I.2.3.3.2.2. Вертикальная композиция

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас. I.2.3.3.2. Боже­ства со зве­ри­ными чер­тами, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.2.2. Вер­ти­каль­ная ком­по­зи­ция
Лета­ю­щий водолаз

Среди пер­со­на­жей вер­ти­каль­ных ком­по­зи­ций есть очень похо­жие на водо­ла­зов в круг­лых шле­мах. Они изоб­ра­жены сто­я­щими на ногах. Водо­лазы ведь не пла­вают под водой. Тяже­лое сна­ря­же­ние не поз­во­ляет. Если смот­реть на пер­со­наж вверх ногами, то вос­при­я­тие его меня­ется. Он видится ныря­ю­щим или летя­щим. Часто такой пер­со­наж имеет кры­лья. Обычно в пере­вер­ну­том поло­же­нии изме­ня­ется и сущ­ность боже­ства, поскольку черты его маски/лица скла­ды­ва­ются в совсем дру­гой образ. В гори­зон­таль­ном поло­же­нии боже­ство можно рас­це­ни­вать как летя­щее или плы­ву­щее, если счи­тать, что мы гля­дим на него сверху. В резуль­тате ком­по­зи­ция адек­ватно смот­рится со всех сто­рон. Кроме того, она явля­ется вер­ши­ной изоб­ре­та­тель­но­сти твор­че­ского гения худож­ни­ков Пара­каса среди их хит­ро­ум­ных мотивов-перевертышей.

image001Фото 1[i]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу(?)

Самым кра­си­вым и легко чита­ю­щимся изоб­ра­же­нием дан­ной тема­тики я бы назвала мотив покрова (фото 1) пред­по­ло­жи­тельно из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу. Покров сохра­нился почти пол­но­стью и пред­став­ляет собой один из шедев­ров Пара­каса. Пер­со­наж покрова (фото 2) стоит в позе боже­ства с жез­лами. На его голове – водо­лаз­ный шлем (а по-другому и не ска­жешь), укра­шен­ный фигу­рой птицы с рас­про­стер­тыми кры­льями. Боль­шие пти­чьи кры­лья и хвост есть и у самого пер­со­нажа. В левой руке он дер­жит группу пред­ме­тов, похо­жих на жезлы, а в пра­вой – туми. Запястье пра­вой руки как бы покле­вы­вает малень­кая двой­ная рыба Пара­каса. Рыба и птица сим­во­ли­зи­руют воз­мож­но­сти боже­ства нахо­диться в воде и в воз­духе. Сим­во­лом чего явля­ются две змее­по­доб­ные сущ­но­сти, соеди­нен­ные с голо­вой пер­со­нажа и похо­жие то ли на рыб, то ли на попу­гаев в зави­си­мо­сти от ракурса, мне неизвестно.

  image003 image005 image007Фото[ii] 2, 3 и 4. Мотив основ­ного поля покрова в трех ракурсах

Если пере­вер­нуть фигуру голо­вой вниз, то она пред­стает летя­щей или ныря­ю­щей (фото 3). Летит и птица, кото­рая каза­лась укра­ше­нием шлема. Теперь уже она соеди­нена с огром­ной зуба­стой пастью чудо­вища, каким сей­час видится чело­век в шлеме. Птица как бы помо­гает ему лететь, раз­го­няет его, как раз­го­няет мотор­ный само­лет при­цеп­лен­ный к нему пла­нер. То есть в таком ракурсе птица высту­пает как божество-помощник. В гори­зон­таль­ном поло­же­нии (фото 4) пер­со­наж вос­при­ни­ма­ется как летя­щий или плы­ву­щий при взгляде сверху.

Дума­ется, на этом мотиве пока­зано боже­ство в инди­ви­ду­аль­ном аппа­рате (костюме), кото­рый дает ему воз­мож­ность пере­дви­гаться как в воде (по воде), так и в воз­духе и по суше.

image009Фото 5. Маска гла­за­стого суще­ства (oculate being mask). Вид сверху и сбоку. Раз­меры: высота 23,6 см, ширина 22,5 см, диа­метр 13,2 см. Мате­ри­алы: кера­мика, краски на основе смолы. Перу, Южное побе­ре­жье, стиль Пара­каса (Пещер) (700 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Время изго­тов­ле­ния: 300 г. до н.э. – 1 г. н.э. Клив­ленд­ский музей искусств, США[iii]

Ред­кий, по сло­вам спе­ци­а­ли­стов Клив­ленд­ского музея, кера­ми­че­ский арте­факт пери­ода Пещер, кото­рый они рас­це­ни­вают как погре­баль­ную маску (фото 5), также напо­ми­нает шлем при взгляде на него сверху. Маска не остав­ляет сомне­ния в том, что именно боже­ства во плоти в таких шле­мах послу­жили про­об­ра­зами гла­за­стого суще­ства – сера окулядо, у кото­рого, как известно, глаза огромны и не имеют век. Такое боже­ство в ска­фандре изоб­ра­зил худож­ник сто­я­щим на лбу маски. При этом лицо/маска фигуры явля­ется умень­шен­ной копией кера­ми­че­ской маски-сосуда. Но если смот­реть на арте­факт сбоку, то ста­но­вится оче­вид­ным, что он также изоб­ра­жает машину богов во плоти – под­вод­ный аппа­рат, или лета­ю­щую тарелку, или и то, и дру­гое в совокупности.

При взгляде на сосуд сбоку можно видеть плос­кую пла­стину, уста­нов­лен­ную на вер­шине аппа­рата, кото­рая каза­лась носом маски при взгляде на сосуд сверху.

image011Фото 6. Сосуд с коша­чьим. Раз­меры: диа­метр 14,20 см, высота 11,30 см. Стиль: Пещеры Пара­каса, 700 г. до н.э. – 1 г. н.э. Мате­ри­алы: кера­мика, краски на основе смолы. Клив­ленд­ский музей искусств[iv]

Похо­жая пла­стина есть на голове фелино, изоб­ра­жен­ного на сосуде (фото 6), кото­рый так же, как и сосуд-маска, отно­сится к пери­оду Пещер. Кстати, слева от головы фелино нахо­дится нечто, также могу­щее быть кораб­лем (подроб­нее см.: «Мир божеств Пара­каса в изоб­ра­же­ниях на кера­мике»). Что сим­во­ли­зи­рует пла­стина и какую часть корабля (сна­ря­же­ния) или про­из­во­ди­мого ими дей­ствия она собой отоб­ра­жает, не берусь пред­по­ло­жить. Но нечто подоб­ное можно видеть и на выши­тых мотивах.

image013 image015Фото 7[iva]. Круп­ный план мотива покрова (в двух ракур­сах). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Напри­мер, от шлема еще одного кры­ла­того водо­лаза (фото 7) отхо­дят две парал­лель­ные полосы, кото­рые на конце заги­ба­ются под почти пря­мым углом в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны (как на голове фелино). Закан­чи­ва­ются полосы неким огнен­ным цвет­ком, кото­рый похож на сопла с выры­ва­ю­щимся из них огнем. Одно­вре­менно «цве­ток» явля­ется пти­цей, т.е. сим­во­ли­зи­рует силу полета.

image017image019image021Фото 8. Выши­тый фраг­мент покрова (в трех ракур­сах). Раз­меры: 17,78×31,43 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IVII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[v]

На дру­гом мотиве (фото 8) полосы на кон­цах закру­чи­ва­ются (как на «носу» кера­ми­че­ской маски). Между ними рас­по­ло­жена стрелка с крас­ным нако­неч­ни­ком. А полет сим­во­ли­зи­руют кры­лья существа.

 

Лета­тель­ный аппа­рат инди­ви­ду­аль­ного использования

Мотив покрова с лета­ю­щим водо­ла­зом (фото 2 – 4) выпол­нен под силь­ным вли­я­нием тра­ди­ции Чавина. В то же время боль­шин­ство моти­вов такой тема­тики сде­ланы по-паракасски. Поза их пер­со­нажа также напо­ми­нает позу боже­ства с жез­лами, но она тако­вой не явля­ется и более соот­вет­ствует пара­кас­ским кано­нам. А в его под­ня­тых руках или про­тя­ну­тых по ходу дви­же­ния (в зави­си­мо­сти от ракурса) нет жезлов.

image023Фото 9. Кайма покрова. Раз­меры: 200×17 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани из хлопка; пря­мо­уголь­ники моти­вов раз­де­лены бор­ти­ком с бахро­мой. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза 1В – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[vi]

При­ме­ром может слу­жить один из самых инте­рес­ных с исто­ри­че­ской точки зре­ния моти­вов. Он укра­шает кайму покрова из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 9 и 10). В прин­ципе на нем вышито то же посла­ние, что и на мотиве с лета­ю­щим водо­ла­зом. Сход­ство есть в позах божеств и рас­по­ло­же­нии атри­бу­тов. То есть пер­со­нажи своим телом и пред­ме­тами, нахо­дя­щи­мися в их рас­по­ря­же­нии, пока­зы­вают одну и ту же кон­струк­цию аппа­рата богов во плоти. А глав­ное – из зуба­стого рта пер­со­нажа, кото­рым здесь явля­ется Боже­ство Пара­каса, также выле­тает птица. Однако при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ста­но­вится понятно, что сопро­вож­дает боже­ство не птица, а обе­зьяна, и кры­лья у нее созна­тельно изоб­ра­жены худож­ни­ком как руко­твор­ные. При этом руками она дер­жится за нечто, похо­жее на вело­си­пед­ный руль, кото­рое, видимо, было частью общей рамы лета­тель­ного аппарата.

image024                    image026Фото 10. Вари­анты мотива каймы в раз­ных ракурсах

Кры­лья пер­со­нажу заме­няют змее­по­доб­ные сущ­но­сти с гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой. Пер­со­наж дер­жит их сво­ими ступ­нями. Тела сущ­но­стей, рас­по­ло­жен­ные по бокам пер­со­нажа, веро­ятно, пере­дают раму аппа­рата, а их концы – огонь, выры­ва­ю­щийся из ступней-сопел. Кстати говоря, у куль­туры Сикана ступни и кисти рук пер­со­на­жей даже без сим­во­лов огня сим­во­ли­зи­ро­вали силу полета, для кото­рого не нужны кры­лья (подроб­нее см.:  «Легенда о Най­лампе», окон­ча­ние).

image028Налоб­ник пер­со­нажа про­сто огро­мен и имеет необыч­ную форму. Его цен­траль­ное изоб­ра­же­ние – маска – раз­де­лена со сво­ими «усами» и при­под­нята над ними на длин­ной «шее». Вме­сто маски в цен­тре нахо­дится боль­шой чер­ный круг с жел­тым квад­ра­том внутри (цвета этого объ­екта на раз­ных моти­вах раз­ли­ча­ются). Он сразу бро­са­ется в глаза, раз­дра­жает и кажется неумест­ным. Навер­ное, это очень важ­ная деталь, раз худож­ник сде­лал на ней такой силь­ный акцент. В целом скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что налоб­ник явля­ется суще­ствен­ной частью лета­тель­ного аппа­рата, и его, конечно, хочется счи­тать вер­то­лет­ным вин­том. Вто­рая пара змее­по­доб­ных сущ­но­стей, выхо­дя­щих из под­мы­шек пер­со­нажа и сги­ба­ю­щихся под пря­мым углом по направ­ле­нию дви­же­ния, и «усы» налоб­ника состав­ляют фигуру «вело­си­пед­ного руля». Я думаю, что по кон­струк­ции аппа­рат был сопо­ста­вим с лета­ю­щей маши­ной, изоб­ра­жен­ной на мотиве унку пери­ода тка­ней корич­не­вой гаммы (фото слева), кото­рый стал одним из осно­во­по­ла­га­ю­щих кано­нов Паракаса.

image104Бара­бан. Инвен­тар­ный №: PAM01210. Раз­меры: высота 50 см, ширина 28 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Наска, Перу. Время созда­ния: IV или V вв. н.э. Неев­ро­пей­ская кол­лек­ция замка Сфорца, Милан, Ита­лия[via]

Кера­ми­че­ский бара­бан, изоб­ра­жа­ю­щий сидя­щий пер­со­наж, пока­зы­вает, как образ боже­ства, пред­став­лен­ного на моти­вах Пара­каса, был интер­пре­ти­ро­ван куль­ту­рой Наски.

 Как нередко бывает, среди моти­вов, сде­лан­ных по канону, оли­це­тво­ря­ю­щему опре­де­лен­ную исто­ри­че­скую реаль­ность, лишь один-два пере­дают в мак­си­маль­ном при­бли­же­нии те «чудеса», кото­рые заста­вили счи­тать кого-то или что-то боже­ством и легли в основу визу­аль­ного образа этого боже­ства. На таких моти­вах чита­ются сна­ря­же­ние и аппа­раты богов во плоти и то, как они ими поль­зо­ва­лись. Осталь­ные мотивы при соблю­де­нии канона могут акцен­ти­ро­вать дру­гие харак­те­ри­стики боже­ства, не свя­зан­ные с поле­том или пре­бы­ва­нием под водой. Веро­ятно, их созда­тели посте­пенно утра­чи­вали истин­ное зна­ние о богах во плоти и не могли точно вос­про­из­ве­сти текст посла­ния канона, став­шего когда-то глав­ным для этого кон­крет­ного пери­ода. В то же время дру­гие рели­ги­оз­ные темы дела­лись более акту­альны и тре­бо­вали сво­его вопло­ще­ния на цере­мо­ни­аль­ных пред­ме­тах. В резуль­тате могли появиться очень слож­ные мотивы по ком­по­зи­ции и атри­бу­тике или, напро­тив, слиш­ком про­стые. Дога­даться, что транс­ли­руют подоб­ные вышивки, непросто.

image030 image032Фото 11. Тюр­бан или покров. Раз­меры: 190×80 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния из хлопка. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза 1B – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[vii]. Фото 12. Два вари­анта мотива основ­ного поля круп­ным планом

Так, на основ­ном поле покрова (тюр­бана) из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 11 – 13) изоб­ра­жено довольно комич­ное на пер­вый взгляд боже­ство с розо­выми поро­ся­чьими ушами в «труд­ной позе» (фото 12). И только по мотиву каймы (фото 13), кото­рый более дета­ли­зи­ро­ван, нежели мотив основ­ного поля, можно понять, что он создан по тому же канону, что и мотив с Боже­ством Пара­каса и летя­щей обе­зья­ной (фото 9 и 10). «Вело­си­пед­ный руль» заме­нен на так назы­ва­е­мую «тро­фей­ную голову» в одной руке и «нож» в дру­гой. Место лета­тель­ного аппа­рата с обе­зья­ной заняла змее­по­доб­ная сущ­ность. Пти­чьих сим­во­лов нет. Поме­ня­лась ли суть боже­ства с изме­не­нием сим­во­лики? Ско­рее всего, на этот вопрос стоит отве­тить утвер­ди­тельно. Но какова она теперь?

image034Фото 13. Мотив каймы

Копию мотива каймы покрова (тюр­бана), но более сла­бую, можно видеть на еще одном тек­стиль­ном фраг­менте из пара­кас­ской кол­лек­ции Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 14).

image036Фото 14. Пур­пур­ная кайма. Раз­меры: 165×11 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния из хлопка. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза 1B – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[viii]

На покрове, най­ден­ном в Ике (фото 14a – 14b), для созда­ния мотива тоже исполь­зо­ван канон Боже­ства Пара­каса и летя­щей обе­зьяны. А для посла­ния выбрана харак­тер­ная именно для Ики тема – про­ис­хож­де­ние анд­цев и их пра­ро­ди­тель – Боже­ство Пара­каса с лицом обе­зьяны на одном вари­анте мотива и чело­века – на дру­гом. Оно также пока­зы­ва­ется здесь как дари­тель овощ­ных рас­те­ний. Их сим­волы – бобы и ямс, – раз­ме­щены рядом с руками божества.

image014Фото 14а. Покров. Раз­меры: длина 267 см, ширина 100 см. Мате­ри­алы: ткань (шерсть вер­блю­до­вых). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; сте­бель­ча­тый шов и шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье, Ика. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США [viiia]

Тема­тике про­ис­хож­де­ния чело­века соот­вет­ствует и основ­ная атри­бу­тика мотива – змее­по­доб­ные сущ­но­сти с гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой. На дан­ной ком­по­зи­ции они, в част­но­сти, заме­нили летя­щую обе­зьяну, выхо­дя­щую изо рта персонажа.

image018Фото 14b. Уча­сток покрова круп­ным планом

.

Боже­ство с двумя жезлами?

По канону мотива Боже­ства Пара­каса с летя­щей обе­зья­ной вышит и мотив, изоб­ра­жа­ю­щий пер­со­наж в синем шлеме, розо­вом налоб­нике и лен­тах с розо­выми оре­хе­рами на тек­стиль­ном фраг­менте из Метрополитен-музея искусств (фото 15). Как рази­тельно он отли­ча­ется от дру­гих, хотя имеет вроде бы ана­ло­гич­ную атри­бу­тику! Акцент здесь явно сде­лан не на спо­соб­но­стях боже­ства летать, пла­вать или нырять, а на чем-то дру­гом. Это, надо думать, сим­во­ли­зи­руют змее­по­доб­ные сущ­но­сти, кото­рые несут на себе эле­менты гене­ти­че­ской сим­во­лики. Они бук­вально запол­няют все сво­бод­ное про­стран­ство вокруг пер­со­нажа. А те, кото­рые изоб­ра­жены пря­мыми, кажутся необычно широ­кими из-за круп­ных зуб­чи­ков по краям. На зуб­чи­ках сде­лан акцент цве­том, более свет­лым по срав­не­нию с общей цве­то­вой гам­мой. Поло­же­ние рук пер­со­нажа в этом вари­анте канона изме­нено. Они уже не под­няты к голове и не вытя­нуты впе­ред, а раз­ве­дены в сто­роны. И хотя пер­со­наж только опи­ра­ется руками сверху на зуб­ча­тые змее­по­доб­ные сущ­но­сти, скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что он дер­жит их как жезлы. Слу­чайно ли это сов­па­де­ние или дей­стви­тельно была пред­при­нята попытка объ­еди­нить чавин­ский канон боже­ства с жез­лами с пара­кас­ским кано­ном летя­щего боже­ства, в кото­ром уси­лена гене­ти­че­ская символика?

image038image040Фото 15. Выши­тый фраг­мент (в двух ракур­сах). Раз­меры: 12,07×22,23 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[ix]

Нужно ска­зать, что именно этот кон­крет­ный вари­ант канона был доста­точно попу­ля­рен и встре­ча­ется, конечно с вари­а­ци­ями, на дру­гом тек­стиле. В част­но­сти, он был вышит на кайме, хра­ня­щейся в Музее Пибоди (фото 16 – 18).

image042Фото 16. Выши­тая кайма. Раз­меры: 89,5×12 см. Основа – ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния из нитей корич­не­вого хлопка, выши­тая сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками 12 цве­тов. Культура/период: Ран­ний горизонт-10. Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Писко? Место­по­ло­же­ние: Перу, Южное побе­ре­жье? Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[x]

image043         image045Фото 17. Мотив, вто­рой слева на снимке каймы, в про­ти­во­по­лож­ных ракурсах

image047 image049Фото 18. Мотив, тре­тий слева на снимке каймы, в про­ти­во­по­лож­ных ракурсах

Еще один вари­ант канона с «жез­лами» в виде змее­по­доб­ных сущ­но­стей пред­став­лен на мотиве из Метрополитен-музея искусств (фото 19). И снова пора­жа­ешься тому, как пара­кас­ские худож­ники умели, соблю­дая опре­де­лен­ный канон, сде­лать мотив не похо­жим на дру­гие изоб­ра­же­ния, выпол­нен­ные по тому же образцу, насы­тить его иными дета­лями, сим­во­лами и тем самым изме­нить харак­те­ри­стику боже­ства и текст послания.

image051image053Фото 19. Выши­тый фраг­мент. Раз­мер: 14,92 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[xi]

Пер­со­наж на этом мотиве еще более похо­дит на боже­ство с жез­лами. При этом на змее­по­доб­ной сущ­но­сти слева от него, похоже, изоб­ра­жены два корот­ких копья. Над ними пока­зано созда­ние с длин­ным изо­гну­тым телом и как будто бы ногами и голо­вой кота, а над змее­по­доб­ной сущ­но­стью с пра­вой сто­роны изоб­ра­жена голова обе­зьяны. В своих ког­ти­стых лапах-ступнях пер­со­наж дер­жит чело­ве­че­ские головы. Наде­тое на него оже­ре­лье кажется состав­лен­ным из чело­ве­че­ских зубов. На самом деле это – коша­чьи головы с крас­ными гла­зами. При пово­роте мотива на 180о оже­ре­лье вос­при­ни­ма­ется как сия­ние над шле­мом пер­со­нажа. А у самого пер­со­нажа в этом ракурсе в лице появ­ля­ются коша­чьи черты.

Про­дол­же­ние: с. 26

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 2425 | 26 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>