КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.3. Жертвоприношения и игра в мяч
1.3.1. Игра в мяч
Фото 1[1]. Стадион для игры в мяч в археологическом комплексе города Монте-Альбана (500 г. до н.э. – 500 – 750 гг. н.э.), шт. Оахака, Мексика. Культура сапотеков
В Месоамерике с человеческими жертвоприношениями была связана игра, которая у юкатанских майя называлась pokolpok, у классических майя – pitz, у ацтеков – ōllamaliztli, tlachtli или tlaxco. Всему миру она известна как месоамериканская игра в мяч (juego de pelota mesoamericano). Игра появилась не позднее 1400 г. до н.э. и к 300 г. до н.э. распространилась по большей части Месоамерики. В нее продолжали играть и после конкисты. По одной из гипотез, игра, как и жертвоприношения и кровопускания, была рождена цивилизацией ольмеков, а затем перенята последующими культурами, которые вносили в нее некоторые изменения. Однако считается, что связь игры в мяч с человеческими жертвоприношениями возникла не раньше классического периода (200 – 900 гг. н.э.)[2].
Игра проводилась на специальных площадках (стадионах) с каменными стенами, входивших в храмовые комплексы, и являлась церемониальной. Всего на территории Месоамерики было обнаружено более 1300 стадионов разных эпох. Их размеры различаются. Но форма, имеющая очертания буквы «I», на протяжении 2700 лет мало изменилась, что говорит о том, что она имела определенное символическое значение.
Фото 2[3]. Стадион для игры в мяч в форме буквы «I» с двумя кольцами. Церемониальный центр ацтекского города Шочикалько (в переводе «дом цветов»), существовавший в 700 – 900 гг. н.э. Штат Морелос, Мексика
Существует предположение, что игра была похожа на волейбол (без сетки), где игроки стремятся направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника. В постклассический период майя стали размещать на противоположных стенах центральной части стадионов каменные кольца, через которые нужно было пробрасывать мяч. Это нововведение позднее переняли культуры тольтеков и ацтеков.
Фото 3 и 4. Игрок в мяч в костюме. Размеры: 19,7×11,4×7,6 см. Материал: керамика. Происхождение: Гватемала, регион Северного Петена. Культура майя. Время создания: 550 – 850 гг. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, Калифорния, США[4]
О правилах игры мы знаем очень мало. Они могли меняться в зависимости от времени и места. Считается, что одно правило было общим: мяч нельзя было бросать рукой. (Правда, некоторые изобразительные свидетельства ставят под сомнение это утверждение.) В одних вариантах игры по нему допускалось бить исключительно бедрами и/или локтями, а в других – разрешалось использовать биты. Игра была очень травматичной, поэтому, как правило, применялось защитное снаряжение[5].
Фото 5[6]. Каменное кольцо на стадионе для игры в мяч в храмовом комплексе Чичен-Ицы. Расположение: Юкатан, Мексика. Культура: майя, классический период
Сведения об игре в мяч ацтеков в Новой Испании XVI в. содержат документы колониального периода. В них сообщается, что длина центральной секции площадки составляла около 60 м, ширина до 9 м. Обе ее стены достигали высоты более 4 м, были сложены из камня и оштукатурены. К центру каждой из них на высоте около 3 м над землей прикреплялось каменное кольцо – тлашмалакаль. Отверстие кольца соответствовало каучуковому мячу диаметром 15 см. Между кольцами проводили линию, которая делила площадку на две половины[7].
Фото 6[8]. Каменное кольцо стадиона города Шочимилько (ныне один из районов Мехико). Археологический музей Шочимилько, Мехико, Мексика
1.3.2. Стадион в Теночтитлане[9]
Фото 1[10]. Первые записки (Primeros memoriales). Тип объекта: манускрипт. Автор: францисканский монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1558 – 1561 гг. Королевская библиотека Мадрида. Лист 269. План церемониального комплекса Теночтитлана: 1 – Великий храм со святилищами Бога дождя и плодородия Тлалока (слева) и Бога войны и Солнца Уицилопочтли (справа); 2 – цомпантли; 3 – стадион для игры в мяч; 4 – возвышение для гладиаторских боев и жертвоприношений с фигурой Шипе-Тотека; 5 – Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико); 6 – змеиная стена; 7 – жилища жрецов
Стадион для игры в мяч входил в состав церемониального комплекса столицы Ацтекской империи Теночтитлана. Об этом свидетельствует, в частности, миниатюра с планом комплекса из «Первых записок» Бернардино де Саагуна (фото 1), на котором стадион (3) примыкает к цомпантли (2). Однако священная для ацтеков-мешиков территория после конкисты была застроена испанцами. И теперь она является историческим центром Мехико, где с 1987 г. в сложных условиях колониальной застройки ведутся раскопки.
Фото 2. Руины Храма Бога ветра Эекатля (Кецалькоатля). Представляют собою прямоугольную структуру длиной от 34 до 36 м, на которой расположены два круглых корпуса с максимальным диаметром приблизительно 18 м[11]
В 2010 г. под домом № 16 по улице Республики Гватемалы, за Кафедральным собором, археологи локализовали Храм Кецалькоатля-Эекатля (фото 2). А в 2014 г. команда специалистов, возглавляемая археологом Лореной Васкес Вальин (Lorena Vázquez Vallín), выявила северную оконечность стадиона, которая находится всего в 6,45 м к югу от Храма Эекатля.
Фото 3. Фрагмент инфографического рисунка, посвященного открытию северного участка стадиона для игры в мяч. Авторы: Даниэль Мартинес, Франсиско Лагос, Альфредо Перальта. Издатель «La Razón de México», 2017 г.[12]
По данным Лорены Васкес, здание стадиона было ориентировано с востока на запад – на святилище Уицилопочтли. Полная его длина до сих пор неизвестна. Раскрытый археологами участок имеет ширину 9 м. Стадион и Храм Эекатля представляют три этапа строительства, соответствующие этапам V, VI и VII Великого храма, и относятся к периоду между 1481 и 1521 гг. Уровень этапа VI стадиона, построенный в 1486 – 1502 гг., находится в наилучшей сохранности. Обоими зданиями пользовались со времен императора Тисока (с 1481 г.) и далее в правление императоров Ауицотля и Монтесумы II, вплоть до прибытия испанцев в 1519 г. По сообщениям хронистов[13], сам Монтесума II играл в мяч на стадионе Теночтитлана.
Фото 4[14]. Остатки стадиона для игры в мяч
На северной стороне платформы, которая определяет границы стадиона, была расположена лестница с четырьмя ступенями и скамьями. Ниже археологи нашли такую же лестницу со скамьями, принадлежавшую к более раннему конструктивному этапу. На другом конце (южная сторона) были обнаружены перекрывавшие друг друга остатки трех скошенных стен, покрытых штукатуркой, высота которых составляет примерно 1,95 м.
Фото 5[15]. Фрагмент реконструкционного макета церемониального комплекса Теночтитлана, установленный в археологической зоне комплекса. 1 – Великий храм со святилищами Тлалока (слева) и Уицилопочтли (справа); 2 – Великое куаушикалько; 3 – Дом ягуаров; 4 – Храм ягуаров или Храм Тескатлипоки; 5 – Великое цомпантли; 6 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 7 – стадион для игры в мяч
В января 2016 г. под одним из полов лестницы на глубине 1,60 м в небольшом пространстве диаметром около 45 см археологи нашли единственное в своем роде приношение. Оно уникально по своим характеристикам в сравнении с другими приношениями, локализованными в зданиях храмового комплекса Теночтитлана. Депозит состоял из нескольких групп шейных позвонков (от двух до шести позвонков в каждой группе), которые все еще сохраняли свое анатомическое положение и находились в хорошей сохранности. В депозите были обнаружены также небольшие ножи и шипы магея (агавы) среди других материалов, которые относятся к жертвоприношению.
Фото 6[16]. Приношение из шейных позвонков
После проведения антропофизического исследования было установлено, что позвонки соответствует примерно тридцати индивидам – детям от 0 до 6 лет и подросткам, которые были более многочисленными.
Первоначально физические антропологи считали, что каждый сегмент соответствует одному индивиду. Но уже в лаборатории они заметили исключения. В некоторых группах были идентифицированы позвонки, принадлежавшие двум разным людям. В большинстве случаев они принадлежали подросткам и были соединены с позвонками взрослых.
[1] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monte_Albán-12-05oaxaca024.jpg
[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/Месоамериканская_игра_в_мяч; https://ru.wikipedia.org/wiki/Стадион_для_месоамериканской_игры_в_мяч
[7] Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[9] Источники: Descubren restos de la principal cancha de Juego de Pelota de Tenochtitlan // Boletín. 26 January 2016 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/5001-descubren-restos-de-la-principal-cancha-de-juego-de-pelota-de-tenochtitlan); Revelan hallazgo arqueológico del Templo de Ehécatl y el Juego de Pelota de México-Tenochtitlan // Boletín № 196. 07 June 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6225-revelan-hallazgo-arqueologico-del-templo-de-ehecatl-y-el-juego-de-pelota-de-mexico-tenochtitlan).
[11] Revelan hallazgo arqueológico del Templo de Ehécatl y el Juego de Pelota…
[13] Hallan en el Centro cancha del juego de pelota de Moctezuma // La Razón de México Online. 8 junio, 2017 (https://www.razon.com.mx/hallan-en-el-centro-cancha-del-juego-de-pelota-de-moctezuma/).
[14] Revelan hallazgo arqueológico del Templo de Ehécatl y el Juego de Pelota…
[16] Descubren restos de la principal cancha de Juego de Pelota…