Храм каменных голов, окончание
К вопросу о тюрбане
Многие считают, что статуи Храма каменных голов изображены в тюрбанах, особенно это касается статуй, которые сейчас находятся у стен церкви в городе Тиауанако (фото 23 и 24). Головной убор статуй, конечно, не слишком похож на тюрбан и размером маловат, но я все же решила исследовать этот вопрос.
Прежде всего, я выяснила, что тюрбан обычно наматывается сверху на шапку или тюбетейку и может состоять как из плоских полотнищ, так и из скрученных в жгут, как в нашем случае. Но на древних изображениях шумеров и, в частности, аннунаков, к которым ведут нас Оракул Покотии и З. Ситчин, я тюрбанов подобного фасона не нашла. Видимо, ни боги, ни жрецы в те времена таких головных уборов не носили.
По слову «тюрбан» я разыскала несколько схожих современных конструкций из скрученных в жгут полотнищ. Но они красовались только на раджастханцах (фото 41).
Фото 41. Житель шт. Раджастхана, Индия (2009)[1]
Раджастханцы – группа этнически родственных народностей. Они составляют основное население штата Раджастхан в Индии, живут также в Пакистане. Этническая основа раджастханцев начала формироваться с Индской, или Хараппской цивилизации на основе древних индоарийских народов.
Индская цивилизация – одна из древних цивилизаций человечества наряду с древнеегипетской и шумерской. Она развивалась в долине реки Инда в XXIII – XIX вв. до н.э.[2]
К Индской цивилизации относится знаменитый город Мохе́нджо-Да́ро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов). Его руины расположены на территории Пакистана. Мохенджо-Даро возник около 2600 г. до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Он является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.
Фото 42[3]
Мохенджо-Даро (фото 42) имел почти идеальную планировку, в качестве основного строительного материала здесь использовался обожжённый кирпич. В городе была система канализации и общественные туалеты[4].
Раскопки Мохенджо-Даро обнаружили картину его внезапной гибели. Скелеты жителей лежали там, где их застала катастрофа. Они не были похоронены. Город никогда больше не возродился и лишь в 1920-х гг. был раскопан британскими археологами и тщательно исследован. Поскольку в развалинах города были найдены куски камня, превратившегося в стекло, а радиационный фон продолжал оставаться высоким, было выдвинуто предположение, что Мохенджо-Даро погиб в результате ядерного удара в войне богов.
Фото 43. Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро, мыльный камень. 3 – 2 тыс. до н.э.[5]
Было бы, конечно, очень заманчиво связать Индскую цивилизацию и Мохенджо-Даро с Тиауанако. Но, к сожалению, Мохенджо-Даро никак не похож на то, что мы видим в Тиауанако, может быть, прежде всего, из-за мелкого кирпича. Ну, разве что его бассейн напоминает большой полуподземный храм, а его цитадель на холме – Акапану, второе имя которой Пукара – Крепость. Но вот жрец Мохенджо-Даро (фото 43) уж совсем ничего общего не имеет со статуями Тиауанако и Пума-Пунку. А протоиндийская письменность совершенно не похожа на шумерскую клинопись и, к тому же, до сих пор не дешифрована.
Поскольку головные уборы большинства статуй напоминают береты эпохи Возрождения, я поискала и среди них. В такой шапке принято изображать, например, Эразма Ротердамского (фото 44).
Фото 44[6]
Нужно сказать, что художники эпохи Возрождения довольно часто писали европейских мужчин в тюрбанах (фото 45). Видимо, в ту пору они были в моде.
Фото 45. Томмазо ди Джиованни. Портрет молодого человека, 1423 – 1425 гг.[7]
Кстати, на фреске итальянского живописца эпохи Возрождения Филиппо Липпи (1457 –1505) «Вождение дракона Святым Филиппом из храма в Иеорополе» (1487 – 1502) часовни Строцци во Флоренции (фото 46) изображен мужчина в тюрбане раджастханской конструкции (фото 47).
Фото 46[8]. Общий вид фрески
Фото 47[9]. Фрагмент фрески (группа, изображенная в ее правой части)
В принципе подобие тюрбана делаем и мы из банного полотенца, помыв голову. Так что мысль накрутить жгуты вокруг головы, чтобы что-то замаскировать, могла придти в голову не только людям с Востока, но в первую очередь, наверное, все же им и тем, кто знаком с их культурой и обычаями.
Фото 48[10]
Чтобы закрыть вопрос о тюрбанах я решила найти изображение головного убора, схожего с высокой шапкой монолита с фото 39. Такие шапки исследователи Тиауанако также называют тюрбанами. Я долго искала такой тюрбан и нашла его только на картине «Поклонение волхвов» (фото 48) итальянского художника Андреа Мантеньи (около 1500 г.). Ну и, конечно, не могла не полюбопытствовать, кто такие волхвы. Вот вкратце, что я узнала о них[11].
Волхвы́ (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги (санскр. — mah, клинописное — magush, латинское — magis, русское — жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Их мудрость и сила заключалась в знаниях различных тайн, недоступных обыкновенным людям. Волхвы были известны практически во всех культурах Древнего Ближнего Востока.
Волхвы, или мудрецы могли владеть разной степенью «мудрости» – от простого знахарства до научного знания. Волхвы, или маги являлись особым классом у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции.
Магия, или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии. Здесь волхвы существенно отличались от жрецов. Жертву богам, например, приносили жрецы, а изъясняли сны, предсказывали будущее волхвы. У них был свой глава, так называемый раб-маг, который был одним из ближайших соратников вавилонского царя. Ассиро-вавилонские волхвы были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимом магов.
У египтян также были мудрецы, или волхвы. Их волхвование весьма близко напоминает подобную мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян волхвы отличались большей серьёзностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений.
От ассиро-вавилонян волхвы перешли и к персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился и у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг, или волхв у персов получило значение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов, или волхвов. Из Персидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским.
В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мёртвых (некроманты) и пр.
В евангелии сказано, что к Христу в Иерусалим «пришли с востока Волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский» (Матф. II, 1 и 2). В евангельском подлиннике слово «волхвы» звучит как «маги», что обычно означает людей, искусных в чародействе. Между тем в античные времена слово «маг» имело довольно определённое значение. Так именовали жрецов иранской религии, которая ко времени Рождества Христова была широко распространена не только на Востоке, но и в самой Римской империи. Волхвы, поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода. О них сложился целый цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трёх рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их — Каспар, Мельхиор и Валтасар.
Вполне возможно, что волхвами – магами и жрецами, учеными и советниками царей могли быть представители той цивилизации (цивилизаций), к которой принадлежал древний Тиауанако, т.е. пришельцы. Может быть, что именно они ввели моду на тюрбаны, так хорошо скрывающие все, что нужно скрыть, – от необычной формы черепа до шлема.
Конечно, можно говорить о том, что божества, обосновавшиеся в Тиауанако, прибыли сюда из своих резиденций на Востоке. Но может быть и наоборот: из Тиауанако они отправились на Восток и там ввели соответствующую религию, моду и письменность, а в Андах по каким-то внутренним причинам письменность запретили. Скорее всего, они постоянно путешествовали туда и обратно, беря с собой своих приближенных из землян, которых они сами и сотворили. Только где? Камни Ики указывают на Южную Америку. Может статься даже, что первичным морем Намму, из которого вышли люди, была Титикака?
Однако сходство головных уборов статуй с тюрбанами весьма условно. То, что действительно связывает божеств Тиауанако с шумерами, – это Оракул Покотии. Но, возможно, шумерская клинопись появилась на нем тысячелетия спустя и была сделана без их ведома. Ведь на других статуях нет клинописи.
Спустя почти полгода после публикации этого материала я все же нашла фотографии андского головного убора, который оценивается специалистами Бруклинского музея, где он находится, как тюрбан (фото 1 и 2).
Фото 1 и 2. Тюрбан. Размеры: 853,4×6 см. Материал: хлопок, шерсть верблюдовых, перья. Место находки: южное побережье Перу. Культура: Паракас. 300 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклинский музей[i]
Такую конструкцию тюрбана не назовешь обычной. Он формируется из довольно узкой ленты шириной всего 6 см при длине почти 9,5 м. Несмотря на свой внушительный возраст (300 г. до н.э. – 100 г. н.э.), ткань тюрбана прекрасно сохранила древние орнаменты. Ведь ее делали мастера загадочной культуры Паракаса.
Фото 3. Церемониальный комплект. Размеры: 470×950 мм. Материал: текстиль. Культура: Чиму. Период: Поздний промежуточный, 1100 – 1470 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[ii]
Тюрбан из гробниц Паракаса подсказал мне, что ткань, прикрепленная к шапке, входящей в комплект церемониального облачения культуры Чиму (фото 3), также может быть уложена в виде тюрбана. В таком случае получится головной убор, как у волхва на фото 48.
Фото 4[iii]. Экспонат Музея нации, Лима
Встретилась мне и фотография головы мумии в тюрбане культуры Наски (фото 4). Но можно ли назвать эту довольно несложную головную повязку из недлинного куска ткани тюрбаном?
Фото 5. Шапка-тюрбан. Размер: 28 см в высоту. Материал: текстиль. Культура: Наска. 700 – 1000 гг. н.э. Горизонт Уари–Тиауанако. Чилийский музей доколумбового искусства[iv]
Всего я нашла фотографии четырех тюрбанов, и все они относятся к культурам побережья разных периодов. Самый древний из них – паракасский, самый поздний – царства Чиму, а средний по возрасту – тюрбан культуры Наски периода империи Уари (фото 5). В Чилийском музее доколумбового искусства этот экспонат определили как шапку-тюрбан. Полоса ткани, из которой он сделан, формирует головной убор, близкий по форме к шапке-четырехуголке жрецов Уари и Тиауанако, которая называется чуку. Можно предположить, что фасон чуку стал настолько престижным для местной элиты провинций империи Уари, что даже повлиял на манеру укладывать материю тюрбана.
Фото 6[v]. Керамический сосуд культуры Наски
Среди скульптурных керамических сосудов культуры Наски мне встретились изображения мужского и женского божеств в головной повязке, которую также можно назвать тюрбаном (фото 6 и 7).
Фото 7[vi]. Керамический сосуд. Культура Наски. Национальный музей антропологии, археологии и истории, Лима, Перу
Кем были, откуда пришли и что носили на голове боги во плоти, которые стали прототипами для статуй Тиауанако, эти вопросы остались открытыми. Но что понимают перуанские ученые под словом «тюрбан» применительно к головным уборам Андского мира в древности, мне все же удалось выяснить. Так, в Глоссарии Интерактивного каталога Музея Рафаэля Ларко (Лима, Перу) сказано: «Тюрбан – головной убор, состоящий из элементов, обернутых вокруг головы, а иногда и вокруг подбородка»[vii]. Другими словами, понятие «тюрбан» охватывает не только головной убор, характерный для определенных частей Старого Света, т.е. тюрбан в нашем понимании, но и любые не сшитые головные уборы из прямоугольного куска ткани разной длины и ширины, даже тот, что мы назвали бы головной повязкой.
Несомненно, в языках коренных народов Анд были свои названия для соответствующих головных уборов. Некоторые из них, возможно, забылись, некоторые – в ходу и сейчас, как чуку и чульо. Но в научной литературе предметы одежды (и не только) по большей части принято называть терминами, применительными к культурам Старого Света, скажем унку – туникой, или же использовать вместо термина описание предмета, например, вместо чуку говорить «четырехугольная шапка». Особенно это касается доинкской истории, поскольку исконные названия многих вещей, которые входили в состав костюма Инкской империи, были записаны испанскими хронистами.
[11] http://ru.wikipedia.org/wiki/Волхвы
[ii] http://www.precolombino.cl/coleccion/2011/06/08/vestuario-ceremonial/
[iii] http://www.taringa.net/posts/apuntes-y-monografias/12669224/antiguas-culturas-sudamericanas.html
[iv] http://precolombino.cl/coleccion/gorro-banda-cefalica-tipo-turbante/
[v] http://www.latinamericanstudies.org/nazca/anthropomorphic-spouted-vessels.htm
[vi] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4446678966/in/photostream/