Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.1.4. Фелино и большой корабль богов
Фелино
Как ни странно, на текстиле в стиле Некрополя Паракаса фелино перестал быть главным героем мотивов. Это, наверное, связано с тем, что он представлял по сути динозавра в кошачьей маске, который уступил свое первенство в этот период водной фауне – орке и двойной рыбе Паракаса. Тем не менее, его изображения продолжали украшать текстиль, хотя и не в таких количествах, как на тканях с красной каймой и красных покровах с «прорезями».
На кайме покрова, которая была найдена, предположительно в захоронениях Ики (фото 1), можно видеть горбатого фелино в маске с треугольным вырезом и стрелкой между ушами, длинным хвостом с шипами, на конце которого находится еще один фелино. Божество стоит на четвереньках, однако конечности у него человеческие. Хотя рисунок вышивки уже нельзя отнести к геометрическому стилю, но по идейному представлению божества и иконографии он очень к нему близок.
Фото 1. Вышитая кайма покрова. Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[1]
Фелино зрелого стиля Некрополя выглядит совсем иначе, нежели на кайме Ики, стиль которой можно назвать переходным, промежуточным между Пещерами и Некрополем. Тем не менее, некоторые основные характеристики его образ сохраняет. Так, на мотиве каймы покрова из Музея мировой культуры Гетеборга (фото 2 и 3) у фелино есть горб, как у фелино окулядо периода Пещер, хотя и не треугольный, а полукруглый, и маска с круглыми глазами без век, что дает право назвать его также – фелино окулядо. Божество практически не имеет человеческих черт. Оно представлено в зверином облике кошачьего.
Фото 2. Кайма покрова с восемью фигурами кошачьих. Размер: 190×16 см. Материалы и техники: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани из хлопка. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период-1B2. Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[2]
Фото 3. «Трофейные» головы крупным планом
В области горба и хвоста фелино расположены улыбающиеся человеческие головы/маски с идущими от них вверх энергетическими потоками, которые показаны как волосы (фото 3). Кроме того, человеческими масками завершаются лапы зверя. Исходящие от них лучи выполнены в виде когтей. Описание артефакта в каталоге музея привычно трактует человеческие головы как трофейные.
Фото 4. Фрагменты каймы. Размеры: 32,7×9,2 см и 27,3×10,5 см. Текстиль. Хлопок, полотняное переплетение; вышивка шерстью (верблюдовых) стебельчатым швом. Наска, Койунго (Coyungo), долина Наски, Южное побережье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Институт искусств Чикаго, США[3]
Примечательно, что у фелино на мотиве каймы из музея Гетеборга отсутствуют змеевидные ленты, если не считать таковыми плоские полосатые ноги с масками вместо лап. У фелино, вышитого на кайме покрова из Института искусств Чикаго (фото 4), все же есть некий короткий змееподобный объект, выходящий из его рта, который завершается чем-то, похожим на голову кобры с капюшоном. А его спина покрыта огромной змеей с шипами на теле, хвост которой одновременно является хвостом фелино.
Фото 5[4]. Вышитый покров. Размеры: 2,5×1,6 м. Культура: Паракас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[5]
Создание, вышитое на покрове, показанном на фото 5 и 6, имеет усатую голову/маску кота, даже две с обеих сторон туловища и четыре руки. По аналогии с двойной рыбой Паракаса его, наверное, можно было бы назвать двойным котом Паракаса. И действительно у него прослеживается некоторое сходство с двойной рыбой, вернее с тем существом, которое является головой змея (спирали ДНК) на фрагментах каймы покровов, о которых говорится на с. 17. Около рта каждой кошачьей маски находится маленькая человеческая голова.
Фото 6[6]. Крупный план основного мотива на кайме покрова
Как выглядело фардо, в состав которого входил покров с двойным котом, запечатлено на картине, в числе других украшающей стены Музея археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса в Лиме (фото 6а).
Фото 6а. Картина перуанского художника Педро Рохаса Понсе (Pedro Rojas Ponce, 1913 – 2008 гг.), работавшего с Хулио Тельо[6a]
Хотя существует немного узоров с фелино в качестве основного персонажа, его маленькая фигура может быть изображена на мотиве рядом с главным божеством в качестве младшего божества. Образ фелино часто служит для обозначения соответствующей ипостаси божества-человека, для чего используются его отличительные особенности – маска с кошачьими ушками и хвост. Кроме того, встречаются мотивы, на которых вышито божество фелино–птица.
Фелино–птица
Фото 6b[6b]. Мотив каймы покрова (сведений нет)
Самым удивительным из мотивов, где изображен фелино–птица, для меня является мотив покрова, заснятый на фото 6b. Думается, его можно считать олицетворением цивилизации Паракаса. Изображенное на нем божество на своем хвосте несет четырехступенчатую пирамиду, а на руках-крыльях вздымает двух человечков.
Фото 7. Эсклавина мумии № 310. Культура: Некрополь Паракаса. Место находки: Некрополь Вари-Кайана. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[7]
Фото 7а[7а]. Мотив узора каймы
Совсем другие фелино–птицы вышиты на эсклавине (фото 7 и 7а) из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу, а также на покрове из Американского музея естественной истории (фото 8 – 10).
Фото 8. Покров. Размеры: длина 230,5 см, ширина 118 см. Материал: ткань (шерсть верблюдовых, хлопок). Техники: полотняное переплетение, вышивка стебельчатым швом. Культура: Паракас. Место находки: Южное побережье, Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Американский музей естественной истории[8]
Фото 9. Крупный план основного поля и каймы покрова
Фото 10. Мотив основного поля покрова
На теле фелино и фелино–птицы изображены маски/головы. Я предполагаю, что фелино тканей геометрического стиля символизировал большой корабль богов. Возможно, фелино на тканях стиля Некрополя имеет то же значение и также является многоместным кораблем богов. Но он существует не в мире сейчас, как его трактовали в период тканей геометрического стиля, а в мире наверху. Вернее, он перевозит усопших в мир наверху на землю предков. Такой вывод можно сделать на основе росписей сосудов Наски.
Фото 11. Керамический сосуд два-горлышка-и-мост, заснятый спереди и сзади. Высота: 30 см, диаметр: 21 см. Культура: Наска (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Британский музей[9]
На фото 11 можно видеть шедевр насканской керамики. Техника и спектр цветов росписи этого большого сосуда демонстрируют вершину достижений Наски в данной области. Кстати, количество цветов, которые использовали художники культуры Наски, было наибольшим по сравнению с любой другой культурой Северной и Южной Америки в доколумбовую эпоху[10]. На росписи сосуда показан человек в ипостаси птицы и с ротовой кошачьей маской на лице, а также длинными ногтями/когтями на руках и лапах птицы. На крыле птицы изображены человеческие головы/маски. Они нарисованы не полностью, поэтому создается впечатление, что они выглядывают из темноты пространства в крыле.
Фото 12. Керамический скульптурный сосуд с птицей (соколом). Культура/период: Наска. Дата: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Британский музей[11]
Считается, что в андской религии хищные птицы являются связными между миром сейчас и миром богов и землей предков. Об этом говорит и символика сосуда в виде сокола, держащего в когтях кактус (фото 12). Вещества, полученные из кактуса Сан-Педро, или аяуаски, использовались для общения с предками, корабль которых нарисован на крыле сокола. Примечательно, что голова/маска, с которой соединена языком голова божества фелино–птицы (фото 11), и голова/маска на крыле сокола, имеют одинаковые черты. Цвет их лица желтый, как у мумии. Глаза полузакрыты веками, что характерно для изображения усопших, которые находятся на пути к земле предков.
Фото 13. Развертка чаши. Графическая копия. Культура: Наска. Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[12]
Довольно много также на росписях керамики Наски изображений кораблей-божеств в виде плывущей фигуры человека в маске и головном уборе фелино в сочетании с телом рыбы. На фото 13 показано наиболее впечатляющее из них. Думается, оно тоже символизирует корабль – перевозчик усопших в мир предков.
Орка
Фото 14[13]. Крупный план основного поля покрова (сведения о покрове отсутствуют)
На тканых мотивах большой корабль богов изображался и как двойная рыба Паракаса. В этой ипостаси на основном поле покрова, крупный план которого заснят на фото 14, вышито божество-человек. На его спине также находятся человеческие головы с торчащими вверх волосами (энергетическими линиями). На керамических артефактах Наски подобный корабль олицетворяла орка.
Фото 15[14]. Бутыль ручка-на-горлышке, представляющая антропоморфный персонаж (перерезатель горла) с телом и головой кита и конечностями человека. Размеры: 29,4×24,5×7,3 см. Вес: 713 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Наска. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Южное побережье. Долина: Чикама (Chicama). Место: Саусаль (Sausal). Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[15]
Применительно к пантеону Наски божество, воплощенное в скульптурном церемониальном сосуде, показанном на фото 15 и 16, называют Господином рыб (Master of fishes), Оркой-обезглавливателем (Orca Decapitator), мифологическим созданием культуры Наски. Изображение орки находится среди больших геоглифов на плато Наски. Однако на орку – черного кита с крупными светлыми пятнами и одним высоким спинным плавником – божество мало похоже. Думается, оно соединило в себе черты орки и двойной рыбы Паракаса, тем более что у него также одна рука, как у двойной рыбы.
Керамический кит стоит вертикально на двух ногах. В своей единственной руке он сжимает нож. Если посмотреть на скульптуру спереди (фото слева), то можно увидеть на нем тапаррабо или фалдельин. Это может говорить о том, что данное божество понималось как воплощение человека. Внутри кита находятся, по словам из каталога Музея Ларко, жертвоприношения в виде отсеченных голов, которые Орка несет в своем чреве в «глубокий и влажный мир, мир предков»[16].
В отличие от тех, что вышиты на текстиле, человеческие головы, изображенные на боках и хвосте скульптурной орки, не улыбаются, не имеют вздыбленных волос – энергетических потоков. Напротив, волосы, как и на двух предыдущих сосудах, у них закрыты черной облегающей шапочкой. Их «шеи» – тоже черные. Лица окрашены в оранжевый, серый и коричневый цвета, глаза полузакрыты. Головы движутся от хвоста к голове и первая голова – на входе – разделена надвое по вертикали. Следующие головы уже показаны целыми (фото 16). Кстати, голова божества на крыле сокола с кактусом (фото 12) тоже, видимо, состоит из двух половин, о чем говорит его раздвоенная шапочка. Несомненно, в этом что-то есть. Две половины головы, двойная рыба, двойной кот…
Похоже, действительно, на росписях керамики культуры Наски головы, которые рисовались на фелино, птицах и орках, были головами мертвых. Надо думать, в изображаемое художники Наски вкладывали смысл, прямо противоположный тому, который придавался им на тканых и вышитых мотивах. На тканях головы символизировали жизнь, ее зарождение, ее энергию, а животные с такими головами внутри их тела – корабли божеств с самими богами. На росписях сосудов аналогичные мотивы воспринимаются как корабли мертвых. Но следует ли головы на них считать головами людей, принесенных в жертву? В отдельных случаях, наверное, следует. Хотя, на мой взгляд, более вероятно, что в виде животных с головами на теле изображался корабль с усопшими, который летит на землю предков.
Продолжение: с. 19
[6] http://www.flickr.com/photos/richgad/5906979412/in/photostream/
[6а] http://defotoarte.wordpress.com/2006/08/28/la-ilustracion-arqueologica-de-pedro-rojas-ponce/
[6b] http://www.allposters.com/-sp/Woollen-Figure-of-a-Jaguar-Paracas-Culture-C-1500-Bc-Posters_i7681713_.htm
[7] http://www.revistaarcadia.com/arte/galeria/hilos-para-eternidad/25116; http://lostonsite.com/2010/02/12/cuando-se-viste-la-eternidad/
[7а] http://perpatrimonioysitios.blogspot.ru/2010/05/paracas-y-museos.html
[9] http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_image.aspx?image=mm041106.jpg&retpage=15834
[10] http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_image.aspx?image=mm041106.jpg&retpage=15834
[11] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?assetId=957121&objectId=478882&partId=1