1.2.4.2. Свидетельства «рисунков лет» Кодекса Теллериано-Ременсис, продолжение

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
, продолжение

image001image057Прав­ле­ние Ауиц­отля (1486 – 1502)

image013Фото 1. Цере­мо­ни­аль­ный щит (чим­алли) Ауиц­отля с изоб­ра­же­нием идео­граммы его имени («Водя­ная собака»). Инвен­тар­ный № 43380. Диа­метр: 70 см. Мате­ри­алы: перья, рас­ти­тель­ные волокна, стебли трост­ника, золо­тые пла­стинки, кожа, бумага, хло­пок, дерево. Время созда­ния: около 1500 г. Гео­гра­фия: Месо­аме­рика, Мек­сика. Пода­рен заво­е­ва­те­лем Мек­сики Эрна­ном Кор­те­сом дону Педро де ла Гаска, епи­скопу Пален­сии, Испа­ния. Все­мир­ный музей Вены, Австрия[1]

Самое круп­ное жерт­во­при­но­ше­ние отме­чено анна­лами Кодекса Теллериано-Ременсис в 1487 г. Оно зна­ме­нует собой начало пери­ода регу­ляр­ных жерт­во­при­но­ше­ний мас­со­вого харак­тера, кото­рый свя­зан с име­нем пред­по­след­него доис­пан­ского импе­ра­тора ацте­ков Ауиц­отля, или Ауи­сотля (a(tl)-ahuitzotl – «Водя­ная собака»), сме­нив­шего на троне Тисока в 1486 г. Война стала глав­ным делом жизни Ауиц­отля. Его харак­те­ри­зуют даже как «насто­я­щего воен­ного маньяка». На период прав­ле­ния Ауиц­отля при­хо­дится пик ацтек­ских заво­е­ва­ний. При нем воен­ная экс­пан­сия Тено­чтит­лана достигла наи­выс­шей сте­пени, а гра­ницы Ацтек­ской импе­рии суще­ственно рас­ши­ри­лись на юг и восток. Кроме того, Ауиц­отлю, как и почти всем дру­гим импе­ра­то­рам, при­хо­ди­лось усми­рять ранее поко­рен­ные земли[2].

image023Фото 2[3]. 1486 г.: смерть Тисока и при­ход к вла­сти Ауиц­отля. 1487 г.: цере­мо­ния обнов­ле­ния Вели­кого храма Тено­чтит­лана, кото­рой сопут­ство­вали мас­со­вые жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных. Лист 39r, фрагмент

На левой поло­вине листа 39r (фото 2) изоб­ра­жена запись о смерти Тисока в 1486 г. и при­ходе в этом же году к вла­сти Ауиц­отля, кото­рое отме­чено идео­грам­мой «пра­ви­тель на троне» со зна­ком имени нового импе­ра­тора – «Водя­ная собака».

По тра­ди­ции Ауиц­отль после избра­ния про­вел ина­у­гу­ра­ци­он­ную войну. В 1486 г. объ­еди­нен­ные вой­ска Трой­ствен­ного союза во главе с новым импе­ра­то­ром пред­при­няли поход на юг, в миштеко-сапотекский район, часть кото­рого (Оахака) была уже почти пол­но­стью постав­лена ими под кон­троль ранее. На этот раз союз­ные вой­ска поко­рили новые города и захва­тили плен­ных, при­не­сен­ных в жертву в день офи­ци­аль­ной цере­мо­нии ина­у­гу­ра­ции Ауиц­отля, о чем сооб­щает Диего Дюран[4]. Однако озна­чен­ные жерт­во­при­но­ше­ния, видимо, ока­за­лись не столь впе­чат­ля­ю­щими, как те, что были совер­шены в сле­ду­ю­щем году, и поэтому не были отме­чены идео­грам­мой «плен­ный враг».

Пра­вая поло­вина листа 39r посвя­щена собы­тиям 1487 г. Здесь повто­ря­ется фигура Ауиц­отля на троне. Под ней рас­по­ло­жена фигура «плен­ный враг», соеди­нен­ная с рисо­ван­ными назва­ни­ями двух горо­дов, кото­рые рас­шиф­ро­ваны как [MAZA(TL)-TEQUHTU] и [XIUHCOA(TL)] и соот­вет­ствуют назва­ниям горо­дов уасте­ков Маса­те­кутли и Шиукоак. Число захва­чен­ных в них плен­ных, кото­рое состав­ляет 20 000 чело­век, изоб­ра­жено рядом с ногами «плен­ного врага». Число запи­сано при помощи двух риту­аль­ных сумок с копа­лом и десяти «чер­нень­ких вето­чек»: [8000]+[8000]+[400×10]. Эта и две дру­гие фигуры «плен­ных вра­гов» со зна­ками назва­ний горо­дов Кота­штлы и Цапо­теки (Сапо­теки), в кото­рых они были захва­чены, окру­жают пира­миду храма с двумя свя­ти­ли­щами и окро­вав­лен­ными лест­ни­цами, сопро­вож­да­ю­щу­юся сим­во­лами Нового огня и города Тено­чтит­лана. В тол­ко­ва­нии сцены гово­рится: «В год 8 Трост­ник (1487 1504), когда пра­ви­тель – Ауиц­отль, освя­щена пира­мида с хра­мами в Тено­чтит­лане, при­ве­дены плен­ники для жерт­во­при­но­ше­ния – Маса­те­кутли и Шиуко­ака, при­ве­дены плен­ники для жерт­во­при­но­ше­ния из Кота­штлы, при­ве­дены плен­ники для жерт­во­при­но­ше­ния из Цапо­теки, всего 20 тысяч человек».

image027Фото 3. Общая тер­ри­то­рия Трой­ствен­ного союза к 1519 г.[5]

Из дру­гих источ­ни­ков известно, что в 1487 г. вос­стали уастеки. Они были лишь частично заво­е­ваны при Мон­те­суме I. Поход ацте­ков и их союз­ни­ков под коман­до­ва­нием Ауиц­отля был успеш­ным. Вос­ста­ние уда­лось пода­вить, захва­тив мно­же­ство плен­ных. А вожди побеж­ден­ных уасте­ков в знак покор­но­сти пре­под­несли ацте­кам мно­го­чис­лен­ные подарки[6].

image029Фото 4[7]. Памят­ная доска в честь обнов­ле­ния Вели­кого Храма Тено­чтит­лана, кото­рая была вму­ро­вана в его стену. Вверху: импе­ра­тор Тисок (слева), кото­рый начал обнов­ле­ние храма, и импе­ра­тор Ауиц­отль (справа), кото­рый его закон­чил, совер­шают ритуал кро­во­пус­ка­ния, про­ка­лы­вая уши. Внизу: изоб­ра­же­ние даты 8 Трост­ник – 1487 г. Раз­меры: 620×920×395 см. Мате­риал: дио­рит. Дата созда­ния: 1487 г. Место находки: Мехико, исто­ри­че­ский центр[8]. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мексика

Воз­вра­ща­ясь из уастек­ского похода в Тено­чтит­лан, ацтек­ская армия вела с собой вере­ницу плен­ни­ков. Муж­чины между собой были свя­заны верев­ками, про­пу­щен­ными через отвер­стие в носу, пред­на­зна­чен­ное для ноше­ния нари­геры. Дети и жен­щины были свя­заны за шею. Побе­ди­те­лей жители Тено­чтит­лан встре­чали при­вет­ствен­ными речами, цве­тами и уго­ще­нием – напит­ком из бобов какао, кото­рый обычно могли упо­треб­лять лишь пред­ста­ви­тели знати.

Плен­ни­ков, как обычно, рас­пре­де­лили по раз­ным рай­о­нам города, где они под охра­ной ожи­дали сво­его смерт­ного часа – жерт­во­при­но­ше­ния на празд­не­стве по слу­чаю обнов­ле­ния Вели­кого храма Тено­чтит­лана. Обнов­ле­ние было начато еще при импе­ра­торе Тисоке и к тому вре­мени как раз завершилось.

На тор­же­ство при­были не только «вас­салы» и союз­ники меши­ков, но и пра­ви­тели враж­деб­ных горо­дов – Тлаш­калы, Уэшот­цинко, Чолулы, Мичо­акана, Метц­тит­лана, к кото­рым зара­нее были отправ­лены послы. Их при­гла­ше­ние и при­сут­ствие на тор­же­ствах дер­жа­лось в тайне, чтобы под­дан­ные не узнали об уча­стии своих коро­лей в празд­не­ствах закля­тых вра­гов – ацте­ков. По сло­вам В.Е. Баг­лай, обще­ние лиде­ров враж­ду­ю­щих сто­рон на тор­же­ствах в те вре­мена было в порядке вещей. Оно было свое­об­раз­ной фор­мой внеш­не­по­ли­ти­че­ских свя­зей в период отсут­ствия откры­тых воен­ных дей­ствий[9].

Гости разъ­е­ха­лись напу­ган­ные и пора­жен­ные уви­ден­ным. Этого, оче­видно, и доби­вался Ауиц­отль, кото­рый по тра­ди­ции сам при­ни­мал уча­стие в жертвоприношениях.

Между тем пра­ви­тели Теле­о­ло­ап­ана (рас­по­ла­гав­ше­гося у самых гра­ниц с тарас­ками на юго-запад от Тено­чтит­лана) также были при­гла­шены на празд­не­ства, но на них не при­были. Дан­ный факт обес­по­коил Ауиц­отля, уви­дев­шего в этом при­знак под­го­товки анти­ац­тек­ского выступ­ле­ния. Послан­ные туда раз­вед­чики под­твер­дили, что вос­ста­ние дей­стви­тельно нача­лось. Дороги в Теле­о­ло­апан были пере­крыты зава­лами из кам­ней и дере­вьев. Наи­бо­лее реши­тельно были настро­ены города Ала­у­итцт­лан и Осто­ман, рас­по­ла­гав­ши­еся на тер­ри­то­рии восточ­ной части совре­мен­ного штата Гер­реро. Ауиц­отль немед­ленно собрал свои отряды, вклю­чая вои­нов из Тес­коко, Тла­ко­пана, Чалько, Шочи­милько и дру­гих горо­дов, и высту­пил в поход. Когда армия Ауиц­отля подо­шла к Теле­о­ло­ап­ану, тот пере­шел на сто­рону ацте­ков. По при­казу импе­ра­тора Ала­у­итцт­лан и Осто­ман были раз­граб­лены, их насе­ле­ние, кроме детей, было уни­что­жено. Ацте­кам в этом помо­гали жители Тело­ло­ап­ана, кото­рые, видимо, за свое усер­дие полу­чили про­ще­ние (или умень­ше­ние нака­за­ния). Согласно хро­ни­кам, 40 200 детей в каче­стве рабов были рас­пре­де­лены по всем горо­дам и рай­о­нам Трой­ствен­ного союза[10].

Через пол­года после этого похода поко­рен­ные запад­ные земли с их пло­до­род­ными поч­вами в резуль­тате столь жесто­ких репрес­сий при­шли в запу­сте­ние. А это было невы­годно Трой­ствен­ному союзу. Кроме того, ока­за­лись обна­жен­ными гра­ницы с враж­дебно настро­ен­ными тарас­ками. На совете Трой­ствен­ного союза решено было отпра­вить на эти тер­ри­то­рии новых посе­лен­цев, что и было сде­лано[11].

Далее в анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис изоб­ра­же­ние плен­ника, при­не­сен­ного в жертву, встре­ча­ется на каж­дой стра­нице (за исклю­че­нием одной). Вме­сте с тем в испан­ских ком­мен­та­риях и тол­ко­ва­ниях изда­теля гово­рится только о «под­чи­не­нии меши­ками селе­ний и захвате плен­ных», а жерт­во­при­но­ше­ния людей упо­ми­на­ются всего три раза и чис­лен­ность их не называется.

По неиз­вест­ной при­чине индей­ским авто­ром «рисун­ков лет» было про­игно­ри­ро­вано важ­ное собы­тие – тор­же­ство по слу­чаю обнов­ле­ния Ауиц­от­лем Вели­кого храма Тено­чтит­лана, устро­ен­ное в 1494 г. Сопро­вож­дав­шее его жерт­во­при­но­ше­ние воен­но­плен­ных яви­лось одним из самых мно­го­чис­лен­ных в исто­рии ацте­ков и, по всей веро­ят­но­сти, всего аме­ри­кан­ского кон­ти­нента. На празд­нике обнов­ле­ния были при­не­сены в жертву 80 000 чело­век. Об этом сооб­щает Диего Дюран в «Исто­рии Индий». Пони­мая, что его могут обви­нить во лжи, он уве­ряет, что это правда, ссы­ла­ясь на заслу­жи­ва­ю­щие дове­рие мешик­ские источ­ники. «…На вос­ходе солнца вывели этих плен­ных, пред­на­зна­чен­ных в жертву, и выстро­или в четыре колонны, – пишет Диего Дюран. – Пер­вая из них про­тя­ну­лась более чем на одну легуа (1 легуа = 5,572 км – Ф.Ó.) от под­но­жия пира­миды [глав­ного храма] по всей [южной] дороге на дамбе, веду­щей в Койо­акан и Шочи­милько. Вто­рая про­тя­ну­лась на такую же длину по [север­ной] дороге на дамбе, веду­щей в Гуа­да­лупе [(назва­ние дано после взя­тия Мешико в 1521 г.)]. Тре­тья рас­тя­ну­лась по [запад­ной] дороге на дамбе, веду­щей в Тла­ко­пан, а чет­вер­тая на [восточ­ной] дороге дости­гала берега озера. Чтобы при­не­сти в жертву всех плен­ных, потре­бо­ва­лось четыре дня, а потоки крови, сте­ка­ю­щие по сту­пе­ням пира­миды, были столь велики, что пока дости­гали под­но­жия и охла­жда­лись, они пре­вра­ща­лись в жир­ные сгустки, спо­соб­ные испу­гать любого…»[12].

image011Фото 5[13]. Жерт­вен­ный камень («Камень Солнца») с изоб­ра­же­нием четы­рех эр и кален­даря. Раз­меры: диа­метр 3,60 м, тол­щина 1,22 м. Вес: 24 т. Мате­риал: базальт.  Время созда­ния: около 1479 г., период цар­ство­ва­ния Ауиц­отля. Рас­по­ло­же­ние: хра­мо­вый ком­плекс Тено­чтит­лана. Место и время находки: 17 декабря 1790 г., пло­щадь Сокало в цен­тре Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

Ауиц­отль умер в 1502 г. Похо­роны импе­ра­тора были пыш­ными. В костер с его телом бро­сили сердца 200 рабов[14].

«В резуль­тате заво­е­ва­ний ацте­ков при Ауит­сотле и его пред­ше­ствен­ни­ках, – пишет В.Е. Баг­лай, – тер­ри­то­рия госу­дар­ства как бы вытя­ну­лась на юг. На северо-западе, в Кере­рато, в пре­делы тер­ри­то­рии тарас­ков, гра­ница про­хо­дила, если при­ме­нять воз­мож­но­сти совре­мен­ного транс­порта, всего в пре­де­лах двух­ча­со­вой поездки от Тено­чтит­лана, а до Толуки, почти погра­нич­ного города, – всего лишь чуть больше часа езды; в то же время в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии – на юг тер­ри­то­рия, под­власт­ная ацте­кам, про­сти­ра­лась на рас­сто­я­ние, тре­бу­ю­щее уже более 20 часов езды по совре­мен­ной дороге. На северо-западе Тено­чтит­лану про­ти­во­сто­яли орга­ни­зо­ван­ные и гроз­ные тараски Мичо­акана, а на юге народы были менее едины. Этим и объ­яс­ня­лось направ­ле­ние заво­е­ва­ний (наряду, конечно, с тем, что можно было полу­чить от поко­рен­ных наро­дов – хло­пок, золото, какао, пря­но­сти, перья ред­ких птиц и др.). Конечно, не везде власть ацте­ков была оди­на­ково проч­ной. К при­меру, на самом юге (на совре­мен­ной гра­нице с Гва­те­ма­лой) были остав­лены гар­ни­зоны, роль кото­рых состо­яла не столько в защите гра­ницы, сколько в защите тор­гов­цев, при­хо­див­ших сюда из Мек­си­кан­ской долины и дру­гих более север­ных рай­о­нов госу­дар­ства. В общем, можно ска­зать, что власть Трой­ствен­ного союза осла­бе­вала про­пор­ци­о­нально уда­ле­нию от Тено­чтит­лана[15]».

image013image015image017


[2] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).

[4] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).

[6] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).

[9] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WfQowHZx11A).

[10] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).

[11] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).

[12] Цит. по: Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).

[14] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).

[15] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WjX66XmYN1B).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>