ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП
КОМПЛЕКС ЧОРНАНКАП:
1.2. Храм священного трона, продолжение
1.2.2. Изобразительные аналоги и символика Храма священного трона
При идентификации объектов, обнаруженных на сайте ресинто трона, и при создании их 3D-реконструкций, ученые, несомненно, опирались на изобразительные свидетельства культуры Ламбайеке. Одно из них было найдено во время исследования Расписанного ресинто.
Углубив раскоп в зоне так называемой щели западной стены Расписанного ресинто, археологи обнаружили четыре граффити. Они связаны со временем отказа от основной роли этого ресинто, которое соответствует стенным росписям и заключительной фазе платформы и алтаря трона.
Граффити № 4 (фото 1), согласно описанию Карлоса Вестера, представляет собой схематический рисунок типичного храма Ламбайеке с классической аллегорией на вершине тела падающей птицы, также называемой «пик – прямоугольник – пик». В центре структуры есть проем прохода, указывающий на то, что это – изображение фасада классического храма Ламбайеке. Он окружен ступенчатыми треугольниками и кругами, подобными тем, которые были найдены на раннем этапе архитектуры сайта трона. Поиск по сравнительным элементам позволил ученым связать граффити с известным сосудом, принадлежащим коллекции Музея Центрального резервного банка Лимы. Он представляет подобный фасад с центральным проемом и декоративными элементами, такими, как рельефы кругов, волны и ступенчатые треугольники (фото 2). (С тем, что на сосуде изображены ступенчатые треугольники я не могу согласиться. Очевидно, что там показаны половины чаканы, которые, возможно, символизируют пирамиды, а значит – уаки.)
Фото 2. Тачо культуры Ламбайеке. Музей Центрального резервного банка Лимы
На мой взгляд, то, что Карлос Вестер на граффити расценивает как геометрический узор из ступенчатых треугольников и кругов (кругов я, правда, на нем не нашла), является изображением стен ресинто храма. Справа в стене есть даже нечто, похожее на проем входа и жертвенник рядом с ним. Сооружение под крышей, скорее всего, является алтарем с троном, на котором восседало божество, представляемое жрецом-правителем во время церемоний. А значит, сооружение не может иметь стены. Ведь тогда правителя не будет видно. Поэтому центральный прямоугольник я бы прочла не как вход, а как одну из колонн. Открытый характер подобных сооружений подтверждается изображением алтаря на вершине тачо, показанного на фото 2, рисунками алтарей на росписях сосудов Моче, а главное – конструкцией алтаря самого Храма священного трона, раскопанного археологами в Чорнанкап.
Фото 3. Бутыль с изображением архитектурного сооружения. Размеры: 13×17×8,5 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Моче. Период: Ранний промежуточный (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Частная коллекция[i]
Существуют также два сосуда Моче, где показаны схожие алтари на вершине пирамид (фото 3 и 4). У сосуда, данного на фото 4, внутри алтаря даже есть трон.
Фото 4. Бутыль с изображением архитектурного сооружения. Размеры: 22×12×21 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Моче. Период: Ранний промежуточный (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Частная коллекция[ii]
Храм, представленный скульптурным тачо, заснятом на фото 2, на мой взгляд, не следует рассматривать как модель реально существовавшего храма, поскольку возвести такую конструкцию и декорировать ее соответственным образом ламбайекенцам вряд ли было по силам. Ведь развитие строительных технологий в царствах Моче и Ламбайеке находилось на очень низком уровне в сравнении с Чавин-де-Уантаром и тем более с Тиауанако и Пума-Пунку, где использовались каменные блоки и строительные технологии богов во плоти. Причину примитивности архитектуры Моче и Ламбайеке я вижу, прежде всего, в отсутствии качественных материалов. В распоряжении строителей были лишь глина, из которой делались необожженные кирпичи, и рожковые деревья с их короткими, тонкими и кривыми стволами, которые шли на изготовление колонн и перекрытий погребальных камер (в Уаке Рахаде и уаках Батан-Гранде), а также на изготовление стропил для крыш небольшой площади. Кровля крыши могла быть изготовлена из тростниковых матов.
Фото 5. Сосуд с изображением архитектурного сооружения. Размеры: 15×12×22 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Моче. Период: Ранний промежуточный (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Частная коллекция[iii]
На фото 5 показан скульптурный сосуд культуры Моче, который изображает несколько архитектурных сооружений на ступенях пирамиды уаки. На нижних ступенях располагаются небольшие объекты. Два из них имеют двускатную крышу, а один – плоскую. На вершине пирамиды возвышается здание, которое я бы назвала очень большим по меркам Моче. Поэтому вместо одной крыши его корпус из трех стен покрыт четырьмя крышами, три из которых опираются на колонны.
Фото 6. Бутыль, изображающая архитектурное сооружение. Размеры: 21,1×11,6×16,8 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Моче. Период: Ранний промежуточный (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима[iv]
Судя по двум керамическим сосудам, показанным на фото 6 и 7, обычные в нашем понимании дома с четырьмя стенами под двускатной крышей в царстве Моче существовали. На фронтальной стене у керамических домиков даже есть маленькое оконце. Но есть ли у них вход? Понятно, что эти здания не предназначены для проживания простых смертных. У обоих домов на коньке крыше находятся лестничные элементы и фигура в форме туми (у второго домика она, похоже, отбита). Если считать фигуру туми символом полета – то перед нами еще один из летающих домов бога, а если – символом человеческих жертвоприношений, то мы видим изображения храмов, где совершались ритуалы крови. Недаром на стенах одного из них (фото 7) размещены фигуры воинов с пленниками, которые будут принесены в жертву. Если я не ошибаюсь, на фасаде также показана жрица, которая держит керо с кровью.
Фото 7. Бутыль, изображающая архитектурное сооружение с рельефами воинов и пленников. Размеры: 14,6×14,8×14,4 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Моче. Период: Ранний промежуточный (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[v]
И действительно, в онлайновом каталоге Музея Ларко нашлось несколько керамических сосудов с подобными домиками разной степени детализации и художественного исполнения, и все они оказались связаны с жертвоприношениями. Среди них наиболее информативным является сосуд со скульптурной композицией, изображающей двух людей, сидящих у входа в дом (фото 8 и 9).
Фото 8[vi]. Скульптурная бутыль, представляющая священное здание с охранниками. Код каталогизации: ML002892. Размеры: 30,1×20,5×20,1 см. Вес: 1545 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[vii]
Согласно каталогу Музея Ларко, сосуд изображает церемониальное здание, охраняемое двумя персонажами с изуродованными носом и губами, которые сидят у его входа. Здание представляет собой полностью закрытое от глаз помещение с глухими стенами, которые не имеют окон и снабжены лишь круглыми вентиляционными отверстиями под крышей. Единственный вход в него закрыт дверью из досок. Крыша у дома двускатная с двумя ступенчатыми элементами. «Этот тип зданий, – говорится в каталоге, – связан с человеческими жертвоприношениями и напоминает Ресинто I на Площади 3с Уаки Луны (долина Моче, регион Ла-Либертад, Северное побережье Перу)».
Фото 9. Крупный план храма и его стражей
Однако вернемся к тачо с храмом Ламбайеке, данным на фото 2. Дуга, соединяющая горлышки сосуда, которую принято называть мостом, видимо, показывает волну, на вершине которой находится алтарь, в котором на троне должен восседать Йампайек. Алтарь поддерживают два лежащих на воде (плывущих) персонажа в головных уборах в стиле Йампайека. Это – младшие божества, или обожествленные члены рода Йампайека–Найлампа. Под дугой волны, надо думать, находится подводное обиталище богов с круглыми окнами-иллюминаторами из толстого стекла и стражами у входа. На другом тачо (фото 10), на месте алтаря сидит сам крылатый Йампайек. Справа и слева от него также располагаются его плавающие помощники.
Фото 10. Керамический сосуд. Культура: Ламбайеке. Дата: 800 – 1300 гг. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[viii]
Если принять предположение ученых о том, что крыша алтаря символизировала птицу, то алтарь ламбайекенцами мыслился как летающий дом Йампайека. Поскольку птица изображается пикирующей в море, то ее символика имеет двойной смысл: полет и погружение в воду. Если сопоставить эти значения с алтарем – домом божества, то получается, что он мог летать по воздуху и уходить под воду. А под водой, согласно керамической скульптурной композиции тачо с фото 2, находилась его основная резиденция, дворец. Стоит отметить, что подводный дворец тоже имеет «летающую» крышу с двумя элементами «пик – прямоугольник – пик», которые символизируют пикирующую птицу.
Фото 11. Навершие золотого жезла Чорнанкапской жрицы. Национальный археологический музей Брюнинга, Ламбайеке[ix]
Таким образом, мы имеем еще один комплекс свидетельств того, что база богов во плоти размещалась в океане недалеко от берега. Поэтому андцы могли видеть, как вылетают из океанских волн и погружаются в них слета челноки и люди в летающем скафандре. Они были обожествлены андцами и представлены в образе летающего и ныряющего бога-человека, который живет под водой, т.е. Йампайека периода Среднего Сикана. Позже, как мы это видим на примере жезла Чорнанкапской жрицы (фото 11), его стали изображать под «крылатой» крышей, т.е. в алтаре, или, согласно терминологии Карлоса Вестера, – в храме.
Фото 12. Носилки. Размеры: 58×114×5 см. Материалы: дерево, серебро, киноварь, медь, раковины, бирюза, перья. Ламбайеке, Северное побережье. Дата: 750 – 1375 гг. Музей золота Перу, Лима[x]
Данная гипотеза позволяет идентифицировать храмы с фигурками Властителя Сикана внутри также как летающие дома богов (фото 12 и 13). Напомню, что эти храмы размещены на деревянном артефакте, который принято называть носилками Чиму. Однако Идзуми Симада и Палома Карседо Муро в своей статье «За золотой маской: Золотые артефакты Сикана из Батан-Гранде, Перу» берут это название в кавычки[xi], поскольку, видимо, относят носилки к культуре Сикана.
Фото 13. Фрагмент носилок с двумя храмами
Каждый храм обрамлен снизу и по бокам узором из волн, а сверху – барельефом из кругов в рамах, которые, очевидно, изображают иллюминаторы. На крыше по краям располагаются птицы, которые собираются взлететь, а также композиция из двух полумесяцев и трапециевидных элементов по бокам, которые соответствуют пикам конструкции «пик – прямоугольник – пик», т.е. концам крыльев пикирующей птицы. Следовательно, перед нами – летающий подводный дом. Замечу попутно, что декор храмов ясно показывает луну как полумесяц, а не круг. Это соответствует ее общепринятому образу, который отличает луну от солнца, изображаемого в виде круга. А значит, мы получаем еще одно свидетельство, подтверждающие неправильность трактовки Карлоса Вестера кругов как образа луны в культуре Ламбайеке.
[xi] Carcedo Muro P. and Shimada I. Behind The Golden Mask: The Sicán Gold Artifacts from Batán Grande, Peru // The art of Precolumbian gold: the Jan Mitchell collection / edited by Julie Jones. Metropolitan Museum of Art. 1985 (http://libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/119785/rec/1).