2. Парад в церемониальном комплексе и подготовка пленников

ВОИН МОЧЕ

Риту­аль­ная дубинка, про­дол­же­ние

image0012. Парад в цере­мо­ни­аль­ном ком­плексе и под­го­товка пленников

По при­бы­тии в цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс, по сло­вам Сантьяго Уседы, воины с голыми плен­ни­ками про­хо­дили в тор­же­ствен­ной про­цес­сии «перед уакой, богами и жре­цами»[i].

image001 image003Фото 1. 3D-реконструкция Уаки Као-Вьехо. Фото 2. Фраг­мент с изоб­ра­же­нием алтаря на глав­ной пло­щади[ii]

Обе стены глав­ной цере­мо­ни­аль­ной пло­щади Уаки Као-Вьехо (фото 1) в архео­ло­ги­че­ском ком­плексе Эль-Брухо укра­шают рас­пи­сан­ные рельефы, изоб­ра­жа­ю­щие парад побеж­ден­ных и побе­ди­те­лей (фото 2). Впе­реди шествуют воины с тро­фей­ными дубин­ками на плече. Их шествие зани­мает всю стену напро­тив входа на пло­щадь. За ними идут голые плен­ники, ведо­мые жре­цом (фото 3), фриз с кото­рыми поме­щен на сосед­нюю стену. По мне­нию Сантьяго Уседы, рельефы гово­рят о том, что пло­щадь перед уакой была конеч­ной целью этой про­цес­сии[iii].

image064Фото 3[iv]. Шествие плен­ни­ков во главе со жре­цом. Рас­пи­сан­ный рельеф. Уака Као-Вьехо (Cao Viejo), архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Эль-Брухо (El Brujo), Долина Чикамы (Chicama)

Поли­хром­ные рельефы с тор­же­ствен­ным шествием побеж­ден­ных и побе­ди­те­лей (фото 4) укра­шают также две стены глав­ной цере­мо­ни­аль­ной пло­щади (площади-1) Ста­рого храма Уаки Луны в Долине Моче.

image066Фото 4. Шествие вои­нов и плен­ни­ков. Поли­хром­ный рельеф­ный фриз на восточ­ной стене площади-1. Уака Луны, Долина Моче, депар­та­мент Ла-Либертад. Фото 2014 г.[v]

Фризы с шествием плен­ни­ков и вои­нов на сте­нах пло­ща­дей обеих уак сви­де­тель­ствуют о пер­во­сте­пен­ной важ­но­сти этого риту­ала в цере­мо­ни­аль­ной дея­тель­но­сти ком­плек­сов. Сантьяго Уседа пред­по­ла­гает, что осталь­ная часть цере­мо­нии про­хо­дила внутри зда­ния, где плен­ни­ков направ­ляли в спе­ци­аль­ные поме­ще­ния[vi].

image009Фото 5[vii]. 3D-реконструкция Уаки Луны

К жерт­во­при­но­ше­нию жрецы под­го­тав­ли­вали плен­ни­ков с помо­щью спе­ци­аль­ных пре­па­ра­тов и настав­ле­ния. Под­го­товка про­хо­дила в опре­де­лен­ных местах, вблизи арен жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рыми в Уаке Луны были в основ­ном пло­щади 3а и 3с, ого­ро­жен­ные тол­стыми сте­нами. Для риту­ала раз­ре­за­ния горла были пред­на­зна­чены площадь-3с и боль­шой деко­ри­ро­ван­ный внут­рен­ний дво­рик уаки. По мне­нию С. Уседы, дво­рик и про­хо­див­ший там «жерт­вен­ный акт могли быть заре­зер­ви­ро­ваны для одного из самых важ­ных риту­а­лов, пред­став­лен­ных в ико­но­гра­фии Моче: пре­зен­та­ции жерт­вен­ной крови богам»[viii].

image062               image064



[i] Uceda S. The Priests of the Bicephalus Arc: Tombs and Effigies Found in Huaca de la Luna and Their Relation to Moche Rituals // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).

[ii] Lizardo Tavera Vega. El Brujo (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/elbrujo.htm).

[iii] Uceda S. Opus cit.

[vi] Uceda S. Opus cit.

[vii] Lizardo Tavera Vega. Huaca de La Luna (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/laluna.htm).

[viii] Uceda S. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>