I.2.3.3.3. Божества в облике людей

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.3. БОЖЕСТВА В ОБЛИКЕ ЛЮДЕЙ

I.2.3.3.3.1. ЛЮДИ ПОД ВОДОЙ

image001[i]

Среди пер­со­на­жей выши­вок в стиле Некро­поля есть те, кото­рые на пер­вый взгляд вос­при­ни­ма­ются как обыч­ные люди, про­сто купа­ю­щи­еся или зани­ма­ю­щи­еся под­вод­ным пла­ва­нием без спе­ци­аль­ных при­спо­соб­ле­ний. Про­ис­хо­дит это потому, что у них чело­ве­че­ские руки и ноги и мини­мум атри­бу­тов. Сим­во­лов, кото­рыми доста­точно узна­ва­емо на тка­нях Пара­каса пока­зано под­вод­ное сна­ря­же­ние, нет. От чет­ких «слов» в посла­нии оста­лись лишь неяс­ные знаки. Только при вни­ма­тель­ном изу­че­нии можно понять, что на моти­вах изоб­ра­жены боже­ства в самом лег­ком сна­ря­же­нии, в кото­рое вхо­дят гид­ро­ко­стюм, очки и дыха­тель­ная трубка.

Ком­по­зи­ции этой тема­тики не содер­жат ука­за­ний на спо­соб­ность пер­со­на­жей летать. Судя по всему, местом дей­ствия их сюже­тов явля­ется только вода. В соот­вет­ствии с позой пер­со­нажа мотивы можно раз­де­лить на две группы. К пер­вой я бы отнесла мотивы с пер­со­на­жами, нахо­дя­щи­мися в сво­бод­ном паде­нии в глу­бине вод, а ко вто­рой – плы­ву­щими в мор­ских глубинах.

Каж­дой группе соот­вет­ствует мотив, кото­рый, как мне кажется, был или мог бы быть для них образ­цом. А образцы, почти все­гда четко пере­дают посла­ние и помо­гают разо­брать его текст на своих повторениях.

 

I.2.3.3.3.1.1. Поза сво­бод­ного падения

I.2.3.3.3.1.1.1. Мотивы-образцы

image003[ii]

I.2.3.3.3.1.1.1.1. Боже­ство Пара­каса, паря­щее в двух стихиях

Как лета­ю­щее и пла­ва­ю­щее Боже­ство Пара­каса можно оха­рак­те­ри­зо­вать пер­со­на­жей четы­рех тек­стиль­ных фраг­мен­тов, кото­рые хра­нятся в Бри­тан­ском музее (фото 1, 3 – 6). Они были пере­даны музею двумя раз­ными дари­те­лями в раз­ное время: два мотива – в 1937 г. (фото 3 и 4) и два – в 1945 г. (фото 5 и 6). И, хотя мотивы очень схожи между собой, воз­можно, при­над­ле­жали они к раз­ным покро­вам. Уста­нов­лено место находки только одного из них (фото 5). Это Некро­поль Паракаса.

image005Фото 1. Группа фраг­мен­тов. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками по тка­ной основе. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[iii]

Пятый фраг­мент с таким же моти­вом (фото 2) нахо­дится в тек­стиль­ной кол­лек­ции Кем­бридж­ского университета.

image007Фото 2. Выши­тый тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: 11,5×16,5 см. Пара­кас, Перу. Ран­няя часть Ран­него про­ме­жу­точ­ного пери­ода (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии, тек­стиль­ная кол­лек­ция. Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, Вели­ко­бри­та­ния[iv]

Шестой фраг­мент хра­нится в Метрополитен-музее искусств (фото 2а). Он был пода­рен музею в 1933 г. Мотив явля­ется почти пол­ной копией мотива из Бри­тан­ского музея, пока­зан­ного на фото 6.

image041Фото 2а. Выши­тый фраг­мент покрова. Раз­меры: 8,26×9,53 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Период: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iva]

Как на моти­вах с боже­ствами – почти людьми, голову пер­со­нажа мотива вен­чает высо­кая шапка с налоб­ным укра­ше­нием, а вокруг рта его маски изоб­ра­жена сту­пен­ча­тая пира­мида. Правда, ленты с оре­хе­рами отсут­ствуют. Нет и змее­по­доб­ных сущ­но­стей, в част­но­сти той, кото­рая пере­дает дыха­тель­ную трубку. Вме­сто нее изоб­ра­жена дру­гая сущ­ность, кото­рую пер­со­наж дер­жит рукой, при­жи­мая ее круг­лую голову/маску к сво­ему подбородку.

 image009 image011Фото 3. Тек­стиль­ный мотив. Раз­меры: длина 8,5 см, ширина 8,5 см. Бри­тан­ский музей[v]. Фото 4. Тек­стиль­ный мотив. Раз­меры: длина 9 см, ширина 10 см. Бри­тан­ский музей[vi]

image013Лишь на мотиве с фото 3 сущ­ность имеет вид чело­ве­че­ской головы с рас­пу­щен­ными воло­сами. На этом осно­ва­нии, конечно, спе­ци­а­ли­сты Бри­тан­ского музея назвали ее тро­фей­ной голо­вой. Однако на дру­гих фраг­мен­тах у сущ­но­сти, кроме головы/маски, есть тело без рук и ног. Вол­ни­стые линии уже не выгля­дят как волосы и вос­при­ни­ма­ются, ско­рее, как хвост. Он соеди­нен с вытя­ну­тым пред­ме­том в дру­гой руке пер­со­нажа. Его можно было бы при­нять за ручку веера или конец жезла, кото­рые он дер­жит в этой же руке. Однако с «жез­лом» пред­мет не состав­ляет пря­мой линии, а на мотиве с фото 3 вышит нит­ками дру­гого цвета. Это застав­ляет усо­мниться в том, что на моти­вах дей­стви­тельно изоб­ра­жены веер и жезл. В любом слу­чае группа пред­ме­тов в руках пер­со­нажа соот­вет­ствует той, кото­рую было при­нято изоб­ра­жать на тка­нях корич­не­вой гаммы: стрелка сверху и маска с вер­ти­каль­ными поло­сами на под­бо­родке снизу (фото слева). Фигура, обра­зу­е­мая сущ­но­стью вме­сте с жез­лом и вее­ром, вызы­вает ассо­ци­а­ции с дыха­тель­ной труб­кой, а сама сущ­ность – с рас­пре­де­ли­тель­ным устрой­ством шлан­гов дыха­тель­ного аппарата.

image015Фото 5. Тек­стиль­ный мотив. Раз­меры: длина 8,5 см, ширина 8 см. Раскопки/место находки: Некро­поль Пара­каса. Бри­тан­ский музей[vii]

На одном из моти­вов сущ­ность в руках пер­со­нажа похожа на птицу, а на дру­гих – на мор­ское суще­ство. Сам пер­со­наж также пред­став­ляет собой боже­ство, могу­щее пла­вать под водой и летать по воз­духу. Об этом гово­рит, прежде всего, его поза, в кото­рой можно завис­нуть на мгно­ве­ние как в воз­духе, так и в воде, т.е. поза сво­бод­ного паде­ния. Наи­бо­лее оче­видно на мотиве изоб­ра­жены сим­волы полета. Силуэт птицы созда­ется одеж­дой пер­со­нажа. Хвост изоб­ра­жен в виде фал­де­льина с длин­ной бахро­мой, а крыло пере­дано накид­кой с бахро­мой на пле­чах в форме длин­ных пти­чьих перьев. Обе­зья­ньи кисти рук и стопы Боже­ства Пара­каса на мотиве по форме при­бли­жа­ются к пти­чьим лапкам.

Среди реаль­ной одежды бахрому на пле­чах имел один из двух самых рас­про­стра­нен­ных фасо­нов эскла­вин Пара­каса. Фал­де­льины также часто изго­тав­ли­вали с длин­ной тка­ной бахро­мой. Таким обра­зом, дан­ный мотив рас­кры­вает сим­во­лику бахромы на костюме пара­касца. Она озна­чает пти­чьи перья, а зна­чит – пре­тен­зии на спо­соб­ность летать.

image017Фото 6. Тек­стиль­ный мотив. Раз­меры: длина 10 см, ширина 7,5 см. Бри­тан­ский музей[viii]

К затылку пер­со­нажа при­мы­кает объ­ект, кото­рый спе­ци­а­ли­сты Бри­тан­ского музея счи­тают рас­пу­щен­ными воло­сами. Я думаю, что волосы одно­вре­менно изоб­ра­жают рыбий хвост. Об этом гово­рят не только форма хво­ста, но и узор на его конце, где на голу­бом фоне вышиты вол­ни­стые линии – сим­волы воды.

Мотив с лета­ю­щим и пла­ва­ю­щим Боже­ством Пара­каса очень кра­сив, но глав­ное – его поза гар­мо­нична и необык­но­венно есте­ственна по срав­не­нию с «труд­ными позами» пер­со­на­жей боль­шин­ства моти­вов. Несо­мненно, она имеет в своей основе тра­ди­ци­он­ные пара­кас­ские каноны, но не соот­вет­ствует ни одному из них. Поэтому изоб­ра­же­ние на мотиве сле­дует счи­тать новым кано­ном. Под­ра­жа­ний ему, в том числе и каких-то более сла­бых копий, не встре­ча­ется. Однако на основе этого канона было сде­лано несколько моти­вов, кото­рые пока­зы­вают божеств-людей. Но ни один из них нельзя назвать столь совершенным.

 

I.2.3.3.3.1.1.1.2. Боже­ство в глу­бине вод

image019Фото 7. Гор­ло­вина рубашки, выши­тая пара­кас­ским орна­мен­том из антро­по­морф­ных фигур. Гео­гра­фи­че­ское место­по­ло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[ix]

Изу­чив мотив каймы гор­ло­вины рубашки, пока­зан­ной на фото 7 и 8, можно сде­лать вывод о том, что новый обра­зец был раз­ра­бо­тан на основе канона «позы пловца». В нем все прак­ти­че­ски оста­лось по-прежнему. Даже голова также неесте­ственно при­став­лена к телу, как у божества-машины. Было вне­сено лишь одно изме­не­ние – телу пер­со­нажа был при­дан силь­ный изгиб в талии. В резуль­тате его поза изме­ни­лась кар­ди­нально и ее уже никак нельзя назвать «позой пловца». В поло­же­нии голо­вой вверх пер­со­наж стоит на ногах, отки­нув­шись назад так, как будто бы он соби­ра­ется сде­лать «мостик». В поло­же­нии голо­вой вниз пер­со­наж про­из­во­дит впе­чат­ле­ние чело­века, кото­рого вода вытал­ки­вает на поверх­ность, а он удер­жи­ва­ется за пред­меты на грунте руками, или же чело­века, кото­рый завис в воде и в резуль­тате мед­ленно погру­жа­ется на дно. О дви­же­нии вниз гово­рят и сто­я­щие вер­ти­кально волосы.

image021Фото 8. Круп­ный план выши­той гор­ло­вины рубашки[x]

На мотиве при­сут­ствует атри­бу­тика гео­мет­ри­че­ского стиля, в част­но­сти, харак­тер­ная маска пер­со­нажа с почти квад­рат­ным гла­зами, суще­ство, нахо­дя­ще­еся в его теле, и змее­по­доб­ные сущ­но­сти с боро­да­тыми мас­ками, а также пред­меты в форме стрелки рядом с руками и бахро­мой фал­де­льина. Но его фигура имеет не гео­мет­ри­че­ские формы, а плав­ные вполне чело­ве­че­ские очер­та­ния. Поэтому мотив сле­дует отне­сти к пере­ход­ным от гео­мет­ри­че­ского стиля покро­вов с крас­ной кай­мой к стилю Некрополя.

Паря­щее Боже­ство Пара­каса пяти моти­вов, о кото­рых речь шла ранее, адек­ватно смот­рится только ногами вверх. Пер­со­наж, выши­тый на гор­ло­вине, напро­тив, вос­при­ни­ма­ется рав­но­ценно как вверх, так и вниз ногами. При этом в поло­же­нии вниз ногами его голова ока­зы­ва­ется пере­вер­ну­той вверх под­бо­род­ком и ста­но­вится голо­вой чело­века в дру­гом сна­ря­же­нии, в кото­рое вхо­дят очки и шланги. А у одного из пер­со­на­жей в жел­том она более похо­дит на голову живот­ного с чер­тами кота. Пред­по­ла­га­лось, видимо, что мотив можно смот­реть и в гори­зон­таль­ном поло­же­нии. Но в таком ракурсе пер­со­наж выгля­дит менее выиг­рышно и еще более напо­ми­нает гим­на­ста, а ско­рее циркача.

image023 image025Фото 9 и 10. Кайма с тро­фей­ными голо­вами. Раз­меры: 150×23 см. Мате­риал и тех­ника: вышивка шер­стя­ными нит­ками на хлоп­ко­вой ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1 (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[xi]

Фраг­мент очень похо­жей каймы хра­нится в Музее миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 9 и 10).

 

I.2.3.3.3.1.1.2. Весе­лые купальщики

Канон, пред­став­лен­ный моти­вами крас­ной каймы (фото 7 – 10), был исполь­зо­ван в серии изоб­ра­же­ний людей, кото­рых хочется назвать весе­лыми купаль­щи­ками. Радостно улы­ба­ясь, они смот­рят нам в глаза и при­вет­ствуют взма­хом руки. Как я уже гово­рила, их поза напо­ми­нает позу чело­века в сво­бод­ном паде­нии в воз­душ­ной или вод­ной сре­дах. Впе­чат­ле­ние сво­бод­ного паде­ния уси­ли­вают сто­я­щие вер­ти­кально волосы.

image027Фото 11. Фраг­мент выши­того покрова. Раз­меры: 58,74×15,24 см. Мате­ри­алы: шерсть, хло­пок. Некро­поль Пара­каса, 1 – 100 гг. н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[xii]

Мотив, выши­тый на кайме покрова из кол­лек­ции Думбартон-Оакса (фото 11 – 14), повто­ряет в общих чер­тах мотив крас­ной каймы, хотя позу его пер­со­нажа нельзя назвать столь же изящ­ной. Непра­виль­но­сти позы иску­па­ются необык­но­венно тон­кой про­ри­сов­кой дета­лей и мастер­ски подо­бран­ными цве­тами. Здесь соче­та­ются темно-красный, чер­ный, темно-синий, темно-зеленый цвета с золо­тым. В резуль­тате кайма имеет очень тор­же­ствен­ную, цар­скую цве­то­вую композицию.

image029 image031 image033Фото 12 – 14. Снимки участ­ков каймы. Рас­по­ло­жены после­до­ва­тельно, начи­ная с верхнего

На кайме прак­ти­че­ски отсут­ствуют при­выч­ные рото­вые маски, змее­по­доб­ные сущ­но­сти – те атри­буты, кото­рые, имея свою рели­ги­оз­ную сим­во­лику, пере­да­вали одно­вре­менно под­вод­ное сна­ря­же­ние богов во плоти. В одной руке пер­со­наж дер­жит, видимо, жезл, а в дру­гой те же пред­меты, что и паря­щее Боже­ство Пара­каса. Они также вос­при­ни­ма­ются как веер и жезл. Но бла­го­даря тому, что «жезл» вышит в виде тон­ких парал­лель­ных линий, изоб­ра­же­ние этих атри­бу­тов более соот­вет­ствует канону тка­ней корич­не­вой гаммы, нежели у Боже­ства Пара­каса. Дыха­тель­ное при­спо­соб­ле­ние на дан­ном мотиве обо­зна­чено только куло­ном(?) в виде птицы(?), кото­рый нахо­дится под под­бо­род­ком пер­со­нажа. На его тунике изоб­ра­жены ребра, кото­рые явля­ются сим­во­лом мира мертвых.

image035Фото 15. Покров. Раз­меры: 142×241 см. Мате­риал или тех­ника: шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, выши­тая сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками желто-зеленого, темно– и светло-голубого, жел­того, оран­же­вого и розо­вого цве­тов; фон каймы темно-зеленый. Пара­кас, Южное побе­ре­жье, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1, 0 – 100 гг. н.э. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[xiii]

На покрове из Музея изящ­ных искусств Бостона (фото 15 – 17) пер­со­нажи по пара­кас­ским мер­кам и вовсе не имеют сим­во­лики. На них нет голов­ного убора и даже налоб­ника. Из укра­ше­ний головы остался только малень­ких кре­стик под подбородком.

image037Фото 16. Уча­сток покрова с каймой

Пер­со­нажи одеты в длин­ную под­по­я­сан­ную тунику (корот­кую тунику и фал­де­льин). У них чело­ве­че­ские руки и ноги по боль­шей части телес­ного цвета, поэтому кажется, что они обна­жены. Однако есть пер­со­нажи с чер­ными, бор­до­выми и зеле­ными конеч­но­стями. При этом как руки, так и ноги пер­со­нажа окра­шены одним цве­том, что лиш­ний раз гово­рит о том, что в основе подоб­ных изоб­ра­же­ний фигуры лежал гид­ро­ко­стюм богов во плоти, поверх кото­рого наде­ва­лись длин­ная туника, туника и фал­де­льин (тапар­рабо) или только фал­де­льин. Малень­кое тело с боль­шой голо­вой, улы­ба­ю­щи­еся маски и забав­ные позы пер­со­на­жей застав­ляют вос­при­ни­мать их как весело кувыр­ка­ю­щихся в воде детей. Однако на круп­ном плане видно, что боль­шие головы пер­со­на­жей – это маски с оска­лен­ными зуб­ками, и они уже не кажутся рас­ша­лив­ши­мися детьми. А в руках пер­со­нажи дер­жат жезл и веер. Все это застав­ляет счи­тать их, конечно же, божествами.

image039Фото 17. Вари­ант мотива основ­ного поля покрова

Про­дол­же­ние: с. 28

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>