Касики

ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ

image001КАСИКИ

Содер­жа­ние

Вве­де­ние

1. ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ КАСИКИ-ПОДВЕСКИ

.….1.1. Ком­плекты лице­вых и голов­ных укра­ше­ний
..………1.1.1. Лице­вые укра­ше­ния
.……….1.1.2. Голов­ные уборы
.……………….1.1.2.1. Полу­круг
.……………….1.1.2.2. «Бабочка» с пти­цами
.……………….1.1.2.3. «Бабочка» с лету­чими мышами
.….……1.1.3. Ана­логи среди юве­лир­ных изде­лий Тай­роны
.….1.2. Костюм и жезл
..……….1.2.1. Ком­би­не­зон и обувь
..……….1.2.2. Жезл
..……….1.2.3. Неко­то­рые гипо­тезы о костюме, жезле и обуви касика

image021Вве­де­ние

image001Фото 1. Касики Метрополитен-музея искусств, Нью-Йорк, США[i]

Среди золо­тых арте­фак­тов куль­туры Сьерра-Невада-де-Санта-Марты, или Тай­роны, пери­ода соб­ственно Тай­роны (900 – 1600 гг. н.э.) суще­ствует неболь­шое коли­че­ство скульп­тур­ных под­ве­сок, кото­рые выпол­нены в виде отдельно сто­я­щих фигу­рок в огром­ных и слож­ных голов­ных убо­рах, подоб­ных тем, что изоб­ра­жены на фото 1. Голов­ной убор может быть также сде­лан в более про­стой форме полу­круга (фото 2).

image005Фото 2[ii]. Фигур­ная под­веска. Инвен­тар­ный № 1979.206.946. Мате­риал: золото (литей­ный сплав). Раз­меры: высота 7,8 см, ширина 6,1 см, диа­метр 2,8 см. Куль­тура: Тай­рона. Дата: X – XVI вв. Гео­гра­фия: Колум­бия. Мемо­ри­аль­ная кол­лек­ция Майкла С. Рок­фел­лера. Метрополитен-музей искусств[iii]

Все фигурки имеют между собой оче­вид­ное сход­ство и, бес­спорно, отли­ча­ются от дру­гих мини­а­тюр­ных скульп­тур доис­пан­ских куль­тур Колум­бии. Они выде­лены уче­ными в осо­бую группу и име­ну­ется чаще всего людьми – лету­чими мышами. Счи­та­ется, что их голов­ные уборы вклю­чают в себя части, схо­жие с ушами этих живот­ных, а лица дефор­ми­ро­ваны укра­ше­ни­ями, кото­рые поз­во­ляют добиться с ними внеш­него сходства.

«В период Тай­роны обще­ство Сьерра-Невада-де-Санта-Марты управ­ля­лось эли­той шама­нов – naoma, – власт­во­вав­шей над обще­ством, при­ро­дой и кос­мо­сом. Эта под­веска в форме чело­века – лету­чей мыши, воз­можно, явля­ется пред­став­ле­нием одного из этих лиде­ров»[iv]. Таково мне­ние спе­ци­а­ли­стов Музея золота Колум­бии. А зна­чит, согласно этому пред­по­ло­же­нию, фигурки изоб­ра­жают жрецов-властителей.

В англий­ском языке опре­де­ле­ние «чело­век – лету­чая мышь» выра­жа­ется двумя сло­вами «bat men». Оно ино­гда пишется в одно слово «batmen», что вызы­вает ассо­ци­а­ции с извест­ным героем комик­сов Бэт­ме­ном. Поскольку лица мно­гих фигу­рок закрыты полу­мас­кой, эти ассо­ци­а­ции усиливаются.

Фигурки также назы­вают сло­вом «касик» (cacique), что в пере­воде с испан­ского озна­чает «вождь». Однако, по при­зна­нию спе­ци­а­ли­стов Клив­ленд­ского музея искусств, смысл подоб­ных фигур не очень хорошо понят[v]. Я счи­таю тер­мин «касик» пред­по­чти­тель­ным, поскольку далеко не все пер­со­нажи этих мини­а­тюр­ных скульп­тур имеют атри­бу­тику лету­чей мыши.

Спе­ци­а­ли­сты Метрополитен-музея искусств выде­ляют среди каси­ков не только пер­со­на­жей с голо­вой лету­чей мыши, но также пер­со­на­жей с голо­вой чело­века и кро­ко­дила. «Этот пер­со­наж, – гово­рится в ката­логе музея об образе касика в целом, – может изоб­ра­жать пра­ви­теля, сверхъ­есте­ствен­ного предка или шамана в состо­я­нии сим­во­ли­че­ской и духов­ной транс­фор­ма­ции, в кото­рой ее осо­бен­но­сти допус­кают помощь духов живот­ных. Мощ­ный образ, такой, как тот, кото­рый мог бы нести чело­век, кото­рый сам был могу­ще­ствен­ным в тай­рон­ском обще­стве»[vi].

image007Фото 3. Пек­то­раль в форме птицы с несколь­кими голо­вами. Инвен­тар­ный № O12943. Раз­меры: 20,5×18,2 см. Мате­риал и тех­ника: тум­бага; метод поте­рян­ного воска, ковка, чеканка, золо­че­ние. Куль­тура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, депар­та­мент Маг­да­лена, муни­ци­пий Сье­нага (Ciénaga). Музей золота Колум­бии, Богота[vii]

Подоб­ные фигурки можно видеть также на боль­ших пек­то­ра­лях Тай­роны, плос­кая основа кото­рых сде­лана в форме летя­щей птицы (фото 3). Они сидят на голо­вах объ­ем­ных птиц со сло­жен­ными кры­льями, поме­щен­ных на месте головы плос­кой летя­щей птицы. Голов­ной убор пер­со­на­жей все­гда выпол­нен в форме полу­круга, что, ско­рее всего, обу­слов­лено неболь­шими раз­ме­рами фигу­рок. Пер­со­на­жей этих пек­то­ра­лей уче­ные назы­вают не каси­ками, а шама­нами в мас­ках, хотя сход­ство между отдельно сто­я­щими и сидя­щими скульп­тур­ками очевидно.

Трак­товка образа пер­со­на­жей как шама­нов пред­став­ля­ется мне весьма сомни­тель­ной, а исполь­зо­ва­ние тер­мина «шаман» при­ме­ни­тельно к анд­ской рели­гии доко­лум­бо­вой эпохи непра­во­мер­ным. По всей веро­ят­но­сти, уче­ные отож­деств­ляют рели­гию совре­мен­ных корен­ных жите­лей Колум­бии, кото­рую они назы­вают шама­низ­мом, с анд­ской рели­гией. А это не одно и то же. Я думаю, что подоб­ные фигурки могут пред­став­лять обо­жеств­лен­ных пред­ков. Однако если этих пер­со­на­жей рас­смат­ри­вать только как свя­щен­но­слу­жи­те­лей, то их сле­дует назы­вать усто­яв­шимся в лите­ра­туре тер­ми­ном – «жрец», а не «шаман». На осно­ва­нии несо­мнен­ного сход­ства сидя­щих пер­со­на­жей пек­то­ра­лей с отдельно сто­я­щими пер­со­на­жами под­ве­сок пред­ла­гаю их также име­но­вать касиками.

image005Фото 4[viii]. Экс­по­наты Музея золота Колумбии

Суще­ствует еще один вари­ант пред­став­ле­ния каси­ков, в кото­ром объ­еди­нен абрис летя­щей птицы плос­кой части пек­то­рали и чело­ве­че­ской фигуры (фото 4, верх­ний ряд). При этом упло­щен­ная фигурка сидя­щего касика поме­ща­ется в центр ком­по­зи­ции. Кры­лья птицы обычно ста­но­вятся частью его голов­ного убора, а ее хвост – частью трона персонажа.

image011Фото 5[ix]. Бубен­чики Музея золота Тай­роны, Дом таможни, Санта-Марта, Колумбия

Сле­дует отме­тить, что фигурки с лицом касика, кото­рые носят схо­жие ком­плекты голов­ных и лице­вых укра­ше­ний, пред­став­лены на золо­тых коло­коль­чи­ках и бубен­чи­ках. По мне­нию одних уче­ных, они кре­пи­лись к жез­лам пра­ви­те­лей[x], а по мне­нию дру­гих – к тан­це­валь­ным костю­мам[xi].

image013Фото 6. Коло­коль­чик. Инвен­тар­ный № 57.2288. Раз­меры: 5,7×4,3×3,5 см. Мате­риал и тех­ника: тум­бага, метод поте­рян­ного воска. Куль­тура: Тай­рона. Период: 900 – 1500 гг. Место про­ис­хож­де­ния: Колум­бия. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса, Бал­ти­мор, США[xii]

image032 image034

 


[x] Луис Дуке Гомес. Золото Колум­бии: Юве­лир­ное искус­ство индей­цев / Пре­дисл. Б.Б. Пио­тров­ского. М.: Искус­ство, 1982 (http://www.indiansworld.org/yuvelirnoe-iskusstvo.html-0#.WG0JIH1fs-k).

[xi] Bray W. Gold, Stone, and Ideology: Symbols of Power in the Tairona Tradition of Northern Colombia (http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-publications/pre-columbian-studies/goldandpower/goldandpower08.pdf/view).

[xii] http://art.thewalters.org/detail/30958/bell-with-feline-diety/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>