I.2.3.3.1.4. Фелино и большой корабль богов

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.1.4. Фелино и боль­шой корабль богов

Фелино

Как ни странно, на тек­стиле в стиле Некро­поля Пара­каса фелино пере­стал быть глав­ным героем моти­вов. Это, навер­ное, свя­зано с тем, что он пред­став­лял по сути дино­завра в коша­чьей маске, кото­рый усту­пил свое пер­вен­ство в этот период вод­ной фауне – орке и двой­ной рыбе Пара­каса. Тем не менее, его изоб­ра­же­ния про­дол­жали укра­шать тек­стиль, хотя и не в таких коли­че­ствах, как на тка­нях с крас­ной кай­мой и крас­ных покро­вах с «про­ре­зями».

На кайме покрова, кото­рая была най­дена, пред­по­ло­жи­тельно в захо­ро­не­ниях Ики (фото 1), можно видеть гор­ба­того фелино в маске с тре­уголь­ным выре­зом и стрел­кой между ушами, длин­ным хво­стом с шипами, на конце кото­рого нахо­дится еще один фелино. Боже­ство стоит на чет­ве­рень­ках, однако конеч­но­сти у него чело­ве­че­ские. Хотя рису­нок вышивки уже нельзя отне­сти к гео­мет­ри­че­скому стилю, но по идей­ному пред­став­ле­нию боже­ства и ико­но­гра­фии он очень к нему близок.

image001Фото 1. Выши­тая кайма покрова. Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[1]

Фелино зре­лого стиля Некро­поля выгля­дит совсем иначе, нежели на кайме Ики, стиль кото­рой можно назвать пере­ход­ным, про­ме­жу­точ­ным между Пеще­рами и Некро­по­лем. Тем не менее, неко­то­рые основ­ные харак­те­ри­стики его образ сохра­няет. Так, на мотиве каймы покрова из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 2 и 3) у фелино есть горб, как у фелино окулядо пери­ода Пещер, хотя и не тре­уголь­ный, а полу­круг­лый, и маска с круг­лыми гла­зами без век, что дает право назвать его также – фелино окулядо. Боже­ство прак­ти­че­ски не имеет чело­ве­че­ских черт. Оно пред­став­лено в зве­ри­ном облике кошачьего.

image003Фото 2. Кайма покрова с восе­мью фигу­рами коша­чьих. Раз­мер: 190×16 см. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани из хлопка. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период-1B2. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[2]

image005Фото 3. «Тро­фей­ные» головы круп­ным планом

В обла­сти горба и хво­ста фелино рас­по­ло­жены улы­ба­ю­щи­еся чело­ве­че­ские головы/маски с иду­щими от них вверх энер­ге­ти­че­скими пото­ками, кото­рые пока­заны как волосы (фото 3). Кроме того, чело­ве­че­скими мас­ками завер­ша­ются лапы зверя. Исхо­дя­щие от них лучи выпол­нены в виде ког­тей. Опи­са­ние арте­факта в ката­логе музея при­вычно трак­тует чело­ве­че­ские головы как трофейные.

image006Фото 4. Фраг­менты каймы. Раз­меры: 32,7×9,2 см и 27,3×10,5 см. Тек­стиль. Хло­пок, полот­ня­ное пере­пле­те­ние; вышивка шер­стью (вер­блю­до­вых) сте­бель­ча­тым швом. Наска, Кой­унго (Coyungo), долина Наски, Южное побе­ре­жье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Инсти­тут искусств Чикаго, США[3]

При­ме­ча­тельно, что у фелино на мотиве каймы из музея Гете­борга отсут­ствуют змее­вид­ные ленты, если не счи­тать тако­выми плос­кие поло­са­тые ноги с мас­ками вме­сто лап. У фелино, выши­того на кайме покрова из Инсти­тута искусств Чикаго (фото 4), все же есть некий корот­кий змее­по­доб­ный объ­ект, выхо­дя­щий из его рта, кото­рый завер­ша­ется чем-то, похо­жим на голову кобры с капю­шо­ном. А его спина покрыта огром­ной змеей с шипами на теле, хвост кото­рой одно­вре­менно явля­ется хво­стом фелино.

image008Фото 5[4]. Выши­тый покров. Раз­меры: 2,5×1,6 м. Куль­тура: Пара­кас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[5]

Созда­ние, выши­тое на покрове, пока­зан­ном на фото 5 и 6, имеет уса­тую голову/маску кота, даже две с обеих сто­рон туло­вища и четыре руки. По ана­ло­гии с двой­ной рыбой Пара­каса его, навер­ное, можно было бы назвать двой­ным котом Пара­каса. И дей­стви­тельно у него про­сле­жи­ва­ется неко­то­рое сход­ство с двой­ной рыбой, вер­нее с тем суще­ством, кото­рое явля­ется голо­вой змея (спи­рали ДНК) на фраг­мен­тах каймы покро­вов, о кото­рых гово­рится на с. 17. Около рта каж­дой коша­чьей маски нахо­дится малень­кая чело­ве­че­ская голова.

image010Фото 6[6]. Круп­ный план основ­ного мотива на кайме покрова

Как выгля­дело фардо, в состав кото­рого вхо­дил покров с двой­ным котом, запе­чат­лено на кар­тине, в числе дру­гих укра­ша­ю­щей стены Музея архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса в Лиме (фото 6а).

image037Фото 6а. Кар­тина перу­ан­ского худож­ника Педро Рохаса Понсе (Pedro Rojas Ponce, 1913 – 2008 гг.), рабо­тав­шего с Хулио Тельо[6a]

Хотя суще­ствует немного узо­ров с фелино в каче­стве основ­ного пер­со­нажа, его малень­кая фигура может быть изоб­ра­жена на мотиве рядом с глав­ным боже­ством в каче­стве млад­шего боже­ства. Образ фелино часто слу­жит для обо­зна­че­ния соот­вет­ству­ю­щей ипо­стаси божества-человека, для чего исполь­зу­ются его отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти – маска с коша­чьими ушками и хвост. Кроме того, встре­ча­ются мотивы, на кото­рых вышито боже­ство фелино–птица.

 

Фелино–птица

image032Фото 6b[6b]. Мотив каймы покрова (све­де­ний нет)

Самым уди­ви­тель­ным из моти­вов, где изоб­ра­жен фелино–птица, для меня явля­ется мотив покрова, засня­тый на фото 6b. Дума­ется, его можно счи­тать оли­це­тво­ре­нием циви­ли­за­ции Пара­каса. Изоб­ра­жен­ное на нем боже­ство на своем хво­сте несет четы­рех­сту­пен­ча­тую пира­миду, а на руках-крыльях взды­мает двух человечков.

image012Фото 7. Эскла­вина мумии № 310. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Место находки: Некро­поль Вари-Кайана. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[7]

image035Фото 7а[7а]. Мотив узора каймы

Совсем дру­гие фелино–птицы вышиты на эскла­вине (фото 7 и 7а) из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, а также на покрове из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии (фото 8 – 10).

image013Фото 8. Покров. Раз­меры: длина 230,5 см, ширина 118 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, вышивка сте­бель­ча­тым швом. Куль­тура: Пара­кас. Место находки: Южное побе­ре­жье, Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[8]

image015Фото 9. Круп­ный план основ­ного поля и каймы покрова

image017Фото 10. Мотив основ­ного поля покрова

На теле фелино и фелино–птицы изоб­ра­жены маски/головы. Я пред­по­ла­гаю, что фелино тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля сим­во­ли­зи­ро­вал боль­шой корабль богов. Воз­можно, фелино на тка­нях стиля Некро­поля имеет то же зна­че­ние и также явля­ется мно­го­мест­ным кораб­лем богов. Но он суще­ствует не в мире сей­час, как его трак­то­вали в период тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля, а в мире наверху. Вер­нее, он пере­во­зит усоп­ших в мир наверху на землю пред­ков. Такой вывод можно сде­лать на основе рос­пи­сей сосу­дов Наски.

image019Фото 11. Кера­ми­че­ский сосуд  два-горлышка-и-мост, засня­тый спе­реди и сзади. Высота: 30 см, диа­метр: 21 см. Куль­тура: Наска (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Бри­тан­ский музей[9]

На фото 11 можно видеть шедевр наскан­ской кера­мики. Тех­ника и спектр цве­тов рос­писи этого боль­шого сосуда демон­стри­руют вер­шину дости­же­ний Наски в дан­ной обла­сти. Кстати, коли­че­ство цве­тов, кото­рые исполь­зо­вали худож­ники куль­туры Наски, было наи­боль­шим по срав­не­нию с любой дру­гой куль­ту­рой Север­ной и Южной Аме­рики в доко­лум­бо­вую эпоху[10]. На рос­писи сосуда пока­зан чело­век в ипо­стаси птицы и с рото­вой коша­чьей мас­кой на лице, а также длин­ными ногтями/когтями на руках и лапах птицы. На крыле птицы изоб­ра­жены чело­ве­че­ские головы/маски. Они нари­со­ваны не пол­но­стью, поэтому созда­ется впе­чат­ле­ние, что они выгля­ды­вают из тем­ноты про­стран­ства в крыле.

image021Фото 12. Кера­ми­че­ский скульп­тур­ный сосуд с пти­цей (соко­лом). Культура/период: Наска. Дата: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Бри­тан­ский музей[11]

Счи­та­ется, что в анд­ской рели­гии хищ­ные птицы явля­ются связ­ными между миром сей­час и миром богов и зем­лей пред­ков. Об этом гово­рит и сим­во­лика сосуда в виде сокола, дер­жа­щего в ког­тях как­тус (фото 12). Веще­ства, полу­чен­ные из как­туса Сан-Педро, или аяуаски, исполь­зо­ва­лись для обще­ния с пред­ками, корабль кото­рых нари­со­ван на крыле сокола. При­ме­ча­тельно, что голова/маска, с кото­рой соеди­нена язы­ком голова боже­ства фелино–птицы (фото 11), и голова/маска на крыле сокола, имеют оди­на­ко­вые черты. Цвет их лица жел­тый, как у мумии. Глаза полу­за­крыты веками, что харак­терно для изоб­ра­же­ния усоп­ших, кото­рые нахо­дятся на пути к земле предков.

image023Фото 13. Раз­вертка чаши. Гра­фи­че­ская копия. Куль­тура: Наска. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[12]

Довольно много также на рос­пи­сях кера­мики Наски изоб­ра­же­ний кораблей-божеств в виде плы­ву­щей фигуры чело­века в маске и голов­ном уборе фелино в соче­та­нии с телом рыбы. На фото 13 пока­зано наи­бо­лее впе­чат­ля­ю­щее из них. Дума­ется, оно тоже сим­во­ли­зи­рует корабль – пере­воз­чик усоп­ших в мир предков.

 

Орка

image025Фото 14[13]. Круп­ный план основ­ного поля покрова (све­де­ния о покрове отсутствуют)

На тка­ных моти­вах боль­шой корабль богов изоб­ра­жался и как двой­ная рыба Пара­каса. В этой ипо­стаси на основ­ном поле покрова, круп­ный план кото­рого заснят на фото 14, вышито божество-человек. На его спине также нахо­дятся чело­ве­че­ские головы с тор­ча­щими вверх воло­сами (энер­ге­ти­че­скими лини­ями). На кера­ми­че­ских арте­фак­тах Наски подоб­ный корабль оли­це­тво­ряла орка.

image026Фото 15[14]. Бутыль ручка-на-горлышке, пред­став­ля­ю­щая антро­по­морф­ный пер­со­наж (пере­ре­за­тель горла) с телом и голо­вой кита и конеч­но­стями чело­века. Раз­меры: 29,4×24,5×7,3 см. Вес: 713 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Наска. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Южное побе­ре­жье. Долина: Чикама (Chicama). Место: Сау­саль (Sausal). Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[15]

При­ме­ни­тельно к пан­теону Наски боже­ство, вопло­щен­ное в скульп­тур­ном цере­мо­ни­аль­ном сосуде, пока­зан­ном на фото 15 и 16, назы­вают Гос­по­ди­ном рыб (Master of fishes), Оркой-обезглавливателем (Orca Decapitator), мифо­ло­ги­че­ским созда­нием кулimage028ьтуры Наски. Изоб­ра­же­ние орки нахо­дится среди боль­ших гео­гли­фов на плато Наски. Однако на орку – чер­ного кита с круп­ными свет­лыми пят­нами и одним высо­ким спин­ным плав­ни­ком – боже­ство мало похоже. Дума­ется, оно соеди­нило в себе черты орки и двой­ной рыбы Пара­каса, тем более что у него также одна рука, как у двой­ной рыбы.

Кера­ми­че­ский кит стоит вер­ти­кально на двух ногах. В своей един­ствен­ной руке он сжи­мает нож. Если посмот­реть на скульп­туру спе­реди (фото слева), то можно уви­деть на нем тапар­рабо или фал­де­льин. Это может гово­рить о том, что дан­ное боже­ство пони­ма­лось как вопло­ще­ние чело­века. Внутри кита нахо­дятся, по сло­вам из ката­лога Музея Ларко, жерт­во­при­но­ше­ния в виде отсе­чен­ных голов, кото­рые Орка несет в своем чреве в «глу­бо­кий и влаж­ный мир, мир пред­ков»[16].

image030Фото 16

В отли­чие от тех, что вышиты на тек­стиле, чело­ве­че­ские головы, изоб­ра­жен­ные на боках и хво­сте скульп­тур­ной орки, не улы­ба­ются, не имеют вздыб­лен­ных волос – энер­ге­ти­че­ских пото­ков. Напро­тив, волосы, как и на двух преды­ду­щих сосу­дах, у них закрыты чер­ной обле­га­ю­щей шапоч­кой. Их «шеи» – тоже чер­ные. Лица окра­шены в оран­же­вый, серый и корич­не­вый цвета, глаза полу­за­крыты. Головы дви­жутся от хво­ста к голове и пер­вая голова – на входе – раз­де­лена надвое по вер­ти­кали. Сле­ду­ю­щие головы уже пока­заны целыми (фото 16). Кстати, голова боже­ства на крыле сокола с как­ту­сом (фото 12) тоже, видимо, состоит из двух поло­вин, о чем гово­рит его раз­дво­ен­ная шапочка. Несо­мненно, в этом что-то есть. Две поло­вины головы, двой­ная рыба, двой­ной кот…

Похоже, дей­стви­тельно, на рос­пи­сях кера­мики куль­туры Наски головы, кото­рые рисо­ва­лись на фелино, пти­цах и орках, были голо­вами мерт­вых. Надо думать, в изоб­ра­жа­е­мое худож­ники Наски вкла­ды­вали смысл, прямо про­ти­во­по­лож­ный тому, кото­рый при­да­вался им на тка­ных и выши­тых моти­вах. На тка­нях головы сим­во­ли­зи­ро­вали жизнь, ее зарож­де­ние, ее энер­гию, а живот­ные с такими голо­вами внутри их тела – корабли божеств с самими богами. На рос­пи­сях сосу­дов ана­ло­гич­ные мотивы вос­при­ни­ма­ются как корабли мерт­вых. Но сле­дует ли головы на них счи­тать голо­вами людей, при­не­сен­ных в жертву? В отдель­ных слу­чаях, навер­ное, сле­дует. Хотя, на мой взгляд, более веро­ятно, что в виде живот­ных с голо­вами на теле изоб­ра­жался корабль с усоп­шими, кото­рый летит на землю предков.

 

 

Про­дол­же­ние: с. 19

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 | 19 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>