I.2.3.3.1.1.2. Земледельческое божество

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас.

I.2.3.3.1.1. Боже­ство Пара­каса, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.1.1.2. Зем­ле­дель­че­ское божество

image001Фото 1. Фраг­мент каймы покрова или пончо. Раз­меры: 11,7×57,2 см. Мате­риал и тех­ника: вышивка шер­стя­ными нит­ками на хлоп­ко­вой ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния светло-коричневого цвета. Место находки: Пара­кас, Южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура: Пара­кас. Период: 200 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклин­ский музей, США[1]

Весьма странно даже по пара­кас­ским мер­кам выгля­дит пер­со­наж мотива каймы из Бруклин­ского музея, засня­той на фото 1 – 2. У него сви­ной пята­чок вме­сто носа и жест­кие чер­ные усы. На его спине нахо­дится тре­тья нога, а из чер­ной трубы, при­де­лан­ной к шее, идет дым в виде крас­ных кара­ка­тиц. Одето оно в три­ко­таж­ный костюм в гори­зон­таль­ную полоску.

image003Фото 2. Круп­ный план мотива каймы, край­него слева

При­мерно так я изна­чально вос­при­ни­мала эту кар­тинку. Но даже сей­час, когда мне уже понятно, что брюки и рукава три­ко­таж­ного костюма – это изоб­ра­же­ние цепей ДНК, меня пора­жает, что они пока­заны как ноги и руки, а не как змее­по­доб­ные сущ­но­сти. Ока­за­лось, что это не слу­чай­ное изоб­ра­же­ние, суще­ство­вал канон, на основе кото­рого было вышито несколько вещей, фраг­менты кото­рый хра­нятся в двух музеях мира.

image005Фото 3. Выши­тая лента. Раз­меры: 69×12,5 см. Основа – ткань из корич­не­вого хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния пол­но­стью покрыта вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками фио­ле­то­вого, розо­вого,  темно-бордового, темно– и светло-синего, светло-голубого, корич­не­вого и кре­мо­вого цве­тов. Культура/период: Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период. Ран­ний гори­зонт. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Писко. Гео­гра­фи­че­ское место­по­ло­же­ние: Перу, Южное побе­ре­жье: Пара­кас. Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[2]

Зна­че­ние тре­тьей ноги, чер­ной трубы и сви­ного пятачка мне так и не уда­лось понять, но смысл осталь­ных дета­лей стал более или менее ясен, когда в ката­логе Бруклин­ского музея я про­чла ком­мен­та­рий к мотиву: «Пред­став­лены две фигуры с обе­зья­ньими ступ­нями, зуб­ча­тыми ногами и в коша­чьей маске. Фигуры плы­вут в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии и дер­жат длин­ные узкие ленты бобов и жезлы с клуб­не­вид­ными завер­ше­ни­ями». Ката­лог Музея архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди опи­сы­вает кайму с одним из вари­ан­тов канона (фото 3) своей кол­лек­ции более кон­кретно: «Три зем­ле­дель­че­ских боже­ства, дер­жа­щих посохи и жезлы с бобами. При­датки головы и рта закан­чи­ва­ются клуб­нями, и в част­но­сти, клуб­нями ямса».

image006Фото 4. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 16,5×6 см. Основа – ткань из корич­не­вого хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния пол­но­стью покрыта вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками. Культура/период: Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Пара­кас(?). Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди[3]

Схо­жему мотиву с дру­гой каймы (фото 4) ката­лог дает сле­ду­ю­щее опи­са­ние: «Лета­ю­щее зем­ле­дель­че­ское боже­ство со ступ­нями обе­зьяны, дер­жа­щее раз­лич­ные овощи». Сле­до­ва­тельно, и боже­ство, выши­тое на покрове, фраг­мент каймы с фесто­нами кото­рой хра­нится в Бруклин­ском музее (фото 5), также можно счи­тать земледельческим.

image008Фото 5. Тек­стиль­ный фраг­мент, воз­можно часть покрова. Раз­меры: 26×17 см. Мате­ри­алы: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Наска (по Nobuko Kajatani, 1993); Пара­кас (по Энн Роу, 1993). Даты: 200 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей[4]

В Худо­же­ствен­ном музее Школы дизайна Род-Айленда (Фила­дель­фия) хра­нится целый покров неболь­шого раз­мера, посвя­щен­ный зем­ле­дель­че­скому боже­ству (фото 6 и 7).

image014Фото 6. Покров. Длина 127 см. Хлоп­ко­вая ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния с вышив­кой шер­стью. Пара­кас, полу­ост­ров Пара­кас, Перу. Худо­же­ствен­ный музей Школы дизайна Род-Айленда, Фила­дель­фия, США[5]

На спине пер­со­нажа мы снова видим стран­ный аппен­дикс, плавно пере­хо­дя­щий в змее­по­доб­ную сущ­ность, кото­рая здесь раз­де­лена с ним некоей мем­бра­ной. Этот объ­ект есть у боль­шей части пер­со­на­жей, что гово­рит о том, что он явля­ется важ­ной состав­ля­ю­щей образа боже­ства. Но о том, что именно он сим­во­ли­зи­рует, у меня не воз­ни­кает ни одного предположения.

image015Фото 7. Уча­сток покрова круп­ным планом

Конечно, у боль­шин­ства пред­став­лен­ных здесь моти­вов уро­вень изоб­ра­зи­тель­ного мастер­ства срав­ни­тельно невы­сок. И нельзя ска­зать, что жрецы-художники, создав­шие их, были хорошо зна­комы с уче­нием о Боже­стве Пара­каса и его клас­си­че­скими изоб­ра­зи­тель­ными кано­нами, иначе они не стали бы, напри­мер, рисо­вать его ноги как змее­по­доб­ные сущ­но­сти. Правда, Боже­ство Пара­каса на боль­шин­стве этих выши­вок пока­зано в маске с пря­мо­уголь­ными выре­зами для глаз, кото­рые харак­терны для тек­стиля гео­мет­ри­че­ского стиля и редко встре­ча­ются на тка­нях в стиле Некро­поля Пара­каса. Сле­до­ва­тельно, нельзя обви­нить худож­ни­ков в пол­ном незна­нии кано­нов. Воз­можно, и изоб­ра­же­ние змее­по­доб­ных сущ­но­стей в каче­стве конеч­но­стей пер­со­нажа не слу­чайно и имеет свой сим­во­ли­че­ский смысл. В целом бла­го­даря этой группе моти­вов можно гово­рить о том, что Боже­ство Пара­каса также почи­та­лось как даро­вав­шее народу овощ­ные растения.

Несколько по-другому пред­став­лено Боже­ство Пара­каса в каче­стве зем­ле­дель­че­ского боже­ства на рисунке мотива (фото 8) из книги пер­вого перу­ан­ского археолога-женщины, уче­ницы Хулио Тельо Ребеки Кар­рион Кашо (1907 – 1960) «Пара­кас: куль­тур­ные эле­менты» (Carrión Cachot, R. Paracas: Cultural elements. Lima, 1949). Здесь оно пока­зано в облике обе­зьяны без каких-либо голов­ных укра­ше­ний и змее­по­доб­ных сущ­но­стей, кото­рыми обычно пере­да­ются эле­менты сна­ря­же­ния для под­вод­ного пла­ва­ния. Тем не менее, на ее тапар­рабо изоб­ра­жена двой­ная рыба Пара­каса.

image010 image012Фото 8[6]. Рису­нок (в двух ракур­сах) из книги Ребеки Кар­рион Кашо, вхо­дя­щий в блок иллю­стра­ций, оза­глав­лен­ный «Изоб­ра­же­ние мифо­ло­ги­че­ской рыбы Паракаса»

Про­дол­же­ние: с. 22

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 192021 | 22 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>