Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
Собственно паракасский стиль
Кроме керамики в чавино-паракасском стиле, существует большая группа сосудов с росписями, сюжеты и образы персонажей которых поданы в совершенно другой манере. Их стиль следует признать самостоятельными. Несмотря на то, что росписи выполнены не в геометрическом, а в криволинейном стиле, который оперирует естественными формами и свойственен текстилю другой эпохи – периоду Некрополя, они гораздо ближе по контексту к узорам на текстиле геометрического стиля Пещер.
Важной отличительной особенностью сюжетов керамики самостоятельного стиля Паракаса является то, что к кошачьему и птице добавляется человек. При этом в его облачении легко угадывается скафандр – космонавта или водолаза. Главным местом действия становится вода. Птицу все чаще заменяет схожая с ней по рисунку рыба. Кот-дракон трансформируется в кота-динозавра. Появляются маски – неотъемлемая часть образов богов Андского мира вообще и культуры Паракаса в частности. Другими словами, керамика самостоятельного стиля отражает специфику культуры Паракаса и отличие ее религиозных воззрений и культовых установок от чавинских. Она представляет мир божеств Паракаса.
Одним из наиболее важных в пантеоне Паракаса является божество, настоящее имя, которого не сохранилось в памяти народа. Исследователи называют его «ser oculado», что, вероятно, можно перевести с испанского как глазастое существо (ser – существо, oculado – ?). В интерактивном каталоге Чилийского музея доколумбового искусства используется термин «Ser Ocular» (ocular – глазной). Божество получило такое имя из-за необычно больших широко открытых глаз без век[1]. Наряду с сером окулядо авторы выделяют божество с обликом кошачьего – фелино окулядо (felino oculado) – глазастое кошачье. Однако если термин «сер окулядо» почти стал общепринятым, то термин «фелино окулядо» в серьезной литературе почти не встречается. Ученые предпочитают пользоваться более общей терминологией: «антропозооморнфое божество», «божество с чертами кошачьего» и «кошачье», в чем, конечно, есть резон, поскольку сущность божеств и их иконография очень сложны и видеть в них лишь сера и фелино окулядо не корректно.
Фото 10. Чаша. Размеры: 14,61×16,51 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Паракас. Дата: V – IV вв. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[2]
Разгадку возникновения канона изображения глаз, свойственных серу окулядо, можно найти на самой же керамике. Так, роспись сосуда, показанного на фото 10, говорит о том, что в основе канона лежат отверстия для глаз в защитных приспособлениях божеств во плоти (в тяжелом шлеме водолаза/космонавта и более легком шлеме/маске для подводного погружения/плавания). Мастер придал сосуду шарообразную форму шлема и показал сера окулядо сразу и в шлеме, и в маске. Он очень точно передал то, что маска сделана из металла и застегивается/крепится на затылке. Крепления маски переданы при помощи голов змееподобных существ, а их тела окружают глаза сера окулядо, создавая очертания очков.
Змееподобные существа также, видимо, расценивались в Паракасе как важные божества. Им даже посвящен петроглиф на большой каменной плите в Пальпе, департамент Ика (фото 11).
Фото 12. Сосуд. Размеры: высота 16,2 см, диаметр 16,5 см. Материалы: керамика, пигменты. Культура: Паракас. Дата: VII – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[3]
Змееподобные существа постоянно и во множестве присутствуют на узорах тканей как атрибуты сера окулядо. Но на росписях керамики периода Пещер их значительно меньше, и сер окулядо может быть изображен и без них. Однако значение змееподобных существ подтверждается сюжетом росписи сосуда, заснятого на фото 12, где они являются главными персонажами. Здесь змеи изображены вместе с рыбами. Следовательно, речь идет о подводном царстве, что позволяет место действия всех композиций с подобными сущностями отнести к глубинам океана. Кончено, художник нарисовал здесь не простых змей и рыб. У них головы/маски с «глазами без век», как у сера окулядо, и схожими вырезами сверху/снизу.
Фото 12а. Шарообразный сосуд с двуглавой змеей. Высота 24,4 см, диаметр 24,1 см. Лощение, чернение, пигменты на основе смолы. Паракас, 400 – 200 гг. до н.э. Коллекции доколумбового искусства Гари Хендершотта (Gary Hendershott)[3a]
В плане понимания символики змееподобных сущностей представляет интерес шарообразный сосуд редкой формы (фото 12а). (У него два горлышка: одно, пошире, сверху и другое, узкое, сбоку, ручки нет.) Здесь змееподобная сущность показана с двумя головами/масками сера окулядо, такими же, как у самого божества на сосуде, заснятом на фото 33, 34 и 38, 39 (см. ниже). Думается, этот образ можно трактовать как изображение сера окулядо в ипостаси двуглавой змееподобной сущности, что значительно повышает ее статус как божества.
Фото 12b. Сосуд. Размеры: высота 43,8 см, диаметр 42,5 см. Материал: керамика. Культура: Паракас. Дата: I – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[3b]
Самому большому и одному из самых красивых сосудов Паракаса (фото 12b) придана форма, схожая с формой сосуда с двуглавой змееподобной сущностью. Но второе горлышко на нем заменено скульптурной головой птицы. Сосуд относится к более позднему периоду и расписан в другой манере, отличающей его от всех известных мне сосудов. Символика композиции также иная. На сосуде мы видим двух змееподобных сущностей с руками, похожими на ноги черепахи. У них круглые маски/головы, которые сверху имеют два слегка загнутых в противоположные стороны «уса». К их безжизненным маскам с пустыми прорезями для глаз острыми черными макушками прикреплены две другие маски с такой же «бородкой», как у сера окулядо на сосуде с двуглавой змееподобной сущностью. Прорези для глаз их масок также пусты. Кроме того, под ними, как и у круглых масок змееподобных сущностей, изображен слезный элемент, который характерен для символики Чавина. Очевидно, что смысл послания сосуда изменился, возможно, даже коренным образом. И в нем речь идет уже о царстве мертвых, тема которого характерна не для Паракаса, а для Наски. Но вернемся к керамике, типичной для культуры Паракаса.
Фото 13. Сосуд. Размеры: 20,32×21,59 см. Материал: керамика. Культура: Паракас. Дата: III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[4]
Маски на керамике периода Пещер имеют свои отличительные черты. На изображениях других культур маски часто становятся лицом божеств, и можно только догадаться, что образ божества сформировался на основе реальных визуальных образов гуманоидов в защитных масках и шлемах. А художники Паракаса нередко подчеркивают тот факт, что на лицо божества надета маска. Есть даже композиции, где она изображена отдельно: персонаж держит ее за веревочку (фото 13). Маска плоская и довольно тонкая. Она напоминает те простейшие маски, которые ранее изображались как символы театра, т.е. театральные маски.
Фото 14. Чаша. Размеры: 7,62×16,51 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Паракас. Дата: III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[5]
Маска керамики Паракаса может иметь внешние контуры человеческого лица (фото 14), но чаще – форму овала, у которого в верхней части вырезали треугольник, тем самым сделав на ней кошачьи ушки. Такую маску носят и человек, и кошачье. Отверстия для глаз в ней неизменно изображены как большие и круглые «глаза без век», которые отмечаются как отличительная особенность божеств Паракаса – сера и фелино окулядо.
Фото 15. Бутыль. Размеры: 16,5×23,5 см. Материалы: керамика, краски. Культура: Паракас. Дата: VI – IV вв. до н.э. География: Перу. Метрополитен-музей искусств, США[6]
Примером может служить декор бутыли, показанной на фото 15. Здесь привычная для керамики в чавинском стиле голова птицы на горлышке заменена головой человека. Его глаза закрыты, как у мумии, и на щеках есть слезный элемент, что говорит о том, что человек находится в мире мертвых.
Под головой человека нарисована уже не голова дракона, а тело этого человека, причем таким образом, что оно очень напоминает гидрокостюм красного цвета (фото 16). К его руке на ниточке прикреплена фигурка птицы в полете, которая более похожа на самолет. На его лицо надета маска, такая же, как у изображенного на этой же бутыли кота-динозавра, – с треугольным разрезом вверху. Только у кота она плоская и поэтому благодаря разрезу имеет кошачьи уши (фото 17). У человека за счет того, что края разреза сближены, она приобретает объем и форму лица, кошачьи уши в результате исчезают.
Фото 18 – 20. Сосуд. Размеры: 20,32×21,59 см. Материал: керамика. Культура: Паракас. Дата: III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[7]
Тема, отраженная декором бутыли с фото 15 – 17, раскрывается и на другом сосуде с лепной головой человека в тюрбане (фото 13, 18 – 20). Судя по закрытым глазам и слезному элементу, человек также находится в мире мертвых. В правой руке он держит треугольную лопаточку, похожую на мастерок.
Фото I. Острие треугольной формы. Класс объекта: оружие. Размеры: 3 см и 25 см. Материал: камень. Культура: Паракас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[8] По мнению ученых, на артефактах культуры Паракаса подобным образом изображается обсидиановый (кварцевый, кремниевый) нож (фото I), о чем свидетельствуют находки ножей похожей формы в захоронениях Ики. (Кроме ножей из обсидиана – вулканического стекла, в доколумбовой Америке делали наконечники стрел и копий, а также хирургические инструменты. Они отличались необыкновенно острыми лезвиями.) Соответственно голова, изображенная в другой руке персонажа, считается трофейной (фото II). Трофейная голова в руке божества в культуре Наски, по словам специалистов Кливлендского музея, «символизирует захват жизненных сил врага, так как отрубленные головы и плодовитость (fertility) связаны в искусстве Наски»[8a]. Фото II. Трофейная голова и нож из обсидиана. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса[9] |
На лицо человека в тюрбане надета маска с разрезом в верхней части, а его тело, изображенное на тулове сосуда, облачено в красный гидрокостюм и ласты. В таком же снаряжении показан и его обожествленный предок на двух почти одинаковых композициях по обе стороны от главного персонажа в тюрбане. Но в дополнение к маске на голову предка надет круглый шлем, от которого исходит сияние в виде острых зубцов. Обращает на себя внимание по-детски невинное выражение лица его маски. Ведь по большей части лицо андских божеств имеет устрашающий вид (в основном из-за оскаленных зубов). Но паракасские божества на керамике за некоторым исключением миролюбивы и приветливы.
Обожествленный предок в скафандре на одной из сторон сосуда (фото 19) в правой руке держит за веревочку такую же маску, как на лице, с тремя розовыми зубцами в нижней части (маска для подводного плавания?), а в правой – такой же «мастерок», как у человека в тюрбане. На другой стороне (фото 13) маска присутствует, но правая рука божества отчего-то пуста: «мастерка» нет. На тыльной стороне сосуда (фото 20) находится композиция с динозавром, у которого голова непривычной формы – круглая, без ушек и чрезвычайно большой, как иллюминатор, круглый глаз.
Позволю себе усомниться в том, что на этом сосуде изображены трофейная голова и нож для жертвоприношений. Очевидно, что маска не может быть трофейной головой, а такие, как этот нож, треугольники на прямой ножке часто можно встретить и на керамике, и на текстиле не только в руке. Они появляются по бокам персонажей, на спине, хвосте, голове и более всего напоминают современный значок стрелки .
Фото 21. Чаша. Размеры: 8,26×16,21 см. Материалы: керамика, краски. Культура: Паракас. Дата: III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[10]
Так, на чаше, показанной на фото 21, знак стрелки завершает черную линию, проходящую по спине персонажа в круглом шлеме, изгибаясь под прямым углом. Можно было бы предположить, что стрелка – это хвост, но хвост находится обычно не под коленкой. Божество в красном скафандре стоит на четвереньках и, видимо, не является полностью человеком. Если его ноги соответствуют ногам человека, то руки – ногам динозавра в соответствии с его изображениями на керамике (фото 24 и 25) и камнях Ики (фото 22). Впрочем, о том, что он стоит, говорить некорректно. Только его руки касаются поверхности. Божество изображено так, как был бы изображен водолаз, который передвигается в воде параллельно дну, цепляясь за него руками. (Замечу, что гидрокостюм снова красный, как и на сосудах с лепными головами.)
Фото 22[11]. Один из самых больших камней в серии о сотворении человека. Музей камней Ики, Перу
Божество в той же позе, что и персонаж на сосуде с фото 21, и в схожем снаряжении показано на желтом дне чаши (фото 23). По его еще более выпуклой, чем у персонажа в красном, спине проходит такая же линия со стрелкой. Снаружи (фото 24) чаша окрашена в красный цвет и расписана фигурами желтого кота, который при внимательном рассмотрении оказывается динозавром в кошачьей маске.
Фото 23 и 24. Чаша. Размеры: высота 5,1 см, диаметр 17,2 см. Материалы: керамика, краски. Культура: Паракас. Дата: III – I вв. до н.э. География: Перу. Метрополитен-музей искусств[12]
Вначале персонаж на тканях с массивным телом животного, которое имеет зубчатый гребень на спине и длинном хвосте, я принимала за божество в ипостаси дракона, изображенного средствами геометрического стиля. Ведь Паракас входил в сферу влияния Чавина. Поэтому было бы логично предположить, что они имели общий пантеон. А в Чавине дракон являлся одной из главных ипостасей Улыбающегося бога. Мысль о том, что божеством Паракаса является не дракон, как в Чавине, а динозавр, появилась у меня во время изучения мотивов самого древнего текстиля Паракаса – тканей коричневой гаммы (см. далее). Там божества изображены с треугольным горбом. Но ни азиатский дракон, ни дракон Чавина горба не имеют, хотя зубчатый гребень, проходящий по спине и хвосту, у них есть. Примером может служить изображение дракона на сосуде культуры Моче (фото 24а). В царстве Моче существовали те же религиозные представления, что и в Чавине, но его иконографии не свойственна абстракция чавинского изобразительного искусства. Хотя и реалистичной ее также нельзя назвать, поскольку она передает образы мифических существ. Но они гораздо более понятны и поэтому могут быть использованы для идентификации ипостасей божеств Чавина на его очень сложных композициях.
Фото 24а. Бутыль стремя-горлышко. Высота: 25 см. Материал: керамика. Культура: Моче. Дата или период: 50 – 800 гг. н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[13]
На керамике Паракаса и сер окулядо, и фелино окулядо, фигуры которых выполнены в естественном, а не геометрическом стиле, имеют (хотя и не всегда) скругленный горб. При этом изображения фелино окулядо (например, на чаше с фото 24) соответствуют изображению зауропода на камнях Ики (см. фото 22). Правда, на керамике у динозавра, как правило, нет зубчатого гребня, который присутствует на камнях Ики и текстиле. Есть только одно (но какое впечатляющее!) изображение фелино окулядо с телом зауропода на керамическом сосуде (фото 25).
Фото 25[14]. Фелино окулядо на керамическом сосуде периода Пещер
Не меньшее впечатление производит и фигура сера окулядо с телом зауропода на керамическом сосуде из Серро-Уле в долине Ики (фото 25а). На композициях сосудов с фото 14, 21, 23 он показан человеком, и только круглая спина и руки с когтями/пальцами деликатно намекают на его родство с динозавром. А на этой росписи тело божества недвусмысленно изображено как тело динозавра с зубчатым гребнем на спине, который стоит на четырех ногах. При этом художник рисует их именно ногами животного – передней и задней (вторую пару ног не видно). Их никак нельзя принять за руки. Только ноги божества остались человеческими, причем одна из них является одновременно хвостом зауропода.
Фото 25а. «Керамический сосуд, расписанный двумя человеческими фигурами с длинными косами из волос. Серро-Уле (Cerro Uhle), долина Ики, Перу. Многие паракасские мумии имели длинные заплетенные волосы» (комментарий к сосуду в экспозиции музея). Американский музей естественной истории[15]
Замена чавинского дракона на местного динозавра неслучайна. Ведь наибольшее число гравированных камней, которые прославились в том числе и благодаря своим картинам, где показаны динозавры и люди, взаимодействующие друг с другом, а динозавр позиционируется как один из предков человека, как раз и было найдено в пустыне Окукахе (Ocucaje) в долине Ики. Это та самая пустыня, где располагаются гробницы, в которых были обнаружены керамика и текстиль культуры Паракаса периода Пещер. Камни случайно находили местные жители, которые в качестве непрофессиональных уакеро раскапывали эти гробницы в поисках драгоценных тканей. Рядом лежит и долина Наски со знаменитыми линиями и взлетно-посадочной полосой. Рисунок, представленный на фото 26, показывает, насколько места с такими известными названиями находятся близко друг от друга. Паракас (не подписан) обозначен геоглифом «Канделябр» и мотивом вышивки с плывущим божеством. Окукахе и Ике соответствуют рисунки с камней Ики – смотрящий в подзорную трубу глиптолитический человек и растение, плато Наски представляют фигуры обезьяны и птицы.
Фото 26. Карта из Музея камней Ики[16]
Динозавр на сосудах чаще всего изображается в кошачьей маске (фото 27), но есть также его изображения в маске человека (фото 28).
Фото 27. Чаша. Размеры: высота 7,6 см, диаметр 17,5 см. Материал: керамика. Культура: Паракас. Дата: VI – IV вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[17]. Фото 28. Чаша. Размеры: 8,26×17,78 см. Материал: керамика, пигменты. Культура: Паракас. Дата: V – IV вв. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[18]
Если на керамике в чавино-паракасском стиле изображен только дракон-кот, то на керамике в самостоятельном стиле можно увидеть динозавра и с чертами лисы (фото 29), и, возможно, обезьяны (см. фото 20).
Фото 29. Чаша с лисом и анималистическими мотивами. Размеры: 8,89×18,42 см. Материалы: керамика, пигменты. Культура: Паракас. Дата: III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[19]
Таким образом, паре птица – дракон-кот на керамике в стиле Чавина на сосудах в самостоятельном стиле Паракаса приходит пара человек – динозавр-кот. Человек (сер окулядо) показывается в ипостаси динозавра-кота (фелино окулядо). При этом он изображается в водной среде, что бывает подчеркнуто соседством с фигурами морских обитателей и, в частности, рыб, как на сосуде с фото 30 и 31. На этой чаше персонаж изображен в маске кошачьего (с ушками), от которой отходит длинный кошачий хвост с такими же разноцветными кольцами ближе к кончику, как у чавинских котов. Рыба очень похожа на птицу в полете, и вместо головы у нее такая же маска с треугольным вырезом, как у главного персонажа. Но рядом с динозавром-котом водной символики мне найти не удалось. Видимо, соединение сухопутного динозавра (дракон существует во всех средах, в том числе и в воде) с кошачьим (символ земли) было не случайно и большое транспортное средство паракасских богов, которое передано динозавром-котом, двигалось только по земле.
Фото 30 и 31. Чаша. Размеры: 7,94×15,24 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Паракас. Дата: III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[20]
Почему транспортное средство богов во плоти было интерпретировано как кошачье-динозавр, по всей видимости, может объяснить изображение на сосуде с фото 32, сделанном в самостоятельно стиле Паракаса. В каталоге Метрополитен-музея отсутствует указание на время его изготовления. Но примитивность рисунка заставляет отнести сосуд к самым древним. Изображение напоминает наскальные или детские рисунки и могло быть сделано, что называется, с натуры, поскольку художник что увидел, то здесь и нарисовал, скопировал, почти ничего не добавляя от себя. Естественно, художник не в состоянии был понять, что такое машина. Ведь он имел дело только с живыми существами, поэтому передал ее именно как неведомое животное– пока еще без додуманных черт кота, обезьяны, динозавра и пр., которые появились, когда машина стала божеством. Голова животного, конечно, напоминает, прежде всего, голову кошачьего. Корпус машины, видимо, было огромен, поэтому он мог быть сравним только с телом динозавра.
Я считаю рисунок на этом сосуде важным историческим свидетельством, но, не будучи специалистом, не могу в полной мере оценить и корректно интерпретировать изображение. Мне видятся здесь два состыкованных модуля. Первый – это «голова», которая, по моему мнению, представляет собой летательный аппарат, стоящий на земле на выдвинутых снизу опорах. Второй модуль – «тело» – здесь не кажется мне транспортным средством. Но и на жилой модуль оно тоже не похоже. Мне представляется, что это – нечто вроде огромной трубы, которая уходит в воду и соединяет подводную базу с летательным аппаратом или же служит просто для безопасного и скрытного перемещения субъектов из водной среды в летательный аппарат.
Фото 32. Сосуд. Размеры: 8,89×10,49 см. Материалы: керамика. Культура: Паракас. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[21]
Еще одной загадкой Паракаса являются змееподобные объекты (змеи в трактовке специалистов), которые на текстиле часто показаны как младшие божества. Мне казалось, что я нашла правильный ответ, когда решила, что ими переданы шланги системы жизнеобеспечения богов во плоти, в том числе и воздуховоды. Возможно, что для многих случаев эта догадка верна (см. далее), тем более что почти все змееподобные сущности так или иначе соединены с главным божеством – с сером окулядо. Но роспись самого древнего и одного из самых больших сосудов (фото 33, 34 и 35, 36) из тех, которые я видела, говорит, что змееподобные объекты могут иметь другое значение, тем более что некоторые из них здесь показаны отделенными от сера окулядо, которого они окружают. На змееподобных сущностях надеты маски с треугольным вырезом на лбу (кошачьи маски). Кстати, кроме кошачьих ушек маски, у них есть свои маленькие округлые уши по бокам головы. Такие уши могут принадлежать только человеку. (Одна подобная сущность показана и на чаше с фото 23.)
Фото 33 и 34. Сосуд. Диаметр 36,83 см. Материалы: керамика, пигменты. Культура: Паракас. Дата: VII –II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[22]
Фигур сера окулядо на сосуде две. Одна из них представлена на фото 33 и 34, а другая – на фото 42 и 43. На сера окулядо надеты круглый шлем и маска. Разрез на маске, которому придана более сложная, чем треугольник, форма, опускается до верхней губы, нижней своей частью обозначая нос. (Нос такой формы типичен для сера окулядо, изображенного на тканях.) В правой руке божество держит «мастерок». «Мастерок» венчает и его голову, но здесь по размеру и форме он больше похож на лопату с деревянной ручкой. Примечательно, что «деревянная ручка» есть только у «мастерка» и «лопаты». Ножка стрелки на «хвосте» не отделена от него ни цветом, ни линией и не имеет вид «мастерка», а выглядит именно как хвост. Правда, на других изображениях сера окулядо (фото 14, 21 и 23) она нарисована как мастерок и, видимо, такие различия не носят определяющего характера.
Фото 35[23]. Экспонат Музея камней Ики
Интересно, что на этом сосуде маска сера окулядо, несмотря на свою американскую улыбку, наводит ужас, а маски змееподобных сущностей похожи на лица невинных детей. Что же, если вспомнить снова о камнях Ики, которые повествуют о сотворении человека из земноводных, то вполне возможно, что змееподобные сущности, которые похожи на головастиков (промежуточную форму лягушки), и есть «головастики» человека. На камнях Ики, кстати, встречаются изображения очень похожих созданий (фото 35).
Фото 36[24]. Экспонат Музея камней Ики
Кроме всего прочего, камни Ики дают одну из возможных разгадок того, чем же является стрелка, так часто встречающаяся на изображениях Паракаса, и, в частности, «мастерок», т.е. та же фигура стрелки, но с выраженной (окрашенной другим цветом и отделенной чертой от лезвия) ручкой. В каменной библиотеке есть серия камней, которая посвящена хирургическим операциям. Некоторые из них считаются одними из самых сложных и для нашего времени. Операции изображены в подробностях, и на некоторых камнях отдельно показаны те инструменты, которыми они выполнялись. Так, на камне, представленном на фото 36, выгравирован инструмент, очень похожий на «мастерок». Видимо, боги Паракаса запомнились не только своими аппаратами, которые двигались в воде, по суше и в воздухе, не только своими возможностями жить под водой. Они были сильны не только в ткачестве и вышивании, но и в медицине, археологическими свидетельствами успехов которой стали следы успешных операций на головном мозге, оставшиеся на черепах в захоронениях побережья. Поэтому вполне вероятно, что хирургический нож в форме острой лопаточки стал символом богов Паракаса. И все же эта версия удовлетворительно объясняет только появление стрелки в руке сера окулядо, на голове. А причем здесь хвост?
Фото 36а. Чаша с охотником и кошачьим орнаментом. Материалы: керамика, краски. Дата создания: 400 – 100 гг. до н.э. Место: долина Ики, провинция Ики, регион Ики, Перу. Национальный музей американских индейцев, США[24а]
Однако если относительно значения и роли змееподобных сущностей и стрелок-«мастерков» есть хоть какие-то предположения, которые заслуживают внимания, то тайна маски с разрезом на лбу пока не спешит открываться. Интуиция подсказывает мне, что приоткрыть ее завесу может помочь сосуд из Национального музея американских индейцев (фото 36а). На нем персонаж в маске с разрезом соседствует с персонажем в шлеме.
Фото 37. Керамический сосуд культуры Чиму. Периодизация по Рафаэлю Ларко: Имперская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Поздний промежуточный период (1000 – 1476 гг. н.э.). Размеры: 15,3×17,5×13,4 см. Вес: 552 г. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[25]
В памяти народов побережья более поздних эпох маска с V–образным вырезом осталась тесно связанной с ткачеством, подаренным андцам богами Паракаса. Так, в славившемся своим текстилем царстве Чиму, которое располагалось на Северном побережье и входило в Инкскую империю, поклонялись богине, носившей похожую маску. Сосуды с ее лепной фигурой довольно многочисленны. На большей их части богиня представлена как ткаческое божество. Одним из типичных является сосуд из Музея Ларко, заснятый на фото 37. Сверху на нем сидит маленькая голая фигурка богини и держит перед собой ткань. В коллекции музея есть также сосуды, где богиня изображена в качестве пряхи.
Я писала эти строки с полной уверенностью в том, что передо мной персонаж, на лицо которого надета маска с V-образным вырезом. Хотя в каталоге Музея Ларко сказано: «Свистящая бутыль горлышко-ручка-мост, представляющая сидящий персонаж с двулопастной/двудольной (bilobulada) головой (женщина/богиня), держащий текстиль». Тогда я не могла понять значение, даже приблизительное, слова «bilobulada», поэтому решила его игнорировать. Но позднее я нашла снимки сосуда (фото 38 – 40), который заставил меня понять текст из каталога музея.
Сосуд изображает голову с вытянутым черепом, но явно не мумии. Эта голова трофейная, и на ней отчетливо показаны следы разложения, которые подтверждают уверенность в том, что художник изобразил лицо, а не маску.
Фото 38 – 40. Расписной скульптурный сосуд два-горлышка-и-мост с изображением человеческого лица. Размеры: 22,5×14,8×13,5 см. Материал: керамика. Культура/период: Пещеры Паракаса. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас. Географическое местоположение: Перу, Южное побережье, Паракас. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[25а]
Персонаж, скорее всего, относился к элите общества. Его (ее) губы ярко обозначены красной краской. Вокруг них и в районе бровей нанесена символическая роспись. Его (ее) волосы заплетены в три косы. Самая толстая, на затылке, только угадывается. Но те косы, которые находятся по бокам лица, хорошо прорисованы. Вблизи их концов изображены пластины, которые не позволяют им расплетаться – заколки? Кстати говоря, эта скульптурная голова лишний раз подтверждает мое предположение о том, что те объекты, которые Музей Америки Мадрида называет орехерами, на самом деле – пластины для украшения (закрепления) волос, которые при отсутствии оных могли нанизываться на ткань или пряжу. Но, главное, на этой скульптуре хорошо видно, что голова персонажа в районе лба разделяется на две части, которые выглядят как два холма, покрытые лесом (волосами). А сзади у головы по бокам есть два выступа телесного цвета, которые воспринимаются как две обрубленные шеи. Другими словами, очень похоже, что перед нами голова, состоящая из двух голов. Но если для Паракаса характерны сдвоенные птицы, рыбы, змеи, то существование двойной головы вполне в порядке вещей.
В каждую из голов сверху воткнута прямая палка. Это два горлышка сосуда. Но они своей формой и раскраской не оставляют сомнения в том, что художник имел в виду дерево или тростник. Палки соединены между собой некоей жесткой конструкцией, которая как будто одета на них сверху для фиксации на головах. Жесткость конструкции подчеркнута острыми краями и ровностью плоской верхней грани. Поэтому нельзя сказать, что палки перевязаны лентой. Ее конец, украшенный символическим узором (возможно, это пластина из раковины или камня) и бахромой, спускается на затылок персонажа между двух палок. Но не видно, где лента начинается. Если бы мы сумели понять, что изобразил художник, мы, вероятно, смогли наконец постичь тайну символики формы сосуда два-горлышка-и-мост.
Сосуд отнесен к периоду Пещер. Но он представляет трофейную голову, что, на мой взгляд, невозможно для иконографии периода Пещер. Кроме того, сосуд выполнен в слишком реалистичной для этого периода манере. Он даже имеет сильный наклон, не характерный для сосудов. То есть художник явно хотел показать, что он сделал не сосуд в форме головы, а голову с функциями сосуда. Композиция также слишком пестра и ярка для стиля Пещер. Возможно, сосуд относится к эпохе Пещер, но сделан он не в Окукахе.
Голова носит признаки высокого статуса ее владельца, но она трофейная. А значит, голова принадлежала не божеству, а жрецу-властителю враждебного рода. Люди стремились походить на богов, своих предков, поэтому, как полагают многие авторы, и деформировали свои головы. Следовательно, народ, которым правил данный персонаж, подражал божествам, у которых была двулопастная голова.
Фото 40а – 40с. Антропоморфная фигура. Размеры: высота 13,70 см, ширина 7,15 см. Материал: керамика. Культурный контекст/стиль: Ранний промежуточный период, Моче. Центральные Анды. Место изготовления: Эквадор (Южная Америка). Музей Америки, Мадрид, Испания[25b]
Еще более поздняя находка подтвердила мое предположение о существовании богини с двойной головой (фото 40а – 40с). Ее керамическая фигурка была обнаружена в Эквадоре, и относится она к культуре Моче.
На какое-то мгновение я решила, что стала немного ближе к раскрытию секрета маски с V–образным вырезом. Но, увы, это не так. Все же двулопастная голова была у божеств только в понимании местных жителей. Ведь изображения на паракасской керамике четко указывают нам, что на лице и в руках у божеств – маска. Тем не менее, теперь я знаю, что у богини, которой поклонялись в Моче и Чиму, действительно в представлении их народов была двулопастная голова и это не проблемы с переводом специфических терминов. Но вернемся к маскам божеств Паракаса.
Фото 41. Керамическая чаша. Высота 4,5 см, диаметр 13,5 см. Культура: Пещеры Паракаса. 700 – 200 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Барбье–Мюллера (Barbier-Mueller)[25c]
Как легко заметить, фасон маски с V-образным вырезом на лбу не единственный в иконографии Паракаса. Одним из менее употребительных является фасон с треугольными клапанами. На чаше из Коллекции доколумбового искусства Барбье–Мюллера (фото 41) представлена прямоугольная маска с узкими прорезями для глаз и тремя такими клапанами. Ее как будто за веревочки держит персонаж с огромной круглой головой. На его голову надета еще одна голова-маска. Это видно по положению шеи персонажа, которая начинается сразу под огромными зубами, и его глазкам, смотрящим из больших прорезей. Послание чаши, помимо описания сил божества, немного более других сообщает нам о тайне самого божества. Его тайна, говорит послание, останется скрытой от людей. Божество сняло маску. Но под ней оказалась еще одна личина. Однако тайну древний художник все же приоткрывает нам. Он изображает то, что знал, или о чем догадывался, так отчетливо показав существование и искусственное происхождение оболочки, которой он, скорее всего, передает круглый шлем.
Роспись сосуда, заснятого на фото 33, 34 и 42, 43, – единственная из всех росписей на керамике соответствует узорам на тканях. По своему сюжету, композиции и цветовому решению она ближе всего к подстилю тканей коричневой гаммы. На одном из самых древних и ветхих покровов, о котором речь пойдет дальше, есть очень похожий узор (фото слева). На нем присутствует сер окулядо, сущность которого передана такими же средствами: стрелками во лбу и пониже спины, змееподобными созданиями в масках, как у самого сера окулядо, и в масках с разрезом на лбу фасона «кошачьи ушки». Правда, змееподобные создания не плавают отдельно, а выходят из головы сера окулядо и все покрыты зубчиками. В руке, будто за веревочку, сер окулядо держит либо маску с разрезом на лбу, либо одну из крошечных сущностей в такой маске и весьма напоминает весело пританцовывающего кукловода с торчащими вверх волосами и широкой улыбкой.
Несмотря на сходство атрибутики между композициями на сосуде и на покрове, между ними есть существенная разница. На покрове сер окулядо стоит на полусогнутых ногах. Вроде бы его поза аналогична той, в которой изображены его фигуры на сосуде. Но на этом и других сосудах персонажи в аналогичной позе показаны плывущими (передвигающимися по дну) горизонтально. Позы сера окулядо на сосуде и покрове так похожи, что, казалось бы, поверни тканый рисунок на 90о против движения часовой стрелки и сер окулядо поплывет. Но нет, в данном случае это не работает.
Других совпадений в композициях на керамике и тканях я не обнаружила.
Фото 44[26]. Полуостров Паракас и река Ика на современной карте Перу
Изобразительные средства живописи и скульптуры позволяют более точно передать мысль автора. Возможности составить четкое послание с помощью тканых и вышитых узоров кажутся гораздо меньше. Но, тем не менее, геометрические узоры текстиля Паракаса намного точнее и больше говорят о божествах своего времени. Керамика как будто передает историю с чужих слов, и ее рассказ выглядит немного по-другому. Из этого можно сделать вывод о том, что жрецы, которые ведали текстилем, знали о богах во плоти гораздо больше, чем те, которые отвечали за изображения на керамике. Вероятно, этот факт можно было бы объяснить тем, что гончарные и ткацкие мастерские, принадлежали к разным субкультурам. Ведь основная часть глиняных артефактов была найдена не в гробницах Паракаса, а в захоронениях южной части долины Ики (см. карту на фото 44). Но, с другой стороны, сама долина, напомню, в период Пещер входила в сферу влияния Паракаса и относилась к его культуре. В целом узоры и дизайн текстиля из долины Ики находятся в рамках общего с полуостровом Паракас стиля, хотя и имеют свои особенности, благодаря которым некоторые ученые даже склонны выделять эти ткани в отдельный подстиль «Окукахе»[27] (по названию пустыни, где были сделаны основные находки). Почему же тогда у гончаров и ткачей не было общего «идейного руководства»?
Но не стоит забывать о том, что боги Паракаса и боги Чавина, скорее всего, принадлежали к разным звездным домам и соответственно культуры также были различны, как различны те культуры, которые возникли в Андах в результате их воздействия. Чавинская цивилизация была очень мощной и обладала большим арсеналом знаний и технологий, в том числе связанных с искусствами, что позволило развивать широкий спектр ремесел и поддерживать их на высочайшем уровне. Она оказала решающее влияние на развитие Андского мира, в связи с чем Хулио Тельо называл ее «матерью цивилизаций Анд». Чавин оставил послания о своей цивилизации и ее богах на керамике, золотых украшениях, резьбе по камню, в архитектуре и пр., и на тканях, но ткани эти изготавливались на территории будущего царства Паракаса еще до возникновения его культуры как таковой.
Цивилизация Паракаса носила более камерный характер и была сосредоточена в основном только на тканях, неразрывно связанных с культом предков. И в этом она достигла непревзойденных высот. Паракас обладал такими знаниями и технологиями в области декорирования тканей, которых не было у Чавина. Поэтому было вполне разумно со стороны Чавина активно не вмешиваться в дела Паракаса и воспользоваться плодами паракасских ткацких мастерских.
В то же время керамика, всегда игравшая очень важную роль в культе предков Андского мира, отошла в Паракасе на второй план, уступив место тканям. Вначале, вероятно, керамика находилась в ведении чавинских жрецов и уже существовавших мастерских, которые обладали большим опытом в гончарном ремесле и располагались в долине Ики. Керамика первоначально отражала религиозные представления Паракаса на основе чавинских принципов построения образа божества и чавинским стилем его изобразительного решения. Но впоследствии росписи керамики были приведены в соответствие с особенностями религиозного мировоззрения Паракаса и способами его передачи на тканях.
Первыми ткачами и вышивальщиками Паракаса были сами боги во плоти. Свои знания они передали ученикам – полубогами, детищами богов, а затем их преемникам – посвященным людям, которые могли быть только жрецами. Вполне может статься, что жрецы-художники общались с богами во плоти или их детищами. Об этом говорят некоторые изображения божеств на тканях, сделанные в таком ракурсе, который возможен только, если сам художник запечатлел то, что видел, находясь в глубине вод прямо перед своей моделью.
Жрецы и ткацкие мастерские, скорее всего, находились на особом положении и жили изолировано. Не удивительно, что свои знания и технологии жрецы, ведавшие изготовлением тканей, старались держать в тайне в том числе и от жрецов, отвечавших за гончарное ремесло. Вместе со знаниями неизбежно передавалась та информация о богах, которую те хотели скрыть. Но главное – широкое распространение и использование технологий богов привело бы к обесцениванию их собственного производства и, может быть, к поглощению царства другим, более влиятельным. К тому же, тайное знание богов – это основа власти жреца.
Композиции тканых узоров насыщены деталями. Их построение весьма искусно и хитроумно, а послания многозначительны и точны. Но переданы они очень сложной системой символов. Композиции росписей на керамике по сравнению с ними кажутся слишком простыми, обобщенными. Но это обобщение, выделение главного и передача мыслей в более понятных, естественных, а не геометрических образах людей и животных, несомненно, позволяют лучше понять язык символов тканей. Хотя все композиции сосудов носят символический характер, некоторые из них, в отличии от узоров тканей, представляют собой «зарисовки» реальных персонажей и ситуаций, которые, возможно, их авторы видели своими глазами. Примером могут служить сосуды с лепной головой (см. фото 15 – 18) или сосуд с изображением транспортного средства богов (см. фото 32).
Фото 45. Маска, крупный план. Размеры: 25,3× 23,6×8,9 см. Материал: керамика. Пещеры Паракаса. Ранний горизонт. 100 – 50 гг. до н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[28]
Особый интерес представляют вылепленные на лбу керамической маски в натуральную величину (фото в верху страницы) маленькие фигурки божеств (фото 45) в масках с вырезом, гидрокостюмах и ластах. У них практически нет торсов. Не думаю, чтобы художник был плох. Просто он изобразил, то, что наблюдал сам: так зрительно редуцирует вода тело человека, когда он стоит в ней по грудь.
Таким образом, без сюжетных композиций, присутствующих на керамике, невозможно в полной мере оценить те, что показаны на тканях. Только изучение и сопоставление керамических и тканых артефактов позволяют построить картину мира божеств Паракаса.
Продолжение: с. 8
[1] Lizardo Tavera. Paracas: Cerro Colorado y Wari Kayan (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/paracas.htm).
[3] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50005599?rpp=20&pg=20&ft=paracas+cavernas&pos=391
[3b] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50002044?rpp=20&pg=18&ft=paracas+cavernas&pos=359
[5] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001069?rpp=20&pg=13&ft=paracas+cavernas&pos=245
[6] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50002799?rpp=20&pg=19&ft=paracas+cavernas&img=1
[8] http://eca.state.gov/files/bureau/icpp/peru/stone/fi/00000006.htm
[8a] http://www.clevelandart.org/art/1949.561?collection_search_views_fulltext=&created_date_op=%3D&created_date=&between_start=&between_end=&field_artist=&page=4&f[0]=field_collection%3A827
[10] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001066?rpp=20&pg=12&ft=paracas+cavernas&pos=239
[11] http://picasaweb.google.com/108521027513549324175/EnElMUSEODELASPIEDRASDEICA?feat=directlink&gsessionid=1jv_TB9I8V2azJaqo9r9_g#5185116286777026850
[12] http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/63.232.79
[13] http://eca.state.gov/files/bureau/icpp/1peru/fi/0000009c.htm
[14] http://www.latinamericanstudies.org/nazca/paracas-vessels.htm
[15] http://www.flickr.com/photos/unforth/3387430757/in/photostream/
[17] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50002796?rpp=20&pg=19&ft=paracas+cavernas&pos=369
[18] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001058?rpp=20&pg=13&ft=paracas+cavernas&pos=248
[19] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001061?rpp=20&pg=13&ft=paracas+cavernas&pos=251
[20] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001067?rpp=20&pg=13&ft=paracas+cavernas&pos=241
[21] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001056?rpp=20&pg=13&ft=paracas+cavernas&pos=246
[23] http://picasaweb.google.com/108521027513549324175/EnElMUSEODELASPIEDRASDEICA?feat=directlink&gsessionid=1jv_TB9I8V2azJaqo9r9_g#5185112481436001282
[24] http://lah.ru/text/zhukov/ika/ika-text.htm
[24а] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=243736&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=15
[25] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=22773
[25a] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/243/title-desc?t:state:flow=d6eef6a1-5713-408a-93c7-cabb27d951d1
[25b] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&AMuseo=MAM&Ninv=03923; http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=03923&txt_id_imagen=4&txt_rotar=0&txt_contraste=0; http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=03923&txt_id_imagen=2&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[25c] http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2013/collection-barbier-mueller-pf1340/lot.79.html
[27] Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).