1.2. Храм священного трона

image001Пано­рам­ный сни­мок Уаки Чор­нан­кап и сайта свя­щен­ного трона[i]

1.2. Храм свя­щен­ного трона[ii]

Об откры­тии Храма свя­щен­ного трона было сооб­щено в 2010 г. на сайте «National Geographic» в раз­деле «Ново­сти». В этой пуб­ли­ка­ции, орга­ни­зо­ван­ной как раз­вер­ну­тые под­ри­су­ноч­ные под­писи под фото­гра­фи­ями, находка была пре­под­не­сена как храм дина­стии Най­лампа и дати­ро­вана 1000 г. В ней сооб­ща­лось следующее.

image003«Часть ново­от­кры­того ком­плекса – храм с тро­ном (пока­зан на даль­ней стене) – поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что люди, назы­вав­шие себя потом­ками Най­лампа, мифи­че­ского осно­ва­теля циви­ли­за­ции Лам­бай­еке, суще­ство­вали на самом деле, сооб­щили архео­логи в январе 2010 г.

Это потому, что «воз­ве­де­ние зда­ния сов­па­дает по вре­мени с появ­ле­нием легенды», – ска­зал руко­во­ди­тель архео­ло­гов Ла-Торре.

Кроме того, в лам­бай­е­кен­ском фольк­лоре «только в легенде о Най­лампе [есть] трон …исполь­зу­е­мый высо­ко­по­став­лен­ными пер­со­нами, чтобы укре­пить власть и авторитет».

Согласно легенде, после того как циви­ли­за­ция Моче обру­ши­лась на северо-западе Перу, Най­ламп при­был по оке­ану с огром­ным фло­том пло­тов и вои­нами, чтобы осно­вать новую империю.

image005Самым важ­ным откры­тием в тыся­че­лет­нем храме Лам­бай­еке в Перу был трон (на фото), кото­рый, как пола­гают, исполь­зо­вался веро­ят­ными потом­ками Найлампа.

<…>

image007Архео­логи и исто­рики объ­еди­нили свои уси­лия, чтобы вос­со­здать сцены, кото­рые, воз­можно, имели место во время рас­цвета куль­туры Лам­бай­еке, при­мерно в 1000 г. н.э. На изоб­ра­же­нии, сге­не­ри­ро­ван­ном ком­пью­те­ром, пра­ви­тель сидит на троне в окру­же­нии чиновников.

image009Древ­ний цере­мо­ни­аль­ный нож, назы­ва­е­мый туми (заснят в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Брю­нинга), пока­зы­вает лам­бай­е­кен­скую фигуру, сидя­щую на троне, – точно таком же, как трон, недавно обна­ру­жен­ный в храме Най­лампа в Перу, ска­зали архео­логи в январе 2010 г.

Эти луно­об­раз­ные ножи, исполь­зу­е­мые куль­ту­рой Лам­бай­еке, несли на себе подо­бие боже­ства, назы­ва­е­мого Вла­сти­те­лем Сикана. Богато оде­тая фигура, как пра­вило, пока­зана с кры­ла­тыми пле­чами дер­жа­щей шар, пред­став­ля­ю­щий луну, и нож, кото­рый свя­зан с вла­стью и жерт­вен­ными риту­а­лами, гово­рят археологи.

image011При­сут­ствие трона, исполь­зу­е­мого только богом Най­лам­пом, согласно лам­бай­е­кен­скому фольк­лору, и дру­гие сви­де­тель­ства в ново­от­кры­том храме, такие, как сосед­нее поме­ще­ние для рели­ги­оз­ных цере­мо­ний, поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что народ Лам­бай­еке пред­став­лял своих пра­ви­те­лей, счи­тав­шихся потом­ками Най­лампа, полу­бо­же­ствен­ными фигурами.

На основе дан­ных экс­пер­тов Лам­бай­еке, циф­ро­вая иллю­стра­ция вверху, пока­зы­вает, как пото­мок Най­лампа, воз­можно, выгля­дел на троне – окру­жен­ный сим­во­лами обыч­ной и сверхъ­есте­ствен­ной власти.

Одежда и аксес­су­ары пра­ви­теля, в том числе «кры­лья» и нож, ассо­ци­и­руют его с Вла­сти­те­лем Сикана. Шар в руке и белые диски на его троне пред­став­ляют луну, свя­щен­ную в Сикане.

Его одежда укра­шена мно­го­крат­ными повто­ре­ни­ями подо­бий ром­бо­вид­ного Анд­ского кре­ста, пред­став­ля­ю­щего созвез­дие Южного Кре­ста и сим­во­ли­зи­ру­ю­щего небо, землю и под­зем­ный мир.

Как Вла­сти­тель Сикана на ноже с преды­ду­щей иллю­стра­ции, этот чело­век тоже изоб­ра­жен со сти­ли­зо­ван­ной аркой оке­ан­ских волн на его голов­ном уборе.

«Легенда гла­сит, что эта боже­ствен­ная фигура, Най­ламп, при­шел с моря и осно­вал куль­туру Лам­бай­еке», – ска­зал руко­во­ди­тель архео­ло­гов Ла-Торре. – «Поэтому море сильно ассо­ци­и­ру­ется с вла­стью и мощью среди древ­них лам­бай­е­кен­цев»[iii].

Спу­стя 5 лет, в тече­ние кото­рых рас­копки архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Чор­нан­кап были про­дол­жены, а их резуль­таты изу­чены и про­ана­ли­зи­ро­ваны, связь Храма свя­щен­ного трона с дина­стией Най­лампа стала не столь очевидна.

В 2016 г. была издана моно­гра­фия Кар­лоса Вестера «Чор­нан­кап: Дво­рец пра­ви­тель­ницы и жрицы куль­туры Лам­бай­еке» («Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture»), в кото­рой изло­жены резуль­таты иссле­до­ва­ния архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Чор­нан­кап. Боль­шое место в ней отве­дено рас­коп­кам в зоне трона и интер­пре­та­ции их результатов.

 

1.2.1. Кон­струк­тив­ные этапы зоны Храма свя­щен­ного трона

1.2.1.1. Послед­ний этап

Рас­копки были запла­ни­ро­ван на неболь­шом участке раз­ме­рами 20×20 м к западу от Рас­пи­сан­ного ресинто. В итоге они поз­во­лил, по сло­вам Кар­лоса Вестера, «опре­де­лить и задо­ку­мен­ти­ро­вать зону уни­каль­ного и исклю­чи­тель­ного архи­тек­тур­ного и сим­во­ли­че­ского свой­ства, кото­рая имеет необы­чай­ную силу повест­во­ва­ния, что поз­во­ляет понять кон­струк­тив­ный харак­тер, ее функ­цию и иерар­хи­че­ский ста­тус»[iv].

image013Фото 1. План ресинто трона и Малого храма

Эта зона пока­зы­вает в цен­тре ресинто с пря­мо­уголь­ным осно­ва­нием 10 м в длину и 8 м в ширину, рас­по­ло­жен­ное по оси север–юг, с вхо­дом через цен­траль­ный проем шири­ной 1,20 м в север­ной стене. Это ресинто мы и будем назы­вать Хра­мом свя­щен­ного трона.

image015Фото 2. Храм свя­щен­ного трона

Вход в ресинто откры­вает доступ через неболь­шой пан­дус к низ­кой плат­форме с двумя боко­выми ска­мьями, раз­ме­щен­ными напро­тив друг друга. Перед каж­дой ска­мьей на уровне пола рас­по­ло­жены по 17 малень­ких четы­рех­уголь­ных ячеек, ошту­ка­ту­рен­ных гли­ной. Кар­лос Вестер и его кол­леги пред­по­ла­гают, что эти ячейки свя­заны с цере­мо­ни­аль­ным кален­да­рем. 17 ячеек на восточ­ной сто­роне могут ука­зы­вать дни и/или недели сол­неч­ных риту­а­лов, а 17 ячеек на запад­ной сто­роне – дни и/или недели лун­ных риту­а­лов[v].

image017Фото 3. Трон

У южной стены ресинто рас­по­ла­га­ется часть храма, где нахо­дится воз­вы­ше­ние со свя­щен­ным пре­сто­лом (тро­ном). Ее на запад­ный манер Кар­лос Вестер назы­вает алта­рем, веро­ятно, с уче­том того, что вла­сти­тель, вос­се­дав­ший на троне, счи­тался боже­ством. Воз­вы­ше­ние сде­лано в форме пря­мо­уголь­ной плат­формы, вытя­ну­той по оси восток – запад. Трон раз­ме­щен в ее цен­тре. По краям плат­формы обна­ру­жены отвер­стия для колонн, кото­рые под­дер­жи­вали крышу над этим про­стран­ством, как это можно видеть на 3D-воссозданиях. Сам трон (фото 3) пред­став­ляет собой тонко ошту­ка­ту­рен­ную гли­ной «уни­каль­ную L-образную струк­туру», кото­рая состоит из сиде­нья и спинки, при­креп­лен­ной к стене ресинто. Спе­реди у сиде­ния трона есть ячейка, схо­жая с теми, кото­рыми снаб­жены боко­вые скамьи.

image019Фото 4 и 5. Восточ­ный и запад­ный жерт­вен­ники, нахо­дя­щи­еся у глав­ного входа в храм

С каж­дой сто­роны (восток и запад) от основ­ного входа в ресинто храма есть два неболь­ших жерт­вен­ника (фото 4 и 5). Они состоят из двух нало­жен­ных друг на друга плат­форм с малень­ким боко­вым пан­ду­сом. Жерт­вен­ники, на мой взгляд, очень похожи на усе­чен­ные сту­пен­ча­тые пира­миды в мини­а­тюре. Они снаб­жены сво­его рода спин­кой с нишей в форме поло­вины чаканы. В цен­тре верх­ней плат­формы каж­дого жерт­вен­ника рас­по­ло­жено круг­лое углуб­ле­ние. По мне­нию Кар­лоса Вестера, восточ­ный жерт­вен­ник пред­став­ляет сол­неч­ный эле­мент, землю и муже­ствен­ность, а запад­ный – лун­ный эле­мент, воду и жен­ствен­ность в соот­вет­ствии «с идео­ло­ги­че­ской кон­цеп­ций Анд­ской Аме­рики, кото­рую мы назы­ваем двой­ствен­но­стью и вза­и­мо­до­пол­ня­е­мо­стью». (Замечу, что К. Вестер ошибся: земля свя­зана с жен­ским нача­лом, а с муж­ским нача­лом свя­зано небо.)

image021Фото 6. Ресинто Малого храма (слева от трона)

Рядом с Хра­мом свя­щен­ного трона неболь­шой уча­сток зани­мает ресинто Малого храма (фото 6). Оно состоит из двух поме­ще­ний, соеди­нен­ных проходом.

image023Фото 7. Вид на вход в Малый храм и жерт­вен­ник. Фото 8. Жерт­вен­ник. Фото 9. Остатки рельефа жерт­вен­ника круп­ным пла­ном. Фото 10. 3D-реконструкция жертвенника

Вход в ресинто Малого храма с трех­сту­пен­ча­той лест­ни­цей рас­по­ло­жен в его север­ной стене (фото 7). Слева от входа, у восточ­ной стены, стоит неболь­шой жерт­вен­ник, кото­рый выпол­нен в форме вер­ти­каль­ной пря­мо­уголь­ной кон­струк­ции (фото 8). В ее внут­рен­ней части пред­став­лены фраг­менты рельефа, изоб­ра­жав­шего вер­ти­кально рас­по­ло­жен­ное (голо­вой вниз) Лун­ное коша­чье боже­ство. В насто­я­щее время от него оста­лась только часть закру­чен­ного по спи­рали хво­ста и ниж­них конеч­но­стей (фото 9).

Во вто­ром поме­ще­нии Малого храма у южной стены нахо­дятся остатки шести колонн из рож­ко­вого дерева. Ошту­ка­ту­рен­ные и покры­тые крас­ной крас­кой, они под­дер­жи­вали крышу над неболь­шой пря­мо­уголь­ной плат­фор­мой, кото­рая могла слу­жить ска­мьей для двух человек.

image025Фото 11. 3D-воссоздание Храма свя­щен­ного трона послед­него кон­струк­тив­ного этапа

При­ве­ден­ное опи­са­ние зоны Храма свя­щен­ного трона соот­вет­ствует ее послед­ней (финаль­ной) кон­струк­тив­ной вер­сии (фото 11). Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния пока­зали, что ком­плекс храма пере­жил несколько эта­пов, на каж­дом из кото­рых в его пла­ни­ровку и декор вно­си­лись изме­не­ния. Всего было выяв­лено три кон­струк­тив­ных этапа: 1) послед­ний, 2) про­ме­жу­точ­ный и 3) ранний.

 

1.2.1.2. Про­ме­жу­точ­ный этап

image027Фото 12. 3D-воссоздание Храма свя­щен­ного трона про­ме­жу­точ­ного кон­струк­тив­ного этапа

На про­ме­жу­точ­ном этапе кон­фи­гу­ра­ция ресинто трона в целом соот­вет­ствует финаль­ной фазе. Но боко­вые ска­мьи с неболь­шими ячей­ками исче­зают. Оста­ется только одна ячейка, рас­по­ло­жен­ная в перед­ней части трона. Отсут­ствуют также жерт­вен­ники, раз­ме­щен­ные у глав­ного входа, а перед воз­вы­ше­нием с тро­ном появ­ля­ется неболь­шой пандус.

На про­ме­жу­точ­ном кон­струк­тив­ном этапе Малый храм с ресинто трона свя­зан узким про­хо­дом с трех­сту­пен­ча­той лест­ни­цей. Через него можно было попасть прямо в алтар­ную часть. На финаль­ном этапе про­ход будет закрыт. Как на послед­нем, так и на про­ме­жу­точ­ном эта­пах связь Храма свя­щен­ного трона с Рас­пи­сан­ным ресинто сохраняется.

 

1.2.1.3. Ран­ний этап

image029Фото 13. 3D-воссоздание алтар­ного про­стран­ства Храма свя­щен­ного трона ран­него кон­струк­тив­ного этапа

При углуб­ле­нии рас­копа на запад­ной сто­роне ниже про­ме­жу­точ­ного этапа, архео­логи выявили архи­тек­туру ран­него этапа ресинто трона. Его стены имели ярко-желтый цвет. По верх­нему краю они были укра­шены живо­пис­ным фри­зом, состо­я­щим из повто­ря­ю­щейся на белом фоне гео­мет­ри­че­ской фигуры, кото­рую Кар­лос Вестер назы­вает сту­пен­ча­тым тре­уголь­ни­ком, а Артур Познан­ски назы­вал лест­нич­ным узо­ром. Фраг­мент фриза был обна­ру­жен на участке стены, пока­зан­ном на фото 14.

image031Фото 14. Фраг­мент стены ран­него кон­струк­тив­ного этапа ресинто трона

Малый храм на ран­ней ста­дии, по мне­нию архео­ло­гов, еще не суще­ство­вал. А вплот­ную к ресинто трона нахо­ди­лось соору­же­ние, кото­рое пред­ше­ство­вало Рас­пи­сан­ному ресинто (фото 15). Вме­сто рос­пи­сей его стены были укра­шены рельеф­ным фри­зом из боль­ших кру­гов в нишах, или рамах, как в Храме антро­по­морф­ной волны пятой ремо­де­ля­ции пер­вого кон­струк­тив­ного этапа (см. фото 7).

image033Фото 15. 3D-воссоздание ран­него кон­струк­тив­ного этапа ком­плекса Храма свя­щен­ного трона

Такой вывод Кар­лос Вестер сде­лал на основе дан­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных Кри­сто­фе­ром Дон­на­ном в Рас­пи­сан­ном ресинто. В его южном конце рас­копки пока­зали сви­де­тель­ства суще­ство­ва­ния кон­струк­тив­ной фазы, пред­ше­ству­ю­щей этапу поли­хром­ной сте­но­писи (фото 16). Речь идет о стене, ори­ен­ти­ро­ван­ной с востока на запад. Ее длина равна 4,90 м, а ширина 0,45 м. По верх­нему краю стены рас­по­ло­жен рельеф­ный орна­мент с боль­шими кру­гами, заклю­чен­ными в четы­рех­уголь­ную раму, кото­рая изме­ря­ется 70 см в ширину и 78 см в высоту. Перед ней нахо­дится стена с остат­ками живо­пис­ного фриза.

image035Фото 16. Фраг­мент южной стены Рас­пи­сан­ного ресинто, пока­зы­ва­ю­щий декор сразу двух его кон­струк­тив­ных эта­пов: уча­сток стены с живо­пис­ным фри­зом на перед­нем плане, а за ним – более ран­ний рельеф­ный фриз из кругов

На мой взгляд, скульп­тур­ные сосуды Моче с изоб­ра­же­нием пра­ви­те­лей на троне гово­рят о том, что алтар­ная часть ресинто трона ран­него этапа была постро­ена в форме сту­пен­ча­той пира­миды и имела схо­жую сим­во­лику. В этом меня окон­ча­тельно убе­дила ком­по­зи­ция бутыли стремя-горлышко, дан­ная на фото 17. Она пока­зы­вает жреца-правителя высо­кого ранга, сидя­щего на сту­пен­ча­том соору­же­нии с цен­траль­ным пан­ду­сом, кото­рое явля­ется копией Уаки Чор­нан­кап (см. фото 3) и соот­вет­ствует кон­струк­ции алтаря ран­него этапа, 3D-воссоздание кото­рого пред­став­лено на фото 13.

image063Фото 17. Скульп­тур­ный сосуд стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щий жреца-правителя, сидя­щего на сту­пен­ча­той пира­миде с пан­ду­сом. Код ката­ло­ги­за­ции: ML010855. Раз­меры: 22,2×20,5×12,2 см. Вес: 832 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Санта (Santa). Место: Тамбо-Реаль (Tambo Real). Музей Ларко, Лима, Перу[vi]

image060   image062


[ii] Осно­вано на тек­сте и фото­гра­фиях моно­гра­фии: Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).

[iv] Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>