1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Воин Утренней звезды, окончание
Фото 1[1]. Ицпапалотль. Лист 18v, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип документа: манускрипт. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Ицпапалотль, имя которой обычно переводится как «Обсидиановая бабочка» (Itzpapalotl: itztli – обсидиан, камень, нож, papalotl – бабочка), принято считать женским божеством. Однако в испанских комментариях Кодекса Теллериано-Ременсис, сопровождающих изображение этого божества в тоналаматле (фото 1), о нем говорится то в мужском, то в женском роде. Причем мужскому роду отдается предпочтение, как, например, в основной характеристике персонажа, в которой сказано: «Испапалотль. Означает «Нож Бабочек», и поэтому он закрыт ножами и крыльями бабочки. Его рисуют с ногами орла, потому что говорят, что иногда он является им, но они видят только ноги, как у орла»[2].
Думается, что трактовка изображения Ицпапалотль в Кодексе Теллериано-Ременсис как мужского божества вполне оправдана, поскольку женские божества в этом документе обычно носят длинные юбки, закрывающие ноги до середины икры или до щиколотки. Здесь же ноги персонажа оголены до середины ляжки. Обращает на себя внимание и другой перевод его имени – «Нож Бабочек», который, на первый взгляд, правильнее передает суть божества, нежели «Обсидиановая бабочка».
Фото 2[3]. Ицпапалотль, Обсидиановая бабочка, госпожа 15-й тресены священного календаря. Лист 15, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Манускрипт на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Автор неизвестен. Культура ацтеков. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921). Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
Примечательно, что в Бурбонском кодексе (фото 2) Ицпапалотль представлена в образе божества-птицы, а не бабочки, но тоже с оголенными ногами, что заставляет сомневаться в том, что это – персонаж женского пола.
Возможно, путаница с полом персонажа произошла в Кодексе Теллериано-Ременсис из-за того, что он изображен с когтями на руках и ногах, а нижняя часть его лица напоминает челюсти черепа скелета. По мнению Уорвика Брэя, именно так выглядели демоны сиуатетео (cihuateteo), или сиуапипильтин (cihuapipiltin). В них превращались женщины, возвращенные на землю после их четырехлетнего пребывания в Западном раю (Доме зерна), где они служили Богу Солнца. Такой награды удостаивались только женщины, умершие при родах, которые приравнивались к воинам, павшим в бою. «Некоторые из них становились мотыльками, но другие сиуапипильтин являлись в образе демонов или фантомов, приносящих бедствия всем, кто их видел, – пишет Уорвик Брэй. – В манускриптах они изображены с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах»[4].
К тому же в священном календаре ацтеков тональпоуалли Ицпапалотль является покровителем пятнадцатой тринадцатидневной недели (тресены). Ее первый пять дней были посвящены сиуатетео. Поэтому некоторые авторы относят к ним и саму богиню.
Фото 3[5]. Две из пяти сиуатетео (демонов Запада) – мертвых женщин, которые стали богинями. Страница 47, фрагмент. Кодекс Борджиа
Такая оценка Ицпапалотль представляется сомнительной, поскольку она умерла от руки Мишкоатля, а не от родов. К тому же сиуатетео в Кодексе Борджиа имеют вид женщин, а не чудовищ (фото 3). С челюстью скелета и когтями на руках и ногах обычно изображаются не сиуатетео, а цицимиме – звездные демоны, которые, по представлениям ацтеков, в конце Пятого Солнца – эры, когда их мир будет разрушен землетрясением, должны пожрать уцелевших людей. Жак Сустель называет цицимиме «чудовищами сумеречного мира, которые ожидают этого рокового часа за западным краем неба»[6]. По сведениям бельгийского историка-месоамериканиста Мишеля Гролиша, цицимиме могли пожирать людей во время солнечных затмений.
«16 марта 1509 года солнечное затмение (согласно Анналам Куаутитлана – в 13-й день Смерти), – пишет он, – посеяло панику среди простых людей, которые принялись вопить от страха, ударяя себя рукой по губам. Смятение и крики были повсюду. Люди опасались, что в случае полного исчезновения солнца оно может опуститься раз и навсегда, а затаившиеся в небесном своде ночные чудовища, цицимимы, спустятся на землю. Цицимимы стали бы тогда пожирать людей, а еще не родившиеся младенцы в материнском чреве тоже превратились бы в цицимимов. Чтобы избежать этого ужаса, беременные женщины клали себе кусок обсидиана на живот или в рот. В храмах распевались гимны соответствующего содержания и приносились в жертву военнопленные и альбиносы, содержавшиеся до той поры во дворце императора. Все пускали себе кровь в покаянных целях. Ободренное этими покаяниями и самобичеваниями светило смогло-таки одержать верх над чудовищем, которое собиралось его съесть»[7].
Цицимиме, цицимимы или цицимитли обычно ассоциируются с женскими божествами. Но в число этих демонов, которые были звездами до падения с небес, комментатор Кодекса Теллериано-Ременсис включает богов-мужчин, среди которых – Тескатлипока и Мишкоатль. Он отмечает, что сейчас эти демоны называются «Цицимитли, что значит «вещь чудовищная или внушающая страх» [cosa mostrosa о temerosa]»[8].
Фото 4[9]. «Ицпапалотль, Обсидиановая бабочка, чичимекская Богиня Земли, сиуатетео». Страница 11 «Двадцать знаков дней и их божества». Фрагмент «16. Коскакуаутли, гриф»
Э.-Г. Зейлер относит Ицпапалотль и к цицимиме, и к сиуатетео, между которыми он, похоже, не видит большой разницы. Так, на странице из тоналаматля, озаглавленной им «Двадцать знаков дней и их божества», ученый называет ее «Ицпапалотль, Обсидиановая бабочка, чичимекская Богиня Земли, сиуатетео». Она изображена здесь в качестве покровительницы 16-го дня (фото 4) вместе с соответствующим ему знаком – головой грифа, или стервятника (коскакуаутли). Ицпапалотль располагается на красном с желтой каймой троне, украшенном драгоценными камнями. Его сидение застелено шкурой ягуара. Над богиней нарисованы символы Тамоанчана, который Э.-Г. Зейлер характеризует как «Дом нисхождения, Дом рождения, прародину, мифический Запад». Испанскими монахами Тамоанчан описывается как рай для умерших детей и место, определяемое как «там, где люди были созданы». Правит Тамоанчаном Ицпапалотль.
Голова Ицпапалотль на миниатюре похожа на череп скелета, особенно в области челюстей, где она имеет темно-серый цвет. Верхняя часть лица расчерчена, как у Мишкоатля, в тонкую красно-белую полоску. Так же расчерчены и предплечья. Нижняя часть рук и ног раскрашена как шкура ягуара. Однако когти у них птичьи.
О том, что представленный персонаж – это Ицпапалотль, говорит ее пектораль, которая выполнена в форме бабочки. Ее крылья окрашены в черный цвет обсидиана и окружены каймой зеленовато-серого, красного и желтого цветов. Тельце бабочки нарисовано в виде красно-белого текпатля. Текпатли поменьше укреплены на желтых усиках бабочки, на украшении спины Ицпапалотль, которое сделано в форме птичьего хвоста, на носу богини, а также составляют оборку ее юбки. Самый большой красно-белый текпатль с глазами и зубами изображен на ее черной сумке.
Фото 5[10]. «15. Ицпапалотль, Обсидиановая бабочка, чичимекская богиня, цицимитль». Страница 66, фрагмент
В качестве покровительницы пятнадцатой тресены священного календаря тональпоуалли Ицпапалотль представлена схожим образом (фото 5 и 6). Но здесь Э.-Г. Зейлер называет Ицпапалотль цицимитлью. У текпатлей на этой миниатюре появились красные полоски, а большой текпатль на сумке персонажа заменило сердце. Украшение в виде хвоста превратилось в грифа с раскрытыми крыльями, к перьям которых прикреплены текпатли.
В середине верхней части композиции находится строение с красно-бело-полосатой раскраской фасада. Его Э.-Г. Зейлер назвал Домом тьмы. Под ним расположен человек, летящий вниз вместе с обломком трона. Его изображение ученый сопроводил надписью «падение». Рядом сидит человек с завязанным глазами, который по Э.-Г. Зейлеру представляет «грешника». Уравновешивает фигуру Ицпапалотль с правого края композиции идеограмма Тамоанчана. Он показан в виде дерева, ствол которого у корней имеет форму головы змея. Из разверстой раны на стволе бьют потоки драгоценной воды (жертвенной крови).
Фото 6[11]. Прорисовка фрагмента страницы 66 с комментариями Э.-Г. Зейлера и их переводом
Изображение бабочки-пекторали Ицпапалотль на этой миниатюре объясняет, почему она называется Обсидиановой бабочкой. Ее крылья выполнена из пластинок обсидиана (каменного стекла), наиболее распространенными цветами которого считаются черный и темно-серый. Пластинками обсидиана, имевшими очень острые края, были утыканы дубинки ацтекских воинов. Кроме того, они использовались жрецами для кровопусканий. Из обсидиана также делали жертвенные ножи. Однако они не были так широко распространены, как текпатли – ножи из кремния, который окрашен в оттенки бежевой гаммы.
Фото 7[12]. Ицпапалотль. Страница 66, фрагмент. Фото 8[13]. Мишкоатль. Страница 25, фрагмент
Прическа Ицпапалотль с шариками орлиного пуха, белый цвет ее волос, а также головные украшения очень напоминают те, которые являются атрибутами Мишкоатля, когда он предстает в человеческом обличье – в образе воина (например, на фото 8). А значит, Ицпапалотль – это женщина-воин, причем, как и Мишкоатль, – воин Утренней звезды. Обращает на себя внимание тот факт, что обоим богам на изображениях сопутствует гриф, птица, которая ассоциируется с миром мертвых.
Таким образом, символика образа Ицпапалотль в Кодексе Борджиа вполне соответствует современным представлениям о ней, разделяемым мексиканскими учеными. Она считается матерью войны, человеческих жертвоприношений, покровительницей смерти и правительницей Тамоанчана[14]. Однако как правительница Тамоанчана она должна считаться не только покровительницей смерти, но и покровительницей жизни, поскольку Тамоанчан – это не только место нисхождения, но и место рождения и возрождения. Согласно религиозной идеологии ацтеков, без смерти не может быть рождения и возрождения. Так, боги и воины приносят себя в жертву, чтобы возродиться на небе и поддержать мировой порядок. А без жертвоприношения крови и жизни невозможно весеннее возрождение природы, обильный урожай растений и богатый приплод животных. Неслучайно бог жертвенного ножа Ицтли, или Ицтапальтотек является ипостасью бога плодородия Шипе-Тотека (фото 9).
Фото 9[15]. Шипе-Тотек в ипостаси Ицтапальтотека (Ицтли) – Бога каменного ножа. Страница 68, фрагмент. Ватиканский кодекс Б (Codex Vaticanus 3773 B). Идентификационный № Vat.lat.3773. Тип объекта: пиктографическая рукопись. Объем: 49 листов. Язык: науатль. Материал: кожа. Место происхождения: регион Чолула, штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Жертвенный нож, который во множестве представлен на изображениях Ицпапалотль, в ацтекских мифах играет роль мужского детородного органа и его семени. Согласно одному из мифов, луну и звезды земля в образе Коатликуэ зачинает от каменного ножа, упавшего с неба. Другой миф рассказывает о том, что каменный нож, сброшенный на землю, разбился вдребезги и породил 1600 богов. Эту идею поддерживает, на мой взгляд, и текст, записанный на странице 32 Кодекса Борджиа, которую Э.-Г. Зейлер озаглавил «13. Путешествие Венеры. А. Время невидимости планеты Венера после того, как она была Утренней звездой – 77 дней. 4. Ицкалли (itzcalli) – Дом каменных ножей. Юг Нижнего мира с изображением Ицтли, богов каменного ножа» (фото 10).
Фото 10[16]. Страница 32 «13. Путешествие Венеры. А. Время невидимости планеты Венера после того, как она была Утренней звездой – 77 дней. 4. Ицкалли – Дом каменных ножей. Юг Нижнего мира с изображением Ицтли, богов каменного ножа»
Ицкалли – Дом каменных ножей – представлен в виде прямоугольника, который огорожен и разделен на части (помещения) частоколом из текпатлей. В небольших помещениях, расположенных по периметру прямоугольника, на черно-сером узорном фоне изображены фигуры богов, совершающих жертвоприношение путем отсечения головы. В угловых помещениях размещены четыре Тескатлипоки – красный, черный, синий и белый. Они, как известно, были создателями остальных богов, мира и населяющих его людей. Тескатлипоки показаны без знаков отличия. Их одежду составляют только сандалии и набедренная повязка. Идентифицировать богов помогает атрибут Черного Тескатлипоки – круглое обсидиановое зеркало на месте стопы его правой ноги. (Здесь оно обведено красной каймой.) Этой стопой, согласно мифу, он воспользовался как приманкой, чтобы победить чудовищного крокодила (сипактли) и сделать из него землю. В зубах крокодила она и осталась.
Фото 11. Синий и Красный Тескатлипоки, а также Желтый бог каменного ножа в маске орла между ними (левая сторона страницы 32, повернутая по часовой стрелке)
Между помещениями с Тескатлипоками расположены помещения, где находятся Белый бог каменного ножа (вверху), Красный бог каменного ножа (внизу), Желтый бог каменного ножа в маске орла (слева), Синий бог каменного ножа в маске орла (справа). Тескатлипоки держат за волосы красные и желтые черепа, исторгающие потоки драгоценной воды (крови) желтого цвета, что может означать огненную воду-кровь. А боги ножей держат за волосы отсеченные человеческие головы.
В центральном помещении, заполненном кровью, изображен Ицтли (фото 12), фигуру которого Э.-Г. Зейлер подписал словами «Ицтли, Бог каменного ножа» («Itztli, Steinmessergotte»). Его тело обнажено и покрыто красно-белыми полосками. Раскинув в стороны когтистые руки и ноги, он сидит в большой чаше белого цвета с желтыми пятнами и красными крапинками. Такая раскраска в Кодексе Борджиа характерна для знака человеческого черепа, который означает смерть. По ободу чаша утыкана текпатлями. У чаши есть глаза и зубы, что превращает этот, как и другие неодушевленные предметы, и в том числе каменные ножи, в божества – действующие лица сюжета.
Из чаши выползают две змееподобные сущности, которые Ицтли держит когтями своих ног. Судя по шипам на теле, это – ицкоатли – змеи, покрытые обсидиановыми лезвиями. Внутри их пастей находятся головы Желтого и Синего Тескатлипок. Рядом с когтями рук Ицтли помещены два голых человечка, у которых отсутствует одна стопа. На месте головы у левого человечка изображен, по Э.-Г. Зейлеру, знак молнии, а у правого – знак вязанки дров.
На месте головы Ицтли нарисованы два огромных зеркально-отраженных ножа с открытыми глазами и сжатыми ртами. Туловище персонажа очень широкое. Это наводит на мысль о том, что он представляет собой двух Ицтли, сросшихся спинами. Ножи исходят из горла персонажа, вернее из расположенного там подобия белой чаши, которая украшена пятью асташелли. Между ножами как бы танцует маленькая фигурка Черного Тескатлипоки, стоящая на правой ноге с обсидиановым зеркалом вместо стопы.
Из ножей поменьше на руках и ногах Ицтли рождаются – выбегают в левую и в правую стороны – четыре голых человечка. Однако ступня их правой ноги остается у ножей в зубах. Э.-Г. Зейлер считает этих персонажей Красным, Белым, Синим и Желтым Тескатлипоками.
Большой нож на груди Ицтли держит зубами за ногу падающую вниз красную фигурку, которая в комментариях к рисунку никак не обозначена. Можно предположить, что это – Красный Кецалькоатль, поскольку такую же фигурку, но черного цвета сопровождает надпись «Кецалькоатль Се Акатль покидает Нижний мир и появляется в вечернем небе». Она изображена между двух гигантских ножей в самом низу страницы и вне Дома каменных ножей, за его забором, и помещена внутрь громадной перевернутой чаши.
Композиция из двух ножей и фигуры Черного Кецалькоатля (фото 13) является зеркальным отражением той, которая размещена вместо головы Ицтли и включает в себя фигуру Черного Тескатлипоки. Ножи в перевернутой чаше представляются женским половым органом, из которого рождается Черный Кецалькоатль. Уже не удерживаемый зубами ножа, он бежит, одновременно падая вниз.
Фото 13. Богиня, покрывающая Нижний мир, и Кецалькоатль, покидающий Нижний мир и появляющийся в вечернем небе
Перевернутая чаша составляет часть тела «богини, покрывающей Нижний мир», и в то же время разделяет его надвое. Тело сильно вытянуто в длину и снабжено гребнем из ножей, к которому вниз головой прикреплены ножи большего размера с зубами и глазами. Голова богини нарисована в виде черепа скелета, а конечности снабжены когтями, что характеризует ее как цицимиме. Края чаши образованы двумя полосами красного и желтого цветов, которые могут означать кровь и огонь и символизировать огненную кровь, а значит, войну, которая способствует рождению Кецалькоатля.
Нельзя не обратить внимания на то, что Ицтли показан в позе роженицы. У культур Промежуточного мира она именуется позой лягушки. В ней обычно изображается Всеобщая мать. Здесь же эту позу правильнее было бы назвать позой бабочки. Она возникла в результате удвоения и зеркального отражения фигуры Ицтли. Вместе с тем руки и ноги персонажа имеют когти, а значит, он относится к цицимиме – демонам, упавшим с небес, что вполне согласуется с тем, что каменный нож также был сброшен с неба. Таким образом, можно предположить, что Ицтли, имя которого Itztli дословно переводится как «обсидиан», в этом послании одновременно является Ицпапалотлью, Обсидиановой бабочкой, т.е. мужским и женским (двуполым) божеством, породившим богов.
[2] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[3] http://www.famsi.org/research/loubat/Borbonicus/thumbs0.html
[4] Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[6] Сустель Ж. Ацтеки: воинственные подданные Монтесумы. Пер. с англ. Л.А. Карпова. М.: Центрполиграф, 2003 (https://books.google.ru/).
[7] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=35).
[8] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос).
[11] Seler E. Codex Borgia. Berlin, 1904 (http://www.famsi.org/spanish/research/loubat/Booklets/Seler_Borgia_2_Plates.pdf).