Уарийская керамика

УАРИЙСКАЯ КЕРАМИКА ЛИЦО-НА-ГОРЛЫШКЕ
(к вопросу о сим­во­лике Врат Солнца и конце эпохи Виракочи)

Фото 1[1]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

Кера­мика куль­туры Уари имеет раз­лич­ные формы, но для нее осо­бенно харак­терны сосуды, где изоб­ра­жен вла­сти­тель чаще всего без тела. У него есть только голова/лицо на гор­лышке. Отсюда и пошло их назва­ние – сосуд лицо-на-горлышке.

Фото 2[2]. Экс­по­нат Архео­ло­ги­че­ского музея Аякучо, Перу

Сосуд лицо-на-горлышке, а чаще лицо-горлышко, по-испански назы­ва­ется cántaro cara-gollete и face neck jar – по-английски.

Фото 3[3]. Амфоры III в. н.э.

Эти сосуды бывают очень боль­шие (фото 2, 4, 19, 20) и напо­ми­нают огром­ные антич­ные амфоры (фото 3) – те, кото­рые исполь­зо­ва­лись для хра­не­ния жид­ко­стей (вина, олив­ко­вого масла и пр.) и как урны для пепла усоп­ших и урны для голо­со­ва­ния, и мера жидкости.

Фото 4. Уарий­ский «пифос». Верх­няя часть утра­чена. Экс­по­нат Реги­о­наль­ного музея Ики, Перу

Инте­ресно, что с испан­ского слово «cántaro» пере­во­дится как «боль­шой кув­шин», «урна для голо­со­ва­ния», «кув­шин (мера жид­ко­сти)», т.е. имеет зна­че­ния, близ­кие к зна­че­ниям слова «амфора». Правда, типич­ных для амфор ручек в рай­оне гор­лышка у уарий­ских сосу­дов по понят­ным при­чи­нам нет: они стали бы заго­ра­жи­вать лицо. Ручки в основ­ном очень малень­кие и нахо­дятся на самой широ­кой части тулова сосуда, в том рай­оне, где могли быть руки пер­со­нажа. Зато есть экзем­пляры с ниж­ней частью в форме усе­чен­ного конуса (фото 4), как у амфоры с рисунка на фото 3–28 или у пифоса – сосуда, схо­жего по своим функ­циям с амфо­рой, но обычно име­ю­щего устой­чи­вое дно, видимо, потому, что их исполь­зо­вали для пере­возки. Если амфоры ост­рым кон­цом вты­кали в землю, то для сосу­дов, кото­рые погру­жа­лись на корабль, такой вари­ант не годился.

Есть мне­ние, что уарий­ские амфоры и пифосы пред­на­зна­ча­лась для чичи (ана­лог пива) – алко­голь­ного напитка из куку­рузы, кото­рую андцы счи­тают даром богов. Веро­ятно, поэтому чичу при­нято рас­це­ни­вать как цере­мо­ни­аль­ный напи­ток, упо­треб­ле­ние кото­рого сопро­вож­дало и сопро­вож­дает рели­ги­оз­ные празд­ники. При этом его не только пьют сами, но и пред­ла­гают богам, в част­но­сти Пача­маме – Матери-Земле, про­ли­вая на землю.

Фото 5[4]. Гор­лачи (кринки) Моги­лев­ской обла­сти Белоруссии

Вто­рая рас­про­стра­нен­ная раз­но­вид­ность сосу­дов лицо-на-горлышке обла­дает гораздо мень­шими раз­ме­рами и напо­ми­нает мне те сосуды, кото­рые в укра­ин­ских дерев­нях назы­ва­ются крин­ками, а в рус­ских и бело­рус­ских – еще и гор­ла­чами (фото 5). Гор­лачи Уари имеют скульп­тур­ное лицо-голову раз­ной сте­пени рельеф­но­сти, рас­пи­сан­ное в основ­ном довольно условно.

Фото 6[5]. Сосуд лицо-на-горлышке. Высота 49,5 см. Куль­тура Уари. Период: Сред­ний гори­зонт. 500 – 1000 гг. Про­ис­хож­де­ние: воз­можно, Пачеко (Pacheco), Рио-Гранде-де-Наска (Rio Grande de Nazca). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

В первую оче­редь с Уари ассо­ци­и­ру­ются гор­лачи, пол­но­стью (вклю­чая лицо) покры­тые гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том (фото 6) трех цве­тов: кре­мо­вого, крас­ного и чер­ного (дру­гие цвета, фио­ле­то­вый, напри­мер, – огрехи цве­то­пе­ре­дачи). Кажется, что пер­со­нажи совер­шенно оди­на­ко­вые. Но это не так. При всей их схо­же­сти отли­чия есть, прежде всего, в лицах. Они, хотя и похожи друг на друга, как близ­нецы, но выра­же­ние лиц раз­ное, неоди­на­ков и их воз­раст. Рас­краска лиц также имеет вари­анты. Кроме того, у одних ногти белые, а у дру­гих – чер­ные, а у тре­тьих – белые с чер­ной поло­сой. А цвет и форма ног­тей в анд­ской сим­во­лике тоже имеют значение.

Фото 6а[6]. Экс­по­наты Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Но мне, к сожа­ле­нию, ничего неиз­вестно ни о сим­во­лике рос­писи этих гор­ла­чей, ни о том, где они были про­из­ве­дены и най­дены. Един­ствен­ное, что я могу пред­по­ло­жить на основе фото 6b, что на этих сосу­дах изоб­ра­жены воины.

Фото 6b[7]. Экс­по­наты Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

На фото 6b можно рас­смот­реть пер­со­на­жей, кото­рых пред­став­ляют гор­лачи, сбоку и со спины, и суще­ственно допол­нить образ уарий­ского воина, кото­рый я пыта­лась соста­вить на основе рос­писи кера­мики Кон­чо­паты, где есть фигуры, рас­пи­сан­ные в таком же стиле. Этот ред­кий сни­мок поз­во­ляет уви­деть, что к макушке шапки (шлема?) при­креп­лено нечто свет­лое (укра­ше­ние?), похо­жее на лоша­ди­ный хвост, – полоска ткани? кожи? меха? Уши и при­ле­га­ю­щая к ним зона шеи и лица закрыты, видимо, крас­ной тка­нью. Из-под шапки на спину падают длин­ные рас­пу­щен­ные волосы чер­ного цвета. Правда, у меня есть сомне­ния, что это волосы, осо­бенно если учесть, во-первых, дугу полоски чер­ного цвета, вроде бы, прядь волос, кото­рая идет от виска к укра­ше­нию, нис­па­да­ю­щему с макушки шапки, и, во-вторых, то, что волосы про­хо­дят поверх крас­ной ткани, закры­ва­ю­щей уши. Я думаю, что перед нами – защита для головы, шеи и верх­ней части спины из куска кожи, кото­рый, дабы не топор­щился, снизу над­ре­зался полос­ками. В таком слу­чае «кон­ский хвост» – часть защит­ной кон­струк­ции. Дан­ное пред­по­ло­же­ние под­твер­ждает рас­пи­сан­ная в том же стиле скульп­тура жреца-правителя (фото 6с), у кото­рого нет длин­ных чер­ных волос. Мало веро­ятно, что пра­ви­телю пола­га­лось быть без­во­ло­сым в отли­чие от воинов.

Фото 6с[8]. Санов­ник. Куль­тура Уари. Долина Ман­таро (Mantaro). VII – X вв. н.э. Музей Рит­берг (Rietberg), Цюрих, Швейцария

Сосуд, изоб­ра­жа­ю­щий жреца-правителя, имеет более слож­ную форму, нежели кувшины-воины. У него даже есть ноги, а также руки с отвер­сти­ями, в кото­рые, ско­рее всего, встав­ля­лись керо и жезл; длин­ные ногти пря­мо­уголь­ной формы.

Фото 7[9]. Экс­по­нат Музея этно­ло­гии, Берлин

Типи­чен для Уари и дизайн гор­лача, пока­зан­ного на фото 7, где орна­мент рас­по­ла­га­ется только на верх­ней перед­ней части тулова сосуда.

Реже встре­ча­ются сосуды в форме буты­лок (фото 8).

Фото 8. Сосуд лицо-горлышко (Face Neck Jar). Раз­меры: 17,8×11,4×11,4 см. Куль­тура Уари. Сде­лано на Цен­траль­ной сьерре Перу. 650 – 1000 гг. н.э. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[10]

Тип лица на боль­шей части уарий­ских сосу­дов один и тот же. Для него свой­ственны пра­виль­ные тон­кие черты – тон­кие нос, губы, брови и опре­де­лен­ного раз­реза боль­шие широко откры­тые глаза (фото 8). То есть лицо на гор­лышке, как пра­вило, совсем не анд­ское. А соче­та­ние такого типа лица с антич­ной фор­мой неко­то­рых сосу­дов и меанд­ро­вым орна­мен­том, харак­тер­ным в первую оче­редь для антич­но­сти, застав­ляет заду­маться о кон­так­тах уарий­ской циви­ли­за­ции с пред­ста­ви­те­лями Рим­ской импе­рии, кото­рая на завер­ша­ю­щем этапе антич­ного пери­ода (II – V вв. н.э.) пере­жила свой рас­пад и паде­ние, сопро­вож­дав­ши­еся вели­ким пере­се­ле­нием наро­дов. (Сразу воз­ни­кает мысль: а, может быть, неко­то­рые антич­ные боги пере­се­ли­лись в Анды?)

Однако более веро­ят­ной пред­став­ля­ется пре­ем­ствен­ность кера­мики Уари с кера­ми­кой куль­туры Рекуай (Recuay), вре­мен­ные рамки кото­рой как раз близки к пери­оду позд­ней антич­но­сти и соот­вет­ствуют ран­нему про­ме­жу­точ­ному пери­оду доко­лум­бо­вой пери­о­ди­за­ции исто­рии Перу (200 – 600 гг. н.э.).

Куль­тура Рекуай, имев­шая весьма высо­кий уро­вень раз­ви­тия, суще­ство­вала на севере Сьерры (см. карту). Тер­ри­то­ри­ально она была ближе к цар­ству Моче (север­ное побе­ре­жье), чем к долине Аякучо (центр Сьерры), кото­рая стала впо­след­ствии ядром импе­рии Уари. Однако сосуды куль­туры Рекуай изоб­ра­жают божество-корабль в манере, отлич­ной от манеры север­ного побе­ре­жья и, на мой взгляд, не име­ю­щей ана­ло­гов больше нигде в мире. Голов­ные уборы пер­со­на­жей ассо­ци­и­ру­ются с лета­ю­щими тарел­ками или вра­ща­ю­щи­мися лопа­стями вер­то­лет­ного винта, а фрон­таль­ная часть убора – с дулом само­лет­ного пуле­мета (фото 9). Архи­тек­тура Рекуай, кото­рая пред­став­лена, в част­но­сти, архео­ло­ги­че­ским ком­плек­сом Виль­ка­ваин (рядом с совре­мен­ным горо­дом Уарас – Huaraz), отчет­ливо гово­рит о том, что в Виль­ка­ва­ине при­сут­ство­вали боги.

Сосуды этой куль­туры зача­стую похожи не на посуду, а на рас­пис­ные скульп­тур­ные ком­по­зи­ции (фото 11). Среди мифи­че­ских пер­со­на­жей рос­пи­сей выде­ля­ется так назы­ва­е­мый Зверь Рекуай с ког­ти­стыми лапами, зуба­стой пастью, круг­лым гла­зом, греб­нем надо лбом  и закру­чен­ным хво­стом[11] (фото 9).

Тип лица людей на тех сосу­дах Рекуай, где изоб­ра­жено божество-корабль, – такой же, как на сосу­дах Уари.

Фото 9[12]. Сосуды куль­туры Рекуай. Музей Каси­нелли (Cassinelli), Тру­хи­льо, Перу

Сосуды Уари вполне могли вести свое начало от сосу­дов куль­туры Рекуай упро­щен­ной формы (фото 10).

Фото 10[13]. Сосуды куль­туры Рекуай. Музей Касинелли

Однако, по всей веро­ят­но­сти, лицо на кера­мике Рекуай было изна­чально мас­кой. Если при­смот­реться к лицу-маске скульп­туры с фото 11, это ста­но­вится очевидно.

Фото 11. Сосуд с музы­каль­ной сце­ной. Высота 21,5 см. Перу, север­ные при­бреж­ные обла­сти, Рекуай. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей празд­ника всех свя­тых (Museum zu Allerheiligen), Шаф­ха­у­зен, Швей­ца­рия[14]

Фото 11а[15]. Вид сосуда сбоку

Инте­ресно, что у этого сосуда много отвер­стий: одно боль­шое (за ногами), вто­рое поменьше – дуло «пуле­мета», а осталь­ные – совсем кро­шеч­ные – в дудочке и в пред­ме­тах, кото­рые дер­жат малень­кие фигурки (фото 11а). Вполне веро­ятно, что с помо­щью каких-то мани­пу­ля­ций этой систе­мой отвер­стий можно было добиться того, чтобы сосуд зву­чал, напри­мер, если в нем будет кипеть вода.

Фото 12[16] и 13[17]

Бог в маске (фото 11а) заста­вил меня вспом­нить камень Ики, где боже­ства, лица кото­рых тоже закрыты мас­ками, играют, как и он, на дудочке (фото 12). А очень пра­виль­ные черты его личины напом­нили мне бла­го­род­ное лицо маски боже­ства среди своих чад на камне, повест­ву­ю­щем о сотво­ре­нии чело­века (фото 13). И еще одна ассо­ци­а­ция – со скульп­тур­ным сосу­дом, кото­рый нахо­дится у входа в Музей антро­по­ло­гии, архео­ло­гии и исто­рии Перу (фото 1). Фото­гра­фией этой скульп­туры я пред­ва­рила рас­сказ о сосу­дах Уари. Уж очень она хороша. Таб­личка с пояс­ня­ю­щей над­пи­сью попала в кадр только своим краем. Поэтому нет воз­мож­но­сти узнать, к какой куль­туре отно­сится сей обна­жен­ный бог. Он лежит точно в такой же позе, как и бог Рекуай, и играет на дудочке. А его голова в высо­ком уборе очень напо­ми­нает головы сосу­дов Уари. Но на теле, руках и ногах у него выта­ту­и­ро­ваны узоры в виде змей и пятен на их коже.

Необ­хо­димо отме­тить, что пред­ше­ствен­ни­цей архео­ло­ги­че­ской куль­туры Уари была куль­тура Уарпа (Huarpa), зани­мав­шая огром­ные тер­ри­то­рии, про­сти­ра­ю­щи­еся от цен­траль­ного гор­ного бас­сейна Аякучо до сосед­него бас­сейна Уанта (Huanta) в ран­нем про­ме­жу­точ­ном пери­оде (около 200 г. до н.э. – 600 г. н.э.)[18]. Для этой куль­туры харак­терна кера­ми­че­ская посуда, укра­шен­ная вер­ти­каль­ными или гори­зон­таль­ными поло­сами, пря­мыми или вол­ни­стыми лини­ями, нане­сен­ными крас­ной или чер­ной крас­кой. Встре­ча­ются и более слож­ные гео­мет­ри­че­ские узоры, а также сосуды с изоб­ра­же­нием чело­ве­че­ского лица со скульп­тур­ными и рисо­ван­ными чер­тами[19]. Куль­тура Уарпа, несо­мненно, внесла свой вклад в фор­ми­ро­ва­ние куль­туры Уари, но ни одной фото­гра­фии кера­мики Уарпы я, к сожа­ле­нию, не нашла.

Кера­мика Уари гораздо проще кера­мики Рекуай. Вообще счи­та­ется, что уарий­ская кера­мика при­ми­тивна с худо­же­ствен­ной и идей­ной точек зре­ния. Дей­стви­тельно, про­стых сосу­дов доста­точно. Однако, на мой взгляд, гораздо больше тех, кото­рые демон­стри­руют изыс­кан­ную форму, искус­ную рос­пись и насы­щен­ность рели­ги­оз­ной сим­во­ли­кой. Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что сами уарийцы не были искус­ными ремес­лен­ни­ками, а их жрецы не осо­бенно были сильны в тон­ко­стях рели­ги­оз­ной сим­во­лики. Уарийцы были вои­нами. Зато после успеш­ного заво­е­ва­ния при­бреж­ной части Анд, где искус­ство было вполне раз­вито, кера­мика, своей рос­пи­сью утвер­жда­ю­щая гос­под­ство Уари, вышла на новый более высо­кий уровень.

Фото 14. Сосуд лицо-горлышко. Раз­меры: 22,9×15,9×10,5 см. Куль­тура Уари. Место про­из­вод­ства: южное побе­ре­жье Перу. Период: 600 – 1000 гг. н.э. Бруклин­ский музей[20]

Рос­пись сосуда со сфе­ри­че­ским телом и узким гор­лыш­ком, пока­зан­ного на фото 14, доста­точно про­ста. Однако этот сосуд инте­ре­сен тем, что на нем выпи­сана вся фигура чело­века, испол­нен­ная в типич­ной уарий­ской манере и при этом изоб­ра­жа­ю­щая божество-корабль в сикан­ском духе. Осо­бая сикан­ская форма ступ­ней, кото­рые все­гда обве­дены сплош­ной линией, раз­гра­ни­чи­ва­ю­щей их с голе­нями, и насчи­ты­ва­ю­щих часто по четыре пальца, неиз­менно встре­ча­ется у божества-корабля дан­ного стиля. Но кисти рук с шестью паль­цами, несвой­ствен­ная чело­веку длина кото­рых рав­но­мерно умень­ша­ется от сред­него пальца к край­ним, я вижу в пер­вый раз. Обра­щают на себя вни­ма­ние длин­ные ногти белого цвета и пря­мо­уголь­ной формы. Такие ногти харак­терны для пер­со­на­жей рос­писи кера­мики Наски (фото 15 и 16).

Фото 15[21] Цилин­дри­че­ский сосуд куль­туры Наски (1 – 800 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу. Фото 16[22]. Сосуд со скульп­тур­ной голо­вой на ручке куль­туры Наски. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Любо­пытно, как изоб­ра­жено на цилин­дри­че­ском сосуде божество-корабль. Оно пред­стает в образе демона, воору­жен­ного до зубов. Бро­са­ется в глаза ору­жие, напо­ми­на­ю­щее авто­маты, на дулах кото­рых сидят хищ­ные птицы – сим­волы цар­ства мерт­вых. Может, это что-то вроде копье­ме­та­лок – атлат­лей (atlatl) ацте­ков? И дей­стви­тельно, мне посчаст­ли­ви­лось найти дру­гое фото этой вазы (фото 15а), где над ней музей­ные работ­ники при­кре­пили атлатль с пояс­не­ни­ями. Еще одно дока­за­тель­ство свя­зей перу­ан­ского побе­ре­жья с боже­ствами Месоамерики!

Фото 15а[23]

Но вер­немся к теме кера­мики Уари.

Из-за сплош­ной линии абриса стопы, кото­рая отде­ляет ее от голени, я все­гда счи­тала, что  я вижу подошву. Здесь это впе­чат­ле­ние уси­ли­вает и четко обо­зна­чен­ная пятка. Но почему же тогда видны ногти?

На пер­вый взгляд кажется, что в древ­но­сти была мода на такой мани­кюр, как и в наши дни, кстати. Но подоб­ные ногти на самом деле обо­зна­чают что-то тех­ни­че­ское. Пальцы с длин­ными белыми ног­тями выгля­дят точно так же, как лучи или полоски кры­льев(?) лета­тель­ного аппа­рата в форме головы, под кото­рой, веро­ятно, под­ра­зу­ме­ва­лась голова Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако (см. фото 4). Боже­ство на сосуде, пред­став­лен­ном на фото 8, имеет ана­ло­гич­ные пальцы. На фото 18, пока­зы­ва­ю­щем этот сосуд сбоку, видно, что четыре пальца руки, сжи­ма­ю­щей жезл, и четыре эле­мента, при­креп­лен­ных к жезлу с внеш­ней сто­роны, абсо­лютно иден­тичны. А жезл ведь пред­став­ляет собой сим­вол корабля и состав­ную часть образа божества-корабля.

Стопы и кисти рук дан­ной формы явля­ются атри­бу­тами боже­ствен­но­сти и имеют в своей основе сопла и струи огня или газа, выры­ва­ю­щи­еся из них при работе дви­га­теля корабля. (Подроб­нее о божестве-корабле см. § 2 «Легенда о Най­лампе» иссле­до­ва­ния «Посла­ние Врат Солнца».)

Таким обра­зом, на фото 14 мы видим типич­ный для Уари сосуд, изоб­ра­жа­ю­щий харак­тер­ный для этой куль­туры пер­со­наж в унку, укра­шен­ном гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том, кото­рый при­сут­ствует на рос­писи кера­мики Кон­чо­паты. В то же время здесь про­яв­ля­ются спе­ци­фи­че­ские эле­менты ико­но­гра­фии Сикана и Наски, кото­рые застав­ляет про­честь уарий­ский пер­со­наж как божество-корабль.

Фото 17 и 18

Бутыль из Бруклин­ского музея (фото 8, 17 и 18), дума­ется, явля­ется вер­ши­ной изощ­рен­но­сти в рели­ги­оз­ной сим­во­лике рос­писи сосу­дов Уари и ее худо­же­ствен­ного мастер­ства. Вот отры­вок из опи­са­ния этого сосуда, кото­рое дает ката­лог музея:

«Сосуд лицо-горлышко с поли­хром­ными укра­ше­ни­ями на красно-коричневом фоне. Сосуд буты­лоч­ной формы с луко­вич­ным телом и высо­ким узким гор­лыш­ком. Гор­лышко укра­шено скульп­тур­ным чело­ве­че­ским лицом с фигу­рой коша­чьего, выпи­сан­ной на носу, и с двумя кон­до­рами, выпи­сан­ными под гла­зами, пред­став­ля­ю­щими собой слез­ные линии. Тело сосуда укра­шено сто­я­щей муж­ской фигу­рой, обла­чен­ной в изыс­кан­ную тунику, с жез­лом в каж­дой руке. Один из жез­лов увен­чан голо­вой птицы, а дру­гой – почат­ком куку­рузы. Лицо чело­века, кото­рое пока­зано в про­филь, укра­шено рос­пи­сью гео­мет­ри­че­ского орна­мента, перед его голов­ным убо­ром висит поча­ток кукурузы».

Очень необычно место, куда поме­щена фигура коша­чьего – ягу­ара, судя по пят­ныш­кам. Его доста­точно реа­ли­стич­ное изоб­ра­же­ние (и это также необычно) нахо­дится на носу леп­ной головы. Тоже вполне реа­ли­стично изоб­ра­жен­ные птицы пред­став­ляет собой слез­ный эле­мент – знак того, что боже­ство нахо­дится в мире усоп­ших. Эта сим­во­лика идет из Тиа­у­а­нако. На шапке головы на гор­лышке изоб­ра­жена ска­ля­ща­яся голова без тела со слез­ным эле­мен­том и рукой без тела, на манер кури­тель­ной трубки исхо­дя­щей из ее рта.

Фигура божества-корабля на тулове сосуда доста­точно уарий­ская. Ее унку без рука­вов при­вычно укра­шено гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том, но не таким, как обычно. А орна­мент, обычно укра­ша­ю­щий голов­ные уборы пер­со­на­жей на рос­писи урн Кон­чо­паты и шапки гор­ла­чей лицо-горлышко (фото 6), тут поме­щен на ниж­нюю квад­рат­ную часть лица, а сверху (по линии верх­ней губы) закрыт меанд­ром. На его голове вме­сто уарий­ской узор­ча­той шапки – белая повязка. Это тоже я бы отнесла к непри­выч­ным эле­мен­там. Уди­ви­тельна форма ниж­ней части жезла в пра­вой руке. Она пред­став­ляет собой диск с круг­лым отвер­стием посе­ре­дине. Так и хочется ска­зать, что он напо­ми­нает компакт-диск. Все это богат­ство сим­во­лов раз­ных куль­тур допол­няет куку­руза – типич­ный эле­мент арте­фак­тов побе­ре­жья, в осо­бен­но­сти Пачакамака.

Не такой затей­ли­вый, но вполне импер­ский дизайн у «пифоса», пока­зан­ного на фото 19. Тулово сосуда укра­шено орна­мен­том, состав­лен­ным из кистей рук с белым мани­кю­ром в стиле Наски, поме­щен­ных на нечто вроде под­ставки с коле­си­ками, при взгляде на кото­рую вспо­ми­на­ется луно­ход. Слезы здесь выпол­нены в виде голов хищ­ных птиц в манере Уари–Пачакамака, а голов­ной убор укра­шают зуба­стые маски в стиле Наски.

Фото 19[24]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Фото 19а[25]. Фраг­мент сосуда

Гор­лышко вто­рого «пифоса» (фото 20) искусно выпол­нено в виде скульп­тур­ной головы, у кото­рой даже есть уши-ручки с ост­рыми мочками.

Inka jar. image068Фото 20[26]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Цен­траль­ный орна­мент на тулове кув­шина можно смело отне­сти к стилю Наски. По бокам от него, по-моему, изоб­ра­жен Зверь Рекуай в образе божества-корабля с соп­лами в виде харак­тер­ных ступ­ней и кистей рук и голов­ным убо­ром с гри­бо­об­раз­ным цен­траль­ным лучом, похо­жим на навер­шия ору­жия (фото 21) и голов­ных убо­ров Моче.

Фото 21[27]. Сосуд куль­туры Моче. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

В кол­лек­ции Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства есть уни­каль­ный экс­по­нат – кера­ми­че­ская маска с лицом уарий­ского боже­ства. Наскан­ский мастер ото­шел здесь от импер­ского канона с пра­виль­ными и тон­кими чер­тами, оста­вив только боль­шие глаза. Он изоб­ра­зил их на пол­ном лице с раз­дво­ен­ным под­бо­род­ком, мяси­стым носом и тол­стой верх­ней губой. Может быть, мастер запе­чат­лел чей-то порт­рет или подоб­ные черты были типичны для его окружения?

Фото 22. Антро­по­морф­ная маска (rostro). Раз­меры: 198×146 мм. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Наска. Период: Сред­ний, 600 – 1000 гг. н.э. Гори­зонт Уари–Тиауанако[28]

На основе ана­лиза рос­писи дошед­ших до нас уарий­ских сосу­дов лицо-на-горлышке можно сде­лать сле­ду­ю­щий вывод. Пра­ви­тель импе­рии Уари, изоб­ра­жен­ный на гор­лышке, т.е. на глав­ном месте сосуда (оно выше осталь­ных его частей), таким обра­зом гос­под­ствует над всеми дру­гими боже­ствами, кото­рые рас­по­ло­жены ниже и в изоб­ра­же­нии кото­рых объ­еди­нены сим­волы дру­гих царств. Сле­до­ва­тельно, бог Уари не только гос­под­ствует над горами и побе­ре­жьем, но и объ­еди­няет их рели­гии. Он – голова, а побе­ре­жье – туло­вище. Однако из посла­ния, заклю­чен­ного в рос­писи сосу­дов, также оче­видно, что под­чи­не­ние побе­ре­жья не носит харак­тера пора­бо­ще­ния, а ско­рее вас­саль­ного союза.

Но чем больше я всмат­ри­ва­юсь в лица сосу­дов Уари, тем отчет­ли­вее пони­маю, что это не порт­реты обо­жеств­лен­ных пра­ви­те­лей Уари и не обоб­щен­ный образ пра­ви­те­лей, а лик боже­ства, имени кото­рого мы пока еще не знаем. По замыслу истин­ных вла­сти­те­лей Анд, кото­рые пра­вили ими после Вира­кочи, этот новый бог дол­жен был спо­соб­ство­вать объ­еди­не­нию земель.

Изоб­ра­зи­тель­ных эле­мен­тов, кото­рые при­нято счи­тать сим­во­лами Тиа­у­а­нако (а на самом деле – Уари и богов новой волны), т.е. тех, кото­рые выре­заны на Вра­тах Солнца, на сосу­дах лицо-на-горлышке я отме­тила очень мало. Больше всего их при­сут­ствует на кера­мике в стиле Пачакамака–Уари–Тиауанако, но среди нее почти что не встре­ча­ются кув­шины лицо-горлышко. Я нашла только один такой сосуд (фото 7). Разу­ме­ется, этот факт сви­де­тель­ствует об очень важ­ных вещах. Но о каких? Об утрате (частич­ной) Уари и его покро­ви­те­лей сво­его влияния?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>