3. Жертвоприношение

ВОИН МОЧЕ

Риту­аль­ная дубинка, про­дол­же­ние

image001 3. Жерт­во­при­но­ше­ние

image011Фото 1. План пло­ща­дей, свя­зан­ных с раз­ными видами жерт­во­при­но­ше­ний (вверху)[1] и рекон­струк­ци­он­ный рису­нок цере­мо­ни­аль­ного зда­ния на площади-3с (внизу)[2]

По резуль­та­там иссле­до­ва­ний остан­ков, кото­рые были най­дены в ямах, рас­ко­пан­ных на площади-3а и площади-3с, Сантьяго Уседа при­шел к выводу о том, что они явля­ются резуль­та­том жерт­во­при­но­ше­ний раз­ного типа, обо­зна­чен­ных фран­цуз­ским иссле­до­ва­те­лем Анн-Мари Хокен­гем (Anne Marie Hocquenghem) как: 1) жерт­во­при­но­ше­ние нака­зан­ных (punished) и 2) жерт­во­при­но­ше­ние луч­ших (best of the society). На площади-3а были обна­ру­жены ске­леты со сви­де­тель­ствами при­ме­не­ния пыток, обез­глав­ли­ва­ния, отсе­че­ния конеч­но­стей и пр. Они соот­вет­ствуют жерт­во­при­но­ше­нию нака­зан­ных. Площадь-3c была полна дока­за­тельств того, что у людей пере­ре­зали горло, что соот­вет­ствует жерт­во­при­но­ше­нию луч­ших[3].

image068Фото 1а[4]. Бутыль стремя-горлышко со скульп­тур­ными изоб­ра­же­ни­ями совы-воина и жерт­во­при­но­ше­нием плен­ного, а также с живо­пис­ным пред­став­ле­нием риту­аль­ного боя. Мате­риал: кера­мика. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

В начале 20-х гг. ХХ в., иссле­дуя кера­мику Моче из музеев Лимы, отец перу­ан­ской архео­ло­гии Хулио Тельо (1880 – 1947) выявил связь между боями и жерт­во­при­но­ше­ни­ями. Осо­бенно отчет­ливо на нее ука­зы­вал сосуд, дан­ный на фото 1а. «На этом сосуде, по Тельо, мифи­че­ское живот­ное вво­дит канюлю в раз­ре­зан­ное горло своей жертвы – плен­ника, узна­ва­е­мого по наготе и рукам, свя­зан­ным за спи­ной, – пишет Анн-Мари Хокен­гем. – В одной руке жрец дер­жит канюлю, а в дру­гой – сосуд для при­ема крови, кото­рая течет из раны. Канюля, опи­сан­ная Тельо, может быть сон­ной арте­рией плен­ника, но его интер­пре­та­ция под­твер­жда­ется тем фак­том, что на дру­гих сосу­дах животные-жертвоприносители дер­жат малень­кие гли­ня­ные кув­шин­чики и канюли»[5].

image070Фото 2[6]

Помимо бутыли, упо­мя­ну­той Хулио Тельо, Анн-Мари Хокен­гем при­во­дит в при­мер рельеф сосуда на тему вру­че­ния керо, боев и жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных, пока­зан­ный на фото 2. Здесь в каче­стве жерт­во­при­но­си­теля высту­пает ягуар (пума), кото­рый также, по ее мне­нию, исполь­зует канюлю для сбора крови.

image072Фото 3. Сосуд-свисток с изоб­ра­же­нием плен­ника (фраг­мент). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № V A Nls 198. Раз­меры: 4,7×3×3,4 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[7]

«В январе 1978 г., – про­дол­жает Анн-Мари Хокен­гем, – д-р Иммина фон Шулер сооб­щила, что она нашла среди неразо­бран­ных череп­ков в запас­ни­ках кол­лек­ций Этно­ло­ги­че­ского музея Бер­лина, инте­рес­ный мочик­ский фраг­мент: малень­кую фигурку, искусно вылеп­лен­ную и рас­пи­сан­ную, раз­меры кото­рой состав­ляли только при­бли­зи­тельно пять сан­ти­мет­ров; пер­со­наж голый, его тело тату­и­ро­вано или рас­кра­шено, дер­жится в поло­же­нии плен­ни­ков – руки за спи­ной и, как они, носит волосы, сви­са­ю­щие на спину, его горло широко рас­се­чено и в рану вве­дена канюля…»[8]. Эта фигурка (фото 3) сразу напом­нила А.-М. Хокен­гем о сосуде, опи­сан­ном Хулио Тельо.

image032Фото 4. Жерт­во­при­но­ше­ние плен­ни­ков. Фраг­мент про­ри­совки рос­писи бутыли № ML010847

Именно такие дей­ствия жерт­во­при­но­си­те­лей, по мне­нию А.-М. Хокен­гем, изоб­ра­жены на рос­писи сосуда из Музея Ларко (фото 4). Однако на рос­пи­сях ни этого, ни дру­гих сосу­дов, где пока­зан акт жерт­во­при­но­ше­ния плен­ного воина, жерт­во­при­но­си­тели не рас­се­кают горло жертвы от уха до уха, как это изоб­ра­жено у фигуры воина на сосуде-свистке. Ведь в таком слу­чае были бы неиз­бежны боль­шие потери дра­го­цен­ной крови «луч­ших», т.е. знат­ных вои­нов – пред­ста­ви­те­лей элиты Моче, кровь кото­рых была такой же, как у божества-первопредка. И это было бы отоб­ра­жено на рос­пи­сях сосу­дов фон­та­нами крови. Однако там нари­со­ваны лишь ее мел­кие капли. С уче­том пере­чис­лен­ных дово­дов допу­стимо согла­ситься с вер­сией исполь­зо­ва­ния канюли, под­дер­жан­ной А.-М. Хокен­гем, и сле­дует отме­сти воз­мож­ность при­ме­не­ния туми с полу­лун­ным лез­вием как инстру­мента слиш­ком гру­бого для такой операции.

image078 image080Фото 5. Бутыль стремя-горлышко с сидя­щей фигу­рой и нари­со­ван­ной груп­пой объ­ек­тов. Раз­меры: 23,3×19,1 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­мент. Куль­тура: Моче, Север­ное побе­ре­жье Перу. Время созда­ния: 100 г. до н.э. – 500 г. н.э. Худо­же­ствен­ный инсти­тут Чикаго, США[9]. Фото 6. Сосуд с изоб­ра­же­нием сидя­щей антро­по­морф­ной фигуры. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № V A 18019. Раз­меры: 24,3×14,9×19,2 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Место про­ис­хож­де­ния: Перу, Чим­боте (Chimbote), Север­ное побе­ре­жье. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[10]

В Худо­же­ствен­ном инсти­туте Чикаго и Этно­ло­ги­че­ском музее Бер­лина хра­нятся две бутыли со схо­жим изоб­ра­же­нием (фото 5 и 6). Они пред­став­ляют сидя­щую фигуру, перед кото­рой раз­ло­жены некие пред­меты. Ни пер­со­наж, ни пред­меты ком­мен­та­ри­ями ката­ло­гов этих музеев никак не опре­де­ля­ются. Вполне воз­можно, что сосуды пока­зы­вают жре­цов и инстру­менты для жерт­во­при­но­ше­ния крови.

image034Фото 7[11]. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая гос­по­дина высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния, пле­нен­ного в резуль­тате боя. Код ката­ло­ги­за­ции: ML002043. Раз­меры: 23,0×21,0×12,1 см. Вес: 744 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу[12]

О том, что в жертву при­но­си­лись дей­стви­тельно луч­шие – воины высо­кого соци­аль­ного ста­туса, рас­ска­зы­вает скульп­тура плен­ника из Музея Ларко (фото 7), к кото­рой ката­лог музея дает сле­ду­ю­щий комментарий:

«Эта скульп­тур­ная кера­ми­че­ская бутыль пред­став­ляет гос­по­дина, пле­нен­ного в бою, кото­рый был лишен своей одежды и остался голым. Он носит в ушах две пары круг­лых пен­ди­енте, кото­рые свя­заны с его высо­ким соци­аль­ным ста­ту­сом. Его шею обви­вает веревка, а руки свя­заны за спи­ной. Его волосы имеют харак­тер­ную челку плен­ных вои­нов, кото­рым обре­зали волосы перед жерт­во­при­но­ше­нием. Его осо­бен­ные борода и усы опре­де­ляют этот пер­со­наж как гос­по­дина высо­кого ранга, кото­рый также имел изоб­ра­же­ние тела цели­ком и в одежде и порт­рет­ное изоб­ра­же­ние головы – порт­рет­ное уако в искус­стве Моче».

При­мер этой скульп­туры дает важ­ную инфор­ма­цию сразу по несколь­ким вопро­сам. Во-первых, скульп­тура пока­зы­вает, что ноблю были остав­лены пен­ди­енте, а его тело не было покрыто тату­и­ров­ками, что отли­чает дан­ного чело­века от боль­шин­ства дру­гих плен­ни­ков. При­том ката­лог сооб­щает, что, помимо скульп­туры в голом виде, т.е. в каче­стве плен­ника, этот гос­по­дин «имел изоб­ра­же­ние тела цели­ком и в одежде и порт­рет­ное изоб­ра­же­ние головы – порт­рет­ное уако». Пере­чис­лен­ные факты застав­ляют пред­по­ло­жить, что нобль все же был похо­ро­нен не в общей могиле – в яме на пло­щади, а в соб­ствен­ной гроб­нице и со своим изоб­ра­же­нием в одежде, кото­рое вме­сте с порт­рет­ным уако пред­став­ляло его пер­сону на земле пред­ков. А зна­чит, вер­хушка элиты имела осо­бые права и при­ви­ле­гии на слу­чай, если ее пред­ста­ви­тели будут при­не­сены в жертву как плен­ные воины. Воз­можно, поэтому ноб­лям самого высо­кого уровня не было необ­хо­ди­мо­сти делать тату­и­ровки на теле.

image078Фото 8[13]. Скульп­тур­ные сосуды Моче, пред­став­ля­ю­щие боро­да­тых и уса­тых пер­со­на­жей. Музей Ларко

Во-вторых, фигура изоб­ра­жает муж­чину с боро­дой и усами, кото­рые, по мне­нию соста­ви­те­лей ком­мен­та­рия ката­лога Музея Ларко, опре­де­ляют его как «гос­по­дина высо­кого ранга». Между тем известно, что у корен­ного насе­ле­ния Аме­рики, кото­рое пред­став­ляет мон­го­ло­ид­ную расу, борода и усы не росли и не рас­тут. Однако в кол­лек­ции Музея Ларко содер­жится доста­точно дока­за­тельств обрат­ного (фото 8). Более десятка кера­ми­че­ских скульп­тур Моче изоб­ра­жают муж­чин с боро­дой и усами. Правда, они, как пра­вило, седые и изоб­ра­жены весьма условно. При этом направ­ле­ние роста волос чаще всего не пока­зано, а ино­гда пока­зано непра­вильно. Это гово­рит о том, что авторы этих про­из­ве­де­ний не видели сво­ими гла­зами таких людей. Но скуль­птор, сде­лав­ший фигуру плен­ного нобля, изоб­ра­зил его бороду и усы очень нату­рально. И по цвету они соот­вет­ствуют воло­сам на голове. А зна­чит, боро­да­тые и уса­тые мочикцы дей­стви­тельно суще­ство­вали, но, видимо, состав­ляли узкую группу лиц, из кото­рых состо­яла пра­вя­щая элита. Навер­ное, именно они были насто­я­щими потом­ками обо­жеств­лен­ного пер­во­предка, т.е. богов во плоти. Те соот­вет­ственно отно­си­лись к дру­гой расе, гене­тика кото­рой преду­смат­ри­вала рост волос на лице. Сле­до­ва­тельно, кровь гос­по­дина, скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние кото­рого гово­рит о том, что он был при­не­сен в жертву, явля­лась не только особо цен­ным при­но­ше­нием богу (богам), но и лучше любых инсиг­ний сви­де­тель­ство­вала о его ста­тусе и род­стве с первопредком.

image078 image080Фото 9 и 10. Цере­мо­ни­аль­ный скульп­тур­ный сосуд, пред­став­ля­ю­щий ста­рика с голо­вой в форме фал­лоса. Инвен­тар­ный № 01394. Раз­меры: 19×11,5 см. Мате­ри­алы: глина, пиг­мент. Куль­тур­ный контекст/стиль: Моче. Время созда­ния: 100 – 750 гг. н.э. Место про­ис­хож­де­ния: Тру­хи­льо (Trujillo), Перу. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[14]

О боро­да­тых и уса­тых пред­ках Моче гово­рит и скульп­тур­ный сосуд из Музея Аме­рики (фото 9 и 10). Он пред­став­ляет ани­ми­ро­ван­ный фал­лос с лицом муж­чины, у кото­рого на лице рас­тут борода и усы. Согласно ката­логу музея, «изго­тов­ле­ние и исполь­зо­ва­ние этого типа фал­ли­че­ских сосу­дов свя­заны с риту­аль­ными кон­тек­стами пло­до­ро­дия и пло­до­ви­то­сти». Во время риту­ала из них лили жид­кость, кото­рая при­рав­ни­ва­лась к сперме.

 image082 image084Фото 11 и 12. Скульп­тур­ный кув­шин, изоб­ра­жа­ю­щий плен­ника. Инвен­тар­ный № 1983.546.6. Высота: 27,3 см. Мате­риал: кера­мика. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: IIVII вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[15]

Помимо скульп­тур голых плен­ни­ков встре­ча­ется неко­то­рое коли­че­ство фигур, пер­со­нажи кото­рых про­тив пра­вил ого­лены не пол­но­стью. Они одеты в метал­ли­зи­ро­ван­ную рубашку с зуб­ча­тым краем – одежду в стиле Боже­ства уллючо и соот­вет­ству­ю­щее ей полу­лун­ное фрон­таль­ное укра­ше­ние головы с изоб­ра­же­нием совы. Вме­сте с тем плен­ники лишены оре­хер и тапар­рабо, их руки свя­заны за спи­ной, а на шее висит веревка. Один из луч­ших экзем­пля­ров таких скульп­тур, пока­зан­ный на фото 11 и 12, хра­нится в Метрополитен-музее искусств. (Схо­жая скульп­тура дана на фото 14.) Ката­лог музея сопро­вож­дает экс­по­нат сле­ду­ю­щим комментарием:

«Этот скульп­тур­ный плен­ник, сто­я­щий на коле­нях, носит тунику с рука­вами и голов­ной убор, укра­шен­ный рас­крыв­шей кры­лья совой. Тем не менее, пустые отвер­стия в моч­ках его ушей, обна­жен­ные поло­вые органы и веревка на шее ясно ука­зы­вают на его поло­же­ние. Ста­ту­этки, подоб­ные этому кув­шину, были най­дены в месте жерт­во­при­но­ше­ний в Уаке Луны, круп­ной саман­ной плат­форме Моче. Ста­ту­этки были наме­ренно раз­биты среди тел более семи­де­сяти пожерт­во­ван­ных людей. Как и их кера­ми­че­скому изоб­ра­же­нию, насто­я­щим чело­ве­че­ским плен­ни­кам свя­зали руки и надели веревку на шею».

А зна­чит, воины Моче, погре­бен­ные в общей могиле, бла­го­даря таким скульп­ту­рам должны были быть опо­знаны в мире вверху как члены рода бога, кото­рого мы назы­ваем Боже­ством уллючо (или Аяпа­эком, а также дру­гими име­нами), и при­няты на земле предков.

image086Фото 13. Бутыль стремя-горлышко с фигу­рой. Инвен­тар­ный № 65.266.48. Раз­меры: 21×12,3 см. Мате­риал: кера­мика, пиг­мент. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: IVVII вв. Метрополитен-музей искусств[16]

Как пока­зы­вают скульп­туры плен­ни­ков, под­го­тов­лен­ных к жерт­во­при­но­ше­нию, веревку на шее у них остав­ляли. Между тем она была не только не нужна, поскольку руки у них были свя­заны сзади, но и явно должна была мешать жерт­во­при­но­си­телю. Сле­до­ва­тельно, веревка на шее имела свое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. О нем рас­ска­зы­вает бутыль, дан­ная на фото 13. Ее скульп­тур­ная ком­по­зи­ция пред­став­ляет плен­ника, под­го­тов­лен­ного к жерт­во­при­но­ше­нию, кото­рый сидит на троне или, ско­рее, на носил­ках. Веревка на шее пер­со­нажа обра­ти­лась в уша­стую змею, т.е. в амару с голо­вой дра­кона, кото­рая как будто хочет отку­сить его при­чин­ное место. Для евро­пейца это было бы сим­во­лом того, что род изоб­ра­жен­ного муж­чины пре­рвется. Однако андцы верили в непре­рыв­ность цикла жизни и смерти, согласно кото­рому умер­ший в мире сей­час после пре­бы­ва­ния в мире мерт­вых (мире внизу) отправ­лялся на землю пред­ков (мир вверху), из кото­рого снова попа­дал через мир внизу в мир сей­час. Поэтому оста­ется только стро­ить пред­по­ло­же­ния на тему потери муж­ского достоинства.

image088Фото 14. Скульп­тур­ный кув­шин, пред­став­ля­ю­щий плен­ного. Инвен­тар­ный № 41.2⁄623. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Моче. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, США[17]

Суще­ствует еще одно скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние плен­ника с верев­кой на шее в виде змеи, кото­рое хра­нится в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии (фото 14). Правда, здесь змея не столь агрес­сивна. Тем не менее она вызы­вает не мень­ший ужас. Повто­ря­е­мость образа веревки-змеи гово­рит об устой­чи­во­сти дан­ного символа.

image062               image064



[1] Uceda S., Tufinio M. El complejo arquitectónico religioso moche de Huaca de la Luna: una aproximación a su dinámica ocupacional // Moche: propuestas y perspectivas (https://www.researchgate.net/publication/270171590_Moche_propuestas_y_perspectivas).

[2] http://wigowsky.com/travels/inca/book/ch9/ch9.htm

[3] Uceda S. The Priests of the Bicephalus Arc: Tombs and Effigies Found in Huaca de la Luna and Their Relation to Moche Rituals // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).

[5] Hocquenghem A.M. Les combats mochicas: essai d’interprétation d’un matériel archéologique à l’aide de l’icono­logie, de l’ethno-histoire et de l’ethnologie // Baessler-Archiv. № 26. Berlin, 1978 (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/amh/1_iconografia_mochica/78_amh_les_combats_mochicas_3.pdf).

[6] Hocquenghem A.M. Sacrifice et calendrier cérémoniel dans les sociétés des Andes centrales // Catalogue de l’exposition L’or des Incas origines et mystères: Livre VIII 289–303. Pinacothèque de Paris  (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/20101204/a_rajouter_dans_mochica/126_sacrifice_et_calendier_ceremoniel28429.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>