КАСИКИ
Содержание
Введение
1. ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ КАСИКИ-ПОДВЕСКИ
.….1.1. Комплекты лицевых и головных украшений
..………1.1.1. Лицевые украшения
.……….1.1.2. Головные уборы
.……………….1.1.2.1. Полукруг
.……………….1.1.2.2. «Бабочка» с птицами
.……………….1.1.2.3. «Бабочка» с летучими мышами
.….……1.1.3. Аналоги среди ювелирных изделий Тайроны
.….1.2. Костюм и жезл
..……….1.2.1. Комбинезон и обувь
..……….1.2.2. Жезл
..……….1.2.3. Некоторые гипотезы о костюме, жезле и обуви касика
Фото 1. Касики Метрополитен-музея искусств, Нью-Йорк, США[i]
Среди золотых артефактов культуры Сьерра-Невада-де-Санта-Марты, или Тайроны, периода собственно Тайроны (900 – 1600 гг. н.э.) существует небольшое количество скульптурных подвесок, которые выполнены в виде отдельно стоящих фигурок в огромных и сложных головных уборах, подобных тем, что изображены на фото 1. Головной убор может быть также сделан в более простой форме полукруга (фото 2).
Фото 2[ii]. Фигурная подвеска. Инвентарный № 1979.206.946. Материал: золото (литейный сплав). Размеры: высота 7,8 см, ширина 6,1 см, диаметр 2,8 см. Культура: Тайрона. Дата: X – XVI вв. География: Колумбия. Мемориальная коллекция Майкла С. Рокфеллера. Метрополитен-музей искусств[iii]
Все фигурки имеют между собой очевидное сходство и, бесспорно, отличаются от других миниатюрных скульптур доиспанских культур Колумбии. Они выделены учеными в особую группу и именуется чаще всего людьми – летучими мышами. Считается, что их головные уборы включают в себя части, схожие с ушами этих животных, а лица деформированы украшениями, которые позволяют добиться с ними внешнего сходства.
«В период Тайроны общество Сьерра-Невада-де-Санта-Марты управлялось элитой шаманов – naoma, – властвовавшей над обществом, природой и космосом. Эта подвеска в форме человека – летучей мыши, возможно, является представлением одного из этих лидеров»[iv]. Таково мнение специалистов Музея золота Колумбии. А значит, согласно этому предположению, фигурки изображают жрецов-властителей.
В английском языке определение «человек – летучая мышь» выражается двумя словами «bat men». Оно иногда пишется в одно слово «batmen», что вызывает ассоциации с известным героем комиксов Бэтменом. Поскольку лица многих фигурок закрыты полумаской, эти ассоциации усиливаются.
Фигурки также называют словом «касик» (cacique), что в переводе с испанского означает «вождь». Однако, по признанию специалистов Кливлендского музея искусств, смысл подобных фигур не очень хорошо понят[v]. Я считаю термин «касик» предпочтительным, поскольку далеко не все персонажи этих миниатюрных скульптур имеют атрибутику летучей мыши.
Специалисты Метрополитен-музея искусств выделяют среди касиков не только персонажей с головой летучей мыши, но также персонажей с головой человека и крокодила. «Этот персонаж, – говорится в каталоге музея об образе касика в целом, – может изображать правителя, сверхъестественного предка или шамана в состоянии символической и духовной трансформации, в которой ее особенности допускают помощь духов животных. Мощный образ, такой, как тот, который мог бы нести человек, который сам был могущественным в тайронском обществе»[vi].
Фото 3. Пектораль в форме птицы с несколькими головами. Инвентарный № O12943. Размеры: 20,5×18,2 см. Материал и техника: тумбага; метод потерянного воска, ковка, чеканка, золочение. Культура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тайрона, 900 – 1600 гг. Происхождение: Колумбия, департамент Магдалена, муниципий Сьенага (Ciénaga). Музей золота Колумбии, Богота[vii]
Подобные фигурки можно видеть также на больших пекторалях Тайроны, плоская основа которых сделана в форме летящей птицы (фото 3). Они сидят на головах объемных птиц со сложенными крыльями, помещенных на месте головы плоской летящей птицы. Головной убор персонажей всегда выполнен в форме полукруга, что, скорее всего, обусловлено небольшими размерами фигурок. Персонажей этих пекторалей ученые называют не касиками, а шаманами в масках, хотя сходство между отдельно стоящими и сидящими скульптурками очевидно.
Трактовка образа персонажей как шаманов представляется мне весьма сомнительной, а использование термина «шаман» применительно к андской религии доколумбовой эпохи неправомерным. По всей вероятности, ученые отождествляют религию современных коренных жителей Колумбии, которую они называют шаманизмом, с андской религией. А это не одно и то же. Я думаю, что подобные фигурки могут представлять обожествленных предков. Однако если этих персонажей рассматривать только как священнослужителей, то их следует называть устоявшимся в литературе термином – «жрец», а не «шаман». На основании несомненного сходства сидящих персонажей пекторалей с отдельно стоящими персонажами подвесок предлагаю их также именовать касиками.
Фото 4[viii]. Экспонаты Музея золота Колумбии
Существует еще один вариант представления касиков, в котором объединен абрис летящей птицы плоской части пекторали и человеческой фигуры (фото 4, верхний ряд). При этом уплощенная фигурка сидящего касика помещается в центр композиции. Крылья птицы обычно становятся частью его головного убора, а ее хвост – частью трона персонажа.
Фото 5[ix]. Бубенчики Музея золота Тайроны, Дом таможни, Санта-Марта, Колумбия
Следует отметить, что фигурки с лицом касика, которые носят схожие комплекты головных и лицевых украшений, представлены на золотых колокольчиках и бубенчиках. По мнению одних ученых, они крепились к жезлам правителей[x], а по мнению других – к танцевальным костюмам[xi].
Фото 6. Колокольчик. Инвентарный № 57.2288. Размеры: 5,7×4,3×3,5 см. Материал и техника: тумбага, метод потерянного воска. Культура: Тайрона. Период: 900 – 1500 гг. Место происхождения: Колумбия. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США[xii]
[ii] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Colombia,_tairona,_pendente_figurato,_X-XVI_sec,_lega_d%27oro_fuso.JPG
[iii] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/313144?sortBy=Relevance&ft=Masked+Figure+Pendant&offset=20&rpp=20&pos=29
[v] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas
[vii] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/pectoral-en-forma-de-ave-con-m%C3%BAltiples-cabezas/xAF9McYIziDZgg?hl=es
[x] Луис Дуке Гомес. Золото Колумбии: Ювелирное искусство индейцев / Предисл. Б.Б. Пиотровского. М.: Искусство, 1982 (http://www.indiansworld.org/yuvelirnoe-iskusstvo.html-0#.WG0JIH1fs-k).
[xi] Bray W. Gold, Stone, and Ideology: Symbols of Power in the Tairona Tradition of Northern Colombia (http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-publications/pre-columbian-studies/goldandpower/goldandpower08.pdf/view).
[xii] http://art.thewalters.org/detail/30958/bell-with-feline-diety/