Не могу не рассказать вам о викунье. Тем более что у нас, похоже, о ней мало кто слышал. Я и сама узнала о викунье не так давно.
Заканчивая книгу «Вязание для ленивых» я решила дополнить ее главой о шерсти животных, которая используется в вязании. И тут-то я в первый раз прочла несколько строчек о шерсти викуньи – самой дорогой в мире – и о ней самой. С тех пор прошло три года. Почти готовую книгу о вязании я забросила – так увлекла меня тема викуньи. И сейчас не отпускает. Кажется, вот уже все. Больше не буду в интернете ничего искать. Но чтобы уточнить какой-то момент, я включаю поиск и мне открываются новые слои и так до бесконечности. А ведь и книгу, где я рассказываю о своем методе вязания и публикую описания своих моделей, я тоже хочу представить вашему вниманию — с Божьей помощью.
[i]
Викунья – это маленький безгорбый верблюд. Она живет в Южной Америке – в Андах. Она необыкновенно красива, грациозна. Викунья – государственный символ Перу. Она изображена на флаге этой страны. Слово «vicuña» в публикациях часто пишут с прописной буквы. С викуньей связано много легенд. Это священное животное инков. Индейцы считают ее даром богов. И в то же время викунью убивали и убивают без жалости из-за ее драгоценной шерсти. А убить ее ничего не стоит. Она как будто готова к этому. В результате к началу 60-х гг. прошлого века перебили почти всех. Теперь викунья охраняется международными соглашениями и законами стран – обладательниц викуний. Ее популяция восстановлена до почти безопасного уровня. Как это было сделано и делается – тоже крайне интересно. Истории охраны викуний вообще и в Перу в частности я посвятила отдельное, очень серьезное исследование.
Викунья на заре времен была дана богами Анд горцам, чтобы она помогала им выжить в холоде и голоде этих суровых мест. Ведь только она и ее собратья – другие верблюдовые могут существовать в таких условиях.
Меня не оставляет ощущение, что викунья – прекрасное божество, которое живет в земном мире, земной жизнью. Она вынуждена все время пастись. Почти голые равнины, где она обитает, и пастбищами-то назвать нельзя. Травы мало, она грубая, жесткая, непитательная, и ее нужно съесть много, чтобы накормить детеныша, который бежит рядом, и другого, который уже растет в животе. Утонченную красавицу ловят, стригут, часто убивают. Но это божество продолжает служить живущим в крайней нищете индейцам – потомкам легендарных инков. Этот контраст между ее аристократичностью и предназначенной ей судьбой меня просто потрясает.
Но викунье все же оставлено одно право – право жить свободной. Ее нельзя приручить, если только взять малышкой. Одомашнивать ее тоже нельзя. Тогда это будет уже не викунья и ее шерсть станет другой, утратит свои волшебные свойства.
Викунья, конечно, знает об этом. Она горда и независима. Она хочет жить свободной. И с людьми она не хочет общаться. Лишь смотрит с любопытством в объектив камеры. Этим она отличается от гуанако – второго дикого верблюдового Южной Америки.
Гуанако не так благороден и горд. Он легче идет на контакт с человеком. Видя сочную траву в руках хозяина, он способен скорчить умильную рожу, чтобы выпросить пучок. Человеку гуанако кажется более смышленым, чем викунья, забавным. Гуанако осталось намного меньше, чем викуний, хотя их также охраняют и стригут. Хочешь – не хочешь, а будь любезен стричься, если жизнь дорога. Потому что стриженные викунья и гуанако уже неинтересны браконьерам. Хотя шерсть гуанако грубее викуньиной и не столь изыскана, она тоже очень высокого качества, просто не овеяна легендами и не раскручена имиджмейкерами фирм, производящих эксклюзивную одежду из шерсти викуньи. О гуанако я тоже хотела бы написать.
Свою электронную книгу я назвала «Дар богов».
Ваша Федосья Óлегова
25 ноября 2010 г.
P.S. Однако викунья снова поменяла мои планы. Она увлекла меня во времена древности, когда ей поклонялись как сильному божеству, – в Андский мир. Он полон загадок, которые официальная историческая наука предпочитает обходить молчанием. От тайн Андского мира захватывает дух. Чем больше я погружаюсь в него, тем больше он меня затягивает. Вначале я узнала о Тиауанако и его главном сокровище – Вратах Солнца. Послание, которое вырезано на их фризе, стало для меня путеводной звездой. Для того чтобы прочесть его, мне пришлось предпринять виртуальное путешествие по доинкским цивилизациям Перу и Боливии. Стоило только прикоснуться к какой-либо из них, как меня начинало неудержимо влечь в очередную бездну. Настолько открывавшиеся факты были интересны для меня как для исследователя. Свой интерес я могу сравнить только со страстной привязанностью, которая просто так не проходит, тем более что я узнала лишь небольшую часть истории Андского мира. А она началась за много тысяч лет до нашей эры.
Видя, что наибольший интерес, помимо викуньи, у читателя вызывает традиционный костюм современного Андского мира, я решила побольше написать о нем и, конечно, не смогла не обратиться к его истории. Но обратившись к ней, я поняла, что снова открыла дверь в бездну. Так, стремясь выяснить, как и когда появилось пончо, я попала в эпоху Паракаса и его тканей, оторваться от которых не было никакой возможности, пока я не собрала их все в свою коллекцию и не узнала о них все, что только было можно. Мотивы, которыми вышиты ткани Паракаса, в отсутствии письменности у андцев, как и изображения на керамике и на каменной резьбе других андских культур, являются для нас своего рода страницами летописи. Каждый – маленькое послание своего времени. Именно они представляют собой главный источник по истории Андского мира той эпохи. Несомненно, без изучения текстиля Паракаса невозможно в полной мере понять историю Центральных Анд и, в частности, костюма их коренных народов. Но наследие Паракаса так велико! А ведь нужно еще узнать о костюме царства Моче. И как обойти молчанием инкский костюм? Поэтому публикация почти готовых материалов снова откладывается. Я привела лишь один пример. Но так случается очень часто. И конца-края моим странствиям не видно.
Ф.Ó.
20 октября 2013 г.
[i] http://www.flickr.com/photos/rociofarfan/3023319174/
[ii] http://people.uleth.ca/~holzmann/peru/1523_baby_vicuna.jpg
[iii] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197087258/sizes/o/
[iv] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197086390/sizes/o/
[v] http://img-fotki.yandex.ru/get/3106/and-parkhomenko.0/0_21e3b_35015d5b_XL
Спасибо за прекрасную информацию, в особенности за выдержки из работ А.Познанского. Вы не представляете , как мне помогли по Первому культурному периоду. Очень похоже, что Тиауанако является аналогом мегалитических сооружений Израиля и Турции, на которых я много раз бывал. Если продолжать аналогии, то подземные сооружения первого периода в Израиле и Турции я датирую неогеном (скорее всего, раньше 5, 3 млн. лет назад), второго — 55–24 тысячами лет назад.
Глубокоуважаемый Александр,
спасибо за добрые слова и интересную информацию.
Федосья
Откровенно говоря, заняться Альтиплано и Тиауанако меня толкнула какая-то незримая сила. Стал просматривать давно прочитанную книгу Г.Беллами «Загадка Тиауанако» и обнаружил в ней упоминание озер Балливиана и Минчина, а также, что Тиауанако второго периода стоял на берегу озера Минчина. Как геолог, решил найти информацию об их возрасте. И обнаружил, что озеро Минчина существовало 40–30 тысяч лет назад. Почти тем же возрастом я датировал дольмены Кавказа, ликийские и бейт-шеаримские гробницы в Турции и Израиле, где мне удалось побывать.
Сейчас вижу необходимость изыскать возможность поехать в Боливию. Меня особенно заинтересовала приведенная Вами информация из работ А.Познанского, что Тиауанако Первого культурного периода представляет собой в основном подземные сооружения. Такие сооружения очень широко распространены в Израиле и Турции — они действительно самые древние.
Вы показались мне прекрасным знатоком Перу и Боливии, к тому же, без консерватизма академических ученых, которые неизвестно на каком основании датируют все руины 500 г. н.э. (примерно). Вы там живете, можно ли с Вами контактировать через E-mail?
Глубокоуважаемый Александр,
благодарю Вас за лестные слова в мой адрес, но, к сожалению, ничем не могу помочь Вам с поездкой в Боливию и Перу.
Федосья
Дорогая Феодосья!
Вы меня не правильно поняли. То, что я вижу необходимость поездки в Перу и Боливию, вовсе не означает, что я прошу Вас в содействии организации этой поездки. Я хотел бы контактировать с Вами на предмет обмена научной информацией по истории этих стран. На ближайшее время у меня запланированы поездки в страны Средиземноморья и Индокитай. Южная Америка — на перспективу.
Дорогой Александр!
С радостью буду контактировать с Вами на предмет обмена научной информацией на страницах своего сайта. Думаю, это будет интересно всем читателям. Добро пожаловать.
Федосья
Автору сайта спасибо за любовь, с которой сделан этот сайт и глубокое знание материала.
Федосья, здравствуйте. Как с Вами связаться на предмет сотрудничества? Это на счет производства изделий из шерсти викуньи.
Здравствуйте, Дмитрий!
Спасибо за предложение. Но вынуждена от него отказаться. Сожалею.
Федосья
Очень жаль. Может посоветуете кого-нибудь из РФ, кто имеет опыт работы с этим видом шерсти?
Уважаемый Дмитрий!
Такие люди мне неизвестны. Думаю, если кто и занимается изготовлением товаров из пряжи викуньи, он делает это незаконно. Викунья – краснокнижное животное. Важную роль в защите викуньи играет специальная система торговли ее шерстью, определенная международными договорами. Она, в частности, предполагает выдачу особых разрешений продавцам и покупателям шерсти и изготовителям товаров из нее. Без них торговля является незаконной, поскольку существует вероятность того, что шерсть была получена от животных, убитых браконьерами. Подробнее см.: «Шерсть викуньи»: «Причина смерти и гарантия жизни» (http://vicuna.ru/index.php/fibra-1/) и «Пряжа для любительниц вязания» (http://vicuna.ru/index.php/fibra-1/hand-knitting/). Законным путем можно приобрести только пряжу из шерсти паковикуньи. Подробнее см.: «Паковикунья» (http://vicuna.ru/index.php/pacovicuna/).
Федосья
Федосья, добрый вечер. Я с интересом и удовольствием прочитал Ваш статьи. Почерпнул много интересного.
Естественно, речь идет исключительно о законных операциях со всеми разрешениями.
Очень рада. Поздравляю.
Уважаемая Федосия, здравствуйте!
Благодарю Вас за замечательный материал и Ваш энтузиазм.
Я восстанавливаю позабытую в России традицию прядения на архаичном веретене. С большой радостью обнаружил на Вашем сайте фотографии именно таких веретен! В своих исследованиях очень нуждаюсь в фото материалах подобных веретён и прясленей. Буду благодарен за помощь в этом вопросе. С радостью поделюсь «своими» открытиями.
P.S. Слово пряслень происходит даже не от словосочетания прясть лён, а категоричнее — прясть ЛЕНЬ (Великую вселенскую энергию)!
Здравствуйте, уважаемый Игорь!
1. Все найденные мной фотографии по прядению я использовала в материалах на сайте «Викунья» и более предложить мне Вам, к сожалению, нечего. Но, может быть, Вы смотрели не все материалы по этой теме? Наиболее полно она излагается в подразделе «3.2. Прядение» (http://vicuna.ru/index.php/aymara/trajes/traje-historico/hilado/) части I «Технология андского текстиля» проекта «Исторический костюм Андского мира».
Кроме того, Вам, вероятно, будет любопытно узнать, что Земля как часть Вселенной у ацтеков ассоциировалась с пряслицем (прясленем). Поэтому Ваше сообщение о происхождении слова «пряслень» у славян, которое находится примерно в том же русле, меня очень заинтересовало. Оно добавило новой информации для размышления над гипотезой о символике жертвенного камня ацтеков – темалакатля, который имел форму пряслица. Об этом читайте в материале «Символика темалакатля и жертвоприношений на темалакатле» (http://vicuna.ru/index.php/mushroom-cult/iooalloaoan/).
2. Спасибо за лестные отзывы о моей работе.
Федосья
Уважаемая Федосья, добрый день!
Я хотел бы обсудить с вами возможность публикации ваших материалов «Культ грибов» в виде бумажной книги. Если такое предложение вам интересно, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail pismoavtoru@mail.ru.
О себе:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишневский,_Михаил_Владимирович
Уважаемый Михаил Владимирович, здравствуйте!
Большое спасибо за Ваше предложение, но, к сожалению, я вынуждена отказаться.
На сайте представлен просто фантастический материал. Безмерная благодарность автору! С удовольствием бы прочитала книгу «Исторический костюм андского мира» в печатном варианте…