияние искусства этого мира.
Фото 1[i]. Лома-Негра и основная территории культуры Моче на карте Перу
В 1969 г. из гробниц Лома-Негры уакеро похитили множество предметов из меди, позолоченной и посеребренной меди, золота и серебра. Большая часть из награбленного теперь хранится в Метрополитен-музее искусств. Поскольку артефакты были получены не путем археологических раскопок, а в результате грабежа, они оказались оторваны от общего погребального контекста. Поэтому ученые не могут точно датировать драгоценности Лома-Негры и затрудняются определить, отнести ли их к культуре Моче или культуре Викус[ii] (100 г. до н.э. – 400 г. н.э.), которая развивалась к северу от основной территории цивилизации Моче и в последний период своего существования находилась под ее влиянием[iii]. Каталог Метрополитен-музея датирует находки либо II – III вв., либо 390 – 450 гг., т.е. концом IV – серединой V в., и относит их культуре Моче с пометкой в скобках «Лома-Негра».
Считается, что регион Викус являлся перекрестком торговых путей между севером древнего Перу, и южными частями древних Эквадора и Колумбии. Результатом столь выгодного территориального положения могло стать заимствование передовых способов обработки металла у колумбийских ювелиров, а также использование и адаптация художественных стилей культур, существовавших как к северу, так и к югу от региона Викус.
В целом образы божеств Лома-Негры близки образам Сипана, хотя имеют свои особенности и отличия. Среди артефактов Лома-Негры встречаются шедевры ювелирного искусства. Но их не так много. Из этого следует, что они, скорее всего, были приобретены знатью Лома-Негры в результате торгового обмена.
Что касается украшений с фигурой Декапитадора, то их технический и художественный уровень значительно ниже, чем у сонахер Уаки Рахады, а композиция существенно упрощена. При этом образ Декапитадора стал более примитивным, а его сходство с Божеством уллючо усилилось. На этом основании можно предположить следующее. Ювелирные изделия Лома-Негры с изображением Декапитадора относятся к более позднему периоду времени. Они представляют собой произведения, адаптированные, во-первых, к техническим возможностям и умениям ювелиров и художников Моче, а во-вторых – к более традиционному для иконографии Моче образу этого же божества, а именно, к образу Божества уллючо.
Наиболее репрезентативным украшением с Декапитадором из всех, хранящихся в Метрополитен-музее, является золотая наригера (фото 2). Она имеет наилучшую сохранность и, по всей видимости, была отреставрирована. Остальные украшения, посвященные Декапитадору и смежным темам, на фотографиях запечатлены в достаточно плачевном состоянии. Они были изготовлены в основном из меди и посеребренной меди. Поэтому их верхний слой окислился и позеленел. В результате контуры изображений частично или полностью утратили свою четкость, что затрудняет их изучение.
Фото 2. Наригера. Инвентарный № 1979.206.1247. Размеры: 7×10×1 см. Материалы: золото, серебро, камень. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: II – III вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]
Золотая наригера (фото 2), датируемая II – III вв., представляет фигуру Декапитадора, у которой в целом выдержан изначальный канон, использовавшийся для изготовления сонахер из Уаки Рахады. Однако художник, создававший наригеру, утратил понимание сути композиции и лишил божество главной части его сил и свойств. Божество лишилось своего корабля, который был представлен полукругом с полусферами. При этом отсеченная голова и туми с веревочной петлей перестали изображать скобы (петли) летательного и/или плавательного аппарата. В результате божество стало просто Обезглавливателем, что хорошо согласовывалось с религиозной идеологией Моче, которая основывалась на человеческих жертвоприношениях. (Подробнее см.: «Ритуальные бои и жертвоприношения Моче».)
Между тем, у персонажа на наригере появились элементы, которые более отчетливо связывают Декапитадора с Божеством уллючо, нежели его изображения на сонахерах. Это: круглая каска с узором из волн и круглые подвески (чешуя дракона), которые покрывают не только грудь персонажа, но и поверхности косого креста поверх узора из прямоугольников.
Фото 3. Бляшка, изображающая Обезглавливателя. Инвентарный № 1987.394.69. Размеры: 23×28 см. Материалы: посеребренная медь, раковина. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств[v]
Канон золотой наригеры практически полностью повторяют пять украшений (бляшек), три из которых показаны на фото 3 – 5. Правда, у фигур отсутствует узор из волн на каске, а у одной из них отсутствует и сама каска. Но, скорее всего, эти детали были просто утрачены. Бляшки сделаны из посеребренной меди и, судя по изделию, данному на фото 3, были инкрустированы кусочками морской раковины.
Фото 4[vi] и 5[vii]. Фигурные украшения с изображением Обезглавливателя. Инвентарные № 1981.459.34 и 1987.394.49. Размеры: 1) 24,1×28,3 см и 2) 24×28,5 см. Материал: посеребренная медь. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств
Бляшки существенно больше наригеры. Их размеры составляют в среднем 24×28 см против 7×10 см у наригеры. Кроме того, в бляшках нет отверстий или других креплений. Поэтому их назначение трудно определить.
Фото 6. Диск (фронтальная часть орехеры). Инвентарный № 1982.392.8. Диаметр: 15,5 см. Материалы: позолоченная медь, посеребренная медь, раковина. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств[viii]
На диске, который предположительно был фронтальной частью орехеры (фото 6), каска персонажа уже превратилась в более характерное для иконографии Моче полулунное фронтальное украшение головного убора с узором из волн и головой совы в центре. Персонаж орехеры, хотя и держит в руках туми и отсеченную голову, не имеет устрашающего вида, свойственного Декапитадору. Напротив, он производит впечатление благодушного человека с улыбкой на лице.
Фото 7[ix] и 8[x]. Полулунные украшения. Инвентарные № 1980.563.10 и 1987.394.80. Размеры: 1) 10,5×10,5 см и 2) 9,8×10,5 см. Материал: медь. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: III в. Метрополитен-музей искусств
Среди артефактов Лома-Негры выделяется серия так называемых полулунных украшений, назначение которых также неясно. Их композиция построена на пластине, своими обводами напоминающей полулунную часть туми. Пластина расположена снизу, что усиливает ассоциации с этим ножом, как и изображенные на украшениях сцены. Они показывают драконов (часто со спиралевидными носами), кондоров, а также человеческие жертвоприношения. В этих сценах, как представляется, драконы вырывают у человека сердце лапой (фото 7), а антропоморфные чудовища достают его с помощью туми (фото 8). Такой вид жертвоприношений, как известно, существовал у культуры Майя. К сожалению, украшения, как уже было сказано, покрыты слоем окислов и поэтому изображенные на них сцены плохо просматриваются, а на некоторых из них не читаются совсем. Украшения датируются II – III вв. или только III в.
Фото 9. Полулунное украшение. Инвентарный № 1987.394.81. Размеры: 9×9,5 см. Материал: медь. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: III в. Метрополитен-музей искусств[xi]
На одном из полулунных украшений можно видеть фигуру Декапитадора с косым крестом (фото 9), которая изображена в соответствии с исходным каноном и датируется III в.
Фото 10. Полулунное украшение. Инвентарный № 1979.206.1291. Размеры: 9×10,5 см. Материал: позолоченная медь. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: II – III вв. Метрополитен-музей искусств[xii]
Еще одно украшение (фото 10) изображает человека-дракона, который в одной руке держит за волосы отрубленную голову. А второй рукой, покрытой зубцами, как хвост дракона, отправляет в свою пасть предмет, который трудно идентифицировать. Возможно, это – сердце.
Фото 11. Полулунное украшение. Инвентарный № 1982.392.12. Размеры: 16×17,2 см. Материал: позолоченная медь. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств[xiii]
Наибольший интерес вызывает полулунное украшение, показанное на фото 11. Оно отнесено каталогом музея к более позднему периоду и датируется 390 – 450 гг., как и бляшки с Декапитадором, о которых речь шла в начале статьи. Украшение изготовлено из позолоченной меди, имеет хорошую сохранность и выполнено с тщательной проработкой деталей на высоком художественном и техническом уровнях.
Туловище персонажа воспринимается как рукоять туми, на фоне полулунного лезвия которого он стоит. Вместе с тем само лезвие читается как символ вращающегося винта. Персонаж показан с «улыбкой» Декапитадора на лице и стоит в характерной для него позе божества с двумя жезлами. Все это заставляет признать в персонаже Декапитадора. Однако, что удивительно, он держит в руках не туми и отсеченную голову, а двух злобных антропоморфных дракончиков с конечностями и хвостом в виде амару. При этом Декапитадор держит их, как и человеческую голову, за волосы, пряди которых также имеют форму амару. Хвосты дракончиков украшены узором из кружков, что делает их хвостами ягуара (символа суши). Тела дракончиков покрыты крупной чешуей, характерной для живота анаконды (морского удава) – символа воды. Так что дракончики эти, хотя и малы ростом, обладают большими и разносторонними силами.
Примечательно, что у Декапитадора отсутствуют подвески (чешуя дракона), характерные для его изображений на наригере, бляшках и орехере (см. фото 2 – 6), которые идут от образа Божества уллючо. Зато, как персонажи скульптур и росписей сосудов в стиле тонкой линии, он одет в рубашку со спиралевидным узором и тапаррабо. Вместе с тем Декапитадор носит пояс с треугольным узором, который имитирует пояс Божества уллючо. Дополняют его образ собранные из прямоугольных звеньев пектораль–оплечье и ручные браслеты – украшения, характерные для облачения персон, погребенных в Уаке Рахаде, уаках Батан-Гранде и Чорнанкап. Голову Декапитадора украшает фронтальная полулунная пластина с головой совы в центре. Она также входит в набор инсигний Божества уллючо в его более позднем воплощении, которое было принято старым правителем Сипана за основу образа божества-первопредка. Именно в таком образе старый правитель был отправлен в мир вверху. Этот же образ часто принимает Аяпаэк на скульптурных и живописных изображениях.
Декапитадор с двумя драконами в руках на других изображениях не встречается. Поэтому понять символику данной композиции трудно. Можно прочесть только то, что лежит на поверхности ее послания, и сказать, что композиция изображает победителя драконов – олицетворения тех мощных и опасных сил, которые были присущи кораблям богов во плоти.
[ii] Yates D. Loma Negra (http://traffickingculture.org/encyclopedia/case-studies/loma-negra/).