Полосатый пленник

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

Воин Утрен­ней звезды, про­дол­же­ние

image001

Кодекс Бор­джиа явля­ется кни­гой жре­цов для прак­ти­че­ского еже­днев­ного исполь­зо­ва­ния. Он содер­жит в себе тона­ла­матль, а также опре­де­лен­ный набор мифов. Темы рели­ги­оз­ной идео­ло­гии и прак­тики сложны и при бук­вен­ном напи­са­нии тек­стов. А перед жре­цами, созда­вав­шими Кодекс Бор­джиа, сто­яла задача пере­дать их с помо­щью рису­ноч­ного письма. Поэтому они так много вни­ма­ния уде­лили про­блеме ясно­сти изло­же­ния, что невоз­можно без устой­чи­вых идео­грамм с доход­чи­вым изоб­ра­же­нием того или иного поня­тия. В резуль­тате идео­грамма жерт­во­при­но­ше­ния пере­дает вло­жен­ный в нее смысл очень полно, четко и одно­значно. Но эта идео­грамма, как и в целом слова, пред­ло­же­ния, абзацы и тек­сты кодекса были хорошо понятны только жре­цам, пра­ви­те­лям и знати Ацтек­ской импе­рии. Месо­аме­ри­ка­ни­сты счи­тают посла­ния Кодекса Бор­джиа очень труд­ными для про­чте­ния и даже загадочными.

Тем не менее, раз­га­ды­вать тайну поло­са­того чело­века было очень увле­ка­тельно, хотя утвер­ждать, что она откры­лась мне пол­но­стью, я, конечно, не могу. В подоб­ных слу­чаях речь может идти только о гипотезе.

По мно­гим при­зна­кам можно ска­зать, что Кодекс Бор­джиа был создан в высо­ко­ин­тел­лек­ту­аль­ной среде жрецов-ученых выс­шего уровня и к работе над ним были при­вле­чены луч­шие худож­ники – мастера по состав­ле­нию кодек­сов. В их рас­по­ря­же­нии ока­за­лись тонко выде­лан­ная оле­нья кожа и доро­гие краски, кото­рые до сих пор не поте­ряли своей ярко­сти. В резуль­тате на мно­гих листах им уда­лось создать шедевры мини­а­тюр­ной живо­писи. Поэтому Кодекс Бор­джиа явля­ется бес­цен­ным кла­де­зем инфор­ма­ции по исто­рии древ­ней Мек­сики и его так при­ятно изу­чать. Между тем нельзя ска­зать, что время и люди пол­но­стью поща­дили его. Неко­то­рые места кодекса повре­ждены огнем, а неко­то­рые – истер­лись так, что рисунки на них почти исчезли. Однако в целом доку­мент, кото­рому более пяти­сот лет, дошел до нас в хоро­шей сохран­но­сти. Суще­ственно также, что сайт Апо­сто­ли­че­ской биб­лио­теки Вати­кана предо­ста­вил нам воз­мож­ность рабо­тать с оциф­ро­ван­ным ори­ги­на­лом кодекса, выло­жен­ным на ее сайте в высо­ком раз­ре­ше­нии. В то же время мно­гие дру­гие скрин­фолды, такие, напри­мер, как Кодекс Зуш-Наттолл, доступны, как пра­вило, только в виде нечет­ких сним­ков малень­кого раз­мера, сде­лан­ных с фак­си­миль­ных изда­ний начала про­шлого века.

В иссле­до­ва­тель­ском плане важно и то, что Кодекс Бор­джиа был создан до кон­ки­сты. А зна­чит, он был изго­тов­лен под руко­вод­ством жре­цов и для жре­цов, а не под руко­вод­ством испан­ских мона­хов и для осве­дом­ле­ния мет­ро­по­лии о тузем­ных обы­чаях и нра­вах. Соот­вет­ственно кодекс содер­жит инфор­ма­цию, не иска­жен­ную носи­те­лями чужой куль­туры и рели­гии. Глав­ными пер­со­на­жами кодекса высту­пают боги. Они при­ни­мают чело­ве­че­ские жертвы, и сами жерт­вуют своей кро­вью и жиз­нью. При этом жерт­во­при­но­ше­ния как основа рели­гии Ацтек­ской импе­рии явля­ется одной из цен­траль­ных тем книги. Она в пол­ной мере рас­кры­вает фило­со­фию жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рая с нашей точки зре­ния пред­став­ля­ется пара­док­саль­ной, поскольку напря­мую свя­зы­вает войну и жерт­во­при­но­ше­ние жизни и крови не только со ста­биль­но­стью все­лен­ной, но и с рож­де­нием, воз­рож­де­нием и пло­до­ро­дием в прин­ципе. При этом идео­грамма поло­са­того плен­ника явля­ется сво­его рода клю­чом к пони­ма­нию этой фило­со­фии и ее мифо­ло­ги­че­ского выражения.

image021Фото 1[1]. Кецаль­ко­атль на троне и покло­ня­ю­щийся ему чело­век с дра­го­цен­ными дарами. Стра­ница 62 (тона­ла­матль), фраг­мент. Кодекс Борджиа

Для ответа на вопрос, какое посла­ние несет в себе идео­грамма жерт­во­при­но­ше­ния, в первую оче­редь тре­бу­ется, понять, кого изоб­ра­жает ее пер­со­наж и что, в част­но­сти, озна­чают красно-белые полоски. Све­де­ния о них в лите­ра­туре отсут­ствуют. Поэтому для начала резонно было бы обра­титься к сим­во­лике цве­тов, при­ме­ня­е­мой худож­ни­ками в ком­по­зи­циях на тему жерт­во­при­но­ше­ний. Так, живой чело­век, кото­рому еще не гро­зит смер­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние, изоб­ра­жа­ется цвет­ным (фото 1). (Судя по идео­грамме слева, он пока лишь выко­лол себе глаз.) Его тело имеет темно-золотистый цвет, а волосы – чер­ный. В слу­чае с плен­ни­ком (фото 2 и 3) худож­ник исполь­зует дру­гие цвета. Плен­ник, ока­зав­шийся в руках боже­ства Ниж­него мира, но еще не при­не­сен­ный в жертву, полон крови. Поэтому его фигура цели­ком рас­пи­сана крас­ной крас­кой (фото 2). Мерт­вый плен­ник, т.е. чело­век, при­не­сен­ный в жертву и лишен­ный крови, изоб­ра­жен белым и с чере­пом ске­лета (фото 3).

image023 image025
Фото 2[2] и 3[3]. Темани, кото­рый пой­мал плен­ника и при­нес его в жертву. Стра­ницы 5 и 6, фрагменты

Таким обра­зом, белый цвет, явля­ю­щийся основ­ным в образе пер­со­нажа рас­смат­ри­ва­е­мой идео­граммы, озна­чает смерть. Крас­ный – сим­во­ли­зи­рует кровь. Исходя из этого, можно пред­по­ло­жить, что при­сут­ствие крас­ных поло­сок на белом теле пер­со­нажа гово­рит о том, что он нахо­дится в погра­нич­ном состо­я­нии между жиз­нью и смертью.

Такое про­чте­ние сим­во­лики красно-белых полос вполне согла­су­ется с тем, что идео­грамма исполь­зу­ется в сюжет­ных ком­по­зи­циях кодекса для обо­зна­че­ния самого момента жерт­во­при­но­ше­ния (см., напри­мер, фото 1), т.е. дей­ствия, кото­рое про­ис­хо­дит здесь и сей­час, с точки зре­ния грам­ма­тики – неза­кон­чен­ного дей­ствия. Соот­вет­ственно пер­со­нажа идео­граммы нужно назы­вать чело­ве­ком, не при­не­сен­ным, а при­но­си­мым в жертву.

Сле­дует учи­ты­вать и тот факт, что пер­со­наж не лежит на жерт­вен­ном камне, а идет. Если какой-либо пер­со­наж в Кодексе Бор­джиа пока­зан иду­щим или бегу­щими, то это гово­рит о том, что он явля­ется актив­ным участ­ни­ком собы­тия. А зна­чит, пер­со­наж идео­граммы может пред­став­лять чело­века, кото­рый доб­ро­вольно идет на жертву (сам себя пред­на­зна­чил в жертву, жерт­вует своей кро­вью и жиз­нью осо­знано). Такими людьми в ацтек­ском обще­стве были воины, кото­рые после смерти в бою или на жерт­вен­ном камне, согласно пред­став­ле­ниям ацте­ков, пре­вра­ща­лись в божеств. Изу­че­ние Кодекса Бор­джиа под­твер­дило это пред­по­ло­же­ние и пока­зало, что идео­грамма изоб­ра­жает при­но­си­мого в жертву элит­ного воина, кото­рый в момент жерт­во­при­но­ше­ния ста­но­вится богом. С дру­гой сто­роны, сход­ство пер­со­нажа идео­граммы с изоб­ра­же­нием Миш­ко­атля поз­во­ляет оце­нить фигуру поло­са­того воина-пленника как образ бога-воина, при­но­ся­щего себя в жертву. Это согла­су­ется с трак­тов­кой Поло­са­того Чело­века в Кодексе Зуш-Наттолл. Резуль­таты иссле­до­ва­ния Кодекса Бор­джиа, в кото­ром рас­смат­ри­ва­ются не только сама идео­грамма жерт­во­при­но­ше­ния, но и образы Ицпа­па­лотль, Ицтли и Миш­ко­атля, я и пред­ла­гаю вни­ма­нию читателей.

image057Поло­са­тый пленник

image027Фото 1[4]. Идео­грамма плен­ного воина, при­но­си­мого в жертву на жерт­вен­ном камне. Фраг­мент стра­ницы 19. Кодекс Борджиа

Пер­со­наж идео­граммы изоб­ра­жен голым. Все его тело, руки, ноги и лицо рас­чер­чены по вер­ти­кали тон­кими красно-белыми полос­ками, а на его лице нари­со­вана чер­ная «полу­маска». Руки согнуты в лок­тях, отве­дены назад и свя­заны белой верев­кой (ацта­ме­катль) – сим­во­лом смер­тель­ного жерт­во­при­но­ше­ния крови. (Веревка для неле­таль­ного жерт­во­при­но­ше­ния крови в Кодексе Бор­джиа спле­тена из двух жгу­тов, один из кото­рых беже­вый, а дру­гой белый с крас­ными кра­пин­ками.) Над лок­тями пер­со­нажа пока­зан белый бумаж­ный фла­жок (ама­па­митль) – сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния жизни. Из раз­вер­стой груди пер­со­нажа исхо­дит знак чаль­чи­уатль – дра­го­цен­ной воды, или влаги (струи крас­ного цвета с круж­ками – сим­во­лами дра­го­цен­но­сти). На фоне чаль­чи­уатль изоб­ра­жен тек­патль с неф­ри­то­вой руко­я­тью. Кон­чик ножа окровавлен.

Пер­со­наж носит носо­вую вставку в виде длин­ного стержня и при­ческу, кото­рая харак­терна для элит­ных вои­нов. Его голова гладко выбрита с боков. А по сред­ней линии на ней остав­лена полоса коротко-остриженных волос с двумя пря­дями, тор­ча­щими надо лбом. Обычно в Кодексе Бор­джиа волосы людей окра­шены в чер­ный цвет. Но у поло­са­того плен­ника они белые, а чуб(?) может быть жел­тым (фото 1) или чер­ным (фото 2).

image029Фото 2. Идео­грамма, дан­ная на стра­нице 21

На голове пер­со­нажа укреп­лено укра­ше­ние для волос, кото­рое подобно тому, что назы­ва­ется аста­шелли (aztaxelli). Оно состоит из двух белых перьев цапли, выхо­дя­щих из шарика орли­ного пуха (фото 1). Перья цапли могут быть допол­нены плю­ма­жем из длин­ных перьев кецаля (кецаль­ми­а­у­айо)[5] и снаб­жены крас­ной (кро­ва­вой) «юбоч­кой» (фото 2).

image019Фото 3. Воины-жрецы, пле­нив­шие двух, трех и четы­рех вра­гов. Лист 64r, фраг­мент. Кодекс Мен­досы[6]

В Кодексе Риоса гово­рится, что «укра­ше­ние для волос было только у вла­дык и выда­ю­щихся людей, таким обра­зом они даро­вали его за вели­кую при­ви­ле­гию людям силь­ным, убив­шим неко­то­рое число чело­век на войне»[7]. Укра­ше­ние, похо­жее на аста­шелли с длин­ным плю­ма­жем, в Кодексе Мен­досы носит воин-жрец, у кото­рого, согласно ком­мен­та­риям, на счету было не менее четы­рех плен­ных вра­гов (край­ний справа на фото 3). А зна­чит, поло­са­тый пер­со­наж идео­граммы, явля­ется вои­ном, но не рядо­вым сол­да­том, а коман­ди­ром, т.е. «храб­ре­цом», по тер­ми­но­ло­гии автора испан­ского тек­ста Кодекса Мендосы.

image033Фото 4[8]. Стра­ница 49 «Четыре опоры Неба и четыре столба Земли. 3. Сиуат­лампа. Запад». Фраг­мент «Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, Бог пла­неты Венера» (по Э.-Г. Зей­леру)[9]

Однако в Кодексе Бор­джиа аста­шелли носит в основ­ном Тес­кат­ли­пока (см., напри­мер, фото 1 Пре­ди­сло­вия). Кроме того, оно укра­шает голову Миш­ко­атля в его ипо­стаси Бога Утрен­ней звезды – Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли и опоры Сиуат­лампы – запад­ной части неба (фото 4). Сле­до­ва­тельно, это, в первую оче­редь, – атри­бут бога. Поэтому аста­шелли нельзя назвать исклю­чи­тельно сим­во­лом воин­ских побед и зна­ком отли­чия. Допу­стимо пред­по­ло­жить, что воин, при­няв­ший смерть на войне и от тек­патля на жерт­вен­ном камне, таким укра­ше­нием на голове при­рав­ни­ва­ется к богу и, воз­можно, к Миш­ко­атлю – Богу Утрен­ней звезды.

image035Фото 5[10]. «Бог смерти на войне и смерти от жерт­во­при­но­ше­ния». Стра­ница 23, фрагмент

На изоб­ра­же­нии Бога смерти на войне и смерти от жерт­во­при­но­ше­ния (фото 5), кото­рый прон­зает себя тек­пат­лем, концы белой жерт­вен­ной веревки снаб­жены аста­шелли, что застав­ляет отне­сти его к сим­во­лам жертвоприношения.

image037Фото 6. Потоки дра­го­цен­ной воды, бью­щие из раз­вер­стой раны в стволе дерева с голо­вой змея – идео­граммы Тамо­ан­чана («Дома нис­хож­де­ния, Дома рож­де­ния, пра­ро­дины, мифи­че­ского Запада»). Стра­ница 66, фрагмент

Для даль­ней­шего чте­ния отрыв­ков из Кодекса Бор­джиа сле­дует уточ­нить, что из раны Бога смерти на войне и смерти от жерт­во­при­но­ше­ния, как и из раны поло­са­того пер­со­нажа, исхо­дит упро­щен­ный вари­ант знака чаль­чи­уатль – дра­го­цен­ной воды (чаль­чи­уитль – дра­го­цен­ность, атль – вода), кото­рый обо­зна­чает кровь жертвы – напи­ток богов. Обычно он изоб­ра­жа­ется как поток воды зеле­но­ва­того (цвет воды), а чаще – крас­ного цвета (цвет крови), струи кото­рого закан­чи­ва­ются круж­ком – зна­ком дра­го­цен­но­сти. На круп­ных идео­грам­мах кружки раз­ме­ща­ются и на самом потоке (фото 6). Они бывают окра­шены в раз­ные цвета, среди кото­рых жел­тый, видимо, озна­чает золото, а зеле­но­ва­тый – неф­рит или жадеит. В неко­то­рых слу­чаях дра­го­цен­ная вода исхо­дит из боль­шого и дета­ли­зи­ро­ван­ного знака дра­го­цен­но­сти, такого, как на фраг­менте, дан­ном на фото 7. На фраг­менте, пока­зан­ном на фото 8, они поме­щены рядом.

image025Фото 7[11] и 8[12]. Дра­го­цен­ная вода (чаль­чи­уатль) – жерт­вен­ная кровь. Стра­ницы 17 и 10, фрагменты

image013image015image017



[5] Ива­нов Д.В. Ико­но­гра­фия Тес­кат­ли­поки (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/ikonografijateskatlipoki.shtml).

[6] Кодекс Мен­доса / Под редак­цией и в пере­воде В.Н. Талаха, С.А. Куп­ри­енко. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).

[7] Одежда, обряды и оде­я­ния индей­цев Мек­сики (согласно «Кодекса Риос») // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[9] Здесь и далее постра­нич­ные ком­мен­та­рии Э.-Г. Зей­лера, на кото­рые я опи­ра­лась в своей работе над кодек­сом, цити­ру­ются в пере­воде Д.В. Ива­нова, 2014 г. (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia2-1.shtml).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>