«Касики», окончание

| 1 | 2 |

Оче­видно, что все касики с условно чело­ве­че­скими лицами тесно свя­заны с сюже­том пек­то­рали, пока­зан­ной на фото 2. Здесь они изоб­ра­жены в голов­ных убо­рах, име­ю­щих форму каски, увен­чан­ной полу­ме­ся­цем. Правда, они не стоят, а сидят. Однако лица цен­траль­ной чет­верки каси­ков больше нигде не повторяются.

Фото 20[i]. Малень­кие фигурки каси­ков из Музея золота Тай­роны, Санта-Марта, Колумбия

Касики, как пра­вило, изоб­ра­жа­ются с лицами пер­сон, сидя­щих по бокам. При этом воз­можны вари­анты изоб­ра­же­ния ниж­ней части лица, кото­рая ино­гда сильно выда­ется впе­ред и имеет пря­мо­уголь­ные очер­та­ния (фото 20 слева, 21 и 21a), а тон­кие сжа­тые губы могут быть обыч­ных раз­ме­ров или очень сильно растянутыми.

image098 image100Фото 21. Под­веска в форме чело­века – лету­чей мыши в боль­шом голов­ном уборе с пти­цами. Позд­няя Тай­рона, 600 – 1600 гг. н.э. Санта-Марта, Маг­да­лена. Тех­ника «поте­рян­ного воска». Раз­меры: 9,5×11,9 см. Музей золота Колум­бии[ii]. Фото 21а[iia]. Каран­даш­ная копия касика в дру­гом ракурсе

Это наво­дит на мысль о том, что во рту у касика нахо­дится некий пред­мет, кото­рый рас­тя­ги­вает рот и губы для того, чтобы пре­вра­тить ниж­нюю часть лица в подо­бие зве­ри­ной морды. На мой взгляд, пол­ное вопло­ще­ние дан­ная идея нашла в фигурке касика с фото 21 и 21а, где худож­ник добился орга­нич­ного сли­я­ния образа чело­века и, я бы ска­зала, оска­лив­ше­гося дра­кона, несмотря на тре­уголь­ник носа лету­чей мыши. Однако в отли­чии от дру­гих наро­дов такой прак­тики у тай­рон­цев, судя по арте­фак­там, где изоб­ра­жены люди без скры­ва­ю­щих лицо укра­ше­ний, не существовало.

Фото 22[iii]. Экс­по­нат Музея золота Колумбии

В этой связи очень инте­ре­сен арте­факт, пока­зан­ный на фото 22. Что хотел ска­зать своим про­из­ве­де­нием мастер, можно только гадать. Но, по ощу­ще­ниям, он соеди­нил в нем чело­века не с живот­ным, а с машиной.

Фото 23. Круп­ный план головы касика с фото 16

Судя по погре­баль­ным укра­ше­ниям, носо­вые, губ­ные и ушные серьги были в боль­шом ходу у выс­ших слоев обще­ства Тай­роны и слу­жили сво­его рода выра­зи­тель­ным сред­ством для обо­зна­че­ния того или иного образа. Среди носо­вых укра­ше­ний в кол­лек­ции Музея золота Колум­бии есть много очень круп­ных и сложно состав­лен­ных. Един­ствен­ным каси­ком, созда­тель кото­рого решил задачу при­да­ния его лицу вида зве­ри­ной морды именно таким спо­со­бом, явля­ется касик из Метрополитен-музея искусств (фото 23). Его лицо пол­но­стью закрыто укра­ше­ни­ями, глав­ное из кото­рых – носо­вая серьга, изоб­ра­жа­ю­щая морду дра­кона с оска­лен­ными зубами.

image008Фото 23а. Шаман­ская под­веска в виде сто­я­щей фигуры чело­века в маске лету­чей мыши. Раз­меры: 16×12,5×2 см. Мате­риал: золо­той сплав. Тай­рона, 900 – 1600 гг. н.э. Депар­та­мент Маг­да­лена, регион Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колум­бия. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[iiia]

Касик из Музея изящ­ных искусств Бостона (фото 23а) на пер­вый взгляд кажется копией касика из Метрополитен-музея (фото 23). Но его глаза-бусины, обрам­лен­ные двумя дугами, и зуба­стая пасть уже не вос­при­ни­ма­ются как лице­вые укра­ше­ния. Отве­тить одно­значно на вопрос: изоб­ра­жен ли здесь касик со зве­ри­ной голо­вой или лишь в маске зверя, я думаю, нельзя.

Фото 24[iv]. Касик из Музея золота Тайроны

Каси­ков со зве­ри­ными голо­вами очень мало – всего два, при­чем неболь­шого раз­мера (фото 24 и 25). Они, ско­рее всего, не были само­сто­я­тель­ными под­вес­ками, а кре­пи­лись к более круп­ному объ­екту, каким, как пра­вило, была пек­то­раль.

Фото 25[v]. Касик из Музея золота Тайроны

Касик с голо­вой схо­жего живот­ного выпол­нен в форме касика-пекторали (фото 26).

Фото 26[vi]. Касик-пектораль из Музея золота Колумбии

Пока­зан­ные на фото 24 и 26 касики, судя по харак­тер­ному для неко­то­рых видов лету­чих мышей плос­кому тре­уголь­нику носа, дей­стви­тельно могут нести образ этого живот­ного. Но форма носа касика на фото 25, по-моему, больше имеет отно­ше­ние к дра­кону, тем более что, несмотря на все ста­ра­ния, фото лету­чей мыши с такой кон­фи­гу­ра­цией носа я не нашла.

В образе кого дол­жен был пред­ста­вить каси­ков со зве­ри­ными голо­вами мастер? Дума­ется, в боль­шин­стве слу­чаев все же в образе дра­кона, кото­рый, несо­мненно, имеет гораздо более мощ­ную идео­ло­ги­че­скую нагрузку и более пре­сти­жен, нежели образ лету­чей мыши. Тем более что драконы-змеи довольно часто при­сут­ствуют на плос­ких пане­лях слож­ных голов­ных убо­ров каси­ков, а также ино­гда в каче­стве пояса/жезла – дву­гла­вой змеи-дракона. А на касике-пекторали (фото 26) две пары драконов-змей рас­по­ла­га­ются по бокам касика. Но дан­ную логику нару­шает плос­кий тре­уголь­ник носа лету­чей мыши на зве­ри­ной морде в форме кир­пича, кото­рая не имеет ничего общего с мор­доч­кой этого созда­ния. Ско­рее всего, образ лету­чей мыши, как и образ птицы, стал одной из частей образа боже­ства, объ­еди­ня­ю­щего в себе чело­века, дра­кона и лета­ю­щее суще­ство, и занял в нем ту нишу, кото­рую зани­мает в Анд­ском мире лета­ю­щий ягуар (пума). Поэтому он и появ­ля­ется не только на лице касика, но и на плос­кой панели голов­ного укра­ше­ния. Известно, что в Древ­ней Колум­бии суще­ство­вал культ лету­чей мыши. Вспом­ним, что она – руко­кры­лое суще­ство. Может, в этом все дело, и такое пред­став­ле­ние о лету­чей мыши сыг­рало не послед­нюю роль в воз­ник­но­ве­нии культа.

image044Фото 26а. Пек­то­раль. Мате­риал: тум­бага. Куль­тура: Тай­рона. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Пола и Доры Йонссе­нов. Музей на реке, Ант­вер­пен[via]

Суще­ствуют касики с голо­вой птицы. Но их всего два. Один из них – касик-женщина, кото­рый хра­нится в Музее золота Колум­бии (см. фото 3, с. 1), а вто­рой касик нахо­дится в Музее на реке в Ант­вер­пене (фото 26а). Он закреп­лен на пек­то­рали. Его руки не упи­ра­ются в бока, как обычно, а раз­ве­дены в сто­роны, напо­до­бие кры­льев. Они напо­ми­нают клешни раков, из кото­рых выхо­дят головы птиц с хищ­ным клювом.

Фото 27[vii]. Экс­по­наты Музея золота Колумбии

В гроб­ни­цах Тай­роны были най­дены и срав­ни­тельно более про­стые юве­лир­ные изде­лия, схо­жие с теми, кото­рые укра­шают боль­шин­ство касиков-людей. На фото 27 они пока­заны в том порядке, кото­рый соот­вет­ствует их поло­же­нию на голове чело­века. Можно посмот­реть даже на двой­ные стержни, кото­рые встав­ля­лись в нос (в цен­тре снимка). Оди­нар­ный стер­жень вхо­дил в состав погре­баль­ных при­над­леж­но­стей пер­соны, рекон­струк­ция захо­ро­не­ния кото­рой, сде­лан­ная в Музее золота Тай­роны в Санта-Марте, пред­став­лена на фото 28.

Фото 28[viii]. Инстал­ля­ция Музея золота Тайроны

Лабре круг­лой формы, как у всех каси­ков, но с про­ре­зью посе­ре­дине, выстав­лено в Метрополитен-музее искусств (фото 29). Страшно поду­мать: ширина этого пред­мета, кото­рый встав­лялся в живую плоть, – более 5 см, и видимо, именно он так рас­тя­ги­вал губы каси­ков! Или живые таких серег не носили?

Фото 29. Губ­ная серьга. Ширина: 5,1 см. Мате­риал: золото. Куль­тура: Тай­рона. X – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[ix]

В захо­ро­не­ниях Тай­роны были также най­дены козырьки из золота. Диа­демы с козырь­ками, такие, как те, что изоб­ра­жены на под­вес­ках, но сде­лан­ные из чере­пахи, носили бога­тые тай­ронцы. Бед­ные же доволь­ство­ва­лись пле­тен­ками из пальмы в форме полу­круга. Они слу­жили для защиты глаз от сол­неч­ного жара и удер­жи­вали волосы[x].

Чем же явля­ются касики? Счи­та­ется, что они могут пред­став­лять собой фигурки пра­ви­те­лей (каси­ков), «сверхъ­есте­ствен­ных» пред­ков и шама­нов. Пред­по­ло­же­ние о том, что касики – это шаманы в риту­аль­ных костю­мах и мас­ках, наи­бо­лее распространено.

Однако оче­видно, что касики – это идолы, а идолы, разу­ме­ется, изоб­ра­жали только божеств. И, судя по тому, что эти золо­тые фигурки столь рос­кошны, боже­ства, кото­рых они пред­став­ляли, были весьма сильны, а также при­несли народу Тай­роны про­цве­та­ние и звезд­ные тех­но­ло­гии. О каких-то еще тех­но­ло­гиях я гово­рить по незна­нию не берусь, но в обра­ботке золота – несо­мненно. Напри­мер, о касике-трубаче в ката­логе Музея золота Колум­бии ска­зано, что он позо­ло­чен. А, насколько я знаю, золо­че­ние невоз­можно без при­ме­не­ния элек­три­че­ского тока.

В резуль­тате своих иссле­до­ва­ний арте­фак­тов Древ­него Перу я при­шла к выводу о том, что идолы в Анд­ском мире, как пра­вило, выпол­ня­лись на основе сло­жив­шихся обра­зов божеств во плоти или, ско­рее, образа, в кото­ром объ­еди­ни­лись в созна­нии людей при­шельцы и их лета­тель­ные аппа­раты, т.е. образа божества-корабля. А уж шаманы, кото­рых, без­условно, сле­дует назы­вать свя­щен­ни­ками или жре­цами, а также пра­ви­тели, кото­рые отож­деств­ляли себя тем или иным обра­зом с богами, напри­мер, назы­вая себя их потом­ками, созда­вали свой образ из одежды и аксес­су­а­ров так, чтобы похо­дить на божеств, изоб­ра­жен­ных в каче­стве идо­лов. Поэтому я думаю, что касики – это не шаманы, а боже­ства, воз­можно, обо­жеств­лен­ные предки.

Оста­ется откры­тым вопрос: касики пред­став­ляют одно и то же боже­ство в раз­ных ипо­ста­сях или раз­лич­ные божества?

Фото 30. Рису­нок тай­рон­ской гли­ня­ной ока­рины, изоб­ра­жа­ю­щей фигуру в маске и риту­аль­ном костюме. Высота 11 см[xi]

«Несмотря на огром­ное раз­но­об­ра­зие масок и риту­аль­ных костю­мов, пред­став­лен­ных на гли­ня­ных ока­ри­нах, – пишет аме­ри­кан­ских уче­ный Уорвик Брэй (Warwick Bray), – золо­тых дел мастера Тай­роны сде­лали только огра­ни­чен­ный выбор из них, и нет ника­кого спо­соба узнать, какое отдель­ное лицо или лица явля­ется идо­лом фигуры под­вески. Вме­сто того чтобы пытаться опре­де­лить, кто изоб­ра­жен на фигуре, может быть, более полезно рас­смот­реть идеи, лежа­щие в основе пред­став­ле­ний»[xii].

Фото 31. Эле­менты риту­аль­ного костюма коги[xiii]

И в наше время народ коги (исп. Kogui, англ. Kogi) – так назы­ва­ются потомки тай­рон­цев – про­во­дит цере­мо­нию, вклю­ча­ю­щую в себя ритуал, в ходе кото­рого свя­щен­ники тан­цуют, обла­чась в осо­бые костюмы и маски из дерева. На фото 31 пока­заны эле­менты риту­аль­ных костю­мов коги. Если срав­нить голов­ной убор в форме веера из перьев с голов­ными убо­рами, кото­рые надеты на головы божеств на ока­ри­нах (фото 30 и 32), ста­но­вится понятно, что индей­ский убор – попытка сыми­ти­ро­вать убор боже­ства, кото­рый, ско­рее всего, явля­ется не про­сто голов­ным убо­ром, а оли­це­тво­ре­нием потока энер­гии. Это срав­не­ние лиш­ний раз убеж­дает меня в том, что и на изоб­ра­же­ниях божеств Древ­него Перу голов­ной убор вовсе не состоит из перьев, как при­нято счи­тать, а пред­став­ляет собой еди­ный или раз­де­лен­ный надвое поток энергии.

Фото 32. Ока­рина в виде санов­ника на троне из дву­гла­вой змеи. Раз­меры: высота 9,21 см, ширина 8,57 см, глу­бина 4,60 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Тай­рона. 800 –1500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[xiv]

По сло­вам Уорвика Брэя, свя­щен­ники коги во время риту­аль­ного танца пред­став­ляют сыно­вей Все­об­щей Матери (при­род­ные и кос­ми­че­ские силы, Матери, Отцы и Duecos) и ее послан­ни­ков или аген­тов на Земле. Но в пони­ма­нии коги священники-танцоры не пре­вра­ща­ются в тех пер­со­на­жей, костюмы и маски кото­рых они надели во время риту­ала[xv]. У. Брэй отмечает:

«Нося­щий маску тан­цор дела­ется «по дого­во­рен­но­сти» с боже­ством или dueco его бра­том или рав­ным ему и как член боже­ствен­ной «семьи» ста­но­вится посред­ни­ком между общи­ной и пред­ком или сверхъ­есте­ствен­ным миром. В таком кон­тек­сте можно пред­по­ло­жить, даже если это не может быть дока­зано, что золо­тые под­вески, пред­став­ля­ю­щие фигуры в мас­ках, слу­жили для уста­нов­ле­ния связи между чело­ве­че­ством и кос­ми­че­ской или сверхъ­есте­ствен­ной силой, играли защит­ную роль и в то же время укреп­ляли ста­тус тех чле­нов обще­ства, у кото­рых было зна­ние тра­ди­ций и кото­рым было раз­ре­шено носить маски»[xvi].

Фото 33[xvii]. Коги из Сьерра-Невада-де-Санта-Марты (2007)

На фото 33 и 34 засняты совре­мен­ные потомки тай­рон­цев, кото­рые живут теперь на земле Сьерра-Невада-де-Санта-Марты. Коги внешне довольно сильно отли­ча­ются от кечу­а­нов и айма­ров. Их тра­ди­ци­он­ные костюмы, наде­тые по тор­же­ствен­ному слу­чаю, также совсем дру­гие, и пре­об­ла­дает в них белый цвет. Но вяза­ные на спи­цах шапки немного напо­ми­нают чульо с начат­ками наушников.

Фото 34[xviii]. Индеец народа коги из Сьерра-Невада-де-Санта-Марты (2007)

*

 

Касики, несо­мненно, явля­ются про­из­ве­де­ни­ями высо­кого искус­ства. Они имеют только им при­су­щий изоб­ра­зи­тель­ный канон, яркий и узна­ва­е­мый. Каси­ков легко можно выде­лить из огром­ной массы юве­лир­ных изде­лий Древ­ней Колум­бии. В то же время их образы не встре­ча­ются более ни на одном из арте­фак­тов, в число кото­рых вхо­дят не только идолы, но и погре­баль­ные урны и кера­ми­че­ские сосуды[xix]. В этом заклю­ча­ется одна из зага­док дан­ного феномена.

Фото 35[xx]. Пек­то­раль из Музея золота Колумбии

Касики, осо­бенно в составе боль­ших пек­то­ра­лей, четко отра­жают тему полета, а кон­крет­нее – тему кон­такта с пред­ста­ви­те­лями циви­ли­за­ции, кото­рая обла­дала лета­тель­ными аппа­ра­тами. При­чем тема вопло­щена гораздо менее условно, нежели это сде­лано в тот же период вре­мени в Древ­нем Перу. Осо­бенно инте­ресна в дан­ном плане пти­це­по­доб­ная пек­то­раль, пока­зан­ная на фото 35. К сожа­ле­нию, ника­ких све­де­ний о ней я не имею. Но ее связь с каси­ками оче­видна. Пек­то­раль, конечно, не столь рос­кошна, как клас­си­че­ские пек­то­рали с каси­ками, и сде­лана более при­ми­тивно, из чего можно заклю­чить, что она была изго­тов­лена в более ран­ний период вре­мени. Об этом гово­рят и тех­ни­че­ские подроб­но­сти, кото­рые есть на дан­ном изоб­ра­же­нии божества-корабля, оли­це­тво­ре­нием кото­рого она и явля­ется. Здесь мы видим ту птицу, кото­рая все­гда при­сут­ствует на пек­то­ра­лях и под­вес­ках с каси­ками, но не столь изящ­ную и более мас­сив­ную. Она сидит как чело­век, и у нее чело­ве­че­ские ноги. В клюве птица дер­жит не при­выч­ный цилиндр из спи­рали, а под­веску в форме нако­неч­ника стрелы или, ско­рее, кон­чика хво­ста панам­ского дра­кона (см. «Золо­тые само­ле­тики: Лета­ю­щий дра­кон»). На ее кры­льях в том месте, где на извест­ной пек­то­рали (фото 2) сидят боко­вые касики, нахо­дятся округ­лые пла­стинки, похо­жие на вра­ща­ю­щи­еся про­пел­леры само­лета. Голова пред­став­ляет собой одно­вре­менно перед­нюю часть само­лета с ажур­ными кры­льями,  на кото­ром вос­се­дает на кор­точ­ках касик в шлеме, кото­рому уже, видимо, впо­след­ствии был при­дан гре­бень, оли­це­тво­ря­ю­щий сияние.

И помимо каси­ков и их пек­то­ра­лей, среди экс­по­на­тов музеев есть боль­шое коли­че­ство арте­фак­тов, изоб­ра­жа­ю­щих лета­тель­ные аппа­раты, хотя и пере­осмыс­лен­ные в мифи­че­ские суще­ства, но обла­да­ю­щие такими дета­лями, кото­рые не могут быть у живых существ даже мифо­ло­ги­че­ских, т.е. тех­ни­че­скими дета­лями. Доста­точно упо­мя­нуть о лету­чих рыб­ках и дра­ко­нах (см. «Золо­тые само­ле­тики»).

Фото 36[xxi]. Космонавт-касик. Музей золота Колумбии

Гипо­тезу близ­кого и не столь дав­него по исто­ри­че­ским мер­кам кон­такта тай­рон­цев с полет­чи­ками и их аппа­ра­тами под­твер­ждает и порт­рет кос­мо­навта на костя­ной бляшке, о кото­ром я писала в ста­тье «Золо­тые туми Колум­бии» (см. фото 17). Вдо­ба­вок мне посчаст­ли­ви­лось найти изоб­ра­же­ние кос­мо­навта именно в образе касика (фото 36). (Этот арте­факт, видимо, и есть то самое исклю­че­ние, кото­рое бывает изо всех пра­вил. То есть касик, выпол­нен­ный не по стро­гому канону и не из золота, все же нашелся, несмотря на утвер­жде­ние, что его образ больше нигде не отра­жен.) Увы, но ника­ких све­де­ний об этом арте­факте у меня также нет. Лишь на основе дру­гой фото­гра­фии я могу ска­зать, что фигура явля­ется навер­шием неко­его плос­кого, узкого и длин­ного объ­екта, кото­рый напо­ми­нает пря­мой меч. Веро­ятно, это нож или жезл. Разу­ме­ется, нельзя ска­зать, что это изоб­ра­же­ние сде­лано с натуры. Оно доста­точно условно. К тому же кос­мо­навты, как пока­зы­вает мое иссле­до­ва­ние подоб­ных изоб­ра­же­ний дру­гих куль­тур, имели обык­но­ве­ние мас­ки­ро­вать свои лета­тель­ные аппа­раты и защит­ные костюмы, при­да­вая им вид зем­ных существ или чудо­вищ. Кроме того, вряд ли можно утвер­ждать, что мастер пони­мал в доста­точ­ной сте­пени, что и кого он изоб­ра­жает. Однако дан­ная фигура боже­ства, конечно, весьма при­бли­жена к облику реаль­ного кос­мо­навта, что поз­во­ляет понять про­ис­хож­де­ние как отдель­ных дета­лей, так и облика касика в целом.

Прежде всего, космонавт-касик – это боже­ство. Сила полета здесь изоб­ра­жена при помощи двух кон­до­ров, тела кото­рых одно­вре­менно явля­ются двумя пото­ками энер­гии, исхо­дя­щими из шлема. Птицы как сим­волы полета также при­сут­ствуют на шлеме касика. Выступы по бокам шлема я не могу иден­ти­фи­ци­ро­вать. Но оче­видно, что они были пере­осмыс­лены в боль­шие клювы птиц на боко­вых частях панели слож­ного голов­ного укра­ше­ния каси­ков. Шлем имеет пря­мо­уголь­ную форму и сде­лан явно из металла. Такого впе­чат­ле­ния худож­ник добился с помо­щью круж­ков, кото­рые похожи на заклепки. Про­зрач­ное, надо думать, забрало шлема закрыто мас­кой, кото­рой при­дан вид чело­ве­че­ского лица с малень­кими близко поса­жен­ными глаз­ками. В рай­оне рта уга­ды­ва­ется дыха­тель­ное устрой­ство, кото­рое, видимо, и стало изоб­ра­жаться впо­след­ствии с помо­щью носо­вых и губ­ных укра­ше­ний. Теперь понятно, откуда у носо­вого укра­ше­ния форма почки. Она ближе всего к форме верх­ней части дыха­тель­ного аппа­рата. Ниж­няя часть аппа­рата похо­дит на плотно сжа­тые губы, кото­рые выда­ются впе­ред. Это объ­яс­няет форму ниж­ней части лиц касиков.

При взгляде на фигуру кос­мо­навта сразу ста­но­вится ясно, что костюм касика – почти пол­ная копия его ком­би­не­зона, а плечи касика потому так широки, что они ими­ти­руют объ­емы верх­ней части ком­би­не­зона. На костюме касика повто­рены даже полоски на рука­вах ком­би­не­зона в обла­сти плеча и запя­стья и на шта­ни­нах в обла­сти колена. Инте­ресно, что именно на этих зонах своих рук и ног инки носили пере­вязи из тон­кой тесьмы. Но я уве­рена, что в пере­вязи были пере­осмыс­лены застежки «мол­ния», кото­рыми, как пра­вило, изоби­луют комбинезоны.

Фото 37. Голова касика с фото 12 круп­ным планом

Мастер, кото­рый изго­то­вил касика, пока­зан­ного на фото 12 и 37, как будто видел сво­ими гла­зами такие застежки. По край­ней мере, «мол­нии» им пере­даны очень убе­ди­тельно, осо­бенно та, кото­рая нахо­дится на каске. У нее даже есть малень­кие висю­лечки, за кото­рые обычно тянут замо­чек. Напомню, что и на моно­лите Лан­сон Чавин-де-Уантара также есть «мол­ния», кото­рая поз­во­ляет гово­рить, о том, что скульп­тура была сде­лана с при­шельца в мас­ки­ро­воч­ном костюме дракона.

Фото 38. Скульп­тур­ный сосуд. Раз­меры: 11,7 ×12,1×8 см. Вес: 236 г. Мате­риал: кера­мика. Регион: Южная сьерра Перу. Долина: Чикама (Chicama). Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[xxii]

Тяже­лые кос­ми­че­ские ботинки, кото­рые, похоже, все при­шельцы Южной Аме­рики мас­ки­ро­вали под босые ноги с четко обо­зна­чен­ными чело­ве­че­скими паль­цами, также сыг­рали свою роль в исто­рии. Все боже­ства в Анд­ском мире изоб­ра­жа­лись босыми. Я даже начи­наю думать, что стопы и пальцы стоп имели какое-то осо­бое, сакраль­ное зна­че­ние. Суще­ствует доста­точ­ное коли­че­ство сикан­ских арте­фак­тов в форме рук, что не вызы­вает осо­бого удив­ле­ния. Но есть ведь и арте­факты в форме ног, что с нашей точки зре­ния, очень странно. Я знаю о двух кера­ми­че­ских сосу­дах в форме ноги (стопы со щико­лот­кой). Один из них (фото 38) отно­сится к пери­оду импе­рии Уари, а вто­рой – ко вре­ме­нам инков (см. фото 1 ста­тьи «Сан­да­лии пра­ви­те­лей Анд»).

Фото 39[xxiii]. Дон Мар­тин де Лой­ола и донья Беат­рис Нью­ста, прин­цесса Перу. Кар­тина неиз­вест­ного художника

В этой связи мое вни­ма­ние при­влекла обувь испан­ского гранда Мар­тина Лой­олы на кар­тине, посвя­щен­ной заклю­че­нию его брач­ного союз с инк­ской прин­цес­сой (об этом браке читайте подроб­нее в ста­тье «Внеш­ность анд­цев. Инки»). По слу­чаю такого собы­тия он, оде­тый как и подо­бает испан­скому дво­ря­нину, дер­жит жезл-топорик – сим­вол вла­сти инков. А ноги его обуты в кожа­ные туфли, носки кото­рых обре­заны так, что видны все пальцы цели­ком (фото 39). Дума­ется, в евро­пей­ском обще­стве такая обувь должна была счи­таться про­яв­ле­нием дур­ного вкуса, непри­лич­ной. Оче­видно, что пальцы пока­заны наме­ренно. По инк­скому обы­чаю? Навер­ное, в Анд­ском мире пальцы были, как это ни странно зву­чит, сим­во­лами вла­сти или даже боже­ствен­ной сущности.

Фото 40. Антро­по­морф­ный цере­мо­ни­аль­ный сосуд. Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. 1400 г.[xxiv]

Похо­жую обувь без мыска можно видеть и на еще одном тай­рон­ском кос­мо­навте (фото 40). Обла­чен­ный в ком­би­не­зон и шлем, он сидит в кресле пилота, окру­жен­ный драконами-змеями. И хотя кисти его рук выпол­нены в виде зме­и­ных голов, он демон­стри­рует вполне чело­ве­че­ские пальцы ног. Но вер­немся к космонавту-касику.

То, что он дер­жит обе­ими руками на уровне при­чин­ного места, более всего напо­ми­нает орна­мент с весьма услов­ным изоб­ра­же­нием глаза, кото­рый явля­ется уни­вер­саль­ным сим­во­лом, извест­ным как глаз в тре­уголь­нике или все­ви­дя­щее око. Его исполь­зо­вали мно­гие народы и рели­гии. Он также счи­та­ется сим­во­лом масо­нов. Такой глаз несколько раз встре­ча­ется на кам­нях Ики, при­чем даже как изоб­ра­же­ние кос­ми­че­ского аппа­рата. Что это? Может, фото­ка­мера? Однако боюсь, что знак на дан­ном пред­мете был пере­осмыс­лен в поло­вой орган, ино­гда жен­ский, а ино­гда гер­ма­фро­дит­ный, когда на золо­тых пла­сти­нах в облике кос­мо­навта стали изоб­ра­жать Все­об­щую Мать (фото 41, а также см. фото 17 ста­тьи «Золо­тые туми Колум­бии»).

Фото 41[xxv]. Золо­тая бляшка из Музея золота Колумбии

Срав­не­ние изоб­ра­же­ний каси­ков и касика-космонавта (фото 36) укре­пило мое пред­по­ло­же­ние о том, что все касики с чело­ве­че­скими лицами пред­став­ляют боже­ство в образе чело­века, а именно обо­жеств­лен­ных пило­тов лета­тель­ных аппа­ра­тов. Эту мысль под­твер­ждает и почти пол­ное отсут­ствие рели­ги­оз­ной сим­во­лики на фигур­ках каси­ков в про­стом голов­ном уборе – шлеме с сер­по­вид­ным завер­ше­нием, кото­рых, напомню, боль­шин­ство. Касик не явля­ется божеством-кораблем. Он – божество-человек. Сим­во­ли­че­скую нагрузку несут в основ­ном плос­кие панели слож­ных голов­ных убо­ров. Они, видимо, появи­лись позже, когда рас­про­стра­нился обы­чай носить фигурки каси­ков в каче­стве под­ве­сок – отдельно от пек­то­ра­лей, чтобы лиш­ний раз напом­нить о боже­ствен­ной сущ­но­сти их пер­со­на­жей. То же можно ска­зать и о немно­го­чис­лен­ных касиках-пекторалях и касиках-подвесках с голо­вой зверя, на кото­рых касик пред­стает не в ипо­стаси чело­века. Слу­чай уни­каль­ный в Анд­ском мире.

Мои иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что в Анд­ском мире все­гда обо­жеств­ля­лись не кос­мо­навты (полет­чики), а их корабли. Поэтому меня пора­зило осо­зна­ние того, что в Тай­роне божество-пилот и боже­ство корабль суще­ство­вали само­сто­я­тельно. И луч­шее сви­де­тель­ство тому самая зна­ме­ни­тая пек­то­раль, кото­рая явля­ется божеством-кораблем и несет на себе божества-пилоты – каси­ков. Сле­до­ва­тельно, появ­ле­ние пред­ста­ви­те­лей лета­ю­щей циви­ли­за­ции слу­чи­лось по исто­ри­че­ским мер­кам совсем недавно – во вто­ром пери­оде суще­ство­ва­ния цар­ства Тай­роны, а это X – XVI вв. н.э. Люди сво­ими гла­зами видели полеты и были уже доста­точно раз­ви­тыми, чтобы отде­лить птицу-корабль от ее пило­тов и суметь почти сразу, пока не забы­лось, запе­чат­леть уви­ден­ное на высо­ком худо­же­ствен­ном и тех­ни­че­ском уровне в золоте, при­чем отно­си­тельно реалистично.

Фото 42[xxvi]

Гипо­теза, кото­рую я изло­жила, была бы почти без­упреч­ной, если бы ни одно «но». На арте­факте с фото 36 изоб­ра­жен пред­ста­ви­тель ино­пла­нет­ной циви­ли­за­ции в защит­ном сна­ря­же­нии – касик-космонавт. А на золо­тых фигур­ках каси­ков изоб­ра­жены все же зем­ляне, кото­рые с помо­щью раз­лич­ных ухищ­ре­ний при­дали себе вид обо­жеств­лен­ного кос­мо­навта. Это раз­ру­шает тео­рию, кото­рая каза­лась такой строй­ной. Полу­ча­ется, что дей­стви­тельно касики пред­став­ляют шама­нов. Конечно, исто­рия каси­ков весьма зага­дочна, необычна и нело­гична даже для Анд­ского мира, кото­рый весь – одна сплош­ная загадка. И ее нельзя раз­га­дать без обра­ще­ния к мифам, кото­рые хра­нят в вер­баль­ном виде исто­ри­че­ские све­де­ния. А у тай­рон­цев как раз суще­ствуют мифы, в кото­рых рас­ска­зы­ва­ется о том, как летали шаманы. Поэтому я рискну пред­по­ло­жить, что шама­нов под­ни­мали в небо на своих лета­ю­щих плат­фор­мах боги во плоти. И дан­ное пред­по­ло­же­ние, кстати, может объ­яс­нить тот факт, что лица четы­рех каси­ков, кото­рые сидят на месте головы птицы (фото 42), не вос­про­из­ве­дены больше ни на одной фигурке. Все фигурки имеют лица тех двух каси­ков, кото­рые рас­по­ла­га­ются по бокам, на кры­льях птицы (фото 43). Из ска­зан­ного может сле­до­вать, что цен­траль­ная чет­верка – это люди-птицы, сиречь ино­пла­нет­ные пилоты, а два касика по краям – это шаманы, а пра­виль­нее – обо­жеств­лен­ные впо­след­ствии жрецы-правители.

Фото 43[xxvii].

Видимо, кон­так­тов с ино­пла­нет­ной циви­ли­за­цией было два. О пер­вом сви­де­тель­ствует фигурка обо­жеств­лен­ного космонавта-касика (фото 36), выгля­деть подобно кото­рому стали стре­миться жрецы-правители. Позд­нее пред­ста­ви­тели, воз­можно, этой же циви­ли­за­ции, позвали жре­цов поле­тать вме­сте с ними. Это собы­тие и отра­жено на пек­то­рали. Вспом­ним, что такая же пек­то­раль есть и у куль­туры Муиски (см. «Золо­тые туми Колум­бии», фото 6). Она отно­сится при­мерно к той же эпохе, но сде­лана в гораздо более услов­ной манере.

image103Пек­то­раль. Мате­риал: тум­бага. Куль­тура: Тай­рона. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Пола и Доры Йонссе­нов. Музей на реке, Ант­вер­пен, Бель­гия [xxviii]

В 2011 г. в Ант­вер­пене открылся Музей на реке (Museum aan de Stroom), в кото­ром стала доступна для широ­кой пуб­лики Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Пола и Доры Йонссе­нов и, в част­но­сти, золо­тые изде­лия Тай­роны. Их я уви­дела уже после того, как напи­сала этот мате­риал. Пек­то­раль с сидя­щими фигу­рами каси­ков, кото­рая вхо­дит в кол­лек­цию, ока­за­лась уни­каль­ной. Она очень похожа на две более извест­ные пек­то­рали, о кото­рых речь шла ранее (см. фото 2 и 42 этой ста­тьи и фото 4 – 7 ста­тьи «Золо­тые туми Колум­бии»). Однако таких лиц, как у каси­ков на пек­то­рали из Музея на реке, нет ни у одного из каси­ков ни на пек­то­ра­лях, ни на под­вес­ках. Им при­даны черты рыбы или лягушки. Ноги у птиц, на голове кото­рых они вос­се­дают, такие же, как на пек­то­рали с фото 35 дан­ной ста­тьи и пек­то­рали с фото 7 из «Золо­тых туми Колум­бии». Я сочла их чело­ве­че­скими. А в соче­та­нии с лягу­ша­чьими (рыбьими) лицами каси­ков они вос­при­ни­ма­ются как ноги в ластах.
Таким обра­зом, эта пек­то­раль пока­зы­вает каси­ков в ипо­стаси, в кото­рой пре­об­ла­дают черты зем­но­вод­ных или вод­ных существ, хотя в целом на пек­то­рали пти­чья сим­во­лика про­дол­жает оста­ваться основ­ной. Сле­до­ва­тельно, в пред­став­ле­нии тай­рон­цев касики могли не только летать, но и пре­бы­вать под водой, что еще более сбли­жает их с Най­лам­пом, образ кото­рого соче­тает в себе как сим­волы воды, так и сим­волы полета.
Обра­щает на себя вни­ма­ние узор­ный поя­сок на плос­кой части (летя­щей птице), кото­рого нет на дру­гих пек­то­ра­лях. Гео­мет­ри­че­ские фигуры, из кото­рых он состав­лен, весьма напо­ми­нают письмена.

Все тай­рон­ские касики дати­ру­ются X – XVI вв. н.э. В этот период вре­мени поме­ща­ются и Сикан, и вто­рая уарий­ская импе­рия, а также импе­рия инков. Конечно, такая пери­о­ди­за­ция слиш­ком широка для того, чтобы сде­лать кон­крет­ные умо­за­клю­че­ния. Но, судя по тому, что все касики выпол­нены по стро­гому канону и в одном и том же стиле, будто бы рукой одного мастера, и их изоб­ра­же­ний нет на дру­гих арте­фак­тах, они пред­став­ляют собой еди­нич­ное явле­ние, и могут быть отне­сены к крат­ко­сроч­ном исто­ри­че­скому пери­оду. А поскольку уро­вень их худо­же­ствен­ного вопло­ще­ния и тех­ники испол­не­ния очень высок, то можно заклю­чить, что этот период был вре­ме­нем рас­цвета тай­рон­ской куль­туры, кото­рое при­хо­дится на XI в. Более всего общего у каси­ков, да и мно­гих дру­гих арте­фак­тов из золота и иных мате­ри­а­лов с неоча­вин­ской тра­ди­цией и осо­бенно с куль­ту­рой Сикана. Это застав­ляет сде­лать вывод об общих исто­ках куль­тур Тай­роны послед­него пери­ода и Сикана и пред­по­ло­жить, что боги во плоти, кото­рые пра­вили под име­нем Най­лампа, все же сна­чала выса­ди­лись на зем­лях совре­мен­ной Колум­бии, а затем, отде­лив­шись от основ­ной коло­нии, пере­бра­лись в Сикан и, воз­можно, эти собы­тия раз­де­ляло не так уж много времени.

image092Фото 44. Погре­баль­ный столб. Раз­меры: 193,5×24,1×3,8 см. Мате­ри­алы: дерево, смо­ля­ная краска, метал­ли­че­ская оплетка. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: инк­ская. XVXVI вв. Метрополитен-музей искусств[xxix]

Связь куль­тур, раз­ви­вав­шихся на тер­ри­то­риях совре­мен­ных Перу и Колум­бии, под­твер­ждает арте­факт (фото 44), кото­рый в ката­логе Метрополитен-музея искусств зна­чится как погре­баль­ный столб (Tomb Post). Он отно­сится к XVXVI вв., т.е. к пери­оду Инк­ской импе­рии, и сде­лан в тра­ди­циях Чиму. И хотя пред­мет выпол­нен не из золота, а из дерева, и не имеет абриса летя­щей птицы, оче­видно, что он пред­став­ляет тот же сюжет, что и боль­шая тай­рон­ская пек­то­раль с каси­ками. Об этом гово­рят изоб­ра­же­ния птиц и сидя­щие фигурки самих каси­ков. Их также шесть.

| 1 | 2 |


[i] http://www.flickr.com/photos/museodeloro/4321262772/in/set-72157623199940489/

[ii] Lleras R., Pineda R. Oro de Colombia Chamanismo y Orfebrería. Santiago de Chile, 2005 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/el-oro-de-colombia/).

[iia] Bray W. Gold, Stone, and Ideology: Symbols of Power in the Tairona Tradition of Northern Colombia (http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-publications/pre-columbian-studies/goldandpower/goldandpower08.pdf/view).

[x] Bray W. Opus cit.

[xi] Bray W. Opus cit.

[xii] Bray W. Opus cit.

[xiii] Bray W. Opus cit.

[xv] Bray W. Opus cit.

[xvi] Bray W. Opus cit.

[xix] Bray W. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>