КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
Правление Ауицотля (1486 – 1502)
Фото 1. Церемониальный щит (чималли) Ауицотля с изображением идеограммы его имени («Водяная собака»). Инвентарный № 43380. Диаметр: 70 см. Материалы: перья, растительные волокна, стебли тростника, золотые пластинки, кожа, бумага, хлопок, дерево. Время создания: около 1500 г. География: Месоамерика, Мексика. Подарен завоевателем Мексики Эрнаном Кортесом дону Педро де ла Гаска, епископу Паленсии, Испания. Всемирный музей Вены, Австрия[1]
Самое крупное жертвоприношение отмечено анналами Кодекса Теллериано-Ременсис в 1487 г. Оно знаменует собой начало периода регулярных жертвоприношений массового характера, который связан с именем предпоследнего доиспанского императора ацтеков Ауицотля, или Ауисотля (a(tl)-ahuitzotl – «Водяная собака»), сменившего на троне Тисока в 1486 г. Война стала главным делом жизни Ауицотля. Его характеризуют даже как «настоящего военного маньяка». На период правления Ауицотля приходится пик ацтекских завоеваний. При нем военная экспансия Теночтитлана достигла наивысшей степени, а границы Ацтекской империи существенно расширились на юг и восток. Кроме того, Ауицотлю, как и почти всем другим императорам, приходилось усмирять ранее покоренные земли[2].
Фото 2[3]. 1486 г.: смерть Тисока и приход к власти Ауицотля. 1487 г.: церемония обновления Великого храма Теночтитлана, которой сопутствовали массовые жертвоприношения пленных. Лист 39r, фрагмент
На левой половине листа 39r (фото 2) изображена запись о смерти Тисока в 1486 г. и приходе в этом же году к власти Ауицотля, которое отмечено идеограммой «правитель на троне» со знаком имени нового императора – «Водяная собака».
По традиции Ауицотль после избрания провел инаугурационную войну. В 1486 г. объединенные войска Тройственного союза во главе с новым императором предприняли поход на юг, в миштеко-сапотекский район, часть которого (Оахака) была уже почти полностью поставлена ими под контроль ранее. На этот раз союзные войска покорили новые города и захватили пленных, принесенных в жертву в день официальной церемонии инаугурации Ауицотля, о чем сообщает Диего Дюран[4]. Однако означенные жертвоприношения, видимо, оказались не столь впечатляющими, как те, что были совершены в следующем году, и поэтому не были отмечены идеограммой «пленный враг».
Правая половина листа 39r посвящена событиям 1487 г. Здесь повторяется фигура Ауицотля на троне. Под ней расположена фигура «пленный враг», соединенная с рисованными названиями двух городов, которые расшифрованы как [MAZA(TL)-TEQUHTU] и [XIUH–COA(TL)] и соответствуют названиям городов уастеков Масатекутли и Шиукоак. Число захваченных в них пленных, которое составляет 20 000 человек, изображено рядом с ногами «пленного врага». Число записано при помощи двух ритуальных сумок с копалом и десяти «черненьких веточек»: [8000]+[8000]+[400×10]. Эта и две другие фигуры «пленных врагов» со знаками названий городов Коташтлы и Цапотеки (Сапотеки), в которых они были захвачены, окружают пирамиду храма с двумя святилищами и окровавленными лестницами, сопровождающуюся символами Нового огня и города Теночтитлана. В толковании сцены говорится: «В год 8 Тростник (1487 1504), когда правитель – Ауицотль, освящена пирамида с храмами в Теночтитлане, приведены пленники для жертвоприношения – Масатекутли и Шиукоака, приведены пленники для жертвоприношения из Коташтлы, приведены пленники для жертвоприношения из Цапотеки, всего 20 тысяч человек».
Фото 3. Общая территория Тройственного союза к 1519 г.[5]
Из других источников известно, что в 1487 г. восстали уастеки. Они были лишь частично завоеваны при Монтесуме I. Поход ацтеков и их союзников под командованием Ауицотля был успешным. Восстание удалось подавить, захватив множество пленных. А вожди побежденных уастеков в знак покорности преподнесли ацтекам многочисленные подарки[6].
Фото 4[7]. Памятная доска в честь обновления Великого Храма Теночтитлана, которая была вмурована в его стену. Вверху: император Тисок (слева), который начал обновление храма, и император Ауицотль (справа), который его закончил, совершают ритуал кровопускания, прокалывая уши. Внизу: изображение даты 8 Тростник – 1487 г. Размеры: 620×920×395 см. Материал: диорит. Дата создания: 1487 г. Место находки: Мехико, исторический центр[8]. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика
Возвращаясь из уастекского похода в Теночтитлан, ацтекская армия вела с собой вереницу пленников. Мужчины между собой были связаны веревками, пропущенными через отверстие в носу, предназначенное для ношения наригеры. Дети и женщины были связаны за шею. Победителей жители Теночтитлан встречали приветственными речами, цветами и угощением – напитком из бобов какао, который обычно могли употреблять лишь представители знати.
Пленников, как обычно, распределили по разным районам города, где они под охраной ожидали своего смертного часа – жертвоприношения на празднестве по случаю обновления Великого храма Теночтитлана. Обновление было начато еще при императоре Тисоке и к тому времени как раз завершилось.
На торжество прибыли не только «вассалы» и союзники мешиков, но и правители враждебных городов – Тлашкалы, Уэшотцинко, Чолулы, Мичоакана, Метцтитлана, к которым заранее были отправлены послы. Их приглашение и присутствие на торжествах держалось в тайне, чтобы подданные не узнали об участии своих королей в празднествах заклятых врагов – ацтеков. По словам В.Е. Баглай, общение лидеров враждующих сторон на торжествах в те времена было в порядке вещей. Оно было своеобразной формой внешнеполитических связей в период отсутствия открытых военных действий[9].
Гости разъехались напуганные и пораженные увиденным. Этого, очевидно, и добивался Ауицотль, который по традиции сам принимал участие в жертвоприношениях.
Между тем правители Телеолоапана (располагавшегося у самых границ с тарасками на юго-запад от Теночтитлана) также были приглашены на празднества, но на них не прибыли. Данный факт обеспокоил Ауицотля, увидевшего в этом признак подготовки антиацтекского выступления. Посланные туда разведчики подтвердили, что восстание действительно началось. Дороги в Телеолоапан были перекрыты завалами из камней и деревьев. Наиболее решительно были настроены города Алауитцтлан и Остоман, располагавшиеся на территории восточной части современного штата Герреро. Ауицотль немедленно собрал свои отряды, включая воинов из Тескоко, Тлакопана, Чалько, Шочимилько и других городов, и выступил в поход. Когда армия Ауицотля подошла к Телеолоапану, тот перешел на сторону ацтеков. По приказу императора Алауитцтлан и Остоман были разграблены, их население, кроме детей, было уничтожено. Ацтекам в этом помогали жители Телолоапана, которые, видимо, за свое усердие получили прощение (или уменьшение наказания). Согласно хроникам, 40 200 детей в качестве рабов были распределены по всем городам и районам Тройственного союза[10].
Через полгода после этого похода покоренные западные земли с их плодородными почвами в результате столь жестоких репрессий пришли в запустение. А это было невыгодно Тройственному союзу. Кроме того, оказались обнаженными границы с враждебно настроенными тарасками. На совете Тройственного союза решено было отправить на эти территории новых поселенцев, что и было сделано[11].
Далее в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис изображение пленника, принесенного в жертву, встречается на каждой странице (за исключением одной). Вместе с тем в испанских комментариях и толкованиях издателя говорится только о «подчинении мешиками селений и захвате пленных», а жертвоприношения людей упоминаются всего три раза и численность их не называется.
По неизвестной причине индейским автором «рисунков лет» было проигнорировано важное событие – торжество по случаю обновления Ауицотлем Великого храма Теночтитлана, устроенное в 1494 г. Сопровождавшее его жертвоприношение военнопленных явилось одним из самых многочисленных в истории ацтеков и, по всей вероятности, всего американского континента. На празднике обновления были принесены в жертву 80 000 человек. Об этом сообщает Диего Дюран в «Истории Индий». Понимая, что его могут обвинить во лжи, он уверяет, что это правда, ссылаясь на заслуживающие доверие мешикские источники. «…На восходе солнца вывели этих пленных, предназначенных в жертву, и выстроили в четыре колонны, – пишет Диего Дюран. – Первая из них протянулась более чем на одну легуа (1 легуа = 5,572 км – Ф.Ó.) от подножия пирамиды [главного храма] по всей [южной] дороге на дамбе, ведущей в Койоакан и Шочимилько. Вторая протянулась на такую же длину по [северной] дороге на дамбе, ведущей в Гуадалупе [(название дано после взятия Мешико в 1521 г.)]. Третья растянулась по [западной] дороге на дамбе, ведущей в Тлакопан, а четвертая на [восточной] дороге достигала берега озера. Чтобы принести в жертву всех пленных, потребовалось четыре дня, а потоки крови, стекающие по ступеням пирамиды, были столь велики, что пока достигали подножия и охлаждались, они превращались в жирные сгустки, способные испугать любого…»[12].
Фото 5[13]. Жертвенный камень («Камень Солнца») с изображением четырех эр и календаря. Размеры: диаметр 3,60 м, толщина 1,22 м. Вес: 24 т. Материал: базальт. Время создания: около 1479 г., период царствования Ауицотля. Расположение: храмовый комплекс Теночтитлана. Место и время находки: 17 декабря 1790 г., площадь Сокало в центре Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико
Ауицотль умер в 1502 г. Похороны императора были пышными. В костер с его телом бросили сердца 200 рабов[14].
«В результате завоеваний ацтеков при Ауитсотле и его предшественниках, – пишет В.Е. Баглай, – территория государства как бы вытянулась на юг. На северо-западе, в Керерато, в пределы территории тарасков, граница проходила, если применять возможности современного транспорта, всего в пределах двухчасовой поездки от Теночтитлана, а до Толуки, почти пограничного города, – всего лишь чуть больше часа езды; в то же время в противоположном направлении – на юг территория, подвластная ацтекам, простиралась на расстояние, требующее уже более 20 часов езды по современной дороге. На северо-западе Теночтитлану противостояли организованные и грозные тараски Мичоакана, а на юге народы были менее едины. Этим и объяснялось направление завоеваний (наряду, конечно, с тем, что можно было получить от покоренных народов – хлопок, золото, какао, пряности, перья редких птиц и др.). Конечно, не везде власть ацтеков была одинаково прочной. К примеру, на самом юге (на современной границе с Гватемалой) были оставлены гарнизоны, роль которых состояла не столько в защите границы, сколько в защите торговцев, приходивших сюда из Мексиканской долины и других более северных районов государства. В общем, можно сказать, что власть Тройственного союза ослабевала пропорционально удалению от Теночтитлана[15]».
[2] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).
[4] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).
[5] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WjYXzHmYN1D).
[6] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).
[8] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/lápida-conmemorativa-del-templo-mayor/BwEmPKIPrth6eQ
[9] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).
[10] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).
[11] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).
[12] Цит. по: Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).
[13] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1479_Stein_der_f%C3%BCnften_Sonne,_sog._Aztekenkalender,_Ollin_Tonatiuh_anagoria.JPG
[14] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).
[15] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).