I.2.3.2.4. Ткани с красной каймой

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

image001I.2.3.2.4. Ткани с крас­ной каймой

Несмотря на то, что сим­во­лика узо­ров тка­ней корич­не­вой гаммы отли­ча­ется от чавин­ской и у них дру­гое изоб­ра­зи­тель­ное реше­ние, узоры отра­жают одно и то же с чавин­ским пред­став­ле­ние о божестве-первопредке как о божестве-корабле. В постро­е­нии образа боже­ства Пара­каса на этих тка­нях виден чавин­ский под­ход, кото­рый пред­по­ла­гает, что боже­ство – это, прежде всего, чело­век. Боже­ство может иметь ипо­стаси, где оно при­об­ре­тает при­знаки одного или несколь­ких живот­ных, но все­гда сохра­няет черты чело­века, кото­рые доми­ни­руют над остальными.

image001Фото 1. Покров. Круп­ный план угла выши­той каймы. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[i]

Но эпоху, кото­рую отоб­ра­жали ткани корич­не­вой гаммы, сме­няет дру­гая. Ей соот­вет­ствует тек­стиль из хлоп­ко­вой ткани с глад­ким основ­ным полем и выши­той шер­стя­ными нит­ками кай­мой (фото 1), тогда как ткани корич­не­вой гаммы каймы не имели, узоры запол­няли все поле и они были тка­ными. Со вре­ме­нем на кайме появ­ля­ется бахрома. Узоры ста­но­вятся мно­го­цвет­ными. Фон каймы выпол­ня­ется крас­ными нит­ками, а фигуры – жел­тыми, зеле­ными и синими. От тка­ней этой группы до нас дошла в основ­ном только выши­тая кайма. Неокра­шен­ная и не укреп­лен­ная вышив­кой ткань основ­ного поля не сохра­ни­лась. Хотя период Пещер уче­ные не делят на фазы, как период Некро­поля, я думаю, что тек­стиль этой группы сви­де­тель­ствуют о наступ­ле­нии новой эры и о при­ходе новых богов, поскольку он суще­ствен­ным обра­зом отли­ча­ются от тка­ней корич­не­вой гаммы по общей ком­по­зи­ции покрова, тех­нике деко­ри­ро­ва­ния и мате­ри­а­лам. Кроме того, несмотря на внеш­нее сход­ство орна­мен­тов, меня­ется смысл их посла­ния. Гео­мет­ри­че­ский стиль и при­су­щие узо­рам изоб­ра­зи­тель­ные каноны сохра­ня­ются, но пре­тер­пе­вают суще­ствен­ные изме­не­ния, в основе кото­рых лежит изме­не­ние пред­став­ле­ния о боже­стве, а сле­до­ва­тельно, и его изоб­ра­зи­тель­ной трак­товки. Наблю­да­ется отход от чавин­ского пони­ма­ния божества-первопредка как божества-корабля, явля­ю­ще­гося, прежде всего, чело­ве­ком с теми или иными чер­тами живот­ных. Чело­век и живот­ное все более обосаб­ли­ва­ются. Сер окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси начи­нает терять чело­ве­че­ские черты. Со вре­ме­нем этот про­цесс при­во­дит к тому, что появ­ля­ется боже­ство, кото­рое при­нято назы­вать фелино окулядо.

В резуль­тате на узо­рах тка­ней с крас­ной кай­мой можно видеть три образа сера окулядо: чело­век, человек-динозавр и дино­завр в маске чело­века. Если на тка­нях корич­не­вой гаммы раз­ные вари­анты изоб­ра­же­ния сера окулядо вос­при­ни­ма­лись как его ипо­стаси, то при взгляде на узоры тек­стиля с крас­ной кай­мой  воз­ни­кает  вопрос: а не стали ли они тремя раз­ными божествами?

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ными явля­ются узоры, где изоб­ра­жены человек-динозавр и дино­завр в маске чело­века. При этом сер окулядо в ипо­стаси дино­завра, как я уже гово­рила, все более пре­вра­ща­ется в живот­ное и поэтому раз­ли­чить эти две ипо­стаси бывает сложно.

image031Фото 1а[ia]. Кайма с изоб­ра­же­ни­ями сидя­щей обе­зьяны. Ткань из корич­не­вого хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния, выши­тая сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками зеле­ного, жел­того, темно-синего и крас­ного (фон) цве­тов. Раз­меры: 57×14 см. Культура/период: Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Пара­кас(?). Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[ib]

image007Сер окулядо в ипо­стаси дино­завра. На тка­нях с крас­ной кай­мой еще можно найти мотивы, создан­ные на основе канона сера окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси, харак­тер­ного для тек­стиля корич­не­вой гаммы. При­мер тому – орна­мент каймы из Музея Пибоди (фото 1a и 1b). Но соот­вет­ствие канону у мотива доста­точно фор­мально. Неда­ром ката­лог музея харак­те­ри­зует пер­со­наж как сидя­щую обе­зьяну. И дей­стви­тельно, голова и закру­чен­ный на конце хвост гово­рят о том, что худож­ник имел в виду именно это живот­ное. Он изоб­ра­зил его весе­лым. Осо­бенно забавно божество-обезьяна выгля­дит на чет­ве­рень­ках (фото 1b).

image063Фото 1b[ic]

Но на тка­нях с крас­ной кай­мой такое доста­точно пол­ное повто­ре­ние канона тек­стиля корич­не­вой гаммы боль­шая редкость.

image003                      image005Фото 2 и 3. Мотив каймы покрова с фото 1 в пра­виль­ном – гори­зон­таль­ном поло­же­нии и он же, постав­лен­ный вертикально

На основе канона сера окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси был раз­ра­бо­тан новый обра­зец. При этом голова пер­со­нажа была повер­нута на 90о. В резуль­тате голова и вме­сте с ней вся фигура боже­ства стали вос­при­ни­маться адек­ватно только в гори­зон­таль­ном поло­же­нии (срав­ните фото 2 и 3). Если повер­нуть мотив так, чтобы ноги были внизу, голова ока­зы­ва­ется неесте­ственно отки­ну­той назад, как будто у пер­со­нажа сло­мана шея. В то же время поло­же­ние конеч­но­стей не поз­во­ляет ска­зать, что боже­ство стоит на чет­ве­рень­ках или что оно опи­ра­ется хотя бы на две из них. Боже­ство более не стоит на двух ногах на суше, а плы­вет под водой парал­лельно дну или поверх­но­сти воды. Конечно, гово­рить о том, что оно плы­вет, не совсем кор­ректно, поскольку его согну­тые в суста­вах конеч­но­сти опу­щены. Ско­рее, боже­ство пока­зано завис­шим под водой, как будто бы оно замерло на миг, чтобы дать себя рассмотреть.

Полу­ча­ется, что боже­ство почти пере­стало быть чело­ве­ком, но оста­лось дино­зав­ром, кото­рый может жить в воде. Я усмат­ри­ваю в этом иска­же­ние смысла сим­во­лики дино­завра, при­чи­ной кото­рого стало вынуж­ден­ное соблю­де­ние прин­ципа пре­ем­ствен­но­сти обра­зов боже­ства и его изоб­ра­зи­тель­ных кано­нов. Без­условно, суще­ство­вали дино­завры, кото­рые оби­тали в оке­а­нах, но они вряд ли были хорошо зна­комы жите­лям побе­ре­жья. Об этом сви­де­тель­ствуют камни Ики, где нет гра­вюр с мор­скими яще­рами. К тому же и раз­ра­бот­чики кано­нов корич­не­вых тка­ней, и авторы рос­пи­сей кера­мики Ики имели в виду дино­зав­ров, оби­та­ю­щих на суше. Воз­можно, поэтому на рос­пи­сях сосу­дов куль­туры Наски, где также основ­ной сре­дой оби­та­ния богов явля­ется вода, дино­завр усту­пил место орке.

image065Фото 3а. Кайма покрова с бахро­мой. Раз­меры: 21×17 см. Культура/период: Ран­ний гори­зонт, фаза-10, Некро­поль Пара­каса. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Пара­кас(?), Некро­поль Пара­каса(?). Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[id]

Но в какой сте­пени пара­касцы вос­при­ни­мали изоб­ра­жа­е­мое ими боже­ство как чело­века? Такой вопрос воз­ни­кает, когда смот­ришь на мотивы тка­ней корич­не­вой гаммы, где пер­со­нажи имеют вид машин, робо­тов, а не людей. Веро­ятно, эта сте­пень тогда была мини­маль­ной, поскольку тех­но­ген­ный облик божеств наме­ренно под­чер­ки­вался их гео­мет­ри­че­скими фор­мами и неесте­ствен­ным поло­же­нием частей тела и головы. На боль­шин­стве моти­вов тка­ней с крас­ной кай­мой дан­ная тен­ден­ция сохра­ни­лась. Лиш­нее под­твер­жде­нием тому – един­ствен­ный в своем роде мотив каймы, хра­ня­щийся в Музее Пибоди, где голова сера окулядо повер­нута в одну сто­рону, а тело и конеч­но­сти – в диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ную. Поэтому сле­дует при­знать, что назы­вать боже­ство тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля чело­ве­ком, даже когда его облик при­бли­жен к чело­ве­че­скому, во мно­гих слу­чаях можно лишь условно.

image066Фото 3b. Круп­ный план фраг­мента слева на фото 3a

Еще одно сооб­ра­же­ние при­шло мне в голову, когда я уви­дела фраг­менты каймы из Музея Пибоди. Может быть, для худож­ни­ков гео­мет­ри­че­ского стиля не было столь важно, насколько адек­ватно есте­ствен­ной будет вос­при­нята зри­те­лем поза изоб­ра­жа­е­мого на кайме покрова плы­ву­щего боже­ства. К тому же искон­ные каноны ввели в норму ненор­маль­ное для живого суще­ства поло­же­ние его чле­нов, и, надо думать, это счи­та­лось при­зна­ком боже­ствен­но­сти. Каж­дый вто­рой пер­со­наж в позе пловца на кайме поме­щен вверх ногами. А на кайме гор­ло­вины, кото­рая на пара­кас­ских эскла­ви­нах рас­по­ло­жена вер­ти­кально, пер­со­нажи в позе пловца тоже рас­по­ло­жены вер­ти­кально. Сле­до­ва­тельно, забо­титься о том, чтобы пер­со­наж в позе пловца «плыл», когда покров (ман­тия) и эскла­вина надеты на чело­века, худож­нику, веро­ятно, и не было нужно. Гораздо важ­нее было поло­же­ние пер­со­на­жей отно­си­тельно друг друга и зон покрова и эскла­вины, кото­рые, ско­рее всего, сим­во­ли­зи­ро­вали опре­де­лен­ные части пара­кас­ского миро­зда­ния. То есть пер­со­наж созда­вался с ори­ен­та­цией не на внеш­ний мир, а на тот кос­мос, кото­рый был изоб­ра­жен на ткани.

Пара­кас­ские вла­сти­тели отправ­ля­лись в мир пред­ков голыми, а одежда, голов­ные уборы и укра­ше­ния поме­ща­лись между сло­ями тка­ней фардо. Почему чело­века не хоро­нили оде­тым, чтобы он без про­мед­ле­ния был при­нят в мире пред­ков в соот­вет­ствии со своим ста­ту­сом? Может быть, ткани пред­на­зна­ча­лись не для усоп­шего, а для боже­ствен­ных пред­ков как посла­ние и как при­но­ше­ние? Но вер­немся к кано­нам мотивов.

image009На вто­ром вари­анте канона сера окулядо в ипо­стаси дино­завра ноги пер­со­нажа «рас­тут» не из широ­кого осно­ва­ния корпуса/днища, а из его торца (фото 2, 3a и 3b), как у канона сера окулядо в тре­тьей ипо­стаси при гори­зон­таль­ном поло­же­нии фигуры на тка­нях корич­не­вой гаммы. Такие конеч­но­сти более соот­вет­ствуют чело­ве­че­ским. Вто­рой вари­ант канона ока­зался гораздо более жиз­не­спо­соб­ным и в даль­ней­шем полу­чил широ­кое распространение.

image011Фото 4. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 18,42×45,72 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. V – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[ii]

image012При­ме­ром заим­ство­ва­ния и транс­фор­ма­ции кано­нов тка­ней корич­не­вой гаммы может слу­жить кайма покрова, засня­тая на фото 4. Оче­видно, что прин­цип пре­ем­ствен­но­сти здесь соблю­ден, поскольку мотив каймы явля­ется повто­ре­нием мотива, выткан­ного на корич­не­вом покрове с фото 6, с. 8. Однако при всем сход­стве поз пер­со­на­жей они раз­ли­ча­ются. Мотив корич­не­вого покрова демон­стри­рует сера окулядо в позе сто­я­щего на зад­них лапах дино­завра, кото­рые опи­ра­ется на свой хвост, а мотив крас­ной каймы – тот же пер­со­наж в позе, кото­рая воз­можна только под водой. Осо­бен­ность мотива – змее­вид­ный хвост пер­со­нажа, кото­рый заклю­чает ком­по­зи­цию в рамку. В резуль­тате внеш­ние кон­туры мотива при­об­ре­тают форму пря­мо­уголь­ника, харак­тер­ную для блоч­ного стиля Некро­поля. На крас­ной кайме мотивы постав­лены тесно друг к другу. При этом каж­дый вто­рой мотив отра­жен по вер­ти­кали, т.е. пер­со­наж пока­зан вверх ногами. Дан­ное постро­е­ние орна­мента – это еще одна нова­ция тка­ней с крас­ной кай­мой. Оно свой­ственно кайме покро­вов Некро­поля. Таким обра­зом, оформ­ле­ние тка­ней с крас­ной кай­мой демон­стри­рует зачатки стиля Некрополя.

image014Фото 5. Выши­тая гор­ло­вина рубашки. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[iii]

Еще один вари­ант транс­фор­ма­ции мотива корич­не­вого покрова пред­став­лен на гор­ло­вине эскла­вины или унку из долины Ики (фото 5 и 6). Сер окулядо выгля­дит на нем настолько экс­тра­ва­гантно, что от ком­мен­та­риев я, пожа­луй, воздержусь.

image016Фото 6. Выши­тая гор­ло­вина рубашки, круп­ный план мотива[iv]

На тка­нях с крас­ной кай­мой исче­зают змеи-молнии, харак­тер­ные для тка­ней корич­не­вой гаммы. Их место зани­мают змеи-потоки, кото­рые уже более соот­вет­ствуют шлан­гам системы жиз­не­обес­пе­че­ния под­вод­ного пловца. Они отхо­дят как от сере­дины верх­него обреза маски сера окулядо, так и от ее под­бо­родка и имеют на конце либо нечто вроде бахромы или маску с бахро­мой в виде бороды. Часто маска сера окулядо сверху бывает укра­шена пото­ками, напо­ми­на­ю­щими две струйки малень­кого фон­тана (усики бабочки или длин­ные загну­тые уши живот­ного). Такие потоки могут исхо­дить и из под­бо­родка его маски. Снизу маска сера окулядо с помо­щью двух пря­мых линий (трубки, шеста, палки?) бывает соеди­нена со вто­рой такой же мас­кой, но мень­шей по раз­меру, кото­рая может быть постав­лена как вниз, так и вверх подбородком.

Внутрь фигуры сера окулядо поме­ща­ется дино­завр (один или два в одном) в маске с тре­уголь­ным выре­зом. На мотиве узора покрова с фото 1 он похож на бро­не­по­езд. Гор­ба­тый кот, как и на тка­нях корич­не­вой гаммы, вклю­ча­ется в ком­по­зи­цию мотива тка­ней с крас­ной кай­мой в виде отдельно сто­я­щих фигур неболь­шого раз­мера. Но его фигура теперь также может быть поме­щена на конце змеи, кото­рая раньше закан­чи­ва­лась только малень­кой мас­кой (фото 2). Изоб­ра­же­ния дино­завра внутри сера окулядо и динозавра-кота (гор­ба­того кота) раз­ли­ча­ются. Навер­ное, это раз­ные пер­со­нажи. У кота на конце змеи (фото 2) более ком­пакт­ное тело, а рису­нок его маски не остав­ляет сомне­ния в том, что это – коша­чья маска. В отли­чие от маски с выре­зом, на ней уши отде­лены от лица пря­мой линией. Маска самого сера окулядо имеет такие же внеш­ние кон­туры, что и маска фелино. Она отли­ча­ется в основ­ном тем, что ее верх обре­зан ровно, т.е. у нее отсут­ствуют уши.

image018Фото 7. Тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: длина 20 см (4,5 см бахрома), ширина 26 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Тех­ника: вышивка чер­ными и жел­тыми нит­ками по ткани крас­ного цвета. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[v]

image020Фото 8. Круп­ный план мотива

В своих руках – ногах дино­завра сер окулядо теперь уже ничего не «дер­жит». Исклю­че­нием, правда, явля­ются два мотива каймы несо­хра­нив­шихся покро­вов (фото 7, 8 и 9, 10), кото­рые были созданы уже в нашу эру. Здесь, как и на тка­нях корич­не­вой гаммы, к рукам-ногам пер­со­нажа при­со­еди­нены треугольник(и) с одной сто­роны и змее­по­доб­ная сущ­ность в маске с чело­ве­че­скими ушами и длин­ной вол­ни­стой «боро­дой». Если фигура мотива с фото 7 и 8 по сво­ему рисунку близка к уже опи­сан­ным, то фигура узора остат­ков каймы из захо­ро­не­ний Наски (фото 9 и 10) отли­ча­ется отсут­ствием хво­ста, почти чело­ве­че­ским телом с едва замет­ным гор­бом и чело­ве­че­скими ногами, изоб­ра­жен­ными в соот­вет­ствии с кано­ном тре­тьей ипо­стаси сера окулядо. Внутри тела нахо­дится не дино­завр, а дву­гла­вая птица – сим­вол полета. Эту фигуру вполне можно трак­то­вать как изоб­ра­же­ние летя­щего боже­ства. Сер окулядо как будто про­ле­тает над малень­кими фигур­ками котов-динозавров далеко внизу и над водой, кото­рая пере­да­ется с помо­щью вол­ни­стых линий одного из пото­ков, исхо­дя­щих из верха его маски.

image022Фото 9. Тек­стиль­ный фраг­мент с «летя­щими» фигу­рами. Раз­меры: длина 19,5 см (3,5 см бахрома), ширина 58 см. Мате­ри­алы и тех­ника: шерсть вер­блю­до­вых; вышивка сте­бель­ча­тым швом крас­ными, синими, зеле­ными, жел­тыми нит­ками по ткани корич­не­вого цвета. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Наска, захо­ро­не­ния. Бри­тан­ский музей[vi]

image024Фото 10[vii]. Круп­ный план мотива, край­него справа

К летя­щим сле­до­вало бы отне­сти и фигуру сера окулядо, выши­тую на кайме покрова, засня­той на фото 10а, потому что на его теле также есть сим­вол дву­гла­вой птицы. Однако она выпол­нена по канону сера окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси тка­ней корич­не­вой гаммы, кото­рый изоб­ра­жает сто­я­щую фигуру. Голова и туло­вище пер­со­нажа в соот­вет­ствии с ним соеди­нены двумя тон­кими лини­ями, т.е. шесто­об­раз­ной шеей, тогда как на боль­шин­стве моти­вов тка­ней с крас­ной кай­мой голова шеи не имеет. Она про­сто при­став­лена к туло­вищу с мини­маль­ным зазо­ром между ними или вовсе без него. Этот мотив инте­ре­сен тем, что у пер­со­нажа и его спут­ни­ков на голове изоб­ра­жены не змее­по­доб­ные сущ­но­сти, а вол­ни­стые линии (волосы, сто­я­щие дыбом). Такие же линии отхо­дят от лок­тей пер­со­нажа. Змее­по­доб­ная сущ­ность с мас­кой на конце всего одна. Она отхо­дит вбок от подбородка.

image006Фото 10a. Кайма покрова. Раз­меры: 27,5×23 см. Мате­риал или тех­ника: корич­не­вая шер­стя­ная ткань, покры­тая вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками крас­ного, зеле­ного, жел­того, корич­не­вого и иссиня-черного цве­тов. Пара­кас, Ран­ний гори­зонт – Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искус­ства, Бостон, США[viii]

Более ред­ким по боль­шому счету явля­ется канон, где у сера окулядо тело имеет пря­мо­уголь­ную форму без горба, хотя им были укра­шены, по край­ней мере, две эскла­вины или унку (фото 11 и 12). (Остатки выши­того тек­стиля, пока­зан­ного на этих фото, отно­сятся к раз­ным пред­ме­там одежды.) Здесь сера окулядо сопро­вож­дают не только малень­кие фигурки дино­зав­ров в раз­лич­ных мас­ках, но и фигурка человека.

image026Фото 11. Выши­тый тек­стиль Пара­каса. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г. Дан­ные источ­ника гла­сят: …мумия № 49». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[ix]

image028Фото 12. Выши­тый фраг­мент рубашки. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[x]

Ана­ло­гич­ным моти­вом укра­шена и кайма тюр­бана (фото 12а).

image058Фото 12а. Тюр­бан. Раз­меры: 40,5×272,5 см. Мате­риал или тех­ника: основ­ное поле – шер­стя­ная ткань бледно-коричневого цвета полот­ня­ного пере­пле­те­ния; кайма вышита сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками розо­вого, синего, зеле­ного и жел­того цве­тов. Пара­кас, Ран­ний гори­зонт – Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, 100 г. до н.э. – 100 г. н.э.  Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон[xi]

Про­дол­же­ние: с. 11

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>