Фото 1[1]. Снимок 2009 г.
К востоку от главного входа в Каласасайю находится Полуподземный храм (Templete Semisubterráneo). Его чаще всего так и называют. Но поскольку в Тиауанако почти все храмы полуподземные, стоит называть его реже встречающимся именем – Храмом каменных голов.
Снимок комплекса Тиауанако со спутника (2011)[2]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Керикала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – монолит Монах, 10 – монолит Понсе, 11 – храм Каласасайя
Фото 2[3]. Вид на Храм каменных голов с пирамиды Акапана (1998)
Это святилище было первым объектом Тиауанако, где Боливийским государственным археологическим центром стали проводиться систематические раскопки начиная с 60-х гг. XX в.[4]. Оно же первым и было восстановлено.
Фото 3. Снимок двух каменных голов храма, сделанный А. Познански[5]
Однако раскопки в храме проводились и во времена А. Познански. По его свидетельству, когда храм был раскопан, «он оказался почти нетронутым», что, конечно, было несомненной удачей, поскольку бóльшая часть остатков других сооружений Тиауанако была утрачена. Это позволило А. Познански изучить структуру святилища «до его последней детали»[6].
Фото 4[7]. Храм каменных голов (2009). На втором плане – стена Каласасайи
Храм – почти квадратное (28,5×26 м) в плане сооружение, углубленное более чем на 2 м в землю. С его южной стороны есть лестница (фото 1). Каменная дренажная система храма все еще работает и сегодня отводит воду в коллектор. По всему периметру стен через равные промежутки поставлены 57 огромных каменных столбов из красного песчаника, участки между которыми заполнены гладко обтесанными плитами из того же материала меньшего размера.
Скульптурные головы
В стены храма вмуровано 175 каменных голов в основном из известняка.
Фото 5[8]
Все головы разные. На этом основании некоторые исследователи предполагают, что здесь изображены представители различных этносов, входивших в империю Тиауанако.
Фото 6[9]. Снимок 2009 г.
Степень сохранности голов неодинакова. Черты некоторых из них почти полностью стерло время (фото 6). Да и уровень и манера исполнения скульптур неодинаковые. Следовательно, можно предположить, что они были сделаны разными мастерами и в разные эпохи.
Фото 7[10] и 8[11]. Снимки 2004 г.
В наилучшей сохранности находятся головы, схожие с головой монолита Монаха, а также стел Понсе и Беннетта (фото 7 – 10). У них шапки почти кубической формы с отворотом. Глаза огромны, а рот имеет выпяченные губы. Нос прямой и широкий. Его линии составляют угол 90о с прямыми бровями. Но если посмотреть на голову (фото 10) сбоку, то видно, что это вовсе не брови и не нос, а закрывающая их пластина. Кроме того, можно догадаться, что глаза такие огромные потому, что они защищены экранами, а губы совсем и не губы, а часть дыхательного аппарата.
Хорошее состояние голов позволяет лучше понять, как изначально выглядела плохо сохранившаяся голова монолита Монаха, и кем являются перечисленные три стелы. Очевидно, что это изображения пришельцев в защитном снаряжении. Либо скульптор передал увиденное на уровне своего понимания, либо защитные шлемы и костюмы пришельцев были сделаны так, чтобы они напоминали человеческие головы и одежду.
Бородатый монолит и его спутники
Фото 11[14]. Три изваяния Храма каменных голов (2005)
В центре храма стоят изваяния божеств (их нашли поваленными во время раскопок 1932 г.). О двух стелах поменьше (фото 12) информация отсутствует. Их черты едва различимы. Однако создается впечатление, что скульптор просто не успел их вырезать.
Фото 12[15]
С третьей стелой все обстоит как раз наоборот. Она очень известна и сильно изъедена временем. И действительно Бородатый монолит (Monolito Barbado) считается самым древним изваянием Тиауанако. Монолит получил такое имя потому, что вокруг его рта намечено нечто вроде бороды и усов. Его также называют Кон-Тики Виракочей (KonTici Wiraqocha)[16].
Г. Хэнкок пишет:
«Как ученик у ног мастера, я сидел на полу храма и смотрел на загадочное лицо скульптурного изображения того, кого исследователи Тиауанако считают Виракочей. Бог весть сколько столетий назад неведомые руки изваяли его из куска красноватой скалы. Даже теперь, как ни изъело его время, было видно, что это уверенный в себе человек, сознающий свою мощь…
У него высокий лоб, большие, круглые глаза. Прямой нос, узкий у переносицы и расширяющийся у ноздрей. Полные губы. Отличительная черта его внешности – внушительная и ухоженная борода, благодаря которой лицо его значительно расширяется от висков к челюстям. При внимательном рассмотрении я обнаружил, что скульптор изобразил человека, лицо которого выбрито вокруг губ. Сделано это так, что усы начинаются высоко на щеках и идут сначала параллельно носу, минуя уголки рта, изгибаются на шее и идут к ушам параллельно подбородку.
Ниже и выше ушей по бокам головы вырезаны странные изображения животных. Или, может быть, было бы точнее сказать, изображения странных животных, напоминающих больших неуклюжих доисторических млекопитающих с толстым хвостом и короткими ногами.
Есть и другие интересные моменты. Так, например, Виракоча изображен с руками, сложенными поверх длинной, свободно ниспадающей рубахи. По бокам на рубахе от пола и до плеч изображены извивающиеся змеи (возможно, в оригинале вышитые). Я так и представляю себе фигуру Виракочи в роскошном и странном одеянии не то мудреца, не то колдуна вроде Мерлина, призывающего огонь с небес»[17].
Фото 13[18]. Бородатый монолит
Как прекрасна нарисованная Г. Хэнкоком картина! На самом деле все гораздо прозаичней. Поскольку я изучала Врата Солнца прежде всех других объектов Тиауанако и, как мне кажется, сумела приблизиться к пониманию их послания (см. «Послание Врат Солнца»), я уже знаю, кого могут представлять изваяния древнего церемониального центра.
Хотя Бородатый монолит – наименее реалистичная из всех скульптур Тиауанако, нет сомнения в том, что она изображает тех же персонажей, что и перечисленные стелы, а также головы в шапках на стенах храма, т.е. пришельцев. Они были обожествлены тиауанаканцами. Для поклонения им и предназначались эти скульптуры.
Фигура Бородатого монолита изваяна в полный рост. Это позволяет сделать вывод о том, что пришельцы были одеты не в космические скафандры, а в более легкие средства защиты, которые, скорее всего, включали в себя очки, респиратор, перчатки (из-за них пальцы такие растопыренные) и комбинезон с капюшоном. Некоторые модели защитных костюмов сконструированы так, что в области шеи под подбородком имеется свободное пространство клинообразной формы для облегчения процесса дыхания. Думается, именно его изображение и принимают за бороду монолита.
Фото 14[19]. Снимок 2004 г.
Боковые поверхности стелы в области туловища украшены длинными толстыми змеями (фото 14), а спереди внизу помещены изображения пум с человеческими лицами (см. фото 13). Легко предположить, что у пришельца был летательный аппарат, возможно, даже ранцевого типа, поскольку стела имеет форму прямоугольного параллелепипеда со скругленными углами. Змеи – это шланги. Пумы символизируют огонь и опасность, которые исходят от сопел двигателя.
Изображение пум – андских львов на платье монолита связывает его с островом Титикака (островом Солнца) – началом начал тиауанаканской цивилизации. У. Салливан пишет:
«Хотя хронисты обычно определяли слово Титикака как «свинцовая скала или утес», слово тити имеет и в кечуа, и в аймара второе значение: пума, или андский горный лев, чей унылый серый мех может объяснять его ассоциацию со свинцом. Так что Титикака означает также «утес льва»…»[20].
Педро Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу», в главе V «О том, что говорят эти жители о Тисивиракоче…» дает описание произошедшего в незапамятные времена на основе мифов индейцев и их понимания событий:
«…Долго пребывали они, не видев солнца, и …испытывая большие трудности в связи с его отсутствием, они заголосили и взмолились тем, кого они считали богами, попросив у них света, [ибо] в нем испытывали недостачу; и в это самое время вышло с острова Титикака, расположенного внутри большого озера Кольяо, неимоверно ослепительное солнце, и все обрадовались ему, а после того как это произошло, сказывают, к Южным краям пришел, явившись, белый человек крупного телосложения, и в чьем облике и внешности сказывалась и большая власть и почтение, и что у этого мужчины, как они увидели, была такая могучая сила, что из холмов он творил равнины, а из равнин большие горные хребты, извлекая живые источники из камней. И как узнали они о такой его силе, назвали его Творцом всех созданных вещей, Началом их, Отцом солнца, потому что помимо этого, говорят, он создал другие важные вещи, дал жизнь людям и животным; и, говоря кратко, от Его руки к ним пришла заметная польза. И этот [Создатель]… ушел по дороге, [проложенной в] горной местности, по направлению к Северу, творя и осуществляя эти чудеса, и что никогда они больше его не видели. Во многих местах говорят, что он установил для людей порядок, как им жить, и что говорил он с ними дружелюбно и с всею мягкостью, наказывая им быть добрыми, и чтобы не наносили они друг другу ни вреда ни оскорбления, а наоборот, любили друг друга, и чтобы все были милосердными. В основном и по большей части его называют Тисивиракоче, хотя в провинции Кольяо они называют его Туапака [Tuapaca], а в других местах этой провинции – Арнава [Harnava или Arnahuan]. Во многих краях ему построили храмы, куда поместили каменные статуи, на него похожие, и перед ними они совершали жертвоприношения; огромные статуи, находящиеся в селении Тиагуако [Tiaguaco – т.е. Tiahuanacu], считают, что они бы[ли построены] с тех времен; хотя хорошо известно то, что они рассказывают о Тисивиракоче, и что это дело [далекого] прошлого, о чем я пишу, но они не могут ничего больше рассказать о нём, в какое место не прибудь»[21].
Таким образом, возможно, что Бородатый монолит – это и есть Виракоча, появившийся на острове Титикака в период длительной тьмы, сиречь обобщенный образ пришельцев, приземлившихся в районе озера около 1400 г. до н.э.[22], по расчетам, сделанным на основе точки зрения З. Ситчина.
Однако если базироваться на мнении А. Познански, то сам Бородатый монолит и весь Храм каменных голов имеют гораздо более древний возраст. Этот храм он относил к первому периоду Тиауанако и расценивал его как единственное сохранившееся сооружение, относящееся исключительно к первому периоду. В то же время возраст Тиауанако второго и третьего (последнего) периодов составлял, по его подсчетам, более 10000 лет. Датой закладки Каласасайи он называл 15000 г. до н.э.[23], а это было во втором периоде. Точно датировать первый период А. Познански затруднялся. Он писал:
«Что касается первого, или доисторического, периода Тиуанаку, как мы решили назвать его, он гораздо более отдален, и у нас нет, из-за современного состояния науки, никаких оснований для создания астрономических вычислений; скорее, мы можем использовать только геологические основы для определения периода, в котором он был построен, метод, который не позволяет выразить в цифрах возраст, но только выдвинуть гипотетическое утверждение о геологической эпохе, и это также только в пределах современного состояния наших знаний в этой области»[24].
Создан Бородатый монолит, должно быть, позже первого появления астронавтов, когда реальные персонажи превратились в богов, а их защитное снаряжение было переосмыслено в длинное платье, украшенное пумами и змеями, высокую шапку, бороду и огромные глаза. Кстати, о шапке. На фото 15 видно, что в верхней части стелы в районе головы и шеи вырезаны изображения животных, похожих на лис. Что они означают и почему размещены на голове, я не знаю. Единственное, что приходит на ум, – это лиса храма Пачакамака. Быть может, здесь есть связь, тем более что храм Пачакамака, – как мне кажется, скорее всего, ровесник Тиауанако.
Напоминают Бородатый монолит стелы церемониального комплекса Конко-Ванкане, который был тесно связан с Тиауанако. Они хорошо сохранились, и я решила, что это поможет мне лучше понять, что изображено на Бородатом монолите. Поэтому я исследовала материалы археологического сайта Конко. О религиозном центре, таком же древнем, как Тиауанако, и его скульптурах читайте в статье «Конко-Ванкане».
Монолит Беннетта
Храм каменных голов использовался также тиауанаканцами второго периода после того, как, по данным А. Познански, они раскопали его. И более того, в Храме каменных голов «они, похоже, черпали свое вдохновение» «для возведения и архитектуры» «большого четырехугольника» Каласасайи[25].
Во втором периоде тиауанаканцы (А. Познански их называет только «они» и никак более) использовали монолиты из песчаника, принадлежавшие храмам предыдущего периода.
«…Они переделывали их, ретушировали их и придавали форму в соответствии со своим собственным мерилом, со своим новым стилем и символическим декором, – писал он. – Красноречивым примером, иллюстрирующим улучшение предыдущих работ, является ретуширование колоссального идола, которого они нашли в храме первого периода«[26].
«Примитивный грубо сработанный идол, как те, что находились рядом с ним»[27], «получил новую форму, и был покрыт символическими надписями новой эпохи»[28].
В другом месте книги А. Познански, снова упоминая об этом «гигантском изваянии из красного песчаника, полностью покрытом надписями», говорит о том, что его «ретуширование« было сделано, более вероятно, в течение третьего, нежели второго периода[29].
Фото 16[30]
Речь, несомненно, идет о монолите, который называется стелой Беннетта (фото 16) – по имени нашедшего его во время раскопок в храме американского археолога У. Беннетта.
Боливийские археологи в лице директора Национального института археологии Боливии Освальдо Риверы (Oswaldo Rivera) считают, что монолит, имеющий высоту 7,30 м и весящий около 20 т, был вырезан через 300 лет после Рождества Христова и представляет собой фигуру человека, лицо которого скрыто под церемониальной маской[31]. Руки статуи держат ритуальные предметы эпохи. Какие это предметы, никто с уверенностью говорить не берется. Исследователи предполагают, что это могут быть два керо или один керо и жезл и т.д.
Фото 16a. Абрис руки стелы Беннетта, держащей керо. Фото 16b. Деревянный керо. Коллекция Археологического музея R.P. Gustavo Le Paige S.J.
Чилийские ученые считают, что в руках божество держит керо и лоток (tableta) для приема галлюциногенов (фото 16a – 16d). Эти лотки и другие предметы, использовавшиеся для приготовления и употребления галлюциногенов, такие, как трубки, ступки, чашки, ложечки, во множестве были найдены в районах, связанных с Тиауанако. Так, в захоронениях Сан-Педро было зарегистрировано 560 лотков[30a].
Фото 16c. Абрис руки стелы Беннетта, держащей деревянный лоток. Фото 16d. Деревянный лоток из Чиучиу (Chiuchiu). Коллекция Этнографического музея Гетеборга
Кого изображает монолит? Нет сомнений в том, что он является статуей божества – идолом. Но какого божества? Только аймарские амауты высказались определенно, назвав монолит Беннетта своим божественным предком.
Фото 17[32]
Сложную орнаментальную композицию, которая покрывает весь монолит (фото 17 и 18), Артур Познански сразу посчитал календарем, за что подвергся насмешкам современников. «После смерти Познански, – пишет Эрих фон Дэникен, – профессор Ханс Шиндлер Беллами (Hans Schindler Bellamy) и д-р Пол Аллен (Paul Allen) взялись за работу над резьбой на огромной статуе, известной как Великий Идол. Это было уже через несколько лет после второй мировой войны. И опять же был сделан вывод, что это был своего рода календарь. Профессор Шиндлер Беллами даже считал, что резьба на статуе была старше, чем та, что на Воротах Солнца. <…> Иллюстрации на Великом Идоле составляют наиболее феноменальный календарь, какой можно себе представить, и астрономические даты, изображенные на нем, уходят так далеко, как 27000 лет до Рождества Христова»[33].
Фото 18[34]. Орнамент на спине монолита
Освальдо Ривера также считает резьбу на статуе «календарем, сопоставимым по сложности и великолепию только с тем, что находится на Воротах Солнца»[35].
Подробнее о Великом Идоле читайте в статье «История монолита Беннетта и храма в Мирафлорес».
Продолжение: с. 2
[4] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[5] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html#!prettyPhoto[gallery2]/1/
[6]Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[17] Хэнкок Г. Следы богов (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).
[20] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[21] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text10.htm).
[22] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[23] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[24] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[25] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[26] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[27] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[28] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[29] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[30] http://www.flickr.com/photos/miroab/4643347257/sizes/o/in/photostream/
[30a] Gallardo F., Cornejo L., Berenguer J. Identidad y Prestigio en los Andes. Gorros, Turbantes y Diademas. Santiago de Chile, 1993 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/identidad-y-prestigio-en-los-andes-gorros-turbantes-y-diademas/).
[32] Daniken E. von. Twilight of the Gods (http://www.scribd.com/doc/54592190/Twilight-of-the-Gods-the-Mayan-Calendar-Erich-Von-Daniken).
[33] Daniken E. von. Opus cit. (http://www.scribd.com/doc/54592190/Twilight-of-the-Gods-the-Mayan-Calendar-Erich-Von-Daniken).
[34] Daniken E. von. Opus cit. (http://www.scribd.com/doc/54592190/Twilight-of-the-Gods-the-Mayan-Calendar-Erich-Von-Daniken).
[35] http://www.eldiario.net/noticias/2002/2002_08/nt020814/6_02clt.html