Ритуальная дубинка, продолжение
2. Парад в церемониальном комплексе и подготовка пленников
По прибытии в церемониальный комплекс, по словам Сантьяго Уседы, воины с голыми пленниками проходили в торжественной процессии «перед уакой, богами и жрецами»[i].
Фото 1. 3D-реконструкция Уаки Као-Вьехо. Фото 2. Фрагмент с изображением алтаря на главной площади[ii]
Обе стены главной церемониальной площади Уаки Као-Вьехо (фото 1) в археологическом комплексе Эль-Брухо украшают расписанные рельефы, изображающие парад побежденных и победителей (фото 2). Впереди шествуют воины с трофейными дубинками на плече. Их шествие занимает всю стену напротив входа на площадь. За ними идут голые пленники, ведомые жрецом (фото 3), фриз с которыми помещен на соседнюю стену. По мнению Сантьяго Уседы, рельефы говорят о том, что площадь перед уакой была конечной целью этой процессии[iii].
Фото 3[iv]. Шествие пленников во главе со жрецом. Расписанный рельеф. Уака Као-Вьехо (Cao Viejo), археологический комплекс Эль-Брухо (El Brujo), Долина Чикамы (Chicama)
Полихромные рельефы с торжественным шествием побежденных и победителей (фото 4) украшают также две стены главной церемониальной площади (площади-1) Старого храма Уаки Луны в Долине Моче.
Фото 4. Шествие воинов и пленников. Полихромный рельефный фриз на восточной стене площади-1. Уака Луны, Долина Моче, департамент Ла-Либертад. Фото 2014 г.[v]
Фризы с шествием пленников и воинов на стенах площадей обеих уак свидетельствуют о первостепенной важности этого ритуала в церемониальной деятельности комплексов. Сантьяго Уседа предполагает, что остальная часть церемонии проходила внутри здания, где пленников направляли в специальные помещения[vi].
Фото 5[vii]. 3D-реконструкция Уаки Луны
К жертвоприношению жрецы подготавливали пленников с помощью специальных препаратов и наставления. Подготовка проходила в определенных местах, вблизи арен жертвоприношения, которыми в Уаке Луны были в основном площади 3а и 3с, огороженные толстыми стенами. Для ритуала разрезания горла были предназначены площадь-3с и большой декорированный внутренний дворик уаки. По мнению С. Уседы, дворик и проходивший там «жертвенный акт могли быть зарезервированы для одного из самых важных ритуалов, представленных в иконографии Моче: презентации жертвенной крови богам»[viii].
[i] Uceda S. The Priests of the Bicephalus Arc: Tombs and Effigies Found in Huaca de la Luna and Their Relation to Moche Rituals // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).
[ii] Lizardo Tavera Vega. El Brujo (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/elbrujo.htm).
[iii] Uceda S. Opus cit.
[vi] Uceda S. Opus cit.
[vii] Lizardo Tavera Vega. Huaca de La Luna (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/laluna.htm).
[viii] Uceda S. Opus cit.