1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Фото 1[1]. Церемония человеческого жертвоприношения в храме. Лист 70r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип объекта: манускрипт. Время создания: XVI в. Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия
Ацтеки питали богов неба и земли и выплачивали им свой священный долг в основном кровью, которую они жертвовали в ходе ритуалов кровопускания, а также на войне и на жертвенном камне во время церемоний в храме.
Фото 2[2]. Скульптура ягуара с куаушикалли в зоне спины. Размеры: 93,5×105 см. Материал: андезит. Время создания: около 1500 г. Обнаружена в 1985 г. вместе со скульптурой орла–куаушикалли под внутренним двором дома маркиза дель Апартадо на углу улиц Аргентины и Донселес в зоне храмового комплекса Теночтитлана (исторический центр Мехико). Под домом находится Храм богини Сиуакоатль. Музей Великого храма, Мехико, Мексика[3]
Помимо крови, богам посвящались сердца и головы принесенных в жертву людей (по большей части военнопленных). Сердца вместе с кровью попадали в куаушикалли, а головы отправлялись на цомпантли. Людям же доставались конечности жертв. Приготовленные в соответствии со строгой процедурой, они поедались на ритуальном пиру.
Фото 3[4]. Куаушикалли, вырезанная на спине ягуара (фото 2). На дне изображены Тескатлипока и Уицилопочтли, поющие песню войны. Они совершают ритуал кровопускания, прокалывая уши заостренной костью. Боковые стенки чаши украшены ленточными узорами, включающими в себя узор из орлиных перьев (верхний ряд). Нижний ряд, состоящий из волнистых линий (вода) и кружков (драгоценности), представляет собой идеограмму чальчиуатль («драгоценной воды») – крови. Фото 4[5]. Прорисовка композиции на дне куаушикалли
Что же содержалось в предлагаемой богам пище такого, что обеспечивало их существование, а вместе с ним – незыблемость мироздания и продолжение жизни людей на земле? Согласно представлениям ацтеков, боги питались энергетическими субстанциями, заключенными в физическом теле человека[6]. Оно считалось сосудом, удерживающим в себе небесные силы богов, которые создали людей и правят ими.
Фото 5[7]. Различные души покидают тело умершего человека. Лист 44, фрагмент. Кодекс Лауда (Codex Laud). Тип объекта: пиктографический документ. Каталожный № MS. Laud Misc. 678. Объем: 24 листа (48 страниц). Формат: 165×155 мм. Общая длина: около 4 м. Время изготовления: XVI в. (до конкисты). Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания
Вслед за испанскими монахами энергетические субстанции стали называться душами. Всего их насчитывается три. Это: тоналли (tonalli), тейолия (teyolia) и иийотль (ihiyotl). Основное вместилище тоналли – голова, тейолии – сердце, иийотли – печень или желудок. Все три души важны для человека и должны существовать в гармонии между собой. После смерти они покидают тело. Души человека, принесенного в жертву, принимаются богами как приношение.
Остановимся подробнее на тоналли, поскольку учение о ней позволяет понять многие специфические действия, совершаемые участниками ритуалов, связанных с человеческими жертвоприношениями.
Слово «тоналли» (tonalli) с науатля переводится[8] как «день, судьба» и отражает представление о том, что от тоналли зависит судьба человека, которая определяется жрецами по дню его рождения. Тоналли переводится также как «тепло солнца» и означает солнечный свет дня, жизненную энергию, которую, согласно одной из трактовок, даровали человеку первые боги Ометекутли и Омесиуатль. Они вдохнули тоналли в ребенка и зажгли огонь в его груди.
Тоналли находится в родничковой зоне черепа и в волосах, растущих на этой зоне. Кроме того, она присутствует в крови, которая, двигаясь по всему телу человека, содержит в себе также души сердца и печени. Поэтому малую жертву энергетических субстанций богам человек может принести, совершая ритуал кровопускания. Большая жертва поступает богам, когда кровь жертвуется вместе с жизнью человека, умерщвляемого жрецом на жертвенном камне.
Душа сердца и душа печени покидают человека только после его смерти. Тоналли же может выходить на время из человеческого тела, например, во время ночного сна или во время чихания, зевания, испуга. Волосы, растущие на голове в зоне родничка, не позволяют ей покинуть тело навсегда. Вместе с тем они являются одним из вместилищ тоналли.
Фото 6. Несауальпилли (Nezahualpilli – «Постящийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тлатоани Тескоко в 1472 – 1515 гг. Сын тлатоани Несауалькойотля. Лист 108r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объекта: манускрипт. Идентификационный № Mexicain 65–71. Размеры листа: 21×31 см. Материал: европейская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испанский. Дата создания: 1550 г. Национальная библиотека Франции, Париж[9]
О том, какое значение ацтеки придавали волосам на родничковой зоне, свидетельствует «портрет» Несауальпилли – правителя Тескоко в 1472 – 1515 гг. (фото 6). Он носит короткую стрижку, модель которой соответствует рангу тлатоани. При этом прядь волос, растущих на родничке, имеет бόльшую длину, нежели все остальные. Она перевита красным шнуром, к концам которого привязаны украшения из драгоценных перьев кецаля и других птиц. Этот декор для волос называется кецальлальпилон (quetzallalpilon) и считается знаком самого высокого статуса персоны.
Представление о том, что волосы на родничковой зоне являются вместилищем тоналли, лежало в основе ритуальных действий воинов при пленении врага на поле боя и затем перед жертвоприношением пленника в храме.
Фото 7[10]. Темалакатль императора Тисока. Размеры: диаметр 2,65 м, высота 93 см. Вес: 9500 кг. Материал и техника: базальт, резьба. Культура ацтеков. Время и место создания: 1485 г., город Теночтитлан, столица Ацтекской империи. Найден во время экспедиции Музея Пибоди в марте 1879 г. Национальный музей антропологии, Мехико
Ритуал пленения врага в иконографии ацтеков имеет свой изобразительный канон, который одновременно является идеограммой этого события. Композиция обычно включает в себя пару воинов – победителя и побежденного. При этом победитель держит за волосы своего пленника, забирая у него тоналли.
Фото 8[11]. Темалакатль императора Монтесумы I с изображением побед над войсками 11 земель. Размеры: высота 7,1 м, диаметр 22,5 м. Материал и техника: монолит из базальта, резьба. Дата создания: 1440/1481 г. Обнаружен в 1988 г. в историческом центре Мехико под Дворцом архиепископа, построенным над руинами доиспанского храма в южной части церемониального комплекса Теночтитлана, который был посвящен Тескатлипоке. Национальный музей антропологии, Мехико
На темалакатлях императоров Тисока (фото 7) и Монтесумы I (фото 8 и 9), где изображены правители-воины в образах богов, пленник почти равен по статусу воину, захватившему его. Поэтому он продолжает стоять перед победителем, лишь слегка наклонив голову.
Фото 9[12]. Фрагмент темалакатля императора Монтесумы I
На миниатюрах, показывающих ритуал пленения в Кодексе Мендосы, изображены не боги, а люди. Поэтому пленник показан на них в позе покорности. Например, побежденный враг из города-государства Уэшотцинко в долине Пуэблы, нарисован приседающим перед доблестным мешиком, схватившим его за волосы (фото 10). Мешик на данной миниатюре представлен как элитный воин-жрец в доспехе горного льва (пумы), с роскошным щитом, статусным украшением для волос – кецальлальпилоном и с сандалиями на ногах. Фигура пленника имеет меньшие размеры, нежели фигура победителя. Это, несомненно, должно было принижать его в глазах человека, читавшего кодекс, как и босые ноги персонажа, неукрашенный щит и простой матерчатый доспех-рубашка из стеганого хлопка. Они выдают в нем солдата низшего уровня, каким только и может быть презренный житель городов-государств долины Пуэблы, с которыми Тройственный союз вел цветочные войны.
Фото 10[13]. Воин-жрец высокого ранга в доспехе горного льва, который даровался за то, что воин захватил в бою шесть пленников. Лист 65r, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Язык: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания
В ходе ритуала пленения победитель, схватив побежденного за волосы, видимо, не только забирал у него часть тоналли, но и обозначал свои действия перед церемонией в храме. Перед жертвоприношением он отрезал у своего пленника те волосы на макушке, которые в момент пленения держал рукой. Таким образом воин освобождал тоналли, позволяя ей покинуть тело человека до его смерти, и забирал еще одну ее часть себе, а вместе с ней жизненную силу и отвагу врага.
«Наконец происходит жертвенная казнь нескольких тысяч человек, взятых в плен во время последней интронизационной войны или содержавшихся в резерве с более давних времен, – пишет Мишель Гролиш, рассказывая о коронации Монтесумы II. – В предшествующую ночь они, как и полагалось, бодрствовали, каждый – в обществе того, кто взял его в плен. В полночь их «хозяин» обрезал им волосы на верхушке головы, приобретая тем самым их славу и позволяя их душам покинуть тело»[14].
Между тем Бернардино де Саагун дает несколько иную информацию, которая содержится в его «Всеобщей истории вещей Новой Испании» в главе, посвященной Тлакашипеуалицтли. Основные церемонии этого праздника проходили в последние два дня месяца с тем же названием. Накануне каждого из них совершалось молитвенное бдение, которое продолжалось почти всю ночь. «…И бодрствовали почти всю ночь те, кто должен был умереть, в доме, который они называли кальпулько. Здесь им вырвали волосы из середины макушки головы; они совершали эту церемонию у огня, – сообщает Саагун. – Это делалось в полночь, когда они имели обыкновение извлекать кровь из ушей, чтобы пожертвовать богам, что они всегда делали в полночь»[15]. Волосы с макушки головы они хранили как реликвии. То есть, согласно Саагуну, волосы не отстригали, а вырывали (arrancaban). Но кто их вырывал и хранил как реликвии – хозяева пленников или жрецы, – он не уточняет.
Фото 11[16]. Господин 8 Олень берет в плен господина 4 Ветер. Страница 89, фрагмент (копия). Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музейный № Am1902,0308.1. Тип документа: пиктографическая рукопись. Материалы: оленья кожа, краска. Размеры страницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 113,5 см. Культура/период: миштекская. Дата: 1200 – 1521 гг. Британский музей. Фото 12[17]. Господин 10 Дождь совершает ритуал обезглавливания. Страница 22, фрагмент. Кодекс Зуш–Натолл
Кодекс Зуш–Натолл (1200 – 1521) указывает на то, что миштеки разделяли представления ацтеков о тоналли. На фрагменте страницы 89 кодекса нарисован господин 8 Олень, который пленяет господина 4 Ветер, схватив его за волосы (фото 11). Фрагмент страницы 22 показывает господина 10 Дождь, совершающего ритуал обезглавливания (фото 12). Очевидно, что он держит длинную прядь волос отсеченной головы не одной рукой, как это часто изображается, а обеими руками, чтобы получить больше тоналли.
Фото 13[18]. Стела № 15, изображающая сцену взятия в плен. Материал: камень. Культура майя, Классический период, 600 – 800 гг. Место находки: город Йашчилан, штат Чьяпас, Мексика. Национальный музей антропологии, Мехико
Сцену ритуального пленения врага можно видеть также на стеле № 15 (фото 13), обнаруженной при раскопках города Йашчилана. Он находится в штате Чьяпас, Мексика, и относится к культуре майя классического периода (600 – 800). Стела свидетельствует о том, что данный обычай существовал в Месоамерике задолго до появления ацтеков на исторической арене и был унаследован ими от более древних культур так же, как идеология и практика человеческих жертвоприношений и кровопускания. Согласно представлениям майя, кровь была мощным источником священных субстанций (k’uh), которые были необходимы, чтобы питать и поддерживать богов. «Величайшим источником k’uh для майя – писал американский археолог и майянист Роберт Шерер (1940 – 2012), – была сама жизнь, и, как следствие, жертвой самого дорогого было принесение жизни человеческого существа богам. Таким образом, наиболее значительные и важные ритуалы были освящены человеческими жертвами»[19].
Фото 14. Фрагменты цомпантли, найденные при раскопках Великого цомпантли на территории церемониального комплекса Теночтитлана. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико[20]
У ацтеков головы принесенных в жертву доблестных воинов – вражеских офицеров – помещались в церемониальном комплексе на цомпантли, вероятно, в качестве сосудов, еще хранящих тоналли. Об этот говорит тот факт, что головы пленных воинов были высшей наградой для города, который использовал их в церемониальных целях.
Примечательно, что слово «tzompantli» происходит от двух слов: «tzontli» – «волосы, шевелюра (волосы на голове)» и «pantli» – «флаг, ряды»[21]. То есть дословно «цомпантли» переводится как «ряды/флаги из шевелюр». А значит, чем больше голов (флагов, знаков жертвоприношений) было накоплено на цомпантли, тем многочисленней, весомей были жертвоприношения богам в данном храме, с одной стороны, и тем больше в этом храме было сосредоточено божественной энергии – с другой.
Тейолия пребывает в сердце и неотделима от живого тела. Она также является божественным огнем, который оживляет людей, поддерживает и придает энергию и форму их чувствам и мыслям. Человек мог увеличить количество этой энергии, совершая подвиги на войне, добиваясь больших успехов в сфере искусства или управления. Жрецы, художники, а также мужчины и женщины, которые олицетворяли божеств во время фестивалей, считались живыми передатчиками тейолии, даром богу от города.
Фото 15. Куаушикалли в форме сосуда для пульке. На горлышке вырезаны ряды стилизованных изображений 1) сердец, 2) перьев, 3) раковин, 4) нефрита. На тулове помещен солнечный диск. В его центре находится знак Науи Оллин (Четыре Движение) – символ Пятого Солнца – эпохи, в которой жили ацтеки. Музейный № Am,+.6185. Размеры: высота 56,4 см, диаметр 35,9 см. Материал: базальт. Культура/период: ацтекский. Дата: около 1500 г. Раскопки/Место находки: Пуэбла (Северная и Южная Америка, Мексика, штат Пуэбла). Британский музей, Лондон, Англия[22]
После смерти тейолия, как и тоналли, остается рядом с телом четыре дня. Затем тейолия человека, умершего своей смертью, начинает путешествие в Миктлан. Тейолия человека, умершего на войне или на жертвенном камне, отправляется на «небо Солнца» (nepantla tonatiuh), где она превращается в птиц. Это соответствовало вере ацтеков в то, что, предлагая человеческие сердца посредством жертвоприношений, они увеличивают запас энергии, доставляемой богам Солнца.
Иийотль представляет собой невидимую энергию, которая занимает область печени или желудка и содержит страсть и агрессию. Она находится в телесном воздухе, который человек вдохнул или выдохнул, и используется для заклинаний. При этом иийотль позволяет жрецу положительно или отрицательно влиять на здоровье и жизнь человека, животных и растений, а также на ход событий.
[5] Иванов Д.В. Иконография Тескатлипоки (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/ikonografijateskatlipoki.shtml).
[6] Источники: Aguilar-Moreno M. Handbook to Life in the Aztec World. New York: Oxford University Press, 2006 (https://books.google.ru/); Tonalli (https://en.wikipedia.org/wiki/Tonalli); Teyolía (https://en.wikipedia.org/wiki/Teyolía).
[11] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/piedra-del-ex-arzobispado/DQFveX9XnWOibQ
[12] https://plus.google.com/photos/photo/101938051825033126411/6342082013847966130
[14] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).
[15] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Segundo Libro, capitulo XXI // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).
[16] Pohl J. Mesoamerica. Ancient Books: Mixtec Group Codices (http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/pohlmixtec4.html).
[17] http://www.famsi.org/research/graz/zouche_nuttall/img_page22.html
[18] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Museo_Nacional_de_Antropolog%C3%ADa_-_Wiki_takes_Antropolog%C3%ADa_058.jpg?uselang=de
[19] Sharer R.J., Traxler L.P. The Ancient Maya. 6th ed. Stanford: Stanford University Press, 2006 (https://books.google.ru/).
[20] https://phillipward.blog/category/travel/#jp-carousel-1579
[21] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx).