Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.3. БОЖЕСТВА В ОБЛИКЕ ЛЮДЕЙ
I.2.3.3.3.1. ЛЮДИ ПОД ВОДОЙ
Среди персонажей вышивок в стиле Некрополя есть те, которые на первый взгляд воспринимаются как обычные люди, просто купающиеся или занимающиеся подводным плаванием без специальных приспособлений. Происходит это потому, что у них человеческие руки и ноги и минимум атрибутов. Символов, которыми достаточно узнаваемо на тканях Паракаса показано подводное снаряжение, нет. От четких «слов» в послании остались лишь неясные знаки. Только при внимательном изучении можно понять, что на мотивах изображены божества в самом легком снаряжении, в которое входят гидрокостюм, очки и дыхательная трубка.
Композиции этой тематики не содержат указаний на способность персонажей летать. Судя по всему, местом действия их сюжетов является только вода. В соответствии с позой персонажа мотивы можно разделить на две группы. К первой я бы отнесла мотивы с персонажами, находящимися в свободном падении в глубине вод, а ко второй – плывущими в морских глубинах.
Каждой группе соответствует мотив, который, как мне кажется, был или мог бы быть для них образцом. А образцы, почти всегда четко передают послание и помогают разобрать его текст на своих повторениях.
I.2.3.3.3.1.1. Поза свободного падения
I.2.3.3.3.1.1.1. Мотивы-образцы
I.2.3.3.3.1.1.1.1. Божество Паракаса, парящее в двух стихиях
Как летающее и плавающее Божество Паракаса можно охарактеризовать персонажей четырех текстильных фрагментов, которые хранятся в Британском музее (фото 1, 3 – 6). Они были переданы музею двумя разными дарителями в разное время: два мотива – в 1937 г. (фото 3 и 4) и два – в 1945 г. (фото 5 и 6). И, хотя мотивы очень схожи между собой, возможно, принадлежали они к разным покровам. Установлено место находки только одного из них (фото 5). Это Некрополь Паракаса.
Фото 1. Группа фрагментов. Материал: шерсть верблюдовых. Техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками по тканой основе. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Британский музей[iii]
Пятый фрагмент с таким же мотивом (фото 2) находится в текстильной коллекции Кембриджского университета.
Фото 2. Вышитый текстильный фрагмент. Размеры: 11,5×16,5 см. Паракас, Перу. Ранняя часть Раннего промежуточного периода (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей археологии и антропологии, текстильная коллекция. Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания[iv]
Шестой фрагмент хранится в Метрополитен-музее искусств (фото 2а). Он был подарен музею в 1933 г. Мотив является почти полной копией мотива из Британского музея, показанного на фото 6.
Фото 2а. Вышитый фрагмент покрова. Размеры: 8,26×9,53 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Период: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iva]
Как на мотивах с божествами – почти людьми, голову персонажа мотива венчает высокая шапка с налобным украшением, а вокруг рта его маски изображена ступенчатая пирамида. Правда, ленты с орехерами отсутствуют. Нет и змееподобных сущностей, в частности той, которая передает дыхательную трубку. Вместо нее изображена другая сущность, которую персонаж держит рукой, прижимая ее круглую голову/маску к своему подбородку.
Фото 3. Текстильный мотив. Размеры: длина 8,5 см, ширина 8,5 см. Британский музей[v]. Фото 4. Текстильный мотив. Размеры: длина 9 см, ширина 10 см. Британский музей[vi]
Лишь на мотиве с фото 3 сущность имеет вид человеческой головы с распущенными волосами. На этом основании, конечно, специалисты Британского музея назвали ее трофейной головой. Однако на других фрагментах у сущности, кроме головы/маски, есть тело без рук и ног. Волнистые линии уже не выглядят как волосы и воспринимаются, скорее, как хвост. Он соединен с вытянутым предметом в другой руке персонажа. Его можно было бы принять за ручку веера или конец жезла, которые он держит в этой же руке. Однако с «жезлом» предмет не составляет прямой линии, а на мотиве с фото 3 вышит нитками другого цвета. Это заставляет усомниться в том, что на мотивах действительно изображены веер и жезл. В любом случае группа предметов в руках персонажа соответствует той, которую было принято изображать на тканях коричневой гаммы: стрелка сверху и маска с вертикальными полосами на подбородке снизу (фото слева). Фигура, образуемая сущностью вместе с жезлом и веером, вызывает ассоциации с дыхательной трубкой, а сама сущность – с распределительным устройством шлангов дыхательного аппарата.
Фото 5. Текстильный мотив. Размеры: длина 8,5 см, ширина 8 см. Раскопки/место находки: Некрополь Паракаса. Британский музей[vii]
На одном из мотивов сущность в руках персонажа похожа на птицу, а на других – на морское существо. Сам персонаж также представляет собой божество, могущее плавать под водой и летать по воздуху. Об этом говорит, прежде всего, его поза, в которой можно зависнуть на мгновение как в воздухе, так и в воде, т.е. поза свободного падения. Наиболее очевидно на мотиве изображены символы полета. Силуэт птицы создается одеждой персонажа. Хвост изображен в виде фалдельина с длинной бахромой, а крыло передано накидкой с бахромой на плечах в форме длинных птичьих перьев. Обезьяньи кисти рук и стопы Божества Паракаса на мотиве по форме приближаются к птичьим лапкам.
Среди реальной одежды бахрому на плечах имел один из двух самых распространенных фасонов эсклавин Паракаса. Фалдельины также часто изготавливали с длинной тканой бахромой. Таким образом, данный мотив раскрывает символику бахромы на костюме паракасца. Она означает птичьи перья, а значит – претензии на способность летать.
Фото 6. Текстильный мотив. Размеры: длина 10 см, ширина 7,5 см. Британский музей[viii]
К затылку персонажа примыкает объект, который специалисты Британского музея считают распущенными волосами. Я думаю, что волосы одновременно изображают рыбий хвост. Об этом говорят не только форма хвоста, но и узор на его конце, где на голубом фоне вышиты волнистые линии – символы воды.
Мотив с летающим и плавающим Божеством Паракаса очень красив, но главное – его поза гармонична и необыкновенно естественна по сравнению с «трудными позами» персонажей большинства мотивов. Несомненно, она имеет в своей основе традиционные паракасские каноны, но не соответствует ни одному из них. Поэтому изображение на мотиве следует считать новым каноном. Подражаний ему, в том числе и каких-то более слабых копий, не встречается. Однако на основе этого канона было сделано несколько мотивов, которые показывают божеств-людей. Но ни один из них нельзя назвать столь совершенным.
I.2.3.3.3.1.1.1.2. Божество в глубине вод
Фото 7. Горловина рубашки, вышитая паракасским орнаментом из антропоморфных фигур. Географическое местоположение: полуостров Паракас – Ика – Перу. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[ix]
Изучив мотив каймы горловины рубашки, показанной на фото 7 и 8, можно сделать вывод о том, что новый образец был разработан на основе канона «позы пловца». В нем все практически осталось по-прежнему. Даже голова также неестественно приставлена к телу, как у божества-машины. Было внесено лишь одно изменение – телу персонажа был придан сильный изгиб в талии. В результате его поза изменилась кардинально и ее уже никак нельзя назвать «позой пловца». В положении головой вверх персонаж стоит на ногах, откинувшись назад так, как будто бы он собирается сделать «мостик». В положении головой вниз персонаж производит впечатление человека, которого вода выталкивает на поверхность, а он удерживается за предметы на грунте руками, или же человека, который завис в воде и в результате медленно погружается на дно. О движении вниз говорят и стоящие вертикально волосы.
Фото 8. Крупный план вышитой горловины рубашки[x]
На мотиве присутствует атрибутика геометрического стиля, в частности, характерная маска персонажа с почти квадратным глазами, существо, находящееся в его теле, и змееподобные сущности с бородатыми масками, а также предметы в форме стрелки рядом с руками и бахромой фалдельина. Но его фигура имеет не геометрические формы, а плавные вполне человеческие очертания. Поэтому мотив следует отнести к переходным от геометрического стиля покровов с красной каймой к стилю Некрополя.
Парящее Божество Паракаса пяти мотивов, о которых речь шла ранее, адекватно смотрится только ногами вверх. Персонаж, вышитый на горловине, напротив, воспринимается равноценно как вверх, так и вниз ногами. При этом в положении вниз ногами его голова оказывается перевернутой вверх подбородком и становится головой человека в другом снаряжении, в которое входят очки и шланги. А у одного из персонажей в желтом она более походит на голову животного с чертами кота. Предполагалось, видимо, что мотив можно смотреть и в горизонтальном положении. Но в таком ракурсе персонаж выглядит менее выигрышно и еще более напоминает гимнаста, а скорее циркача.
Фото 9 и 10. Кайма с трофейными головами. Размеры: 150×23 см. Материал и техника: вышивка шерстяными нитками на хлопковой ткани полотняного переплетения. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-1 (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[xi]
Фрагмент очень похожей каймы хранится в Музее мировой культуры Гетеборга (фото 9 и 10).
I.2.3.3.3.1.1.2. Веселые купальщики
Канон, представленный мотивами красной каймы (фото 7 – 10), был использован в серии изображений людей, которых хочется назвать веселыми купальщиками. Радостно улыбаясь, они смотрят нам в глаза и приветствуют взмахом руки. Как я уже говорила, их поза напоминает позу человека в свободном падении в воздушной или водной средах. Впечатление свободного падения усиливают стоящие вертикально волосы.
Фото 11. Фрагмент вышитого покрова. Размеры: 58,74×15,24 см. Материалы: шерсть, хлопок. Некрополь Паракаса, 1 – 100 гг. н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[xii]
Мотив, вышитый на кайме покрова из коллекции Думбартон-Оакса (фото 11 – 14), повторяет в общих чертах мотив красной каймы, хотя позу его персонажа нельзя назвать столь же изящной. Неправильности позы искупаются необыкновенно тонкой прорисовкой деталей и мастерски подобранными цветами. Здесь сочетаются темно-красный, черный, темно-синий, темно-зеленый цвета с золотым. В результате кайма имеет очень торжественную, царскую цветовую композицию.
Фото 12 – 14. Снимки участков каймы. Расположены последовательно, начиная с верхнего
На кайме практически отсутствуют привычные ротовые маски, змееподобные сущности – те атрибуты, которые, имея свою религиозную символику, передавали одновременно подводное снаряжение богов во плоти. В одной руке персонаж держит, видимо, жезл, а в другой те же предметы, что и парящее Божество Паракаса. Они также воспринимаются как веер и жезл. Но благодаря тому, что «жезл» вышит в виде тонких параллельных линий, изображение этих атрибутов более соответствует канону тканей коричневой гаммы, нежели у Божества Паракаса. Дыхательное приспособление на данном мотиве обозначено только кулоном(?) в виде птицы(?), который находится под подбородком персонажа. На его тунике изображены ребра, которые являются символом мира мертвых.
Фото 15. Покров. Размеры: 142×241 см. Материал или техника: шерстяная ткань полотняного переплетения, вышитая стебельчатым швом шерстяными нитками желто-зеленого, темно– и светло-голубого, желтого, оранжевого и розового цветов; фон каймы темно-зеленый. Паракас, Южное побережье, Ранний промежуточный период, фаза-1, 0 – 100 гг. н.э. Музей изящных искусств, Бостон, США[xiii]
На покрове из Музея изящных искусств Бостона (фото 15 – 17) персонажи по паракасским меркам и вовсе не имеют символики. На них нет головного убора и даже налобника. Из украшений головы остался только маленьких крестик под подбородком.
Фото 16. Участок покрова с каймой
Персонажи одеты в длинную подпоясанную тунику (короткую тунику и фалдельин). У них человеческие руки и ноги по большей части телесного цвета, поэтому кажется, что они обнажены. Однако есть персонажи с черными, бордовыми и зелеными конечностями. При этом как руки, так и ноги персонажа окрашены одним цветом, что лишний раз говорит о том, что в основе подобных изображений фигуры лежал гидрокостюм богов во плоти, поверх которого надевались длинная туника, туника и фалдельин (тапаррабо) или только фалдельин. Маленькое тело с большой головой, улыбающиеся маски и забавные позы персонажей заставляют воспринимать их как весело кувыркающихся в воде детей. Однако на крупном плане видно, что большие головы персонажей – это маски с оскаленными зубками, и они уже не кажутся расшалившимися детьми. А в руках персонажи держат жезл и веер. Все это заставляет считать их, конечно же, божествами.
Фото 17. Вариант мотива основного поля покрова
Продолжение: с. 28
[ii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=572690&objectid=477641
[iii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=614938&objectid=477639
[iv] http://museum.archanth.cam.ac.uk/textiles/collection/samerica/281/
[iva] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000418?rpp=20&pg=2&ft=paracas+cavernas&pos=33
[v] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=614925&objectId=653340&partId=1
[vi] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=614904&objectId=1656425&partId=1
[vii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=602556&objectid=477641