Ритуальная дубинка, продолжение
4. Церемония вручения в Уаке Луны
Фото 1[1]. 3D-реконструкция Старого храма Уаки Луны. Музей уак Моче, провинция Трухильо, регион Ла-Либертад, Перу
Как уже отмечалось, в Уаке Луны ритуал жертвоприношения, входивший в церемонию вручения, по мнению Сантьяго Уседы, проходил в патио с рельефами, расположенном на верхушке пирамиды Старого храма. Для подготовки пленников в нем было отведено крытое церемониальное здание (фото 2).
Фото 2[2]. Церемониальное здание патио с рельефами. Реконструкционный рисунок. Музей уак Моче
Согласно Сантьяго Уседе, жертвоприношение было последним действием в череде ритуальных актов перед главным событием – церемонией вручения и являлось менее публичным, если совершалось во внутреннем дворике с рельефами. «Размеры этого патио хотя и большие, – отмечает он, – но значительно меньше, чем у площади-1. Цель этого ритуала заключалась в том, чтобы извлечь кровь из жертвы для сбора в чаше»[3].
Фото 3[4]. Терраса и алтарь верхнего уровня пирамиды Старого храма. Реконструкционный рисунок
Церемония вручения чаши верховному властителю имела, по словам ученого, «весьма магический характер и должна была быть показана всему народу»[5]. Поэтому она проходила на верхней террасе Уаки Луны, выходящей на площадь-1, что подтверждается обнаружением алтаря (фото 4 и 5) в этом пространстве.
Фото 4. Главный алтарь Уаки Луны. Фото 5. Художественное представление церемонии вручения чаши с кровью правителю[6]
Считается, что в ходе церемонии вручения жрец (жрица) преподносил керо с кровью верховному жрецу и/или правителю, который эту кровь выпивал. (Кровь смешивали с препаратом из уллючо. Это делалось в том числе и для того, чтобы она быстро не сворачивалась.)
Фото 6. Ритуальные бои, жертвоприношение пленника и церемония вручения. Прорисовка развертки росписи сосуда из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу. Автор: Д. Мак-Клелланд[7]
На церемонии вручения жрец-правитель олицетворял собой верховное божество, которым, согласно андской религии, должен был являться обожествленный первопредок. Ему и была предназначена жертва. Во время церемонии, как можно предположить, при помощи напитка из крови и уллючо с божеством устанавливалась связь и передавалась какая-либо просьба в форме молитвы. Препараты из уллючо принимали все участники цепочки ритуалов крови, начиная с воинов, пленников и заканчивая жрецами разного уровня. На росписях, посвященных этим ритуалам, изображения плодов уллючо обычно как бы плавают в воздухе рядом с действующими лицами.
Фото 7[8]. Церемония вручения. Прорисовка развертки росписи сосуда
Однако ни одно из известных мне изобразительных свидетельств Моче не показывает однозначно, что жрец-правитель выпивает кровь из преподнесенного ему керо. Персонажи, изображенные на прорисовках росписей сосудов, принимают керо из рук жреца (жрицы), держат его в руке на уровне рта. Следовательно, они должны выпить содержимое керо, поскольку иное действие никак и нигде не обозначено. Но все они являются божествами, о чем свидетельствуют темный цвет их лиц и раскрытый клювоподобный рот с оскаленными длинными зубами.
Предположение о том, что жрец-правитель выпивает жертвенную кровь, сделано по аналогии с действиями императора инков[9]. Позиционируя себя как сына Солнца и божество, Сапа Инка сам пил кровь жертвенных животных (лам) из керо, а часть ее проливал на землю, осуществляя паго Земле. Исходя из этого, следует заключить, что жрец-правитель Моче мог пить человеческую кровь только, если он считался богом. Между тем правители Ацтекской империи, которая существовала в тот же исторический период, что и Инкская империя, богами себя не считали. Поэтому они не пили кровь людей, принесенных в жертву. Ацтекские жрецы мазали ей лица идолов и разбрызгивали ее по сторонам света во время церемонии. (Подробнее см.: Жертвоприношения ацтеков: Статистика и основные способы жертвоприношений.)
Известно, что инки и ацтеки вначале приняли испанских конкистадоров Франсиско Писарро и Эрнана Кортеса, приплывших к ним на кораблях, за своих древних верховных богов и правителей – Виракочу и Кецалькоатля, которые ушли от них по морю, но обещали вернуться. Последний доиспанский император ацтеков Монтесума II, решив проверить, действительно ли Эрнан Кортес является Кецалькоатлем, велел предложить ему и его спутникам в ритуальном сосуде кровь человека, которого принесли в жертву в их присутствии. Когда те с возмущением отказались, стало ясно, что они не боги[10].
[3] Uceda S. The Priests of the Bicephalus Arc: Tombs and Effigies Found in Huaca de la Luna and Their Relation to Moche Rituals // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).
[4] Uceda S., Tufinio M. El complejo arquitectónico religioso moche de Huaca de la Luna: una aproximación a su dinámica ocupacional // Moche: propuestas y perspectivas (https://www.researchgate.net/publication/270171590_Moche_propuestas_y_perspectivas).
[5] Uceda S., Tufinio M. El complejo arquitectónico religioso moche de Huaca de la Luna.
[6] https://fullenblanc80.wordpress.com/2017/05/31/peru-trujillo-alguien-quiere-huacas/
[7] Hocquenghem A.M. Sacrifices and Ceremonial Calendars in Societies of the Central Andes: A Reconsideration // The art and archaeology of the Moche: an ancient Andean society of the Peruvian north coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, 2008 (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/amh/1_iconografia_mochica/08_amh_sacrifices_and_ceremonial_calendars_2.pdf).
[8] Hocquenghem A.M. Iconografia Mochica / Universidad Católica del Perú. Fondo editorial, 1989 (http://www.academia.edu/2385037/Iconografia_Mochica).
[9] Uceda S., Tufinio M. El complejo arquitectónico religioso moche de Huaca de la Luna.
[10] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-67.php).