1.2. Божество уллючо в ипостасях божеств краба и дракона
В погребальном фардо старого правителя Сипана помимо штандартов с фигурами Божества уллючо в образе человека были обнаружены остатки штандартов с его изображениями в ипостасях божеств человека-краба и человека-дракона, которые представляют собой идолов из меди и позолоченной меди, показывающих половину фигуры спереди.
Фото 1[1]. Божество-краб. Высота: 50 – 60 см. Материалы: позолоченная медь, раковины, полудрагоценные камни. Залы Старого властителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Морское божество (фото 1) имеет туловище, очень натурально представляющее краба, у которого есть даже два «телескопических» глаза, инкрустированные бусинами из зеленоватого камня. Руки божеству заменяют клешни, а ноги и голова у него – вполне человеческие. Голова изготовлена в соответствии с каноном, принятым для изображений Божества уллючо, поэтому не возникает сомнений в том, что это именно оно показано в образе Божества-краба.
Фото 2[2]. Крупный план головы Божества-краба
Лицо (фото 2) согласно канону выполнено плоским, широким, почти круглым, с резкими носогубными складками, ртом-щелочкой, крупным выступающим носом, вытаращенными глазами (глазами без век). (Так же можно описать лицо Найлампа/Йампайека на туми Сикана.) Шею украшает характерное ожерелье из совиных голов. Головной убор представляет собой тумиобразную фронтальную пластину с фигурой совы, у которой крылья заменены щупальцами осьминога.
Фото 3[3]. Божество-дракон. Высота: 56 см. Материалы: медь, морские раковины, полудрагоценные камни. Музей царских гробниц Сипана
Послание идола Божества-краба, выдвигающее на первый план способности божества-человека к пребыванию под водой, является достаточно простым для понимания. При этом черты Божества уллючо на нем легко узнаваемы, чего нельзя сказать о втором идоле (фото 3), который несет к тому же гораздо более сложное послание. Этот артефакт по своей художественной и информативной ценности стоит в одном ряду с фронталью молодого правителя и является не менее уникальным изображением божества Моче.
Образ второго идола на первый взгляд кажется незнакомым. Однако при внимательном изучении в нем легко читаются все те же черты Божества уллючо и Найлампа/Йампайека. Сходство символики и визуального ряда позволяет говорить о том, что все три воплощения Божества уллючо и Найламп/Йампайек представляют собой одно и то же божество, в основе образа которого лежит облик богов во плоти в защитном снаряжении. На мой взгляд, фигура второго идола, как и фронталь молодого правителя, – это один из самых древних предметов из всех тех, что были найдены в гробницах Уаки Рахады. Ее стиль, в котором более видны образы Чавина, нежели Паракаса, несомненно, имеет признаки влияния иконографии доиспанских культур Промежуточного мира.
Фото 4. Расписная бутыль стремя-горлышко. Каталожный № 15/7571. Размеры: 28,8×14,8 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Моче. Время создания: 400 – 700 гг. н.э. Место находки: долина реки Чикамы (Chicama), провинция Аскопе (Ascope), регион Ла-Либертад, Перу. Происхождение: раскопан, вероятно, между 1890 и 1895 гг. Т.Х. Мирингом (Myring), служащим горнодобывающей компании, имевшей интересы в Южной Америке. Национальный музей американских индейцев, США[4]
Ученые называют второго идола антропоморфным кошачьим. Видимо, основанием для такого определения послужило главным образом то, что кисти рук и ступни ног у него имеют вид звериных лап. Однако, как показывает, например, роспись бутыли из Национального музея американских индейцев (фото 4 и 5), лапы такой конфигурации принадлежат не ягуару или пуме, а дракону. Соответственно персонаж изображает не антропоморфное кошачье, а антропоморфного дракона, т.е. человека-дракона, что хорошо согласуется с образами Чавина и Моче и подтверждается присутствием в образе персонажа также других атрибутов дракона. Поэтому будем называть его условно Божеством-драконом.
Фото 5[5]. Прорисовка фигуры дракона
Звериные кисти рук и ступни ног являются единственным существенным отличием фигуры Божества-дракона от фигуры Божества уллючо, которое обладает человеческими конечностями. В остальном они сделаны по единому образцу и по одной технологии. Фигуры составлены из нескольких полых внутри частей, изготовленных из листовой меди. Это: голова, руки, ноги, прямоугольный корпус груди, треугольный корпус зоны тапаррабо и узкая лента пояса.
Прямоугольный корпус груди Божества-дракона заставляет предположить, что на нем надета короткая рубашка, которая доходит до талии (до пояса). Однако присутствие рубашки на теле никак не обозначено, а значит, скорее всего, его фигура ничем не прикрыта, исключая ожерелье из совиных голов, тапаррабо, пояс и браслеты на руках. Отсутствие рубашки или туники также связывает персонаж с еще более широкоплечими касиками, которые, по мнению ученых, изображены полностью обнаженными, поскольку у них показаны половые органы. Однако есть все основания полагать, что их фигуры отражают защитный костюм (скафандр) богов во плоти.
Фото 6[6]. Крупный план фигуры Божества уллючо на фронтали молодого правителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана
К груди Божества уллючо на штандартах и фронтали молодого правителя (фото 6) прикреплено множество маленьких подвесок в форме круга, которые изображают чешую дракона. А над полоской, которая разделяет фигуру на две части в области талии и может считаться поясом, расположен ряд треугольных подвесок. Остатки треугольных подвесок есть и в зоне пояса у Божества-дракона.
Поскольку Божество-дракон изображено без одежды и с пустыми руками, бόльшую часть информации о его силах и функциях несут лицо и головной убор.
Фото 7[7]. Крупный план головы Божества-дракона
На лице Божества-дракона читается та же маска, что и у Йампайека, но с еще более раскосыми глазами. На ней показана и резкая носогубная складка. Но в отличие от типичного рта-щелочки Йампайека, рот Божества-дракона приоткрыт и снабжен невероятным количеством узких плоских зубов одинаковый величины, которые по своим форме и размеру не соответствуют зубам млекопитающих и, в частности, человека. Изо рта божества высовывается язык, что является типичным для драконов Моче. Под его носом помещен полукруглый предмет, который, наверное, нужно считать наригерой.
Верхняя часть головного убора божества состоит из амару с головами драконов, высунувших языки, у которых есть передние лапы (руки). Образ амару с подобными головами драконов весьма характерен для иконографии Моче и Сикана–Ламбайеке.
Фото 8[8]. Жертвоприношение пленников и вручения керо с кровью побежденных воинов богам Моче. Прорисовка развертки росписи сосуда из Музея этнологии Мюнхена, Германия. Автор: Д. Мак-Клелланд. Архив Моче К.Б. Доннана и Д. Мак-Клелланд
Горизонтально лежащая амару в виде двуглавого дракона-змеи с лапами, которая разделяет миры андского космоса, встречается на росписях сосудов Моче в стиле тонкой линии (фото 8). Ее можно видеть и на росписи ткани из гробницы Уаки Окон археологической зоны Батан-Гранде (фото 9) Среднего Сикана.
Фото 9[9]. Реконструкция фрагмента расписной ткани из Уаки Окон. Национальный музей Сикана, город Ферреняфе (Ferreñafe), департамент Ламбайеке, Перу
По сути амару является драконом со змеиным телом и представляет одно из воплощений дракона – пожалуй, самой главной божественной силы в религии Чавин-де-Уантара, Моче и Сикана. Черты дракона неизменно присутствуют в так называемых гибридных образах божеств, характерных для культур, испытывавших сильное влияние искусства Чавина. В них образ дракона соединяется в разных сочетаниях и объемах с образами змеи, кошачьего, птицы, морских существ и человека.
Фото 10. Тайронский вождь, сидящий в двуглавом кресле. Материал: керамика. Культура: Тайрона (900 – 1600 гг. н.э.). Археологический музей, Богота, Колумбия. Иллюстрация из книги: История колумбийского искусства (Historia del Arte Colombiano. Salvat Editores S.A., 1977)[10]. Фото 11[11]. Скульптура сапотекского бога с элементами дождя (предположительно бога грома Косихо). Инвентарный № 52 22 MA FA 57PJ 1285. Размеры: 121,3×44,3×57 см. Материал: глина. Культура сапотеков. Регион: Долина Оахака. Период: Ранний классический. Дата: 200 – 600 гг. Музей Ампаро, город Пуэбла (Puebla), Мексика[12]
У амару на головном уборе Божества-дракона, найденного в фардо старого правителя Сипана, нос изображен в виде спирали, которая закручивается вверх. Такой нос – отличительная черта драконов доиспанских культур Панамы, Эквадора и Колумбии (фото 10) и божества бога Косихо (фото 11) культуры сапотеков, которая развивалась на землях Мексики. С территорий Эквадора и Колумбии, входящих в так называемую буферную зону, испытывавшую на себе влияние культур Месоамерики и Андского мира, спиралевидный нос и перешел в иконографию Моче. На изображениях Моче спиралевидный нос чаще встречается у скульптурных воплощений дракона и дракона-человека (фото 12). На росписях сосудов в стиле тонкой линии дракон со спиралевидным носом тоже появляется (см. фото 4 и 5), но довольно редко.
Фото 12[13]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко. Культура: Моче. Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.). Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
В целом в иконографии Моче и головы амару, и головы антропоморфных драконов обычно имеют нос животного из семейства кошачьих или, скорее, собачьих – лисы. Весьма любопытная скульптура дракона-змеи (амару) с головой, напоминающей лисью, хранится в Этнологическом музее Берлина (фото 13). Она уникальная тем, что показывает дракона с рогами, которые не свойственны драконам Андского мира.
Фото 13. Сосуд, изображающий змею с ушами и рогами. Идентификационный № V A 18223. Размеры: 20,3×17,2×25,8 см. Материал: керамика. Культура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этнологический музей, Берлин, Германия[14]
В целом имеется достаточно примеров, свидетельствующих о том, что иконография Моче была тесно связана с искусством Промежуточного мира, выходцы из которого, возможно, и основали цивилизацию Моче и правили ее долинами.
Фото 14[15]. Божество-дракон
Однако вернемся к медной фигуре Божества-дракона из фардо старого правителя Сипана. Змеиное тело амару, венчающей его голову, выгнуто дугой и несет на себе узор из морских волн, как и дуга ажурной части головного убора Йампайека. Тело амару снабжено маленькими круглыми подвесками, которые изображают чешую дракона. Ниже амару идет более ровная полоса с головами хищных птиц по краям. Эта полоса покрыта зубчиками, символизирующими солнечное сияние. (Такие же зубчики – символы солнечных лучей – есть и на головном уборе Йампайека.) Еще ниже, в области лба персонажа мозаикой выложен некий знак в форме буквы «Ф», округлые части которой образованы двумя змееподобными сущностями в масках. Подобные сущности весьма характерны для иконографии Паракаса, где они являются атрибутами подводного мира.
Таким образом, голова Божества-дракона несет на себе ту же символику, что и голова Йампайека/Найлампа. Эта символика говорит о том, что идол изображает божество подводного мира, способное, подобно солнцу на восходе, подняться из его глубин и улететь, как птица, в небо.
Уши Божества-дракона представляют собой половины чаканы (или ступенчатые пирамиды). Под ними расположены пластины, составленные из четырех полосок, которые напоминают «крылья» Йампайека у статуэток на рукояти туми Сикана. Но у Йампайека эти пластины прикреплены к рукам выше локтя, что дает некоторое основание считать их крыльями. А у Божества-дракона, они прикреплены по бокам щек. Поэтому как крылья их рассматривать нельзя.
В сущности, если оценивать эти атрибуты Йампайека с позиции андских жрецов, то их тоже нельзя называть крыльями. Ведь, согласно андской изобразительной концепции, крылья божества должны выглядеть как крылья птицы. Птичьих черт у Йампайека нет. И даже его нос никак не напоминает птичий клюв, как нос у Божества уллючо на фронтали молодого правителя. Другими словами, на то, что Йампайек – это божество-птица, как принято считать, ничто не указывает. Единственный символ полета в образе божества – это маленькие фигурки птичек, прикрепленные к головному убору, да и то не у каждой статуэтки Йампайека на туми. Поэтому возникает вопрос: на каком основании ученые пришли к выводу о том, что он является летающим божеством? Можно предположить, что умение летать было приписано Йампайеку на основе того, что он многими перуанскими учеными отождествляется с легендарным Найлампом, который, по словам его детей, не умер, а исчез, обратившись в птицу.
Фото 15. Пара украшений, изображающих Йампайека-птицу. Размеры: 7,8×10×7,4 см. Материал: золото. Культура: Сикан. Дата: 800 – 1376 гг. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США[16]
Однако, судя по золотым фигуркам двух птиц с головой Йампайека (фото 15), способность этого божества становиться птицей для сиканских жрецов была очевидной. Впрочем, образ Йампайека-птицы представлен только этими двумя статуэтками из Музея изобразительных искусств Хьюстона, и на известных мне изображениях более не встречается.
Между тем, в соответствии с андской религиозной идеологией, летать могли не только птицы, но и драконы, которые были способны существовать как в воде, так и на суше и в воздухе, и крылья для полета им были не нужны. Данное представление четко отражено в иконографии Чавина. И у Йампайека на туми так же, как у аналогов этого божества эпохи Сипана, можно найти символы дракона. Среди них – чешуйки в форме подвесок, которые в основном украшают тыльную сторону фигуры Йампайека.
Но что же представляют собой «крылья» Йампайека? Они не имеют сходства ни с одним созданием природы или его частью. Следовательно, как показывает изучение андской иконографии, «крылья» изображают какой-то рукотворный предмет или объект богов во плоти, который в глазах коренных жителей являлся атрибутом их божественности. А самыми впечатляющими проявлениями божественных сил было, несомненно, умение передвигаться под водой, по воде «без руля и без ветрил» и по воздуху без крыльев. Возможно, именно поэтому образ богов во плоти ассоциируется в андской религии и иконографии с образом дракона.
Фото 16. Церемониальный нож (туми). Инвентарный № 1974.271.60. Высота 36,2 см. Материалы: золото, серебро, бирюза. Культура: Сикан (Ламбайеке). Дата: IX – XI вв. География: Перу. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[17]. Фото 17[18]. Оборотная сторона туми
Поскольку исследуемый нами элемент не был похож ни на что-то в окружающей действительности, он был изображен художниками так, как его видели их глаза. Значит, нам следует искать сходство с частями летательного и/или плавательного аппарата.
Фото 18. Крупный план верхней части оборотной стороны туми из Метрополитен-музея искусств
На тыльной стороне скульптуры Йампайека в области затылка всегда изображается что-то похожее на дамский чепчик (фото 18). Строго говоря, сзади к голове персонажа прикреплена круглая пластина, в центре которой помещена вторая круглая пластина меньшего размера, которая как бы слегка возвышается над первой. Наподобие лучей от нее отходят на равном расстоянии друга от друга четыре полоски с узором елочкой – такие же, как помещены на «крыльях» Йампайека. А значит, «крылья» и композиция в круге на затылке Йампайека должны быть как-то связаны. Поскольку мы ищем элементы летательного аппарата, то первое слово, которое приходит в голову, когда мы смотрим на затылок Йампайека, это «пропеллер». Но чем тогда являются «крылья» на руках персонажа? Ответ на этот вопрос дает образ Декапитадора (фото 19), о котором речь пойдет далее.
Фото 1919]. Золотая сонахера, ранее похищенная уакеро из гробницы Уаки Рахады. Музей царских гробниц Сипана
Забегая вперед, скажу, что, по моему мнению, «крылья» Йампайека – это остатки креста, похожего на тот, что есть у Декапитадора. Оба они являются изображением винта летательного и/или плавательного аппарата богов во плоти. Но жрецы-художники, создававшие канон фигуры Йампайека на туми, по всей вероятности, не владели в полной мере пониманием того, что именно крест представляет собой важнейший символ силы полета, присущей этому божеству. Поэтому на отдельно стоящей (сидящей) фигуре Йампайека они сочли возможным оставить только концы двух лопастей винта, прикрепив их к рукам выше локтя.
Таким образом, получается, что Йампайек – это божество-корабль с двумя винтами. Оба они размещаются сзади: один – на спине, а второй – на голове. Исходя из этого, можно предположить, что «крылья» на щеках Божества-дракона – это остатки креста (винта) на его затылке.
Тот винт, который находится на голове Йампайека, имеет меньший размер, в сравнении с винтом на спине. Поэтому при вращении он воспринимается как круг. Следовательно, полулунный головной убор Йампайека – это образ вращающегося винта.
[2] http://archi.pe/public/index.php/foto/index/9189
[3] http://www.flickr.com/photos/david_si_es_138/2273438932/sizes/l/in/photostream/
[4] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=168565&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=6
[5] http://www.fotothing.com/LuisAbanto/photo/90b8761ad4a12b1a196bcd8fb9b2d77a/
[8] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_092-MUN-Cat 92-IV, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/sacrifice).
[12] http://www.museoamparo.com/colecciones/pieza/494/escultura-de-barro-de-un-dios-zapoteco-con-elementos-de-lluvia
[14] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=15910&viewType=detailView