Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас.
I.2.3.3.1.1. Божество Паракаса, продолжение
I.2.3.3.1.1.2. Земледельческое божество
Фото 1. Фрагмент каймы покрова или пончо. Размеры: 11,7×57,2 см. Материал и техника: вышивка шерстяными нитками на хлопковой ткани полотняного переплетения светло-коричневого цвета. Место находки: Паракас, Южное побережье Перу. Культура: Паракас. Период: 200 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклинский музей, США[1]
Весьма странно даже по паракасским меркам выглядит персонаж мотива каймы из Бруклинского музея, заснятой на фото 1 – 2. У него свиной пятачок вместо носа и жесткие черные усы. На его спине находится третья нога, а из черной трубы, приделанной к шее, идет дым в виде красных каракатиц. Одето оно в трикотажный костюм в горизонтальную полоску.
Фото 2. Крупный план мотива каймы, крайнего слева
Примерно так я изначально воспринимала эту картинку. Но даже сейчас, когда мне уже понятно, что брюки и рукава трикотажного костюма – это изображение цепей ДНК, меня поражает, что они показаны как ноги и руки, а не как змееподобные сущности. Оказалось, что это не случайное изображение, существовал канон, на основе которого было вышито несколько вещей, фрагменты который хранятся в двух музеях мира.
Фото 3. Вышитая лента. Размеры: 69×12,5 см. Основа – ткань из коричневого хлопка полотняного переплетения полностью покрыта вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками фиолетового, розового, темно-бордового, темно– и светло-синего, светло-голубого, коричневого и кремового цветов. Культура/период: Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период. Ранний горизонт. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Писко. Географическое местоположение: Перу, Южное побережье: Паракас. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[2]
Значение третьей ноги, черной трубы и свиного пятачка мне так и не удалось понять, но смысл остальных деталей стал более или менее ясен, когда в каталоге Бруклинского музея я прочла комментарий к мотиву: «Представлены две фигуры с обезьяньими ступнями, зубчатыми ногами и в кошачьей маске. Фигуры плывут в противоположном направлении и держат длинные узкие ленты бобов и жезлы с клубневидными завершениями». Каталог Музея археологии и этнологии Пибоди описывает кайму с одним из вариантов канона (фото 3) своей коллекции более конкретно: «Три земледельческих божества, держащих посохи и жезлы с бобами. Придатки головы и рта заканчиваются клубнями, и в частности, клубнями ямса».
Фото 4. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 16,5×6 см. Основа – ткань из коричневого хлопка полотняного переплетения полностью покрыта вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками. Культура/период: Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас(?). Музей археологии и этнологии Пибоди[3]
Схожему мотиву с другой каймы (фото 4) каталог дает следующее описание: «Летающее земледельческое божество со ступнями обезьяны, держащее различные овощи». Следовательно, и божество, вышитое на покрове, фрагмент каймы с фестонами которой хранится в Бруклинском музее (фото 5), также можно считать земледельческим.
Фото 5. Текстильный фрагмент, возможно часть покрова. Размеры: 26×17 см. Материалы: хлопок, шерсть верблюдовых. Культура: Наска (по Nobuko Kajatani, 1993); Паракас (по Энн Роу, 1993). Даты: 200 – 600 гг. н.э. Бруклинский музей[4]
В Художественном музее Школы дизайна Род-Айленда (Филадельфия) хранится целый покров небольшого размера, посвященный земледельческому божеству (фото 6 и 7).
Фото 6. Покров. Длина 127 см. Хлопковая ткань полотняного переплетения с вышивкой шерстью. Паракас, полуостров Паракас, Перу. Художественный музей Школы дизайна Род-Айленда, Филадельфия, США[5]
На спине персонажа мы снова видим странный аппендикс, плавно переходящий в змееподобную сущность, которая здесь разделена с ним некоей мембраной. Этот объект есть у большей части персонажей, что говорит о том, что он является важной составляющей образа божества. Но о том, что именно он символизирует, у меня не возникает ни одного предположения.
Фото 7. Участок покрова крупным планом
Конечно, у большинства представленных здесь мотивов уровень изобразительного мастерства сравнительно невысок. И нельзя сказать, что жрецы-художники, создавшие их, были хорошо знакомы с учением о Божестве Паракаса и его классическими изобразительными канонами, иначе они не стали бы, например, рисовать его ноги как змееподобные сущности. Правда, Божество Паракаса на большинстве этих вышивок показано в маске с прямоугольными вырезами для глаз, которые характерны для текстиля геометрического стиля и редко встречаются на тканях в стиле Некрополя Паракаса. Следовательно, нельзя обвинить художников в полном незнании канонов. Возможно, и изображение змееподобных сущностей в качестве конечностей персонажа не случайно и имеет свой символический смысл. В целом благодаря этой группе мотивов можно говорить о том, что Божество Паракаса также почиталось как даровавшее народу овощные растения.
Несколько по-другому представлено Божество Паракаса в качестве земледельческого божества на рисунке мотива (фото 8) из книги первого перуанского археолога-женщины, ученицы Хулио Тельо Ребеки Каррион Кашо (1907 – 1960) «Паракас: культурные элементы» (Carrión Cachot, R. Paracas: Cultural elements. Lima, 1949). Здесь оно показано в облике обезьяны без каких-либо головных украшений и змееподобных сущностей, которыми обычно передаются элементы снаряжения для подводного плавания. Тем не менее, на ее тапаррабо изображена двойная рыба Паракаса.
Фото 8[6]. Рисунок (в двух ракурсах) из книги Ребеки Каррион Кашо, входящий в блок иллюстраций, озаглавленный «Изображение мифологической рыбы Паракаса»
Продолжение: с. 22