Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.1.3. Змееподобные сущности, или цепи ДНК
Фото 1. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 15,24×71,12 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: IV – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[1]
Фото 2. Фрагмент вышитой каймы покрова. Размеры: 74,5×15 см. Паракас, Перу. Ранняя часть Раннего промежуточного периода (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Текстильная коллекция, Музей археологии и антропологии, Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания[2]
Сразу в трех музеях мира – Музее археологии и антропологии Кембриджского университета, Британском музее и Метрополитен-музее искусств – хранятся фрагменты каймы с почти одинаковым мотивом из двух переплетающихся лент. На первый взгляд кажется, что в трех музеях находятся три фрагмента одного и того же покрова. Но если присмотреться, то можно отыскать отличия, в первую очередь, в узоре лент. Следовательно, мы имеем дело с фрагментами трех разных покровов. Это говорит о распространенности данного мотива и его важности для Паракаса. Метрополитен-музей искусств датирует кайму IV – III вв. до н.э., Музей археологии и антропологии Кембриджского университета 200 г. до н.э. – 200 г. н.э., а Британский музей 1 – 500 гг. н.э., и лишь он указывает на место находки – Некрополь Паракаса.
Фото 3. Текстильный фрагмент с бахромой. Размеры: длина 12 см (+3 см бахрома), ширина: 57 см. Материалы и техники: тканевая основа полотняного переплетения из хлопка, покрытая вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками красного, индиго, зеленого, желтого и коричневого цветов. Культура/период: Паракас(?). Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Некрополь Паракаса. Британский музей[3]
Комментирует изображенное на кайме также только Британский музей. Он описывает его следующим образом: «Две длинные переплетенные змеевидные фигуры с головой в виде четвероногого существа – рептилии; узорные тела; внутри овальных полей, создаваемых смыкающимися телами, находятся маленькие фигуры – кошачьего, млекопитающего с длинным клювовидным отростком и лягушки(?), вторая лягушка появляется рядом с «головой» змея»[4].
Фото 4[5]. Крупный план «лягушки» с каймы из Британского музея
На мой взгляд, «лягушка» (фото 4) больше похожа на маленькую черепашку в маске человека, а четвероногий змей (фото 5) – на двойную рыбу Паракаса.
Фото 5[6]. Крупный план правого края фрагмента покрова из Британского музея с «четвероногим существом – рептилией» и «лягушкой»
На двух других фрагментах каймы вышито зеленое существо, похожее на скорпиона. Но оно в принципе представляет собой уменьшенную копию создания, являющегося головой змея, рядом с которой и расположено (фото 6).
Фото 6. Фрагмент вышитой каймы из Метрополитен-музея искусств[7]
Весьма схожие создания изображены на текстильных фрагментах, хранящихся в Музее археологии и этнологии Пибоди (фото 6а), в каталоге которого они названы ящерицами. Среди них есть те, у которых почти человеческие маски/головы, а также маски/головы, более напоминающие кошачьи, и др. Создания обладают телом, таким же, как переплетающиеся змеи на кайме покровов. Кем они являются? Может быть, это – одна из начальных форм на пути создания человека и животных? А поскольку под зверем в кошачьей маске всегда подразумевается динозавр, то, может статься, и динозавры – творения богов во плоти?
Фото 6а. Текстильные фрагменты из коричневого хлопка с бахромой, вышитые стебельчатым швом шерстяными нитками красного, желтого, синего, розового, бежевого цветов. Размеры: 6,5×3,5 см. Культура/период: Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период, фаза-2. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас(?). Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[7a]
Особый интерес вызывают, конечно, вышитое на всех фрагментах создание «с длинным клювовидным отростком» – такое же, как то, что изображено на сосуде с фото 19, с. 16, и похожее на него существо в кошачьей маске, т.е., по моему мнению, динозавры. Они изображены как с двумя, так и с четырьмя ногами. Крупным планом заснят только динозавр с каймы из Музея археологии и антропологии Кембриджского университета (фото 7).
Фото 7. Крупный план фигуры динозавра с каймы из Музея археологии и антропологии Кембриджского университета
У меня не вызывает никаких сомнений то, что переплетающиеся змеи – это двойная спираль ДНК, а вся композиция каймы посвящена сотворению человека (а, может, и не только) богами во плоти.
Фрагмент каймы. Поздний Паракас, около 300 – 200 гг. до н.э.[7b] Уже после публикации данного материала я нашла фотографию еще одного фрагмента каймы. (Он взят из книги: Ferdinand Anton. Ancient Peruvian Textiles. New York: Thames and Hudson, 1987.) О сущности змеев на ней говорится более определенно. Голова у них изображена здесь не как неведомое четвероногое создание, а как маска, которая в Паракасе символизирует божество и имеет отношение к богам во плоти. |
Фото 8[8]. Внешний бортик каймы и бахрома фрагмента из Британского музея
На крупном плане фото 8 видны вышитые на бортике каймы крошечные спирали в виде змей с круглой головой и высунутым языком и телами, покрытыми шипами, которые есть и на современном изображении двойной спирали ДНК (фото 10).
Фото 8а. Деревянная скульптура из коллекции Абрахама Весьаны Гутьереса (Abraham Veciana Gutiérrez)[8a]
Среди деревянных скульптур, связанных с камнями Ики, помимо тех, на которых люди взаимодействуют с динозаврами, существует фигура, держащая в руках змееподобную сущность (фото 8а). Кроме того, есть камень, на котором, по мнению некоторых исследователей, также изображена спираль ДНК, которая показана тоже в виде змея (фото 9).
Фото 9[9]. Композиция, выгравированная на камне Ики, с изображением спирали ДНК. Музей гравированных камней Ики Хавьера Кабреры, Ика, Перу
На фото 10 можно видеть современное изображение дойной спирали ДНК и можно констатировать, что переплетающиеся змеи на фрагментах каймы создают очень похожий узор.
Фото 10[10]. Двойная спираль ДНК
В Метрополитен-музее хранится кусочек каймы (фото 11), видимо, из той же тематической серии, что и уже упомянутые три фрагмента. На нем вышиты схожие змеи и зеленый «скорпион». Змеи короче и составляют они Х-образную фигуру, которую в исследуемом контексте, разумеется, хочется назвать хромосомой. (Ее современное изображение показано на фото 12.) Одна змея без головы как бы рассекает надвое другую с двумя головами.
Фото 11. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 10,16×16,51 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: IV – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[11]. Фото 12. Хромосома[12]
После того как мне стал понятен смысл мотивов с переплетающимися лентами-змеями, я еще раз пересмотрела свою коллекцию фотографий текстиля в стиле Некрополя Паракаса и нашла, что такие ленты есть на очень многих композициях, где они показаны как змееподобные сущности. При этом они могут быть изображены как с шипами (зубчиками, завитками) по всей длине (фото 13), так и без них (фото 14).
Фото 13. Мотив каймы покрова крупным планом. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[13]
Особенно впечатляет мотив покрова из коллекции Думбартон-Оакса (фото 14). На нем широкую прямую ленту, идущую вдоль позвоночника персонажей, обвивает змея, весьма похожая на спираль ДНК. Среди персонажей есть обезьяны, что снова заставляет вспомнить о гипотезе доктора Кабреры, который считал, что людей боги во плоти сотворили, используя обезьяну (подробнее см. I.2.3.2.3. Расписанные маски ложных голов фардо, с. 9).
Фото 14. Крупный план участка покрова с каймой. Размеры покрова: 129×276 см. Материалы: шерсть, хлопок. Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, 100 – 200 гг. н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[14]
В плане исследования лент, похожих на цепи ДНК, большой интерес представляет орнамент покрова из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 15 – 19).
Фото 15[15]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу
На мотиве покрова присутствует преимущественно морская тематика, главным образом рыбы. Даже гигантская голова божества, вызывающая ассоциации с искусственно деформированными черепами паракасцев, составлена из двух двойных рыб Паракаса.
Фото 16[16]. Крупный план основного поля покрова с каймой
Фото 17[17]. Крупный план мотива каймы покрова
На мотиве покрова цепи ДНК, или змеи, исходящие из области ушей и талии божества, соединены с двойной рыбой Паракаса. При этом рыба не является естественным завершением змеи, как это обычно бывает с головой/маской змеи. Между рыбой и лентой проведена прямая линия, которая говорит о том, что они были составлены вместе искусственно, срощены.
Фото 18[18]. Крупный план мотива на основном поле покрова. Фото 19. Этот же мотив, повернутый на 180о
Фигура божества показана на основном поле покрова как вверх, так и вниз головой. В положении вниз головой оно предстает в обличии морского чудовища с огромной зубастой пастью (фото 19).
Продолжение: с. 18
[1] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50000630?rpp=20&pg=4&ft=*&who=Paracas&img=1
[3] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=345353&objectid=477648
[4] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=345353&objectid=477648
[5] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=596275&objectid=477648
[6] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=421836&objectid=477648
[7] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50000630?rpp=20&pg=4&ft=*&who=Paracas&img=1
[7a] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/91/title-desc?t:state:flow=d1eb3a77-7553–4661-ad8b-915a7ab18023
[8] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=596277&objectid=477648
[8a] http://www.abradamus.com/p/toda-la-historia-en-construccion.html#.U2ZpEldWgto