Исторический костюм Андского мира
Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ
Развитие текстиля началось с изготовления непрерывных нитей посредством скручивания волокон различного происхождения, которые потом связывались или сплетались, чтобы построить первые текстильные структуры. Необходимость натяжения эластичных нитей для получения более широких поверхностей привела к созданию ткацкого станка и его аксессуаров[1].
Начало ткачества в Центральных Андах специалисты датируют 3000 г. до н.э., поскольку именно к этому времени относятся находки на Северном побережье Перу в Уаке Приете древнейшего текстиля, сделанного на станке. Следующим этапом в развитии ткачества стало богатейшее текстильное производство Паракаса (между 700 и 100 г. до н.э.), культуры, которая была одной из самых плодовитых с точки зрения количества выработанных тканей. Они были найдены в достаточно хорошей сохранности в нескольких долинах Южного побережья Перу, таких, как Писко, Ика и Наска. Культура Паракаса разработала множество различных методов декорирования тканей и, в частности, вышивку (фото 1 и 2), которая позволяла показывать фигуры не только анфас и в профиль, но и в различных положениях[2].
Фото 1. Покров. Размеры: 257×121 см. Материалы: шерсть, хлопок. Техники: ткань полотняного переплетения, вышивка. Культура: Паракас. Раскопки: Вари-Кайан. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[3]. Фото 2. Крупный план участка с каймой
Техники Паракаса были восприняты культурой Наски (100 г. до н.э. – 700 г. н.э.). Следует отметить в текстиле этой культуры присутствие всего технического и хроматического репертуара, имеющегося в Андах, хотя многие из методов, бывших в большом ходу у Наски, после завершения периода ее существования исчезают.
Фото 3. Покров или мантия (фрагмент каймы). Размеры: 148×62,2 см. Материал: хлопок, шерсть верблюдовых. Место находки: Южное побережье, Паракас, Перу. Культура: Наска. Даты: 100 – 300 гг. н.э. Период: Ранний промежуточный период. Бруклинский музей, США[4]
В эпоху Наски была разработана сложнейшая техника создания из ниток объемных красочных фигурок людей, животных и растений (фото 3), которыми украшались ткани и одежда. Кроме того, производились различные аксессуары, которые были частью повседневной жизни насканцев, например, кушаки, сумки, сандалии и веера, шапки, тюрбаны и головные повязки. Эти методы и стили все еще в той или иной мере присутствуют на последующем текстиле, хотя у культур уарийцев и инков предпочтение отдается гобеленовой технике[5].
Фото 4 – 7. Головной убор и пончо. Размеры пончо: 78×68×6 см. Материалы: хлопковая ткань, перья. Культура/народ: вероятно, Чиму. Дата создания: 900 – 1450 гг. н.э. Место: регион Ламбайеке, Перу. Национальный музей американских индейцев, США[6]
Среди следующих за Наской культур следует отметить ткаческое искусство культуры Чанкай (1000 – 1430 гг. н.э., Центральное побережье Перу) с уникальным развитием техник тонкого газа, сетчатых тканей, брокадо и гобелена, а также похоронных масок и объемных кукол. В то же время текстиль культуры Чиму (900 – 1400 гг. н.э., Северное побережье Перу) выделяется сложными церемониальными костюмами из нескольких предметов с аппликациями из перьев (фото 4 – 7), металлов и объемных накладок из ткани[7]. Инкская империя (1300 – 1532 гг. н.э.) поставила себе на службу ткачей всех присоединенных земель. Лучшие мастера Чиму и Чанкая работали в имперских мастерских и привносили свои знания, умения и традиции в имперский текстиль.
Фото 8[8]. Унку. Размеры: высота 91 см, ширина 78,5 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Техника: гобеленовое переплетение, вышивка иглой. Период: 1501 – 1600 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский колониальный. Место происхождения: Пачакамак, Центральное побережье Перу. Музей Америки, Мадрид, Испания
1. Техники построения структуры текстиля
Текстиль изначально не был тканым. До изобретения ткацкого станка текстиль, используемый, в частности, как одежда, вырабатывался путем переплетения нитей пальцами или с помощью иглы. Некоторые из таких техник были впоследствии усовершенствованы и применялись для создания церемониального текстиля наряду с ткацкими.
Нетканый текстиль изготавливается из нитей, которые всегда соединяются в одном направлении: по вертикали (например, веревки) или по горизонтали (например, рыболовные сети), т.е., говоря словами специалистов, он имеет одну систему нитей. Тканый текстиль всегда изготавливается из двух потоков (систем) нитей, которые соединяются в противоположных направлениях: одна система нитей имеет вертикальное направление (основа), а другая горизонтальное (уток)[9].
Понятия «основа» и «уток» являются основополагающими при изучении текстиля, в том числе и нетканого, поскольку этими терминами, в частности, определяют направление работы.
Фото 1[10]. Текстильная структура из двух систем ниток: уток (синий цвет) и основа (красный). Полотняное переплетение
Основой (фото 1, красный цвет) называют нити, которые в самом начале работы навивают (натягивают) на раму или параллельные жерди ткацкого станка. Они расположены относительно ткача вертикально. Утком (фото 1, синий цвет) называют нити, которые ткач переплетает с фиксированными нитями основы в процессе работы. Они расположены относительно ткача горизонтально. В соответствии с этим при определении направления переплетения нитей, даже если речь идет о текстиле с одной системой нитей, направление переплетения нитей по вертикали называют направлением по основе, а направление нити по горизонтали – направлением по утку.
Для меня наибольший интерес представляют нетканые техники древних андских мастеров, которые были развиты поздним Паракасом (ранней Наской) и применялись некоторыми другими культурами доколумбового Андского мира, однако впоследствии были забыты и не используются сейчас. С их помощью насканские мастера делали текстиль невероятной сложности и красоты. Думается, этот феномен является исключительно андским. Поэтому на нем стоит остановиться более подробно.
1.1. Нетканый текстиль:
текстиль из одной системы нитей[11]
Нетканый текстиль в зависимости от направления работы делится на две группы: 1) текстиль из одной системы нитей основы – вертикальное направление и 2) текстиль из одной системы нитей утка – горизонтальное направление. При этом нити могут быть свободными или зафиксированными в раме.
1.1.1. Текстиль из одной системы нитей основы
(плетение по вертикали)
Фото 2. Фалдельин. Размеры: высота 29,7 см, ширина 28 см. Материал: текстиль. Культура: Чинчорро. Период: 5000 – 2000 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[12]
Первым текстилем из одной системы нитей основы была веревка (техника скручивания, фото 3). Самые древние веревки вырабатывались из сухожилий, полос кожи и волокон диких растений (тростника, агавы) группами охотников и собирателей до начала развития сельского хозяйства и одомашнивания животных. Из веревок была сделана самая древняя текстильная одежда. 5000 лет назад уже носили юбки, состоящие из нескольких групп скрученных веревок, такие, как фалдельин (фото 2) культуры Чинчорро (Chinchorro), которая существовала в период с 5000 по 2000 г. до н.э. на южном и северном побережье современных Перу и Чили соответственно. Он сделан из шерсти гуанако (дикого верблюдового). После одомашнивания лам и хлопка веревки стали также изготавливать и из их волокон.
.….….….….….….….…
.….….……Фото 3. Техника скручивания[13]. Фото 4. Техника переплетения[14]
С помощью техники переплетения (trenzado) в Андах делали как простой текстиль, например шнуры в виде косы (фото 4), так и очень сложный с использованием более ста нитей, которые генерируют разнообразные фигуры. Примером могут служить праща культуры Наски (фото 5), и кушак (фото 6) культуры Арики.
Фото 5. Плетеная праща. Наска. Чилийский музей доколумбового искусства. Фото 6. Плетеный кушак. Размеры: 64×8 см. Материал: шерсть. Культура: Арика (Arica). Север Чили. Период: 1250 – 1350 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[15]
1.1.2. Текстиль из одной системы нитей утка
(соединение по горизонтали)
Текстильная структура из одной системы нитей утка строится из одной непрерывной нити, которая обвивает сама себя, образуя горизонтальные ряды. Для соединения рядов при обвивании генерируется 1) скрещенная петля или 2) узел. Техники соответственно называются: 1) пересекающимся обвиванием (anillado cruzado) и 2) узловязанием (исп. anudado, англ. knotting). Изготовление текстиля облегчается использованием небольших челноков или игл. Есть много вариантов данных техник. Они различаются плотностью, направлением и типом соединения или узла.
Скрещенное обвивание[16]
Фото 7. Похоронное приданое рыбака чанго. Сумка для рыбной ловли (chinguillo). Растительные волокна. Размеры: 26×46,5 см. Архаическая Арика Мехильонес (Arica Mejillones), Чили. 500 г. н.э. Музей естественной истории и Дом культуры Мехильонес, Мехильонес, Чили[17]. Фото 8. Сумка для рыбной ловли. Растительные волокна. Архаическая Арика[18]
Техника скрещенного обвивания изначально была придумана для изготовления рыбацких сетей и сумок (фото 7 и 8). Со временем она стала использоваться для создания и декорирования предметов церемониального костюма.
Фото 9. Скрещенное обвивание с шахматным расположением петель[19]
При скрещенном обвивании петли могут располагаться в шахматном порядке (фото 9), а также друг под другом, выстраиваясь в виде косички (фото 10). В последнем случае каждая новая петля обвивает перекрестие петли предыдущего ряда. Ряды, замкнутые в круг, делают текстиль цилиндрическим (фото 11).
Фото 10. Скрещенное обвивание косичкой[20]. Фото 11. Цилиндрическое скрещенное обвивание косичкой[21]
Первые примеры создания предметов церемониальной одежды техникой скрещенного обвивания на Центральном южном побережье Анд относятся к I в. до н.э. Среди них – шапки, украшенные геометрическими узорами, которые показаны на фото 12. Судя по горизонтальному направлению косичек, шапки были изготовлены плоским способом, а затем соединены по краям.
Фото 12. Шапки, сделанные в технике скрещенного обвивания косичкой. Центральное южное побережье Анд. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства (слева) и Институт археологических исследований Антофагасты, Чили (справа)[22]
Своего расцвета техника скрещенного обвивания косичкой достигла в период ранней Наски (позднего Паракаса), когда ее цилиндрический вариант стал широко применяться для изготовления, а чаще – отделки и украшения церемониальных покровов, мантий, накидок, фалдельинов и тюрбанов. Мастера Наски использовали чрезвычайно тонкие нитки и иглы, которыми они плели с большой плотностью. В результате на однотонном, обычно красном фоне возникали очень четкие и легко узнаваемые фигуры божеств с их мельчайшими атрибутами, а также геометрические узоры. (См.: 3.1.2.2. Техника скрещенного обвивания косичкой.) Примером может служить подробнейшее изображение насканского кошачьего божества на фрагменте завязки фалдельина, который дан на фото 13. При этом плетеное полотно фрагмента выглядит как связанное на спицах лицевой гладью.
Фото 13. Текстильная деталь. Размеры: длина 9 см (+48 см бахромы), ширина 7,5 см. Материал: шерсть. Техника: скрещенное обвивание. Культура: предположительно Наска. Британский музей[23]
Последующими культурами насканский вариант создания и украшения церемониального текстиля применялся редко и в небольшом объеме. Со временем искусство плетения иглой узорных композиций с эффектом лицевой глади было практически забыто. Однако техника цилиндрического скрещенного обвивания косичкой нашла свое применение в изготовлении шапок. Об этом свидетельствует церемониальная шапка культуры Чанкай, которая показана на фото 14. Если не знать, сколько этому артефакту веков, то его вполне можно принять за современную шапку, связанную спицами.
Фото 14. Шапка, выполненная в технике цилиндрического скрещенного обвивания косичкой. Код предмета: MChAP Pe-257. Размеры: 21,7×13,5 см. Культура: Чанкай (Chancay), Центральное побережье Перу. 1000 – 1470 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[24]
Узловязание
Фото 15[25]. Узловязание (узел с двойным сцеплением)
Техника узловязания (исп. anudado, англ. knotting) очень похожа на технику пересекающегося обвивания. Разница состоит в том, что в ней петли рядов не просто обвивают петли предыдущего ряда, но завязывают на них узел (фото 15).
Фото 16. Рыболовная сеть. Узловязаный текстиль. Размер: 110 см. Центральное побережье Анд. 1000 – 1400 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[26]
Как и техника пересекающегося обвивания, техника узловязания была придумана для изготовления рыболовецких сетей (фото 16) и впоследствии стала применяться для создания предметов костюма. В ней изготавливались, в частности, «царские короны» правителей Империи Уари – шапки с четырьмя зубцами, или чуку (подробнее об этих шапках и их изготовлении в технике узловязания см.: «Чуку»). Они выглядят как связанные на спицах изнаночной гладью. Такой эффект достигается благодаря использованию узла с двойным сцеплением (nudo de doble enlace).
Фото 17 и 18. Чуку, или шапка с четырьмя зубцами (два зубца не сохранились). Музейный № Am1951,14.1. Размеры: высота 11 см, ширина 12 см. Материалы и техника: шерсть верблюдовых, хлопок; узловязание. Культура: Уари. Дата: 600 – 900 гг. н.э. Найдена вместе с 15 другими шапками в захоронении Наски, Перу. Британский музей[27]
[1] Tecnología del textil andino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/vitrinas/tecnologia-textil/).
[2] Tecnologías precolombinas. Textiles (http://www.precolombino.cl/recursos-educativos/tecnologias-precolombinas/textiles/).
[3] Hilos de América – Textiles Originarios (http://www.ccplm.cl/sitio/wp-content/uploads/2013/04/cuaderno_1.pdf).
[4] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/48296/Mantle_known_as_The_Paracas_Textile/image/27934/image#
[5] Tecnologías precolombinas. Textiles.
[7] Tecnologías precolombinas. Textiles.
[9] Tecnología del textil andino.
[11] Tecnología del textil andino.
[13] Tecnología del textil andino; Tecnologías precolombinas. Textiles.
[14] Tecnología del textil andino.
[16] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/guia-de-sala/).
[17] Luis E. Cornejo B. La costa: un lugar para trascender (http://chileprecolombino.cl/).
[19] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[20] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[22] Berenguer J. Gorros del desierto. Noviembre 2006. Museo Chileno de Arte Precolombino (http://www.precolombino.cl/biblioteca/gorros-del-desierto/).
[23] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?searchText=Nasca%20textile&ILINK|34484,|assetId=291909&objectId=651239&partId=1
[24] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[25] http://www.precolombino.cl/recursos-educativos/tecnologias-precolombinas/textiles/#/tejidos-de-un-elemento/
[26] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[27] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=412517&objectid=651619