Три периода строительства Тиауанако

Тиа­у­а­нако, окон­ча­ние

 

Три пери­ода стро­и­тель­ства Тиауанако

Как известно, А. Познан­ски выде­лял три основ­ных пери­ода Тиа­у­а­нако. К пер­вому – пер­во­быт­ному пери­оду он отно­сил «как зда­ние исклю­чи­тельно этого пери­ода» Храм камен­ных голов. Тогда было начато воз­ве­де­ние пира­миды Ака­пана, а также Храма Луны (Пума-Пунку). Стро­и­тель­ство Ака­паны и Пума-Пунку было про­дол­жено во вто­ром и тре­тьем пери­о­дах. Кала­са­сайя была зало­жена во вто­ром пери­оде и достра­и­ва­лась, рекон­стру­и­ро­ва­лась и ремон­ти­ро­ва­лась в тре­тьем пери­оде. Ко вто­рому пери­оду отно­сится и боль­шое крыльцо Кала­са­сайи. В тре­тьем пери­оде был соору­жен ее внут­рен­ний храм – sanctissimum и Врата Солнца.

Из стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов в пер­вом пери­оде был исполь­зо­ван исклю­чи­тельно пес­ча­ник, кото­рый посту­пал из гор­ных рай­о­нов к югу от руин. Для неко­то­рых работ (скульп­тур голов, уста­нов­лен­ных в сте­нах храма) при­ме­нялся мяг­кий извест­ко­вый туф.

Во вто­ром пери­оде были исполь­зо­ваны, хотя и в неболь­шом мас­штабе, крайне твер­дые породы, такие, как анде­зиты. Кроме того, во вто­ром пери­оде тиа­у­а­на­канцы исполь­зо­вали моно­литы из пес­ча­ника, при­над­ле­жав­шие хра­мам преды­ду­щего пери­ода, пере­де­лы­вая их «в соот­вет­ствии со своим соб­ствен­ным мери­лом, со своим новым сти­лем и сим­во­ли­че­ским деко­ром»[i]. Так же посту­пали и в тре­тьем пери­оде. Крас­но­ре­чи­вым при­ме­ром, иллю­стри­ру­ю­щим улуч­ше­ние преды­ду­щих работ, явля­ется стела Бен­нетта. Во вто­ром, но более веро­ятно в тре­тьем пери­оде из моно­лита, имев­шего про­стую форму столба, фак­ти­че­ски была выре­зана новая скульптура.

В тре­тьем пери­оде все было сде­лано исклю­чи­тельно из твер­дой анде­зи­то­вой лавы, как, напри­мер, бал­кон­ная стена, sanctissimum и рекон­струк­ции вто­рого пери­ода. При этом анде­зи­то­вые блоки добы­ва­лись в очень отда­лен­ных от цере­мо­ни­аль­ного цен­тра районах.

«Сол­неч­ная Дверь явля­ется самым слав­ным памят­ни­ком этого пери­ода, – пишет А. Познан­ски. – Была сде­лана попытка завер­шить зда­ния пер­вого и вто­рого пери­о­дов… в част­но­сти, Храм Луны (Пума-Пунку) и Пукару Ака­пану, но они не были завер­шены. За исклю­че­нием храма пер­вого период, абсо­лютно ничего не закон­чено в Тиуа­наку, даже вели­чай­шее про­из­ве­де­ние этого пери­ода – Сол­неч­ная Дверь… Тиуа­наку тре­тьего пери­ода – работа людей, стра­да­ю­щих манией вели­чия, как Вави­лон­ская башня, и, если бы она была завер­шена, это, воз­можно, пре­взо­шло бы все, что чело­век построил на земле»[ii].

«Рис. 14. Брон­зо­вый болт (зажим) в поло­вин­ном раз­мере. С помо­щью этих при­спо­соб­ле­ний, кото­рые также встре­ча­ются боль­ших раз­ме­ров, они соеди­няли рез­ные блоки, в поверх­но­сти кото­рых ранее были сде­ланы углуб­ле­ния по форме и раз­меру болта»[iii]

По дан­ным А. Познан­ски, бронза появ­ля­ется в тре­тьем пери­оде. «Наи­бо­лее часто отме­ча­ется ремонт в сте­нах преды­ду­щих пери­о­дов, во время кото­рого они соеди­няли блоки с помо­щью брон­зо­вых бол­тов (bolts); они исполь­зо­вали их раз­лич­ные формы соб­ствен­ных кон­струк­ций, даже в виде кольца (рис. 14)»[iv], – пишет он.

«Рис. 14а. Схе­ма­ти­че­ское изоб­ра­же­ние несколь­ких из мно­же­ства форм бол­тов, остатки кото­рых были най­дены в форме углуб­ле­ний в бло­ках, скреп­лен­ных в древ­ние вре­мена этими зажи­мами (clamps) и соеди­не­ни­ями (couplings), кото­рые были при­ме­нены между ними»[v]

Суще­ствует мне­ние, что соеди­ни­тель­ные детали для ремонта бло­ков, напро­тив, не изго­тав­ли­ва­лись зара­нее, а рас­плав­лен­ная бронза зали­ва­лась в сде­лан­ные углуб­ле­ния и, засты­вая, скреп­ляла блоки и при­ни­мала очер­та­ния выемки. Однако выпук­лая форма соеди­ни­тель­ного эле­мента на фото внизу застав­ляет усо­мниться в этом пред­по­ло­же­нии. Впро­чем, могли при­ме­няться оба спо­соба, но вряд ли в один и тот же исто­ри­че­ский период. (О чуде­сах стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий тиа­у­а­на­кан­цев читайте в ста­тье «Пума-Пунку»).

Экс­по­нат Реги­о­наль­ного музея Тиа­у­а­нако (сни­мок 2007 г.)[vi]

«Но не только мате­ри­а­лом тре­тий период отли­ча­ется от преды­ду­щего; основ­ное отли­чие – пре­вос­ход­ная работа по камню, вещь непре­взой­ден­ная в мире до сих пор, – под­чер­ки­вает А. Познан­ски. – Это про­яв­ля­ется, кроме того, в сим­во­ли­че­ском стиле гра­ви­ро­вок, кото­рые явля­ются чрез­вы­чайно пере­до­выми и, осо­бенно, в аст­ро­но­ми­че­ской ори­ен­та­ции их кон­струк­ций, кото­рая пока­зы­вает изме­не­ние 25’30″ между одним пери­о­дом и дру­гим»[vii].

А. Познан­ски оце­ни­вает тре­тий период Тиа­у­а­нако как «период, харак­те­ри­зу­ю­щийся мак­си­маль­ным прогрессом».

Особо выде­ляет А. Познан­ски аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния тиа­у­а­на­кан­цев. Он пишет:

«В числе наук, кото­рые они знали… они осво­или аст­ро­но­ми­че­ские аспекты мери­ди­ана, с помо­щью кото­рого можно было точно опре­де­лить «ампли­туду» солнца в тре­тьем пери­оде и с этим, в свою оче­редь, наклон эклип­тики – зна­че­ние, кото­рое предо­став­ляет нам основу для опре­де­ле­ния при­бли­зи­тель­ного воз­раста Тиуанаку.

С помо­щью этого зна­ния были уста­нов­лены рав­но­ден­ствия и солн­це­сто­я­ния, были известны афе­лий и пери­ге­лий, был исполь­зо­ван сол­неч­ный год, раз­де­лен­ный на две­на­дцать меся­цев. Даже зодиак стал изве­стен… но в форме, до неко­то­рой сте­пени отли­ча­ю­щейся от извест­ного образца древ­них семит­ских муд­ре­цов Хал­деи, чьи зна­ния пере­шли в аст­ро­но­мию сего­дняш­него дня»[viii].

 

Тиа­у­а­нако – цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс
почи­та­ния звезд­ных предков

Мое иссле­до­ва­ние Тиа­у­а­нако еще не закон­чено. Еще не опуб­ли­ко­ваны ста­тьи о пира­миде Ака­пане, Пума-Пунку, моно­лите Понсе и моно­лите Монахе и дру­гих скульп­ту­рах. Нет ответа на мно­гие вопросы. Но на неко­то­рые из них я все же могу попы­таться отве­тить и, в част­но­сти, на вопрос, какому культу было посвя­щено Тиа­у­а­нако. Почему-то его обхо­дят сто­ро­ной все из про­чи­тан­ных мной иссле­до­ва­ний, исклю­чая, пожа­луй, «Хро­нику Перу» Педро Сьесы де Леона. Обычно эту тему затме­вают чудеса и тайны Тиа­у­а­нако, и никто не заду­мы­ва­ется о его назначении.

Когда я только начи­нала состав­лять свое пред­став­ле­ние о Тиа­у­а­нако, меня очень зани­мал вопрос о том, почему вер­хов­ный бог Тиа­у­а­нако на Вра­тах Солнца, его спут­ники и бóль­шая часть скульп­тур­ных моно­ли­тов пла­чут. Слез­ный эле­мент – так при­нято назы­вать потоки, исхо­дя­щие из глаз людей и живот­ных на изоб­ра­же­ниях Тиа­у­а­нако. Он стал с опре­де­лен­ного вре­мени знáком этого цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса и госу­дар­ства. И появ­ле­ние его на арте­фак­тах дру­гих царств озна­чает, что эти цар­ства нахо­дятся в сфере вли­я­ния Тиауанако.

На осно­ва­нии ана­лиза моно­ли­тов Конко-Ванкане – хра­мо­вого ком­плекса, род­ствен­ного Тиа­у­а­нако, я при­шла к заклю­че­нию о том, что слез­ный эле­мент на арте­фак­тах явля­ется атри­бу­том мира усоп­ших. Оно под­твер­дило мое пред­по­ло­же­ние о том, что Врата Солнца вели в храм поми­но­ве­ния усоп­ших, кото­рое я сде­лала на основе изу­че­ния сим­во­лики их фриза (см. «Сим­во­лика Врат Солнца»).

В Тиа­у­а­нако слез­ный эле­мент отсут­ствует у скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, поме­щен­ных в Храме камен­ных голов. Нет его и у скульп­тур­ных голов, най­ден­ных в свя­ти­лище (внут­рен­нем храме) Кала­са­сайи, кото­рое, по мне­нию А. Познан­ски, было постро­ено по образцу Храма камен­ных голов. Но поскольку отно­ше­ние храма к этому культу не вызы­вает сомне­ний, то можно пред­по­ло­жить, что слез­ный эле­мент – атри­бут более позд­них эпох.

Таким обра­зом, можно сде­лать вывод о том, что весь цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс посвя­щен культу поми­но­ве­ния усопших.

Однако пока нет све­де­ний о том, что Тиа­у­а­нако и, в част­но­сти, Ака­пана, явля­ется уакой (гроб­ни­цей) какого-либо вла­сти­теля. Иссле­до­ва­ние тон­неля в холме Ака­паны, хотя оно еще не закон­чено, уже поз­во­ляет заклю­чить, что в пира­миде нет погре­баль­ной камеры. Поэтому мало­ве­ро­ятно, что Тиа­у­а­нако было заду­мано по прин­ципу неко­то­рых сто­лиц побе­ре­жья Анд, кото­рые соче­тали в себе функ­ции места погре­бе­ния вла­сти­теля высо­кого ранга, рели­ги­оз­ного ком­плекса и адми­ни­стра­тив­ного цен­тра государства.

Тем не менее, в Тиа­у­а­нако были места погре­бе­ния, и самое извест­ное – это Путуни, или Дво­рец Сар­ко­фа­гов. Веро­ятно, там хоро­нили жрецов-властителей. Однако, как мне кажется, не это было основ­ным пред­на­зна­че­нием Тиауанако.

Тиа­у­а­нако, как и подоб­ные ему ком­плексы, не пред­став­ляло собой клад­бище в нашем пони­ма­нии. А поми­но­ве­ние усоп­ших в Андах – это не поминки покой­ных в пред­став­ле­нии людей Ста­рого света. Поэтому при­ме­ни­тельно к анд­ской рели­гии сле­дует гово­рить о культе почи­та­ния предков.

С этим куль­том свя­зано и озеро Тити­кака. Оно пред­став­ляет собой вход в «роди­тель­ское море (или озеро)», кото­рое на земле нахо­дится в мире внизу, явля­ю­щемся отра­же­нием мира вверху – земли пред­ков. То есть Тити­кака – это вход в мир внизу. Во мно­гих дерев­нях Анд, по све­де­ниям испан­ских хро­ни­стов, была «частичка мест­ной топо­гра­фии, назы­ва­е­мая «Тити­ка­кой»», и эта область была свя­зана с куль­том предка[ix].

Необ­хо­димо под­черк­нуть, что в слу­чае таких рели­ги­оз­ных цен­тров, как Тиа­у­а­нако и Конко-Ванкане, речь идет о пер­во­перд­ках – т.е. обо­жеств­лен­ных при­шель­цах, кото­рых андцы счи­тали сво­ими пра­щу­рами и их образы вопло­щали в про­из­ве­де­ниях мону­мен­таль­ного искус­ства, в част­но­сти, в скульп­тур­ных монолитах.

Важно, что совре­мен­ные аймар­ские пер­во­свя­щен­ники, как пока­зала исто­рия стелы Бен­нетта, счи­тают моно­литы Тиа­у­а­нако изоб­ра­же­ни­ями своих обо­жеств­лен­ных пред­ков. Так, когда решался вопрос о том, дол­жен ли моно­лит Бен­нетта после рестав­ра­ции остаться в сто­лице Боли­вии Ла-Пасе или быть воз­вра­щен в Тиа­у­а­нако, они потре­бо­вали вер­нуть ста­тую в Тиа­у­а­нако. При этом лидеры айма­ров завили, что воз­вра­ще­нием моно­лита, кото­рый счи­та­ется свя­щен­ным пред­ком и сим­во­лом их индей­ских кор­ней, пра­ви­тель­ство даст аймар­скому народу ком­пен­са­цию за мно­го­чис­лен­ные обиды, нане­сен­ные их расе коло­ни­а­лиз­мом. Общины Лики­лики и Хесус-де-Мачака забо­тятся о руи­нах хра­мо­вого ком­плекса Конко-Ванкане и почи­тают его, как и име­ю­щи­еся в нем моно­литы, кото­рым они покло­ня­ются как своим обо­жеств­лен­ным предкам.

Предки тиа­у­а­на­кан­цев были богами, кото­рые могли летать по воз­духу и, когда один из них уми­рал, его тело в пред­став­ле­нии индей­цев – лета­ю­щий ска­фандр или более круп­ный лета­тель­ный аппа­рат – не было под­вер­жено раз­ло­же­нию. Его заби­рали, или, вер­нее, он отправ­лялся на небо, а затем снова воз­вра­щался на землю. Вскоре или через много лет, но бог воз­вра­щался. (Видимо, так можно объ­яс­нить поло­же­ние анд­ской рели­гии, кото­рое гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти сохра­нять тело умер­шего, чтобы по воз­вра­ще­нии пре­док мог снова быть в нем в мире сей­час, и обы­чай муми­фи­ци­ро­вать тела покойных.)

В какой-то день вер­хов­ный бог – боль­шой корабль, как тот, кото­рый изоб­ра­жает фриз Врат Солнца, не вер­нулся. Экс­пе­ди­ция, до того вре­мени посе­щав­шая Землю регу­лярно, завер­ши­лась. Боги отпра­ви­лись на землю пред­ков, кото­рая лежала там, далеко – среди звезд. Но люди про­дол­жали им покло­няться и ждать их воз­вра­ще­ния, в нашем пони­ма­нии – вос­кре­ше­ния. И для покло­не­ния звезд­ным богам, и для чте­ния их воли, и для вычис­ле­ния даты их нового посе­ще­ния, людям оста­вили обсер­ва­то­рию и научили их аст­ро­но­мии и аст­ро­ло­гии. Как видно, воз­вра­ща­лись боги на землю обычно в день зим­него солн­це­сто­я­ния, поэтому празд­ник почи­та­ния пред­ков и устра­и­ва­ется в дан­ное время. Навер­ное, это было свя­зано с их звезд­ными маршрутами.

Почему боги Тиа­у­а­нако посчи­тали важ­ным научить анд­цев аст­ро­но­мии и аст­ро­ло­гии? Видимо, они не сомне­ва­лись, что их волю, судьбы людей, стран, кон­ти­нен­тов можно про­честь по звез­дам. То есть боги Тиа­у­а­нако знали, что все это увя­зано. Они хорошо были зна­комы с небес­ной меха­ни­кой. И дей­стви­тельно, есть ощу­ще­ние, что мы живем в искус­ственно создан­ном мире, а наша Сол­неч­ная система про­из­во­дит впе­чат­ле­ния чего-то меха­ни­че­ского – музы­каль­ной шка­тулки, кото­рая управ­ля­ется неви­ди­мым меха­низ­мом, и все в этой шка­тулке ему под­чи­нено – и пла­неты, и Солнце, и люди, и живот­ные. А наша Сол­неч­ная шка­тулка явля­ется частью более круп­ной шка­тулки. Поэтому звезды опре­де­ляют жизнь людей, и, зная язык звезд, можно понять волю богов. Не зря же в древ­но­сти мно­гие народы обо­жеств­ляли звезды. Так было, по дан­ным У. Сал­ли­вана, и в Андах.

Почему тиа­у­а­на­канцы стали счи­тать при­шель­цев сво­ими пред­ками? Воз­можно, потому, что те дей­стви­тельно ими были. (Об этом я раз­мыш­ляю в мате­ри­а­лах о кам­нях Ики.)

По какой при­чине кос­мо­нав­тов стали изоб­ра­жать с пото­ками влаги, исхо­дя­щими из глаз? Веро­ятно, это свя­зано с какой-то осо­бен­но­стью их сна­ря­же­ния, в част­но­сти, шлема ска­фандра – кос­ми­че­ского или под­вод­ного, если учесть, что слез­ный эле­мент появился в период прав­ле­ния богов побе­ре­жья, кото­рые бази­ро­ва­лись под водой. Но, так или иначе, «слезы» были атри­бу­том бога. Поэтому те суще­ства, кото­рые имели отно­ше­ние к богам и тоже были боже­ствами, но более низ­кого ранга (напри­мер, вику­нья), также изоб­ра­жа­лись со слез­ным эле­мен­том в хра­мах тиа­у­а­нак­ской сферы вли­я­ния, кото­рые были посвя­щены почи­та­нию предков.

Но почему, если слез­ный эле­мент – это не слезы, а знак при­над­леж­но­сти к богам, боги вне цар­ства мерт­вых на моно­ли­тах Конко-Ванкане изоб­ра­жа­ются без него? На дан­ный вопрос у меня нет ответа. Могу только пред­по­ло­жить, что это опять же свя­зано с рели­ги­оз­ными посту­ла­тами побе­ре­жья, в соот­вет­ствии с кото­рыми и были выпол­нены сюжет­ные ком­по­зи­ции на моно­ли­тах Конко-Ванкане. А потом, может, слез­ный эле­мент – это все же и знак скорби тоже?

Трудно ска­зать, созда­вали ли боги вме­сте с анд­ским чело­ве­ком живот­ных. Ско­рее всего. А неко­то­рых из них – навер­няка, напри­мер, вику­нью. Не зря же ее назы­вают даром богов. Без вику­ньи в горах, где трудно добыть или вырас­тить про­пи­та­ние, люди не выжили бы. Видимо, поэтому вику­нья была дана богами в дар людям – их детям, и во вре­мена богов горцы об этом знали, как знали и жители побе­ре­жья, что куку­рузу, огурцы, маниоку и пр. им дали боги, о чем сви­де­тель­ствуют легенды и мифы и, в част­но­сти, мифы о Пача­ка­маке. Поэтому-то голо­вой вику­ньи закан­чи­ва­ются мно­гие из лучей, исхо­дя­щих от головы Бога с жез­лами цар­ства Уари, а на моно­лите Хин­чун­кале Конко-Ванкане вику­нья даже пред­стает в образе пла­чу­щего боже­ства вер­хов­ного ранга (божества-корабля) – с кры­льями, голо­вой пумы и жез­лом власти.

| 1 | 2 | 3 |



[i] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).

[viii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).

[ix] Сал­ли­ван У. Тайны инков: Мифо­ло­гия, Аст­ро­но­мия и Война со Вре­ме­нем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>