Божество – воздушный шар

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас. I.2.3.3.2. Боже­ства со зве­ри­ными чер­тами, про­дол­же­ние

I.2.3.3.2.2. Вер­ти­каль­ная ком­по­зи­ция, окон­ча­ние

 http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

 Боже­ство – воз­душ­ный шар

image055 image057Фото 20[i]. Покров. Раз­мер: 277×146 см. Про­стая ткань, вышивка шер­стью вер­блю­до­вых. Стиль цве­то­вых бло­ков. Куль­тура Некро­поля Пара­каса (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Некро­поль Вари-Кайана, полу­ост­ров Пара­кас, Перу. Мумия № 382, объ­ект № 2. Наци­о­наль­ный инсти­тут куль­туры. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[ii]. Фото 21[iii]. Уча­сток покрова круп­ным планом

Покров из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 20 – 22) пре­красно сохра­нился и вышит хорошо про­ду­ман­ным и соот­вет­ственно дета­ли­зи­ро­ван­ным моти­вом, кото­рый пока­зы­вает еще одно лета­тель­ное сред­ство богов во плоти.

image059 image061Фото 22[iv]. Мотив основ­ного поля покрова в двух ракурсах

Мотив вклю­чает в себя боль­шие и малень­кие сим­волы коша­чьих в каче­стве узо­ров на кайме туники, а также само­сто­я­тель­ных фигу­рок, кото­рые вхо­дят в ком­по­зи­цию убран­ства головы пер­со­нажа. Изоб­ра­же­ний птиц на мотиве нет. Силуэт птицы создает боль­шая чер­ная туника с широ­кими рука­вами, не наде­тыми на руки пер­со­нажа. Туника впи­сана в почти пол­ный круг и, если смот­реть на мотив в поло­же­нии пер­со­нажа вверх голо­вой, напо­ми­нает пузырь или, ско­рее, воз­душ­ный шар. Вос­при­ни­мать пузырь как воз­душ­ный шар помо­гает кайма подола туники, на кото­рой сверху изоб­ра­жены корот­кие жел­тые линии, пере­да­ю­щие стропы.

image102Фото 22а[iva]. Скульп­тур­ный сосуд. Раз­меры: высота 39,9 см, длина 16,7 см, ширина 16,5 см. Вес: 787 г. Мате­риал и тех­ника: дерево, инкру­ста­ция пер­ла­мут­ром; тыква, пиро­гра­вюра. Культура/стиль: Чиму. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко Хойлю: Импер­ский период (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Позд­ний гори­зонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье Перу. Место созда­ния: Тру­хи­льо, Ла-Либертад. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[ivb]

Кстати, один из воз­душ­ных шаров богов во плоти запе­чат­лен масте­ром куль­туры Чиму в дере­вян­ной скульп­туре (фото 22а), где кор­зина воз­душ­ного шара пред­став­лена в виде ягу­ара, инкру­сти­ро­ван­ного пер­ла­мут­ром и бисе­ром из лазу­рита. Его когти явля­ются нату­раль­ными. Сам шар, сде­лан­ный из тыквы, покрыт в тех­нике пиро­гра­вюры узо­рами, кото­рые изоб­ра­жают божеств цар­ства Чиму.

 

Божества-чудовища

Сле­ду­ю­щая группа моти­вов, хотя и выстро­ена в соот­вет­ствии с кано­ном лета­ю­щего водо­лаза, к полету и погру­же­нию под воду имеет весьма отда­лен­ное отно­ше­ние. При их созда­нии, видимо, пре­сле­до­ва­лись дру­гие цели. А в итоге мы видим хит­ро­ум­ное вопло­ще­ние боже­ства в чудовище.

image063Фото 23. Выши­тые фраг­менты покрова. Раз­мер: при­бли­зи­тельно 7,92×10,16 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[v]

Кажется, что пер­со­наж мотива, пока­зан­ного на фото 23 – 28, ухва­тился руками за неви­ди­мую пере­кла­дину, про­хо­дя­щую по линии усов рото­вой маски (налоб­ника в дру­гом ракурсе), как за «вело­си­пед­ный руль», за кото­рый дер­жится летя­щая обе­зьяна мотива с фото 9. Дань ли это канону или пер­со­наж дей­стви­тельно мыс­лился летя­щим, неиз­вестно. Бόль­шая часть сим­во­лики мотива сосре­до­то­чена в обла­сти его головы и, в осо­бен­но­сти, голов­ного убора, к кото­рому он воз­дел руки.

image065 image067Фото 24 и 25. Вари­ант мотива в двух ракурсах

Черты лиц пер­со­на­жей и мел­кие детали-знаки изоб­ра­же­ний на вари­ан­тах мотива чуть-чуть да раз­ли­ча­ются. В резуль­тате на мотиве с фото 24 мы видим пер­со­наж с длин­ной дра­ко­ньей мор­дой, крас­ными нозд­рями и харак­тер­ными выро­стами на под­бо­родке. А на дру­гом вари­анте мотива в том же ракурсе (фото 26 и 27) у пер­со­нажа сход­ства с дра­ко­ном меньше. Тем не менее, оче­видно, что перед нами – изоб­ра­же­ние дракона-человека, выпол­нен­ное под вли­я­нием чавин­ской тра­ди­ции. И лиш­нее под­твер­жде­ние тому – форма стопы пер­со­нажа с под­жа­тым дра­ко­ньим паль­цем в виде запя­той (см. фото 27), а не обе­зья­нья лапка с отстав­лен­ным и часто пря­мым пятым пальцем.

image069 image071 image073Фото 26, 27 и 28. Три раз­лич­ных вари­анта мотива

Если пере­вер­нуть мотив вниз голо­вой пер­со­нажа (фото 25 и 28), вна­чале кажется, что видишь чело­века. А если охва­тить взгля­дом не только его глаза, но и боль­шую рото­вую маску, то пони­ма­ешь, что это – еще и чудо­вище с огром­ной пастью, изры­га­ю­щее змее­по­доб­ных сущ­но­стей. То есть в таком ракурсе пер­со­наж ста­но­вится человеком-драконом в ипо­стаси неве­до­мого нам чудо­вища, воз­можно, мор­ского. Сму­щает, правда, лопа­то­об­раз­ный пред­мет с левого бока пер­со­нажа, кото­рый вос­при­ни­ма­ется как часть его одежды, потому что окра­шен в те же цвета, что и пончо, и у него даже есть такой же кант. Что это? Неужели тка­ный хвост персонажа?

Фигуры, вхо­дя­щие в состав голов­ного убора (если смот­реть на пер­со­наж, когда его голова нахо­дится сверху), тоже имеют очень слож­ную ком­по­новку. В этом поло­же­нии у них явно головы коша­чьих. В то же время коша­чьи содер­жат в себе еще какие-то суще­ства, похоже, раз­ные на раз­ных моти­вах. К сожа­ле­нию, иден­ти­фи­ци­ро­вать их, как и мно­гое дру­гое, не пред­став­ля­ется воз­мож­ным, потому что все мотивы, а их оста­лось не менее пяти, как это можно видеть на фото 23, очень плохо сохранились.

image075image077Фото 29. Выши­тый фраг­мент покрова (в двух ракур­сах). Раз­меры: 13×18,73 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[vi]

Пальму пер­вен­ства в созда­нии мно­го­пла­но­вых и мно­го­знач­ных голов чудо­вищ я бы отдала худож­нику мотива, пока­зан­ного на фото 29 и 30. Здесь лицо пер­со­нажа с огром­ными гла­зами состав­лено из двух изо­гнув­шихся чело­ве­че­ских фигур в позе сво­бод­ного паде­ния (подроб­нее см.: «Люди под водой»). А на шапке рас­по­ло­жен узор, кото­рый напо­ми­нает глаза с длин­ными рес­ни­цами. Вполне может статься, что у пер­со­нажа две головы. При этом голова/лицо, состав­лен­ное из людей, выхо­дит из пасти вто­рой головы.

image079Фото 30. Мотив в гори­зон­таль­ном положении

Канон мотива пред­по­ла­гает, что обе руки пер­со­нажа должны быть рас­по­ло­жены по обе сто­роны его головы. А здесь мы видим только левую руку. Уча­сток с пра­вой рукой мог и не сохра­ниться. Но если она все же была, чья рука изоб­ра­жена под аркой, состо­я­щей из белой и синей полос и выши­той на боку пер­со­нажа? Арка соеди­нена с корот­кой змее­по­доб­ной сущ­но­стью. Рядом с ней нахо­дится хвост. При­над­ле­жит ли он пер­со­нажу или как-то свя­зан с аркой?

image081                          image083Фото 31. Фраг­мент корич­не­вого покрова (в двух ракур­сах). Раз­меры: 25×14 см. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ной пря­жей 16 раз­лич­ных цве­тов по хлоп­ко­вой ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период 1B-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[vii]

Мотив, кото­рый воз­вра­щает нас в неко­то­рой мере к теме полета с «вело­си­пед­ным рулем» и про­дол­жает тему вто­рой ипо­стаси боже­ства в виде головы чудо­вища, хра­нится в Музее миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 31 и 32). Пер­со­наж дер­жит нечто, похо­жее на руль, впе­реди себя на вытя­ну­тых руках, а огром­ное лицо мон­стра появ­ля­ется из-под туники пер­со­нажа, если повер­нуть его вверх голо­вой. Изо рта чудо­вища выхо­дят сущ­но­сти, в форме кото­рых обычно изоб­ра­жа­ется налоб­ник. Рядом с ними нахо­дятся обе­зья­ньи ноги пер­со­нажа, кото­рые одно­вре­менно явля­ются руками монстра.

image085Фото 32. Голова пер­со­нажа мотива круп­ным планом

Любо­пытно, что на лицо пер­со­нажа надета маска, кото­рая кажется рыжей боро­дой с усами, а на глаза – очки, похо­жие на очки для чте­ния. Его рот широко открыт, и видно, что в нем оста­лось лишь несколько перед­них зубов. Не уди­ви­тельно, что пер­со­наж вос­при­ни­ма­ется как без­зу­бый боро­да­тый ста­рик в очках, кри­ча­щий от ужаса.

image095Фото 33. Фраг­менты покрова из Метрополитен-музея искусств

Мотив с боро­да­тым ста­ри­ком повто­рен на покрове, несколько фраг­мен­тов кото­рого нахо­дится в Метрополитен-музее искусств (фото 33 и 34). Правда, ста­рик здесь выгля­дит не пере­пу­ган­ным, а весе­лым, и огром­ное лицо чудо­вища под его туни­кой почти не читается.

image087 image089Фото 34. Выши­тый фраг­мент покрова (в двух ракур­сах). Раз­мер: 12,7×12,7 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[viii]

Мотив, выши­тый на том, что было когда-то, ско­рее всего, покро­вом, остатки кото­рого ныне хра­нятся в Бри­тан­ском музее (фото 35 – 37), объ­яс­няет, какого мон­стра изоб­ра­жают мотивы с божествами-чудовищами. Им явля­ется божество-корабль.

image086Фото 35. Тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: длина 55 см (+3,5 см бахрома), ширина 79 см. Мате­риал и тех­ника: ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния сли­во­вого цвета; вышивка сте­бель­ча­тым швом и швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей нит­ками сли­во­вого, голу­бого, зеле­ного, светло– и темно-коричневого, кремового/белого, жел­того, крас­ного и розо­вого цве­тов. Культура/период: Пара­кас. Даты: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Перу (побе­ре­жье). Бри­тан­ский музей[ix].

Дан­ный мотив объ­еди­нил в себе канон Боже­ства Пара­каса с летя­щей обе­зья­ной и вари­анты этого канона, где из пасти чудо­вища выры­ва­ются змее­по­доб­ные сущ­но­сти. Здесь из-под ниж­ней губы мон­стра выхо­дят две длин­ные сущ­но­сти в форме вело­си­пед­ного руля, кото­рого он каса­ется паль­цами. А четыре сущ­но­сти поко­роче на самом «руле» как бы тянут пер­со­наж впе­ред (фото 36). Две малень­кие обе­зьянки теперь нахо­дятся у его ног. Они дер­жат лап­ками нечто вроде разо­мкну­той по сере­дине рамы, на кото­рой стоит персонаж.

image098Фото 36[x]. Голова чудовища

Обе­зьянки соеди­нены с кон­струк­цией из двух труб на спине пер­со­нажа. Трубы выпол­нены в виде змее­по­доб­ных сущ­но­стей, изо­гну­тых под пря­мыми углами, кото­рые не харак­терны для живых существ. Как можно видеть на фото 37, перед­няя часть обе­зьянки нахо­дится как бы в отдель­ном отсеке, поскольку это про­стран­ство огра­ни­ченно с двух сто­рон кри­выми лини­ями. На дан­ном вари­анте мотива у обе­зьянки крас­ные глаза и крас­ная шапочка, а на дру­гих вари­ан­тах – у обе­зья­нок также есть что-то крас­ное, напри­мер, маска. Воз­можно, ими пока­зан огонь, выры­ва­ю­щийся из сопел. В целом же обе­зьянки имеют при­знаки боже­ствен­но­сти в виде голов­ного убора, серег и рото­вой маски и, несо­мненно, явля­ются божествами-помощниками. Дума­ется, они сим­во­ли­зи­руют дви­жу­щую силу.

image100Фото 37[xi]. Одна из обезьянок

Более всего пора­жает изоб­ра­же­ние шесте­ре­нок в про­зрач­ном тру­бо­про­воде на спине пер­со­нажа. Их хорошо видно на фото 37. На змее­по­доб­ных сущ­но­стях, выхо­дя­щих изо рта пер­со­нажа, вышиты поло­винки шесте­ре­нок. Теперь ста­но­вится поня­тен смысл похо­жих сим­во­лов, кото­рые в боль­шом коли­че­стве изоб­ра­жены на моти­вах с боро­да­тым ста­ри­ком (см. фото 32 и 34) и харак­те­ри­зу­ются в музей­ных ката­ло­гах как цветы.

Про­дол­же­ние: с. 27

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 27 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>