Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас. I.2.3.3.1.1. Божество Паракаса, продолжение
Кроме покровов с композициями, посвященными теме происхождения паракасцев, а также с мотивами, где Божество Паракаса раскрывается как покровитель сельского хозяйства, существует большая группа покровов, которые говорят о силах божества-прародителя – о его возможностях существовать, действовать и властвовать одновременно на суше, в море и в воздухе – соответственно в трех мирах андского космоса или, по крайней мере, в двух из них. На этих мотивах первостепенное значение придается обозначению сил божества с помощью присоединения к его фигуре характерных частей животных и/или изображения всего животного в качестве младшего божества-помощника. Иногда в качестве младших божеств изображаются фигурки людей в их естественном виде, а также в ипостаси птицы или в более сложном воплощении.
I.2.3.3.1.1.3. Многосложные ипостаси Божества Паракаса
Фото 1. Покров. Размеры: 92,7×246,2 см. Материал или техника: золотисто-коричневая шерстяная ткань полотняного переплетения с последующей вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками темно– и светло-голубого, желтого, оранжевого, малинового розового, зеленого и белого цветов. Паракас, Ранний промежуточный период, фаза-2, 100 – 200 гг. н.э. Музей изящных искусств, Бостон, США[1]
В период Некрополя существовал образ Божества Паракаса, в котором к фигуре обезьяны добавлялась двойная рыба или ее отдельные черты. Два покрова с такими мотивами хранятся в Музее изящных искусств Бостона и входят в коллекцию Денмана Уолдо Росса (Denman Waldo Ross), который подарил ее музею в 1916 г., т.е. до знаменитой эпопеи раскопок Хулио Тельо на полуострове.
Фото 2. Крупный план участка основного поля покрова
Фото 3. Мотив основного поля покрова
На первом покрове (фото 1 – 3) тело обезьяны буквально срощено с двойной рыбой Паракаса в области спины. Мотив показывает Божество Паракаса в подводной ипостаси.
Фото 4. Покров. Размеры: 111,7×274 см. Материал или техника: темно-фиолетовая шерстяная ткань полотняного переплетения с последующей вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками золотисто-коричневого (фон), красновато-фиолетового, розового, зеленого, темно-синего, светло-голубого, желтого, коричневого и белого цветов; бахрома. Паракас, Ранний промежуточный период, фаза-2, 100 – 200 гг. н.э. Музей изящных искусств, Бостон[2]
Второй покров (фото 4 – 6) представляет еще более сложную фигуру, где обезьяна имеет птичьи крылья и хвост. При этом перья на крыльях изображены в виде змееподобных сущностей в масках. Продолжением собственного рта божества является зубастая пасть двойной рыбы Паракаса. В результате Божество Паракаса на данном мотиве наделяется властью над тремя мирами – земным, подводным и небесным.
Если мотив первого покрова выполнен в рамках канона «позы пловца», то на втором покрове можно видеть новый канон, где положение верхней части божества (голова и руки) соответствует позе ныряльщика (полетчика), а ноги согнуты по отношению к телу почти под прямым углом. Видимо, предполагалось, что божество будет смотреться адекватно и в вертикальном (голова внизу), и в горизонтальном положениях.
Фото 5. Участок основного поля покрова крупным планом
Покров, на котором повторен мотив Божества Паракаса, властвующего в трех мирах (фото 7), хранится в Музее им. Линдена Штутгарта. Любопытно, что именно этим покров в Британике проиллюстрирована культура Паракаса.
Фото 7. Вышитый погребальный покров. Культура: Некрополь Паракаса, 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Музей им. Линдена, Штутгарт, Германия[3]
Летающее Божество Паракаса с пастью двойной рыбы изображено также на кайме несохранившегося покрова из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 8)
Фото 8. Кайма покрова. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[4]
Продолжение: с. 23