1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
В ПОИСКАХ ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРА АУИЦОТЛЯ
Фото 1. Реконструкционный рисунок Великого храма Теночтитлана
Из исторических источников известно, что пепел, по крайней мере, трех императоров был похоронен вместе с богатыми приношениями в пределах Великого храма Теночтитлана. Останки Ашайякатля и Тисока были погребены на вершине храма рядом со святилищем покровителя мешиков Уицилопочтли, которое располагалось на южной половине пирамиды (фото 1). Пепел Ауицотля был погребен у подножия южной части храма[i]. Однако до сих пор не было найдено ни одного захоронения.
Фото 2[ii]. Макет исторического центра Мехико в Музее Великого храма. Снимок 2015 г. 1 – столичный кафедральный собор и его атриум (зона № 2 раскопок Великого цомпантли) на площади Мануэля Гамио – 1а; 2 – улица Республики Гватемалы; 3 – дом № 24 по улице Республики Гватемалы (зона № 1 раскопок Великого цомпантли); 4 – Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (место находки монолита Тлальтекутли); 5 – руины Великого храма; 6 – место находки монолита Койольшауки; 7 – западный (главный) фасад Великого храма; 8 – Дом орлов; 9 – малое цомпантли
Раскопки Великого храма начались только в 1978 г., когда при рытье канавы для прокладки электрического кабеля был найден монолит Койольшауки (фото 2, № 6). Однако они были весьма затруднены, поскольку испанцы возвели на месте Теночтитлана свой собственный город. Для того чтобы провести раскопки, пришлось бы разрушить колониальную застройку центра Мехико, которая имеет историческую ценность.
Фото 3. Раскопки Великого храма в 1978 г.[iii]
В 1985 г. два колониальных здания на углу улиц Республики Аргентины и Республики Гватемалы были настолько повреждены землетрясением, что их пришлось снести по указу правительства. Оба здания располагались перед развалинами Великого храма.
Фото 4. Вид на угловую часть Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес со стороны Великого храма, сделанный в 1980-х гг. незадолго до ее обрушения. Архив фотографий. Коллекция Вилласана-Торрес (Villasana-Torres)[iv]. Фото 5[v]. Вторая часть Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес, находившаяся напротив руин Великого храма до начала раскопок монолита Тлальтекутли. Архив фотографий
Они были частью дома, который носил название Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес и фактически являлся комплексом зданий, которые были построены стена к стене. С 1580 по 1860 г. дом находился в собственности семьи Нава Чавес. Его первым владельцем был Педро де Нава, каноник собора Мехико и бывший ректор Университета. Он не хотел, чтобы после его смерти собственность была разделена, и поэтому основал майорат (mayorazgo), который и перешел к наследникам Педро де Навы[vi]. Поэтому за зданием закрепилось называние Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (Casa del Mayorazgo de Nava Chávez – Дом майората Навы Чавеса). Жители Мехико именуют его также Каса-де-лас-Ахаракас (Casa de las Ajaracas) по названию архитектурного орнамента (ахарака) в мавританском стиле, украшавшего фасад здания (фото 4).
Фото 6[vii]. Монолит Тлальтекутли на месте раскопок. Снимок опубликован 16 ноября 2006 г.
На месте снесенных зданий было решено возвести новый Культурный центр искусств индейских народов. 2 октября 2006 г. при строительстве фундамента центра рабочий случайно наткнулся на часть огромного монолита[viii], на котором было вырезано изображение цицимиме. В результате на этом участке было инициировано проведение археологических раскопок под эгидой Проекта Великого храма, основателем которого является археолог Эдуардо Матос Моктесума (Eduardo Matos Moctezuma, родился в 1940 г.). В настоящее время им руководит археолог Леонардо Лопес Лухан (Leonardo López Luján, родился в 1964 г.).
Фото 7 и 8[ix]. Снимки зоны раскопок на территории Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес
На фото 7 и 8, которые показывают расположение зоны археологических раскопок, видно, что она находится у подножия западного (главного) фасада Великого храма Теночтитлана.
Фото 9[x]. Вид раскопок на месте здания. Слева: ступени лестницы Великого храма. Справа: монолит Тлальтекутли и вход в вертикальный тоннель с депозитами – «глотку» Тлальтекутли
В Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (фото 8) археологи обнаружили разбитую на четыре куска прямоугольную плиту с рельефом, который они идентифицировали как изображение Богини Земли Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Ее покрывал настил из плиток, скрепленных известковым раствором, который когда-то составлял часть мощения площади перед храмом. В 2007 г. Эдуардо Матос и Леонардо Лопес заявляли, что монолит был закрыт плиточным настилом сразу после установки и прихожане никогда его не видели. Ученые считали, что настил предположительно соответствует этапу VIa строительства Великого храма (в правление Ауицотля, 1486 – 1502 гг.) или этапу VII (в правление Монтесумы II, 1502 – 1520 гг.)[xi].
Фото 10. Археолог и физический антрополог Симена Чавес (Ximena Chavez) очищает монолит и берет образцы, которые будут проанализированы на следы крови от человеческих жертвоприношений. Снимок опубликован в 2009 г.[xii]
По своим размерам монолит превосходит найденные ранее Камень Солнца и диск с рельефом Койольшауки. Его вес составляет 12,35 т, длина 4,17 м, ширина 3,62 м, толщина 0,38 м[xiii].
Фото 11. Монолит Богини Земли Тлальтекутли. Размеры: длина 4,17 м, ширина 3,62 м, толщина 0,38 м. Вес 12,35 т. Материалы: розовый андезит, краски. Место находки: археологический сайт Великого храма Теночтитлана, исторический центр Мехико. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика[xiv]
Изображение богини было вырезано из цельного куска розового андезита, доставленного из окрестностей Тенайуки (Tenayuca). Затем его раскрасили яркими красками, как и Камень Солнца, и диск Койольшауки.
Руки и ноги богини снабжены когтями, а нижней части ее лица приданы черты черепа скелета. Эти особенности относят богиню к цицимиме. Она показана в позе роженицы. Ее колени и локти несут на себе изображения черепов. Черепа со скрещенными костями также составляют юбку Тлальтекутли. При обнаружении ее голова была ориентирована на запад, а ноги – на восток[xv].
Фото 12. Изображение цветовой и скульптурной реконструкции монолита Тлальтекутли на основе его фотографии, которая была раскрашена с учетом сохранившихся на монолите следов красочного слоя[xvi]
С помощью компьютера ученые сделали виртуальную реконструкцию артефакта. Они восстановили центральную часть монолита и раскрасили его в соответствии с сохранившимися следами красочного слоя (фото 12). Реконструкционное изображение показывает, что в центре тела Тлальтекутли был помещен красный круг со стоящей фигурой человека внутри. Из круга исходит поток крови, который попадает в рот богини.
Фото 13. Тлальтекутли глотает погребальное фардо. Кодекс Фейервари-Майера, страница 40, фрагмент. Фото 14. Тлальтекутли глотает погребальное фардо бога Тлальчитонатиу (Tlalchitonatiuh – «Закатное солнце»). Бурбонский кодекс, лист 16r, фрагмент[xvii]
Эдуардо Матос и Леонардо Лопес характеризуют Тлальтекутли как «родителя и пожирателя жизни»: «Подобно богам смерти, Тлальтекутли принимает на себя двойную роль в космосе. С одной стороны, она имеет генеративные функции как в растительном цикле, так и в зачатии и рождении людей, с другой – она ненасытная пожирательница крови и трупов. Фактически, она не только съедает мирские существа, обитающие на поверхности земли, но каждый вечер поглощает Солнце, извергая его на рассвете»[xviii].
Вместе с тем смерть правителя имела огромное космологическое значение. Император расценивался как персона, наиболее близкая к Уицилопочтли. Его отсутствие сравнивалось с затмением солнца, с тьмой. Появление нового правителя было возвращением света[xviiia].
Фото 15[xix]. Год 10 Кролик (1502 г.): смерть Ауицотля и приход к власти Монтесумы II. Лист 41r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: пиктографический документ. Объем: 50 листов. Размеры листа: 21×30 см. Материал: европейская бумага. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Между когтями правой ноги богини вырезана дата. Ее изображение состоит из головы кролика, которую окружают 12 кружков. 10 из них как бы образуют его тело, а 2 – находятся перед его мордочкой. Получается год 12 Кролик. Однако можно описать изображение и по-другому: 2 кружка располагаются спереди головы кролика, а 10 – сзади, что позволяет прочесть дату как две разные.
В толковании этого изображения, изложенном в статье «Богиня Тлальтекутли из Каса-де-лас-Ахаракас и император Ауицотль» (2007)[xx], Эдуардо Матос и Леонардо Лопес отдали приоритет раздельному прочтению даты. Они посчитали, что на монолите вырезан год 10 кролик (1502), в котором умер император Ауицотль, согласно анналам Кодекса Теллериано-Ременсис (фото 15). Оставшиеся два кружка вместе со знаком кролика составляют, по мнению ученых, календарное имя Бога пульке – 2 Кролик. Оно в свою очередь отсылает к году 8 Кремень (1500), который в ритуальном календаре тональпоуалли (tonalpohualli) связан с Богом пульке. В год 8 Кремень во время наводнения Ауицотль сильно ударился головой о притолоку своего дворца, когда выбирался из потока воды, обрушившегося на Теночтитлан. Полученная травма послужила впоследствии причиной его смерти. Эта версия, как указывают Эдуардо Матос и Леонардо Лопес, описана в трудах мексиканского историка колониальной эпохи Фернандо де Альвы Иштлильшочитля (1578⁄1580 – 1650) и «ведущего францисканского летописца своего поколения»[xxi], каким считается монах Хуан де Торквемада (1562 – 1624). Между тем, согласно анналам Кодекса Теллериано-Ременсис, наводнение случилось в год 7 Тростник (1499).
Фото 16[xxii]. «В год двенадцать кроликов и в 1487 по-нашему мешики подчинили Шикипилько». Лист 37v, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис
В своей статье 2007 г. Эдуардо Матос и Леонардо Лопес рассматривали также вариант даты 12 Кролик, которая, по подсчетам мексиканского священнослужителя и историка Чимальпаина (Chimalpahin, 1579 – 1660), соответствует 1478 г. Тогда, по словам Чимальпаина, произошло незабываемое солнечное затмение: «было съедено солнце, много появилось звезд; случилось в день Один Олин по счету дней, а затем появились пожиратели людей, цицимиме, прилетели опуститься на лес». По поверьям ацтеков, цицимиме – это чудовища, которые во время солнечного затмения спускаются на землю с небес, чтобы пожирать людей. А Тлальтекутли на монолите представлена именно в образе цицимиме. Однако анналы Кодекса Теллериано-Ременсис (фото 16) не подтверждают факт солнечного затмения в 1478 г. Не было оно отмечено и в ближайшие к этой дате годы.
Фото 17. Лист 31r. Кодекс Теллериано-Ременсис
Между тем на листе 31r анналов Кодекса Теллериано-Ременсис можно найти еще один год, обозначенный как 12 Кролик – 1426 г. События, произошедшие в этом году, казалось бы, идеально соответствует изображениям на монолите Тлальтекутли. На листе 31r (фото 17) представлены глифы 16 лет. Однако индейский автор пиктографического текста рассказывает только о годе 12 Кролик, что свидетельствует о его важности в истории мешиков. Художник изображает, в частности, смерть правителя Теночтитлана – Чимальпопоки, а также затмение солнца. В толковании сцен пиктографического текста говорится: «В год 12 Кролик убит оружием правитель Чимальпопока, правитель – Искоуатль. Захватили столицу Маштла и Тлакатеотль из Тлателолько. Затмение Солнца, земля под затмением»[xxiii].
Известно, что мешики долгое время находились в вассальной зависимости от царства тепанеков со столицей в Аскапоцалько. В 1426 г. царь тепанеков Тесосомок умер, и трон Аскапоцалько перешел к Маштле, злейшему врагу Теночтитлана. Маштла организовал убийство правителя Тлателолько, а затем и третьего правителя Теночтитлана – Чимальпопоки. Наследником Чимальпопоки стал Ицкоатль (1427 – 1440), создавший грандиозный союз городов с целью освободиться из-под власти Аскапоцалько. К 1428 г. власть Аскапоцалько рухнула, и мешики обрели свободу[xxiv].
Очевидно, что события 1426 г. стали поворотными в истории мешиков. Поэтому они вполне могли быть отмечены установкой такого грандиозного мемориала, как огромный монолит Тлальтекутли в образе цицимиме. Однако специалисты считают, что знак солнца, нарисованный над головой персонажа в голубом доспехе на листе 31r, не связан с затмением, а является частью его имени – Тлакатеотль («Сияющее солнце»)[xxv].
Таким образом, следует заключить, что существует некоторое количество возможных прочтений даты, вырезанной между когтями Тлальтекутли. Однако мексиканские археологи отдали предпочтению варианту 10 Кролик, который соответствует году смерти Ауицотля. В итоге они выдвинули предположение о том, что монолит указывает на место кремации и погребения Ауицотля. Ибо помимо даты смерти императора на нем вырезана богиня Тлальтекутли, которая в представлении ацтеков, пожирала мертвых, а затем давала им новую жизнь. Кроме того, монолит находился перед западным, главным фасадом Великого храма, где проходили церемонии кремации.
Так, в материале «Проект Великого храма (1991 – 2017): двадцать пять лет деятельности» Леонардо Лопес отмечает, что сектор, расположенный у подножия Великого храма, согласно историческим источникам XVI в., «был ритуальным пространством высшего порядка, где имели место церемонии, связанные с преобразующей силой огня». «В хрониках также указывается, что в этой зоне были преданы огню деревянные статуи купцов, убитых в ходе какой-то коммерческой экспедиции, и были кремированы тела монархов, – пишет он. – Их останки были похоронены очень близко, вместе с их личными вещами и богатыми погребальными приношениями. У нас есть сведения о том, что это произошло с Ашайякатлем, Тисоком и Ауицотлем. Исходя из исторической информации, содержащейся в этих документах, из археологического открытия монолита Тлальтекутли у подножия Великого храма… и из мифологический роли, которую это божество имело как пожиратель человеческих трупов и самого Солнца, мы предложили в 2007 г., что скульптура могла скрывать под своей огромной массой гробницу упомянутого суверена…»[xxvi].
Фото 18. Реконструкционный рисунок (2007) участка Великого храма, на котором показано место расположения монолита Тлальтекутли (согласно предположениям ученых, сделанным в 2007 г.): 1 – Великий храм; 2 – Дом орлов; 3 – Великое цомпантли; 4 – плита с изображением Тлальтекутли, покрывающая платформу куаушикалько[xxvii]; 5 – малое цомпантли
Сразу после открытия монолита Тлальтекутли, до начала углубленного археологического исследования зон, находящихся вокруг плиты и под ней, ученые предположили, что она может покрывать цилиндрическую платформу куаушикалько (сооружения для кремации тел). На иллюстрации к своей статье «Богиня Тлальтекутли из Каса-де-лас-Ахаракас и император Ауицотль» Эдуардо Матос и Леонардо Лопес поместили куаушикалько, накрытое плитой, на центральной оси восток-запад пирамиды и довольно далеко от ее подножия (фото 18). Видимо, именно так они представляли себе гробницу императора Ауицотля, великого завоевателя, заставившего народы трепетать при имени Теночтитлана. Однако получив больше данных в ходе последующих раскопок, ученые пришли к выводу о том, что плита располагалась у самых ступеней храма и была на 3 м смещена от центральной оси на сторону Тлалока (фото 19). Забегая вперед, скажу, что куаушикалько было найдено археологами не под плитой, а рядом с ней.
Фото 19. Реконструкционный рисунок (2010) Великого храма периода правления Ауицотля, показывающий расположение монолитов Койольшауки (Е) и Тлальтекутли (F)[xxviii]
[i] López Luján L. The Offerings of the Templo Mayor of Tenochtitlan. UNM Press, 2005 (https://books.google.ru/).
[iii] Arqueología Mexicana, edición especial n. 56, junio de 2014 ( http://www.mesoweb.com/about/articles/AM-es-056.pdf ).
[vi] López Luján L. Tlaltecuhtli. México, INAH/Fundación Conmemoraciones 2010 / INAH, 2010 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Tlaltecuhtli-2010.pdf).
[vii] The Associated Press. 11.16.2006 (http://www.nbcnews.com/id/15757468/ns/technology_and_science-science/t/mysterious-monolith-may-hide-aztec-tomb/#.Wm8VinmYNRA).
[viii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (2007 – 2014) // Arqueología Mexicana, edición especial n. 56, junio de 2014 ( http://www.mesoweb.com/about/articles/AM-es-056.pdf ).
[ix] López Luján L. Tlaltecuhtli.
[x] López Luján L., Argüelles A., Sugiyama S. Más reliquias teotihuacanas en ofrendas de Tenochtitlan // Arqueología Mexicana. № 118. 2012 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM118.pdf).
[xi] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).
[xii] Scrivener L. Lost Aztec tomb lies under Mexico City // Toronto Star Newspapers Ltd. June 16, 2009 (https://www.thestar.com/news/world/2009/06/16/lost_aztec_tomb_lies_under_mexico_city.html).
[xiii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (2007 – 2014).
[xv] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.
[xvi] López Luján L. (coord.). Nuestra sangre, nuestro color: la escultura polícroma de Tenochtitlan. Exposición temporal en el Museo del Templo Mayor, Ciudad de México, INAH, 2017 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Sangre.pdf).
[xvii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.
[xviii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.
[xviiia] Chávez Balderas X. Rituales funerarios en el Templo Mayor de Tenochtitlan. 2003 (https://www.researchgate.net/publication/31855774_Rituales_funerarios_en_el_Templo_Mayor_de_Tenochtitlan_X_Chavez_Balderas).
[xx] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.
[xxiii] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[xxiv] Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[xxv] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос).
[xxvi] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).
[xxvii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.
[xxviii] López Luján L. Tlaltecuhtli.