§ 2. Легенда о Найлампе, окончание

Божество-корабль

Рис. 51[1]. Рекон­струк­ция рос­писи ткани, поме­щен­ная на одной из стен Наци­о­наль­ного музея Сикана

Вгля­ды­ва­ясь в древ­ние изоб­ра­же­ния в поис­ках слез, я, нако­нец, нашла то, кото­рое открыло мне, что выре­зано на Вра­тах Солнца Тиа­у­а­нако и что послу­жило осно­вой для оде­я­ний и аксес­су­а­ров богов и вла­сти­те­лей доинк­ского мира. Это – рос­пись ткани одной из гроб­ниц Сикана (рис. 51). На ней посе­ре­дине изоб­ра­жен лета­тель­ный аппа­рат и по бокам от него – дети богов в лета­тель­ных конструкциях-костюмах (ср. с рис. 52 и 53). Каж­дая пара полет­чи­ков дер­жит в руках что-то, похо­жее на кубок в виде рас­кры­ва­ю­ще­гося цветка тюль­пана. Такой же «цве­ток» дер­жит суще­ство в самом цен­тре узора на рис. 45, и окруж­ность, в кото­рую оно заклю­чено, по внеш­нему краю «цве­тет» этими же «тюльпанами».

Рис. 52[2] и 53[3]. Лета­тель­ные аппа­раты, выгра­ви­ро­ван­ные на кам­нях Ики

Но если подойти к сюжету на ткани с уче­том прин­ци­пов изоб­ра­же­ния сопод­чи­нен­ных пер­со­на­жей анд­ской рели­гии, то ста­но­вится ясна суть изоб­ра­же­ния в целом. Здесь запе­чат­лено глав­ное боже­ство, поскольку оно круп­нее осталь­ных и нахо­дится в цен­тре ком­по­зи­ции. Рядом с ним – млад­шие боже­ства, потому что они зна­чи­тельно меньше цен­траль­ной фигуры и рас­по­ла­га­ются на ниж­нем уровне. Полу­ча­ется, что мы видим не пять лета­тель­ных аппа­ра­тов, а один, но пред­став­лен­ный в виде глав­ного боже­ства и обслу­жи­ва­ю­щих его млад­ших божеств.

Срав­ни­вая рисунки, начи­на­ешь пони­мать, что обо­жеств­лены были в первую оче­редь не сами при­шельцы, а их лета­тель­ные аппа­раты, образы кото­рых, состав­лен­ные из понят­ных индей­цам пред­ме­тов, и опре­де­лили облик богов и вла­сти­те­лей, кото­рые пози­ци­о­ни­ро­вали себя как боже­ства и стре­ми­лись оде­ваться так же и иметь те же аксес­су­ары. Корабль индейцы пред­став­ляли себе как чело­века, голо­вой кото­рого явля­ется руль, поэтому пра­ви­тели и наде­вали на голову подо­бие руля – боль­шого округ­лого (рис. 52) или поменьше с двумя рóж­ками (рис. 53). На рос­писи мочик­ской кера­мики есть также изоб­ра­же­ния пер­со­на­жей, у кото­рых на головы надеты корабли цели­ком. Это – две типич­ные раз­но­вид­но­сти кораб­лей богов в изоб­ра­же­нии анд­ских худож­ни­ков – уже зна­ко­мые нам по кам­ням Ики аппа­раты с голо­вой пумы и с голо­вой птицы (рис. 54).

Рис. 54[4]

При­бор­ная доска с ее кла­ви­шами и пр. пред­став­ля­лась индей­ским худож­ни­кам гру­дью боже­ства. Вот откуда взя­лись эти кру­жочки и полу­сферы на костю­мах и голов­ных убо­рах (рис. 51, 55)!

Рис. 55[5]. Рекон­струк­ция фраг­мента рос­писи ткани на стене Наци­о­наль­ного музея Сикана

Дру­гое тех­ни­че­ское устрой­ство, кото­рое на рис. 51 – 53, 55 изоб­ра­жено в виде длин­ных полос с зазуб­рен­ными кра­ями, пре­вра­ти­лось в двух змей (или одну дву­гла­вую змею – амару), при­креп­лен­ных к поясу боже­ства (рис. 62). Змей могло быть и четыре (две амару), как у Аяпа­эка на рис. 56. Таким обра­зом, вполне веро­ятно, что крест из двух полос за спи­ной, кото­рые я при­ни­мала за кры­лья Аяпа­эка (см. рис. 23, 26), а также «остатки» кры­льев Най­лампа (рис. 1 в ста­тье «Туми»), – это вовсе не кры­лья, а именно такое устройство.

Рис. 56[6]. Корабль в образе Аяпа­эка (копия). Уака Луны, Тру­хи­льо. Здесь змеи имеют головы кондоров

У Аяпаэка–Найлампа из гроб­ницы вла­сти­теля Сипана (рис. 57) амару нахо­дится на голове.

Рис. 57[7]. Экс­по­нат Музея цар­ских гроб­ниц Сипана. Какие у него чудес­ные рас­ко­сые глаза!

Ступни ног и кисти рук божества-корабля могли изоб­ра­жать сопла, как на рис. 55 и 57. Здесь пламя, выры­ва­ю­ще­еся из сопел, сти­ли­зо­вано под когти. У прин­цев на фасаде храма Най­лампа (см. рис. 16) и на ткани из Клив­ленд­ского музея (см. рис. 41) сопла под­ве­шены за петельку к запястьям.

Корабль пред­став­лял оче­вид­ную опас­ность для индей­цев. Пони­мая это, они изоб­ра­жали его наво­дя­щим ужас – оска­лен­ные клыки, змеи, кон­доры, пумы, отсе­чен­ная голова и туми. Воз­можно, такая трак­товка образа корабля была сво­его рода запре­ща­ю­щим зна­ком «Не под­ходи – убьет», и пред­ло­жена она была хозя­е­вами кораблей.

Теперь, в свете открыв­ше­гося мне зна­ния, я иными гла­зами взгля­нула на дру­гую рос­пись на ткани из Уаки Окон Сикана (рис. 58), смысл кото­рой раньше был мне непонятен.

Рис. 58[8]. Рекон­струк­ция фраг­мента рас­пис­ной ткани из Уаки Окон на стене Наци­о­наль­ного музея Сикана

Уче­ные – участ­ники Про­екта Сикан в отчете о своей мно­го­лет­ней работе опи­сы­вают рос­пись сле­ду­ю­щим обра­зом. На ткани изоб­ра­жено «Боже­ство Сикана с туми–ножом и тро­фей­ной голо­вой, сто­я­щее под сво­до­об­ра­зу­ю­щим телом мифи­че­ской дву­гла­вой «небес­ной змеи» и в окру­же­нии пары сидя­щих друг напро­тив друга мифи­че­ских живот­ных из семей­ства коша­чьих»[9] (по-моему, демо­нов Стромбо).

Вна­чале и я попы­та­лась рас­смот­реть рису­нок с точки зре­ния рели­ги­оз­ной сим­во­лики: Амару нахо­дится в своем доме – мире внизу, кото­рый, как известно, состоит по боль­шей части из воды. Он явля­ется местом хра­не­ния заро­ды­шей жизни, пока­зан­ных в дан­ном слу­чае в виде существ, похо­жих на кре­ве­ток. «Кре­ветки» – это заро­дыши сала­манд­ри­дов или три­то­ни­дов. Но у кре­ве­ток высу­нут язык, сле­до­ва­тельно, дан­ное суще­ство под­чи­нено. Тогда злоб­ные кре­ветки, ско­рее всего, – детки змеи, у кото­рой также высу­нут язык, как и у демо­нов Стромбо. А под­чи­нены все пер­со­нажи Аяпа­эку, рас­по­ло­жен­ному в цен­тре ком­по­зи­ции. И тут мне стало оче­видно, что на рос­писи изоб­ра­жен боль­шой корабль. Воз­можно, что кре­ветки – шлюпки на его борту. Хотя в этом есть сомне­ния, так как они не только пла­вают под сво­дом амару, но и «встро­ены» в демо­нов, кото­рые управ­ляют кораб­лем. Стромбо, внутри кото­рых рабо­тает энер­ге­ти­че­ская уста­новка (крас­ные «тюль­паны»), сидят как будто в кресле и дело­вито нажи­мают паль­чи­ками на круг­лые кла­виши панели управ­ле­ния, изоб­ра­жен­ной в виде амару, а ногами давят на педали.

Стран­ной выгля­дит на рос­писи фигура Боже­ства Сикана (Аяпа­эка). Она не была пол­но­стью вос­ста­нов­лена художниками-реставраторами, будто бы они не могли понять, кто или что там изоб­ра­жено, и пред­по­ло­жили, что в этом месте дол­жен быть тот же пер­со­наж – Аяпаэк, как и на рос­писи с вол­нами и солн­цем (см. рис. 74). Кроме того, Боже­ство Сикана совер­шенно не впи­сы­ва­ется в арку, создан­ную змеей и под­дер­жи­ва­е­мую кре­вет­ками. Может статься, что там было что-то другое.

Рис. 59[10]. Фриз Врат Солнца Тиа­у­а­нако. Рис. 60[11]. Бог Врат

Вот вам и раз­гадка сол­неч­ного венца Бога Врат Тиа­у­а­нако (рис. 59 и 60). Венец изна­чально был выгнув­шейся амару, в кото­рую в созна­нии худож­ника пре­вра­тился пульт управ­ле­ния корабля богов. А лучи венца Бога Врат, закан­чи­ва­ю­щи­еся двумя кон­цен­три­че­скими окруж­но­стями, – это не кометы и пла­неты, как счи­тал А. Познан­ски, а кла­виши системы управ­ле­ния корабля.

Рис. 61[12]. Золо­той пред­мет пред­по­ло­жи­тельно куль­туры Сикана или Чиму

Сей­час я вижу, что золо­тая мини­а­тюра (рис. 61) с Най­лам­пом и его спут­ни­ками в костю­мах птиц, неимо­вер­ным уси­лием под­дер­жи­ва­ю­щими амару c головами-соплами, изоб­ра­жает полет корабля богов. Таким обра­зом, можно ска­зать, что и фриз Врат Солнца – это сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние корабля богов. Тогда полу­ча­ется, что внутри пира­миды, на кото­рой стоит Бог Врат, нахо­дится не водо­вод, а энер­ге­ти­че­ская уста­новка. Что озна­чают в таком слу­чае сол­нышки в меанд­ро­вид­ном орна­менте?  Шлюпки?

Подоб­ный корабль богов я обна­ру­жила и на копии рос­писи кера­мики Моче (рис. 62).

Рис. 62[13]

Самое впе­чат­ля­ю­щее по кра­соте сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние руле­вого управ­ле­ния корабля или, может быть, даже лета­ю­щей тарелки, сде­лан­ное в цар­стве Моче, – это цар­ский голов­ной убор (рис. 63), кото­рый я в ста­тье о кам­нях Ики назвала разъ­ярен­ным солнцем-пумой. Здесь ком­по­зи­ция в форме круга вклю­чает в себя и лез­вие туми, и ска­ля­ще­еся солнце-пуму, и пада­ю­щих вниз голо­вой соколов.

Рис. 63[14]. Голов­ной убор куль­туры Моче, 400 г. н.э. Музей Рафа­эля Ларко

На рис. 64 изоб­ра­жен вод­ный вари­ант корабля богов в стиле Моче–Сипана. Исходя из того, что помощ­ни­ками боже­ству слу­жат и кры­ла­тые люди-птицы, и рыбы с руками, сле­дует заклю­чить, что этот корабль может и пла­вать, и летать. Сама трост­ни­ко­вая лодка выпол­нена в виде амару. Амару также исхо­дит от пояса боже­ства. Очень инте­рес­ное чер­ное змее­по­доб­ное суще­ство нахо­дится с ним вме­сте в лодке. А инте­ресно оно тем, что его голова похожа на типич­ное изоб­ра­же­ние головы три­то­нида, пла­ва­ю­щего в озере, когда у него еще был хвост.

Рис. 64[15]

На копии рос­писи кера­мики я встре­тила даже изоб­ра­же­ние мочик­ского Най­лампа (рис. 65).

Рис. 65[16]

В цар­стве Наски (цен­траль­ное при­бреж­ное Перу, см. карту) также были изоб­ра­же­ния Аяпаэка–Найлампа (рис. 66).

Рис. 66[17]. Аяпаэк–Найламп цар­ства Наски. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии Пуэбло-Льебре (Pueblo Liebre), Перу

На древ­них тка­нях Пара­каса изоб­ра­жен свой, под­вод­ный Най­ламп (рис. 67).

Manto Paracas, Cultura Paracas NecropolisРис. 67. Покров. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Музей Нации, Лима, Перу[18]

 

Божество-водолаз

Пере­смат­ри­вая име­ю­щи­еся у меня фото тка­ней цар­ства Пара­каса, я была потря­сена, наткнув­шись на изоб­ра­же­ние, кото­рое уви­дев когда-то впер­вые, я посчи­тала пара­кас­ским вари­ан­том Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако (рис. 69). Но теперь, вгля­дев­шись в этот фраг­мент ткани, я поняла, что на меня смот­рит водо­лаз в шлеме, очень похо­жем на шлем «гва­те­маль­ского кос­мо­навта» (рис. 68). Конечно, «кос­мо­навт» изоб­ра­жен оше­лом­ля­юще реа­ли­стично по срав­не­нию с под­вод­ным демо­ном Пара­каса. Но то, что у них одно­тип­ное сна­ря­же­ние, – очевидно.

И все же, как часто пер­вое впе­чат­ле­ние бывает вер­ным! Уви­дев «гва­те­маль­ского кос­мо­навта», я сразу поду­мала, что он в водо­лаз­ном шлеме. Но все же  тогда я решила, что это магия тео­рии палео­кон­так­тов меня затя­ги­вает. И срав­ни­вая «кос­мо­навта» с Богом Врат Солнца Тиа­у­а­нако, я поспе­шила усо­мниться в этом (см. ста­тью «Врата Солнца»). Но сей­час моя догадка подтвердилась.

Рис. 68[19]. «Гва­те­маль­ский кос­мо­навт» – голова боже­ства из Музея Пополь-Вух (Гва­те­мала). Рис. 69[20]. Фраг­мент ткани куль­туры Паракаса

Тео­ти­уа­кан­ская скульп­тура, пока­зан­ная на рис. 70, оче­видно, также изоб­ра­жает чело­века в шлеме, как и фигурка на рис. 71. На осно­ва­нии этих рисун­ков можно сде­лать вывод о том, что носо­вые укра­ше­ния мочик­ских вла­сти­те­лей изоб­ра­жали часть дыха­тель­ного аппа­рата. Назову ее «загуб­ник». Уже в каче­стве носо­вой серьги загуб­ник на древ­них лицах стал выгля­деть усами (рис. 71).

Рис. 70[21] и 71[22]. Экс­по­наты Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Теперь я пони­маю: то, что каза­лось мне усам, но не чело­ве­че­скими, а коша­чьими на изоб­ра­же­ниях божеств  цар­ства Наски, – это та же самая часть дыха­тель­ного аппа­рата (см. рис. 66 и 72).

Рис. 72[23]. Сосуд куль­туры Наски

Среди доко­лум­бо­вой мини­а­тюр­ной скульп­туры Эква­дора я нашла не только фигурку в шлеме и ком­би­не­зоне кос­мо­навта, кото­рые выпол­нены весьма условно (рис. 73), но и вполне реа­ли­стич­ное изоб­ра­же­ние кос­мо­навта в ска­фандре (рис. 74). Ска­фандр вме­сте с кон­струк­цией, нахо­дя­щейся за спи­ной кос­мо­навта, по всей веро­ят­но­сти, состав­ляет инди­ви­ду­аль­ный лета­тель­ный аппа­рат. Скульп­тура отно­сится к архео­ло­ги­че­ской куль­туре Тумако–Ла-Тольита (Tumaco–La Tolita), суще­ство­вав­шей на тихо­оке­ан­ском побе­ре­жье Эква­дора и Колум­бии в период 600 г. до н.э. – 200 г. н.э.[24].

Рис. 73[25]. Сидя­щая антро­по­морф­ная фигурка куль­туры Баия (Bahía), 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Фун­да­цион доко­лум­бо­вого искус­ства Гуай­а­са­мина (Fundacion Guayasamín Precolombian Art), Кито, Эква­дор. Рис. 74[26]. Фигурка куль­туры Ла-Тольита. Музей куль­тур або­ри­ге­нов, Куенка, Эквадор

Вполне воз­можно, что сна­ря­же­ние, пока­зан­ное на рисун­ках, пред­став­ляло собой уни­вер­саль­ный аппа­рат, при­год­ный для пере­дви­же­ния и по воз­духу, и под водой. Об этом сви­де­тель­ствует рос­пись ткани из Уаки Окон Сикана (рис. 74). Здесь Боже­ство Сикана в костюме, также похо­жем на водо­лаз­ный, взле­тает из-под воды.

Рис. 74[27]. Рекон­струк­ция рас­пис­ной ткани из Уаки Окон

Сей­час мне стало ясно, что на ткани абрис с левого края – это не луна, а, ско­рее всего, часть корабля. Совре­мен­ные худож­ники не смогли ее рекон­стру­и­ро­вать потому, что не в силах были понять, что там изображено.

 

Боги Месо­аме­рики на анд­ском побережье

Ска­фандры месо­аме­ри­кан­ских фигур выпол­нены реа­ли­стично, узна­ва­емо, с боль­шим коли­че­ством дета­лей, а ска­фандр скульп­туры, пока­зан­ной на рис. 75, вообще кажется сде­лан­ным с натуры. В то же время на арте­фак­тах Моче ска­фандры и про­чее сна­ря­же­ние только уга­ды­ва­ются в оде­я­нии богов. В этой связи инте­ресно срав­нить изоб­ра­же­ния Аяпа­эка с кры­льями, кото­рые больше похожи на кры­лья мель­ницы (см. рис. 26), и месо­аме­ри­кан­скую скульп­туру, где, несо­мненно, изоб­ра­жен чело­век в ска­фандре (рис. 75). Видимо, как пись­мен­ность и пись­мена, реа­ли­стич­ные изоб­ра­же­ния индейцы Анд уни­что­жили по при­казу своих богов, кото­рые были более скрыт­ными по срав­не­нию со сво­ими соро­ди­чами из Месоамерики.

Рис. 75[28]. Экс­по­нат Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Однако в изоб­ра­же­нии богов Анд­ского мира пря­мых цитат из мира Месо­аме­рики я не нашла, правда, за исклю­че­нием одной. Мне попа­лись фото двух кера­ми­че­ских сосу­дов цар­ства Моче (рис. 77 и 78), где изоб­ра­жено неиз­вест­ное мне месо­аме­ри­кан­ское боже­ство с носом-завитком (рис. 76).

Рис. 76[29]. Экс­по­нат Музея Ампаро, Пуэбла, Мек­сика. Рис. 77[30]. Антро­по­морф­ное суще­ство. Сосуд куль­туры Моче эпохи апо­гея (100 – 800 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима. Рис. 78[31]. Бог-обезглавливатель. Сосуд куль­туры Моче эпохи апо­гея (1 – 800 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко

Голов­ной убор, серьги и пек­то­раль боже­ства с носом-завитком легко мыс­ленно сло­жить в шлем Аяпаэка–Найлампа.

Рис. 79[32]. Кецаль­ко­атль

Есть также не пря­мое, но явное сход­ство изоб­ра­же­ний Най­лампа и месо­аме­ри­кан­ского бога Кецаль­ко­атля (Quetzalcoatl). На баре­льефе (рис. 79) у Кецаль­ко­атля такой же пер­на­тый шлем, кры­лья и хвост.

В индей­ских мифах также можно найти много общего между Кецаль­ко­ат­лем, Най­лам­пом и Вира­ко­чей. Так, мифы гово­рят о том, что Кецаль­ко­атль (Пер­на­тый Змей) – гибрид рай­ской птицы (кецаль) и змеи (коатль), сим­вол соеди­не­ния веко­веч­ной муд­ро­сти с кра­со­той и све­то­зар­но­стью. Он при­плыл из-за моря в лодке, кото­рая дви­га­лась сама, без помощи весел. Вме­сте с ним при­были 19 спут­ни­ков. Это был высо­кий чело­век с длин­ной боро­дой и непо­кры­той голо­вой, носив­ший сво­бод­ную рубаху и сан­да­лии. Кецаль­ко­атль «изме­рил землю», дал зна­ния по мате­ма­тике, аст­ро­но­мии и метал­лур­гии. Кроме того, он «открыл зага­доч­ные свой­ства рас­те­ний», научил выра­щи­вать куку­рузу, поль­зо­ваться огнем для при­го­тов­ле­ния пищи, кате­го­ри­че­ски запре­тил рас­про­стра­нен­ные до того чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния и учил людей жить в мире. Побеж­ден­ный богом Тес­ка­тил­по­кой («дымя­ще­еся зер­кало») Кецаль­ко­атль был вынуж­ден уплыть за море. После этого индейцы вновь вер­ну­лись к меж­до­усо­бице и чело­ве­че­ским жерт­во­при­но­ше­ниям[33].

Рис. 80[34]. Дву­гла­вая змея ацтеков

Подобно жите­лям Анд, народы Цен­траль­ной Аме­рики вос­при­ни­мали все­лен­ную как иерар­хи­че­скую струк­туру, состо­я­щую из трех миров: верх­него, сред­него и ниж­него. Верх­ний мир был поде­лен на 13 (по дру­гим вари­ан­там, 9) небес, где оби­тали боги-первопредки и их дети. Сред­ний мир имел форму пря­мо­уголь­ника, окру­жен­ного водой, и являлся местом оби­та­ния людей и низ­ших духов лесов, гор, вод­ных источ­ни­ков. В соот­вет­ствии со сто­ро­нами света он делился на четыре части, каж­дая из кото­рых нахо­ди­лась под вла­стью опре­де­лен­ного боже­ства и свя­зы­ва­лась с опре­де­лен­ным цве­том, кален­дар­ным зна­ком, бла­гим или вре­до­нос­ным вли­я­нием, муж­ским или жен­ским нача­лом. Север ассо­ци­и­ро­вался с богом Тес­кат­ли­по­кой, чер­ным цве­том, зна­ком кремня и муж­ским нача­лом; юг – с богом вос­хо­дя­щего солнца Уици­ло­по­чтли и богом посе­вов Шипе-Тотеком, синим цве­том, зна­ком кро­лика и жен­ским нача­лом; восток – с богом ветра и пла­неты Венера Кецаль­ко­ат­лем, крас­ным цве­том, зна­ком трост­ника, муж­ским нача­лом; запад – с белым цве­том, богом под­зем­ного мира Микт­лан­те­кутли, зна­ком дома и жен­ским нача­лом. Миро­вые дере­вья росли по краям сред­него мира и слу­жили путями про­ник­но­ве­ния оби­та­те­лей верх­него мира в сред­ний. Ниж­ний мир (Микт­лан) был обла­стью хто­ни­че­ских (свя­зан­ных со смер­тью и воз­рож­де­нием) божеств и местом, куда попа­дали умер­шие есте­ствен­ной смер­тью[35].

Таким обра­зом, есть много общего в прин­ци­пах раз­ви­тия циви­ли­за­ций Месо­аме­рики и Анд­ского мира, в их мифах, рели­ги­оз­ном миро­воз­зре­нии и сим­во­лике, в ико­но­гра­фии богов, кото­рые при­над­ле­жали, на мой взгляд, к одному и тому же родо­вому древу.

 

«Ваки в облике людей»

Есть все осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что сала­манд­риды и три­то­ниды высту­пали в роли обо­жеств­лен­ных впо­след­ствии вла­сти­те­лей, а также были тай­ными совет­ни­ками правителей-людей. Образы в мас­ках, зна­ко­мые нам по кам­ням Ики, при­сут­ствуют в ико­но­гра­фии божеств и пра­ви­те­лей – не могу ска­зать всех – не знаю, но мно­гих выда­ю­щихся циви­ли­за­ций Анд. При­ме­ча­тельно, что в Чан-Чан – сто­лице цар­ства Чиму даже скульп­туры вои­нов – стра­жей дворца изоб­ра­жены в харак­тер­ных голов­ных убо­рах и мас­ках (рис. 81).

Рис. 81[36]. Стражи Чан-Чан. Город воз­ник около 1300 г. н.э.[37]

Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что для индей­цев при­сут­ствие богов было при­выч­ным явле­нием так же, как и для древ­них гре­ков, где боги часто обща­лись с людьми, имели чело­ве­че­ский облик, сла­бо­сти и устрем­ле­ния. При­сут­ствие богов не удив­ляло и испан­ского свя­щен­ника и хро­ни­ста Фран­сиско де Авилу. Главу I своей «Руко­писи Уаро­чири» он назвал «[О том] какие в ста­рину были идолы, и как они вое­вали между собой, и [о том,] кто был жите­лями в то время»[38]. Уже один этот заго­ло­вок гово­рит очень много. Живя в Перу и тесно обща­ясь с индей­цами, он стал вос­при­ни­мать их рас­сказы и все то, что обычно кажется чуде­сами, как обы­ден­ность. Фран­сиско де Авила про­сто кон­ста­ти­ро­вал тот факт, что «прежде чем про­изо­шли какие-либо собы­тия, суще­ство­вали некие ваки или идолы, кото­рые… можно пред­по­ло­жить, ходили в облике людей»[39]. Дру­гими сло­вами, для Авилы, как и для всех, кто долго сопри­ка­сался с исто­рией стран вику­ньи, ваки (уаки) в зна­че­нии «боже­ства» и в более широ­ком – «чудеса» – не что иное, как ее часть.

В руко­писи Авилы я нашла под­твер­жде­ние того, что боже­ство было не одно, боже­ства «ходили в облике людей», вза­и­мо­дей­ство­вали друг с дру­гом и с людьми и вое­вали между собой (см. § 4. Мифы Уаро­чири). Среди них также были жен­щины. Об этом может сви­де­тель­ство­вать, в част­но­сти, и недав­нее откры­тие гроб­ницы, отно­ся­щейся к куль­туре Моче.

Гроб­ница была най­дена в Уаке Као-Вьехо (Cao Viejo), рас­по­ло­жен­ной в архео­ло­ги­че­ском ком­плексе Эль-Брухо (El Brujo), дис­трикт Магдалена-де-Као (Magdalena de Cao), депар­та­мент Ла-Либертад (La Libertad), при­мерно в 700 км к северу от Лимы и 60 км к северу от Тру­хи­льо. В ней поко­и­лись муми­фи­ци­ро­ван­ные останки дамы, имев­шей ста­тус пра­ви­теля тео­кра­ти­че­ского обще­ства долины реки Чикама (Chicama), кото­рую теперь при­нято назы­вать вла­сти­тель­ница Као (Cao). Она умерла в воз­расте 20 – 25 лет при­бли­зи­тельно в 400 г. н.э., на 150 лет позже апо­гея прав­ле­ния вла­сти­теля Сипана. Ее рост состав­лял 145 см, тело было покрыто тату­и­ров­ками в виде змей и пау­ков. Вла­сти­тель­ницу Као рас­це­ни­вают как «почти боже­ствен­ный пер­со­наж»[40]. На рис. 82 пока­зан ком­пью­тер­ный порт­рет Сеньоры в пол­ный рост с атри­бу­тами боже­ствен­ной вла­сти. Сеньору хочется назвать вла­ды­чи­цей мор­ской из-за вод­ной тема­тики, при­сут­ству­ю­щей в боль­шом коли­че­стве на погре­баль­ных укра­ше­ниях. На рис. 83 пред­став­лены голов­ной убор с клы­ка­стым солнцем-пумой и два носо­вых укра­ше­ния. На пер­вом изоб­ра­жена маска с двумя хищ­ными пти­цами по бокам, а на вто­ром – омары, кото­рых обрам­ляет амару с под­вес­ками в форме кружочков.

Известно, что, в отли­чии от дру­гих госу­дарств, в цар­стве Моче жен­щины были допу­щены до вла­сти, что вызы­вает удив­ле­ние историков.

Рис. 82[41]. Сеньора де Као. Рис. 83[42]. Голов­ной убор и носо­вые укра­ше­ния Сеньоры

Похоже, что и в цар­стве Наски были правители-женщины. Об этом гово­рят кера­ми­че­ские сосуды, на кото­рых изоб­ра­жены дамы с мани­кю­ром в окру­же­нии необыч­ных вари­ан­тов кры­ла­тых спут­ни­ков (рис. 84) и божества-корабля (рис. 85).

Рис. 84. Сосуд куль­туры Наски. Клас­си­че­ская эпоха (1 – 800 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[43]

Рис. 85[44]

Очень инте­ресна кера­ми­че­ская скульп­тура, кото­рая назы­ва­ется «ста­ту­этка сидя­щей жен­щины» (рис. 86). Судя по место­на­хож­де­нию рисунка головы боже­ства в маске, очень типич­ного для кера­мики Наски, жен­щина оли­це­тво­ряет пра­ма­терь чело­ве­че­ства. Обра­щает на себя вни­ма­ние форма ее макушки. Может быть, это такая при­ческа в форме голов­ного убора боже­ства, пред­став­лен­ного на рис. 87 и 88?

Рис. 86. Ста­ту­этка сидя­щей жен­щины куль­туры Наски. Реги­о­наль­ный музей Ики, Перу[45]

image025Дефор­ми­ро­ван­ные черепа пара­кас­цев и рекон­стру­и­ро­ван­ные по ним скульп­тур­ные головы. Музей Хулио Тельо в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Пара­каса[45а]

На самом деле у жен­ских пер­со­на­жей, пока­зан­ных на рис. 86 – 88, такая форма головы. Это я поняла, когда стала изу­чать куль­туру Пара­каса, извест­ную не только сво­ими тка­нями, но и искус­ствен­ными дефор­ма­ци­ями головы и тре­па­на­ци­ями черепа (см.: «Гроб­ницы Пара­каса»). Череп со схо­жей фор­мой и его рекон­струк­цию можно видеть на фото в край­нем ряду слева.

 

 Лица пра­ви­тель­ниц Наски вполне зем­ные, хотя и пере­даны весьма условно. На них, как и на лицах мно­гих дру­гих кера­ми­че­ских фигур жите­лей этого цар­ства, нет масок, хотя они при­сут­ствуют в изоб­ра­же­нии божеств (см., напри­мер, рис. 66, 72). То же можно ска­зать и о куль­туре Моче. И странно было бы ожи­дать, что мы уви­дим на куль­то­вых вещах изоб­ра­же­ния при­шель­цев, если они отли­ча­лись внешне от индей­цев. Поэтому оста­ется только гадать, как выгля­дели боги Анд. Тем более что индейцы-правители в каче­стве цере­мо­ни­аль­ных обла­че­ний исполь­зо­вали одежду и аксес­су­ары, похо­жие на сна­ря­же­ние богов, а при­шельцы и/или их детища исполь­зо­вали обли­чие уже при­знан­ных божеств.

Но если у пра­ви­те­лей было в обы­чае носить маски как атри­бут боже­ствен­но­сти, поскольку они счи­та­лись боже­ствами или полу­бо­же­ствами то, ско­рее всего, осталь­ным этого не доз­во­ля­лось. Поэтому потом­кам детищ богов, кото­рые имели чело­ве­че­скую физио­ло­гию и могли обхо­диться без защит­ных масок, нелегко было пря­тать свою необыч­ность. Бла­го­даря этому, воз­можно, появ­ля­лись изоб­ра­же­ния людей с внеш­но­стью, напри­мер, сала­манд­рида Най­лампа. Его непро­пор­ци­о­нально боль­шую круг­лую голову скрыть было трудно. Так, если вгля­деться в чело­веч­ков на рис. 87, то среди них выде­ля­ется фигурка в сере­дине пер­вого ряда. Голова у нее боль­шая, круг­лая, хотя и замас­ки­ро­вана голов­ным убором.

Рис. 87[46]. Фигурки из Лам­бай­еке. Музей Ген­риха Брюнинга

Рис. 88[47]. Жен­ский пер­со­наж куль­туры Моче. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Кажется, что на рис. 87 и 88 – фото одной и той же фигурки. Но это не так. Они из раз­ных музеев. Вряд ли такие ста­ту­этки изоб­ра­жали чело­века из толпы, хотя над груп­пой скульп­ту­рок, среди кото­рых нахо­дится вто­рая фигура (рис. 88), на стене при­креп­лена над­пись «Пер­со­нажи обще­ства Моче». Я пред­по­ла­гала, что передо мной изоб­ра­же­ние одной из ипо­ста­сей Най­лампа. Но, как позже выяс­ни­лось, – это один из кано­ни­че­ских жен­ских пер­со­на­жей куль­туры Моче. К тому же и срав­не­ние оже­ре­лий из Лам­бай­еке (рис. 89) пока­зало, что я оши­ба­лась. Оже­ре­лья сде­ланы в одном стиле и, видимо, были най­дены в одной и той же гроб­нице. На них изоб­ра­жены три раз­ных боже­ства. Два из них имеют непро­пор­ци­о­нально боль­шую голову и круг­лое лицо (сала­манд­риды?): Най­ламп в шапочке с вен­цом из волн (верх­ний ряд на фото) и инте­ре­су­ю­щий нас пер­со­наж в шапочке, похо­жей на шлем Аяпа­эка из Уаки Окон, но не круг­лой, как у Най­лампа, а с пря­мыми углами в верх­ней части (сред­ний ряд на фото). У тре­тьей фигурки – голова нор­маль­ного раз­мера и лицо узкое (три­то­нид?). К сожа­ле­нию, имена послед­них двух божеств мне уста­но­вить не уда­лось. Можно пред­по­ло­жить, что боже­ствен­но­сти пер­со­нажу, похо­жему на Най­лампа, при­дает именно его осо­бен­ная внеш­ность, схо­жая с обли­ком боже­ства. Поэтому-то он имел право носить голов­ной убор в виде шлема кос­мо­навта (водолаза).

Рис. 89[48]. Золо­тые оже­ре­лья из Музея Ген­риха Брюнинга

Как тут не вспом­нить о наме­рен­ной дефор­ма­ции черепа, весьма рас­про­стра­нен­ной среди индей­цев? Не была ли она направ­лена на при­да­ние голове сала­манд­ри­дов или ско­рее их потом­ков при­выч­ной для або­ри­ге­нов формы? Или же, наобо­рот, люди изме­няли свой череп для того, чтобы похо­дить на богов?

Такого мне­ния при­дер­жи­ва­ется и автор ста­тьи в испа­но­языч­ной вики­пе­дии, посвя­щен­ной куль­туре Тольита. Под рис. 91, как и под тремя дру­гими рисун­ками, рас­по­ло­жен­ными рядом с ним в этой ста­тье, напи­сано: «Моди­фи­ка­ции черепа пле­мен колум­бий­ского тихо­оке­ан­ского побе­ре­жья»[49]. Видимо, и на самом деле есть при­меры подоб­ной моди­фи­ка­ции в Эква­доре. Таким обра­зом, кера­ми­че­ская фигурка на рис. 91 может изоб­ра­жать как индей­ского пра­ви­теля с дефор­ми­ро­ван­ным чере­пом и с атри­бу­тами боже­ства, так и потомка сала­манд­рида. Но ско­рее это соби­ра­тель­ный образ самого боже­ства. Древ­ний скуль­птор изоб­ра­зил здесь лишь самые зна­чи­мые, по его мне­нию, атри­буты боже­ствен­но­сти. От сна­ря­же­ния кос­мо­навта (водо­лаза) оста­лись лишь шлем с лам­поч­кой, нагруд­ная пла­стинка и огром­ный загуб­ник. Жаль, что не сохра­ни­лось то, что было у этого пер­со­нажа в руке. А маска на рис. 90 не только вызы­вает ассо­ци­а­ции со шле­мом кос­мо­навта (водо­лаза), но и с вен­цом лучей вокруг головы Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако. Маска кажется лицом пре­крас­ной неж­ной женщины.

Рис. 90[50]. Маска куль­туры Тольита. Музей куль­тур або­ри­ге­нов, Куенка.
Рис. 91[51]. Кера­ми­че­ская фигура куль­туры Тольита, Эквадор

И все же, какое лицо скры­вали дети богов под мас­кой? Может, как на рис. 92?

Рис. 92[52]. Кера­ми­че­ская форма и сде­лан­ная в ней отливка сосуда из рас­копа Уаки Сиа­люпе (Sialupe). Период Сред­него Сикана (900 – 1100 гг. н.э.)

А если на рис. 93 мумия под стек­лян­ным кол­па­ком – это мумия саламандрида?

Рис. 93[53]. Экс­по­нат Музея Кас­си­нелли (Cassinelli), Трухильо

Воз­можно, на рис. 92 и 93 – три­то­нид и сала­манд­рид, но ско­рее – обе­зьяна и боль­ной чело­век. Но, я думаю, упор­ство­вать в поиске истин­ных лиц созда­ний богов не стоит. Все равно допод­линно мы ничего не узнаем. Тайна сия хра­нится за семью печа­тями. При­шель­цам, да и нам самим, конечно, хоте­лось бы, чтобы боже­ства выгля­дели кра­си­выми в чело­ве­че­ском пред­став­ле­нии, напри­мер, как мочик­ский пра­ви­тель высо­чай­шего ранга (рис. 94), или боже­ство на сосуде Пукары (рис. 95).

Рис. 94[54]. Пра­ви­тель, вос­се­да­ю­щий на троне. Куль­тура Моче, эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко

В скульп­туре мочик­ского пра­ви­теля пора­жают огром­ные глаза и почти пра­виль­ная пере­дача рас­ти­тель­но­сти на лице – бро­вей, усов и бороды. Пла­стин­ча­тый доспех на пер­со­наже изоб­ра­жен весьма условно, но атри­буты вла­сти, кото­рые он дер­жит в руках, и венец сде­ланы весьма реа­ли­стично. Венец, конечно, потря­сает. Где еще вла­сти­тели носили голов­ной убор в виде чело­ве­че­ских рук? И что это означает?

Рис. 95[55]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Такой манеры изоб­ра­же­ния божеств, как на кера­ми­че­ском сосуде (рис. 95) цар­ства Пукары, кото­рая нахо­дится на бере­гах Тити­каки рядом с Тиа­у­а­нако, я не встре­чала в древ­нем Перу. Боже­ство не имеет став­шего обя­за­тель­ным голов­ного убора. У него длин­ные глад­кие волосы, рас­че­сан­ные на пря­мой про­бор, почти круг­лый раз­рез гро­мад­ных глаз и тату­и­ровка, в рисунке кото­рой, несо­мненно, ска­зано много для совре­мен­ни­ков этого про­из­ве­де­ния. Кажется, что глаза его смот­рят на огонь, пламя кото­рого отра­зи­лось своим сим­во­лом у него на лбу.

Я при­вела в каче­стве при­мера эти два арте­факта потому, что они изоб­ра­жают явно не рядо­вых людей. Об этом гово­рят не только сим­волы боже­ствен­ной вла­сти, но и неор­ди­нар­ный худо­же­ствен­ный уро­вень этих про­из­ве­де­ний искус­ства, что поз­во­ляет усмот­реть здесь руку богов.

 

*     * *

Про­ве­ден­ные мной изыс­ка­ния пока­зали, что на Вра­тах Солнца Тиа­у­а­нако изоб­ра­жен корабль богов, кото­рый пока­зан с помо­щью той же системы сим­во­лов, что и корабль на рос­писи ткани из уаки Сикана (рис. 51). Но раз­ли­чия у этих изоб­ра­же­ний есть и суще­ствен­ные. Зна­чит, мое иссле­до­ва­ние еще не закон­чено и нужно вер­нуться в Тиауанако.

Далее я отправ­ля­юсь во вре­мена конца века Вира­кочи и с удив­ле­нием узнаю, что Врата Солнца, кото­рые я счи­тала сим­во­лом эпохи, явля­ются оли­це­тво­ре­нием ее заката.

Про­дол­же­ние: § 3. Конец эпохи Виракочи

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

 


[38] Авила Фран­сиско де. Боги и люди Варо­чири / Пере­вод и под ред. А. Скром­ниц­кого. Киев, 2009 (http://kuprienko.info/francisco-de-avila-dioses-y-hombres-de-huarochiri-1608-al-ruso/2/).

[39] Авила Фран­сиско де. Указ. соч.  (http://kuprienko.info/francisco-de-avila-dioses-y-hombres-de-huarochiri-1608-al-ruso/2/).

Один комментарий: § 2. Легенда о Найлампе, окончание

  1. yyprst говорит:

    Потря­са­юще! Оч много инфор­ма­ции!
    Видели и Вы арте­факты из Эква­дора, собран­ные падре Кре­спи? Они есть в инете. По этим арте­фак­там видно что мезо­амн­ри­кан­ские арте­факты пере­дают ту же инфу что и древ­ний Еги­пет и народ древ­него Эдема — хетты, хатты и пр. Сопо­ставьте. Тогда выводы будут иные. Нет ника­ких ино­пла­не­тян. Есть пря­чу­щи­еся древ­ние инже­неры. И сек­реты тех­но­ло­гий их дей­стви­тельно есть и их можно разгадать.

Добавить комментарий для yyprst Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>