| 1 | 2 |
Очевидно, что все касики с условно человеческими лицами тесно связаны с сюжетом пекторали, показанной на фото 2. Здесь они изображены в головных уборах, имеющих форму каски, увенчанной полумесяцем. Правда, они не стоят, а сидят. Однако лица центральной четверки касиков больше нигде не повторяются.
Фото 20[i]. Маленькие фигурки касиков из Музея золота Тайроны, Санта-Марта, Колумбия
Касики, как правило, изображаются с лицами персон, сидящих по бокам. При этом возможны варианты изображения нижней части лица, которая иногда сильно выдается вперед и имеет прямоугольные очертания (фото 20 слева, 21 и 21a), а тонкие сжатые губы могут быть обычных размеров или очень сильно растянутыми.
Фото 21. Подвеска в форме человека – летучей мыши в большом головном уборе с птицами. Поздняя Тайрона, 600 – 1600 гг. н.э. Санта-Марта, Магдалена. Техника «потерянного воска». Размеры: 9,5×11,9 см. Музей золота Колумбии[ii]. Фото 21а[iia]. Карандашная копия касика в другом ракурсе
Это наводит на мысль о том, что во рту у касика находится некий предмет, который растягивает рот и губы для того, чтобы превратить нижнюю часть лица в подобие звериной морды. На мой взгляд, полное воплощение данная идея нашла в фигурке касика с фото 21 и 21а, где художник добился органичного слияния образа человека и, я бы сказала, оскалившегося дракона, несмотря на треугольник носа летучей мыши. Однако в отличии от других народов такой практики у тайронцев, судя по артефактам, где изображены люди без скрывающих лицо украшений, не существовало.
Фото 22[iii]. Экспонат Музея золота Колумбии
В этой связи очень интересен артефакт, показанный на фото 22. Что хотел сказать своим произведением мастер, можно только гадать. Но, по ощущениям, он соединил в нем человека не с животным, а с машиной.
Фото 23. Крупный план головы касика с фото 16
Судя по погребальным украшениям, носовые, губные и ушные серьги были в большом ходу у высших слоев общества Тайроны и служили своего рода выразительным средством для обозначения того или иного образа. Среди носовых украшений в коллекции Музея золота Колумбии есть много очень крупных и сложно составленных. Единственным касиком, создатель которого решил задачу придания его лицу вида звериной морды именно таким способом, является касик из Метрополитен-музея искусств (фото 23). Его лицо полностью закрыто украшениями, главное из которых – носовая серьга, изображающая морду дракона с оскаленными зубами.
Фото 23а. Шаманская подвеска в виде стоящей фигуры человека в маске летучей мыши. Размеры: 16×12,5×2 см. Материал: золотой сплав. Тайрона, 900 – 1600 гг. н.э. Департамент Магдалена, регион Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колумбия. Музей изящных искусств, Бостон, США[iiia]
Касик из Музея изящных искусств Бостона (фото 23а) на первый взгляд кажется копией касика из Метрополитен-музея (фото 23). Но его глаза-бусины, обрамленные двумя дугами, и зубастая пасть уже не воспринимаются как лицевые украшения. Ответить однозначно на вопрос: изображен ли здесь касик со звериной головой или лишь в маске зверя, я думаю, нельзя.
Фото 24[iv]. Касик из Музея золота Тайроны
Касиков со звериными головами очень мало – всего два, причем небольшого размера (фото 24 и 25). Они, скорее всего, не были самостоятельными подвесками, а крепились к более крупному объекту, каким, как правило, была пектораль.
Фото 25[v]. Касик из Музея золота Тайроны
Касик с головой схожего животного выполнен в форме касика-пекторали (фото 26).
Фото 26[vi]. Касик-пектораль из Музея золота Колумбии
Показанные на фото 24 и 26 касики, судя по характерному для некоторых видов летучих мышей плоскому треугольнику носа, действительно могут нести образ этого животного. Но форма носа касика на фото 25, по-моему, больше имеет отношение к дракону, тем более что, несмотря на все старания, фото летучей мыши с такой конфигурацией носа я не нашла.
В образе кого должен был представить касиков со звериными головами мастер? Думается, в большинстве случаев все же в образе дракона, который, несомненно, имеет гораздо более мощную идеологическую нагрузку и более престижен, нежели образ летучей мыши. Тем более что драконы-змеи довольно часто присутствуют на плоских панелях сложных головных уборов касиков, а также иногда в качестве пояса/жезла – двуглавой змеи-дракона. А на касике-пекторали (фото 26) две пары драконов-змей располагаются по бокам касика. Но данную логику нарушает плоский треугольник носа летучей мыши на звериной морде в форме кирпича, которая не имеет ничего общего с мордочкой этого создания. Скорее всего, образ летучей мыши, как и образ птицы, стал одной из частей образа божества, объединяющего в себе человека, дракона и летающее существо, и занял в нем ту нишу, которую занимает в Андском мире летающий ягуар (пума). Поэтому он и появляется не только на лице касика, но и на плоской панели головного украшения. Известно, что в Древней Колумбии существовал культ летучей мыши. Вспомним, что она – рукокрылое существо. Может, в этом все дело, и такое представление о летучей мыши сыграло не последнюю роль в возникновении культа.
Фото 26а. Пектораль. Материал: тумбага. Культура: Тайрона. Коллекция доколумбового искусства Пола и Доры Йонссенов. Музей на реке, Антверпен[via]
Существуют касики с головой птицы. Но их всего два. Один из них – касик-женщина, который хранится в Музее золота Колумбии (см. фото 3, с. 1), а второй касик находится в Музее на реке в Антверпене (фото 26а). Он закреплен на пекторали. Его руки не упираются в бока, как обычно, а разведены в стороны, наподобие крыльев. Они напоминают клешни раков, из которых выходят головы птиц с хищным клювом.
Фото 27[vii]. Экспонаты Музея золота Колумбии
В гробницах Тайроны были найдены и сравнительно более простые ювелирные изделия, схожие с теми, которые украшают большинство касиков-людей. На фото 27 они показаны в том порядке, который соответствует их положению на голове человека. Можно посмотреть даже на двойные стержни, которые вставлялись в нос (в центре снимка). Одинарный стержень входил в состав погребальных принадлежностей персоны, реконструкция захоронения которой, сделанная в Музее золота Тайроны в Санта-Марте, представлена на фото 28.
Фото 28[viii]. Инсталляция Музея золота Тайроны
Лабре круглой формы, как у всех касиков, но с прорезью посередине, выставлено в Метрополитен-музее искусств (фото 29). Страшно подумать: ширина этого предмета, который вставлялся в живую плоть, – более 5 см, и видимо, именно он так растягивал губы касиков! Или живые таких серег не носили?
Фото 29. Губная серьга. Ширина: 5,1 см. Материал: золото. Культура: Тайрона. X – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[ix]
В захоронениях Тайроны были также найдены козырьки из золота. Диадемы с козырьками, такие, как те, что изображены на подвесках, но сделанные из черепахи, носили богатые тайронцы. Бедные же довольствовались плетенками из пальмы в форме полукруга. Они служили для защиты глаз от солнечного жара и удерживали волосы[x].
Чем же являются касики? Считается, что они могут представлять собой фигурки правителей (касиков), «сверхъестественных» предков и шаманов. Предположение о том, что касики – это шаманы в ритуальных костюмах и масках, наиболее распространено.
Однако очевидно, что касики – это идолы, а идолы, разумеется, изображали только божеств. И, судя по тому, что эти золотые фигурки столь роскошны, божества, которых они представляли, были весьма сильны, а также принесли народу Тайроны процветание и звездные технологии. О каких-то еще технологиях я говорить по незнанию не берусь, но в обработке золота – несомненно. Например, о касике-трубаче в каталоге Музея золота Колумбии сказано, что он позолочен. А, насколько я знаю, золочение невозможно без применения электрического тока.
В результате своих исследований артефактов Древнего Перу я пришла к выводу о том, что идолы в Андском мире, как правило, выполнялись на основе сложившихся образов божеств во плоти или, скорее, образа, в котором объединились в сознании людей пришельцы и их летательные аппараты, т.е. образа божества-корабля. А уж шаманы, которых, безусловно, следует называть священниками или жрецами, а также правители, которые отождествляли себя тем или иным образом с богами, например, называя себя их потомками, создавали свой образ из одежды и аксессуаров так, чтобы походить на божеств, изображенных в качестве идолов. Поэтому я думаю, что касики – это не шаманы, а божества, возможно, обожествленные предки.
Остается открытым вопрос: касики представляют одно и то же божество в разных ипостасях или различные божества?
Фото 30. Рисунок тайронской глиняной окарины, изображающей фигуру в маске и ритуальном костюме. Высота 11 см[xi]
«Несмотря на огромное разнообразие масок и ритуальных костюмов, представленных на глиняных окаринах, – пишет американских ученый Уорвик Брэй (Warwick Bray), – золотых дел мастера Тайроны сделали только ограниченный выбор из них, и нет никакого способа узнать, какое отдельное лицо или лица является идолом фигуры подвески. Вместо того чтобы пытаться определить, кто изображен на фигуре, может быть, более полезно рассмотреть идеи, лежащие в основе представлений»[xii].
Фото 31. Элементы ритуального костюма коги[xiii]
И в наше время народ коги (исп. Kogui, англ. Kogi) – так называются потомки тайронцев – проводит церемонию, включающую в себя ритуал, в ходе которого священники танцуют, облачась в особые костюмы и маски из дерева. На фото 31 показаны элементы ритуальных костюмов коги. Если сравнить головной убор в форме веера из перьев с головными уборами, которые надеты на головы божеств на окаринах (фото 30 и 32), становится понятно, что индейский убор – попытка сымитировать убор божества, который, скорее всего, является не просто головным убором, а олицетворением потока энергии. Это сравнение лишний раз убеждает меня в том, что и на изображениях божеств Древнего Перу головной убор вовсе не состоит из перьев, как принято считать, а представляет собой единый или разделенный надвое поток энергии.
Фото 32. Окарина в виде сановника на троне из двуглавой змеи. Размеры: высота 9,21 см, ширина 8,57 см, глубина 4,60 см. Материал: керамика. Культура: Тайрона. 800 –1500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[xiv]
По словам Уорвика Брэя, священники коги во время ритуального танца представляют сыновей Всеобщей Матери (природные и космические силы, Матери, Отцы и Duecos) и ее посланников или агентов на Земле. Но в понимании коги священники-танцоры не превращаются в тех персонажей, костюмы и маски которых они надели во время ритуала[xv]. У. Брэй отмечает:
«Носящий маску танцор делается «по договоренности» с божеством или dueco его братом или равным ему и как член божественной «семьи» становится посредником между общиной и предком или сверхъестественным миром. В таком контексте можно предположить, даже если это не может быть доказано, что золотые подвески, представляющие фигуры в масках, служили для установления связи между человечеством и космической или сверхъестественной силой, играли защитную роль и в то же время укрепляли статус тех членов общества, у которых было знание традиций и которым было разрешено носить маски»[xvi].
Фото 33[xvii]. Коги из Сьерра-Невада-де-Санта-Марты (2007)
На фото 33 и 34 засняты современные потомки тайронцев, которые живут теперь на земле Сьерра-Невада-де-Санта-Марты. Коги внешне довольно сильно отличаются от кечуанов и аймаров. Их традиционные костюмы, надетые по торжественному случаю, также совсем другие, и преобладает в них белый цвет. Но вязаные на спицах шапки немного напоминают чульо с начатками наушников.
Фото 34[xviii]. Индеец народа коги из Сьерра-Невада-де-Санта-Марты (2007)
*
Касики, несомненно, являются произведениями высокого искусства. Они имеют только им присущий изобразительный канон, яркий и узнаваемый. Касиков легко можно выделить из огромной массы ювелирных изделий Древней Колумбии. В то же время их образы не встречаются более ни на одном из артефактов, в число которых входят не только идолы, но и погребальные урны и керамические сосуды[xix]. В этом заключается одна из загадок данного феномена.
Фото 35[xx]. Пектораль из Музея золота Колумбии
Касики, особенно в составе больших пекторалей, четко отражают тему полета, а конкретнее – тему контакта с представителями цивилизации, которая обладала летательными аппаратами. Причем тема воплощена гораздо менее условно, нежели это сделано в тот же период времени в Древнем Перу. Особенно интересна в данном плане птицеподобная пектораль, показанная на фото 35. К сожалению, никаких сведений о ней я не имею. Но ее связь с касиками очевидна. Пектораль, конечно, не столь роскошна, как классические пекторали с касиками, и сделана более примитивно, из чего можно заключить, что она была изготовлена в более ранний период времени. Об этом говорят и технические подробности, которые есть на данном изображении божества-корабля, олицетворением которого она и является. Здесь мы видим ту птицу, которая всегда присутствует на пекторалях и подвесках с касиками, но не столь изящную и более массивную. Она сидит как человек, и у нее человеческие ноги. В клюве птица держит не привычный цилиндр из спирали, а подвеску в форме наконечника стрелы или, скорее, кончика хвоста панамского дракона (см. «Золотые самолетики: Летающий дракон»). На ее крыльях в том месте, где на известной пекторали (фото 2) сидят боковые касики, находятся округлые пластинки, похожие на вращающиеся пропеллеры самолета. Голова представляет собой одновременно переднюю часть самолета с ажурными крыльями, на котором восседает на корточках касик в шлеме, которому уже, видимо, впоследствии был придан гребень, олицетворяющий сияние.
И помимо касиков и их пекторалей, среди экспонатов музеев есть большое количество артефактов, изображающих летательные аппараты, хотя и переосмысленные в мифические существа, но обладающие такими деталями, которые не могут быть у живых существ даже мифологических, т.е. техническими деталями. Достаточно упомянуть о летучих рыбках и драконах (см. «Золотые самолетики»).
Фото 36[xxi]. Космонавт-касик. Музей золота Колумбии
Гипотезу близкого и не столь давнего по историческим меркам контакта тайронцев с полетчиками и их аппаратами подтверждает и портрет космонавта на костяной бляшке, о котором я писала в статье «Золотые туми Колумбии» (см. фото 17). Вдобавок мне посчастливилось найти изображение космонавта именно в образе касика (фото 36). (Этот артефакт, видимо, и есть то самое исключение, которое бывает изо всех правил. То есть касик, выполненный не по строгому канону и не из золота, все же нашелся, несмотря на утверждение, что его образ больше нигде не отражен.) Увы, но никаких сведений об этом артефакте у меня также нет. Лишь на основе другой фотографии я могу сказать, что фигура является навершием некоего плоского, узкого и длинного объекта, который напоминает прямой меч. Вероятно, это нож или жезл. Разумеется, нельзя сказать, что это изображение сделано с натуры. Оно достаточно условно. К тому же космонавты, как показывает мое исследование подобных изображений других культур, имели обыкновение маскировать свои летательные аппараты и защитные костюмы, придавая им вид земных существ или чудовищ. Кроме того, вряд ли можно утверждать, что мастер понимал в достаточной степени, что и кого он изображает. Однако данная фигура божества, конечно, весьма приближена к облику реального космонавта, что позволяет понять происхождение как отдельных деталей, так и облика касика в целом.
Прежде всего, космонавт-касик – это божество. Сила полета здесь изображена при помощи двух кондоров, тела которых одновременно являются двумя потоками энергии, исходящими из шлема. Птицы как символы полета также присутствуют на шлеме касика. Выступы по бокам шлема я не могу идентифицировать. Но очевидно, что они были переосмыслены в большие клювы птиц на боковых частях панели сложного головного украшения касиков. Шлем имеет прямоугольную форму и сделан явно из металла. Такого впечатления художник добился с помощью кружков, которые похожи на заклепки. Прозрачное, надо думать, забрало шлема закрыто маской, которой придан вид человеческого лица с маленькими близко посаженными глазками. В районе рта угадывается дыхательное устройство, которое, видимо, и стало изображаться впоследствии с помощью носовых и губных украшений. Теперь понятно, откуда у носового украшения форма почки. Она ближе всего к форме верхней части дыхательного аппарата. Нижняя часть аппарата походит на плотно сжатые губы, которые выдаются вперед. Это объясняет форму нижней части лиц касиков.
При взгляде на фигуру космонавта сразу становится ясно, что костюм касика – почти полная копия его комбинезона, а плечи касика потому так широки, что они имитируют объемы верхней части комбинезона. На костюме касика повторены даже полоски на рукавах комбинезона в области плеча и запястья и на штанинах в области колена. Интересно, что именно на этих зонах своих рук и ног инки носили перевязи из тонкой тесьмы. Но я уверена, что в перевязи были переосмыслены застежки «молния», которыми, как правило, изобилуют комбинезоны.
Фото 37. Голова касика с фото 12 крупным планом
Мастер, который изготовил касика, показанного на фото 12 и 37, как будто видел своими глазами такие застежки. По крайней мере, «молнии» им переданы очень убедительно, особенно та, которая находится на каске. У нее даже есть маленькие висюлечки, за которые обычно тянут замочек. Напомню, что и на монолите Лансон Чавин-де-Уантара также есть «молния», которая позволяет говорить, о том, что скульптура была сделана с пришельца в маскировочном костюме дракона.
Фото 38. Скульптурный сосуд. Размеры: 11,7 ×12,1×8 см. Вес: 236 г. Материал: керамика. Регион: Южная сьерра Перу. Долина: Чикама (Chicama). Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[xxii]
Тяжелые космические ботинки, которые, похоже, все пришельцы Южной Америки маскировали под босые ноги с четко обозначенными человеческими пальцами, также сыграли свою роль в истории. Все божества в Андском мире изображались босыми. Я даже начинаю думать, что стопы и пальцы стоп имели какое-то особое, сакральное значение. Существует достаточное количество сиканских артефактов в форме рук, что не вызывает особого удивления. Но есть ведь и артефакты в форме ног, что с нашей точки зрения, очень странно. Я знаю о двух керамических сосудах в форме ноги (стопы со щиколоткой). Один из них (фото 38) относится к периоду империи Уари, а второй – ко временам инков (см. фото 1 статьи «Сандалии правителей Анд»).
Фото 39[xxiii]. Дон Мартин де Лойола и донья Беатрис Ньюста, принцесса Перу. Картина неизвестного художника
В этой связи мое внимание привлекла обувь испанского гранда Мартина Лойолы на картине, посвященной заключению его брачного союз с инкской принцессой (об этом браке читайте подробнее в статье «Внешность андцев. Инки»). По случаю такого события он, одетый как и подобает испанскому дворянину, держит жезл-топорик – символ власти инков. А ноги его обуты в кожаные туфли, носки которых обрезаны так, что видны все пальцы целиком (фото 39). Думается, в европейском обществе такая обувь должна была считаться проявлением дурного вкуса, неприличной. Очевидно, что пальцы показаны намеренно. По инкскому обычаю? Наверное, в Андском мире пальцы были, как это ни странно звучит, символами власти или даже божественной сущности.
Фото 40. Антропоморфный церемониальный сосуд. Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. 1400 г.[xxiv]
Похожую обувь без мыска можно видеть и на еще одном тайронском космонавте (фото 40). Облаченный в комбинезон и шлем, он сидит в кресле пилота, окруженный драконами-змеями. И хотя кисти его рук выполнены в виде змеиных голов, он демонстрирует вполне человеческие пальцы ног. Но вернемся к космонавту-касику.
То, что он держит обеими руками на уровне причинного места, более всего напоминает орнамент с весьма условным изображением глаза, который является универсальным символом, известным как глаз в треугольнике или всевидящее око. Его использовали многие народы и религии. Он также считается символом масонов. Такой глаз несколько раз встречается на камнях Ики, причем даже как изображение космического аппарата. Что это? Может, фотокамера? Однако боюсь, что знак на данном предмете был переосмыслен в половой орган, иногда женский, а иногда гермафродитный, когда на золотых пластинах в облике космонавта стали изображать Всеобщую Мать (фото 41, а также см. фото 17 статьи «Золотые туми Колумбии»).
Фото 41[xxv]. Золотая бляшка из Музея золота Колумбии
Сравнение изображений касиков и касика-космонавта (фото 36) укрепило мое предположение о том, что все касики с человеческими лицами представляют божество в образе человека, а именно обожествленных пилотов летательных аппаратов. Эту мысль подтверждает и почти полное отсутствие религиозной символики на фигурках касиков в простом головном уборе – шлеме с серповидным завершением, которых, напомню, большинство. Касик не является божеством-кораблем. Он – божество-человек. Символическую нагрузку несут в основном плоские панели сложных головных уборов. Они, видимо, появились позже, когда распространился обычай носить фигурки касиков в качестве подвесок – отдельно от пекторалей, чтобы лишний раз напомнить о божественной сущности их персонажей. То же можно сказать и о немногочисленных касиках-пекторалях и касиках-подвесках с головой зверя, на которых касик предстает не в ипостаси человека. Случай уникальный в Андском мире.
Мои исследования показывают, что в Андском мире всегда обожествлялись не космонавты (полетчики), а их корабли. Поэтому меня поразило осознание того, что в Тайроне божество-пилот и божество корабль существовали самостоятельно. И лучшее свидетельство тому самая знаменитая пектораль, которая является божеством-кораблем и несет на себе божества-пилоты – касиков. Следовательно, появление представителей летающей цивилизации случилось по историческим меркам совсем недавно – во втором периоде существования царства Тайроны, а это X – XVI вв. н.э. Люди своими глазами видели полеты и были уже достаточно развитыми, чтобы отделить птицу-корабль от ее пилотов и суметь почти сразу, пока не забылось, запечатлеть увиденное на высоком художественном и техническом уровне в золоте, причем относительно реалистично.
Фото 42[xxvi]
Гипотеза, которую я изложила, была бы почти безупречной, если бы ни одно «но». На артефакте с фото 36 изображен представитель инопланетной цивилизации в защитном снаряжении – касик-космонавт. А на золотых фигурках касиков изображены все же земляне, которые с помощью различных ухищрений придали себе вид обожествленного космонавта. Это разрушает теорию, которая казалась такой стройной. Получается, что действительно касики представляют шаманов. Конечно, история касиков весьма загадочна, необычна и нелогична даже для Андского мира, который весь – одна сплошная загадка. И ее нельзя разгадать без обращения к мифам, которые хранят в вербальном виде исторические сведения. А у тайронцев как раз существуют мифы, в которых рассказывается о том, как летали шаманы. Поэтому я рискну предположить, что шаманов поднимали в небо на своих летающих платформах боги во плоти. И данное предположение, кстати, может объяснить тот факт, что лица четырех касиков, которые сидят на месте головы птицы (фото 42), не воспроизведены больше ни на одной фигурке. Все фигурки имеют лица тех двух касиков, которые располагаются по бокам, на крыльях птицы (фото 43). Из сказанного может следовать, что центральная четверка – это люди-птицы, сиречь инопланетные пилоты, а два касика по краям – это шаманы, а правильнее – обожествленные впоследствии жрецы-правители.
Фото 43[xxvii].
Видимо, контактов с инопланетной цивилизацией было два. О первом свидетельствует фигурка обожествленного космонавта-касика (фото 36), выглядеть подобно которому стали стремиться жрецы-правители. Позднее представители, возможно, этой же цивилизации, позвали жрецов полетать вместе с ними. Это событие и отражено на пекторали. Вспомним, что такая же пектораль есть и у культуры Муиски (см. «Золотые туми Колумбии», фото 6). Она относится примерно к той же эпохе, но сделана в гораздо более условной манере.
Пектораль. Материал: тумбага. Культура: Тайрона. Коллекция доколумбового искусства Пола и Доры Йонссенов. Музей на реке, Антверпен, Бельгия [xxviii] В 2011 г. в Антверпене открылся Музей на реке (Museum aan de Stroom), в котором стала доступна для широкой публики Коллекция доколумбового искусства Пола и Доры Йонссенов и, в частности, золотые изделия Тайроны. Их я увидела уже после того, как написала этот материал. Пектораль с сидящими фигурами касиков, которая входит в коллекцию, оказалась уникальной. Она очень похожа на две более известные пекторали, о которых речь шла ранее (см. фото 2 и 42 этой статьи и фото 4 – 7 статьи «Золотые туми Колумбии»). Однако таких лиц, как у касиков на пекторали из Музея на реке, нет ни у одного из касиков ни на пекторалях, ни на подвесках. Им приданы черты рыбы или лягушки. Ноги у птиц, на голове которых они восседают, такие же, как на пекторали с фото 35 данной статьи и пекторали с фото 7 из «Золотых туми Колумбии». Я сочла их человеческими. А в сочетании с лягушачьими (рыбьими) лицами касиков они воспринимаются как ноги в ластах. |
Все тайронские касики датируются X – XVI вв. н.э. В этот период времени помещаются и Сикан, и вторая уарийская империя, а также империя инков. Конечно, такая периодизация слишком широка для того, чтобы сделать конкретные умозаключения. Но, судя по тому, что все касики выполнены по строгому канону и в одном и том же стиле, будто бы рукой одного мастера, и их изображений нет на других артефактах, они представляют собой единичное явление, и могут быть отнесены к краткосрочном историческому периоду. А поскольку уровень их художественного воплощения и техники исполнения очень высок, то можно заключить, что этот период был временем расцвета тайронской культуры, которое приходится на XI в. Более всего общего у касиков, да и многих других артефактов из золота и иных материалов с неочавинской традицией и особенно с культурой Сикана. Это заставляет сделать вывод об общих истоках культур Тайроны последнего периода и Сикана и предположить, что боги во плоти, которые правили под именем Найлампа, все же сначала высадились на землях современной Колумбии, а затем, отделившись от основной колонии, перебрались в Сикан и, возможно, эти события разделяло не так уж много времени.
Фото 44. Погребальный столб. Размеры: 193,5×24,1×3,8 см. Материалы: дерево, смоляная краска, металлическая оплетка. География: Перу. Культура: инкская. XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[xxix]
Связь культур, развивавшихся на территориях современных Перу и Колумбии, подтверждает артефакт (фото 44), который в каталоге Метрополитен-музея искусств значится как погребальный столб (Tomb Post). Он относится к XV – XVI вв., т.е. к периоду Инкской империи, и сделан в традициях Чиму. И хотя предмет выполнен не из золота, а из дерева, и не имеет абриса летящей птицы, очевидно, что он представляет тот же сюжет, что и большая тайронская пектораль с касиками. Об этом говорят изображения птиц и сидящие фигурки самих касиков. Их также шесть.
| 1 | 2 |
[i] http://www.flickr.com/photos/museodeloro/4321262772/in/set-72157623199940489/
[ii] Lleras R., Pineda R. Oro de Colombia Chamanismo y Orfebrería. Santiago de Chile, 2005 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/el-oro-de-colombia/).
[iia] Bray W. Gold, Stone, and Ideology: Symbols of Power in the Tairona Tradition of Northern Colombia (http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-publications/pre-columbian-studies/goldandpower/goldandpower08.pdf/view).
[iii] http://www.flickr.com/photos/cnh/4219528463/in/pool-museodeloro
[iiia] http://www.mfa.org/collections/object/shaman-effigy-pendant-5301
[vi] http://www.flickr.com/photos/rafaeldorantes/5529654048/in/pool-museodeloro/
[via] http://www.flickr.com/photos/snarfel/5812532608/in/set-72157626790325803/
[x] Bray W. Opus cit.
[xi] Bray W. Opus cit.
[xii] Bray W. Opus cit.
[xiii] Bray W. Opus cit.
[xv] Bray W. Opus cit.
[xvi] Bray W. Opus cit.
[xix] Bray W. Opus cit.