Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.2.4. Ткани с красной каймой
Несмотря на то, что символика узоров тканей коричневой гаммы отличается от чавинской и у них другое изобразительное решение, узоры отражают одно и то же с чавинским представление о божестве-первопредке как о божестве-корабле. В построении образа божества Паракаса на этих тканях виден чавинский подход, который предполагает, что божество – это, прежде всего, человек. Божество может иметь ипостаси, где оно приобретает признаки одного или нескольких животных, но всегда сохраняет черты человека, которые доминируют над остальными.
Фото 1. Покров. Крупный план угла вышитой каймы. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[i]
Но эпоху, которую отображали ткани коричневой гаммы, сменяет другая. Ей соответствует текстиль из хлопковой ткани с гладким основным полем и вышитой шерстяными нитками каймой (фото 1), тогда как ткани коричневой гаммы каймы не имели, узоры заполняли все поле и они были ткаными. Со временем на кайме появляется бахрома. Узоры становятся многоцветными. Фон каймы выполняется красными нитками, а фигуры – желтыми, зелеными и синими. От тканей этой группы до нас дошла в основном только вышитая кайма. Неокрашенная и не укрепленная вышивкой ткань основного поля не сохранилась. Хотя период Пещер ученые не делят на фазы, как период Некрополя, я думаю, что текстиль этой группы свидетельствуют о наступлении новой эры и о приходе новых богов, поскольку он существенным образом отличаются от тканей коричневой гаммы по общей композиции покрова, технике декорирования и материалам. Кроме того, несмотря на внешнее сходство орнаментов, меняется смысл их послания. Геометрический стиль и присущие узорам изобразительные каноны сохраняются, но претерпевают существенные изменения, в основе которых лежит изменение представления о божестве, а следовательно, и его изобразительной трактовки. Наблюдается отход от чавинского понимания божества-первопредка как божества-корабля, являющегося, прежде всего, человеком с теми или иными чертами животных. Человек и животное все более обосабливаются. Сер окулядо в звериной ипостаси начинает терять человеческие черты. Со временем этот процесс приводит к тому, что появляется божество, которое принято называть фелино окулядо.
В результате на узорах тканей с красной каймой можно видеть три образа сера окулядо: человек, человек-динозавр и динозавр в маске человека. Если на тканях коричневой гаммы разные варианты изображения сера окулядо воспринимались как его ипостаси, то при взгляде на узоры текстиля с красной каймой возникает вопрос: а не стали ли они тремя разными божествами?
Наиболее распространенными являются узоры, где изображены человек-динозавр и динозавр в маске человека. При этом сер окулядо в ипостаси динозавра, как я уже говорила, все более превращается в животное и поэтому различить эти две ипостаси бывает сложно.
Фото 1а[ia]. Кайма с изображениями сидящей обезьяны. Ткань из коричневого хлопка полотняного переплетения, вышитая стебельчатым швом шерстяными нитками зеленого, желтого, темно-синего и красного (фон) цветов. Размеры: 57×14 см. Культура/период: Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период, фаза-1. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас(?). Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[ib]
Сер окулядо в ипостаси динозавра. На тканях с красной каймой еще можно найти мотивы, созданные на основе канона сера окулядо в звериной ипостаси, характерного для текстиля коричневой гаммы. Пример тому – орнамент каймы из Музея Пибоди (фото 1a и 1b). Но соответствие канону у мотива достаточно формально. Недаром каталог музея характеризует персонаж как сидящую обезьяну. И действительно, голова и закрученный на конце хвост говорят о том, что художник имел в виду именно это животное. Он изобразил его веселым. Особенно забавно божество-обезьяна выглядит на четвереньках (фото 1b).
Фото 1b[ic]
Но на тканях с красной каймой такое достаточно полное повторение канона текстиля коричневой гаммы большая редкость.
Фото 2 и 3. Мотив каймы покрова с фото 1 в правильном – горизонтальном положении и он же, поставленный вертикально
На основе канона сера окулядо в звериной ипостаси был разработан новый образец. При этом голова персонажа была повернута на 90о. В результате голова и вместе с ней вся фигура божества стали восприниматься адекватно только в горизонтальном положении (сравните фото 2 и 3). Если повернуть мотив так, чтобы ноги были внизу, голова оказывается неестественно откинутой назад, как будто у персонажа сломана шея. В то же время положение конечностей не позволяет сказать, что божество стоит на четвереньках или что оно опирается хотя бы на две из них. Божество более не стоит на двух ногах на суше, а плывет под водой параллельно дну или поверхности воды. Конечно, говорить о том, что оно плывет, не совсем корректно, поскольку его согнутые в суставах конечности опущены. Скорее, божество показано зависшим под водой, как будто бы оно замерло на миг, чтобы дать себя рассмотреть.
Получается, что божество почти перестало быть человеком, но осталось динозавром, который может жить в воде. Я усматриваю в этом искажение смысла символики динозавра, причиной которого стало вынужденное соблюдение принципа преемственности образов божества и его изобразительных канонов. Безусловно, существовали динозавры, которые обитали в океанах, но они вряд ли были хорошо знакомы жителям побережья. Об этом свидетельствуют камни Ики, где нет гравюр с морскими ящерами. К тому же и разработчики канонов коричневых тканей, и авторы росписей керамики Ики имели в виду динозавров, обитающих на суше. Возможно, поэтому на росписях сосудов культуры Наски, где также основной средой обитания богов является вода, динозавр уступил место орке.
Фото 3а. Кайма покрова с бахромой. Размеры: 21×17 см. Культура/период: Ранний горизонт, фаза-10, Некрополь Паракаса. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас(?), Некрополь Паракаса(?). Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[id]
Но в какой степени паракасцы воспринимали изображаемое ими божество как человека? Такой вопрос возникает, когда смотришь на мотивы тканей коричневой гаммы, где персонажи имеют вид машин, роботов, а не людей. Вероятно, эта степень тогда была минимальной, поскольку техногенный облик божеств намеренно подчеркивался их геометрическими формами и неестественным положением частей тела и головы. На большинстве мотивов тканей с красной каймой данная тенденция сохранилась. Лишнее подтверждением тому – единственный в своем роде мотив каймы, хранящийся в Музее Пибоди, где голова сера окулядо повернута в одну сторону, а тело и конечности – в диаметрально противоположную. Поэтому следует признать, что называть божество тканей геометрического стиля человеком, даже когда его облик приближен к человеческому, во многих случаях можно лишь условно.
Фото 3b. Крупный план фрагмента слева на фото 3a
Еще одно соображение пришло мне в голову, когда я увидела фрагменты каймы из Музея Пибоди. Может быть, для художников геометрического стиля не было столь важно, насколько адекватно естественной будет воспринята зрителем поза изображаемого на кайме покрова плывущего божества. К тому же исконные каноны ввели в норму ненормальное для живого существа положение его членов, и, надо думать, это считалось признаком божественности. Каждый второй персонаж в позе пловца на кайме помещен вверх ногами. А на кайме горловины, которая на паракасских эсклавинах расположена вертикально, персонажи в позе пловца тоже расположены вертикально. Следовательно, заботиться о том, чтобы персонаж в позе пловца «плыл», когда покров (мантия) и эсклавина надеты на человека, художнику, вероятно, и не было нужно. Гораздо важнее было положение персонажей относительно друг друга и зон покрова и эсклавины, которые, скорее всего, символизировали определенные части паракасского мироздания. То есть персонаж создавался с ориентацией не на внешний мир, а на тот космос, который был изображен на ткани.
Паракасские властители отправлялись в мир предков голыми, а одежда, головные уборы и украшения помещались между слоями тканей фардо. Почему человека не хоронили одетым, чтобы он без промедления был принят в мире предков в соответствии со своим статусом? Может быть, ткани предназначались не для усопшего, а для божественных предков как послание и как приношение? Но вернемся к канонам мотивов.
На втором варианте канона сера окулядо в ипостаси динозавра ноги персонажа «растут» не из широкого основания корпуса/днища, а из его торца (фото 2, 3a и 3b), как у канона сера окулядо в третьей ипостаси при горизонтальном положении фигуры на тканях коричневой гаммы. Такие конечности более соответствуют человеческим. Второй вариант канона оказался гораздо более жизнеспособным и в дальнейшем получил широкое распространение.
Фото 4. Фрагмент каймы. Размеры: 18,42×45,72 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. V – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[ii]
Примером заимствования и трансформации канонов тканей коричневой гаммы может служить кайма покрова, заснятая на фото 4. Очевидно, что принцип преемственности здесь соблюден, поскольку мотив каймы является повторением мотива, вытканного на коричневом покрове с фото 6, с. 8. Однако при всем сходстве поз персонажей они различаются. Мотив коричневого покрова демонстрирует сера окулядо в позе стоящего на задних лапах динозавра, которые опирается на свой хвост, а мотив красной каймы – тот же персонаж в позе, которая возможна только под водой. Особенность мотива – змеевидный хвост персонажа, который заключает композицию в рамку. В результате внешние контуры мотива приобретают форму прямоугольника, характерную для блочного стиля Некрополя. На красной кайме мотивы поставлены тесно друг к другу. При этом каждый второй мотив отражен по вертикали, т.е. персонаж показан вверх ногами. Данное построение орнамента – это еще одна новация тканей с красной каймой. Оно свойственно кайме покровов Некрополя. Таким образом, оформление тканей с красной каймой демонстрирует зачатки стиля Некрополя.
Фото 5. Вышитая горловина рубашки. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории[iii]
Еще один вариант трансформации мотива коричневого покрова представлен на горловине эсклавины или унку из долины Ики (фото 5 и 6). Сер окулядо выглядит на нем настолько экстравагантно, что от комментариев я, пожалуй, воздержусь.
Фото 6. Вышитая горловина рубашки, крупный план мотива[iv]
На тканях с красной каймой исчезают змеи-молнии, характерные для тканей коричневой гаммы. Их место занимают змеи-потоки, которые уже более соответствуют шлангам системы жизнеобеспечения подводного пловца. Они отходят как от середины верхнего обреза маски сера окулядо, так и от ее подбородка и имеют на конце либо нечто вроде бахромы или маску с бахромой в виде бороды. Часто маска сера окулядо сверху бывает украшена потоками, напоминающими две струйки маленького фонтана (усики бабочки или длинные загнутые уши животного). Такие потоки могут исходить и из подбородка его маски. Снизу маска сера окулядо с помощью двух прямых линий (трубки, шеста, палки?) бывает соединена со второй такой же маской, но меньшей по размеру, которая может быть поставлена как вниз, так и вверх подбородком.
Внутрь фигуры сера окулядо помещается динозавр (один или два в одном) в маске с треугольным вырезом. На мотиве узора покрова с фото 1 он похож на бронепоезд. Горбатый кот, как и на тканях коричневой гаммы, включается в композицию мотива тканей с красной каймой в виде отдельно стоящих фигур небольшого размера. Но его фигура теперь также может быть помещена на конце змеи, которая раньше заканчивалась только маленькой маской (фото 2). Изображения динозавра внутри сера окулядо и динозавра-кота (горбатого кота) различаются. Наверное, это разные персонажи. У кота на конце змеи (фото 2) более компактное тело, а рисунок его маски не оставляет сомнения в том, что это – кошачья маска. В отличие от маски с вырезом, на ней уши отделены от лица прямой линией. Маска самого сера окулядо имеет такие же внешние контуры, что и маска фелино. Она отличается в основном тем, что ее верх обрезан ровно, т.е. у нее отсутствуют уши.
Фото 7. Текстильный фрагмент. Размеры: длина 20 см (4,5 см бахрома), ширина 26 см. Материал: шерсть верблюдовых. Техника: вышивка черными и желтыми нитками по ткани красного цвета. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Британский музей[v]
В своих руках – ногах динозавра сер окулядо теперь уже ничего не «держит». Исключением, правда, являются два мотива каймы несохранившихся покровов (фото 7, 8 и 9, 10), которые были созданы уже в нашу эру. Здесь, как и на тканях коричневой гаммы, к рукам-ногам персонажа присоединены треугольник(и) с одной стороны и змееподобная сущность в маске с человеческими ушами и длинной волнистой «бородой». Если фигура мотива с фото 7 и 8 по своему рисунку близка к уже описанным, то фигура узора остатков каймы из захоронений Наски (фото 9 и 10) отличается отсутствием хвоста, почти человеческим телом с едва заметным горбом и человеческими ногами, изображенными в соответствии с каноном третьей ипостаси сера окулядо. Внутри тела находится не динозавр, а двуглавая птица – символ полета. Эту фигуру вполне можно трактовать как изображение летящего божества. Сер окулядо как будто пролетает над маленькими фигурками котов-динозавров далеко внизу и над водой, которая передается с помощью волнистых линий одного из потоков, исходящих из верха его маски.
Фото 9. Текстильный фрагмент с «летящими» фигурами. Размеры: длина 19,5 см (3,5 см бахрома), ширина 58 см. Материалы и техника: шерсть верблюдовых; вышивка стебельчатым швом красными, синими, зелеными, желтыми нитками по ткани коричневого цвета. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Наска, захоронения. Британский музей[vi]
Фото 10[vii]. Крупный план мотива, крайнего справа
К летящим следовало бы отнести и фигуру сера окулядо, вышитую на кайме покрова, заснятой на фото 10а, потому что на его теле также есть символ двуглавой птицы. Однако она выполнена по канону сера окулядо в звериной ипостаси тканей коричневой гаммы, который изображает стоящую фигуру. Голова и туловище персонажа в соответствии с ним соединены двумя тонкими линиями, т.е. шестообразной шеей, тогда как на большинстве мотивов тканей с красной каймой голова шеи не имеет. Она просто приставлена к туловищу с минимальным зазором между ними или вовсе без него. Этот мотив интересен тем, что у персонажа и его спутников на голове изображены не змееподобные сущности, а волнистые линии (волосы, стоящие дыбом). Такие же линии отходят от локтей персонажа. Змееподобная сущность с маской на конце всего одна. Она отходит вбок от подбородка.
Фото 10a. Кайма покрова. Размеры: 27,5×23 см. Материал или техника: коричневая шерстяная ткань, покрытая вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками красного, зеленого, желтого, коричневого и иссиня-черного цветов. Паракас, Ранний горизонт – Ранний промежуточный период, 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Южное побережье Перу. Музей изящных искусства, Бостон, США[viii]
Более редким по большому счету является канон, где у сера окулядо тело имеет прямоугольную форму без горба, хотя им были украшены, по крайней мере, две эсклавины или унку (фото 11 и 12). (Остатки вышитого текстиля, показанного на этих фото, относятся к разным предметам одежды.) Здесь сера окулядо сопровождают не только маленькие фигурки динозавров в различных масках, но и фигурка человека.
Фото 11. Вышитый текстиль Паракаса. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г. Данные источника гласят: …мумия № 49». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории[ix]
Фото 12. Вышитый фрагмент рубашки. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории[x]
Аналогичным мотивом украшена и кайма тюрбана (фото 12а).
Фото 12а. Тюрбан. Размеры: 40,5×272,5 см. Материал или техника: основное поле – шерстяная ткань бледно-коричневого цвета полотняного переплетения; кайма вышита стебельчатым швом шерстяными нитками розового, синего, зеленого и желтого цветов. Паракас, Ранний горизонт – Ранний промежуточный период, 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон[xi]
Продолжение: с. 11
[i] http://Images.Library.Amnh.Org/Digital/Items/Show/4847
[ia] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/80697/338743?t:state:flow=1a1da075-e58c-4b51-b27c-2891bcf5b630
[ib] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/377/title-desc?t:state:flow=1849276e-9638-43cd-8832-d0dbe904f46e
[ic] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/80697/39752?t:state:flow=1a1da075-e58c-4b51-b27c-2891bcf5b630
[id] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/248/title-desc?t:state:flow=d6eef6a1-5713-408a-93c7-cabb27d951d1
[v] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=298203&objectid=3042832
[vi] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=654074&partId=1&matcult=7982&page=1