ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП
КОМПЛЕКС ЧОРНАНКАП:
1.2. Храм священного трона, продолжение
1.2.3. Функции Храма священного трона[i]
Карлос Вестер определяет архитектурный комплекс трона как «привилегированное пространство, предназначенное для использования важным правителем высшего иерархического статуса». Он называет его «сценой для высшей политической и религиозной власти, осуществляющей и выставляющей власть на показ». При этом К. Вестер строит предположения о том, как именно использовался комплекс трона последнего конструктивного этапа, предлагая два «сценария» церемоний, которые там могли происходить, и визуализируя их в так называемых 3D-воссозданиях.
При написании этих сценариев, помимо находок, сделанных в Чорнанкап и ее окрестностях, К. Вестер опирается на росписи сосудов Моче с ритуальными сценами, церемониями и действиями. Они, по мнению ученого, должны иметь преемственность в традиции Ламбайеке, «как результат очевидной передачи особенностей, нравов и привычек, которые наследуются одной цивилизацией от другой, особенно если они были частью общих географических и ландшафтных условий, как на северном побережье». Вместе с тем комплекс трона Чорнанкап в свою очередь дает подсказки для понимания «пространственной конфигурации и архитектурной структуры» мест проведения церемоний, изображенных на росписях Моче, «в плане форм, дизайна и конструкции (технологии и материалов)».
Фото 1. Сцена из иконографии Моче, представляющая церемонию вручение раковин важному персонажу
К. Вестер выбирает два вида церемоний, запечатленных на росписях сосудов Моче, которые кладет в основу своих сценариев. Одна из церемоний связана с вручением священных раковин персонажу божественного статуса, который принимает дары, сидя на троне в алтаре. Она показана на прорисовке росписи, данной на фото 1. Сюжет и визуальный ряд этой росписи были использованы К. Вестером для создания сценария, который посвящен приему жрецом-правителем Чорнанкап делегации сборщиков спондилусов (фото 2). (О нем рассказ пойдет в части, посвященной гробнице Господина со спондилусами.)
Фото 2. 3D-воссоздание ресинто трона в Чорнанкап со сценой вручения раковин спондилуса персонажу высокого статуса
Второй вид церемоний связан с ритуалами крови и соответственно с человеческими жертвоприношениями, которые являлись одной из главных тем росписей сосудов Моче. В качестве образца К. Вестер взял роспись, прорисовка которой показана на фото 3. На ней запечатлены сцены жертвоприношения пленного и вручение жрицей чаши с кровью божественному персонажу, который сидит на троне, схожем с троном Чорнанкап.
Фото 3. «Иконография Моче, в которой высокопоставленный персонаж, сидящий на троне, получает чашу от жрицы»
Еще одним элементом, который, по словам К. Вестера, использовался, чтобы выявить значение трона, был золотой туми, принадлежащий к культуре Ламбайеке. Судя по снимку, он имеет в виду туми, который хранится в Музее Брюнинга (фото 4). Навершие этого туми представляет, согласно К. Вестеру, «скульптурное изображение полубожественного персонажа с орнитоморфными особенностями, крылатыми глазами, крупным носом, известного как бог Найламп», «богато одетого, носящего лунообразный головной убор, украшение в форме крыльев на высоте плеч, серьги и пектораль».
Фото 4. Туми. Размеры: высота 34,5 см, ширина 13,3 см. Материал: золото. Культура: Сикан. Дата: середина IX – середина XI в. Место находки: Батан-Гранде, долина Ламбайеке, Перу. Национальный археологический музей Генриха Брюнинга, город Ламбайеке[ii]
Божество сидит, скрестив ноги, на том, что предположительно является троном. Оно держит в правой руке шар, символизирующий луну, а в левой – церемониальный нож туми, «один из самых важных элементов, который определяет религиозную жизнь человека». Это классическое изображение, по словам Карлоса Вестера, через орнаментацию персонажа символически передает его высший уровень в мире предков, а тот факт, что этот «мифический» персонаж сидит на троне, подтверждает его положение и высокий статус.
Таким образом, скульптура Йампайека на рукояти туми, служит, с одной стороны, изобразительным свидетельством, подтверждающим то, что L-образная конструкция на возвышении под крышей является троном, на котором сидел жрец-правитель Чорнанкап. С другой стороны она становится основой для 3D-воссоздания зоны алтаря и визуализации образа жреца-правителя, которому были приданы поза и инсигнии, характерные для сидящей фигуры Йампайека, украшающей рукоять туми (фото 5).
Фото 5. 3D-воссоздание персонажа, сидящего на троне Чорнанкап
Архитектура заключительного конструктивного этапа ресинто трона определяет место, где находился верховный жрец и правитель, который, как считает К. Вестер, руководил церемониями и контролировал набор ритуалов того времени. Вместе с тем она включает в себя скамьи и жертвенники. Поэтому его «предварительное заключение по этому священному сценарию» таково: «ламбайекенский правитель, размещавшийся на троне, председательствовал на ритуалах поклонения предку, которым является Уака Чорнанкап, согласно церемониальному календарю».
Далее Карлос Вестер излагает свое видение большой церемонии, которая могла проводиться на заключительном этапе функционирования Храма священного трона и была связана с человеческими жертвоприношениями, проходившими, по его мнению, в Расписанном ресинто, конструктивно связанном с ресинто трона и Малым храмом.
Основываясь на сюжете фриза Расписанного ресинто («внутреннего двора полихромной живописи»), К. Вестер полагает, что оно «было сценой, где имели место ритуальная презентация человеческих жертвоприношений и получение отрубленных голов, которые несли в процессии к трону». Эту гипотезу он обосновывает зарегистрированным на западе от трона Чорнанкап скоплением скелетов людей, принесенных в жертву. Некоторые из них были найдены со следами глубоких порезов в области шеи, другие – на правой и левой ключицах, третьи – на грудине. Некоторые из этих тел были похоронены с полностью отделенными головами.
Фото 6. «Рис. 76. Иконография Моче, представляющая парад голых пленников, предназначенных для принесения в жертву, перед персонажем в алтаре и на троне»
«Хотя эти контексты имеют отношение к более позднему времени, – пишет К. Вестер, – они, несомненно, являются четким показателем непрерывности жертвенной активности, которая была развита в этом монументе, чьи ритуалы могут быть распознаны в искусстве Моче, в котором голых заключенных несут в гамаках перед алтарем, где главный персонаж, сидящий на троне, разрешает их жертвоприношение (рис. 76)». С другой стороны, по мнению К. Вестера, заслуживает специального комментария находка, сделанная в слое, относящемся к заключительному периоду функционирования Храма священного трона (о котором идет речь). В коридоре, который связывает Малый храм и Расписанное ресинто, было задокументировано захоронение женщины в согнутом положении, держащей раковину спондилуса в руке, «что указывает на сакрализацию сценария с человеческими жертвоприношениями».
Фото 7. 3D-реконструкция северной платформы комплекса Чорнанкап финального конструктивного этапа. Утопленный пандус с зигзагообразным проходом соединяет Расписанное ресинто (слева) и Малый храм комплекса Храма священного трона (справа)
Как показывает 3D-реконструкция, данная на фото 7, этот коридор расположен на пандусе, соединяющем более низкий уровень Расписанного ресинто с более высоким уровнем комплекса Храма священного трона. В верхней части коридор очень узкий, а в нижней – он намного шире, но имеет выступы, которые препятствуют быстрому проходу. «Этот параметр, – отмечает Карлос Вестер, – категорически определяет ритуальный режим этой зоны, где трон и внутренний двор полихромной живописи являются частью одной зоны высокого политического и религиозного содержания».
Фото 8. 3D-воссоздание церемонии с правителем на троне Чорнанкап
Карлос Вестер считает, что отрубленные головы «должны были быть получены и установлены на платформе трона», где «определенная группа деятелей и жрецов – гостей высокого ранга» («высшая политическая и религиозная иерархия территории») – принимала участие в ритуале под руководством главного персонажа, восседавшего на троне. Этот сценарий проиллюстрирован 3D-воссозданием церемонии в ресинто трона (почему-то без отрезанных голов), которое показано на фото 8.
С подобным сценарием, в основе которого лежит буквально истолкованный сюжет фриза Расписанного ресинто, согласиться трудно. Сценарий предполагает, что в Чорнанкап, как и в царстве Моче, проводились массовые жертвоприношения, которые были основой религиозных церемоний. Между тем, как показывает иконография Моче, церемонии включали в себя вручение жрецу-властителю керо с кровью, а никак не поднесение ему голов, которые во время жертвоприношений вовсе и не отрубали.
Но в случае если в Чорнанкап все же проводились церемонии с доставкой голов и установкой их на платформе трона, то этому должны соответствовать захоронения, содержащие множество скелетов без черепов. Однако таких захоронений на сайте Чотуна – Чорнанкап обнаружено не было. В зоне Уаки Чотуны археологами были задокументированы массовые человеческие жертвоприношения, в результате чего Северная уака даже была переименована в Уаку жертвоприношений. Однако в этой уаке скелеты в большинстве случаев были найдены вместе с черепами, как и на территории к западу от ресинто трона Чорнанкап. Кроме того оба эти захоронения датируются не временем Ламбайеке, а более поздней эпохой – периодом Чиму и Инкской империи. Между тем массовые жертвоприношения, относящиеся к периоду позднего Ламбайеке и, в частности, к XII – XIII вв., которыми датируются гробницы Чорнанкапской жрицы и Господина со спондилусами, а также последний период Храма священного трона, не зафиксированы.
К тому же в отличие от иконографии Моче изобразительные свидетельства Ламбайеке в большинстве своем не касаются тем жертвоприношений и не показывают их. А те немногие орнаменты, которые идентифицируются некоторыми авторами как представление отрубленных голов или сцен жертвоприношений, имеют в силу своих стилистических особенностей недостаточно четкие образы, которые допускают двоякое толкование и не позволяют с уверенностью говорить о сюжетах и символике своих композиций.
Исходя из перечисленных фактов, следует заключить, что активность человеческих жертвоприношений в Чорнанкап XII – XIII вв. была низкой и ограничивалась жертвоприношениями спутников важных персон для сопровождения их в мир вверху, на землю предков.
[i] Основано на тексте и фотографиях книг: Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque) и Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).
[ii] The Art of Precolumbian Gold: The Jan Mitchell Collection. Jones, Julie, ed. (1985) (http://www.metmuseum.org/art/metpublications/The_Art_of_Precolumbian_Gold_The_Jan_Mitchell_Collection?Tag=&title=The%20Art%20of%20Precolumbian%20Gold:%20The%20Jan%20Mitchell%20Collection&author=&pt=0&tc=0&dept=0&fmt=0#).