Пленный воин и его жертвоприношение в Кодексе Зуш-Наттолл

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

Воин Утрен­ней звезды, про­дол­же­ние

image001
Плен­ный воин и его жерт­во­при­но­ше­ние в Кодексе Зуш-Наттолл

Услов­ное назва­ние Кодекса Зуш-Наттолл вклю­чает в себя фами­лии его вла­дельца – Роберта Кер­зона, чет­вер­того барона Зуша (Robert Curzon, cuarto barón Zouche), и иссле­до­ва­тель­ницы – аме­ри­кан­ского антро­по­лога и архео­лога Зелии Нат­толл (Zelia Nuttall, 1857 – 1933). Как и Кодекс Бор­джиа, он изго­тов­лен в форме полосы из оле­ньей кожи и сло­жен гар­мош­кой. Кодекс такой формы при­нято назы­вать скрин­фол­дом (screenfold). На реверсе кодекса (стра­ницы 42 – 84) запи­сана жизнь царя по имени 8 Олень, Коготь Ягу­ара, пра­вив­шего Тилантонго (Tilantongo) и боль­шой частью Миш­теки. Реверс был создан пред­по­ло­жи­тельно в XIV в. в городе Тилантонго. Аверс (стра­ницы 1 – 41) содер­жит рас­сказ о дина­стиях неко­то­рых сеньо­рий, кото­рые были частью моза­ики неболь­ших миш­тек­ских госу­дарств в пост­клас­си­че­скую эпоху, т.е. в тече­ние пяти сто­ле­тий до испан­ского заво­е­ва­ния. Он был изго­тов­лен в начале XV в. в Тео­ца­ку­алько (Teozacualco)[1].

Исто­рии дина­стий на аверсе нераз­рывно свя­заны с мифо­ло­гией миш­те­ков и сами более напо­ми­нают мифы, нежели рас­сказы о реально про­ис­хо­див­ших собы­тиях. Герои в них визу­ально пред­став­лены как боги. И вза­и­мо­дей­ствуют они часто с боже­ствами и пер­со­на­жами мифов. А собы­тия при этом раз­во­ра­чи­ва­ются в свя­щен­ных местах, рас­по­ло­жен­ных как в мире людей, так и в мире богов.

Сюжеты с поло­са­тыми фигу­рами, запи­сан­ные на двух стра­ни­цах аверса, как раз отно­сятся к мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ным эпи­зо­дам жизни миш­тек­ских пра­ви­те­лей. Их сим­во­ли­че­ский смысл тру­ден для тол­ко­ва­ния. Слож­ность интер­пре­та­ции сцен с поло­са­тыми фигу­рами отме­чает, в част­но­сти, Фер­ди­нанд Андерс (Ferdinand Anders, род. в 1930 г.) – австрий­ский исто­рик и этно­лог, спе­ци­а­лист по куль­ту­рам Месо­аме­рики. В работе «Мек­си­кан­ская хро­ника: царь 8 Олень, Коготь Ягу­ара, и дина­стия Теоцакуалько-Цаачила. Книга, объ­яс­ня­ю­щая так назы­ва­е­мый Кодекс Зуш-Наттолл»[2] он вме­сте с соав­то­рами пред­ста­вил тол­ко­ва­ние кодекса, кото­рое можно назвать пере­во­дом на испан­ский язык. Его я исполь­зую в своей работе.

image001Фото 1[3]. Стра­ница 4. Кодекс Зуш–Наттолл (Codex Zouche–Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­ри­алы: кожа оленя, краски. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 м. Куль­тура: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миль­ное изда­ние изда­тель­ского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Мате­риал: бумага. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей, Лон­дон Англия

Поло­са­тые воины, Поло­са­тые Люди, как их назы­вает в своей книге Фер­ди­нанд Андерс, впер­вые появ­ля­ются в эпи­зоде, запи­сан­ном на пра­вой трети стра­ницы 4 (фото 1). Она вме­сте со стра­ни­цей 3 рас­ска­зы­вает о войне пра­ви­теля 8 Ветер, Орла, с Людьми Камня. Ф. Андерс так тол­кует пик­то­гра­фи­че­ский текст эпизода:

«Год 12 Кре­мень, дни 7 Яще­рица и 8 Ветер (A13) были свя­щен­ной датой. Небо гос­под 7 Цве­ток и 2 Яще­рица (1) откры­лось. Оттуда вышли воору­жен­ные Поло­са­тые Люди (2): пер­вый (а) закри­чал и бро­сил чер­ные шары, вто­рой (b) бро­сил тьму, тре­тий (с) бро­сил поток грязи. <…> Внизу, на земле, гос­по­дин 4 Змея, Рот Змеи и Жерт­во­при­но­ше­ния (3), и гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Рот Ягу­ара (4), взяли в плен Поло­са­тых Людей (5) и свя­зали им руки».

Эти гос­пода и их плен­ники стоят на плат­форме, пока­зан­ной в виде четы­рех пря­мо­уголь­ни­ков, в кото­рых запи­саны еще две свя­щен­ные даты: «год Дом, день Цве­ток, день окро­вав­лен­ных перьев (А14), и год 10 Дом, день 4 Змея (А15)». Сле­до­ва­тельно, пред­по­ла­га­е­мое жерт­во­при­но­ше­ние поло­са­тых вои­нов было совер­шено не в год 12 Кре­мень, когда они напали, а в годы Дом и 10 Дом, т.е. позже, и не единожды.

image003Фото 2. Стра­ница 4, фрагмент

На стра­нице 4 Поло­са­тые Люди пред­став­лены как жители небес­ного мира ночи. Он изоб­ра­жен в виде поло­вины пря­мо­уголь­ника, окан­то­ван­ного голубовато-серой поло­сой с гли­фами полу­за­кры­тых глаз. Они ука­зы­вают на то, что это небо ноч­ное. В пря­мо­уголь­нике есть V-образный пор­тал, из кото­рого, веро­ятно, и появи­лись поло­са­тые воины. Они идут по небу вниз голо­вой и бро­сают на землю чер­ные шары, тьму и поток грязи, что вкупе можно отне­сти к про­яв­ле­ниям сти­хий­ного бед­ствия. Гос­пода 4 Змея и 7 Дви­же­ние имеют при себе ору­жие, а их тела окра­шены в чер­ный цвет. Это гово­рит о том, что они в дан­ной сцене высту­пают в каче­стве воинов-жрецов, кото­рые соби­ра­ются при­не­сти в жертву двух небес­ных вои­нов. Для созда­ния образа плен­ного воина худож­ник кодекса исполь­зо­вал опре­де­лен­ную сим­во­лику, кото­рая была обще­при­ня­той в Месо­аме­рике и в цар­стве Моче Анд­ского мира. То есть он при­ме­нил изоб­ра­зи­тель­ный канон сцены взя­тия в плен, согласно кото­рому, побе­ди­тель дер­жит побеж­ден­ного за волосы на макушке.

image005На рос­пи­сях сосу­дов куль­туры Моче побе­ди­тель наки­ды­вает вере­воч­ную петлю на шею побеж­ден­ного. Это явля­ется чисто сим­во­ли­че­ским актом, потому что руки плен­ника оста­ются сво­бод­ными, и он без вся­кого сопро­тив­ле­ния идет впе­реди сво­его хозя­ина к месту жерт­во­при­но­ше­ния. Таковы были пра­вила риту­аль­ной «дуэли» между знат­ными вои­нами Моче. Каж­дый из дуэ­лян­тов знал: если он про­иг­рает схватку, его при­не­сут в жертву. Поэтому уча­стие в риту­аль­ной дуэли можно рас­це­ни­вать как акт само­по­жерт­во­ва­ния. (Подроб­нее см.: «Риту­аль­ные бои и жерт­во­при­но­ше­ния Моче».) В Кодексе Зуш-Наттолл мы видим почти ту же кар­тину. Возь­мем для при­мера сцену со стра­ницы 3. (Об этой стра­нице речь пой­дет позд­нее.) Там, воин мифи­че­ских Людей Камня идет впе­реди пле­нив­шей его миш­тек­ской вои­тель­ницы, гос­пожи 8 Олень (на фото слева). Она дер­жит конец веревки, кото­рая при­вя­зана к руке плен­ника выше локтя. Вере­воч­ный узел нельзя назвать тугим, и он никак не стес­няет дви­же­ний рук плен­ника. Это видно по тому, как тот ими жести­ку­ли­рует. Точно также свя­заны руки и у поло­са­тых воинов.

image007Фото 3[4]. Стра­ница 22

Сцена, дан­ная на стра­нице 2, изоб­ра­жает победу над небес­ными вои­нами, кото­рую одер­жи­вают миш­теки в прав­ле­ние гос­по­дина 8 Ветер, Орла. Сцены, поме­щен­ные на стра­нице 22, в целом имеют те же содер­жа­ние и идео­ло­ги­че­скую направ­лен­ность. Они отно­сятся к исто­рии царицы 3 Кре­мень, Чаша из Неф­рита, и ее супруга – гос­по­дина 12 Ветер, Глáза, Кото­рый Дымит, и, несо­мненно, свя­заны с тек­стом, запи­сан­ным на левой сто­роне стра­ницы. Он рас­ска­зы­вает о том, как гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит, уста­нав­ли­вает в Миш­теке культ Свя­щен­ного Свертка, а зна­чит, власть своей династии:

«Гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (12), несу­щий дра­го­цен­ный Храм Свя­щен­ного Свертка (а), отпра­вился в путь с Жез­лом Венеры (b) в руке, в сопро­вож­де­нии гос­по­дина 3 Кре­мень (13), носи­теля Свя­щен­ного Свертка (а), с руло­ном бумаги (b). Они пошли, чтобы вве­сти культ Свя­щен­ного Свертка в раз­ных частях реги­она и осно­вать таким обра­зом миш­тек­ские сеньо­рии. Их при­няли с огнем и при­но­ше­нием горя­щего дерева на розетке листьев (14) гос­по­дин 4 Яще­рица, Кро­ва­вый Орел (15), и его жена, гос­пожа 1 Смерть, Веер Солнца (16). Они были царями Горы, где вос­хо­дит Солнце (17).

Год 1 Трост­ник, день 1 Яще­рица (A56) были свя­щен­ной датой начала. Там, в своем цар­стве, они постро­или храм Свя­щен­ного Свертка (18), посвя­щен­ный гос­по­дину 9 Ветер. В этой свя­тыне гос­по­дин 4 Яще­рица, Кро­ва­вый Орел (19), как жрец богов дождя, посвя­тил себя культу Свя­щен­ного Свертка, под небом гос­по­дина 1 Смерть, Вос­хо­дя­щего Солнца (20), где нахо­дятся 4 Дом и 5 Змея».

В тек­сте пра­вой сто­роны листа опи­сы­ва­ется собы­тие мифи­че­ского харак­тера, свя­зан­ное с чело­ве­че­ским жерт­во­при­но­ше­нием путем отсе­че­ния головы. Это собы­тие пред­ше­ство­вало походу гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит, и, по всей веро­ят­но­сти, пред­опре­де­лило его успех. Глав­ным героем здесь высту­пает гос­по­дин 9 Ветер. Именно ему гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит, посвя­тил постро­ен­ный им храм Свя­щен­ного Свертка. Фер­ди­нанд Андерс тол­кует эпи­зод сле­ду­ю­щим образом:

«С неба 4 Яще­рица и 11 Яще­рица, где нахо­дятся Дви­жу­ще­еся Солнце и звезды (3), спус­ка­ются пред­на­зна­чен­ные для жерт­во­при­но­ше­ния Поло­са­тые Люди (4, 5, 6), окру­жен­ные обла­ками, воору­жен­ные, кри­ча­щие, бро­са­ю­щие шары из земли, тьмы и грязи.

Про­тив них сра­жа­ется на Пло­щадке для Игры в Мяч (Pasajuego) Тем­ной Земли на Белой горе Крем­не­вых Ножей (7) гос­по­дин 9 Ветер, Кецаль­ко­атль, Крем­не­вый Нож (8), кото­рый также кри­чит и метает свои дро­тики. Ему помо­гают гос­по­дин 4 Яще­рица, Дву­гла­вый Орел (9), и гос­по­дин 1 Яще­рица, Яще­рица (10), кото­рый пой­мал Поло­са­того Чело­века (11) и сде­лал его пленником».

image017Фото 4[5]. Кецаль­ко­атль в ипо­стаси Ицтли. Стра­ница 22, фраг­мент. Фак­си­миль­ное изда­ние Кодекса Зуш–Наттолл, осу­ществ­лен­ное Музеем архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди Гар­вард­ского уни­вер­си­тета (США) в 1902 г.

Концы белой веревки, обви­ва­ю­щей на этой мини­а­тюре не только руку, но и шею плен­ника, гос­по­дин 1 Яще­рица, Яще­рица, про­тя­ги­вает гос­по­дину 9 Ветер, Кецаль­ко­атлю, Крем­не­вому Ножу (фото 4).

Посе­ре­дине пик­то­гра­фи­че­ского тек­ста запи­саны свя­щен­ные даты – год 12 Кре­мень, дни 12 Кре­мень и 8 Ветер (A55). Их глифы нахо­дятся в цен­тре сцены жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рая изоб­ра­жает, как «ста­рей­ший носи­тель Кале­басы с Таба­ком, гос­по­дин 10 Дождь (1), совер­шает ритуал обез­глав­ли­ва­ния вме­сте со жре­цом гос­по­ди­ном 10 Трост­ник (2)».

image015Фото 5. Группа из трех поло­са­тых вои­нов и сцена жерт­во­при­но­ше­ния. Стра­ница 22, фрагмент

Видимо, вопрос успеха похода, кото­рый пред­при­нял гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит, решался пер­во­на­чально на боже­ствен­ном уровне и посред­ством игры в мяч, как это часто бывает в мифах. В игре одер­жала победу команда гос­по­дина 12 Ветер, воз­глав­ля­е­мая гос­по­ди­ном 9 Ветер, Кецаль­ко­ат­лем, Крем­не­вым Ножом. Имя и облик послед­него наме­кают на то, что на сто­роне гос­по­дина 12 Ветер, Глáза, Кото­рый Дымит, играл сам бог Кецаль­ко­атль в ипо­стаси Ицтли, Бога крем­не­вого ножа. А зна­чит, победа в игре была пред­ре­шена. Соот­вет­ственно гос­по­дину 1 Яще­рица, Яще­рица, было поз­во­лено схва­тить Поло­са­того Чело­века, т.е. сде­лать его плен­ни­ком, кото­рый будет при­не­сен в жертву.

Что каса­ется Поло­са­тых Людей, то на сей раз они вышли из пор­тала небес­ного мира, где нахо­дятся Дви­жу­ще­еся Солнце и звезды (3). Они, как и в пер­вом эпи­зоде, изоб­ра­жен­ном на стра­нице 2, шагают вниз голо­вой по небу. (Ника­ких при­зна­ков того, что воины спус­ка­ются вниз, на землю, как пишет Ф. Андерс, на мой взгляд, нет.) Как и в пер­вом эпи­зоде, поло­са­тые воины бро­сают в своих про­тив­ни­ков сна­ряды из земли или камня, потоки грязи и тьмы, кото­рые Ф. Андерс назы­вает шарами (bolas) или, точ­нее, мячами, поскольку речь идет об игре в мяч. К этим про­яв­ле­ниям сти­хий­ного бед­ствия добав­ля­ются еще и дож­де­вые тучи, кото­рыми затя­нуто небо и кото­рые сопро­вож­дают каж­дого из трех Поло­са­тых Людей.

image013Фото 6. Поло­са­тые плен­ники. Стра­ница 2, фрагмент

От своих собра­тьев, изоб­ра­жен­ных в пер­вом эпи­зоде на стра­нице 2, они почти ничем не отли­ча­ются, разве что цве­том волос. В обоих слу­чаях у поло­са­тых вои­нов волосы длин­ные и завя­заны узлом на макушке. Но у пред­ста­ви­те­лей ноч­ного неба (стра­ница 2) они тем­ные, а у пред­ста­ви­те­лей неба с Дви­жу­щимся Солн­цем (стра­ница 22) – они белые. В ушах все Поло­са­тые Люди носят оре­херы, сде­лан­ные из неф­рита, кото­рый имел для древ­них мек­си­кан­цев боль­шую цен­ность и сим­во­ли­че­ски был свя­зан с солн­цем. Укра­ше­ния из него худож­ники исполь­зо­вали как знак высо­кого соци­аль­ного ста­туса пер­со­нажа и про­яв­ле­ний в нем боже­ствен­ных свойств или сил. Оре­херы Поло­са­тых Людей изго­тов­лены в виде длин­ных пало­чек, кото­рые про­деты через отвер­стие в мочке уха, окра­шен­ного в цвет крови. На изоб­ра­же­ниях окро­вав­лен­ное ухо слу­жит для иден­ти­фи­ка­ции жре­цов как сим­вол обя­за­тель­ного для их дея­тель­но­сти жерт­во­при­но­ше­ния крови. Сле­до­ва­тельно, Поло­са­тые Люди – это элит­ные воины-жрецы небес­ных миров.

image015Фото 7[6]. Стра­ница 3

Между тем стра­ница 3 Кодекса Зуш-Наттолл (фото 7) сви­де­тель­ствует о том, что не вся­кий плен­ный воин, кото­рого миш­теки при­но­сили в жертву, дол­жен был иметь вид Поло­са­того Чело­века. На этой стра­нице изоб­ра­жены эпи­зоды войны с Людьми Камня, «теми, кто раньше насе­лял землю, во вре­мена тьмы, и кто пре­вра­тился в камни, когда появи­лось Солнце», по Ф. Андерсу. У каж­дого воина этого народа кожа рас­кра­шена широ­кими спи­ра­ле­вид­ными поло­сами неф­ри­то­вого, жел­того и крас­ного цве­тов вне зави­си­мо­сти от того, явля­ется ли он побе­ди­те­лем в бою, как в одном из эпи­зо­дов на пра­вой сто­роне стра­ницы, или про­иг­рав­шим, как на ее левой стороне.

Слева пока­заны три сцены взя­тия в плен Людей Камня. На двух из них, по тра­ди­ции, побе­див­ший изоб­ра­жен дер­жа­щим побеж­ден­ного за волосы, а на одной – побе­ди­тель ведет побеж­ден­ного на веревке.

В пер­вой сцене «на рав­нине гос­по­дин 5 Собака, Камен­ная Яще­рица (21), и гос­по­дин 7 Собака, Собака (22), побеж­дают Чело­века Камня (23)». Во вто­рой сцене Чело­века Камня (16) побеж­дает гос­по­дин 7 Ветер, Ветер (15). Собы­тия раз­во­ра­чи­ва­ются «на Сожжен­ной Горе, под Небом, где эта стрела оста­но­ви­лась и где сердца пред­ла­га­ются на зеле­ных розет­ках (14)». В тре­тьей сцене «Гос­пожа 8 Олень (17) берет в плен Чело­века Камня (18) на Горе Города Крови (19), где также сра­жа­ется гос­по­дин 7 Ветер, Орел (20)».

Наи­бо­лее важ­ное собы­тие войны, судя по зна­чи­тель­ной вели­чине фигуры ее глав­ного героя, про­ис­хо­дило «на Горе Дра­го­цен­но­сти и на Горе Плаща из Перьев Кецаля (11)». Здесь гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Рот Ягу­ара (12), на теч­катле «при­нес в жертву Чело­века Камня (13), вырвав у него сердце». При этом бое­вая рас­краска, кото­рую носят Люди Камня, жертве была сохранена.

image017Фото 8[7]. Стра­ница 74, фрагмент

В Кодексе Зуш-Наттолл есть еще одна стра­ница, где пока­зана сцена жерт­во­при­но­ше­ния чело­века. Это стра­ница 74. Ее текст запи­сан на реверсе кодекса, кото­рый посвя­щен исто­рии царя-завоевателя 8 Олень, Когтя Ягу­ара, пра­ви­теля Миш­теки. Стра­ница 74 в числе трех дру­гих рас­ска­зы­вает о палом­ни­че­стве царя по свя­тым местам и совер­шен­ных во время него обря­дах. На пра­вой ее поло­вине опи­сана цере­мо­ния, кото­рой завер­шился шестой день палом­ни­че­ства (фото 8). В нее вошли риту­аль­ные бои между вои­нами орде­нов Орла и Ягу­ара, а также жерт­во­при­но­ше­ния чело­века и койота.

«Это был год 8 Кро­лик, день 10 Кро­лик [= 1098 г. н.э.] (А15), – пишет Фер­ди­нанд Андерс. – В долине между горами (1), среди кам­ней, кото­рые слу­жат сиде­ньями (а), была схватка между Орлами (2) и Ягу­а­рами (3) – риту­аль­ный бой между двумя воин­скими орде­нами. Жрец – нау­аль (двой­ник – Ф.Ó.) Огнен­ного Змея (4) – извлек сердце кой­ота (5) [убил боя­щихся чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния]. Гос­по­дин 9 Цве­ток, Стрела Горя­щего Табака [млад­ший брат гос­по­дина 8 Олень] (6), в каче­стве жреца при­нес в жертву чело­века, посвя­щен­ного Ньюу (7). Свя­щен­ный Свер­ток был поме­щен под крышу из соломы (8)».

image019Судя по ране на теле чело­века, это жерт­во­при­но­ше­ние сле­до­вало бы отне­сти к тем, что совер­ша­ются с выры­ва­нием сердца. Однако, про­тив обык­но­ве­ния, самого сердца в руке чер­ного жреца, раз­вер­ст­шего тек­пат­лем грудь чело­века, мы не видим. Веро­ятно, его груд­ная клетка была вскрыта с дру­гой целью. Между тем жерт­во­при­но­ше­ние кой­ота, изоб­ра­жен­ное рядом, про­шло по обыч­ному про­то­колу. Вырван­ное у него сердце дер­жит в своей ког­ти­стой лапе крас­но­ко­жий жрец–нау­аль, совер­шив­ший это жертвоприношение.

В сцене жерт­во­при­но­ше­ния чело­века нети­пич­ным пред­став­ля­ется и то, что крови из его раны выхо­дит очень мало. А она все­гда на мини­а­тю­рах кодек­сов бьет стол­бом, как в сцене жерт­во­при­но­ше­ния Чело­века Камня (фото 9). При­чину такой раз­ницы можно опре­де­лить, вни­ма­тельно при­гля­дев­шись к изоб­ра­же­нию жертв. Воина Людей Камня гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Рот Ягу­ара, при­но­сит в жертву живым, о чем сви­де­тель­ствуют его откры­тые глаза. Поэтому из раны на груди жертвы выры­ва­ется мощ­ный поток крови. А чер­ный жрец при­но­сит в жертву мерт­вого чело­века, о чем гово­рят белый цвет его тела и закры­тые глаза. Это и объ­яс­няет малое коли­че­ство крови.

image021Фото 9. Гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Рот Ягу­ара, при­но­сит в жертву Чело­века Камня. Стра­ница 7, фрагмент

image023При­ме­ча­тельно, что изо рта жертвы высту­пают длин­ные загну­тые резцы, похо­жие на зубы змеи. Фер­ди­нанд Андерс харак­те­ри­зует этот пер­со­наж как чело­века, посвя­щен­ного Ньюу (Ñuhu) – самым древним из миш­тек­ских божеств, кото­рые живут в камне, горе, пещере, овраге, реке и др. Их изоб­ра­же­ния можно найти в Вен­ском кодексе миш­те­ков, где они пока­заны как малень­кие созда­ния с круг­лым тель­цем и высту­па­ю­щими наружу длин­ными зубами (на фото справа).

Напомню, что реверс Кодекса Зуш-Наттолл был создан в городе Тилантонго в начале XIV в. (т.е. на 100 лет раньше аверса), когда Ацтек­ская импе­рия только рож­да­лась. Поэтому вполне воз­можно, что миш­теки из Тилантонго в те вре­мена в опре­де­лен­ных слу­чаях при­но­сили в жертву и мерт­вых людей. Для срав­не­ния, про­то­кол, преду­смот­рен­ный для чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний в Ацтек­ской импе­рии, тре­бо­вал исполь­зо­вать для таких целей только живых людей. Это было свя­зано с уче­нием о трех душах (боже­ствен­ных жиз­нен­ных энер­гиях) чело­века, кото­рые поки­дают его тело после смерти. А путем смерти через жерт­во­при­но­ше­ние они отправ­ля­ются в дар богам для их «корм­ле­ния». Дан­ное уче­ние суще­ство­вало уже в эпоху майя. Поэтому жерт­во­при­но­ше­ние мерт­вого чело­века без извле­че­ния его сердца, кото­рое было совер­шено жре­цом и млад­шим бра­том царя Тилантонго, кажется весьма необычным.

Между тем в кодексе Зуш-Наттолл нет ни одной стра­ницы, на кото­рой было бы пред­став­лено жерт­во­при­но­ше­ние Поло­са­того Чело­века. Но вме­сте с тем на двух рас­смот­рен­ных стра­ни­цах реверса захва­чен­ные миш­те­ками поло­са­тые воины пока­заны так, как было при­нято изоб­ра­жать плен­ни­ков, кото­рые будут при­не­сены в жертву. Может быть, поэтому Фер­ди­нанд Андерс назы­вает их «пред­на­зна­чен­ными для жерт­во­при­но­ше­ния Поло­са­тыми людьми», упо­треб­ляя слова «dedicados al sacrificio», кото­рые также можно пере­ве­сти, как «посвя­щен­ные жерт­во­при­но­ше­нию». В любом слу­чае такое опре­де­ле­ние дан­ных пер­со­на­жей гово­рит о том, что они изна­чально были пред­на­зна­чены самими богами для жерт­во­при­но­ше­ния, как, навер­ное, и любой воин. По край­ней мере, для ацте­ков это утвер­жде­ние было акси­о­мой, на кото­рой, в част­но­сти, осно­вы­ва­лась их идео­ло­гия свя­щен­ной войны. Согласно пред­став­ле­ниям ацте­ков, зем­ной воин, при­нес­ший свою жизнь в жертву на войне или на жерт­вен­ном камне, ста­но­вился боже­ством. Однако ска­зать о поло­са­тых вои­нах что-либо более опре­де­лен­ное, пока не удается.

Чтобы понять, кем в текстах Кодекса Зуш-Наттолл явля­ются Небес­ные Люди и почему они носят поло­са­тую рас­краску тела, нужно соот­не­сти их с каким-либо из извест­ных нам мифов. Но повест­во­ва­ние о поло­са­тых вои­нах, ско­рее всего, при­над­ле­жало к мест­ной уст­ной тра­ди­ции и до нас не дошло. Но в Миш­теке начала XV в. и, в част­но­сти, в Тео­ца­ку­алько, где был изго­тов­лен аверс, миф, надо думать, был хорошо изве­стен. Поэтому авторы Кодекса Зуш-Наттолл не сочли нуж­ным вклю­чать его подроб­ное опи­са­ние в лето­писи жизни пра­ви­те­лей и их дина­стий. К тому же лето­писи как жанр в прин­ципе не пред­по­ла­гают изло­же­ния мифов, что более харак­терно для жре­че­ских книг, таких, как Кодекс Борджиа.

image013image015image017

 



[1] Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Crónica Mixteca: El rey 8 Venado, Garra de Jaguar, y la dinastía de Teozacualco-Zaachila. Libro explicativo del llamado Códice Zouche-Nuttall. 1992 (https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/17936); https://es.wikipedia.org/wiki/Códice_Nuttall

[2] Книга цити­ру­ется по пуб­ли­ка­ции на сайте репо­зи­то­рия Лей­ден­ского уни­вер­си­тета Нидер­лан­дов: Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Crónica Mixteca: El rey 8 Venado, Garra de Jaguar, y la dinastía de Teozacualco-Zaachila. Libro explicativo del llamado Códice Zouche-Nuttall. 1992 (https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/17936).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>