Храм каменных голов


Фото 1[1]. Сни­мок 2009 г.

К востоку от глав­ного входа в Кала­са­сайю нахо­дится Полу­под­зем­ный храм (Templete Semisubterráneo). Его чаще всего так и назы­вают. Но поскольку в Тиа­у­а­нако почти все храмы полу­под­зем­ные, стоит назы­вать его реже встре­ча­ю­щимся име­нем – Хра­мом камен­ных голов.

Сни­мок ком­плекса Тиа­у­а­нако со спут­ника (2011)[2]:
1 – Храм камен­ных голов, 2 – Боро­да­тый моно­лит, 3 – храм Кан­та­та­льита, 4 – пира­мида Ака­пана, 5 – Кери­кала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – моно­лит Монах, 10 – моно­лит Понсе, 11 – храм Каласасайя

Фото 2[3]. Вид на Храм камен­ных голов с пира­миды Ака­пана (1998)

Это свя­ти­лище было пер­вым объ­ек­том Тиа­у­а­нако, где Боли­вий­ским госу­дар­ствен­ным архео­ло­ги­че­ским цен­тром стали про­во­диться систе­ма­ти­че­ские рас­копки начи­ная с 60-х гг. XX в.[4]. Оно же пер­вым и было восстановлено.

Фото 3. Сни­мок двух камен­ных голов храма, сде­лан­ный А. Познан­ски[5]

Однако рас­копки в храме про­во­ди­лись и во вре­мена А. Познан­ски. По его сви­де­тель­ству, когда храм был рас­ко­пан, «он ока­зался почти нетро­ну­тым», что, конечно, было несо­мнен­ной уда­чей, поскольку бóль­шая часть остат­ков дру­гих соору­же­ний Тиа­у­а­нако была утра­чена. Это поз­во­лило А. Познан­ски изу­чить струк­туру свя­ти­лища «до его послед­ней детали»[6].

Фото 4[7]. Храм камен­ных голов (2009). На вто­ром плане – стена Каласасайи

Храм – почти квад­рат­ное (28,5×26 м) в плане соору­же­ние, углуб­лен­ное более чем на 2 м в землю. С его южной сто­роны есть лест­ница (фото 1). Камен­ная дре­наж­ная система храма все еще рабо­тает и сего­дня отво­дит воду в кол­лек­тор. По всему пери­метру стен через рав­ные про­ме­жутки постав­лены 57 огром­ных камен­ных стол­бов из крас­ного пес­ча­ника, участки между кото­рыми запол­нены гладко обте­сан­ными пли­тами из того же мате­ри­ала мень­шего размера.

Скульп­тур­ные головы

В стены храма вму­ро­вано 175 камен­ных голов в основ­ном из известняка.

Фото 5[8]

Все головы раз­ные. На этом осно­ва­нии неко­то­рые иссле­до­ва­тели пред­по­ла­гают, что здесь изоб­ра­жены пред­ста­ви­тели раз­лич­ных этно­сов, вхо­див­ших в импе­рию Тиауанако.

Фото 6[9]. Сни­мок 2009 г.

Сте­пень сохран­но­сти голов неоди­на­кова. Черты неко­то­рых из них почти пол­но­стью стерло время (фото 6). Да и уро­вень и манера испол­не­ния скульп­тур неоди­на­ко­вые. Сле­до­ва­тельно, можно пред­по­ло­жить, что они были сде­ланы раз­ными масте­рами и в раз­ные эпохи.

Фото 7[10] и 8[11]. Снимки 2004 г.

В наи­луч­шей сохран­но­сти нахо­дятся головы, схо­жие с голо­вой моно­лита Монаха, а также стел Понсе и Бен­нетта (фото 7 – 10). У них шапки почти куби­че­ской формы с отво­ро­том. Глаза огромны, а рот имеет выпя­чен­ные губы. Нос пря­мой и широ­кий. Его линии состав­ляют угол 90о с пря­мыми бро­вями. Но если посмот­реть на голову (фото 10) сбоку, то видно, что это вовсе не брови и не нос, а закры­ва­ю­щая их пла­стина. Кроме того, можно дога­даться, что глаза такие огром­ные потому, что они защи­щены экра­нами, а губы совсем и не губы, а часть дыха­тель­ного аппарата.

Фото 9[12] и 10[13]

Хоро­шее состо­я­ние голов поз­во­ляет лучше понять, как изна­чально выгля­дела плохо сохра­нив­ша­яся голова моно­лита Монаха, и кем явля­ются пере­чис­лен­ные три стелы. Оче­видно, что это изоб­ра­же­ния при­шель­цев в защит­ном сна­ря­же­нии. Либо скуль­птор пере­дал уви­ден­ное на уровне сво­его пони­ма­ния, либо защит­ные шлемы и костюмы при­шель­цев были сде­ланы так, чтобы они напо­ми­нали чело­ве­че­ские головы и одежду.

 

Боро­да­тый моно­лит и его спутники

Фото 11[14]. Три изва­я­ния Храма камен­ных голов (2005)

В цен­тре храма стоят изва­я­ния божеств (их нашли пова­лен­ными во время рас­ко­пок 1932 г.). О двух сте­лах поменьше (фото 12) инфор­ма­ция отсут­ствует. Их черты едва раз­ли­чимы. Однако созда­ется впе­чат­ле­ние, что скуль­птор про­сто не успел их вырезать.

Фото 12[15]

С тре­тьей сте­лой все обстоит как раз наобо­рот. Она очень известна и сильно изъ­едена вре­ме­нем. И дей­стви­тельно Боро­да­тый моно­лит (Monolito Barbado) счи­та­ется самым древним изва­я­нием Тиа­у­а­нако. Моно­лит полу­чил такое имя потому, что вокруг его рта наме­чено нечто вроде бороды и усов. Его также назы­вают Кон-Тики Вира­ко­чей (KonTici Wiraqocha)[16].

Г. Хэн­кок пишет:

«Как уче­ник у ног мастера, я сидел на полу храма и смот­рел на зага­доч­ное лицо скульп­тур­ного изоб­ра­же­ния того, кого иссле­до­ва­тели Тиа­у­а­нако счи­тают Вира­ко­чей. Бог весть сколько сто­ле­тий назад неве­до­мые руки изва­яли его из куска крас­но­ва­той скалы. Даже теперь, как ни изъ­ело его время, было видно, что это уве­рен­ный в себе чело­век, созна­ю­щий свою мощь…
У него высо­кий лоб, боль­шие, круг­лые глаза. Пря­мой нос, узкий у пере­но­сицы и рас­ши­ря­ю­щийся у нозд­рей. Пол­ные губы. Отли­чи­тель­ная черта его внеш­но­сти – вну­ши­тель­ная и ухо­жен­ная борода, бла­го­даря кото­рой лицо его зна­чи­тельно рас­ши­ря­ется от вис­ков к челю­стям. При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии я обна­ру­жил, что скуль­птор изоб­ра­зил чело­века, лицо кото­рого выбрито вокруг губ. Сде­лано это так, что усы начи­на­ются высоко на щеках и идут сна­чала парал­лельно носу, минуя уголки рта, изги­ба­ются на шее и идут к ушам парал­лельно под­бо­родку.
Ниже и выше ушей по бокам головы выре­заны стран­ные изоб­ра­же­ния живот­ных. Или, может быть, было бы точ­нее ска­зать, изоб­ра­же­ния стран­ных живот­ных, напо­ми­на­ю­щих боль­ших неук­лю­жих дои­сто­ри­че­ских мле­ко­пи­та­ю­щих с тол­стым хво­стом и корот­кими ногами.
Есть и дру­гие инте­рес­ные моменты. Так, напри­мер, Вира­коча изоб­ра­жен с руками, сло­жен­ными поверх длин­ной, сво­бодно нис­па­да­ю­щей рубахи. По бокам на рубахе от пола и до плеч изоб­ра­жены изви­ва­ю­щи­еся змеи (воз­можно, в ори­ги­нале выши­тые). Я так и пред­став­ляю себе фигуру Вира­кочи в рос­кош­ном и стран­ном оде­я­нии не то муд­реца, не то кол­дуна вроде Мер­лина, при­зы­ва­ю­щего огонь с небес»[17].

Фото 13[18]. Боро­да­тый монолит

Как пре­красна нари­со­ван­ная Г. Хэн­ко­ком кар­тина! На самом деле все гораздо про­за­ич­ней. Поскольку я изу­чала Врата Солнца прежде всех дру­гих объ­ек­тов Тиа­у­а­нако и, как мне кажется, сумела при­бли­зиться к пони­ма­нию их посла­ния (см. «Посла­ние Врат Солнца»), я уже знаю, кого могут пред­став­лять изва­я­ния древ­него цере­мо­ни­аль­ного центра.

Хотя Боро­да­тый моно­лит – наи­ме­нее реа­ли­стич­ная из всех скульп­тур Тиа­у­а­нако, нет сомне­ния в том, что она изоб­ра­жает тех же пер­со­на­жей, что и пере­чис­лен­ные стелы, а также головы в шап­ках на сте­нах храма, т.е. при­шель­цев. Они были обо­жеств­лены тиа­у­а­на­кан­цами. Для покло­не­ния им и пред­на­зна­ча­лись эти скульптуры.

Фигура Боро­да­того моно­лита изва­яна в пол­ный рост. Это поз­во­ляет сде­лать вывод о том, что при­шельцы были одеты не в кос­ми­че­ские ска­фандры, а в более лег­кие сред­ства защиты, кото­рые, ско­рее всего, вклю­чали в себя очки, респи­ра­тор, пер­чатки (из-за них пальцы такие рас­то­пы­рен­ные) и ком­би­не­зон с капю­шо­ном. Неко­то­рые модели защит­ных костю­мов скон­стру­и­ро­ваны так, что в обла­сти шеи под под­бо­род­ком име­ется сво­бод­ное про­стран­ство кли­но­об­раз­ной формы для облег­че­ния про­цесса дыха­ния. Дума­ется, именно его изоб­ра­же­ние и при­ни­мают за бороду монолита.

Фото 14[19]. Сни­мок 2004 г.

Боко­вые поверх­но­сти стелы в обла­сти туло­вища укра­шены длин­ными тол­стыми зме­ями (фото 14), а спе­реди внизу поме­щены изоб­ра­же­ния пум с чело­ве­че­скими лицами (см. фото 13). Легко пред­по­ло­жить, что у при­шельца был лета­тель­ный аппа­рат, воз­можно, даже ран­це­вого типа, поскольку стела имеет форму пря­мо­уголь­ного парал­ле­ле­пи­педа со скруг­лен­ными углами. Змеи – это шланги. Пумы сим­во­ли­зи­руют огонь и опас­ность, кото­рые исхо­дят от сопел двигателя.

Изоб­ра­же­ние пум – анд­ских львов на пла­тье моно­лита свя­зы­вает его с ост­ро­вом Тити­кака (ост­ро­вом Солнца) – нача­лом начал тиа­у­а­на­кан­ской циви­ли­за­ции. У. Сал­ли­ван пишет:

«Хотя хро­ни­сты обычно опре­де­ляли слово Тити­кака как «свин­цо­вая скала или утес», слово тити имеет и в кечуа, и в аймара вто­рое зна­че­ние: пума, или анд­ский гор­ный лев, чей уны­лый серый мех может объ­яс­нять его ассо­ци­а­цию со свин­цом. Так что Тити­кака озна­чает также «утес льва»…»[20].

Педро Сьеса де Леон в своей «Хро­нике Перу», в главе V «О том, что гово­рят эти жители о Тиси­ви­ра­коче…» дает опи­са­ние про­изо­шед­шего в неза­па­мят­ные вре­мена на основе мифов индей­цев и их пони­ма­ния событий:

«…Долго пре­бы­вали они, не видев солнца, и …испы­ты­вая боль­шие труд­но­сти в связи с его отсут­ствием, они заго­ло­сили и взмо­ли­лись тем, кого они счи­тали богами, попро­сив у них света, [ибо] в нем испы­ты­вали недо­стачу; и в это самое время вышло с ост­рова Тити­кака, рас­по­ло­жен­ного внутри боль­шого озера Кольяо, неимо­верно осле­пи­тель­ное солнце, и все обра­до­ва­лись ему, а после того как это про­изо­шло, ска­зы­вают, к Южным краям при­шел, явив­шись, белый чело­век круп­ного тело­сло­же­ния, и в чьем облике и внеш­но­сти ска­зы­ва­лась и боль­шая власть и почте­ние, и что у этого муж­чины, как они уви­дели, была такая могу­чая сила, что из хол­мов он тво­рил рав­нины, а из рав­нин боль­шие гор­ные хребты, извле­кая живые источ­ники из кам­ней. И как узнали они о такой его силе, назвали его Твор­цом всех создан­ных вещей, Нача­лом их, Отцом солнца, потому что помимо этого, гово­рят, он создал дру­гие важ­ные вещи, дал жизнь людям и живот­ным; и, говоря кратко, от Его руки к ним при­шла замет­ная польза. И этот [Созда­тель]… ушел по дороге, [про­ло­жен­ной в] гор­ной мест­но­сти, по направ­ле­нию к Северу, творя и осу­ществ­ляя эти чудеса, и что нико­гда они больше его не видели. Во мно­гих местах гово­рят, что он уста­но­вил для людей поря­док, как им жить, и что гово­рил он с ними дру­же­любно и с всею мяг­ко­стью, нака­зы­вая им быть доб­рыми, и чтобы не нано­сили они друг другу ни вреда ни оскорб­ле­ния, а наобо­рот, любили друг друга, и чтобы все были мило­серд­ными. В основ­ном и по боль­шей части его назы­вают Тиси­ви­ра­коче, хотя в про­вин­ции Кольяо они назы­вают его Туа­пака [Tuapaca], а в дру­гих местах этой про­вин­ции – Арнава [Harnava или Arnahuan]. Во мно­гих краях ему постро­или храмы, куда поме­стили камен­ные ста­туи, на него похо­жие, и перед ними они совер­шали жерт­во­при­но­ше­ния; огром­ные ста­туи, нахо­дя­щи­еся в селе­нии Тиа­гу­ако [Tiaguaco – т.е. Tiahuanacu], счи­тают, что они бы[ли постро­ены] с тех вре­мен; хотя хорошо известно то, что они рас­ска­зы­вают о Тиси­ви­ра­коче, и что это дело [дале­кого] про­шлого, о чем я пишу, но они не могут ничего больше рас­ска­зать о нём, в какое место не при­будь»[21].

Таким обра­зом, воз­можно, что Боро­да­тый моно­лит – это и есть Вира­коча, появив­шийся на ост­рове Тити­кака в период дли­тель­ной тьмы, сиречь обоб­щен­ный образ при­шель­цев, при­зем­лив­шихся в рай­оне озера около 1400 г. до н.э.[22], по рас­че­там, сде­лан­ным на основе точки зре­ния З. Сит­чина.

Однако если бази­ро­ваться на мне­нии А. Познан­ски, то сам Боро­да­тый моно­лит и весь Храм камен­ных голов имеют гораздо более древ­ний воз­раст. Этот храм он отно­сил к пер­вому пери­оду Тиа­у­а­нако и рас­це­ни­вал его как един­ствен­ное сохра­нив­ше­еся соору­же­ние, отно­ся­ще­еся исклю­чи­тельно к пер­вому пери­оду. В то же время воз­раст Тиа­у­а­нако вто­рого и тре­тьего (послед­него) пери­о­дов состав­лял, по его под­сче­там, более 10000 лет. Датой закладки Кала­са­сайи он назы­вал 15000 г. до н.э.[23], а это было во вто­ром пери­оде. Точно дати­ро­вать пер­вый период А. Познан­ски затруд­нялся. Он писал:

«Что каса­ется пер­вого, или дои­сто­ри­че­ского, пери­ода Тиуа­наку, как мы решили назвать его, он гораздо более отда­лен, и у нас нет, из-за совре­мен­ного состо­я­ния науки, ника­ких осно­ва­ний для созда­ния аст­ро­но­ми­че­ских вычис­ле­ний; ско­рее, мы можем исполь­зо­вать только гео­ло­ги­че­ские основы для опре­де­ле­ния пери­ода, в кото­ром он был построен, метод, кото­рый не поз­во­ляет выра­зить в циф­рах воз­раст, но только выдви­нуть гипо­те­ти­че­ское утвер­жде­ние о гео­ло­ги­че­ской эпохе, и это также только в пре­де­лах совре­мен­ного состо­я­ния наших зна­ний в этой обла­сти»[24].

Фото 15

Создан Боро­да­тый моно­лит, должно быть, позже пер­вого появ­ле­ния аст­ро­нав­тов, когда реаль­ные пер­со­нажи пре­вра­ти­лись в богов, а их защит­ное сна­ря­же­ние было пере­осмыс­лено в длин­ное пла­тье, укра­шен­ное пумами и зме­ями, высо­кую шапку, бороду и огром­ные глаза. Кстати, о шапке. На фото 15 видно, что в верх­ней части стелы в рай­оне головы и шеи выре­заны изоб­ра­же­ния живот­ных, похо­жих на лис. Что они озна­чают и почему раз­ме­щены на голове, я не знаю. Един­ствен­ное, что при­хо­дит на ум, – это лиса храма Пача­ка­мака. Быть может, здесь есть связь, тем более что храм Пача­ка­мака, – как мне кажется, ско­рее всего, ровес­ник Тиауанако.

Напо­ми­нают Боро­да­тый моно­лит стелы цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Конко-Ванкане, кото­рый был тесно свя­зан с Тиа­у­а­нако. Они хорошо сохра­ни­лись, и я решила, что это помо­жет мне лучше понять, что изоб­ра­жено на Боро­да­том моно­лите. Поэтому я иссле­до­вала мате­ри­алы архео­ло­ги­че­ского сайта Конко. О рели­ги­оз­ном цен­тре, таком же древ­нем, как Тиа­у­а­нако, и его скульп­ту­рах читайте в ста­тье «Конко-Ванкане».

Моно­лит Беннетта

Храм камен­ных голов исполь­зо­вался также тиа­у­а­на­кан­цами вто­рого пери­ода после того, как, по дан­ным А. Познан­ски, они рас­ко­пали его. И более того, в Храме камен­ных голов «они, похоже, чер­пали свое вдох­но­ве­ние» «для воз­ве­де­ния и архи­тек­туры» «боль­шого четы­рех­уголь­ника» Кала­са­сайи[25].

Во вто­ром пери­оде тиа­у­а­на­канцы (А. Познан­ски их назы­вает только «они» и никак более) исполь­зо­вали моно­литы из пес­ча­ника, при­над­ле­жав­шие хра­мам преды­ду­щего периода.

«…Они пере­де­лы­вали их, рету­ши­ро­вали их и при­да­вали форму в соот­вет­ствии со своим соб­ствен­ным мери­лом, со своим новым сти­лем и сим­во­ли­че­ским деко­ром, – писал он. – Крас­но­ре­чи­вым при­ме­ром, иллю­стри­ру­ю­щим улуч­ше­ние преды­ду­щих работ, явля­ется рету­ши­ро­ва­ние колос­саль­ного идола, кото­рого они нашли в храме пер­вого пери­ода«[26].

«При­ми­тив­ный грубо сра­бо­тан­ный идол, как те, что нахо­ди­лись рядом с ним»[27], «полу­чил новую форму, и был покрыт сим­во­ли­че­скими над­пи­сями новой эпохи»[28].

В дру­гом месте книги А. Познан­ски, снова упо­ми­ная об этом «гигант­ском изва­я­нии из крас­ного пес­ча­ника, пол­но­стью покры­том над­пи­сями», гово­рит о том, что его «рету­ши­ро­ва­ние« было сде­лано, более веро­ятно, в тече­ние тре­тьего, нежели вто­рого пери­ода[29].

Фото 16[30]

Речь, несо­мненно, идет о моно­лите, кото­рый назы­ва­ется сте­лой Бен­нетта (фото 16) – по имени нашед­шего его во время рас­ко­пок в храме аме­ри­кан­ского архео­лога У. Беннетта.

Боли­вий­ские архео­логи в лице дирек­тора Наци­о­наль­ного инсти­тута архео­ло­гии Боли­вии Освальдо Риверы (Oswaldo Rivera) счи­тают, что моно­лит, име­ю­щий высоту 7,30 м и веся­щий около 20 т, был выре­зан через 300 лет после Рож­де­ства Хри­стова и пред­став­ляет собой фигуру чело­века, лицо кото­рого скрыто под цере­мо­ни­аль­ной мас­кой[31]. Руки ста­туи дер­жат риту­аль­ные пред­меты эпохи. Какие это пред­меты, никто с уве­рен­но­стью гово­рить не берется. Иссле­до­ва­тели пред­по­ла­гают, что это могут быть два керо или один керо и жезл и т.д.

image055      image057Фото 16a. Абрис руки стелы Бен­нетта, дер­жа­щей керо. Фото 16b. Дере­вян­ный керо. Кол­лек­ция Архео­ло­ги­че­ского музея R.P. Gustavo Le Paige S.J.

Чилий­ские уче­ные счи­тают, что в руках боже­ство дер­жит керо и лоток (tableta) для при­ема гал­лю­ци­но­ге­нов (фото 16a – 16d). Эти лотки и дру­гие пред­меты, исполь­зо­вав­ши­еся для при­го­тов­ле­ния и упо­треб­ле­ния гал­лю­ци­но­ге­нов, такие, как трубки, ступки, чашки, ложечки, во мно­же­стве были най­дены в рай­о­нах, свя­зан­ных с Тиа­у­а­нако. Так, в захо­ро­не­ниях Сан-Педро было заре­ги­стри­ро­вано 560 лот­ков[30a].

image059 image061Фото 16c. Абрис руки стелы Бен­нетта, дер­жа­щей дере­вян­ный лоток. Фото 16d. Дере­вян­ный лоток из Чиучиу (Chiuchiu). Кол­лек­ция Этно­гра­фи­че­ского музея Гетеборга

Кого изоб­ра­жает моно­лит? Нет сомне­ний в том, что он явля­ется ста­туей боже­ства – идо­лом. Но какого боже­ства? Только аймар­ские амауты выска­за­лись опре­де­ленно, назвав моно­лит Бен­нетта своим боже­ствен­ным предком.

Фото 17[32]

Слож­ную орна­мен­таль­ную ком­по­зи­цию, кото­рая покры­вает весь моно­лит (фото 17 и 18), Артур Познан­ски сразу посчи­тал кален­да­рем, за что под­вергся насмеш­кам совре­мен­ни­ков. «После смерти Познан­ски, – пишет Эрих фон Дэни­кен, – про­фес­сор Ханс Шиндлер Бел­лами (Hans Schindler Bellamy) и д-р Пол Аллен (Paul Allen) взя­лись за работу над резь­бой на огром­ной ста­туе, извест­ной как Вели­кий Идол. Это было уже через несколько лет после вто­рой миро­вой войны. И опять же был сде­лан вывод, что это был сво­его рода кален­дарь. Про­фес­сор Шиндлер Бел­лами даже счи­тал, что резьба на ста­туе была старше, чем та, что на Воро­тах Солнца. <…> Иллю­стра­ции на Вели­ком Идоле состав­ляют наи­бо­лее фено­ме­наль­ный кален­дарь, какой можно себе пред­ста­вить, и аст­ро­но­ми­че­ские даты, изоб­ра­жен­ные на нем, ухо­дят так далеко, как 27000 лет до Рож­де­ства Хри­стова»[33].

Фото 18[34]. Орна­мент на спине монолита

Освальдо Ривера также счи­тает резьбу на ста­туе «кален­да­рем, сопо­ста­ви­мым по слож­но­сти и вели­ко­ле­пию только с тем, что нахо­дится на Воро­тах Солнца»[35].

Подроб­нее о Вели­ком Идоле читайте в ста­тье «Исто­рия моно­лита Бен­нетта и храма в Мирафло­рес».

Про­дол­же­ние: с. 2

| 1 | 2 | 3 |


[4] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).

[5] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html#!prettyPhoto[gallery2]/1/

[6]Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).

[17] Хэн­кок Г. Следы богов (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).

[20] Сал­ли­ван У. Тайны инков: Мифо­ло­гия, Аст­ро­но­мия и Война со Вре­ме­нем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

[22] Сит­чин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).

[30] http://www.flickr.com/photos/miroab/4643347257/sizes/o/in/photostream/

[30a] Gallardo F., Cornejo L., Berenguer J. Identidad y Prestigio en los Andes. Gorros, Turbantes y Diademas. Santiago de Chile, 1993 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/identidad-y-prestigio-en-los-andes-gorros-turbantes-y-diademas/).

[35] http://www.eldiario.net/noticias/2002/2002_08/nt020814/6_02clt.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>