I.2.3.3.1.1.3. Многосложные ипостаси Божества Паракаса

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас. I.2.3.3.1.1. Боже­ство Пара­каса, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Кроме покро­вов с ком­по­зи­ци­ями, посвя­щен­ными теме про­ис­хож­де­ния пара­кас­цев, а также с моти­вами, где Боже­ство Пара­каса рас­кры­ва­ется как покро­ви­тель сель­ского хозяй­ства, суще­ствует боль­шая группа покро­вов, кото­рые гово­рят о силах божества-прародителя – о его воз­мож­но­стях суще­ство­вать, дей­ство­вать и власт­во­вать одно­вре­менно на суше, в море и в воз­духе – соот­вет­ственно в трех мирах анд­ского кос­моса или, по край­ней мере, в двух из них. На этих моти­вах пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­да­ется обо­зна­че­нию сил боже­ства с помо­щью при­со­еди­не­ния к его фигуре харак­тер­ных частей живот­ных и/или изоб­ра­же­ния всего живот­ного в каче­стве млад­шего божества-помощника. Ино­гда в каче­стве млад­ших божеств изоб­ра­жа­ются фигурки людей в их есте­ствен­ном виде, а также в ипо­стаси птицы или в более слож­ном воплощении.

 

I.2.3.3.1.1.3. Мно­го­слож­ные ипо­стаси Боже­ства Паракаса

image001Фото 1. Покров. Раз­меры: 92,7×246,2 см. Мате­риал или тех­ника: золотисто-коричневая шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния с после­ду­ю­щей вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками темно– и светло-голубого, жел­того, оран­же­вого, мали­но­вого розо­вого, зеле­ного и белого цве­тов. Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2, 100 – 200 гг. н.э. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[1]

В период Некро­поля суще­ство­вал образ Боже­ства Пара­каса, в кото­ром к фигуре обе­зьяны добав­ля­лась двой­ная рыба или ее отдель­ные черты. Два покрова с такими моти­вами хра­нятся в Музее изящ­ных искусств Бостона и вхо­дят в кол­лек­цию Ден­мана Уолдо Росса (Denman Waldo Ross), кото­рый пода­рил ее музею в 1916 г., т.е. до зна­ме­ни­той эпо­пеи рас­ко­пок Хулио Тельо на полуострове.

image003Фото 2. Круп­ный план участка основ­ного поля покрова

image005Фото 3. Мотив основ­ного поля покрова

На пер­вом покрове (фото 1 – 3) тело обе­зьяны бук­вально сро­щено с двой­ной рыбой Пара­каса в обла­сти спины. Мотив пока­зы­вает Боже­ство Пара­каса в под­вод­ной ипостаси.

image007Фото 4. Покров. Раз­меры: 111,7×274 см. Мате­риал или тех­ника: темно-фиолетовая шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния с после­ду­ю­щей вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками золотисто-коричневого (фон), красновато-фиолетового, розо­вого, зеле­ного, темно-синего, светло-голубого, жел­того, корич­не­вого и белого цве­тов; бахрома. Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2, 100 – 200 гг. н.э. Музей изящ­ных искусств, Бостон[2]

Вто­рой покров (фото 4 – 6) пред­став­ляет еще более слож­ную фигуру, где обе­зьяна имеет пти­чьи кры­лья и хвост. При этом перья на кры­льях изоб­ра­жены в виде змее­по­доб­ных сущ­но­стей в мас­ках. Про­дол­же­нием соб­ствен­ного рта боже­ства явля­ется зуба­стая пасть двой­ной рыбы Пара­каса. В резуль­тате Боже­ство Пара­каса на дан­ном мотиве наде­ля­ется вла­стью над тремя мирами – зем­ным, под­вод­ным и небесным.

Если мотив пер­вого покрова выпол­нен в рам­ках канона «позы пловца», то на вто­ром покрове можно видеть новый канон, где поло­же­ние верх­ней части боже­ства (голова и руки) соот­вет­ствует позе ныряль­щика (полет­чика), а ноги согнуты по отно­ше­нию к телу почти под пря­мым углом. Видимо, пред­по­ла­га­лось, что боже­ство будет смот­реться адек­ватно и в вер­ти­каль­ном (голова внизу), и в гори­зон­таль­ном положениях.

image009Фото 5. Уча­сток основ­ного поля покрова круп­ным планом

image011Фото 6. Мотив покрова

Покров, на кото­ром повто­рен мотив Боже­ства Пара­каса, власт­ву­ю­щего в трех мирах (фото 7), хра­нится в Музее им. Лин­дена Штут­гарта. Любо­пытно, что именно этим покров в Бри­та­нике про­ил­лю­стри­ро­вана куль­тура Паракаса.

image013Фото 7. Выши­тый погре­баль­ный покров. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса, 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Музей им. Лин­дена, Штут­гарт, Гер­ма­ния[3]

Лета­ю­щее Боже­ство Пара­каса с пастью двой­ной рыбы изоб­ра­жено также на кайме несо­хра­нив­ше­гося покрова из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 8)

IMG_6936tФото 8. Кайма покрова. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[4]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>