Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас. I.2.3.3.2. Божества со звериными чертами, продолжение
I.2.3.3.2.2. Вертикальная композиция
Летающий водолаз
Среди персонажей вертикальных композиций есть очень похожие на водолазов в круглых шлемах. Они изображены стоящими на ногах. Водолазы ведь не плавают под водой. Тяжелое снаряжение не позволяет. Если смотреть на персонаж вверх ногами, то восприятие его меняется. Он видится ныряющим или летящим. Часто такой персонаж имеет крылья. Обычно в перевернутом положении изменяется и сущность божества, поскольку черты его маски/лица складываются в совсем другой образ. В горизонтальном положении божество можно расценивать как летящее или плывущее, если считать, что мы глядим на него сверху. В результате композиция адекватно смотрится со всех сторон. Кроме того, она является вершиной изобретательности творческого гения художников Паракаса среди их хитроумных мотивов-перевертышей.
Фото 1[i]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу(?)
Самым красивым и легко читающимся изображением данной тематики я бы назвала мотив покрова (фото 1) предположительно из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу. Покров сохранился почти полностью и представляет собой один из шедевров Паракаса. Персонаж покрова (фото 2) стоит в позе божества с жезлами. На его голове – водолазный шлем (а по-другому и не скажешь), украшенный фигурой птицы с распростертыми крыльями. Большие птичьи крылья и хвост есть и у самого персонажа. В левой руке он держит группу предметов, похожих на жезлы, а в правой – туми. Запястье правой руки как бы поклевывает маленькая двойная рыба Паракаса. Рыба и птица символизируют возможности божества находиться в воде и в воздухе. Символом чего являются две змееподобные сущности, соединенные с головой персонажа и похожие то ли на рыб, то ли на попугаев в зависимости от ракурса, мне неизвестно.
Фото[ii] 2, 3 и 4. Мотив основного поля покрова в трех ракурсах
Если перевернуть фигуру головой вниз, то она предстает летящей или ныряющей (фото 3). Летит и птица, которая казалась украшением шлема. Теперь уже она соединена с огромной зубастой пастью чудовища, каким сейчас видится человек в шлеме. Птица как бы помогает ему лететь, разгоняет его, как разгоняет моторный самолет прицепленный к нему планер. То есть в таком ракурсе птица выступает как божество-помощник. В горизонтальном положении (фото 4) персонаж воспринимается как летящий или плывущий при взгляде сверху.
Думается, на этом мотиве показано божество в индивидуальном аппарате (костюме), который дает ему возможность передвигаться как в воде (по воде), так и в воздухе и по суше.
Фото 5. Маска глазастого существа (oculate being mask). Вид сверху и сбоку. Размеры: высота 23,6 см, ширина 22,5 см, диаметр 13,2 см. Материалы: керамика, краски на основе смолы. Перу, Южное побережье, стиль Паракаса (Пещер) (700 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Время изготовления: 300 г. до н.э. – 1 г. н.э. Кливлендский музей искусств, США[iii]
Редкий, по словам специалистов Кливлендского музея, керамический артефакт периода Пещер, который они расценивают как погребальную маску (фото 5), также напоминает шлем при взгляде на него сверху. Маска не оставляет сомнения в том, что именно божества во плоти в таких шлемах послужили прообразами глазастого существа – сера окулядо, у которого, как известно, глаза огромны и не имеют век. Такое божество в скафандре изобразил художник стоящим на лбу маски. При этом лицо/маска фигуры является уменьшенной копией керамической маски-сосуда. Но если смотреть на артефакт сбоку, то становится очевидным, что он также изображает машину богов во плоти – подводный аппарат, или летающую тарелку, или и то, и другое в совокупности.
При взгляде на сосуд сбоку можно видеть плоскую пластину, установленную на вершине аппарата, которая казалась носом маски при взгляде на сосуд сверху.
Фото 6. Сосуд с кошачьим. Размеры: диаметр 14,20 см, высота 11,30 см. Стиль: Пещеры Паракаса, 700 г. до н.э. – 1 г. н.э. Материалы: керамика, краски на основе смолы. Кливлендский музей искусств[iv]
Похожая пластина есть на голове фелино, изображенного на сосуде (фото 6), который так же, как и сосуд-маска, относится к периоду Пещер. Кстати, слева от головы фелино находится нечто, также могущее быть кораблем (подробнее см.: «Мир божеств Паракаса в изображениях на керамике»). Что символизирует пластина и какую часть корабля (снаряжения) или производимого ими действия она собой отображает, не берусь предположить. Но нечто подобное можно видеть и на вышитых мотивах.
Фото 7[iva]. Крупный план мотива покрова (в двух ракурсах). Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Например, от шлема еще одного крылатого водолаза (фото 7) отходят две параллельные полосы, которые на конце загибаются под почти прямым углом в противоположные стороны (как на голове фелино). Заканчиваются полосы неким огненным цветком, который похож на сопла с вырывающимся из них огнем. Одновременно «цветок» является птицей, т.е. символизирует силу полета.
Фото 8. Вышитый фрагмент покрова (в трех ракурсах). Размеры: 17,78×31,43 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: IV – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[v]
На другом мотиве (фото 8) полосы на концах закручиваются (как на «носу» керамической маски). Между ними расположена стрелка с красным наконечником. А полет символизируют крылья существа.
Летательный аппарат индивидуального использования
Мотив покрова с летающим водолазом (фото 2 – 4) выполнен под сильным влиянием традиции Чавина. В то же время большинство мотивов такой тематики сделаны по-паракасски. Поза их персонажа также напоминает позу божества с жезлами, но она таковой не является и более соответствует паракасским канонам. А в его поднятых руках или протянутых по ходу движения (в зависимости от ракурса) нет жезлов.
Фото 9. Кайма покрова. Размеры: 200×17 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани из хлопка; прямоугольники мотивов разделены бортиком с бахромой. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза 1В – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[vi]
Примером может служить один из самых интересных с исторической точки зрения мотивов. Он украшает кайму покрова из Музея мировой культуры Гетеборга (фото 9 и 10). В принципе на нем вышито то же послание, что и на мотиве с летающим водолазом. Сходство есть в позах божеств и расположении атрибутов. То есть персонажи своим телом и предметами, находящимися в их распоряжении, показывают одну и ту же конструкцию аппарата богов во плоти. А главное – из зубастого рта персонажа, которым здесь является Божество Паракаса, также вылетает птица. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что сопровождает божество не птица, а обезьяна, и крылья у нее сознательно изображены художником как рукотворные. При этом руками она держится за нечто, похожее на велосипедный руль, которое, видимо, было частью общей рамы летательного аппарата.
Фото 10. Варианты мотива каймы в разных ракурсах
Крылья персонажу заменяют змееподобные сущности с генетической символикой. Персонаж держит их своими ступнями. Тела сущностей, расположенные по бокам персонажа, вероятно, передают раму аппарата, а их концы – огонь, вырывающийся из ступней-сопел. Кстати говоря, у культуры Сикана ступни и кисти рук персонажей даже без символов огня символизировали силу полета, для которого не нужны крылья (подробнее см.: «Легенда о Найлампе», окончание).
Налобник персонажа просто огромен и имеет необычную форму. Его центральное изображение – маска – разделена со своими «усами» и приподнята над ними на длинной «шее». Вместо маски в центре находится большой черный круг с желтым квадратом внутри (цвета этого объекта на разных мотивах различаются). Он сразу бросается в глаза, раздражает и кажется неуместным. Наверное, это очень важная деталь, раз художник сделал на ней такой сильный акцент. В целом складывается впечатление, что налобник является существенной частью летательного аппарата, и его, конечно, хочется считать вертолетным винтом. Вторая пара змееподобных сущностей, выходящих из подмышек персонажа и сгибающихся под прямым углом по направлению движения, и «усы» налобника составляют фигуру «велосипедного руля». Я думаю, что по конструкции аппарат был сопоставим с летающей машиной, изображенной на мотиве унку периода тканей коричневой гаммы (фото слева), который стал одним из основополагающих канонов Паракаса.
Барабан. Инвентарный №: PAM01210. Размеры: высота 50 см, ширина 28 см. Материал: керамика. Культура: Наска, Перу. Время создания: IV или V вв. н.э. Неевропейская коллекция замка Сфорца, Милан, Италия[via] Керамический барабан, изображающий сидящий персонаж, показывает, как образ божества, представленного на мотивах Паракаса, был интерпретирован культурой Наски. |
Как нередко бывает, среди мотивов, сделанных по канону, олицетворяющему определенную историческую реальность, лишь один-два передают в максимальном приближении те «чудеса», которые заставили считать кого-то или что-то божеством и легли в основу визуального образа этого божества. На таких мотивах читаются снаряжение и аппараты богов во плоти и то, как они ими пользовались. Остальные мотивы при соблюдении канона могут акцентировать другие характеристики божества, не связанные с полетом или пребыванием под водой. Вероятно, их создатели постепенно утрачивали истинное знание о богах во плоти и не могли точно воспроизвести текст послания канона, ставшего когда-то главным для этого конкретного периода. В то же время другие религиозные темы делались более актуальны и требовали своего воплощения на церемониальных предметах. В результате могли появиться очень сложные мотивы по композиции и атрибутике или, напротив, слишком простые. Догадаться, что транслируют подобные вышивки, непросто.
Фото 11. Тюрбан или покров. Размеры: 190×80 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани полотняного переплетения из хлопка. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза 1B – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[vii]. Фото 12. Два варианта мотива основного поля крупным планом
Так, на основном поле покрова (тюрбана) из Музея мировой культуры Гетеборга (фото 11 – 13) изображено довольно комичное на первый взгляд божество с розовыми поросячьими ушами в «трудной позе» (фото 12). И только по мотиву каймы (фото 13), который более детализирован, нежели мотив основного поля, можно понять, что он создан по тому же канону, что и мотив с Божеством Паракаса и летящей обезьяной (фото 9 и 10). «Велосипедный руль» заменен на так называемую «трофейную голову» в одной руке и «нож» в другой. Место летательного аппарата с обезьяной заняла змееподобная сущность. Птичьих символов нет. Поменялась ли суть божества с изменением символики? Скорее всего, на этот вопрос стоит ответить утвердительно. Но какова она теперь?
Копию мотива каймы покрова (тюрбана), но более слабую, можно видеть на еще одном текстильном фрагменте из паракасской коллекции Музея мировой культуры Гетеборга (фото 14).
Фото 14. Пурпурная кайма. Размеры: 165×11 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани полотняного переплетения из хлопка. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза 1B – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[viii]
На покрове, найденном в Ике (фото 14a – 14b), для создания мотива тоже использован канон Божества Паракаса и летящей обезьяны. А для послания выбрана характерная именно для Ики тема – происхождение андцев и их прародитель – Божество Паракаса с лицом обезьяны на одном варианте мотива и человека – на другом. Оно также показывается здесь как даритель овощных растений. Их символы – бобы и ямс, – размещены рядом с руками божества.
Фото 14а. Покров. Размеры: длина 267 см, ширина 100 см. Материалы: ткань (шерсть верблюдовых). Техники: полотняное переплетение; стебельчатый шов и шов скрещенной вязальной петлей. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побережье, Ика. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США [viiia]
Тематике происхождения человека соответствует и основная атрибутика мотива – змееподобные сущности с генетической символикой. На данной композиции они, в частности, заменили летящую обезьяну, выходящую изо рта персонажа.
Фото 14b. Участок покрова крупным планом
Божество с двумя жезлами?
По канону мотива Божества Паракаса с летящей обезьяной вышит и мотив, изображающий персонаж в синем шлеме, розовом налобнике и лентах с розовыми орехерами на текстильном фрагменте из Метрополитен-музея искусств (фото 15). Как разительно он отличается от других, хотя имеет вроде бы аналогичную атрибутику! Акцент здесь явно сделан не на способностях божества летать, плавать или нырять, а на чем-то другом. Это, надо думать, символизируют змееподобные сущности, которые несут на себе элементы генетической символики. Они буквально заполняют все свободное пространство вокруг персонажа. А те, которые изображены прямыми, кажутся необычно широкими из-за крупных зубчиков по краям. На зубчиках сделан акцент цветом, более светлым по сравнению с общей цветовой гаммой. Положение рук персонажа в этом варианте канона изменено. Они уже не подняты к голове и не вытянуты вперед, а разведены в стороны. И хотя персонаж только опирается руками сверху на зубчатые змееподобные сущности, складывается впечатление, что он держит их как жезлы. Случайно ли это совпадение или действительно была предпринята попытка объединить чавинский канон божества с жезлами с паракасским каноном летящего божества, в котором усилена генетическая символика?
Фото 15. Вышитый фрагмент (в двух ракурсах). Размеры: 12,07×22,23 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[ix]
Нужно сказать, что именно этот конкретный вариант канона был достаточно популярен и встречается, конечно с вариациями, на другом текстиле. В частности, он был вышит на кайме, хранящейся в Музее Пибоди (фото 16 – 18).
Фото 16. Вышитая кайма. Размеры: 89,5×12 см. Основа – ткань полотняного переплетения из нитей коричневого хлопка, вышитая стебельчатым швом шерстяными нитками 12 цветов. Культура/период: Ранний горизонт-10. Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период, фаза-2. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Писко? Местоположение: Перу, Южное побережье? Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[x]
Фото 17. Мотив, второй слева на снимке каймы, в противоположных ракурсах
Фото 18. Мотив, третий слева на снимке каймы, в противоположных ракурсах
Еще один вариант канона с «жезлами» в виде змееподобных сущностей представлен на мотиве из Метрополитен-музея искусств (фото 19). И снова поражаешься тому, как паракасские художники умели, соблюдая определенный канон, сделать мотив не похожим на другие изображения, выполненные по тому же образцу, насытить его иными деталями, символами и тем самым изменить характеристику божества и текст послания.
Фото 19. Вышитый фрагмент. Размер: 14,92 см. Материалы: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[xi]
Персонаж на этом мотиве еще более походит на божество с жезлами. При этом на змееподобной сущности слева от него, похоже, изображены два коротких копья. Над ними показано создание с длинным изогнутым телом и как будто бы ногами и головой кота, а над змееподобной сущностью с правой стороны изображена голова обезьяны. В своих когтистых лапах-ступнях персонаж держит человеческие головы. Надетое на него ожерелье кажется составленным из человеческих зубов. На самом деле это – кошачьи головы с красными глазами. При повороте мотива на 180о ожерелье воспринимается как сияние над шлемом персонажа. А у самого персонажа в этом ракурсе в лице появляются кошачьи черты.
Продолжение: с. 26
[iii] http://www.clevelandart.org/art/2003.39?collection_search_views_fulltext=&created_date_op=%3D&created_date=&between_start=&between_end=&field_artist=&f[0]=field_collection%3A827
[iv] http://www.clevelandart.org/art/1948.477?collection_search_views_fulltext=&created_date_op=%3D&created_date=&between_start=&between_end=&field_artist=&page=4&f[0]=field_collection%3A827
[iva] http://www.ensayoes.com/docs/index-256590.html?page=18
[vi] http://www.paracas.se/es/border/border-12/
[via] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Raccolte_Extraeuropee_-_PAM01210_-_Perù_-_Cultura_Nazca.jpg?uselang=it
[viii] http://www.paracas.se/en/border/border/
[viiia] http://anthro.amnh.org/anthropology/databases/common/image_dup.cfm?catno=41.0%2F%201506
[ix] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000678?rpp=20&pg=5&ft=paracas+cavernas&pos=100