1.2.5.2. Жертвоприношения на темалакатле, приложение
Символика темалакатля и жертвоприношений на темалакатле
2.3. Образ божества-корабля в скульптуре, продолжение
2.3.2. Тайна топора и перьев
У рисованного образа Шипе-Тотека, который можно видеть на страницах ацтекских и миштекских кодексов, нет столь очевидных элементов, связанных со снаряжением богов во плоти и их аппаратами, как у Тлалока. Однако они есть у его скульптурных изображений. В коллекции Национального музея антропологии Мексики мне удалось обнаружить две глиняные фигуры Шипе-Тотека, которые свидетельствует о контактах, по крайней мере визуальных, древних мексиканцев с представителями высокоразвитых цивилизаций, произошедших в разные эпохи.
Фото 1. Фигурка. Инвентарный № 10–81800. Размеры: 14×7,3×6,9 см. Материал и техника: формованная глина. Классический период (200 – 650 гг. н.э.). Место находки: Теотиуакан, штат Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[1]
Первая фигура была найдена в Теотиуакане (фото 1) и датирована Классическим периодом (200 – 650 гг. н.э.). Нет сомнений в том, что в персонаже этой маленькой статуэтки ее автор воплотил образ представителей высокоразвитых цивилизаций в тяжелом защитном снаряжении – в космическом или водолазном скафандре. На спине персонажа скульптор поместил ношу прямоугольных очертаний, которая укреплена на его теле с помощью двух ремней, перекрещивающихся на груди. Так мастер передал, видимо, систему жизнеобеспечения, причем совместив ее с системой передвижения. Об этом говорят три маленьких пропеллера, изображенные в виде цветков на верхней панели ноши. В области живота персонажа скульптор поместил еще один движитель большего размера с прямыми лопастями. Он показан в квадратной раме как косой крест с кружком в центре.
Фото 2. Рисунок глиняной фигурки, найденной Э.-Г. Зейлером в Теотиуакане. Коллекция Э.-Г. Зейлера[2]
Схожая фигурка входит в коллекцию Э.-Г. Зейлера. Он нашел ее также в Теотиуакане и считал изображением свежевания, связанным с культом Шипе-Тотека[3]. Судя по рисунку (фото 2), фигурка сохранилась не полностью. В частности, конструкция, примыкающая к спине персонажа, а с ней и прямоугольный объект в области затылка практически полностью утрачены.
Фото 3[4]. Богиня кукурузы Чикомекоатль (Chicomecóatl). Идентификационный № IV Ca 46167. Размеры: 68×27×14 см. Вес: 42,8 кг. Материал: камень. Мексика, Центральное нагорье. Культура ацтеков. Постклассический период (900 – 1521 гг. н.э.). Этнологический музей, Берлин, Германия[5]
В религиозном искусстве ацтеков прямоугольный объект стал частью головного убора Чикомекоатль – Богини продовольствия и в первую очередь кукурузы, женской половиной Бога кукурузы Синтеотля. В музеях мира можно видеть довольно большое число скульптур Чикомекоатль, канон которых включает в себя такой головной убор. В руках она обычно держит початки кукурузы. Однако скульптура из Этнологического музея Берлина (фото 3) показывает богиню с кукурузой в левой руке и гремящим посохом Шипе-Тотека чикауацли в правой. В центре ее головного убора изображено подобие шапки йопицонтли.
Фото 4 и 5[6]. Фигура Шипе-Тотека, сидящего на скамейке, вид спереди и сзади
Вторая из упомянутых фигур Шипе-Тотека (фото 4, 5 и 8) относится непосредственно к эпохе ацтеков (1337 – 1521 гг. н.э.). Речь идет о глиняной фигуре Шипе-Тотека, найденной в Тлателолько, которая показывает его в образе, далеком от рисованного.
Фото 6 и 7. Шипе-Тотек. Скульптура из камня. Инвентарный № 1650 PJ-115. Размеры: 36×25×28 см. Происхождение неизвестно. Время создания: Постклассический период (900 – 1521 гг. н.э.). Региональный музей антропологии, Вильяэрмоса, штат Табаско, Мексика[7]
В кодексах Шипе-Тотек обычно изображается одетым с головы до ног в кожу, снятую с человека, включая лицо, волосы и кисти рук. Глиняная фигура из Тлателолько показывает его в комбинезоне с круглым вырезом, тяжелых сапогах и больших перчатках. Видимо, этот персонаж был идентифицирован как Шипе-Тотек только лишь потому, что у его комбинезона на спине есть прореха, характерная для одежды из человеческой кожи у скульптур (фото 6 и 7).
Фото 8. Фигура Шипе-Тотека, сидящего на скамейке. Инвентарный № 10–333885. Размеры: 6,5×14,9×9,8 см. Материал и техника: формованная глина. Время и место создания: 1337/1521 гг., Тлателолько. Национальный музей антропологии, Мехико[8]
Шлем Шипе-Тотека венчает большой тумиобразный элемент, который обычно идентифицируется как топор. Он хорошо виден на фото 8. Туми считается священным ножом Андского мира. Им сражаются между собой боги на изображениях культуры Моче (1 – 800 гг. н.э., Северное побережье Перу). Но в реальной жизни как оружие он не использовался и выполнял функцию церемониального предмета. Однако большинство ученых считают туми ножом, которым совершались человеческие жертвоприношения. Форму туми имеют и другие священные предметы, входившие в одеяние правителей и знати в качестве символов божественности и знаков их принадлежности к роду божества-прародителя. Например, на росписях бутылей культуры Моче боги, жрецы-правители и воины носят тумиобразные инсигнии на голове, на поясе, на груди. (Подробнее см.: «Воин Моче» ) Они входят в погребальное одеяние и погребальное приданое членов династии Сипана. Сам Властитель Сипана, и его военачальник были похоронены в головном уборе, украшенном золотой фигурной пластиной, которая выглядит как огромный туми (фото 9).
Фото 9[9]. Реконструкция образов Властителя Сипана (в центре) и его военачальника по их погребальному приданому. Зал манекенов. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Фигура в форме туми входит в образ Шипе-Тотека не только на глиняном идоле из Тлателолько, но и на рисунке из «Первых записок» Бернардино де Саагуна (фото 10). Здесь она показана как подвеска, которая располагается в зоне груди и пупка персонажа.
Фото 10. Шипе-Тотек. Лист 269r, фрагмент. Первые записки (Primeros memoriales). Тип объекта: манускрипт. Автор: Бернардино де Саагун. Время создания: 1558 – 1561 гг. Королевская библиотека Мадрида, Испания [10]
В Месоамерике туми не были распространены. Однако в коллекции Американского музея естественной истории есть несколько артефактов, которые очень похожи на туми (фото 11). В онлайновом каталоге музея указано только место их происхождения – штат Оахака. Данные о времени изготовления этих предметов отсутствуют. Каким было их назначение – ритуальное или утилитарное – не знал, видимо, даже сам Э.-Г. Зейлер, в коллекцию которого они входили. Поэтому в каталоге музея они названы инструментами из меди.
Фото 11. Медные инструменты. Каталожный №: 30 / 134 Field No: 250. Размеры самого большого инструмента 13,2×16×5 см, самого маленького – 10,4×13,5×4 см. Место изготовления: Эхутла, Оахака, Мексика. Коллекция Э.-Г. Зейлера. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[11]
По моим данным, форма туми и тумиобразных инсигний воспроизводит визуальное впечатление от вращающихся лопастей движителя аппаратов, которые использовались богами во плоти. Коренные жители Америк оценили вращение лопастей как основное проявление их божественной силы, которая позволяла летать без крыльев и двигаться по воде без весел и парусов. Поэтому предмет, который изображает вращающиеся лопасти, не мог не стать атрибутом божества-корабля и инсигнией жреца-правителя. При вращении винта небольшого размера его лопасти по отдельности не видны, в результате чего возникает иллюзия мерцающего круга. Подобный круг, а чаще его фрагмент, обычно помещаются на голове. У Властителя Сипана он венчает шлем, а у его военачальника является фронтальной частью головного убора. У фигурок Найлампа (Йампайека) на туми и касиков так называемая полулунная пластина крепится к шлему на затылке. Прямые лопасти большого винта, такого, как, например, у вертолета, при вращении остаются различимыми. Поэтому они передаются на изображениях как косой крест, который размещается на спине в области талии или ближе к затылку. Иногда он представлен только двумя лопастями, которые направлены вниз и располагаются по обе стороны от фигуры. (Обоснование данной гипотезы читайте в материале «2. Декапитадор».)
Фото 12. Сосуд с изображением воина. Вид слева. Инвентарный № 1979.6. Размеры: 26,67×16,51×20,96 см. Материал: глина. Страна: Мексика. Континент: Месоамерика. Культура миштеков. Дата: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей де Янга, Сан-Франциско, Калифорния, США[12]
Обычно круг (полукруг) и крест (половина креста) включаются в изображение божества-корабля по отдельности. Одним из исключений из этого правила является образ божества на керамическом сосуде культуры миштеков (фото 12 и 14). Он содержит оба этих атрибута. Красный цвет кожи божества, маска на его лице и характерная наригера позволяют предположить, что оно представляет Шипе-Тотека. В пользу этого предположения говорят и типичные для его кожаной одежды завязки. Правда, они расположены не сзади, как обычно, а спереди, и сама одежда, напоминающая пиджак без рукавов, имеет черный цвет. Однако сосуд с фигурой Шипе-Тотека датируется 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. А как показывают исследования изобразительных свидетельств, одежда богов во плоти превратилась в человеческую кожу на изображениях Шипе-Тотека значительно позже.
Фото 13[13]. Лист 24, фрагмент. Кодекс Лауда (Codex Laud). Тип объекта: пиктографический документ. Каталожный № MS. Laud Misc. 678. Объем: 24 листа (48 страниц). Формат: 165×155 мм. Общая длина: около 4 м. Время изготовления: XVI в. (до конкисты). Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания
По мнению специалистов Музея де Янга, фигура на сосуде представляет воина. Такое заключение было сделано, видимо, на основании того, что в правой руке персонаж держит нечто, схожее с бронзовым топором. Его можно видеть на миниатюре из Кодекса Лауда (фото 13). Однако «топор» в руке персонажа скульптуры имеет снизу продолжение в форме лопасти. Поэтому кажется, что персонаж схватил за хвост летающий топор, который здесь очень напоминает самолет. Вторая рука персонажа не сохранилась. Возможно, в ней он держал отрубленную голову. Два предмета в форме чальчальчи висят у персонажа на шее. Поэтому их нельзя отнести к оружию. Следовательно, они, как и чальчальчи, висящие на шее божеств Моче, изображают лопасти винта. (Подробнее см.: «Символика и происхождение чальчальчи» и, в частности, фото 15 и 16.)
Фото 14[14]. Сосуд с изображением воина. Вид справа
Сидящий персонаж составляет одно целое с широкогорлым сосудом на ножках, который воплощает, видимо, корпус корабля и его сопла, а скорее – столбы газа, вырывающегося из них. Другими словами, композиция сосуда выражает идею божества-корабля. Устремленные вперед глаза персонажа, его раскинутые руки и полусогнутые ноги говорят о том, что он летит.
Фото 15. Шипе-Тотек. Скульптурная жаровня. Инвентарный № 10–220143. Размеры: 41,3×44,4 см. Материал и техника: формованная глина. Поздний постклассический период (1250 – 1521 гг. н.э.). Место находки Ацкапоцалько, Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико[15]
Этот же канон божества-корабля был использован ацтекскими скульпторами для создания образа Шипе-Тотека в композиции с жаровней, которая была найдена в городе Ацкапоцалько, ставшем со временем частью Мехико (фото 15). При взгляде на композицию сбоку, у нас не остается сомнений в том, что персонаж является неотъемлемой частью корабля, изображенного в форме жаровни. Особенно эффектно это божество-корабль выглядело, наверное, когда в жаровне разжигали огонь. Однако Шипе-Тотек здесь изображен не как полетчик, а как воин, который с криком устремляется в атаку, что свидетельствует о переосмыслении функций этого бога у ацтеков.
Очевидно, что образ божества-корабля является синтезом визуальных впечатлений, полученных в результате наблюдения за богами во плоти, которые могли быть одеты как в скафандры космонавтов и водолазов, так и в гидрокостюмы аквалангистов и комбинезоны полетчиков. Созданный однажды, этот образ передавался из поколения в поколение и мог изменяться до неузнаваемости на изображениях богов и в реальных костюмах правителей и знати. Так, элементы аппаратов и экипировки богов во плоти жрецы-художники замещали изображениями жезлов, комплектов головных и лицевых украшений, повторяющих абрис снаряжения, которое защищало голову, глаза и позволяло дышать, например, в водной среде. В Андском и Промежуточном мире фигуры растений, животных, птиц и других созданий природы они использовали как символы миров Вселенной и соответствующих сил божества. В то же время самые ранние образы, максимально приближенные к тому времени, когда коренные жители видели звездных гостей, наиболее реалистично изображают их защитные костюмы и приспособления и части аппаратов.
Фото 16. Скульптура. Каталожный № 30.2/ 9962. Размеры: 8,38×15,24 см. Материал: керамика. Место: Веракрус. Страна: Мексика. Период: Классический, около 1 – 900 гг. н.э. Кейс № 27: Веракрусская керамика и скульптура. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[16]. Фото 17. Шипе-Тотек. Урна из гробницы № 103 в Монте-Альбане, шт. Оахака, Мексика. Инвентарный № 10–3284. Размеры: 51,2×44,3×35 см. Материал и техника: формованная глина. Культура сапотеков, Классический период (200 – 500 гг. н.э.). Национальный музей антропологии, Мехико[17]
Примером могут служить две сидящие фигуры божества, относящиеся к Классическому периоду. Одна из них происходит из Веракруса (фото 16), а другая – из города Монте-Альбана – центра Сапотекской цивилизации (фото 17 и 18). Скульптура из Веракруса, вероятно, сохранилась не полностью, поскольку предмет, на котором сидел ее персонаж, отсутствует. Тем не менее, очевидно, что в основе обеих композиций лежит один изобразительный канон, который имел довольно широкое распространение у доколумбовых культур испаноязычной Америки. Согласно остову этого канона, божество изображается сидящим, подобно пилоту, в кресле (или на другом сидении) с согнутыми в локтях руками. Сидение или сам персонаж при этом совмещаются с сосудом, который по размеру равен или превосходит фигуру персонажа. Вариация этого канона использована при создании сосуда с фигурой Шипе-Тотека из Миштеки (см. фото 13 и 14).
Фото 18[18]. Урна из Монте-Альбана, вид сбоку
Имеющие в своей основе один и тот же канон, скульптуры из Веракруса и Монте-Альбана разработаны в принципиально разной манере. Стиль скульптуры из Веракруса можно назвать «фотографическим» и ассоциативным, а стиль скульптуры из Монте-Альбана – символическим и заместительным.
В «фотографическом» стиле незнакомые предметы и объекты показаны так, как их «сфотографировал» глаз художника. И хотя для их изображения использованы похожие предметы из мира коренных жителей, детали экипировки и части аппаратов гостей остаются узнаваемыми. Так, несмотря на условность образа персонажа скульптуры из Веракруса (фото 16), очевидно, что она показывает представителя высокоразвитой цивилизации, который управляет воздушным или водным аппаратом, не имеющим кабины. Очки штурмана, а также его поза, положение рук на рычагах управления и сами рычаги переданы с максимально возможной для индейского художника степенью реалистичности. Скульптуру из Миштеки нельзя назвать типичной для «фотографического» стиля, поскольку она не копирует движители аппаратов, а передает визуальные впечатления от вращения их лопастей. Однако манера их передачи вполне укладывается в его рамки, потому что использует принцип ассоциации, а не замещения. При этом большой винт с прямыми лопастями остается весьма узнаваемым, хотя бы уже потому, что в контексте образа божества он не воспринимается как какой-то другой объект. Ведь ни на один предмет из мира индейцев он не похож. Кстати, принцип чужеродности является одним из главных в идентификации атрибутов божества как элементов защитного снаряжения и аппаратов представителей высокоразвитых цивилизаций.
Образ Шипе-Тотека у скульптуры из Монте-Альбана (фото 17 и 18) составлен из символов, которые указывают на его силы как божества и властителя. Шлем передан с помощью пластины, напоминающей козырек головного убора, а также с помощью больших круглых орехер и птичьих перьев, которые в Андском мире символизируют полет. Однако в данном случае из перьев составлены массивные веерообразные конструкции, которые прикреплены к шлему и спине персонажа. Они замещают «фотографию» вращающихся лопастей и могут символизировать способность Шипе-Тотека двигаться как по воздуху, так и по воде. Рычаги управления в руках персонажа превращены в символы власти – посох и отрубленную голову.
Фото 19[19]. Шипе-Тотек – господин 14-й тресены священного календаря в одном из своих главных воплощений – в образе Красного Тескатлипоки. Лист 14, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Пиктографический документ на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1899 г. Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
Интересно сравнить скульптуры Шипе-Тотека из Монте-Альбана и Миштеки с миниатюрой из Бурбонского кодекса (фото 19), созданного незадолго до или сразу после конкисты и относящегося к культуре ацтеков. Миниатюра из Бурбонского кодекса представляет Шипе-Тотека с теми же атрибутами движения (полета и/или плавания), что и скульптура из Миштеки, – полукругом в области головы и косым крестом в области тела. Правда, корпус корабля (сосуд, урна) нарисован здесь отдельно от фигуры божества, тогда как на некоторых рисунках Шипе-Тотека он превратился в ношу. Примером может служить миниатюра из Кодекса Борджиа (фото 20), где корпус корабля размещен у персонажа спереди. Он имеет прямоугольные очертания и совмещен с косым крестом, образованным лентами и рукой персонажа. В Бурбонском кодексе корпус корабля изображен в верхней части миниатюры и представлен в виде жаровни, как и на скульптурной композиции из Ацкапоцалько (см. фото 15). В жаровне горит бумажная шапка Шипе-Тотека – йопицонтли и его остроконечный посох с сонахерой (на фото слева).
Фото 20[20]. Шипе-Тотек в ипостаси Ицтапальтотека – Бога каменного ножа. Страница 61, фрагмент. Кодекс Борджиа (Códice Borgia). Тип объекта: пиктографический документ. Материал: оленья кожа. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Время создания: неизвестно, вероятно, до конкисты. Место создания: предположительно штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Как и скульптура из Монте-Альбана, миниатюра Бурбонского кодекса выполнена в символическом стиле, с сохранением традиционных особенностей изобразительного искусства сапотеков. К примеру, в ней используются те же веерообразные конструкции из перьев, которые передают небольшие винты движителей во вращении.
Но при сравнении образов миниатюры и скульптуры, хорошо видно, что символический стиль со времен Монте-Альбана претерпел значительные изменения. Он стал зрелым, устоявшимся, поскольку за прошедшие века была выработана сложная система символов, которые стали использоваться также в пиктографическом письме для создания идеограмм. Эти символы заместили почти все элементы защитного снаряжения и аппаратов представителей высокоразвитых цивилизаций и сделали их неузнаваемыми для нас и понятными для читателей кодексов своего времени. Однако принцип следования древним канонам при изображении того или иного божества, соблюдавшийся в доиспанских культурах испаноязычной Америки, не позволял менять абрис основных атрибутов его божественности. В результате прямая лопасть большого винта осталась узнаваемой, поскольку не нашлось такого предмета в мире индейцев, который мог бы ее заместить. Создателям идеограммы образа Шипе-Тотека в Бурбонском кодексе потребовалось особенно много слов-глифов для того, чтобы составить характеристику лопасти как носителя сил и возможностей божества.
Лопасть входит в состав сложной конструкции, которую Шипе-Тотек носит сзади. В области затылка к его фигуре прикреплен веерообразный плюмаж. Он собран из красных перьев кечолли и нефритовых перьев кецаля, как и тлакечольцонтли (tlauhquecholtzontli) – один из главных головных уборов Шипе-Тотека наряду с йопицонтли. Именно тлакечольцонтли он носит на данной миниатюре. От плюмажа вниз отходит трапециевидный элемент, который и замещает лопасть. В спинную конструкцию также включены две длинные и широкие ленты в форме ласточкиного хвоста – глифа расщелины, т.е. портала в потусторонний мир. Они расположены по бокам персонажа и также ассоциируются с прямыми лопастями большого винта.
Пиктографический текст Бурбонского кодекса не так сложен для прочтения, как, например, текст Кодекса Борджиа. Поэтому можно попытаться прочесть, что говорится в нем о Шипе-Тотеке, и попробовать понять, каковыми были его силы и функции с позиции жрецов – создателей кодекса.
На миниатюре перечисленные атрибуты Шипе-Тотека разделены на три группы, которые располагаются на трех уровнях.
Первый уровень – это голова божества. На нее надет круглый шлем. Он составлен из: 1) налобной повязки красного цвета с маленьким желтым символом винта в центре; 2) красного диска с концентрическими окружностями, к которому прикреплена красно-желтая лента в форме ласточкиного хвоста; 3) круглых красных орехер с красно-белой лентой в форме ласточкиного хвоста; 4) веерообразного навершия из красных перьев кечолли. Перья кечолли выстроены в форме заходящего солнца, наполовину погрузившегося в воды океана. Их символизирует плюмаж из перьев кецаля нефритового цвета. Следовательно, первый уровень – это уровень Закатного Солнца.
Второй уровень – это затылок божества. К нему прикреплен плюмаж из тех же перьев кечолли и кецаля. К ним добавлены белые перья и флажок с текпатлем – символы жертвоприношения, а также две ленты в форме ласточкиного хвоста. Солнце здесь отсутствует, а значит, второй уровень – это уровень сумеречного неба.
Третий уровень – это спина и ноги божества. На нем расположен трапециевидный элемент (лопасть винта), который окрашен в красный цвет, покрыт мелкой черной сеткой, поверх которой размещено пять глифов белой раковины – символа вод Подземного мира. Снизу он ограничен белой жертвенной веревкой, к которой прикреплены четыре ленты в форме ласточкиного хвоста. На третьем уровне находятся также две самые длинные и широкие ленты в форме ласточкиного хвоста. Но только одна из них составляет композицию с трапециевидным элементом. Если прибавить ее к другим четырем лентам, то получится число пять, равное числу ракушек. Поэтому можно предположить, что третий уровень идеограммы представляет пять уровней Подземного мира из девяти, в которые должен проникать Шипе-Тотек.
О способности Шипе-Тотека путешествовать по мирам ацтекского космоса говорит также огромная подвеска анауатль, на которой завязан красный бант с концами в виде ласточкиного хвоста (на фото слева). Она расположена у Шипе-Тотека в зоне пупка. Напомню, что рядом с его головой помещена жаровня-корабль (на фото справа) с шапкой йопицонтли, которая воплощает движитель аппарата богов во плоти. Над ней нарисованы глифы горения. А значит, в жаровне уже разведен огонь, йопицонтли и посох Шипе-Тотека горят, т.е. корабль уже находится в пути.
Таким образом, описанная идеограмма говорит о способности и функциональной обязанности Шипе-Тотека перемещаться по ацтекскому космосу от уровня Закатного Солнца вниз до пятого уровня Подземного мира. Эта идея вполне согласуется с той, которая выражена темалакатлем (символом Анауатля) как атрибутом образа Шипе-Тотека на трех рисунках из трудов Бернардино де Саагуна. (Подробнее см.: «1.3. Темалакатль и веревка как атрибуты образа Шипе-Тотека».) На миниатюре из Бурбонского кодекса темалакатль представлен как круглый щит (на фото справа), что согласуется с приданием Шипе-Тотеку функции бога войны в эпоху ацтеков.
Фигуру Шипе-Тотека окружают символы жертвоприношений – пернатый змей, заглатывающий человека, куаушикалли с сердцами и жертвенной кровью (на фото слева), принесенные в жертву перепелки. Немаловажно, что на этой миниатюре изображен глиф Науи Оллин, или, в переводе, 4 Движение (на фото справа), который означает Пятое Солнце – мир (эпоху) в котором жили ацтеки. Он связан тонкой линией с фигурой божества. А значит, Шипе-Тотек выступает на данной миниатюре как хранитель Пятого Солнца. Он помогает светилу пройти путь от уровня заката до пятого уровня Подземного мира и обратно. Он сопровождает его и кормит кровью и жизнью мужчин. Шипе-Тотек сам принес их в жертву на войне и на жертвенном камне, а теперь выполняет свою обязанность посредника между людьми и богами.
Единственное, что на миниатюре, представляющей Шипе-Тотека, изображено в своем натуральном виде, – это человеческая кожа, которую он носит. В то же время на скульптурах из Монте-Альбана и Миштеки она не показана. Между тем человеческая кожа стала главным опознавательным атрибутом Шипе-Тотека в ацтекскую эпоху. Поэтому вернемся к статуе Шипе-Тотека из Тлателолько, выполненной в «фотографическом» стиле, чтобы с помощью нее узнать тайну второй кожи Шипе-Тотека.
[1] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[2] González González C.J. Opus cit.
[3] González González C.J. Opus cit.
[5] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=107907&viewType=detailView
[6] González González C.J. Opus cit.
[7] González González C.J. Opus cit.
[14] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Warrior_vessel,_West_Mexico,_Oaxaca,_Mixtec_culture,_300_BC_to_300_AD,_clay_-_De_Young_Museum_-_DSC00564.JPG
[15] González González C.J. Opus cit.
[16] https://anthro.amnh.org/anthropology/databases/common/image_dup.cfm?database=MIXDATA&catno=30%2E2%2F%209962
[17] González González C.J. Opus cit.
[18] González González C.J. Opus cit.