От автора

Доро­гие читатели!

Не могу не рас­ска­зать вам о вику­нье. Тем более что у нас, похоже, о ней мало кто слы­шал. Я и сама узнала о вику­нье не так давно.

Закан­чи­вая книгу «Вяза­ние для лени­вых» я решила допол­нить ее гла­вой о шер­сти живот­ных, кото­рая исполь­зу­ется в вяза­нии. И тут-то я в пер­вый раз про­чла несколько стро­чек о шер­сти вику­ньи – самой доро­гой в мире – и о ней самой. С тех пор про­шло три года. Почти гото­вую книгу о вяза­нии я забро­сила – так увлекла меня тема вику­ньи. И сей­час не отпус­кает. Кажется, вот уже все. Больше не буду в интер­нете ничего искать. Но чтобы уточ­нить какой-то момент, я вклю­чаю поиск и мне откры­ва­ются новые слои и так до бес­ко­неч­но­сти.  А ведь и книгу, где я рас­ска­зы­ваю о своем методе вяза­ния и пуб­ли­кую опи­са­ния своих моде­лей, я тоже  хочу пред­ста­вить вашему вни­ма­нию  — с Божьей помощью.

Вику­нье­нок Наци­о­наль­ного запо­вед­ника Пампа-Галерас (Перу), 2009 г.

[i]

Вику­нья – это малень­кий без­гор­бый вер­блюд. Она живет в Южной Аме­рике – в Андах. Она необык­но­венно кра­сива, гра­ци­озна. Вику­нья – госу­дар­ствен­ный сим­вол Перу. Она изоб­ра­жена на флаге этой страны. Слово «vicuña» в пуб­ли­ка­циях часто пишут с про­пис­ной буквы. С вику­ньей свя­зано много легенд. Это свя­щен­ное живот­ное инков. Индейцы счи­тают ее даром богов. И в то же время вику­нью уби­вали и уби­вают без жало­сти из-за ее дра­го­цен­ной шер­сти. А убить ее ничего не стоит. Она как будто готова к этому. В резуль­тате к началу 60-х гг. про­шлого века пере­били почти всех. Теперь вику­нья охра­ня­ется меж­ду­на­род­ными согла­ше­ни­ями и зако­нами стран – обла­да­тель­ниц вику­ний. Ее попу­ля­ция вос­ста­нов­лена до почти без­опас­ного уровня. Как это было сде­лано и дела­ется – тоже крайне инте­ресно. Исто­рии охраны вику­ний вообще и в Перу в част­но­сти я посвя­тила отдель­ное, очень серьез­ное исследование.

Вику­нья на заре вре­мен была дана богами Анд гор­цам, чтобы она помо­гала им выжить в холоде и голоде этих суро­вых мест. Ведь только она и ее собра­тья – дру­гие вер­блю­до­вые могут суще­ство­вать в таких условиях.

Малышка вику­нья вме­сте со своей хозяй­кой про­сит мило­стыню (Перу). Когда я смотрю на такие фото, я думаю о том, что они очень сим­во­личны, кра­сивы и безыс­ходно печальны

[ii]

Меня не остав­ляет ощу­ще­ние, что вику­нья – пре­крас­ное боже­ство, кото­рое живет в зем­ном мире, зем­ной жиз­нью. Она вынуж­дена все время пастись. Почти голые рав­нины, где она оби­тает, и пастбищами-то назвать нельзя. Травы мало, она гру­бая, жест­кая, непи­та­тель­ная, и ее нужно съесть много, чтобы накор­мить дете­ныша, кото­рый бежит рядом, и дру­гого, кото­рый уже рас­тет в животе. Утон­чен­ную кра­са­вицу ловят, стри­гут, часто уби­вают. Но это боже­ство про­дол­жает слу­жить живу­щим в край­ней нищете индей­цам – потом­кам леген­дар­ных инков. Этот кон­траст между ее ари­сто­кра­тич­но­стью и пред­на­зна­чен­ной ей судь­бой меня про­сто потрясает.

Гор­дость гор­до­стью, а кушать вику­ньям хочется все­гда. Даже в стрес­со­вой ситу­а­ции – в плену – они отбро­сили цере­мо­нии и до начала инк­ской цере­мо­нии Меж­ду­на­род­ного фести­валя вику­ньи 2009 г. на «инк­ском жерт­вен­нике» щипят траву. Запо­вед­ник Пампа-Галерас

[iii][iv]

Но вику­нье все же остав­лено одно право – право жить сво­бод­ной. Ее нельзя при­ру­чить, если только взять малыш­кой. Одо­маш­ни­вать ее тоже нельзя. Тогда это будет уже не вику­нья и ее шерсть ста­нет дру­гой, утра­тит свои вол­шеб­ные свойства.

Вику­нья, конечно, знает об этом. Она горда и неза­ви­сима. Она хочет жить сво­бод­ной. И с людьми она не хочет общаться. Лишь смот­рит с любо­пыт­ством в объ­ек­тив камеры. Этим она отли­ча­ется от гуа­нако – вто­рого дикого вер­блю­до­вого Южной Америки.

[v]

Гуа­нако не так бла­го­ро­ден и горд. Он легче идет на кон­такт с чело­ве­ком. Видя соч­ную траву в руках хозя­ина, он спо­со­бен скор­чить умиль­ную рожу, чтобы выпро­сить пучок. Чело­веку гуа­нако кажется более смыш­ле­ным, чем вику­нья, забав­ным. Гуа­нако оста­лось намного меньше, чем вику­ний, хотя их также охра­няют и стри­гут. Хочешь – не хочешь, а будь любе­зен стричься, если жизнь дорога. Потому что стри­жен­ные вику­нья и гуа­нако уже неин­те­ресны бра­ко­нье­рам. Хотя шерсть гуа­нако гру­бее вику­ньи­ной и не столь изыс­кана, она тоже очень высо­кого каче­ства, про­сто не ове­яна леген­дами и не рас­кру­чена ими­дж­мей­ке­рами фирм, про­из­во­дя­щих экс­клю­зив­ную одежду из шер­сти вику­ньи. О гуа­нако я тоже хотела бы написать.

Свою элек­трон­ную книгу я  назвала «Дар богов».

Ваша Федо­сья Óле­гова
25 ноября 2010 г.

P.S. Однако вику­нья снова поме­няла мои планы. Она увлекла меня во вре­мена древ­но­сти, когда ей покло­ня­лись как силь­ному боже­ству, – в Анд­ский мир. Он полон зага­док, кото­рые офи­ци­аль­ная исто­ри­че­ская наука пред­по­чи­тает обхо­дить мол­ча­нием. От тайн Анд­ского мира захва­ты­вает дух. Чем больше я погру­жа­юсь в него, тем больше он меня затя­ги­вает. Вна­чале я узнала о Тиа­у­а­нако и его глав­ном сокро­вище – Вра­тах Солнца. Посла­ние, кото­рое выре­зано на их фризе, стало для меня путе­вод­ной звез­дой. Для того чтобы про­честь его, мне при­шлось пред­при­нять вир­ту­аль­ное путе­ше­ствие по доинк­ским циви­ли­за­циям Перу и Боли­вии. Сто­ило только при­кос­нуться к какой-либо из них, как меня начи­нало неудер­жимо влечь в оче­ред­ную без­дну. Настолько откры­вав­ши­еся факты были инте­ресны для меня как для иссле­до­ва­теля. Свой инте­рес я могу срав­нить только со страст­ной при­вя­зан­но­стью, кото­рая про­сто так не про­хо­дит, тем более что я узнала лишь неболь­шую часть исто­рии Анд­ского мира. А она нача­лась за много тысяч лет до нашей эры.

Видя, что наи­боль­ший инте­рес, помимо вику­ньи, у чита­теля вызы­вает тра­ди­ци­он­ный костюм совре­мен­ного Анд­ского мира, я решила побольше напи­сать о нем и, конечно, не смогла не обра­титься к его исто­рии. Но обра­тив­шись к ней, я поняла, что снова открыла дверь в без­дну. Так, стре­мясь выяс­нить, как и когда появи­лось пончо, я попала в эпоху Пара­каса и его тка­ней, ото­рваться от кото­рых не было ника­кой воз­мож­но­сти, пока я не собрала их все в свою кол­лек­цию и не узнала о них все, что только было можно. Мотивы, кото­рыми вышиты ткани Пара­каса, в отсут­ствии пись­мен­но­сти у анд­цев, как и изоб­ра­же­ния на кера­мике и на камен­ной резьбе дру­гих анд­ских куль­тур, явля­ются для нас сво­его рода стра­ни­цами лето­писи. Каж­дый – малень­кое посла­ние сво­его вре­мени. Именно они пред­став­ляют собой глав­ный источ­ник по исто­рии Анд­ского мира той эпохи. Несо­мненно, без изу­че­ния тек­стиля Пара­каса невоз­можно в пол­ной мере понять исто­рию Цен­траль­ных Анд и, в част­но­сти, костюма их корен­ных наро­дов. Но насле­дие Пара­каса так велико! А ведь нужно еще узнать о костюме цар­ства Моче. И как обойти мол­ча­нием инк­ский костюм? Поэтому пуб­ли­ка­ция почти гото­вых мате­ри­а­лов снова откла­ды­ва­ется. Я при­вела лишь один при­мер. Но так слу­ча­ется очень часто. И конца-края моим стран­ствиям не видно.

Ф.Ó.
20 октября 2013 г.


[i] http://www.flickr.com/photos/rociofarfan/3023319174/

[ii] http://people.uleth.ca/~holzmann/peru/1523_baby_vicuna.jpg

[iii] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197087258/sizes/o/

[iv] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197086390/sizes/o/

[v] http://img-fotki.yandex.ru/get/3106/and-parkhomenko.0/0_21e3b_35015d5b_XL

18 комментариев: От автора

  1. Александр говорит:

    Спа­сибо за пре­крас­ную инфор­ма­цию, в осо­бен­но­сти за выдержки из работ А.Познанского. Вы не пред­став­ля­ете , как мне помогли по Пер­вому куль­тур­ному пери­оду. Очень похоже, что Тиа­у­а­нако явля­ется ана­ло­гом мега­ли­ти­че­ских соору­же­ний Изра­иля и Тур­ции, на кото­рых я много раз бывал. Если про­дол­жать ана­ло­гии, то под­зем­ные соору­же­ния пер­вого пери­ода в Изра­иле и Тур­ции я дати­рую нео­ге­ном (ско­рее всего, раньше 5, 3 млн. лет назад), вто­рого — 55–24 тыся­чами лет назад.

    • fedosya.o говорит:

      Глу­бо­ко­ува­жа­е­мый Алек­сандр,
      спа­сибо за доб­рые слова и инте­рес­ную инфор­ма­цию.
      Федосья

  2. Александр говорит:

    Откро­венно говоря, заняться Аль­ти­плано и Тиа­у­а­нако меня толк­нула какая-то незри­мая сила. Стал про­смат­ри­вать давно про­чи­тан­ную книгу Г.Беллами «Загадка Тиа­у­а­нако» и обна­ру­жил в ней упо­ми­на­ние озер Бал­ли­ви­ана и Мин­чина, а также, что Тиа­у­а­нако вто­рого пери­ода стоял на берегу озера Мин­чина. Как гео­лог, решил найти инфор­ма­цию об их воз­расте. И обна­ру­жил, что озеро Мин­чина суще­ство­вало 40–30 тысяч лет назад. Почти тем же воз­рас­том я дати­ро­вал доль­мены Кав­каза, ликий­ские и бейт-шеаримские гроб­ницы в Тур­ции и Изра­иле, где мне уда­лось побы­вать.
    Сей­час вижу необ­хо­ди­мость изыс­кать воз­мож­ность поехать в Боли­вию. Меня осо­бенно заин­те­ре­со­вала при­ве­ден­ная Вами инфор­ма­ция из работ А.Познанского, что Тиа­у­а­нако Пер­вого куль­тур­ного пери­ода пред­став­ляет собой в основ­ном под­зем­ные соору­же­ния. Такие соору­же­ния очень широко рас­про­стра­нены в Изра­иле и Тур­ции — они дей­стви­тельно самые древ­ние.
    Вы пока­за­лись мне пре­крас­ным зна­то­ком Перу и Боли­вии, к тому же, без кон­сер­ва­тизма ака­де­ми­че­ских уче­ных, кото­рые неиз­вестно на каком осно­ва­нии дати­руют все руины 500 г. н.э. (при­мерно). Вы там живете, можно ли с Вами кон­так­ти­ро­вать через E-mail?

    • fedosya.o говорит:

      Глу­бо­ко­ува­жа­е­мый Алек­сандр,
      бла­го­дарю Вас за лест­ные слова в мой адрес, но, к сожа­ле­нию, ничем не могу помочь Вам с поезд­кой в Боли­вию и Перу.
      Федосья

      • Александр говорит:

        Доро­гая Феодосья!

        Вы меня не пра­вильно поняли. То, что я вижу необ­хо­ди­мость поездки в Перу и Боли­вию, вовсе не озна­чает, что я прошу Вас в содей­ствии орга­ни­за­ции этой поездки. Я хотел бы кон­так­ти­ро­вать с Вами на пред­мет обмена науч­ной инфор­ма­цией по исто­рии этих стран. На бли­жай­шее время у меня запла­ни­ро­ваны поездки в страны Сре­ди­зем­но­мо­рья и Индо­ки­тай. Южная Аме­рика — на перспективу.

        • fedosya.o говорит:

          Доро­гой Алек­сандр!
          С радо­стью буду кон­так­ти­ро­вать с Вами на пред­мет обмена науч­ной инфор­ма­цией на стра­ни­цах сво­его сайта. Думаю, это будет инте­ресно всем чита­те­лям. Добро пожа­ло­вать.
          Федосья

  3. Георгий говорит:

    Автору сайта спа­сибо за любовь, с кото­рой сде­лан этот сайт и глу­бо­кое зна­ние материала.

  4. Дмитрий говорит:

    Федо­сья, здрав­ствуйте. Как с Вами свя­заться на пред­мет сотруд­ни­че­ства? Это на счет про­из­вод­ства изде­лий из шер­сти викуньи.

    • fedosya.o говорит:

      Здрав­ствуйте, Дмит­рий!
      Спа­сибо за пред­ло­же­ние. Но вынуж­дена от него отка­заться. Сожа­лею.
      Федосья

      • Дмитрий говорит:

        Очень жаль. Может посо­ве­ту­ете кого-нибудь из РФ, кто имеет опыт работы с этим видом шерсти?

        • fedosya.o говорит:

          Ува­жа­е­мый Дмит­рий!
          Такие люди мне неиз­вестны. Думаю, если кто и зани­ма­ется изго­тов­ле­нием това­ров из пряжи вику­ньи, он делает это неза­конно. Вику­нья – крас­но­книж­ное живот­ное. Важ­ную роль в защите вику­ньи играет спе­ци­аль­ная система тор­говли ее шер­стью, опре­де­лен­ная меж­ду­на­род­ными дого­во­рами. Она, в част­но­сти, пред­по­ла­гает выдачу осо­бых раз­ре­ше­ний про­дав­цам и поку­па­те­лям шер­сти и изго­то­ви­те­лям това­ров из нее. Без них тор­говля явля­ется неза­кон­ной, поскольку суще­ствует веро­ят­ность того, что шерсть была полу­чена от живот­ных, уби­тых бра­ко­нье­рами. Подроб­нее см.: «Шерсть вику­ньи»: «При­чина смерти и гаран­тия жизни» (http://vicuna.ru/index.php/fibra-1/) и «Пряжа для люби­тель­ниц вяза­ния» (http://vicuna.ru/index.php/fibra-1/hand-knitting/). Закон­ным путем можно при­об­ре­сти только пряжу из шер­сти пако­ви­ку­ньи. Подроб­нее см.: «Пако­ви­ку­нья» (http://vicuna.ru/index.php/pacovicuna/).
          Федосья

          • Дмитрий говорит:

            Федо­сья, доб­рый вечер. Я с инте­ре­сом и удо­воль­ствием про­чи­тал Ваш ста­тьи. Почерп­нул много инте­рес­ного.
            Есте­ственно, речь идет исклю­чи­тельно о закон­ных опе­ра­циях со всеми разрешениями.

          • fedosya.o говорит:

            Очень рада. Поздравляю.

  5. Игорь говорит:

    Ува­жа­е­мая Федо­сия, здрав­ствуйте!
    Бла­го­дарю Вас за заме­ча­тель­ный мате­риал и Ваш энту­зи­азм.
    Я вос­ста­нав­ли­ваю поза­бы­тую в Рос­сии тра­ди­цию пря­де­ния на арха­ич­ном вере­тене. С боль­шой радо­стью обна­ру­жил на Вашем сайте фото­гра­фии именно таких вере­тен! В своих иссле­до­ва­ниях очень нуж­да­юсь в фото мате­ри­а­лах подоб­ных вере­тён и пряс­ле­ней. Буду бла­го­да­рен за помощь в этом вопросе. С радо­стью поде­люсь «сво­ими» откры­ти­ями.
    P.S. Слово пряс­лень про­ис­хо­дит даже не от сло­во­со­че­та­ния прясть лён, а кате­го­рич­нее — прясть ЛЕНЬ (Вели­кую все­лен­скую энергию)!

    • fedosya.o говорит:

      Здрав­ствуйте, ува­жа­е­мый Игорь!
      1. Все най­ден­ные мной фото­гра­фии по пря­де­нию я исполь­зо­вала в мате­ри­а­лах на сайте «Вику­нья» и более пред­ло­жить мне Вам, к сожа­ле­нию, нечего. Но, может быть, Вы смот­рели не все мате­ри­алы по этой теме? Наи­бо­лее полно она изла­га­ется в под­раз­деле «3.2. Пря­де­ние» (http://vicuna.ru/index.php/aymara/trajes/traje-historico/hilado/) части I «Тех­но­ло­гия анд­ского тек­стиля» про­екта «Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира».
      Кроме того, Вам, веро­ятно, будет любо­пытно узнать, что Земля как часть Все­лен­ной у ацте­ков ассо­ци­и­ро­ва­лась с пряс­ли­цем (пряс­ле­нем). Поэтому Ваше сооб­ще­ние о про­ис­хож­де­нии слова «пряс­лень» у сла­вян, кото­рое нахо­дится при­мерно в том же русле, меня очень заин­те­ре­со­вало. Оно доба­вило новой инфор­ма­ции для раз­мыш­ле­ния над гипо­те­зой о сим­во­лике жерт­вен­ного камня ацте­ков – тема­ла­катля, кото­рый имел форму пряс­лица. Об этом читайте в мате­ри­але «Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле» (http://vicuna.ru/index.php/mushroom-cult/iooalloaoan/).
      2. Спа­сибо за лест­ные отзывы о моей работе.
      Федосья

  6. Ува­жа­е­мая Федо­сья, доб­рый день!
    Я хотел бы обсу­дить с вами воз­мож­ность пуб­ли­ка­ции ваших мате­ри­а­лов «Культ гри­бов» в виде бумаж­ной книги. Если такое пред­ло­же­ние вам инте­ресно, пожа­луй­ста, свя­жи­тесь со мной по e-mail pismoavtoru@mail.ru.
    О себе:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишневский,_Михаил_Владимирович

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый Михаил Вла­ди­ми­ро­вич, здрав­ствуйте!
      Боль­шое спа­сибо за Ваше пред­ло­же­ние, но, к сожа­ле­нию, я вынуж­дена отказаться.

  7. Наталия говорит:

    На сайте пред­став­лен про­сто фан­та­сти­че­ский мате­риал. Без­мер­ная бла­го­дар­ность автору! С удо­воль­ствием бы про­чи­тала книгу «Исто­ри­че­ский костюм анд­ского мира» в печат­ном варианте…

Добавить комментарий для fedosya.o Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>